Возраст благости

Стас Волгин
     За других отвечать не буду, скажу лишь о себе. О своей точке зрения.
     По молодости считал, что живу, в общем-то, нормально. Не хуже других. Приемлемая и хорошо оплачиваемая работа, добротное жильё, жена, ребёнок. Летом – дача, отпуск – в деревне или на Чёрном море. Нередко посещали театры, эстрадные концерты, музеи и выставки. Дружной компанией встречали Новый год, отмечали дни рождения и прочие «праздники». Читали современных авторов и классику, доставали редкие книги, ходили на встречи с популярными артистами и писателями. Не забывали просмотреть новинки мирового кинематографа или очередной нашумевший телесериал. Слушали самые ходовые стереозаписи на дисках-гигантах или магнитофонах. Одевались по моде, добывали с переплатой шмотки «последнего писка».
     И казалось, что находимся неподалёку от эпицентра протекающей вокруг общественной жизни. Что не отстали от неё, не заскорузли в дикой дремучести. Что, наверное, так и должно быть. И будет нескончаемо долго. Но… На то она, видно, и молодость, чтобы быть слегка наивным, доверчивым, влюбчивым, эмоциональным, гормонально устойчивым и жизнерадостным.
     Однако чем старательнее отстукивал свои секунды «счётчик» прожитых лет, тем отчётливее вырисовывалось в сознании понимание того, что внутренняя энергетика организма и общий тонус восприятия окружающего мира не беспредельны. Что с годами коварные «болячки» всё чаще дают о себе знать. И само определение «здоровье» отчего-то звучит уже всё тревожнее и напряжённее. И с возрастом всё меньше тянет не только потусоваться, но и вообще куда-то перемещаться. Поскольку в «пятках» уже не ощущается нестерпимого зуда движения в поисках приключений. К тому же перечень  друзей, приятелей и знакомых с каждым годом становится всё скуднее.
     Невольно начинают приходить на ум шальные мыслишки типа «А всё ли в жизни ты сделал так, как хотел? Как когда-то мечталось?» Или: «Чего, собственно, добился, чего достиг? Чем можешь оправдаться перед людьми и перед Богом?» Или: «В чём был смысл твоего существования в этом грешном мире? Какой след и какую память оставляешь после себя?» Ну и т.п.
     После подобных душевно-нравственных самокопаний поселяются в сердце и разуме беспокойные самовыводы: «А всё ли я успел? Той ли дорогой шёл? Насколько проделанный мною путь был безупречен? Или непременно следует сделать ещё то-то и то-то? Надо не забыть выполнить такие-то и такие-то дела. Пока ещё есть время. Пока старость окончательно не парализовала достойные человеческие желания и твёрдую волю».
     И вот начинаешь судорожно «навёрстывать» пробелы, допущенные беззаботной юностью и быстро пролетевшей молодостью. Каждую минуту, каждый прожитый час максимально используешь для «затыкания» очевидных брешей и греховных изъянов, возникших по разгильдяйству и недальновидности. Стараешься изо всех сил, не досыпаешь ночей, где-то не доедаешь, отказываешь себе во многих земных «удовольствиях». А в результате организм изнашиваетя до предела. Всё чаще начинаешь ощущать себя затравленным зверьком, который просто задыхается от непосильных нагрузок. Но думаешь – ничего, сдюжу, так надо. Зато аккуратно сложу в «поленницу» бездумно наломанную когда-то «охапку дров» и загоню в самую глубокую нору чувство вины за содеянное.
     И вдруг… Да, именно вдруг, совершенно неожиданно. Проснувшись однажды ранним утром, весьма отчётливо начинаешь понимать, что навёрстывать упущенное – дело, конечно, полезное и благородное, но… Всего задуманного, как бы ни старался, всё равно не переделать. Просто не хватит ни сил, ни здоровья, ни отпущенного Богом времени. И неизбежно останется то, что ещё не доделал, не довёл до ума. И что тогда? Истерзанной душе будет уготован жребий мятежной и неуспокоенной скиталицы? Протестующей и вечно кающейся субстанции? Разве это правильно?..
     Серьёзно поразмышляв, я пришёл к выводам, которые считаю для себя единственно верными. Во всяком случае – на сегодняшний день.
     Первое. Для начала необходимо элементарно успокоиться и привести в порядок нервную систему. Постоянно достигать ещё недостигнутого в моём возрасте уже смешно и неуместно. Человеку всегда свойственно полагать, будто жизнь многое ему не додала, чем-то обделила. Поэтому в данном случае следует решительно нажать на тормоза и, бесконечно радуясь, довольствоваться тем, что уже имеешь, чего уже достиг. И каждое утро благодарить Бога за это.
     Второе. С точки зрения христианской религии смысл нашей жизни на этом свете состоит в очищении собственной души от греховной мерзости. Молитвами, постами, добрыми помыслами и делами. А как ей, бедной, очиститься, если добровольно загоняешь её в мирскую суету, сопряжённую с постоянной тревогой о чём-то недоделанном или недополученном? Душа неизбежно начинает скорбеть и маяться, что нужно что-то успеть выполнить на волне благородно-романтических мечтаний. А ей просто не хватает банального покоя и тихой благости.   
     Третье. И это самое главное. Чтобы праведная душа обрела покой и благость, благодать Божью, нужно прежде всего уйти в состояние духовного равновесия. Без маеты, суеты и тревоги. Следует погрузиться в безмятежное миросозерцание. И всегда помнить – попустит Господь, и мы непременно доделаем всё, что ещё необходимо сделать в этой жизни. Не будет на то Его Промысла – значит, так и должно быть. Не надо рвать из себя жилы. Богу виднее…
     Вот тогда у нас возникнет шанс оставшуюся жизнь пробыть в благости, которая так нужна исстрадавшейся душе на склоне лет. Однако достичь этого – огромный труд. Но труд весьма посильный. Для любого здравомыслящего человека. Думаю, и для меня тоже…