Бряхимов таланты и поклонники Двенадцатая серия

Александр Строганов
БРЯХИМОВ
(ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ)
ДВЕНАДЦАТАЯ СЕРИЯ

Александр Строганов

Оригинальный сценарий

Строганов Александр
+7 9132152218
Jazz200261@mail.ru
656055
Россия, г. Барнаул, ул. Островского 40 – 35
www.stroganow.ru









БРЯХИМОВ (ТАЛАНТЫ И
ПОКЛОННИКИ)  -
ДАТА СЪЁМКИ:
СЮЖЕТЧИК: АЛЕКСАНДР СТРОГАНОВ ДАТА ЭФИРА:
ДИАЛОГИСТ: АЛЕКСАНДР СТРОГАНОВ ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ:

ПЕРСОНАЖИ:
ФОТОГРАФ
ЖАНДАРМ
СЛЕПОЙ СТАРИК
СВЕТЛОВИДОВА
СМЫШЛЯЕВА
БУЯНОВ
ЧИКИН
ШОРОХОВ
ГОРОХОВ
УШАКОВ
ДРУНИНА
ЯБЛОНСКИЙ
НЕВАЛЯЕВ
ЛЕЙДЕ
ИГУМНОВА
ЖОРЖ
ПЕЛАГИЯ КУЗЬМИНИЧНА
ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА
ГОРНИЧНАЯ
БАНЩИК
СЛОН
МАССОВКА:
ЦЫГАНЕ
ВОКЗАЛЬНАЯ ПУБЛИКА
РАБОЧИЕ











ОБЪЕКТЫ:
ИНТЕРЬЕРЫ:
ТЕАТР
- СЦЕНА
- СЦЕНА С ДЕКОРАЦИЯМИ
- КОСТЮМЕРНЫЙ ЦЕХ
БОЛЬНИЦА
- КОРИДОР
ВОКЗАЛ
- ЗАЛ ОЖИДАНИЯ
НАТУРА:
ДВОРИК С ФОНТАНОМ
РЕКА

ПЕРВАЯ ХОХОТУШКА
ВТОРАЯ ХОХОТУШКА
КОСТЮМЕРША
КУПАЛЬЩИЦА
ПЕРВЫЙ КУПАЛЬЩИК
ВТОРОЙ КУПАЛЬЩИК
ПОЧТАЛЬОН
СЛЕПОЙ СТАРИК
ПЕРВЫЙ РУБЩИК
ВТОРОЙ РУБЩИК
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК




Оглавление

1 АКТ. КОСТЮМЕРША.

1.1. ИНТ. ТЕАТР. КОСТЮМЕРНЫЙ ЦЕХ
(ПЕРВАЯ ХОХОТУШКА, ВТОРАЯ ХОХОТУШКА, КОСТЮМЕРША)…………………….6

1.2. ИНТ. ТЕАТР. КОСТЮМЕРНЫЙ ЦЕХ
(КОСТЮМЕРША)………………………………………………………………………………………………………………………6

2 АКТ. БЕЗМЯТЕЖНОСТЬ№1.

2.1. НАТ. РЕКА. ДЕНЬ.
(КУПАЛЬЩИЦА, ПЕРВЫЙ КУПАЛЬЩИК, ВТОРОЙ КУПАЛЬЩИК, ПОЧТАЛЬОН)………………………………………………………………………………………………………………………….7

3 АКТ. НЕОН №1.

3.1. ИНТ. БОЛЬНИЦА. КОРИДОР……………………………………………………….…………………8

4 АКТ. БЕЗМЯТЕЖНОСТЬ №2.

4.1. НАТ. РЕКА. ДЕНЬ.
(КУПАЛЬЩИЦА, ПЕРВЫЙ КУПАЛЬЩИК, ВТОРОЙ КУПАЛЬЩИК, ПОЧТАЛЬОН, ПЕЛАГЕЯ КУЗЬМИНИЧНА, ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА)………….…8

5 АКТ. НЕОН №2.

5.1. ИНТ. БОЛЬНИЦА. КОРИДОР…………………………………………………………………….……8

6 АКТ. БЕЗМЯТЕЖНОСТЬ №3.

6.1. НАТ. РЕКА. ДЕНЬ.
(КУПАЛЬЩИЦА, ПЕРВЫЙ КУПАЛЬЩИК, ВТОРОЙ КУПАЛЬЩИК, ПОЧТАЛЬОН, ПЕЛАГЕЯ КУЗЬМИНИЧНА, ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА, СЛЕПОЙ СТАРИК, ПЕРВЫЙ РУБЩИК, ВТОРОЙ РУБЩИК, МАССОВКА: ЦЫГАНЕ)….8

7 АКТ. НЕОН №3.
7.1. ИНТ. БОЛЬНИЦА. КОРИДОР
(СВЕТЛОВИДОВА, ДРУНИНА)……………………………………………………………………………………….9

8 АКТ. ФОТОГРАФИЯ НА ПАМЯТЬ.

8.1. НАТ. РЕКА. ДЕНЬ.(КУПАЛЬЩИЦА, ПЕРВЫЙ КУПАЛЬЩИК, ВТОРОЙ КУПАЛЬЩИК, ПОЧТАЛЬОН, ПЕЛАГЕЯ КУЗЬМИНИЧНА, ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА, СЛЕПОЙ СТАРИК, ПЕРВЫЙ РУБЩИК, ВТОРОЙ РУБЩИК, ФТОГРАФ, ЖАНДАРМ, МАССОВКА: ЦЫГАНЕ)……………………………………………….……10

8.2. НАТ. РЕКА. ДЕНЬ.(КУПАЛЬЩИЦА, ПЕРВЫЙ КУПАЛЬЩИК, ВТОРОЙ КУПАЛЬЩИК, ПОЧТАЛЬОН, ПЕЛАГЕЯ КУЗЬМИНИЧНА, ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА, СЛЕПОЙ СТАРИК, ПЕРВЫЙ РУБЩИК, ВТОРОЙ РУБЩИК, ФТОГРАФ, ЖАНДАРМ, МАССОВКА: ЦЫГАНЕ)………………………………………………………11

9 АКТ. ПРОВОДЫ.

9.1. НАТ. ДВОРИК С ФОНТАНОМ. ВЕЧЕР.
(СВЕТЛОВИДОВА, ЛЕЙДЕ)………………………………………………………………………….…………..11

9.2. НАТ. ДВОРИК С ФОНТАНОМ. ВЕЧЕР.
(СВЕТЛОВИДОВА, УШАКОВ, ФОТОГРАФ)…………………………………………………………….16

10 АКТ. ЧЕТВЕРТОЕ ДЕЙСТВИЕ.

10.1. ИНТ. СЦЕНА.(СВЕТЛОВИДОВА, ЛЕЙДЕ)…………………………………………..21

11 АКТ. А.Н. ОСТРОВСКИЙ. ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ. 

11.1. ИНТ. СЦЕНА. СПЕКТАКЛЬ. ДЕКОРАЦИИ ЧЕТВЕРТОГО ДЕЙСТВИЯ.(БУЯНОВ, ЖОРЖ, ГОРОХОВ)………………………………………………………………23

11.2. ИНТ. СЦЕНА. СПЕКТАКЛЬ. ДЕКОРАЦИИ ЧЕТВЕРТОГО ДЕЙСТВИЯ.(БУЯНОВ, ЯБЛОНСКИЙ, ГОРОХОВ, ЛЕЙДЕ)………………………………24

11.3. ИНТ. СЦЕНА. СПЕКТАКЛЬ. ДЕКОРАЦИИ ЧЕТВЕРТОГО ДЕЙСТВИЯ.(БУЯНОВ, ЯБЛОНСКИЙ, ГОРОХОВ, ЛЕЙДЕ, ИГУМНОВА, СМЫШЛЯЕВА, ДРУНИНА, ЧИКИН, ШОРОХОВ, ГОРНИЧНАЯ)………………….….25

11.4. ИНТ. СЦЕНА. СПЕКТАКЛЬ. ДЕКОРАЦИИ ЧЕТВЕРТОГО ДЕЙСТВИЯ.(ИГУМНОВА, СМЫШЛЯЕВА, ДРУНИНА, ЧИКИН, ШОРОХОВ, УШАКОВ, ГОРНИЧНАЯ, ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК)……………………………………………….……28

12 АКТ. ЗАЛ ОЖИДАНИЯ.

12.1. ИНТ. ВОКЗАЛ. ЗАЛ ОЖИДАНИЯ
(БУЯНОВ, ГОРОХОВ, МАССОВКА: ВОКЗАЛЬНАЯ ПУБЛИКА)…………………….30

12.2. ИНТ. ВОКЗАЛ. ЗАЛ ОЖИДАНИЯ
(ЯБЛОНСКИЙ, ДРУНИНА, СВЕТЛОВИДОВА, УШАКОВ, МАССОВКА: ВОКЗАЛЬНАЯ ПУБЛИКА)……………………………………………………………………………………………..31

12.3. ИНТ. ВОКЗАЛ. ЗАЛ ОЖИДАНИЯ
(СВЕТЛОВИДОВА, НЕВАЛЯЕВ, ЖОРЖ, МАССОВКА: ВОКЗАЛЬНАЯ ПУБЛИКА)………………………………………………………………………………………………………………….……..33

12.4. ИНТ. ВОКЗАЛ. ЗАЛ ОЖИДАНИЯ
(СВЕТЛОВИДОВА, ШОРОХОВ, ПЕЛАГЕЯ КУЗЬМИНИЧНА, ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА, МАССОВКА: ВОКЗАЛЬНАЯ ПУБЛИКА)……………………………….……..34

12.5. ИНТ. ВОКЗАЛ. ЗАЛ ОЖИДАНИЯ
(ЛЕЙДЕ, ИГУМНОВА, МАССОВКА: ВОКЗАЛЬНАЯ ПУБЛИКА)………….…………37

12.6. ИНТ. ВОКЗАЛ. ЗАЛ ОЖИДАНИЯ
(ПЕРВАЯ ХОХОТУШКА, ВТОРАЯ ХОХОТУШКА, МАССОВКА: ВОКЗАЛЬНАЯ ПУБЛИКА)…………………………………………………………………………………………………………………….………38

12.7. ИНТ. ВОКЗАЛ. ЗАЛ ОЖИДАНИЯ
(ЧИКИН, ШОРОХОВ, ЯБЛОНСКИЙ, МАССОВКА: ВОКЗАЛЬНАЯ ПУБЛИКА)…………………………………………………………………………………………………………………………….39

13 АКТ. А.Н. ОСТРОВСКИЙ. ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ. 

13.1. ИНТ. ВОКЗАЛ. ЗАЛ ОЖИДАНИЯ. 
(СВЕТЛОВИДОВА, СМЫШЛЯЕВА, ДРУНИНА, ЧИКИН, ШОРОХОВ, УШАКОВ, ГОРНИЧНАЯ, ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК, МАССОВКА: ВОКЗАЛЬНАЯ ПУБЛИКА)…………………………………………………………………………………………………………………………….42

13.2. ИНТ. ВОКЗАЛ. ЗАЛ ОЖИДАНИЯ. 
(СВЕТЛОВИДОВА, СМЫШЛЯЕВА, ДРУНИНА, ЧИКИН, ШОРОХОВ, УШАКОВ, ГОРНИЧНАЯ, ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК, ЖАНДАРМ, МАССОВКА: ВОКЗАЛЬНАЯ ПУБЛИКА)…………………………………………………………………………………………………………………….…….44

13.3. ИНТ. ВОКЗАЛ. ЗАЛ ОЖИДАНИЯ. 
(СВЕТЛОВИДОВА, СМЫШЛЯЕВА, ДРУНИНА, ЧИКИН, ШОРОХОВ, УШАКОВ, ЛЕЙДЕ, ЯБЛОНСКИЙ, ГОРНИЧНАЯ, ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК, ЖАНДАРМ, МАССОВКА: ВОКЗАЛЬНАЯ ПУБЛИКА)…………………………………………………………….…..47

13.4. ИНТ. ВОКЗАЛ. ЗАЛ ОЖИДАНИЯ. 
(СВЕТЛОВИДОВА, УШАКОВ, ЛЕЙДЕ, ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК, МАССОВКА: ВОКЗАЛЬНАЯ ПУБЛИКА)………………………………………………………………………….………………..51

13.5. ИНТ. ВОКЗАЛ. ЗАЛ ОЖИДАНИЯ. 
(БУЯНОВ, ГОРОХОВ, ЛЕЙДЕ, СМЫШЛЯЕВА, ШОРОХОВ, ЧИКИН, МАССОВКА: ВОКЗАЛЬНАЯ ПУБЛИКА)…………………………………………………………….………56

13.6. ИНТ. ВОКЗАЛ. ЗАЛ ОЖИДАНИЯ. 
(БУЯНОВ, ГОРОХОВ, ЛЕЙДЕ, СМЫШЛЯЕВА, ШОРОХОВ, ЧИКИН, МАССОВКА: ВОКЗАЛЬНАЯ ПУБЛИКА, РАБОЧИЕ)……………………………………..……56

14 АКТ. ВОЗНЕСЕНИЕ.

14.1. ХРОНИКА………………………………………………………………………………………………………….……61 

15 АКТ. БЕЗМЯТЕЖНОСТЬ №4.

15.1. НАТ. РЕКА. ДЕНЬ.(СЛОН)………………………………………………………….………….61

 


НА ТИТРАХ СТАРИННЫЕ ФОТОГРАФИИ. ЖЕЛТЫЙ ВИРАЖ ПОДЧЕРКИВАЕТ ИХ ВОЗРАСТ. НА СНИМКАХ - ВИДЫ ТИПИЧНОГО РУССКОГО ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА, А ТАКЖЕ ПОРТРЕТЫ ЛЮДЕЙ ИЗ ДАЛЕКОГО ПРОШЛОГО.

1 акт

КОСТЮМЕРША

1.1. ИНТ. ТЕАТР. КОСТЮМЕРНЫЙ ЦЕХ
(ПЕРВАЯ ХОХОТУШКА, ВТОРАЯ ХОХОТУШКА, КОСТЮМЕРША)

ДОЛГИЕ РЯДЫ ПЛАТЬЕВ.
ПОД ПЛАТЬЯМИ – ОГРОМНЫЕ КОРОБКИ С ОБУВЬЮ.
МЕЖДУ РЯДАМИ УЗКОЕ ПРОСТРАНСТВО.

Костюмер, женщина, превозмогая трудности тесноты, занимается подбором.
Примеривает первой актрисе - хохотушке платье.
Вторая актриса – хохотушка здесь же.
Хохотушки вертятся, кривляются, что контрастирует с суровым, сосредоточенным лицом костюмерши.

ГОЛОС РЕЖИССЕРА
А вот, пожалуйста, костюмерный цех. Здесь все еще играются уже давно не существующие спектакли. Платья и пальто помнят тепло давно ушедших своих хозяев.
Пауза.
Я знал одного ленинградского актера, который из подбора играл в плаще Василия Андреевича Меркурьева. Говорил, что это – ни с чем несравнимые ощущения.
Пауза.
Вот здесь, наверное, можно встретить призраков. Мне кажется, если все-таки приведения существуют, они просто обязаны жить в театре. И в первую очередь – в костюмерном цехе. Хотя, как видите, здесь тесновато.

1.2. ИНТ. ТЕАТР. КОСТЮМЕРНЫЙ ЦЕХ
(КОСТЮМЕРША)

КОСТЮМЕРША
На камеру.
Да что вы, какие приведения?
Смеется.
Астма - другое дело. Вот астма здесь живет.
Пауза.
С этой пылью бороться невозможно. Мы делаем влажную уборку, но это не спасает. Пыль здесь хозяйка.
Пауза.
Иногда я подхожу к платью, в котором в пятьдесят шестом, кажется… да, в пятьдесят шестом году Анну Каренину играла Полина Аркадьевна Труханова. Подойду, прислушаюсь… не поверите, запах французских духов!
А ведь это – пятьдесят шестой год. Можете себе представить?
Пауза.
Да, прежде актеры были богами, богинями. Столько стати, величавости.
Пауза.
Между прочим, некоторые, не все, конечно, но некоторые актрисы из тех еще времен сохраняют в себе эту царственность...
Походка, манера говорить. Залюбуешься.
Пауза.
А привидения?
Смеется.
Кто его знает, может быть, и живут?

2 акт

БЕЗМЯТЕЖНОСТЬ №1

2.1. НАТ. РЕКА. ДЕНЬ.
(КУПАЛЬЩИЦА, ПЕРВЫЙ КУПАЛЬЩИК, ВТОРОЙ КУПАЛЬЩИК, ПОЧТАЛЬОН)

ПЕСЧАНЫЙ ПЛЯЖ НА БЕРЕГУ РЕКИ. 
Купальщица – в цветастом шезлонге.
Первый купальщик на мангале готовит шашлыки.
Второй купальщик сидит на кромке воды, в ожидании волн от парохода.
Появляется почтальон.
Он бросает на песок свой велосипед и устремляется к воде.

3 акт

НЕОН №1

3.1. ИНТ. БОЛЬНИЦА. КОРИДОР

ДРОЖАЩИЙ В НЕОНОВОМ СВЕЧЕНИИ НЕМОЙ ТОННЕЛЬ ПУСТОГО БОЛЬНИЧНОГО КОРИДОРА.

4 акт

БЕЗМЯТЕЖНОСТЬ №2

4.1. НАТ. РЕКА. ДЕНЬ.
(КУПАЛЬЩИЦА, ПЕРВЫЙ КУПАЛЬЩИК, ВТОРОЙ КУПАЛЬЩИК, ПОЧТАЛЬОН, ПЕЛАГЕЯ КУЗЬМИНИЧНА, ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА)

ПЕСЧАНЫЙ ПЛЯЖ НА БЕРЕГУ РЕКИ. 

Появляются Пелагея Кузьминична и Елизавета Петровна. Они пытаются установить тент на подпорках. У них ничего не выходит, подпорки то и дело падают. Им на помощь устремляются второй купальщик и почтальон.

5 акт

НЕОН №2

5.1. ИНТ. БОЛЬНИЦА. КОРИДОР

ДРОЖАЩИЙ В НЕОНОВОМ СВЕЧЕНИИ НЕМОЙ ТОННЕЛЬ ПУСТОГО БОЛЬНИЧНОГО КОРИДОРА.


6 акт

БЕЗМЯТЕЖНОСТЬ №3

6.1. НАТ. РЕКА. ДЕНЬ.
(КУПАЛЬЩИЦА, ПЕРВЫЙ КУПАЛЬЩИК, ВТОРОЙ КУПАЛЬЩИК, ПОЧТАЛЬОН, ПЕЛАГЕЯ КУЗЬМИНИЧНА, ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА, СЛЕПОЙ СТАРИК, ПЕРВЫЙ РУБЩИК, ВТОРОЙ РУБЩИК, МАССОВКА: ЦЫГАНЕ)

ПЕСЧАНЫЙ ПЛЯЖ НА БЕРЕГУ РЕКИ. 
 
Тент установлен.
К присутствующим персонажам присоединяется компания цыган, слепой старик, первый и второй рубщики мяса.


7 акт

НЕОН №3

7.1. ИНТ. БОЛЬНИЦА. КОРИДОР
(СВЕТЛОВИДОВА, ДРУНИНА)

По больничному коридору, идут Друнина и Светловидова.

ДРУНИНА
В слезах. На ходу
… Знаешь, Саша, что по этому поводу говорила Раевская? Если больному очень хочется жить, врачи бессильны!
 
СВЕТЛОВИДОВА
Как это случилось?

ДРУНИНА
Да черт его знает, как случилось?
Пауза.
Прихожу – он сидит на кухне.
Держится, почему-то за живот.
Спрашиваю, - Что случилось? Он ничего не говорит, молчит.
Пауза.
Я спрашиваю, - Что ты кушал сегодня? Молчит!
Я спрашиваю, - Что ты кушал сегодня?! При чем здесь, что он кушал? И что мне далось это кушанье? Какая разница, что он кушал, и кушал ли он вообще?!
Пауза.
Господи, я так напугалась! Что же будет, что же будет теперь?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Все обойдется! Все будет хорошо! Он сильный!
 
ДРУНИНА
Да понимаешь ты, что он все время молчал?
Пауза.
И когда врачи приехали – все время молчал!
Пауза. Улыбается сквозь слезы.
Может быть, мы ему надоели? И потому он замолчал?
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Что говорят врачи?

ДРУНИНА
Инфаркт. Что они могут еще сказать?
Пауза.
Они ему говорят всегда одно и то же. Инфаркт.
Пауза.
Хоть бы что-нибудь новенькое придумали.
Пауза.

СМЫШЛЯЕВА
Он не умрет?
 
ДРУНИНА
Кто умрет? Яблонский умрет?!
Пауза.
Ну да, когда-нибудь умрет.
Пауза.
Но пока я жива – этот номер у него не пройдет.
Спотыкается.

Светловидова поддерживает Друнину, и они вновь идут по коридору.

ДРОЖАЩИЙ В НЕОНОВОМ СВЕЧЕНИИ НЕМОЙ ТОННЕЛЬ ПУСТОГО БОЛЬНИЧНОГО КОРИДОРА.


8 акт

ФОТОГРАФИЯ НА ПАМЯТЬ

8.1. НАТ. РЕКА. ДЕНЬ.(КУПАЛЬЩИЦА, ПЕРВЫЙ КУПАЛЬЩИК, ВТОРОЙ КУПАЛЬЩИК, ПОЧТАЛЬОН, ПЕЛАГЕЯ КУЗЬМИНИЧНА, ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА, СЛЕПОЙ СТАРИК, ПЕРВЫЙ РУБЩИК, ВТОРОЙ РУБЩИК, ФТОГРАФ, ЖАНДАРМ, МАССОВКА: ЦЫГАНЕ)

ПЕСЧАНЫЙ ПЛЯЖ НА БЕРЕГУ РЕКИ. 

К присутствующим персонажам присоединяется фотограф. Устанавливает треногу.
Возникает фигура жандарма на коне.

8.2. НАТ. РЕКА. ДЕНЬ.(КУПАЛЬЩИЦА, ПЕРВЫЙ КУПАЛЬЩИК, ВТОРОЙ КУПАЛЬЩИК, ПОЧТАЛЬОН, ПЕЛАГЕЯ КУЗЬМИНИЧНА, ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА, СЛЕПОЙ СТАРИК, ПЕРВЫЙ РУБЩИК, ВТОРОЙ РУБЩИК, ФТОГРАФ, ЖАНДАРМ, МАССОВКА: ЦЫГАНЕ)

Фотограф мечется между отдыхающими, машет руками, кричит: пытается выстроить композицию для группового снимка. Наконец ему это удается. Присутствующие замирают, в ожидании птички.

9 акт

ПРОВОДЫ

9.1. НАТ. ДВОРИК С ФОНТАНОМ. ВЕЧЕР.
(СВЕТЛОВИДОВА, ЛЕЙДЕ)

СТАРИННЫЙ БРЯХИМОВСКИЙ ДВОРИК С АРКОЙ, ОСЫПАЮЩИМСЯ ФОНТАНЧИКОМ  И ГОЛУБЯМИ.
НА ТЯЖЕЛОЙ СКАМЕЙКЕ СВЕТЛОВИДОВА И ЛЕЙДЕ.

ЛЕЙДЕ
А знаешь, это ведь я названивал тебе в номер.
С самого первого дня, со дня твоего приезда.
Пауза.
И разговаривал с тобой подолгу… когда ты вешала рубку.

СВЕТЛОВИДОВА
Дурачок.

ЛЕЙДЕ
Совсем нет. Очень полезные беседы. Ты очень помогла мне.
Честно. 

СВЕТЛОВИДОВА
Вздыхает.
Нет, Петенька, я не то, что ты придумал, совсем не то, я другое. А что другое – я и сама не знаю.
Пауза.
Сил не стало, я уже говорила тебе об этом. Но ты, почему – то не веришь мне.
Пауза.
Милый, хороший Петя. Вот сейчас я – обыкновенная женщина. А с обыкновенной женщиной ты обречен… нет, не на трагедию, трагедия – высокое понятие, слишком высокое, с обыкновенной женщиной ты обречен на смертную тоску! А страшнее этого для художника быть ничего не может.
Пауза.

ЛЕЙДЕ
Что произошло?!
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Ты хочешь правды?

ЛЕЙДЕ
Хочу.
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Ты действительно хочешь правды?
 
ЛЕЙДЕ
Хочу.
Пауза.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Странно, еще недавно тебе не хотелось правды.
Пауза.
И таким ты мне больше нравился.
Пауза.
Все очень просто.
Я, Артур Янович, вернулась к таблеткам.
Пауза.
Приезжал мой муж.
Пауза.
Привез таблетки.
Пауза.
Я стала их принимать.
Пауза.
Когда я принимаю эти таблетки, становлюсь обычной женщиной. Самой обыкновенной.
Пауза.
Ну, как белошвейка или домохозяйка.
Пауза.
Перестаю ходить по крышам, бить посуду, приставать к мужчинам, разговаривать с собой.
Смеется.
Мне нравится Петенька долго сидеть в кресле. И при этом не раскачиваться.
Пауза.
И не разговаривать с собой.
Пауза.
И теперь я испытываю очень серьезные трудности, оттого что мне нужно все это говорить тебе.
Пауза.
Прости, я, наверное, обманула тебя.
Пауза.

ЛЕЙДЕ
Это теперь ты обманываешь меня.
Пауза.
Скажи мне, что я прав.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Ты прав, Петя.
Пауза.
 
ЛЕЙДЕ
Скажи, что ты все это выдумала.
Прямо здесь и сейчас…

СВЕТЛОВИДОВА
Улыбается.
Конечно, выдумала.
Пауза.

ЛЕЙДЕ
И выдумала ты это только затем, чтобы скрыть свою нелюбовь ко мне…

СВЕТЛОВИДОВА
Увы.
Пауза.
 
ЛЕЙДЕ
…затем, что тебе тягостны объяснения, тягостны как женщине, но как актриса ты остаешься в прекрасной форме, и с радостью стала бы работать со мной, и единственное, что мешает тебе, это моя любовь, которую… которую… которую я навязал тебе и которая в тягость тебе по одной только лишь причине, по причине того, что это мешает тебе работать…
 
СВЕТЛОВИДОВА
Да, Петя.
Пауза.
ЛЕЙДЕ
…и что мы с тобой еще горы свернем и зададим всем им жару!
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Нет, Петя.
 
ЛЕЙДЕ
Нет?

СВЕТЛОВИДОВА
Нет, Петя.
Прости, но обыкновенные женщины, в отличие от, предположим, актрис, очень скоро устают от вранья. Прости.
Пауза.

ЛЕЙДЕ
Ты уедешь?
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Зачем?
 
ЛЕЙДЕ
Не знаю. Поискать своего режиссера.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Смеется
Господи, Артур, знал бы ты, какие глупости ты сейчас говоришь? И какое при этом детское у тебя лицо!

ЛЕЙДЕ
Нет, нет, не смей, не уводи меня в сторону! Ты должна пообещать мне, что немедленно, в ближайшее время уедешь!

СВЕТЛОВИДОВА
Зачем?

ЛЕЙДЕ
Чтобы вернуться!
Именно, чтобы вернуться!
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
И если я скажу тебе это, ты будешь вполне счастлив?
 
ЛЕЙДЕ
Вполне.
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Нет, Петенька, я уже не вернусь.
Пауза.
 
ЛЕЙДЕ
Ты – жестокий человек.

СВЕТЛОВИДОВА
Не вернусь, Петя.
Пауза.

ЛЕЙДЕ
В таком случае, я приеду к тебе!
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Ужасно хочется на реку. На солнышко.

9.2. НАТ. ДВОРИК С ФОНТАНОМ. ВЕЧЕР.
(СВЕТЛОВИДОВА, УШАКОВ, ФОТОГРАФ)
 
НА СКАМЕЙКЕ СВЕТЛОВИДОВА И УШАКОВ.

СВЕТЛОВИДОВА
… в противном случае ты погибнешь.
Пауза.
Ты можешь этого не знать. Ты не знаешь этого, не чувствуешь… и не сможешь почувствовать, потому что сопротивляешься этому. Я знаю, как это происходит, борьба с самим собой. Уверовал, что принял единственно правильное решение и ни за что не желаешь отступиться. Хотя все в тебе, природа твоя кричит, – Беги, беги с этого края пропасти!
Пауза.
И я говорю тебе, беги, Стас, беги, пока не поздно!
Пауза.
Все еще можно изменить!
Пауза.

УШАКОВ
Знаешь, зачем я приходил?

СВЕТЛОВИДОВА
Ты приходил?
 
УШАКОВ
Ну да, с коньяком, хотел что-то сказать, но так и не сказал, ушел…

СВЕТЛОВИДОВА
Я думала – ты снился мне.

УШАКОВ
Я приходил, чтобы сказать тебе нечто очень похожее. Я приходил, чтобы сказать… нет, даже не сказать, а… огласить… возвестить… не могу подобрать нужного слова… крикнуть тебе изо всех сил, - Пуговка! Немедленно! Собирайся, и бежим отсюда! Бежим не оглядываясь! Этот выстрел – это был не случайный выстрел, он… провозгласил… обозначил… слов не хватает… короче, этот выстрел – знак!
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Ах, как жаль.

УШАКОВ
Жаль чего?
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Жаль, что ты так и не сказал этого.
 
УШАКОВ
Не смог. Что-то удержало.
Пауза.
Знаешь, я задумал построить грандиозную баню. Финскую. Сауну.
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
А знаешь, той ночью… в тот вечер… я бы взорвалась вместе с тобой! Взорвалась бы!
Пауза.
Даже собираться не стала бы. Нагишом побежала бы за тобой! Не оглядываясь!
Пауза.
 
УШАКОВ
А если бы я сказал это тебе теперь?

СВЕТЛОВИДОВА
Смеется.
Такое случается только один, может быть, несколько раз в жизни.
Пауза.

УШАКОВ
Ты в баню ко мне будешь ходить?
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
В баню?

УШАКОВ
Финская баня. Сауна.

СВЕТЛОВИДОВА
Ах, в баню? конечно, конечно, Стас, я буду ходить к тебе в баню.
Пауза.
 
УШАКОВ
Хочешь, будем жить вместе?
Пауза.
У меня уже соловей живет.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Правда?
 
УШАКОВ
Представляешь? поет, сволочь.
Пауза.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Соловей – это очень хорошо. Это замечательно – соловей.
Пауза.
Приезжал Светловидов. Насколько я поняла, по поручению Томского.
Пауза.
 
УШАКОВ
Поет, но не каждую ночь.
Пауза.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Приглашает сниматься.
Пауза.

УШАКОВ
А почему не каждую ночь – не знаю.
Ты не знаешь, почему так? то поет, то – не поет?
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Я, конечно, не верю. По-моему это только предлог. Они со Светловидовым сговорились.
Пауза.

УШАКОВ
Интересно, у них моногамные браки?

СВЕТЛОВИДОВА
У кого?
 
УШАКОВ
У соловьев?
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
При чем здесь соловьи?
Пауза.
 
УШАКОВ
Действительно.
Извлекает из сумки бутылку шампанского.
Пора, Пуговка!

СВЕТЛОВИДОВА
Грустно улыбается
Шампанское.
 
УШАКОВ
Здесь хорошо бы премного удивиться, обрадоваться, как будто ты первый раз увидела этот замечательный искрящийся напиток, продукт солнца и вдохновения, и воскликнуть, источая счастье и восторг! Ах, ШАМПАНСКОЕ! Только ты, дорогой Стас, умеешь сделать меня по-настоящему счастливой! Ах, ШАМПАНСКОЕ!
Открывает шампанское.
Ты пила когда-нибудь шампанское из горла?
 
СВЕТЛОВИДОВА
С некоторых пор я пью шампанское исключительно из горла!
 
Ушаков протягивает бутылку Светловидовой.
Та, морщась и обливаясь, пьет из горлышка.
 
УШАКОВ
Со свиданьецем.


Во дворе появляется фотограф.
Все трое смеются.

10 акт

ЧЕТВЕРТОЕ ДЕЙСТВИЕ

10.1. ИНТ. СЦЕНА. 
(СВЕТЛОВИДОВА, ЛЕЙДЕ)

НЕЗАВЕРШЕННАЯ ДЕКОРАЦИЯ ЧЕТВЕРТОГО ДЕЙСТВИЯ СПЕКТАКЛЯ ПО ПЬЕСЕ А.Н.ОСТРОВСКОГО «ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ».

НА СЦЕНЕ СВЕТЛОВИДОВА (В КОСТЮМЕ НЕГИНОЙ).
АРТУР ЯНОВИЧ ЛЕЙДЕ В ЗРИТЕЛЬНОМ ЗАЛЕ.

ЛЕЙДЕ
Как дела, Саша?
Громко.
Александра Сергеевна, как поживаете?
Пауза.
Саша!
 
СВЕТЛОВИДОВА
Да?
Пауза.

ЛЕЙДЕ
Как дела?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Пытается улыбнуться
Все хорошо.
Пауза.
 
ЛЕЙДЕ
Осветителям
Дайте свет на Светловидову!

Из рубки доносится сдержанный смех.
Светловидову накрывает луч света.
 
ЛЕЙДЕ
Саша, я люблю вас!
 
СВЕТЛОВИДОВА
Что?
Пауза.
ЛЕЙДЕ
Саша, я вас люблю!
 
СВЕТЛОВИДОВА
Не слышу! Что вы говорите?!
Пауза.
 
ЛЕЙДЕ
Что есть сил
Я ЛЮБЛЮ ВАС, САША!
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Осветителям.
Да вырубите вы свет, в конце концов?!

Свет меркнет.

СВЕТЛОВИДОВА
Вы что-то говорили, Артур Янович? Простите, я не расслышала.
Пауза.

ЛЕЙДЕ
Слушайте внимательно, пожалуйста. Постарайтесь уловить мои интонации.
Пауза.
Четвертое действие, сцена на вокзале.
Пауза.
Итак.
Пауза.
Зала для пассажиров 1-го класса; направо от актеров дверь в виде арки, ведущая в другую залу; прямо стеклянная дверь, за ней видна платформа и вагоны; на середине, поперек комнаты, длинный стол, на нем приборы, бутылки, канделябры и ваза с цветами…


11 акт.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ. ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ.

11.1. ИНТ. СЦЕНА. СПЕКТАКЛЬ. ДЕКОРАЦИИ ЧЕТВЕРТОГО ДЕЙСТВИЯ.   
(БУЯНОВ, ЖОРЖ, ГОРОХОВ)


ДЕКОРАЦИИ  ЧЕТВЕРТОГО ДЕЙСТВИЯ СПЕКТАКЛЯ ПО ПЬЕСЕ А.Н.ОСТРОВСКОГО «ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ».

ВОКЗАЛ ЖЕЛЁЗНОЙ ДОРОГИ, ЗАЛА ДЛЯ ПАССАЖИРОВ 1-ГО КЛАССА;  НАПРАВО ОТ АКТЕРОВ ДВЕРЬ В ВИДЕ АРКИ, ВЕДУЩАЯ В ДРУГУЮ ЗАЛУ; ПРЯМО СТЕКЛЯННАЯ ДВЕРЬ, ЗА НЕЙ ВИДНА ПЛАТФОРМА И ВАГОНЫ; НА СЕРЕДИНЕ, ПОПЕРЕК КОМНАТЫ, ДЛИННЫЙ СТОЛ, НА НЕМ ПРИБОРЫ, БУТЫЛКИ, КАНДЕЛЯБРЫ И ВАЗА С ЦВЕТАМИ.

НА СЦЕНЕ ИВАН ПЕТРОВИЧ БУЯНОВ (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ ТРАГИКА) И ЖОРЖ (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ ЧЕЛОВЕКА). 

Трагик сидит у стола. Потом человек. С платформы слышны голоса: «Станция. Город Бряхимов, поезд стоит двадцать минут, буфет»; «Бряхимов! Поезд стоит двадцать минут».

ТРАГИК
Где мой Вася? Человек!
Стучит по столу.

Человек входит.

ЧЕЛОВЕК
Что прикажете?
 
ТРАГИК
Где мой Вася?

ЧЕЛОВЕК
Да помилуйте, который раз уж вы спрашиваете! Почем же мы знаем.

ТРАГИК
Ну, так поди вон, братец!

Человек уходит.

ТРАГИК
Где мой Вася?

Входит Вася.

11.2. ИНТ. СЦЕНА. СПЕКТАКЛЬ. ДЕКОРАЦИИ ЧЕТВЕРТОГО ДЕЙСТВИЯ.   
(БУЯНОВ, ЯБЛОНСКИЙ, ГОРОХОВ, ЛЕЙДЕ)

НА СЦЕНЕ ИВАН ПЕТРОВИЧ БУЯНОВ (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ ТРАГИКА), ВАСЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОРОХОВ (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ ВАСИ), МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ЯБЛОНСКИЙ (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ НАРОКОВА), АРТУР ЯНОВИЧ ЛЕЙДЕ (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ МЕЛУЗОВА). 

ВАСЯ
Ну, вот Вася, ну, что тебе?

ТРАГИК
Где ты, братец, пропадаешь?

ВАСЯ
Вот еще! Стало быть, дело есть. Ты говори, что тебе нужно!

ТРАГИК
Чего мы, братец, с тобой сегодня не пили?

ВАСЯ
Чего? Да уж, кажется, все, окромя купоросу. А вот что! Довольно бы, перегодим!

ТРАГИК
Да ты любишь меня или нет?

ВАСЯ
Ну, вот еще разговаривать-то.

ТРАГИК
За что ты меня любишь?

ВАСЯ
За то, что у нас в доме безобразие, а ты талант. Ну, и кончен разговор. Только послушай! Что все вино да вино! Дадим ему отдохнуть немножко.

ТРАГИК
Ну, пусть его отдохнет.

ВАСЯ
Я приказчика отправляю в Харьков, так нужно растолковать ему все как следует. Пойдем в третий класс, разгуляйся малость.

ТРАГИК
Ну, пойдем.
Встает.

Идут к двери, навстречу им из другой залы выходят Нароков
и  Мелузов.
11.3. ИНТ. СЦЕНА. СПЕКТАКЛЬ. ДЕКОРАЦИИ ЧЕТВЕРТОГО ДЕЙСТВИЯ.   
(БУЯНОВ, ЯБЛОНСКИЙ, ГОРОХОВ, ЛЕЙДЕ, ИГУМНОВА, СМЫШЛЯЕВА, ДРУНИНА, ЧИКИН, ШОРОХОВ, ГОРНИЧНАЯ)

НА СЦЕНЕ ИВАН ПЕТРОВИЧ БУЯНОВ (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ ТРАГИКА), ВАСЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОРОХОВ (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ ВАСИ), МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ЯБЛОНСКИЙ (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ НАРОКОВА), АРТУР ЯНОВИЧ ЛЕЙДЕ (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ МЕЛУЗОВА), ЛЮДОЧКА ИГУМНОВА (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ НЕГИНОЙ), АНЖЕЛИКА СМЫШЛЯЕВА (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ СМЕЛЬСКОЙ), НИНА ИВАНОВНА ДРУНИНА (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ ДОМНЫ ПАНТЕЛЕЕВНЫ), ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ ЧИКИН (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ БАКИНА), АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ШОРОХОВ (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ ДУЛЕБОВА), ГОРНИЧНАЯ (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ МАТРЕНЫ). 

НАРОКОВ
останавливая Васю
Постойте, постойте! Вот вам мои часы.
Снимает с себя карманные часы и от¬дает Васе.

ВАСЯ
Да на что мне твои часы, Мартын Прокофьич?

НАРОКОВ
Дайте мне десять рублей, дайте, прошу вас!

ВАСЯ
Да часов-то мне твоих не надо, чудак человек.

НАРОКОВ
Сделайте милость, сделайте милость! Мне крайность.

ВАСЯ
А коли крайность, я тебе и так поверю.

НАРОКОВ
Не надо, не надо. Возьмите часы: я их вы¬куплю, они дорогие; я их скоро выкуплю.

ВАСЯ
Да на что тебе деньги? Скажи, откройся!

НАРОКОВ
Ах, за что вы меня мучаете? Скажите мне, дадите вы или нет?

ВАСЯ
Любопытно, братец, что у тебя за дела, что за коммерция.

НАРОКОВ
Извините, что побеспокоил. Не надо мне.

ВАСЯ
Да изволь, изволь.
Прячет часы в карман и до¬стает из бумажника деньги.
На вот, получай! Процентов не возьму, не бойся.

НАРОКОВ
берет деньги и жмет руку Васе
Благо¬дарю вас, благодарю, вы меня выручили.

Вася и Трагик уходят в другую залу.

МЕЛУЗОВ
Их нет и здесь; вы ошиблись, должно быть.

НАРОКОВ
Нет, знаю, знаю, да и сердце мне говорит, что она уезжает. Вы видите, что я еще не могу притти в себя.

МЕЛУЗОВ
Да, невероятно. Зачем же ей скрывать от меня, зачем меня обманывать! Сегодня утром я получил от нее записку вот какого содержания.
Вынимает записку и читает.
«Петя, нынче ты не приходи к нам, сиди дома, жди меня, я сама зайду к тебе вечером».

НАРОКОВ
Да, непонятно; но они уезжают, это верно. Я заходил к ним, меня не пустили. Вышла Домна Пантелевна и закричала на меня: «Не до тебя нам, не до тебя, мы сейчас едем на железную дорогу». Я видел чемоданы, саквояжи, узлы... Я побежал к вам.

МЕЛУЗОВ
Пойдемте посмотрим в той зале, подождем их у входа.

НАРОКОВ
Я потерял память. Что же теперь, утро или вечер? Я ничего не знаю. Когда отходит поезд?

МЕЛУЗОВ
В семь часов вечера, еще минут двадцать осталось.

НАРОКОВ
О, так они еще приедут. Пойдем.

Ухо¬дят в другую залу.
Из стеклянной двери выходят Негина, на ней дорожная сумка,
Домна Пантелевна, Смельская, Дулебов, Бакин и Матрена с подушками и узлами.

11.4. ИНТ. СЦЕНА. СПЕКТАКЛЬ. ДЕКОРАЦИИ ЧЕТВЕРТОГО ДЕЙСТВИЯ.   
(ИГУМНОВА, СМЫШЛЯЕВА, ДРУНИНА, ЧИКИН, ШОРОХОВ, УШАКОВ, ГОРНИЧНАЯ, ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК)

НА СЦЕНЕ ЛЮДОЧКА ИГУМНОВА (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ НЕГИНОЙ), АНЖЕЛИКА СМЫШЛЯЕВА (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ СМЕЛЬСКОЙ), НИНА ИВАНОВНА ДРУНИНА (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ ДОМНЫ ПАНТЕЛЕЕВНЫ), ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ ЧИКИН (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ БАКИНА), АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ШОРОХОВ (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ ДУЛЕБОВА), СТАС УШАКОВ (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ ВЕЛИКАТОВА), ГОРНИЧНАЯ (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ МАТРЕНЫ), ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК (В ОБРАЗЕ И РОЛИ ОБЕР – КОНДУКТОРА). 

СМЕЛЬСКАЯ
Как ты скоро собралась, Саша, и нико¬му ничего не сказала.

НЕГИНА
Когда же мне было! Я сегодня получила те¬леграмму и сейчас же стала собираться.

СМЕЛЬСКАЯ
Если б мы с князем не заехали на вок¬зал, так бы ты и уехала, не простясь.

НЕГИНА
Мне некогда было: я ни с кем не простилась, я собралась вдруг и хотела написать вам из Москвы.

СМЕЛЬСКАЯ
Так ты в Москву едешь?

НЕГИНА
Да.

СМЕЛЬСКАЯ
На каких условиях?

НЕГИНА
Предлагают очень хорошие, но я еще не ре¬шилась; я тебе оттуда напишу.

ДУЛЕБОВ
Бакину
Мне представилось, что нынче должен отправиться Великатов, вот я и приехал захватить его; выпью, мол, с него бутылку шампанского в наказание за то, что он уезжает украдкой.
 
БАКИН
И я за тем же.

ДУЛЕБОВ
Однако поезд уж пришел, а его нет еще, должно быть, остался в городе.

БАКИН
Ведь эти господа миллионщики любят яв¬ляться прямо к третьему звонку.

СМЕЛЬСКАЯ
Негиной
А как же Петр Егорыч?
 
НЕГИНА
Ах, не говори об нем, пожалуйста!

СМЕЛЬСКАЯ
Ты ему сказала?

НЕГИНА
Нет, он не знает. Я боюсь, что он сюда при¬едет, уж ехать бы скорей.

БАКИН
Вот и Иван Семеныч!

Из другой залы входят Великатов и обер-кондуктор и останавливаются у двери.

12 акт

ЗАЛ ОЖИДАНИЯ

ИНТЕРЬЕР ЗАЛА ОЖИДАНИЯ В ТОЧНОСТИ ПЕРЕДАЕТ СОДЕРЖАНИЕ ДЕКОРАЦИЙ ЧЕТВЕРТОГО ДЕЙСТВИЯ СПЕКТАКЛЯ ПО ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ».
РАЗНИЦА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ВСЕ ЗДЕСЬ – НАСТОЯЩЕЕ.


12.1. ИНТ. ВОКЗАЛ. ЗАЛ ОЖИДАНИЯ
(БУЯНОВ, ГОРОХОВ, МАССОВКА: ВОКЗАЛЬНАЯ ПУБЛИКА)

ШУМ, ГУДКИ, НЕВНЯТНАЯ РЕЧЬ ИЗ РЕПРОДУКТОРОВ…
Буянов перебирает струны гитары.

ГОРОХОВ
Будешь исполнять «Прощание славянки»?
 
БУЯНОВ
Никакого настроения. Еще дождик зарядил.

ГОРОХОВ
Да, похоже, пикничок накрылся.

БУЯНОВ
А плевать я хотел на превратности судьбы! Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы отправиться на пикник в солнечную погоду.
Пауза.
Я, Вася, давно наблюдаю за тобой. И вот к какому выводу прихожу. Нет в тебе, Вася романтики! Она отсутствует в тебе напрочь! А что это значит?
 
ГОРОХОВ
И что же это значит?

БУЯНОВ
А значит это Вася, только одно! Ты бесталанен мой друг. И в ящик ты сыграешь когда-нибудь со словами «кушать подано».
Пауза.
 
ГОРОХОВ
Нет, все же я набью тебе морду, и никто не остановит меня.
 
БУЯНОВ
Только попробуй!

12.2. ИНТ. ВОКЗАЛ. ЗАЛ ОЖИДАНИЯ
(ЯБЛОНСКИЙ, ДРУНИНА, СВЕТЛОВИДОВА, УШАКОВ, МАССОВКА: ВОКЗАЛЬНАЯ ПУБЛИКА)

ДРУНИНА
Ну, зачем ты пошел? Простились же дома?

ЯБЛОНСКИЙ
Ну как же? Кто знает, увидимся ли еще?

ДРУНИНА
Отставить упаднические настроения! Что это такое?

ЯБЛОНСКИЙ
Старость.
 
ДРУНИНА
Старость?
 
ЯБЛОНСКИЙ
Именно, кинжал в грудь по рукоятку!
Пауза.
 
ДРУНИНА
А знаешь, что говорила по этому поводу Раневская?
 
ЯБЛОНСКИЙ
Скажи, а существует в природе хоть какое-нибудь явление, по поводу которого она не высказалась?
Пауза.

ДРУНИНА
Не припомню.

Смеются.

ДРУНИНА
Так вот, Раневская говорила, - Стареть скучно, но это – единственный повод жить долго!

Смеются.
 
Подходят Светловидова и Ушаков.
 
ДРУНИНА
Сашенька, ты не забыла кашне, что связал для тебя дядюшка Михаил Михайлович? Делая недолгие перерывы в романах с сестрами милосердия?

Смеются.


СВЕТЛОВИДОВА
Это теперь смешно, а тогда? Да я и теперь, как вспомню – сердце замирает.
 
ДРУНИНА
Саша, для него инфаркты как для нас с тобой…
наклоняется к уху Светловидовой, шепчет.

Светловидова и Друнина смеются.

ДРУНИНА
Обращаясь к Светловидовой, смотрит на Ушакова.
Это очень ненадежный молодой человек. Саша, я всегда настаивала на твоем возвращении в Москву, а теперь прошу, останься. Он тебе не попутчик.
 
УШАКОВ
Нина Ивановна, как можно!
 
ДРУНИНА
Целует Ушакова
Шучу, шучу. Как вы все, однако, боитесь моих шуток!
Берет под руку Яблонского
Даже Лир боится!
 
Все смеются.

12.3. ИНТ. ВОКЗАЛ. ЗАЛ ОЖИДАНИЯ
(СВЕТЛОВИДОВА, НЕВАЛЯЕВ, ЖОРЖ, МАССОВКА: ВОКЗАЛЬНАЯ ПУБЛИКА)

Светловидова беседует с Неваляевым.
Тенью – Жорж.

НЕВАЛЯЕВ
Что же вы делаете с нами, Александра Сергеевна?

СВЕТЛОВИДОВА
И что же такого особенного я делаю с вами?
 
НЕВАЛЯЕВ
Оставляете нас, да еще увозите с собой лучшего актера!
 
СВЕТЛОВИДОВА
А вы и рады – радешеньки!

НЕВАЛЯЕВ
Да, уж какая радость?!

СВЕТЛОВИДОВА
Вы же знаете, Андрей Алексеевич, еще немного и я убила бы вас!
 
НЕВАЛЯЕВ
За что, Саша?!
 
СВЕТЛОВИДОВА
А вы думаете, что у сумасшедших принято объяснять свои поступки?
 
НЕВАЛЯЕВ
Да. Да, вы правы. Когда я узнал о грозном диагнозе вашем, признаюсь, мурашки по коже пошли. Что же вы сразу не предупредили?

СВЕТЛОВИДОВА
Много раз порывалась сказать вам, но… голоса запрещали!
 
НЕВАЛЯЕВ
А знаете, Сашенька, я все равно буду скучать! Обещайте, что приедете и хотя бы два раза сыграете у нас. Или, того лучше, приезжайте на гастроли.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Да я не знаю, есть ли вообще там театр.

НЕВАЛЯЕВ
Что? Вы не в Москву?

СВЕТЛОВИДОВА
Кто же возьмет в Москву бряхимовскую актрису?

НЕВАЛЯЕВ
Оставайтесь, Александра Сергеевна, я все прощу!
 
СВЕТЛОВИДОВА
Нет, уж лучше вы к нам!

НЕВАЛЯЕВ
Так чиркнёте адресок?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Что-о-о?!

12.4. ИНТ. ВОКЗАЛ. ЗАЛ ОЖИДАНИЯ
(СВЕТЛОВИДОВА, ШОРОХОВ, ПЕЛАГЕЯ КУЗЬМИНИЧНА, ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА, МАССОВКА: ВОКЗАЛЬНАЯ ПУБЛИКА)

ПК
Андрюша, что посадку еще не объявляли?
 
ШОРОХОВ
Нет, мама.
Пауза.

ПК
Светловидовой
Куда же ты собралась, милое создание? Разве можно в наше время путешествовать?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Можно, и нужно менять обстановку.
 
ЕП
А вы случайно Липки проезжать не будете?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Не знаю.

ЕП
Очень жаль. Многое потеряете.

ПК
Светловидовой
Мы привыкли к тебе. И, потом, раз уже ты все равно отъезжаешь, открою секрет, мы имели на тебя определенные виды.
 
ШОРОХОВ
Мама!
 
ЕП
Шорохову
А ты помолчи!
Пауза.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Я еще вернусь.

ПК
Когда?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Может быть, очень скоро. Вот, к дяде Мише на премьеру приеду, если получится.
Пауза.
Я тоже привязалась к вам.

ЕП
Врешь, но приятно!
Пауза.
 
ШОРОХОВ
Что же теперь будет с архивом?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Так он же, насколько я знаю, у Павла Ивановича!
 
ШОРОХОВ
У меня свой – у него свой. Здесь у каждого архив имеется. Мы все документируем. Вот и ваш визит у меня подробнейшим образом расписан!

СВЕТЛОВИДОВА
Смеется
Стоило трудов?
 
ШОРОХОВ
А как же? Шутка дело, Негину играть? У нас Негину за всю историю, кроме самой Негиной, играло только двенадцать человек. Вы, Александра Сергеевна – тринадцатая!
 
ПК
Хорошее число.
 
ЕП
Очень хорошее.
Пауза.

ПК
Счастливое число.
 
ЕП
Счастливое.

12.5. ИНТ. ВОКЗАЛ. ЗАЛ ОЖИДАНИЯ
(ЛЕЙДЕ, ИГУМНОВА, МАССОВКА: ВОКЗАЛЬНАЯ ПУБЛИКА)

ИГУМНОВА
Если вам хочется. Артур Янович, я пойду домой.
 
ЛЕЙДЕ
Ну что ты, Людочка!
 
ИГУМНОВА
Я же вижу, вы стесняетесь меня!
 
ЛЕЙДЕ
Разве я похож на стеснительного человека?
 
ИГУМНОВА
Да, вы – робкий человек. И это мне очень нравится. Робость – признак содержательности!
 
ЛЕЙДЕ
Да?

ИГУМНОВА
Представьте себе.

ЛЕЙДЕ
И откуда такие глубокие наблюдения?

ИГУМНОВА
Я – женщина.

ЛЕЙДЕ
И что же?

ИГУМНОВА
Я женщина, а следовательно, живу дольше и знаю больше.

Лейде смеется.
12.6. ИНТ. ВОКЗАЛ. ЗАЛ ОЖИДАНИЯ
(ПЕРВАЯ ХОХОТУШКА, ВТОРАЯ ХОХОТУШКА, МАССОВКА: ВОКЗАЛЬНАЯ ПУБЛИКА)

ПХ
… а он – не декоратор, он – летчик, он сам сказал мне, что он не декоратор, а летчик, сказал, на самолете меня катать будет. Не знаешь, откуда здесь самолеты?
Смех.

ВХ
Он и мне говорил, и мне говорил, и мне говорил, он и меня катать будет.
Смех.

ПХ
А видела ты эти самолеты-то? Я видела. Это знаешь, что за самолеты? Это еще те самолеты, я такие самолеты знаю.
Смех.

ВХ
Нет, от таких то летчиков подальше держаться нужно. Мамочка моя меня ругала за таких летчиков.
Смех.

ПХ
Она-то думала, что ты актрисой станешь, а ты, оказывается стюардесса.
 
ВХ
Я стюардесса?

ПХ
Конечно стюардесса, а кто же ты?
Смех.

ВХ
Я не стюардесса, я – пассажирка. А как правильно – пассажирка или пассажир?
Смех.

ПХ
Это смотря кто тебя катает. Летчица или летчик.
Смех.

ВХ
А кто меня катает? Я и не знаю. У него такие очки, что я не поняла, летчица он или летчик!
Смех.

ПХ
А ты по очкам определяешь?
Смех.

ВХ
По тому, какой у него штурвал.
Смех.

12.7. ИНТ. ВОКЗАЛ. ЗАЛ ОЖИДАНИЯ
(ЧИКИН, ШОРОХОВ, ЯБЛОНСКИЙ, МАССОВКА: ВОКЗАЛЬНАЯ ПУБЛИКА)

ШОРОХОВ
Ты только подумай, и здесь голуби.
 
ЧИКИН
Ну, что делать? Такой город пернатый. Голуби, воробьи, ангелы…

ШОРОХОВ
Что-то ангелов я не усмотрел.
 
ЧИКИН
Когда же тебе ангелов усматривать, когда ты одними голубями занят?

ШОРОХОВ
Волнуют они меня, что я могу поделать? От них у меня дурные предчувствия. И вот ведь сбываются!
Пауза.
С самого утра чувствовал, что-то нехорошее должно случиться! И к обеду, пожалуйста, известие! Сашенька уезжает. Знаешь, как я привязался к ней? Мы так танцевали!
 
ЧИКИН
Надо бы меньше тебе выплясывать. Уже не молоденький.
 
ШОРОХОВ
А каково это осознавать, что ты не молоденький?

ЧИКИН
Что особенного? Ничего особенного.
 
ШОРОХОВ
Нет, нет, беда! Сущая беда!

Подходит Яблонский.
 
ЯБЛОНСКИЙ
А знаете, что по этому поводу сказала Раневская?

ШОРОХОВ
Да иди ты…
 
ЯБЛОНСКИЙ
Раневская по этому поводу говорила следующее, - Старость – это время, когда свечи на именинном пироге обходятся дороже самого пирога, а половина мочи идет на анализы.

Смеются.
 
ШОРОХОВ
В глазах страх.
Вот опять!
 
ЯБЛОНСКИЙ
Что?
 
ШОРОХОВ
Сердце что-то! Как будто онемело! Не чувствую.

ЯБЛОНСКИЙ
Болит или онемело?

ШОРОХОВ
Говорю же, не чувствую сердцебиения.
 
ЧИКИН
Это же прекрасно! В норме человек не должен слышать сердцебиения.

ШОРОХОВ
Откуда тебе знать? Вот, откуда ТЕБЕ знать? Ты что фелшер или врач?

ЧИКИН
Говорю, отплясывать меньше нужно!
 
ШОРОХОВ
Ты – круглый дурак, вот кто ты!
Пауза.
В танце – жизнь! Да если я танцевать не стану, я сразу умру!
 
ЧИКИН
Продолжай в том же духе!
 
ШОРОХОВ
Завидки тебя берут, вот что!

ЧИКИН
Какие завидки? Да я лучше тебя танцую!
 
ШОРОХОВ
Что?

ЧИКИН
А вот!
 
Зал наполняется ярким светом.
Из репродукторов раздаются звуки вальса.
Чикин приглашает Светловидову и кружится с ней в вальсе.
Шорохов танцует со Смышляевой.

 
Аплодисменты.

13 акт.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ. ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ.

АКТЕРЫ В СВОИХ ОБЫЧНЫХ КОСТЮМАХ, НО В ОБРАЗАХ ПЕРСОНАЖЕЙ.

13.1. ИНТ. ВОКЗАЛ. ЗАЛ ОЖИДАНИЯ. 
(СВЕТЛОВИДОВА, СМЫШЛЯЕВА, ДРУНИНА, ЧИКИН, ШОРОХОВ, УШАКОВ, ГОРНИЧНАЯ, ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК, МАССОВКА: ВОКЗАЛЬНАЯ ПУБЛИКА)
 
АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВНА СВЕТЛОВИДОВА (НЕГИНА), АНЖЕЛИКА СМЫШЛЯЕВА (СМЕЛЬСКАЯ), НИНА ИВАНОВНА ДРУНИНА (ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА), ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ ЧИКИН (БАКИН), АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ШОРОХОВ (ДУЛЕБОВ), СТАС УШАКОВ (ВЕЛИКАТОВ), ГОРНИЧНАЯ (МАТРЕНА), ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК (ОБЕР – КОНДУКТОР). 

СМЕЛЬСКАЯ
Как ты скоро собралась, Саша, и нико¬му ничего не сказала.

НЕГИНА
Когда же мне было! Я сегодня получила те¬леграмму и сейчас же стала собираться.

СМЕЛЬСКАЯ
Если б мы с князем не заехали на вок¬зал, так бы ты и уехала, не простясь.

НЕГИНА
Мне некогда было: я ни с кем не простилась, я собралась вдруг и хотела написать вам из Москвы.
 
СМЕЛЬСКАЯ
Так ты в Москву едешь?
 
НЕГИНА
Да.

СМЕЛЬСКАЯ
На каких условиях?

НЕГИНА
Предлагают очень хорошие, но я еще не ре¬шилась; я тебе оттуда напишу.

ДУЛЕБОВ
Бакину
Мне представилось, что нынче должен отправиться Великатов, вот я и приехал захватить его; выпью, мол, с него бутылку шампанского в наказание за то, что он уезжает украдкой.
 
БАКИН
И я за тем же.

ДУЛЕБОВ
Однако поезд уж пришел, а его нет еще, должно быть, остался в городе.

БАКИН
Ведь эти господа миллионщики любят яв¬ляться прямо к третьему звонку.

СМЕЛЬСКАЯ
Негиной
А как же Петр Егорыч?

НЕГИНА
Ах, не говори об нем, пожалуйста!
 
СМЕЛЬСКАЯ
Ты ему сказала?

НЕГИНА
Нет, он не знает. Я боюсь, что он сюда при¬едет, уж ехать бы скорей.

БАКИН
Вот и Иван Семеныч!

Из соседнего зала входят Великатов и обер-кондуктор и останавливаются у двери.

13.2. ИНТ. ВОКЗАЛ. ЗАЛ ОЖИДАНИЯ. 
(СВЕТЛОВИДОВА, СМЫШЛЯЕВА, ДРУНИНА, ЧИКИН, ШОРОХОВ, УШАКОВ, ГОРНИЧНАЯ, ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК, ЖАНДАРМ, МАССОВКА: ВОКЗАЛЬНАЯ ПУБЛИКА)

АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВНА СВЕТЛОВИДОВА (НЕГИНА), АНЖЕЛИКА СМЫШЛЯЕВА (СМЕЛЬСКАЯ), НИНА ИВАНОВНА ДРУНИНА (ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА), ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ ЧИКИН (БАКИН), АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ШОРОХОВ (ДУЛЕБОВ), СТАС УШАКОВ (ВЕЛИКАТОВ), ГОРНИЧНАЯ (МАТРЕНА), ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК (ОБЕР – КОНДУКТОР), ЖАНДАРМ В ОДЕЖДЕ СОВРЕМЕННОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКА (КОНДУКТОР). 

ОБЕР - КОНДУКТОР
Великатову
Начальник стан¬ции приказал прицепить особый вагон с семейным отде¬лением.

ВЕЛИКАТОВ
Да, это я его просил.
Кланяется Дулебову и Бакину.

БАКИН
Вы едете?

ВЕЛИКАТОВ
Нет, я провожаю Александру Николавну и Домну Пантелевну.
Обер-кондуктору.
Когда бу¬дет готово, так распорядитесь, чтоб перенесли эти вещи! Уж похлопочите, чтоб все было хорошо и удобно.

ОБЕР – КОЕДУКТОР
Будьте покойны.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Иван Семеныч, взяли би¬леты-то?

ВЕЛИКАТОВ
Взял, Домна Пантелевна, и всю кладь вашу сдал.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Так дайте мне билеты-то, а то без билетов не пустят.

ВЕЛИКАТОВ
Я вам после отдам, когда будете в вагон садиться.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Как бы не опоздать, Иван Се¬меныч; пожалуй, без нас уедут; у меня сердце не на месте.

ОБЕР – КОНДУКТОР
Не беспокойтесь; я за вами при¬ду и сам посажу вас, а уж без меня поезд не тронется. А за вещами я сейчас пришлю.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Да уж пришлите, только кого понадежнее, чтобы все в сохранности.

ВЕЛИКАТОВ
Так вы распорядитесь!

ОБЕР - КОНДУКТОР
прикладывая руку к шапке
Сейчас прикажу.
Уходит.

ВЕЛИКАТОВ
Надо, господа, на проводах бутылочку выпить, я уж приказал подать. Александра Николавна, Ни¬на Васильевна, прошу покорно!

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Да, уж перед отъездом всем нужно присесть. Матрена, и ты садись!

Все усаживаются у стола со стороны, противоположной арке. Чело¬век входит с бутылкой шампанского, ставит на стол и уходит. Вели¬катов наливает вино в бокалы.

ВЕЛИКАТОВ
поднимая бокал
Счастливого пути, Александра Николавна! Домна Пантелевна!

Дулебов и Бакин привстают и кланяются.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Счастливо оставаться, го-спода!

СМЕЛЬСКАЯ
целуя Негину
Желаю тебе счастья, Саша! Пиши, пожалуйста!

Входит кондуктор.

КОНДУКТОР
Какие вещи прикажете брать?
 
ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Вон, батюшка! Матрена, покажи ему, да поди за ним, пригляди хорошенько.

Кондуктор забирает вещи.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Кондуктор!

КОНДУКТОР
Что угодно?

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Ты подушки-то поосторож¬нее, там по полу не валяйте их!

НЕГИНА
Маменька!

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Что «маменька»! Прика¬жешь-то, так лучше.
Кондуктору.
Не трожь этот мешо¬чек-то, крайний-то! Говорю, не трожь, там баранки; еще рассыплешь, пожалуй!

Дулебов и Бакин смеются.

НЕГИНА
Маменька!

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Да что! Понадейся на них!

НЕГИНА
Берите всё, берите всё!

На платформе звонок.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
быстро встает со стула
Ай! Поехали.

ВЕЛИКАТОВ
Успокойтесь, Домна Пантелевна, без вас не уедут.

КОНДУКТОР
Это звонок третьему классу; еще вре¬мени много осталось.
Уходит. Матрена за ним.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Напугали до смерти. Они этими звонками проклятыми всю душу вымотают.

13.3. ИНТ. ВОКЗАЛ. ЗАЛ ОЖИДАНИЯ. 
(СВЕТЛОВИДОВА, СМЫШЛЯЕВА, ДРУНИНА, ЧИКИН, ШОРОХОВ, УШАКОВ, ЛЕЙДЕ, ЯБЛОНСКИЙ, ГОРНИЧНАЯ, ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК, ЖАНДАРМ, МАССОВКА: ВОКЗАЛЬНАЯ ПУБЛИКА)

АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВНА СВЕТЛОВИДОВА (НЕГИНА), АНЖЕЛИКА СМЫШЛЯЕВА (СМЕЛЬСКАЯ), НИНА ИВАНОВНА ДРУНИНА (ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА), ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ ЧИКИН (БАКИН), АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ШОРОХОВ (ДУЛЕБОВ), СТАС УШАКОВ (ВЕЛИКАТОВ), АРТУР ЯНОВИЧ ЛЕЙДЕ (МЕЛУЗОВ), МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ЯБЛОНСКИЙ (НАРОКОВ), ГОРНИЧНАЯ (МАТРЕНА), ЖОРЖ (ЧЕЛОВЕК) ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК (ОБЕР – КОНДУКТОР), ЖАНДАРМ В ОДЕЖДЕ СОВРЕМЕННОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКА (КОНДУКТОР). 

Нароков садится на конец стола, к арке.
Человек ставит перед ним бутылку.
Мелузов останавливается у двери.

НЕГИНА
подходит к Мелузову
Ни слова, ради бога, ни слова! Если только любишь меня, молчи; я тебе после все скажу.
Отходит и садится на свое место.

НАРОКОВ
Человеку
Ты сомневался, ты сомневался, глядя на меня, заплачу ли я тебе? Хорошо! Ты хороший слуга! Вот тебе за добродетель награда!
Дает десять руб-лей.
Получи за вино, а сдачу себе возьми!

ЧЕЛОВЕК
Покорнейше благодарю-с!
Уходит.

Мелузов садится рядом с Нароковым, который, налив бокалы себе и Мелузову, встает.

БАКИН
Спич, спич, господа! Послушаем!

НАРОКОВ
Александра Николавна! Первый бокал за ваш талант! Я горжусь тем, что первый заметил его. Да и кому ж здесь, кроме меня, заметить и оценить дарование! Разве здесь понимают искусство? Разве здесь искусство нужно? Разве здесь... о, проклятие!

БАКИН
Запутался, Мартын Прокофьич.

НАРОКОВ
с сердцем
Нет, я не запутался. В робких шагах дебютантки, в первом, еще наивном лепете, я угадал будущую знаменитость. У вас есть талант, берегите его, ра-стите его! Талант есть лучшее богатство, лучшее счастие че¬ловека! За ваш талант!
Пьет.

НЕГИНА
Благодарю вас, Мартын Прокофьич!

БАКИН
Браво!

ДУЛЕБОВ
А он говорит довольно складно.

НАРОКОВ
Мелузову
Налейте мне и себе.

Мелузов наливает. Нароков поднимает бокал.

НАРОКОВ
Второй бокал за вашу красоту!

НЕГИНА
Встает
Ах, что вы! Зачем!

НАРОКОВ
Вы не признаете за собой красоты? Нет, вы красавица. Для меня, где талант, там и красота! Я всю жизнь поклонялся красоте и буду ей поклоняться до мо¬гилы... За вашу красоту!
Пьет и ставит бокал.
Теперь позвольте мне, на прощанье, поцеловать вашу руку!
Ста¬новится на колени перед Негиной и целует ее руку.

НЕГИНА
сквозь слезы
Встаньте, Мартын Про¬кофьич, встаньте!

ВЕЛИКАТОВ
Довольно, Мартын Прокофьич! Вы рас¬страиваете Александру Николавну!

НАРОКОВ
Да; довольно!
Встает, делает несколько шагов к стеклянной двери и останавливается.

В дверях из другой залы появляются обер-кондуктор, прислуга и несколько пассажиров.

НАРОКОВ
Не горе и слезы, Не тяжкие сны, А счастия розы Тебе суждены. Те розы прекрасны, То рая цветы. И, верь, не напрасны Поэта мечты. Но в радостях света, В счастливые дни, Страдальца поэта. И ты вспомяни!
Отходит к самой двери.
Судьбою всевластной Нещадно гоним, Он счастлив, несчастный. Лишь счастьем твоим.
Идет к дверям.

ВЕЛИКАТОВ И НЕГИНА
Мартын Прокофьич, Мар¬тын Прокофьич!

НАРОКОВ
Нет, довольно, довольно, больше не могу.
Уходит.

НЕГИНА
знаком подзывает обер-кондуктора
Ска¬жите, что пора ехать! Прошу вас.

ОБЕР - КОНДУКТОР
взглянув на часы
Еще не¬множко рано, а впрочем, как вам угодно. Господа, не угодно ли в вагоны садиться?

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Ах, пустите меня вперед, господа! Пустите, а то не поспею.

ОБЕР – КОНДУКТОР
Пожалуйте направо, в послед¬ний вагон!

Уходят: Домна Пантелевна, за ней обер-кондуктор,
Негина, Смельская и Великатов, за ними Дулебов и Бакин.
Негина скоро возвращается.

13.4. ИНТ. ВОКЗАЛ. ЗАЛ ОЖИДАНИЯ. 
(СВЕТЛОВИДОВА, УШАКОВ, ЛЕЙДЕ, ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК, МАССОВКА: ВОКЗАЛЬНАЯ ПУБЛИКА)

АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВНА СВЕТЛОВИДОВА (НЕГИНА), СТАС УШАКОВ (ВЕЛИКАТОВ), АРТУР ЯНОВИЧ ЛЕЙДЕ (МЕЛУЗОВ), ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК (ОБЕР – КОНДУКТОР).

НЕГИНА
Ну, Петя, прощай! Судьба моя решена.

МЕЛУЗОВ
Как? Что? Что ты?

НЕГИНА
Я не твоя, мой милый! Нельзя, Петя.

МЕЛУЗОВ
Чья же ты?

НЕГИНА
Ну, что тебе знать! Все равно тебе. Так надо, Петя. Я долго думала, мы обе с маменькой думали... Ты хо-роший человек, очень хороший! Все, что ты говорил, правда, все это правда; а нельзя... Уж сколько я плакала, сколько себя бранила... Ты этого не понимаешь. Вот видишь ты: уж всегда так, уж так заведено, уж ведь... ну... все так; что ж, вдруг я одна... это даже смешно.

МЕЛУЗОВ
Смешно? Неужели смешно?

НЕГИНА
Да, конечно. Все правда, все правда, что ты говорил, так и надо жить всем, так и надо,.. А если талант... если у меня впереди слава? Что ж мне, отказаться, а? А по¬том жалеть, убиваться всю жизнь... Если я родилась актри¬сой?..

МЕЛУЗОВ
Что ты, что ты, Саша! Разве талант и раз¬врат нераздельны?

НЕГИНА
Да нет, не разврат! Ах, какой ты!
Плачет.
Ты ничего не понимаешь... и не хочешь меня понять. Ведь я актриса; а ведь, по-твоему, нужно быть мне героиней ка¬кой-то. Да разве всякая женщина может быть героиней? Я актриса... Если б я и вышла за тебя замуж, я бы скоро бросила тебя и ушла на сцену; хотя за маленькое жало¬ванье, да только б на сцене быть. Разве я могу без театра жить?

МЕЛУЗОВ
Это для меня новость, Саша.

НЕГИНА
Новость! Потому и новость, что ты до сих пор души моей не знал. Ты думал, что я могу быть герои¬ней; а я не могу... да и не хочу. Что ж мне быть укором для других? Вы, мол, вот какие, а я вот какая... честная!.. Да другая, может быть, и не виновата совсем; мало ль какие обстоятельства, ты сам посуди: или родные... или там об¬маном каким... А я буду укорять? Да сохрани меня господи!

МЕЛУЗОВ
Саша, Саша, да разве честная жизнь укор для других? Честная жизнь — хороший пример для подра-жания.

НЕГИНА
Ну, вот видишь ты; значит, я глупа, значит, ничего не понимаю... А мы с маменькой так рассудили... мы поплакали, да и рассудили... А ты хочешь, чтоб я была героиней. Нет, уж мне куда же бороться... Какие мои силы! А все, что ты говорил, правда. Я никогда тебя не забуду.

МЕЛУЗОВ
Не забудешь? И за то спасибо!

НЕГИНА
Это были лучшие дни в моей жизни, уж у меня больше таких не будет. Прощай, милый!

МЕЛУЗОВ
Прощай, Саша!

НЕГИНА
Я как сбиралась, все плакала о тебе. На вот!
Достает из дорожной сумки волосы, завернутые в бумажку.
Я у себя отрезала полкосы для тебя. Возьми на память.

МЕЛУЗОВ
кладет в карман
Благодарю, Саша.

НЕГИНА
Если хочешь, я еще отрежу, хоть сейчас. (Достает из сумки ножницы.) На, отрежь сам!

МЕЛУЗОВ
Не надо, не надо.

Великатов отворяет дверь.

ВЕЛИКАТОВ
Александра Николавна, пожалуйте! Сейчас последний звонок.

HЕГИНА
Сейчас, сейчас! Уйдите!

Великатов уходит.

НЕГИНА
Ну, прощай! Только ты не сердись на меня! Не брани меня! Ну, прости меня! А то мне тяжело будет, у меня никакой радости не будет. Прости меня! Я на коленях буду умо¬лять тебя.

МЕЛУЗОВ
Не надо, не надо. Живи, как хочешь, как умеешь! Я одного только желаю, чтоб ты была счастлива. Только сумей быть счастлива, Саша! Ты обо мне и об моих словах забудь; а хоть как-нибудь, уж по-своему, сумей найти себе счастье. Вот и все, и вопрос жизни решен для тебя.

НЕГИНА
Так ты не сердишься? Ну, вот и хорошо... ах, хорошо! Только послушай, Петя. Если ты будешь нуждаться, напиши!

МЕЛУЗОВ
Что ты, Саша!

НЕГИНА
Нет, пожалуйста, не откажись. Я, как сестра... я, как сестра, Петя. Ну, доставь ты мне эту радость!.. Как сестра... Чем же я тебе за все добро твое?..

Входит обер-кондуктор.

ОБЕР – КОНДУКТОР
Я за вами пришел. Пожалуйте садиться; сейчас поезд отходит!

НЕГИНА
бросается на шею Мелузову
Прощай, Петя! Прощай, милый, голубчик!
Вырывается из объя¬тий и бежит к двери.
Напиши, Петя, напиши!
Уходит; за ней обер-кондуктор.

Мелузов смотрит в растворенную дверь. Звонок. Слышен свисток кондуктора,  потом  свист  машины,  поезд  трогается. Из  другой залы выходят Трагик и Вася.

13.5. ИНТ. ВОКЗАЛ. ЗАЛ ОЖИДАНИЯ. 
(БУЯНОВ, ГОРОХОВ, ЛЕЙДЕ, СМЫШЛЯЕВА, ШОРОХОВ, ЧИКИН, МАССОВКА: ВОКЗАЛЬНАЯ ПУБЛИКА)

ИВАН ПЕТРОВИЧ БУЯНОВ (ТРАГИК), ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОРОХОВ (ВАСЯ), АРТУР ЯНОВИЧ ЛЕЙДЕ (МЕЛУЗОВ)

ТРАГИК
Что ты сказал? Она уехала?

ВАСЯ
Да, брат, уехала наша Александра Николавна. Прощай! Только и видели.

ТРАГИК
Ну, что ж; мы с тобой будем плакать в одну урну и заочно пожелаем ей счастливого пути.

Входят Смельская, Дулебов и Бакин.

13.6. ИНТ. ВОКЗАЛ. ЗАЛ ОЖИДАНИЯ. 
(БУЯНОВ, ГОРОХОВ, ЛЕЙДЕ, СМЫШЛЯЕВА, ШОРОХОВ, ЧИКИН, МАССОВКА: ВОКЗАЛЬНАЯ ПУБЛИКА, РАБОЧИЕ)

ИВАН ПЕТРОВИЧ БУЯНОВ (ТРАГИК), ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОРОХОВ (ВАСЯ), АРТУР ЯНОВИЧ ЛЕЙДЕ (МЕЛУЗОВ), АНЖЕЛИКА СМЫШЛЯЕВА (СМЕЛЬСКАЯ), ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ ЧИКИН (БАКИН), АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ШОРОХОВ (ДУЛЕБОВ),


БАКИН
Хохочет
Это бесподобно! Я ему кричу: «Выходите, а то вас увезут!» А он говорит: «Пусть увезут, я нисколько не обижусь. До свиданья, господа!» Беспо¬добно! Значит, он их повез в свою усадьбу?

СМЕЛЬСКАЯ
Это очень заметно было; я сейчас дога¬далась. Разве Негина может ехать в семейном вагоне? Из каких доходов? Ей с маменькой место в третьем классе, прижавшись в уголку.

БАКИН
Так зачем же он врет, что провожает?

СМЕЛЬСКАЯ
Чтоб избежать разговоров; скажи он, что едет вместе с ними, сейчас бы пошли насмешки, остроты; да вы первые бы начали. А он стыдится, что ли, или просто не любит таких разговоров, я уж не знаю. Он сделал очень умно.

ДУЛЕБОВ
Я вам говорил, что он человек умный.

БАКИН
А мы-то желаем счастливого пути госпоже Негиной! Да чего уж счастливее. Ну, если б я знал это, я бы от души пожелал Великатову голову сломать. А ведь бывает же, князь, что иногда стрелочник пьян напьется... Вот теперь встречный поезд проходит; вдруг на разъезде трах!

Мелузов бросается к двери.

БАКИН
Что вы, куда вы? Спасать? Не поспеете. Да и не бойтесь! Такие люди, как Великатов, не погибают, они невредимо и огонь и воду проходят.

Мелузов останавливается.

БАКИН
Побеседуемте, молодой человек! Или вы, может быть, за¬стрелиться торопитесь? Так я вам не помешаю, стреляй¬тесь, стреляйтесь! Ведь студенты при всяких неудачах стре-ляются.

МЕЛУЗОВ
Нет, я не застрелюсь.

БАКИН
Пистолета не на что купить? Так я вам куплю на свой счет.

МЕЛУЗОВ
Покупайте для себя.

БАКИН
Что же вы теперь, за какое дело приметесь? Опять учить?

МЕЛУЗОВ
Да. Что же больше делать? Это наше занятие, наша обязанность.

БАКИН
И опять актрису?

МЕЛУЗОВ
Хоть бы и актрису.

БАКИН
И опять влюбитесь, опять мечтать будете, женихом себя считать?

МЕЛУЗОВ
Смейтесь надо мной, я не сержусь, я этого заслуживаю. Я вас обезоружу, я сам вместе с вами буду смеяться над собой. Ведь смешно, действительно смешно. Бедняк, на трудовые деньги выучился трудиться: ну, и трудись! А он вздумал любить! Нет, этой роскоши нам не полагается.

СМЕЛЬСКАЯ
Ах, какой милый!
Посылает рукой поцелуй.

МЕЛУЗОВ
У нас, у горемык, у тружеников, есть свои радости, которых вы не знаете, которые вам не доступны. Дружеские беседы за стаканом чаю, за бутылкой пива о книжках, которых вы не читаете, о движении науки, ко¬торой вы не знаете, об успехах цивилизации, которыми вы не интересуетесь. Чего ж нам еще! А я вторгся, так ска-зать, в чужое владение, в область беспечального пребыва¬ния, беззаботного времяпровождения, в сферу красивых, ве¬селых женщин, в сферу шампанского, букетов, дорогих подарков. Ну, как же не смешно! Конечно, смешно.

СМЕЛЬСКАЯ
Ах, какой он милый!

БАКИН
Вы не обидчивы; а я думал, что вы меня на Дуэль вызовете.

МЕЛУЗОВ
Дуэль? Зачем? У нас с вами и так дуэль, постоянный поединок, непрерывная борьба. Я просвещаю, а вы развращаете.

ТРАГИК
Благородно!
Васе.
Спрашивай шампан¬ского!

МЕЛУЗОВ
Вот и давайте бороться: вы свое дело де¬лайте, а я буду свое. И посмотрим, кто скорее устанет. Вы скорее бросите свое занятие; в легкомыслии немного при-влекательного; придете в солидный возраст, совесть зазрит. Бывают, конечно, и такие счастливые натуры, что до глу¬бокой старости сохраняют способность с удивительною лег¬костью перелетать с цветка на цветок; но это исключения. Я же свое дело буду делать до конца. А если я перестану учить, перестану верить в возможность улучшать людей или малодушно погружусь в бездействие и махну рукой на все, тогда покупайте мне пистолет, спасибо скажу.
Надви¬гает шляпу и закутывается пледом.

ВАСЯ
Шампанского!

ТРАГИК
Полдюжины!
Пауза.

ГОЛОС РЕЖИССЕРА
Снято.

Присутствующие аплодируют.
В кадре появляются рабочие, разбирают провода, микрофоны и т. д.
Яблонский пьет минеральную воду.
Неваляев закуривает.
Первая актриса-хохотушка снимает накладные ресницы и смеется, вместе с ней смеется вторая актриса-хохотушка.
 
14 акт

ВОЗНЕСЕНИЕ

14.1. ХРОНИКА 

СОБРАНИЕ УНИКАЛЬНЫХ КАДРОВ ПАДЕНИЯ С ВЫСОТЫ С ПЛЕНКОЙ, ПУЩЕНОЙ В ОБРАТНОМ НАПРАВЛЕНИИ.

Падающая женщина возносится к окну.
И другая падающая женщина возносится к окну.
И мужчина уже не падает, но в невероятном прыжке возвращается на крышу.
Уличный канатоходец вновь на канате.
Кошка задом наперед заскакивает на дерево.
Снежная лавина возносится к вершине.

15 акт

БЕЗМЯТЕЖНОСТЬ №4

15.1. НАТ. РЕКА. ДЕНЬ.
(СЛОН)

ПЕСЧАНЫЙ ПЛЯЖ НА БЕРЕГУ РЕКИ. 
ПАРА БРОШЕННЫХ ЛОДОК.
УЖЕ ЗНАКОМЫЙ ПОЛУЗАТОПЛЕННЫЙ ХРАМ.

По пляжу медленно идет слон.