Бряхимов таланты и поклонники Одиннадцатая серия

Александр Строганов
БРЯХИМОВ
(ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ)
ОДИННАДЦАТАЯ СЕРИЯ

Александр Строганов

Оригинальный сценарий


Строганов Александр
+7 9132152218
Jazz200261@mail.ru
656055
Россия, г. Барнаул, ул. Островского 40 – 35
www.stroganow.ru









БРЯХИМОВ (ТАЛАНТЫ И
ПОКЛОННИКИ)  -
ДАТА СЪЁМКИ:
СЮЖЕТЧИК: АЛЕКСАНДР СТРОГАНОВ ДАТА ЭФИРА:
ДИАЛОГИСТ: АЛЕКСАНДР СТРОГАНОВ ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ:

ПЕРСОНАЖИ:
СВЕТЛОВИДОВА
СМЫШЛЯЕВА
БУЯНОВ
ЧИКИН
ШОРОХОВ
ГОРОХОВ
ДРУНИНА
ЯБЛОНСКИЙ
НЕВАЛЯЕВ
ЛЕЙДЕ
ИГУМНОВА
ЖОРЖ
ПЕЛАГИЯ КУЗЬМИНИЧНА
ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА
АРСЕНИЙ
ГОРНИЧНАЯ
СТАРИК-ШАРМАНЩИК
НАРЯДОВ
БАНЩИК
ОБЕЗЬЯНКА
МАССОВКА:
ПОСЕТИТЕЛИ БАНИ
ЗЕВАКИ XIX ВЕК











ОБЪЕКТЫ:
ИНТЕРЬЕРЫ:
ТЕАТР
- СЦЕНА С ДЕКОРАЦИЯМИ
- ГРИМУБОРНАЯ ДРУНИНОЙ
МАСТЕРСКАЯ ХУДОЖНИКА НАРЯДОВА
КВАРТИРА ШОРОХОВА
- ГОСТИНАЯ
ГОСТИНИЦА В БРЯХИМОВЕ
- НОМЕР СВЕТЛОВИДОВОЙ
БРЯХИМОВСКИЕ БАНИ
- МУЖСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
НАТУРА:
ПЛОЩАДЬ БРЯХИМОВА XIX Века




Оглавление

1 АКТ. БАНИ.

1.1. ИНТ. БРЯХИМОВСКИЕ БАНИ.
(БАНЩИК, МАССОВКА)…………………………………………………………………………………………………….5

2 АКТ. ВООБРАЖЕНИЕ.

2.1. ИНТ. МАСТЕРСКАЯ ХУДОЖНИКА НАРЯДОВА.
(НАРЯДОВ, ИГУМНОВА)………………………………………………………………………………………………..7

3 АКТ. КОЛЕСО.

3.1. НАТ. ПЛОЩАДЬ. ДЕНЬ. КОНЕЦ XIX ВЕКА. 
(МАЛЬЧИК С КОЛЕСОМ)………………………………………………………………………………………………..9

4 АКТ. БЕССМЕРТИЕ.

4.1. ИНТ. ГОСТИНАЯ В КВАРТИРЕ ШОРОХОВА. 
(СВЕТЛОВИДОВА, ШОРОХОВ, ПЕЛАГЕЯ КУЗЬМИНИЧНА, ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА)………………………………………………………………………………………………………………….…………9

4.2. ИНТ. ГОСТИНАЯ В КВАРТИРЕ ШОРОХОВА. 
(СВЕТЛОВИДОВА, ШОРОХОВ, ПЕЛАГЕЯ КУЗЬМИНИЧНА, ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА, ЧИКИН)…………………………………………………………………………………………………………15

4.3. ИНТ. ГОСТИНАЯ В КВАРТИРЕ ШОРОХОВА. 
(СВЕТЛОВИДОВА, ШОРОХОВ)……………………………………………………………………………....18

4.4. ИНТ. ГОСТИНАЯ В КВАРТИРЕ ШОРОХОВА. 
(СВЕТЛОВИДОВА, ШОРОХОВ, ПЕЛАГЕЯ КУЗЬМИНИЧНА, ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА)………………………………………………………………………………………………………………….…..19

5 АКТ. ПЛАНЫ И СОМНЕНИЯ.

5.1. ИНТ. ГРИМУБОРНАЯ ДРУНИНОЙ. 
(ДРУНИНА, ЯБЛОНСКИЙ, СВЕТЛОВИДОВА)……………………………………………………..26

6 АКТ. БАЛАГАН.

6.1. ИНТ. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР СВЕТЛОВИДОВОЙ. КОМНАТА. 
(СВЕТЛОВИДОВА, ЖОРЖ, НЕВАЛЯЕВ)………………………………………………………………….30

6.2. ИНТ. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР СВЕТЛОВИДОВОЙ. КОМНАТА. 
(СВЕТЛОВИДОВА, ЖОРЖ, НЕВАЛЯЕВ)………………..…………………………………………..37



7 АКТ. ШАРМАНКА.

7.1. НАТ. ПЛОЩАДЬ. ДЕНЬ. КОНЕЦ XIX ВЕКА. 
(СТАРИК-ШАРМАНЩИК, ОБЕЗЬЯНКА, МАССОВКА: ЗЕВАКИ)……….…..…38

8 АКТ. ЖАР.

8.1. ИНТ. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР СВЕТЛОВИДОВОЙ. КОМНАТА. 
(СВЕТЛОВИДОВА)………………………………………………………………………………………………….…….38

8.2. ИНТ. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР СВЕТЛОВИДОВОЙ. КОМНАТА. 
(СВЕТЛОВИДОВА, СМЫШЛЯЕВА)………………………………………………………………………...39

8.3. ИНТ. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР СВЕТЛОВИДОВОЙ. КОМНАТА. 
(СВЕТЛОВИДОВА, УШАКОВ)………………………………………………………………………………...42

8.4. ИНТ. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР СВЕТЛОВИДОВОЙ. КОМНАТА. 
(СВЕТЛОВИДОВА, ЧИКИН)…………………………………………………………………………….…………46

8.5. ИНТ. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР СВЕТЛОВИДОВОЙ. КОМНАТА. 
(СВЕТЛОВИДОВА, ШОРОХОВ)………………………………………………………………….…………..49

8.6. ИНТ. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР СВЕТЛОВИДОВОЙ. КОМНАТА. 
(СВЕТЛОВИДОВА, АРСЕНИЙ)…………………………………………………………………….………….55

9 АКТ. А.Н. ОСТРОВСКИЙ. ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ. 

9.1. ИНТ. СЦЕНА. СПЕКТАКЛЬ. ДЕКОРАЦИИ  ТРЕТЬЕГО ДЕЙСТВИЯ.
(ЧИКИН, ЛЕЙДЕ, СВЕТЛОВИДОВА)……………………………………………………………….……61

9.2. ИНТ. СЦЕНА. СПЕКТАКЛЬ. ДЕКОРАЦИИ  ТРЕТЬЕГО ДЕЙСТВИЯ.
(ЧИКИН, ЛЕЙДЕ, СВЕТЛОВИДОВА)………………………………………………………………...62

9.3. ИНТ. СЦЕНА. СПЕКТАКЛЬ. ДЕКОРАЦИИ  ТРЕТЬЕГО ДЕЙСТВИЯ.
(ЧИКИН, ЛЕЙДЕ, СВЕТЛОВИДОВА)…………………………………………………………………….63

10 АКТ. ДЯДЯ МИША.

10.1. ИНТ. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР СВЕТЛОВИДОВОЙ. КОМНАТА. 
(СВЕТЛОВИДОВА, БУЯНОВ, ГОРОХОВ)………………………….……………………………….64



 


НА ТИТРАХ СТАРИННЫЕ ФОТОГРАФИИ. ЖЕЛТЫЙ ВИРАЖ ПОДЧЕРКИВАЕТ ИХ ВОЗРАСТ. НА СНИМКАХ - ВИДЫ ТИПИЧНОГО РУССКОГО ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА, А ТАКЖЕ ПОРТРЕТЫ ЛЮДЕЙ ИЗ ДАЛЕКОГО ПРОШЛОГО.

1 акт

БАНИ

1.1. ИНТ. БРЯХИМОВСКИЕ БАНИ.
(БАНЩИК, МАССОВКА)


БРЯХИМОВСКИЕ БАНИ. МУЖСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ.
ВЛАЖНЫЕ ЗВУКИ, ГОЛОСА, КАШЕЛЬ, СМЕХ.

Сквозь пар проступают торсы, лица.
Все будто в замедленном темпе.
 
БАНЩИК
Заика. Улыбается.
… как говорится, голыми приходим мы в мир, так же?
Пауза.
В женское отделение двух старушек привозили париться, не поврите, одной сто шесть, кажется, другой… сто двадцать пять…
Сто двадцать пять!
Пауза. 
…Но как вы узнали, что я пишу стихи? Да это и не стихи никакие, так, куплеты.
Пауза.
Ну. Интересно.
Пауза.
И кто мог вам рассказать? Подшутить хотели. Надо мной часто подтрунивают.
Пауза.
Что же вы специально из-за меня сюда пришли? Чудеса.
Пауза.
Это вы меня купили, признайтесь… спросили случайно, а я купился… угадал?..
Угадал?..
Пауза.
Ну, что? Это будет для меня загадка на всю жизнь.
Смеется.
Загад не бывает богат. Так, да?
Пауза.
А давайте, кто-нибудь другой прочтет? Я напишу, а кто-нибудь из ваших прочтет? Я же, видите, заикаюсь. Видите?
Пауза.
Но если получится плохо, вы это уберите, хорошо?
Пауза.
Вы же можете вырезать? Можете?
Пауза.
Хорошо.
Закрывает глаза.

И плакали, и плакали, и плакали
В платках ли, в колпаках, под облаками ли,
В плену, и иноками, и инакими
И плакали, и плакали, и плакали,
Что в брод, что в полнолунье, на закланье ли,
Лелея или хохоча, и над бумагами
Веками. Господами, бедолагами
И плакали, и плакали, и плакали.
Во сне, на людях, на картинках лаковых,
С венками по-старушьи одинаковыми,
С узлами луковыми, над подарками
Простыми, под мостами и под арками,
Под лестницами, бабочками под булавками
Все плакали, и плакали, и плакали…
Пауза.
И ждали утра…
Открывает глаза.
Что, хорошо?
Пауза.
Или плохо?
Смущенно улыбается.

2 акт

ВООБРАЖЕНИЕ

2.1. ИНТ. МАСТЕРСКАЯ ХУДОЖНИКА НАРЯДОВА.
(НАРЯДОВ, ИГУМНОВА)

Нарядов пьет вино, курит.
Игумнова лежит на диване с закрытыми глазами.
 
НАРЯДОВ
Нетрезв.
Благословенные мгновения.
Пауза.
Как будто детство вернулось.
Пауза.
Шесть, нет, пять лет. Огромные желтые лопухи. Прохладные и шершавые.
Пауза.
Стрекозы. Громовики. Их глаза – молитва в преисподней.
Пауза.
Тебе скучно?
Пауза.
Как может тебе быть скучно, когда тебя фактически нет? Перейдем на «вы». Перейдем, так – правильнее. Так будет правильно. Перейдем на «вы». Вас фактически нет.
Пауза.
Вы думаете, что вы присутствуете?
Пауза.
Думаете? думаете.
Думаете, что наполнили комнату своим телом, своими шорохами, своими бесстыдными желаниями, дикими своими фантазиями? Ха-ха. Ничего подобного. Ха-ха. Исключено. Вас нет. И не было. И никогда не будет. Вы – плод моего воображения, моего смертельно больного воображения.
Пауза.
Ты – плод моего воображения. Плод моего смертельно больного воображения. Угасшего, как латимерия, в веках воображения. Понимаешь?
Пауза.
Слышала?
Пауза.
Что ты не смотришь на меня? Почему ты не смотришь на меня? Зачем ты не смотришь на меня? Отвечать нельзя. Молчать нужно.
Пауза.
Вот я сейчас, как будто говорю. На самом деле я молчу. Понимаешь, что я имею в виду?
Пауза.
Хоть головой кивни.
Пауза.
Ах, да, я же молчу. Прости, прости, прости.
Пауза.
Что ты молчишь?
Испуг.
Ты почему молчишь? Ты давно молчишь, эй?

Нарядов подходит к Игумновой, пробует пульс на шее.

НАРЯДОВ
Ты умерла, что ли?
Скажи, ты умерла?
Пауза.
Что же делать-то? ЭЙ?!
Пауза.
Звонить, звонить. Куда? Ноль три, или как там теперь? Черт знает, все что-то меняют, зачем меняют. Ноль три, ноль три.
Доигрались!

Нарядов достает из кармана телефон, пытается звонить. По всей видимости, связь не срабатывает. В сердцах бросает телефон на пол. Бьет по щекам Игумнову.
Игумнова вскакивает.
 
ИГУМНОВА
Ты с ума сошел?
 
НАРЯДОВ
Ты… ты…

ИГУМНОВА
Ты понимаешь, что могут синяки остаться?

Нарядов садится на пол, охватывает голову руками. Плачет.
Пауза.
 
ИГУМНОВА
Парит. Наверное, будет дождь. Я открою окно?

 
3 акт.
 
КОЛЕСО

3.1. НАТ. ПЛОЩАДЬ. ДЕНЬ. КОНЕЦ XIX ВЕКА. 
(МАЛЬЧИК С КОЛЕСОМ)


ПЛОЩАДЬ КОНЦА ДЕВЯТНАДЦАТОГО ВЕКА В ТОПОЛИНОМ ПУХЕ, КАК В СНЕГУ.

Мальчик, лет восьми, в ослепительно белом костюмчике катит по площади колесо от телеги.
Замечает камеру, останавливается.
Улыбается.
Колесо падает и выписывает на земле удивительные фигуры.


4 акт

БЕССМЕРТИЕ

4.1. ИНТ. ГОСТИНАЯ В КВАРТИРЕ ШОРОХОВА. 
(СВЕТЛОВИДОВА, ШОРОХОВ, ПЕЛАГЕЯ КУЗЬМИНИЧНА, ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА)

ЗА СТОЛОМ СВЕТЛОВИДОВА, В ПРОСТЕНЬКОМ ПЛАТЬЕ, С КОСЫНКОЙ НА ГОЛОВЕ И БЕЗ ПРИЗНАКОВ МАКИЯЖА, ШОРОХОВ, ДРЕМЛЕТ, УРОНИВ ГОЛОВУ НА ГРУДЬ, ПЕЛАГЕЯ КУЗЬМИНИЧНА И ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА.
 
ЧАЕПИТИЕ. 

ПК
…а теперь и мы сделаемся бессмертными, Саша! Настал наш черед!
СВЕТЛОВИДОВА
Вот и хорошо.
Пауза.
 
ПК
Да. Да. Так и будет.
Пауза.
Чувствую ваш скепсис. Вы, Сашенька, наверное, думаете, что это невозможно?
А вот и возможно, и я берусь с легкостью доказать это.
Пауза.
Слышали вы Сашенька, о профессоре фон Хагенсе? Гюнтере фон Хагенсе, из Германии, разумеется?

СВЕТЛОВИДОВА
Нет.
Пауза.

ПК
Ну как же, Сашенька, вы – послушница подмостков, радуга экрана, и не слышали о профессоре фон Хагенсе?
Пауза.
Профессор фон Хагенс, «х» нужно произносить, как бы на выдохе, Хагенс… Хагенс… легкое дыхание… так вот, профессор Хагенс – анатОм.
Из кадавров, не к столу будь сказано, он творит чудеса. Чудеса эти называются пластинатами.
Пауза.
Пластинаты – по первому знакомству - скульптуры, только созданные из мертвой человеческой плоти. И сделаны они таким образом, что существовать, а, по сути, жить могут вечно.
Как видите, Саша, проблема бессмертия решена. Легко, изящно… все лежало на поверхности… до изумления просто: вот он, человек, бери, ваяй…

ЕП
Такие глупости ты говоришь, Пелагея? Просто диву даешься!
Пауза.

ПК
Мама, просто вы отстали от жизни!

ЕП
Ничуть! Идея понятна. Только объясните мне, старой старушонке, чем она отличается от идей египтян или большевиков?

ПК
То были мумии, мама.

ЕП
А здесь, что же, не мумии?
 
ПК
А здесь – новые сущности. Образы живые.
Пауза.
Мумия, когда на нее смотришь, ничем не отличается от обычного покойника. Здесь – совсем другое дело.
Пауза.
Здесь тебе и бегун, и любовь, и ученый склонился над микроскопом, и, если угодно, писающий мальчик. Выбирай, что душа пожелает.
ПАУЗА
Сами подумайте, разве  захочется душе бежать от такого-то образа? Если она, душа, не предполагая волшебного развития событий, и покинула унылое тело на какое-то время, он непременно вернется. Вот еще раз подтверждается: красота спасет-таки мир. 
Пауза.
 
ЕП
Послушай-ка, да ты спятила, однако. Неужто, ты вознамерилась душу обмануть?
 
ПК
Не обмануть! Не обмануть!
Пауза.
Обмануть душу нельзя, я знаю.
Пауза.
А вот перехитрить можно.
Пауза.
 
ЕП
На горох, на колени!
Пауза. Светловидовой
А ну-ка, девушка, принеси из чулана гороху.
Пауза.
Что сидишь, не шелохнешься, али не слыхала?

ПК
Мама, перестань уже.
Пауза.

ЕП
Пелагее Кузьминичне
Ты готова мать в банку с формалином определить, только бы не пустить ее в Липки, где флора, фауна, психеи и амуры. Это, дочка – зависть. Скверное чувство.

ПК
Мама, мы договорились, о Липках ни слова.
Пауза.

ЕП
Но в баню-то ты можешь меня сводить, пропарить косточки?

ПК
Какая баня, какая баня, мама! Вы до туалета, простите, без поводыря не ходите.

ЕП
Ну и черт с тобой. Отдавай меня на живодерню. Но знай, Бог немедленно накажет тебя.
Изучающе смотрит на Светловидову
А ты мне сейчас понравилась, девушка.
Вот именно ты года уважаешь.
Пауза.
Так показалось мне, во всяком случае.
Пауза.
Уважаешь года-то?
Уважаешь, вижу.
Пауза.
А ну-ка, девушка, поменяй мне тазик. Вода остыла уже.

Светловидова склоняется под стол, вынимает ноги Елизаветы Петровны из таза, оборачивает их полотенцем. Выходит с тазом из комнаты.
 
ЕП
Шорохову
А девушка-то ничего себе. Может, присмотришься?
Пауза.
Андрюша! Подъем! Красные в городе!
Смеется. 

ШОРОХОВ
Просыпается.
Тише, бабушка.

ЕП
С каких это пор я в своем доме должна шептать?
 
Возвращается Светловидова с тазом.
Помогает опустить Елизавете Петровне ноги в горячую воду.

ЕП
Что, девушка, так и не принесла ты гороху?
Смеется.

ПК
С вашего позволения, я продолжаю. У нас в германии есть родственники.
Пауза.
Я теперь связалась с ними, и попросила узнать на счет продажи наших тел тому доктору. Тела можно продать заранее.
Сияет.
Дорого.
Пауза.
Каково?
Пауза.

ЕП
Я свое тело не продавала. Я свое тело завещаю зоосаду в Липках. Пусть лучше голодные звери полакомятся. 
Пауза.
 
ПК
Мамочка, твоим телом мы с Андрюшей распоряжаться будем. Уж ты не обессудь!

ЕП
А это еще не известно!

ПК
Да что же ты два века жить собираешься!?

ЕП
А как ты догадалась, девочка моя?
Пауза.
Именно. Именно два века и собираюсь.
Пауза.
 
ПК
А мы отравим тебя. Верно, Андрюша?

ШОРОХОВ
Пелагее Кузьминичне.
Маман, ну зачем вы так?

ЕП
А затем. Она отлично понимает, что я ее переживу! И опять же завидует.
Пауза.
Прекрасно понимает! И отдает себе в этом отчет по всей форме!
Пауза.
Очень завистливым ребенком оказалась. Откуда, от кого это в ней? Сроду у нас в родне никто не завидовал!
Пауза. 
У меня еще все зубы целы, а она уже плешинами пошла!
 
ПК
Кто плешинами пошла?! Я плешинами пошла?!
 
ЕП
А то кто же?! И это закономерно, чай не девушка уже.
 
ПК
Вот как?!

ЕП
Именно так!
 
Пелагея Кузьминична берет со стола чашку и выплескивает ее содержимое в лицо Елизавете Петровне.
Елизавета Петровна отвечает Пелагее Кузьминичне тем же.

ШОРОХОВ
Что же вы делаете? Стыдно-то как!

ПК
Стыд не дым, глаза не выест, Андрюша.
 
ШОРОХОВ
Стыдно, как стыдно!
 
4.2. ИНТ. ГОСТИНАЯ В КВАРТИРЕ ШОРОХОВА. 
(СВЕТЛОВИДОВА, ШОРОХОВ, ПЕЛАГЕЯ КУЗЬМИНИЧНА, ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА, ЧИКИН)
      
ЗА СТОЛОМ ПРИБАВЛЕНИЕ В ВИДЕ ЧИКИНА.
НА СТОЛЕ ПИРОГИ.
Светловидова под столом массирует ноги Елизавете Петровне.
 
ЧИКИН
Уплетая пироги один за другим.
… и совсем нетрудно понять, что Бряхимов-то как раз и есть тот маленький, на фоне необъятных россейских просторов, на первый взгляд, неприметный, но именно что цепкий замочек, благодаря которому все и держится покуда.
Пауза.
И не разваливается покуда.
Пауза.
И продолжает свое неторопливое движение покуда.
Пауза.
Хотя, согласитесь, предпосылок к развалу и остановке в пути, по причине изобилия внешних примеров для дурного подражания, предостаточно, родные мои.
Пауза.
Вот, казалось бы, пироги, ну что особенного, пироги как пироги, мало ли я, пожилой человек, едал на своем веку пирогов? А, подишь ты, теплая радость разливается во мне теперь, как будто ем я пироги эти в первый раз в жизни.
Пауза.
Почему так? - спросите вы меня. А я отвечу, я охотно отвечу вам, - Да потому, что в прежние времена, выкушивая пирог, я был уверен, что вот, теперь и в сотне, тысячи других похожих домов кушаются такие пироги, и ничего удивительного в том нет. Ныне же я думаю уже по-другому. Нынче представляется мне, что только мы одни и кушаем настоящие пироги. А больше никто их и не кушает.
Пауза.
Лишил себя народ пирогов! Отказался от них! А по сути – от себя отказался!
 
ПК
Паша, ты революционер. Такие речи – очень опасно, Паша.
 
ЧИКИН
Светловидовой.
Ну вот, скажите, Александра Сергеевна, много приходилось вам в Москве той кушать пирогов?

СВЕТЛОВИДОВА
Из-под стола.
Я не ем пирогов.
 
ЧИКИН
Вот же! Вот вам и ответ!
Пауза.
А много, Александра Сергеевна, полных сил и душевного здоровья долгожителей у вас в Москве?

СВЕТЛОВИДОВА
Из-под стола.
Не знаю.

ЧИКИН
Вот вам и еще ответ!
Пауза.
А хорошо ли вам у нас, Сашенька? Покойно ли?

СВЕТЛОВИДОВА
Из-под стола.
Хорошо и покойно.

ЧИКИН
Не представлял себе другого ответа.
Пауза.
А Сашенька-то стала иной, друзья мои.
Давно ли она прибыла к нам? Нервная, измученная, на себя не похожая, а теперь? Взгляните-ка на нее теперь?!
Расчувствовавшись.
Сашенька, Александра Сергеевна, дайте же я вас расцелую!
 
Чикин извлекает Светловидову из-под стола и целует троекратно.

ЧИКИН
Саша, да у вас жар! Самый настоящий жар!
Пауза.
Нужно врача немедленно. У нее жар, слышишь, Андрей?
 
4.3. ИНТ. ГОСТИНАЯ В КВАРТИРЕ ШОРОХОВА. 
(СВЕТЛОВИДОВА, ШОРОХОВ)

СВЕТЛОВИДОВА, УЖЕ БЕЗ СИЛ, ЗА СТОЛОМ, СРЕДИ ВОРОХА ГРЯЗНОЙ ПОСУДЫ.
ШОРОХОВ НАПРОТИВ.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Шли бы вы спать. У вас глаза слипаются.
 
ШОРОХОВ
Скороговоркой в полусонном состоянии.
Я должен бдеть. Саша, я не могу оставить вас наедине с недугом. Почему вы не разрешили вызвать врача? Вы приняли аспирин?

СВЕТЛОВИДОВА
Ступайте спать.
Пауза.

ШОРОХОВ
Дорогая Саша! Не секрет, что жизнь мужчины много короче…
 
СВЕТЛОВИДОВА
Идите уже!

ШОРОХОВ
Помните, я всегда рядом. Зовите, пусть и во сне. Ах, Саша, Саша, как это могло случиться?
 
Шорохов поднимается, уходит.
Светловидова кладет голову на руки, засыпает.
 
4.4. ИНТ. ГОСТИНАЯ В КВАРТИРЕ ШОРОХОВА. 
(СВЕТЛОВИДОВА, ШОРОХОВ, ПЕЛАГЕЯ КУЗЬМИНИЧНА, ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА)

ВАРИАЦИЯ 13 АКТА 10 СЕРИИ.
 
Светловидова и Шорохов осматривают гостиную.
Шорохов одет в точности так же, что и на портрете.

СВЕТЛОВИДОВА
Закашливается.
У-у, сколько пыли у вас, Андрей Николаевич!
 
ШОРОХОВ
Да, это – факт, женской руки не хватает, Александра Сергеевна.

СВЕТЛОВИДОВА
Ну что вы всё меня навеличиваете, Андрей Николаевич? зовите запросто, Сашей.

ШОРОХОВ
Рад бы… Саша, да никак робость перешагнуть не могу. Вы – такая красавица, такая красавица! Я, пожалуй, таких красавиц, встречал за долгую жизнь свою один - два раза.
Пауза.
Верите – нет, как только увижу вас, сердце немеет! Я, наверное, уже рассказывал вам о своей болезни?

СВЕТЛОВИДОВА
Да, Андрей Николаевич. Это ужасно.

Будто из пыли материализуется мама Шорохова, Пелагея Кузьминична.

ШОРОХОВ
Мама моя. Пелагея Кузьминична.
Пауза.
Ста шести годов.

СВЕТЛОВИДОВА
Удивление с восхищением пополам.
Боже мой! Очень, очень приятно!
 
ПК
Да чего уж тут приятного, старуха и старуха. Помирать пора, никак Бог не забирает.

СВЕТЛОВИДОВА
Ну, что вы, разве можно так говорить? Живите на радость людям.
ШОРОХОВ
Мы, Шороховы, Сашенька, долгожители.

СВЕТЛОВИДОВА
Я так рада, что ваша мама жива, Андрей Николаевич.

ШОРОХОВ
Да, это настоящее счастье.

СВЕТЛОВИДОВА
Выходит, Андрей Николаевич, я, скорее к ней, чем, нежели к вам.
 
ШОРОХОВ
Растерян.
Да, но она, собственно, не занимается архивом.
 
СВЕТЛОВИДОВА
А я, Андрей Николаевич, не по поводу архива к вам пришла.
 
ШОРОХОВ
Вот как?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Да, Андрей Николаевич, у меня к вам, точнее к вашей маме серьезный разговор.
 
ШОРОХОВ
Любопытно.

СВЕТЛОВИДОВА
Мама хорошо слышит?

ШОРОХОВ
У нее отменный слух.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Очень хорошо.
Пелагее Кузьминичне.
Дорогая Пелагея Кузьминична, я к вам вот по какому случаю.
Пауза.
Как-то неловко, но, что делать. Нынче мужчины нерешительные пошли.
Пауза.
Собраться с духом!
Пауза.
Ну, да что же, все одно, дельце-то надобно до конца довести. Одним словом, Пелагея Кузьминична, ваш сын, Андрей Николаевич, сделал мне предложение.
Пауза.
Не скрою, некоторое время я колебалась. Но. Тщательно обдумав все «за» и «против» я пришла к заключению, что лучшего варианта мне не найти.
Пауза.
 
ПК
Андрюша, что она говорит?
 
ШОРОХОВ
Шепчет Светловидовой
Что вы говорите, Саша, вы в своем уме? Маман может не вынести.
 
ПК
Это что еще за шепот?! Сколько раз я говорила тебе, шептаться в присутствии окружающих неприлично!
Светловидовой.
Простите, что вы сказали, девушка?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Громко
Ваш сын сказал, что у вас отменный слух!
 
ПК
Да, у меня отменный слух.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Громко
Я пришла жить к вам.
Пауза.
Навсегда.
Пауза.
Ваш сын, Андрей, поражен моей красотой и талантом, сделал мне предложение. Предложил взять меня на содержание.
Пауза.
Я согласилась, Пелагея Кузьминична.
Пауза.
Я не кажусь вам легкомысленной?

ШОРОХОВ
Мама! Она не в себе! У нее крупные неприятности. Она пришла разобрать архив, но, эти неприятности, по всей видимости…

ПК
Шорохову.
Молчать!
Пауза.

ШОРОХОВ
Но мама!
 
ПК
Зовет Елизавету Петровну.
Мама!

Входит Елизавета Петровна.


ЕП
Я все слышала.

СВЕТЛОВИДОВА
Смеется
А это – кто?

ШОРОХОВ
Моя бабукшка, Елизавета Петровна.

СВЕТЛОВИДОВА
Здравствуйте, бабушка!
 
ЕП
Андрюша, кто это?

ШОРОХОВ
Я не знаю.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Что?!

ШОРОХОВ
Точнее, я знаю, но это не то. Это не…

СВЕТЛОВИДОВА
Думаю, что мы будем дружить.
Елизавете Петровне
Вы любите танцы?

ЕП
Обожаю. Знаете, девушка, совсем недавно в Липках я произвела фурор!..
 
СВЕТЛОВИДОВА
Решено. Мы будем танцевать.
 
ЕП
Светловидовой
Как вас звать, милая?

СВЕТЛОВИДОВА
Негина. Александра Николаевна Негина.
 
ЕП
Хорошее имя.

СВЕТЛОВИДОВА
Спасибо.
 
ЕП
А ну-ка, Сашенька, поворотись к свету!
 
СВЕТЛОВИДОВА
А вот это уже дудки!

ПК
Фу, какая гадость!

СВЕТЛОВИДОВА
Андрюша, покажи мне наш альков.
 
ШОРОХОВ
Пелагее Кузьминичне.
Мама!
 
СВЕТЛОВИДОВА
Пелагее Кузьминичне.
Он обесчестил меня, мама!

ПК
Вы лжете, девушка!
 
СВЕТЛОВИДОВА
Он взял меня силой!
 
ПК
Он не мог. Вы молодая, молодая…

СВЕТЛОВИДОВА
А он – из горцев!

ПК
Все равно он не мог силой взять вас.

СВЕТЛОВИДОВА
Однако смог!
 
ЕП
Мог! Он очень сильный! Он мне третьего дня синяк посадил…

ПК
Не мог!
 
СВЕТЛОВИДОВА
Он угрожал мне револьвером! Вот этим револьвером.
Достает из кармана Шорохова револьвер.
Пауза.
Бабушка! У вас могла бы быть правнучка. Я хотела назвать ее Никой. В честь Пиросмани. Вы любите Пиросмани?
 
ЕП
Обожаю Пиросмани. Знаете. Когда я была молодой, мы с моим мужем часто бывали в Грузии, и там…

СВЕТЛОВИДОВА
Но он заставил меня сделать аборт.
 
Шорохов падает в обморок.

СВЕТЛОВИДОВА
К несчастью он умер.
Пауза.
Простите.
Пауза.
Я знаю, что такое пережить своего ребенка.
Пауза.

ПК
Да, кажется, опередил нас.
Пауза.
Так и должно было быть.
Пауза.
Бесспорно, именно он в первую очередь достоин стать шедевром доктора Хагенса. Он это заслужил.
Пауза.
Хагенс, «х» нужно произносить, как бы на выдохе, Хагенс… Хагенс… легкое дыхание…
Пауза. Светловидовой
Вы успели с ним потанцевать?
 
5 акт.
 
ПЛАНЫ И СОМНЕНИЯ

5.1. ИНТ. ГРИМУБОРНАЯ ДРУНИНОЙ. 
(ДРУНИНА, ЯБЛОНСКИЙ, СВЕТЛОВИДОВА)

НА ДИВАНЧИКЕ ДРУНИНА И СВЕТЛОВИДОВА.

ДРУНИНА
Когда ты покидаешь нас, Саша?

СВЕТЛОВИДОВА
Так не хочется никуда уезжать.

ДРУНИНА
И нам хорошо с тобой. Очень хорошо.
Пауза.
Знаешь, ты умудрилась растормошить наш городок. Все как-то подтянулись.
Смеется.
Ванечка как будто даже пить стал меньше.
Пауза.
Но, увы, такие путешествия не могут продолжаться долго.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Почему?

ДРУНИНА
А ты вспомни Стаса! Видишь, к чему приводят такие игры?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Стас всегда был особенным человеком, всегда ходил на грани.
 
ДРУНИНА
А разве ты не ходишь на грани?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Я – женщина. У меня запас прочности.
 
ДРУНИНА
Улыбается.
Ах, Саша, какой ты, в сущности, еще ребенок! Да разве на театре есть мужчины или женщины? Здесь эта категория не работает. Все равны, как при коммунизме.
Пауза.
Только равенство наше не в счастье, а во грехе.
Пауза.
Что бы там не говорили, актерство, Сашенька – великий грех. Те жизни, что приходится нам проживать, не остаются на опустевшей сцене по окончании спектакля. Они цепляются за нас, расселяются в нас и линии наших собственных судеб меняются так скоротечно, что окружающим кажется, будто бы и не было того времени, когда мы были маленькими, послушными, хорошими.
Пауза.
За это нас любят, Саша, со всей страстью, за то же и топчут нещадно при первой представившейся возможности.
Пауза.
Только здесь, в провинции, топчут больнее.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Почему так?
 
ДРУНИНА
Смеется.
А здесь отступать некуда.
Пауза.
Как говорил Тургенев, - Хаос дышит нам в спину.
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Может быть мне уйти из театра? Я еще могла бы учиться.

ДРУНИНА
А сможешь?
Пауза.
Такое удается единицам. Да и то, по совести, что-то не очень верю я в подобные возвращения.
Смеется.
В самих таких возвращениях много театра.
Пауза.
Думается мне, Саша, купила ты в свое время билет в один конец.

СВЕТЛОВИДОВА
Что-то вы сегодня не в духе, Нина Ивановна.
 
ДРУНИНА
Философское настроение.
 
Входит Яблонский.

ЯБЛОНСКИЙ
Сашенька, Саша! Ты совсем перестала бывать у нас!
 
СВЕТЛОВИДОВА
Дядь Миш, суета сует.
 
ЯБЛОНСКИЙ
А ты не поддавайся.
Пауза.
Когда переедешь? Не надоела гостиничная жизнь?
 
ДРУНИНА
Ты что это, старый? ей уже пора в Москву собираться, а ты говоришь, когда переедешь?

СВЕТЛОВИДОВА
Смеется
Не слушай ее, дядь Миш, не поеду я ни в какую Москву. Останусь с вами.
Пауза.
 
ЯБЛОНСКИЙ
Ну что, довольна ли ты режиссером?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Да.
Свежий воздух.
 
ЯБЛОНСКИЙ
Свежий?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Свежий, свежий.

ЯБЛОНСКИЙ
Яблони еще не зацвели?
Смеется.
Смотри, осторожнее.
Я слыхал, Неваляшка никак не отстанет от тебя?
Строго
Саша, смотри!..
 
СВЕТЛОВИДОВА
Смеется
Ну что ты, он – робкий. Один раз цветы передал и то с горничной. Правда, один раз в ресторан пригласил, так здесь уже я испугалась и не пошла.
 
ЯБЛОНСКИЙ
Молодец.
Пауза.
Хоть и врешь.
Пауза.
Ну ладно, пойду я, мне костюм шьют.
 
ДРУНИНА
Шепотом.
Лира?
 
ЯБЛОНСКИЙ
Прикладывает палец к губам
Тише, тише, тс–с–с!

Светловидова хлопает в ладоши.
Яблонский уходит.
 
ДРУНИНА
Ну вот, а ты говоришь? Какие мужчины? Какие женщины? На театре все – дети. Большие и малые.
Пауза.
Супруг-то твой не ищет тебя?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Ищет, наверное.

ДРУНИНА
И что будет?

СВЕТЛОВИДОВА
Что будет?
Пауза.
Тоже переедет в Бряхимов.
Смеется.
 
ДРУНИНА
Ну, ничего, побалуй, побалуй, девка!

Светловидова и Друнина смеются.

6 акт.
 
БАЛАГАН

6.1. ИНТ. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР СВЕТЛОВИДОВОЙ. КОМНАТА. 
(СВЕТЛОВИДОВА, ЖОРЖ, НЕВАЛЯЕВ)
 
Светловидова у окна, курит.
Дверь открывается без стука, входит Жорж.

ЖОРЖ
Простите, Александра Сергеевна. Вы не заняты?

СВЕТЛОВИДОВА
Нет, как видишь.

ЖОРЖ
Я бы ни за что не решился войти, но, дело в том, что Андрей Алексеевич тоже не решается войти, а так как мы оба не решаемся войти, но кто-то должен доложить вам о таком положении Андрея Алексеевича, мы решили, что войду все же я, но немедленно поставлю вас в известность, что Андрей Алексеевич не решается, однако все же хочет войти и просит у вас позволения на то.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Боже мой! Какая галантность, Жорж? С каких это пор?

ЖОРЖ
Искренне удивлен
Простите?

СВЕТЛОВИДОВА
Да нет, это я так, про себя.
Пауза.

ЖОРЖ
Так что вы скажете?

СВЕТЛОВИДОВА
Пусть входит, раз уж пришел.

ЖОРЖ
Расцветает в улыбке, распахивает дверь
ПРОШУ!

Входит горничная с двумя неподъемными корзинами цветов.

ГОРНИЧНАЯ
Вам, конечно, все равно, вам забавы, но вы должны учитывать то обстоятельство, что я, как вношу сюда эти корзины, так, впоследствии, и выношу. А, корзины эти, доложу я вам, имеют веса килограммов по тридцати каждая. А теперь представьте себе, что делается со мной по ночам, когда я не могу уснуть?! И это – при том, что цветы я обожаю бесконечно, и не расставалась бы с ними никогда?!
Ставит корзины, уходит.

Следом появляется Неваляев.
Входит и сразу же опускается на колени.
 
НЕВАЛЯЕВ
Жоржу
Выйди!
Светловидовой.
Не велите казнить, велите миловать, Александра Сергеевна!

СВЕТЛОВИДОВА
Что это вы балаган устроили, Андрей Алексеевич? Вам только обезьянки на плече не хватает.

НЕВАЛЯЕВ
Какой балаган, какой балаган?!
Поднимается с колен
Во первых строках, как себя чувствуете?
Горячка отступила?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Нет.
Что вам нужно?
 
НЕВАЛЯЕВ
Александра Сергеевна, голубушка, дурные предчувствия, дурные предчувствия подтолкнули меня к визиту.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Что случилось?

НЕВАЛЯЕВ
Вот теперь одна и та же мысль не дает покоя мне. А не надумали ли вы покинуть нас?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Как можно?

НЕВАЛЯЕВ
Вот, вы теперь иронизируете, а у меня вполне серьезные переживания на этот счет. Сомнения терзают, наития всевозможные, а ну как мы не понравились вам, а хуже того, наскучили?
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
А хотите знать, Андрей Алексеевич, что видится мне, когда я закрываю глаза?

НЕВАЛЯЕВ
Бесконечно хочу. Сновидения – это моя страсть.
 
СВЕТЛОВИДОВА
А представляется мне, что я топлю вас в ванне.
 
НЕВАЛЯЕВ
Простите, но этот сон имеет весьма эротическое содержание.

СВЕТЛОВИДОВА
Другой раз мне пригрезилось, будто бы я отравила вас крысином.

НЕВАЛЯЕВ
А что это, крысин, позвольте полюбопытствовать?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Яд. Для крыс.

НЕВАЛЯЕВ
И этот сон имеет очевидно эротическую направленность. Экая вы нимфа, простите, Александр Сергеевна.
Пауза.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Чего хотите?

НЕВАЛЯЕВ
Внимания, только внимания и сочувствия вашего.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Вы находите, что я уделяю вам мало внимания?
 
НЕВАЛЯЕВ
Нет, не то, но вот вы позволили себе самопроизвольно покинуть несколько репетиций, сделав тем самым несчастным не только меня, но и главного режиссера, и спектакль пошел по швам-с. Мне нужно принимать решение. Отказываться от него и стреляться, или же, напротив, собрав последние силы, умолять вас вернуться и тем спасать положение?
 
СВЕТЛОВИДОВА
А вы не знаете, где я была?

НЕВАЛЯЕВ
Нет.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Я, дорогой Андрей Алексеевич, ухаживала за вашими немощными родственниками.

НЕВАЛЯЕВ
Что за родственники? У меня здесь, насколько мне известно, родственников нет. Так что это за родственники?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Шороховы.

НЕВАЛЯЕВ
Что?! Вы были у этого вурдалака?! Все же затащил он вас в свою нору?! Да знаете ли вы, какие мысли посещают его при одном упоминании вашего имени?! Какой дрожью покрывается он? Да что я вам рассказываю? Теперь вы уж и сами все знаете! Не сомневаюсь, что он обесчестил вас! Этот танцор мастер на подобные штуки.

СВЕТЛОВИДОВА
За мной следил Жорж.

НЕВАЛЯЕВ
Может быть, человек, похожий на Жоржа, но не Жорж. Жорж исключается. Жорж неотступно следит за мной. Я в последнее время такие фортели отбрасываю. Без Жоржа мне никак.
Пауза.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Но вы же сами велели мне помочь Шорохову в составлении мемуаров.
 
НЕВАЛЯЕВ
Да разве ему? Разве он составляет мемуары?

СВЕТЛОВИДОВА
А кто же составляет мемуары?

НЕВАЛЯЕВ
Боже мой, значит, вы даже и в голову не приняли кто именно составляет мемуары? А из того следует, что и не приступали к ним?!
Пауза.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Кто же у вас составляет мемуары?

НЕВАЛЯЕВ
Так Чикин же! Павел Иванович Чикин!
Пауза.
Боже мой, какой ужас! выходит, ничего не сделано! Кошмар! Спектакль валится! Мемуары не пишутся! Вы приносите несчастье, Александра Сергеевна! Вы знаете об этом? А я еще жениться на вас хотел!
 
СВЕТЛОВИДОВА
Я замужем!
 
НЕВАЛЯЕВ
Да ни за каким вы не замужем, и не были никогда!

СВЕТЛОВИДОВА
У нас с мужем одна фамилия.

НЕВАЛЯЕВ
Однофамильцы!
Одним словом, прошу вас немедленно, сегодня же вечером явиться к Чикину и приняться за составление мемуаров!
 
СВЕТЛОВИДОВА
А как же спектакль?

НЕВАЛЯЕВ
Мы подыщем вам замену! Сегодня же к Чикину! Заодно, он и нравственность вашу подправит!

СВЕТЛОВИДОВА
Черта с два!
 
НЕВАЛЯЕВ
Жорж!

Входит Жорж.
            
6.2. ИНТ. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР СВЕТЛОВИДОВОЙ. КОМНАТА. 
(СВЕТЛОВИДОВА, ЖОРЖ, НЕВАЛЯЕВ)


ВАРИАЦИЯ 6 АКТА (6.1) 11 СЕРИИ.

Светловидова у окна, курит.
Дверь открывается без стука, входят Неваляев и Жорж.
Неваляев сразу же становится на колени.

НЕВАЛЯЕВ
Жоржу
Выйди!
Светловидовой.
Не велите казнить, велите миловать, Александра Сергеевна!

СВЕТЛОВИДОВА
Что это вы балаган устроили, Андрей Алексеевич? Вам только обезьянки на плече не хватает.
 
НЕВАЛЯЕВ
Какой балаган, какой балаган?!
Поднимается с колен
Александра Сергеевна, голубушка, дурные предчувствия, дурные предчувствия подтолкнули меня к визиту.

СВЕТЛОВИДОВА
Что случилось?
 
НЕВАЛЯЕВ
Вот теперь одна и та же мысль не дает покоя мне. А не надумали ли вы покинуть нас?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Как можно?
 
НЕВАЛЯЕВ
Вот, вы теперь иронизируете, а у меня вполне серьезные переживания на этот счет. Сомнения терзают, наития всевозможные, а ну как мы не понравились вам, а хуже того, наскучили?

СВЕТЛОВИДОВА
Вы угадали.
 
НЕВАЛЯЕВ
Да знаете ли вы, что я руки вашей просить приходил?

СВЕТЛОВИДОВА
Нет, я ненавижу вас. И сегодня же возвращаюсь в Москву!

Неваляев извлекает из кармана брюк револьвер, стреляет себе в сердце, падает.
Светловидова в ужасе кричит.
Входит Жорж и выполняет контрольный выстрел в голову Неваляева.

7 акт.
 
ШАРМАНКА

7.1. НАТ. ПЛОЩАДЬ. ДЕНЬ. КОНЕЦ XIX ВЕКА. 
(СТАРИК-ШАРМАНЩИК, ОБЕЗЬЯНКА, МАССОВКА: ЗЕВАКИ)

БРЯХИМОВСКАЯ ПЛОЩАДЬ.
СТАРИК-ШАРМАНЩИК. В НОГАХ ШЛЯПА. НА ПЛЕЧЕ ОБЕЗЬЯНКА.
ЗЕВАКИ ПООДАЛЬ.
 
Шарманщик крутит ручку.

8 акт.
 
ЖАР

8.1. ИНТ. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР СВЕТЛОВИДОВОЙ. КОМНАТА. 
(СВЕТЛОВИДОВА)

Светловидова наливает воду в стакан, выпивает таблетку, ложится, пытается уснуть.

8.2. ИНТ. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР СВЕТЛОВИДОВОЙ. КОМНАТА. 
(СВЕТЛОВИДОВА, СМЫШЛЯЕВА)

Светловидова открывает глаза.
В кресле напротив Смышляева.

СВЕТЛОВИДОВА
Лика?
 
СМЫШЛЯЕВА
А у тебя здесь прохладно.
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Хочешь, согрею чаю?

СМЫШЛЯЕВА
Нет, спасибо.
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА

Ничего, что я лежу? Что-то заболела, простыла, наверное.

СМЫШЛЯЕВА
Прости, я не знала. Давай я в следующий раз приду?

СВЕТЛОВИДОВА
Нет, нет, все в порядке. Рада тебя видеть.
Как дела?
Пауза.

СМЫШЛЯЕВА
Какие могут быть дела?
Пауза.
Зачем же я пожаловала?

СВЕТЛОВИДОВА
Улыбается.
Зачем же ты пожаловала?
Пауза.
 
СМЫШЛЯЕВА
Вот что, Саша, я буду нести чушь, но ты не обращай внимания.
Пауза.
Я уже теперь знаю, что пожалею об этом разговоре… а, может быть, и не пожалею. Ну, да ведь говорят, - За спрос не бьют.
Говорят?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Говорят.
 
СМЫШЛЯЕВА
Ну вот, я и решилась.
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Лика, пожалуйста, без церемоний. Я все пойму, постараюсь понять. Я вижу, что тебе нужно выговориться.
 
СМЫШЛЯЕВА
Да, да, вот именно, выговориться.
Пауза.
Выговориться, да.
Пауза.
Ты – хорошая, я сразу почувствовала. У меня на хороших людей – чутье.
Пауза.
На плохих – чутье, но и на хороших – чутье.
Пауза.
Но, если я смертельные глупости городить начну, ты уж меня обязательно останови! Сразу же! Чтобы я потом не мучилась! Я ведь обязательно потом пойму, что глупости городила!
 
СВЕТЛОВИДОВА
Улыбается.
Хорошо.
Пауза.

СМЫШЛЯЕВА
Улыбается.
И вот.
Пауза.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Может быть, все-таки чаю?
 
СМЫШЛЯЕВА
Нет, нет, спасибо.
Пауза.
И вот.
Пауза.
В общем, одним словом, мне нужно уехать. Я решила.
Пауза.
Уехать, уехать, уехать, не могу я здесь больше!
Пауза. Смотрит на Светловидову, ожидая ее реакции.
И обязательно в большой город, обязательно в большой город, в столицу, в Москву уехать. Как у Чехова, помнишь, - В Москву, в Москву!
Пауза. Смотрит на Светловидову, ожидая ее реакции.
Я понимаю, что это глупо, что это безумно глупо, в моем возрасте, с моими слабыми способностями, со всем этим холодом моим, это – безумие, но я не могу здесь больше, НЕ МОГУ, понимаешь ты меня?!
Пауза. Смотрит на Светловидову, ожидая ее реакции.
Видишь как, ты оттуда, я – туда.
Пауза.
И в другом таком же маленьком городе я не смогу, я знаю, я часто жила в маленьких городах, они все на одно лицо. Это невыносимо, НЕВЫНОСИМО, понимаешь ты меня?
Пауза. Смотрит на Светловидову, ожидая ее реакции.
Скажи, я – дура?
Пауза.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Конечно. И ты дура, и я дура. Жизнь такая, Лика.
 
СМЫШЛЯЕВА
На глазах слезы.
Ну и что же мне теперь делать?
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Для начала напьемся чаю!

СМЫШЛЯЕВА
Я сейчас поставлю. Где у тебя чайник?

СВЕТЛОВИДОВА
Там, у окна. Найдешь.

Смышляева отправляется на поиски чайника, Светловидова закрывает глаза.

8.3. ИНТ. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР СВЕТЛОВИДОВОЙ. КОМНАТА. 
(СВЕТЛОВИДОВА, УШАКОВ)

Светловидова открывает глаза.
В кресле напротив Ушаков.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Ты?

УШАКОВ
Я
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Живой?
 
УШАКОВ
Живее всех живых.
Пауза.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Ничего, если я не стану плакать?
 
УШАКОВ
Я буду тебе чрезвычайно признателен.
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Господи, Стас!
Плачет.

УШАКОВ
Так! Ты обещала!

СВЕТЛОВИДОВА
Что ты наделал, Стас?

УШАКОВ
Нелепая случайность.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Ты же не хотел покончить с собой?

УШАКОВ
Ну что ты? Я хотел убить Артура. На дуэли. А себя я слишком люблю.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Смеется
А зачем тебе понадобилось убивать Артура?
 
УШАКОВ
А здесь некого больше.
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Как твои дела, Стас?

УШАКОВ
Прекрасно.
Я теперь один.

СВЕТЛОВИДОВА
Один?
 
УШАКОВ
Один. Совсем один.
 
СВЕТЛОВИДОВА
А Лика?

УШАКОВ
Лика ушла. По-моему, окончательно.

СВЕТЛОВИДОВА
К Лейде?
 
УШАКОВ
Да, к Лейде. Наверное. Скорее всего. Хотя, знаешь?..

СВЕТЛОВИДОВА
Ты из-за этого хотел убить его?

УШАКОВ
Напротив. Если бы я знал, что у них там может быть что-то серьезное, я бы и мысли такой не допустил!

Смеются.

СВЕТЛОВИДОВА
И что же теперь, Стас?

УШАКОВ
Свобода, Пуговка! Это сладкое слово свобода!
 
СВЕТЛОВИДОВА
Надолго?
 
УШАКОВ
Нет.

СВЕТЛОВИДОВА
Ты так уверенно сказал это «нет». Такое впечатление, что ты знаешь, что будет с тобой завтра.
 
УШАКОВ
Знаю.
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
И что, если не секрет? Смерть – уже было.

УШАКОВ
Остается бессмертие. Ну, хватит об этом. У меня для тебя сюрприз. А ты что, болеешь?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Так, пустяки.
 
УШАКОВ
Ну, что же, тогда мой сюрприз тебе не повредит.
Пауза.
А сюрприз такой!
Пауза.
Нет, уж ты меня прости. Я не могу просто так.

Ушаков забирается в свою сумку, извлекает бутылку коньяку, шоколад. Открывает и разливает коньяк, распечатывает шоколад.

УШАКОВ
Вот. Теперь порядок!
 
СВЕТЛОВИДОВА
Стас!
 
УШАКОВ
Все! Последняя! Просто такой момент! Ты поймешь, ты все поймешь!
Чокается со Светловидовой, выпивает.
Так! Ну вот! Теперь другое дело!
Пауза.
Эх, Пуговка, жизнь прекрасна!
Что, Пуговка, удивительно!
Поднимается с кресла, идет по направлению к двери.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Эй, Стас, ты что?

УШАКОВ
Пошел!
Пауза.
 
СВЕТЛОВИДОВА
А чего приходил-то?
 
УШАКОВ
На тебя посмотреть.

СВЕТЛОВИДОВА
А сюрприз?

УШАКОВ
В следующий раз.
Уходит.

Светловидова смеется.
Закрывает глаза.

8.4. ИНТ. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР СВЕТЛОВИДОВОЙ. КОМНАТА. 
(СВЕТЛОВИДОВА, ЧИКИН)

Светловидова открывает глаза.
В кресле напротив Чикин с букетиком фиалок.

СВЕТЛОВИДОВА
Павел Иванович?

ЧИКИН
Ради Бога, простите, Александра Сергеевна, простите старика, но вот уже которую неделю вынашиваю план навестить вас, каждый раз не решался, каждый раз откладывал на завтра, на послезавтра, на после послезавтра, но это же не может тянуться до бесконечности, вы и сами прекрасно это понимаете. Особенно с учетом того неоспоримого обстоятельства, что, в отличие, предположим, от Андрея Николаевича, совсем не бессмертен, а, напротив, очень даже смертен, что и чувствую каждое, практически, утро, а особенно вечером, дорогая Александра Сергеевна!

СВЕТЛОВИДОВА
Смеется
Тронута вашим визитом.
Пауза.

ЧИКИН
Этот букетик – для вас, дорогая Александра Сергеевна!

СВЕТЛОВИДОВА
Благодарю, дорогой Павел Иванович, бесконечно признательна.
Пауза.

ЧИКИН
Позвольте, воспользовавшись моментом, запечатлеть поцелуй на вашей неземной ручке, дорогая Александра Сергеевна?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Охотно и с удовольствием позволяю.
Протягивает ручку.

Чикин с некоторым кряхтением и покашливанием восстает с кресла, припадает на одно колено и целует руку Светловидовой. После чего возвращается на исходную позицию.

СВЕТЛОВИДОВА
Не угодно ли будет испить чаю?
 
ЧИКИН
Нет, благодарю. В другой раз непременно бы воспользовался вашим предложением, но теперь, изволите видеть, очень спешу, по причине неотложных дел. Благодарю, не смею досаждать вам своим присутствием, надеюсь, что мой визит ни в коей мере не испортил вашего прекрасного настроения?

СВЕТЛОВИДОВА
Смеется
Нет, конечно же, нет, всегда рада видеть вас, Павел Иванович!
 
ЧИКИН
А вот за это благодарю, за это благодарю, непременно воспользуюсь вашим предложением. Знаете старикам надобно женское общество, особенно если речь идет о столь прекрасном обществе! Ах, как нам не хватает прекрасного! Честь имею
Направляется к выходу.

СВЕТЛОВИДОВА
Павел Иванович!
 
ЧИКИН
Уже в дверях
Да, да?

СВЕТЛОВИДОВА
Вы зачем приходили то?
Пауза.

ЧИКИН
Я? Сам не знаю.
Пауза.
Так, хожу, репетирую. Вот, фиалок вам подарить захотелось
Уходит.
 
Светловидова закрывает глаза.
 
8.5. ИНТ. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР СВЕТЛОВИДОВОЙ. КОМНАТА. 
(СВЕТЛОВИДОВА, ШОРОХОВ)

Светловидова открывает глаза.
В кресле напротив Шорохов с огромным букетом белых роз.

СВЕТЛОВИДОВА
Андрей Николаевич?

ШОРОХОВ
Да-с, уважаемая Александра Сергеевна! Именно так!
Пауза.
Не мог дольше высидеть без визита к вам.
Пауза.
Рады ли вы мне, Александра Сергеевна?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Разумеется, Андрей Николаевич! Вот только у меня к вам тотчас же вопрос, Андрей Николаевич!
 
ШОРОХОВ
Охотно отвечу на все ваши вопросы.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Не с предложением ли вы ко мне пожаловали?
Пауза.

ШОРОХОВ
С каким предложением, позвольте полюбопытствовать?

СВЕТЛОВИДОВА
Известно с каким, Андрей Николаевич?
Пауза.

ШОРОХОВ
Вы уже меня простите, но я никак и в голову не могу взять, что за предложение вы подразумеваете?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Известно, что за предложение, учитывая белый цвет вашего букета!
Пауза.

ШОРОХОВ
Вы – о предложении руки и сердца?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Да, да, Андрей Николаевич!
 
ШОРОХОВ
Ну что вы, в мои-то годы?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Да какие годы? Душой-то вы молоды!
 
ШОРОХОВ
Что есть, того уж не отнимешь! Но, Александра Сергеевна, смею вас успокоить, с женитьбами покончено. Хлебнул я с женитьбами-то, Александра Сергеевна. Не хочется больше.
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Очень жаль.
Пауза.

ШОРОХОВ
Шутить изволите?

СВЕТЛОВИДОВА
Изволю.
 
ШОРОХОВ
Слава Богу! А то ведь я мог бы загореться, вольные мысли в голову запустить, сон потерять, а в моем возрасте сон терять никак нельзя. Такой старый актер в моем возрасте без сна – отличный ужин для приведений.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Вы верите в приведения?
 
ШОРОХОВ
Можно подумать, что вы не верите в них.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Нет.
 
ШОРОХОВ
Почему? Вы же – актриса!
 
СВЕТЛОВИДОВА
Ну, наверное, в те годы, когда вы были совсем юным, актрисы были немножечко другими?

ШОРОХОВ
Да нет, мне кажется, актрисы – во все времена актрисы. Есть в них нечто объединяющее.

СВЕТЛОВИДОВА
Что же это? Вера в приведения?
 
ШОРОХОВ
Таким исследованиями я не занимался. Но, вот одно знаю наверняка. Все актрисы обожают розы. И чаще всего – белые.

СВЕТЛОВИДОВА
Спасибо!
Пауза.

ШОРОХОВ
Позвольте, воспользовавшись моментом, поцеловать вам ручку, дорогая Александра Сергеевна?

СВЕТЛОВИДОВА
Смеется.
Охотно и с удовольствием позволяю.
Протягивает ручку.

Шорохов достаточно бодро покидает свое кресло, припадает на одно колено и целует руку Светловидовой. После чего возвращается на исходную позицию.

ШОРОХОВ
Что же касается приведений, если вы и впрямь такая убежденная материалистка, милости прошу навестить мой дом. Я познакомлю вас с ними. Нахожу, что вам это будет гораздо интереснее раскопок в пожелтевших бумагах.
 
СВЕТЛОВИДОВА
У вас живут приведения?

ШОРОХОВ
Да. Сразу трое.

СВЕТЛОВИДОВА
Трое?
 
ШОРОХОВ
Представьте себе!
Пауза.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Вы разыгрываете меня. Этого не может быть!
 
ШОРОХОВ
Приходите – увидите. Они очень общительны, я бы даже сказал, болтливы.
 
СВЕТЛОВИДОВА
И кто же они?

ШОРОХОВ
Моя мамочка – Пелагея Кузьминична и моя бабушка – Елизавета Петровна.
Пауза.
А знаете, дорогая Александра Сергеевна, если серьезно, я не представляю себе жизни без них.
Пауза.
Теперь уже не представляю.
Пауза.
Прежде я любил флиртовать, но теперь мне это не интересно. Прежде меня увлекали прогулки, но теперь и это кажется мне весьма скучным занятием. Что же остается одинокому человеку, долгими, бесконечно долгими вечерами? При этом, замечу, в людях я тоже разочаровался. Вот, остаются беседы с приведениями.
Улыбается.
Ну, и танцы, разумеется.
Пауза.
Знаете, приведения никогда не предают, и, по большому счету, не портят настроения. Они бесконечно тактичны. Если бы меня не приняли за сумасшедшего, я бы посоветовал людям учиться у них внимательности, обходительности, всему тому, что, к сожалению, улетучивается из нашей жизни подобно винным парам.
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Вы не пробовали писать?

ШОРОХОВ
Что писать?

СВЕТЛОВИДОВА
Ну, не знаю, стихи, может быть, роман.
Пауза.
 
ШОРОХОВ
Смеется. Шепотом.
Пишу. Много лет пишу.

СВЕТЛОВИДОВА
О чем, если не секрет?
 
ШОРОХОВ
О любви.
Пауза.
К вам, Александра Сергеевна.
Пауза.
Ну, что же?
Встает с кресла
Позвольте откланяться!

СВЕТЛОВИДОВА
Как жаль!
Пауза.
 
ШОРОХОВ
Вам искренне жаль?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Да. Вы – такой милый собеседник.
Пауза.
 
ШОРОХОВ
Так, может быть…

СВЕТЛОВИДОВА
Что?
Пауза.
 
ШОРОХОВ
Не смею.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Я настаиваю!
Пауза.
 
ШОРОХОВ
Разве сказать?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Непременно сказать!
Пауза.
 
ШОРОХОВ
Может быть, вернуться к разговору о женитьбе?

Смеются.
Шорохов направляется к двери.

СВЕТЛОВИДОВА
Андрей Николаевич!
 
ШОРОХОВ
Уже в дверях.
Да?

СВЕТЛОВИДОВА
Вы назвали только двух.
 
ШОРОХОВ
Что?

СВЕТЛОВИДОВА
Вы назвали имена двух приведений. Кто же третье?
Пауза.

ШОРОХОВ
Догадайтесь.
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Ума не приложу.
Пауза.
 
ШОРОХОВ
Ваш покорный слуга.

Шорохов уходит.
Светловидова смеется, закрывает глаза.
 
8.6. ИНТ. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР СВЕТЛОВИДОВОЙ. КОМНАТА. 
(СВЕТЛОВИДОВА, АРСЕНИЙ)

Светловидова открывает глаза.
В кресле напротив Светловидов.

СВЕТЛОВИДОВА
Как ты нашел меня?
 
АРСЕНИЙ
Нет ничего проще. Я с самого начала знал, куда ты отправилась.
Пауза.
Светловидова садится, достает из тумбочки сигарету, закуривает.

СВЕТЛОВИДОВА
Зачем ты приехал?

АРСЕНИЙ
Я приехал за тобой.
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Как ты нашел меня? Ах, да, я уже спрашивала.
Пауза.
Зачем ты приехал? Ну да, за мной.
Пауза.
А зачем?

АРСЕНИЙ
Каникулы кончились.
Пауза.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Да?
 
АРСЕНИЙ
Да.
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
А знаешь ты, что я ушла от тебя?

АРСЕНИЙ
Да.

СВЕТЛОВИДОВА
И что?
 
АРСЕНИЙ
И ничего.

СВЕТЛОВИДОВА
То есть, как?
 
АРСЕНИЙ
Я соскучился.
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
А как же я?

АРСЕНИЙ
Не знаю.
Пауза.
 
СВЕТЛОВИДОВА
А мне здесь хорошо!
 
АРСЕНИЙ
Не сомневаюсь.
Пауза.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Я репетирую.

АРСЕНИЙ
Замечательно.
Пауза.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Через десять дней премьера.

АРСЕНИЙ
Многовато.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Что, многовато?

АРСЕНИЙ
Десять дней – многовато. Ускорить премьеру нельзя?
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Зачем?

АРСЕНИЙ
У тебя съемки через шесть дней.
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
У меня съемки через шесть дней?!
 
АРСЕНИЙ
Да. Через шесть дней.
Пауза.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Съемки?

АРСЕНИЙ
Съемки. У Томского.
 
СВЕТЛОВИДОВА
У этой сволочи?!
 
АРСЕНИЙ
А он тебя любит.

СВЕТЛОВИДОВА
Вы все меня любите!
 
АРСЕНИЙ
Все.

СВЕТЛОВИДОВА
Жить без меня не можете!

АРСЕНИЙ
Где-то так.
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Я не вернусь!

АРСЕНИЙ
Вернешься.

СВЕТЛОВИДОВА
Ему-то это зачем? Ну, скажи, скажи, зачем я ему! Что он хочет от меня?

АРСЕНИЙ
Что бы ты играла, снималась.
Пауза.
Верит в твой талант.

СВЕТЛОВИДОВА
Если бы он верил в мой талант…

АРСЕНИЙ
Да.
 
СВЕТЛОВИДОВА
А ты тоже веришь в мой талант?

АРСЕНИЙ
Да.
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Вы оба верите в мой талант?

АРСЕНИЙ
Да.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Так зачем же тогда?!.. Зачем, в таком случае, зачем, зачем?..
 
АРСЕНИЙ
Что бы ты больше не болела.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Но это же настоящий сумасшедший дом! Вы это понимали? Вы знали, куда укладывали меня?!
Пауза.
Это не частная клиника, как вы мне заливали, а настоящий сумасшедший дом!
Пауза.
С САНИТАРАМИ, СВЕТЛОВИДОВ, С САНИТАРАМИ!
Пауза.
А знаешь ты, что я могла и вовсе не вернуться оттуда?!

АРСЕНИЙ
Исключено.
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Боже мой! Я только теперь поняла! Через десять дней! Это не съемки! Это будут не съемки! Вы хотите снова отправить меня ТУДА! Светловидов! Смотри мне в глаза! У тебя не получается врать! Скажи мне, сволочь, вы хотите опять отправить меня ТУДА?!

АРСЕНИЙ
Невозмутимо
Нет.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Я не верю, я не верю тебе!

АРСЕНИЙ
Извлекает из кармана флакончик с лекарством
Вот – лекарство, я привез тебе как знак того, что возвращения не будет. Будешь пить по драже три раза в день, и возвращения не будет.
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Я не верю тебе, сволочь!

АРСЕНИЙ
Поднимается с кресла, кладет лекарство на столик.
Ровно через пять дней за тобой прибудет машина.
Пауза.
С вашим Неваляевым я договорюсь, я его хорошо знаю.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Не удастся!

АРСЕНИЙ
Удастся.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Не удастся!

Дверь за Светловидовым закрывается.


СВЕТЛОВИДОВА
Неваляев убил себя.
Смеется.
Из любви к искусству.

9 акт.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ. ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ.

9.1. ИНТ. СЦЕНА. СПЕКТАКЛЬ. ДЕКОРАЦИИ  ТРЕТЬЕГО ДЕЙСТВИЯ.
(ЧИКИН, ЛЕЙДЕ, СВЕТЛОВИДОВА)

НА СЦЕНЕ ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ ЧИКИН (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ БАКИНА)

БАКИН
Никого нет, и дверь не заперта, и какая-то тень проскользнула мимо меня — это она; но куда, к кому? Если к жениху, так незачем, он и сюда может притти. Ве-роятно, пошла погулять в сад, подышать свежим воздухом. Я ее здесь подожду; ну, не прогонит же она, все-таки позволит хоть с полчаса посидеть. Я подержал пари с Великатовым, что буду у ней чай пить и просижу до утра. Проиграть не хочется. Я хотел его уведомить, примет она меня или нет. А! Так я вот что сделаю: я пошлю кучера сказать, что я здесь остался. Если прогонит, то я проша¬таюсь где-нибудь до света.
Отворяет окно.

В это время входят Мелузов и Негина, которая проходит за перегородку.

БАКИН
Иван, поезжай в вокзал, скажи, что я здесь остался.


9.2. ИНТ. СЦЕНА. СПЕКТАКЛЬ. ДЕКОРАЦИИ  ТРЕТЬЕГО ДЕЙСТВИЯ.
(ЧИКИН, ЛЕЙДЕ, СВЕТЛОВИДОВА)

НА СЦЕНЕ ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ ЧИКИН (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ БАКИНА) И АРТУР ЯНОВИЧ ЛЕЙДЕ (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ МЕЛУЗОВА).

МЕЛУЗОВ
Нет, вы не останетесь здесь. Велите ку¬черу подождать, вы сейчас выйдете! Что же вы? Ну, так я прикажу.
В окно.
Иван, останься! Барин сейчас выйдет.

БАКИН
Какое право вы имеете распоряжаться в чу¬жой квартире? Я вас не знаю и знать не хочу.

МЕЛУЗОВ
Нет, позвольте, зачем вы лжете? И лжете с дурным намерением. Вам хочется ославить девушку?

БАКИН
«Ославить»? Визит после театра разве значит «ославить»? Ну, что вы знаете!

МЕЛУЗОВ
Хорошо; да зачем посылать кучера объявлять, что вы здесь остались?

БАКИН
Вы посетитель райка, разве вы можете пони¬мать отношения между артистами и той публикой, которая занимает первые ряды кресел!

МЕЛУЗОВ
Я вот что понимаю: что вы, посетитель первого ряда кресел, уйдете отсюда, а я, посетитель райка, останусь здесь.

БАКИН
Вы здесь останетесь?

МЕЛУЗОВ
Да, останусь.

БАКИН
Вот это хорошо! По крайней мере, я сделал от¬крытие, которым могу поделиться...

МЕЛУЗОВ
С кем угодно.

БАКИН
Впрочем, вы, может быть, сгоряча-то, немнож¬ко прихвастнули?

МЕЛУЗОВ
Нет, уж будьте покойны, я останусь.

Входит Негина, одетая в пальто.

9.3. ИНТ. СЦЕНА. СПЕКТАКЛЬ. ДЕКОРАЦИИ  ТРЕТЬЕГО ДЕЙСТВИЯ.
(ЧИКИН, ЛЕЙДЕ, СВЕТЛОВИДОВА)

НА СЦЕНЕ ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ ЧИКИН (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ БАКИНА), АРТУР ЯНОВИЧ ЛЕЙДЕ (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ МЕЛУЗОВА) И АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВНА СВЕТЛОВИДОВА (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ НЕГИНОЙ). 


НЕГИНА
кладет Мелузову руку на плечо
Да, он останется.

МЕЛУЗОВ
Ну, теперь сомнения ваши кончились; зна¬чит, вам остается только одно...

НЕГИНА
Удалиться.

МЕЛУЗОВ
И чем скорее, тем лучше.

БАКИН
Лучше, лучше! Я сам знаю, что мне лучше.

МЕЛУЗОВ
Нет, не знаете, вы мне не дали договорить. Скорее уйти вам потому лучше, что можете уйти в дверь, а если долго будете сбираться, тогда отправитесь в про-странство посредством окна.

НЕГИНА
обнимая Мелузова
Ах, милый!

БАКИН
Ну, молодой человек, запомните вы это!
Ухо¬дит.

НЕГИНА
Ах, милый Петя, голубчик мой, поедем сей¬час кататься на всю ночь: лошади здесь.

МЕЛУЗОВ
Куда, Саша?

НЕГИНА
Куда хочешь, куда только тебе угодно, все, все в твоей воле вплоть до утра. Мама, прощай, запирай дверь! Мы едем.

Мелузов и Негина уходят.

10 акт.
 
ДЯДЯ МИША


10.1. ИНТ. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР СВЕТЛОВИДОВОЙ. КОМНАТА. 
(СВЕТЛОВИДОВА, БУЯНОВ, ГОРОХОВ)

Светловидова открывает глаза.
В кресле напротив Буянов.

СВЕТЛОВИДОВА
Ваня?

БУЯНОВ
Собственной персоной!

СВЕТЛОВИДОВА
А где же твой Вася?
 
БУЯНОВ
Вася сегодня отдыхает.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Дал ему выходной?
 
БУЯНОВ
Сегодня – выходной, а завтра, быть может, и вовсе в отставку!
Пауза.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Что случилось, Ванечка?

БУЯНОВ
Ничего. Захотелось увидеть вас.

СВЕТЛОВИДОВА
Ваня! Не юли! Что-то случилось!

БУЯНОВ
С чего вы взяли?

СВЕТЛОВИДОВА
Ты слишком серьезен.

БУЯНОВ
Не пил сегодня, вот и серьезен. С вами выпить хочу, Саша.

СВЕТЛОВИДОВА
С чего это вдруг?
 
БУЯНОВ
Потому, вы – хороший человек.
Пауза.
Я учусь у вас, при том, с удовольствием учусь, вы великая актриса, заглянули на пару дней к нам в глушь, в кои-то веки, а выпить – толком и не выпили ни разу. Непорядок!
Пауза.
Опять же я романсы для вас исполняю, а если понадобится – и жизнь за вас отдам безо всякого…
Сомневаетесь?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Смеется.
Нет, Ванечка, не сомневаюсь!
 
БУЯНОВ
Ну, так и вот. А выпить с вами, поговорить по душам за бутылочкой, чтобы без посторонних глаз, все не получается.
Пауза.
Вот мне сегодня и подумалось, положение требует немедленного исправления! Что вы имеете против такого мероприятия?!

СВЕТЛОВИДОВА
Но… Ванечка, ты же знаешь… я – совсем немного… только чтобы компанию поддержать…


Буянов забирается в свою сумку, извлекает бутылку коньяку, шоколад. Открывает и разливает коньяк, распечатывает шоколад.
 
БУЯНОВ
Разумеется. Начиная со второй – исключительно для компании. Первую – как положено, а уже начиная со второй – только для компании и никаких гвоздей!
 
СВЕТЛОВИДОВА
Ваня, но здесь целый бокал! Ты хочешь напоить меня?
 
БУЯНОВ
Хочу, Александра Сергеевна!
Пауза.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Скажи, Ваня, ты что-то замыслил?
 
БУЯНОВ
Я прост как песня! Да разве вы меня не знаете?!
Пауза.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Ваня! Здесь что – то не так.
 
БУЯНОВ
Эх, люди, что за люди?! Да разве не может быть самого простого, самого, что ни на есть, обыкновенного, прозрачного, как слеза крокодила, желания запросто взять, да и выпить с человеком, которого безгранично уважаешь, а если заглянуть в корень, в известной степени, даже и любишь?!
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Все, уговорил!
Пьет коньяк и разбивает бокал о пол.
Ваня, я сразу же пьяна! В голове вальс!
Пауза.
Споил ты меня, друг мой Ваня! Что же теперь будет?
 
БУЯНОВ
Кружится в голове?

СВЕТЛОВИДОВА
Кружится! Это что такое пьяное я выпила?
 
БУЯНОВА
Коньяк, коньяк, Александра Сергеевна.
Благородно.

Входит Горохов.
Стоит в дверях.

СВЕТЛОВИДОВА
А вот и Вася! А ты, Ванечка, говорил, что он – в отпуске.
Горохову.
А мы, Вася, коньяк пьем. Хочешь с нами?
Пауза.

ГОРОХОВ
Александра Сергеевна!
 
СВЕТЛОВИДОВА
Ну, что же ты, Вася? Проходи! Что ты там, в дверях топчешься?
Пауза.
 
ГОРОХОВ
Александра Сергеевна!
Пауза.
Михаил Михайлович Яблонский, дядюшка ваш…

СВЕТЛОВИДОВА
Что?!