Бряхимов Таланты и поклонники Десятая серия

Александр Строганов
БРЯХИМОВ
(ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ)
ДЕСЯТАЯ СЕРИЯ

Александр Строганов

Оригинальный сценарий


Строганов Александр
+7 9132152218
Jazz200261@mail.ru
656055
Россия, г. Барнаул, ул. Островского 40 – 35
www.stroganow.ru








БРЯХИМОВ (ТАЛАНТЫ И
ПОКЛОННИКИ)  -
ДАТА СЪЁМКИ:
СЮЖЕТЧИК: АЛЕКСАНДР СТРОГАНОВ ДАТА ЭФИРА:
ДИАЛОГИСТ: АЛЕКСАНДР СТРОГАНОВ ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ:

ПЕРСОНАЖИ:
СВЕТЛОВИДОВА
СМЫШЛЯЕВА
БУЯНОВ
ЧИКИН
ШОРОХОВ
ГОРОХОВ
ДРУНИНА
ЛЕЙДЕ
ИГУМНОВА
ПЕЛАГИЯ КУЗЬМИНИЧНА
ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА
ЖОРЖ
ХИРУРГ
ФОТОГРАФ
ГОРНИЧНАЯ
ПОЧТАЛЬОН
НАРЯДОВ
ПАЦИЕНТ
МАССОВКА:
АКТЕРЫ
МЕДСЕСТРЫ
ПАЦИЕНТЫ
САНИТАРЫ











ОБЪЕКТЫ:
ИНТЕРЬЕРЫ:
ТЕАТР
- СЦЕНА С ДЕКОРАЦИЯМИ
- АКТЕРСКИЙ БУФЕТ
БОЛЬНИЦА
- БОЛЬНИЧНЫЙ КОРРИДОР
МАСТЕРСКАЯ ХУДОЖНИКА НАРЯДОВА
КВАРТИРА ШОРОХОА
- ГОСТИНАЯ
ГОСТИНИЦА В БРЯХИМОВЕ
- НОМЕР ЛЕЙДЕ
НАТУРА:
БРЯХИМОВСКИЙ ПРУД



Оглавление

1 АКТ. БОЛЬНИЦА.

1.1. ИНТ. БОЛЬНИЦА.
(ХИРУРГ, МАССОВКА: МЕДСЕСТРЫ, ПАЦИЕНТЫ)…………………………………….…….5


2 АКТ. А.Н. ОСТРОВСКИЙ. ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ. 

2.1. ИНТ. СЦЕНА. СПЕКТАКЛЬ. ДЕКОРАЦИИ  ТРЕТЬЕГО ДЕЙСТВИЯ.   
(ДРУНИНА, ЧИКИН, СВЕТЛОВИДОВА, БУЯНОВ, ГОРОХОВ)………………….……5

2.2. ИНТ. СЦЕНА. СПЕКТАКЛЬ. ДЕКОРАЦИИ  ТРЕТЬЕГО ДЕЙСТВИЯ.   
(ДРУНИНА, СВЕТЛОВИДОВА, БУЯНОВ, ГОРОХОВ)…………….…………………….….8

2.3. ИНТ. СЦЕНА. СПЕКТАКЛЬ. ДЕКОРАЦИИ  ТРЕТЬЕГО ДЕЙСТВИЯ.   
(ДРУНИНА, СВЕТЛОВИДОВА, ГОРНИЧНАЯ)………………………………………….…….….12

3 АКТ. АКВАРИУМ.

3.1. ИНТ. МАСТЕРСКАЯ ХУДОЖНИКА НАРЯДОВА.
(НАРЯДОВ, ИГУМНОВА)………………………………………………………………………………………….….18

4 АКТ. ТОННЕЛЬ.

4.1. ИНТ. БОЛЬНИЦА……………………………………………………………………….…………………………21

5 АКТ. ПЕРСОНАЖИ.

5.1. НАТ. ПРУД. ДЕНЬ.(ЛЕЙДЕ, ПОЧТАЛЬОН)………….…………………………..21


6 АКТ. ТУРБУЛЕНТНОСТЬ.

6.1. ИНТ. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР ЛЕЙДЕ. 
(ЛЕЙДЕ, СМЫШЛЯЕВА)………………………………………………………………………………………………..25


7 АКТ. ПРИГЛАШЕНИЯ.

7.1. ИНТ. АКТЕРСКИЙ БУФЕТ. 
(БУЯНОВ, ГОРОХОВ, ЧИКИН, ШОРОХОВ, СВЕТЛОВИДОВА, МАССОВКА)………………………………………………………………………………………………………………………….29

8 АКТ. КРОВЬ.

8.1. НАТ. ПРУД. ДЕНЬ.
(ФОТОГРАФ, МАССОВКА: АКТЕРЫ)……………………………………..…………………………….40

9 АКТ. КРОВЬ.

9.1. ИНТ. БОЛЬНИЦА. КОРРИДОР
(ПАЦИЕНТ, МАССОВКА: САНИТАРЫ)…………………………………………….…………………….40

10 АКТ. СМЫСЛЫ.

10.1. ИНТ. МАСТЕРСКАЯ ХУДОЖНИКА НАРЯДОВА.
(НАРЯДОВ, ИГУМНОВА)……………………………………………………………………………………………….40

11 АКТ. ДЕЖАВЮ.

11.1. НАТ. ПРУД. ДЕНЬ.
(СВЕТЛОВИДОВА, ПОЧТАЛЬОН)……………………………………………………………………………..42

12 АКТ. ГЮНТЕР ФОН ХАГЕНС.

12.1. ХРОНИКА…………………………………………………………………………………………………………………47 


13 АКТ. ЗАЛОЖНИЦА.

13.1. ИНТ. ГОСТИНАЯ В КВАРТИРЕ ШОРОХОВА. 
(СВЕТЛОВИДОВА, ШОРОХОВ, ПЕЛАГЕЯ КУЗЬМИНИЧНА, ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА, ЖОРЖ)………………………………………………………………………………………………………….47

14 АКТ. ВЫСТРЕЛ.

14.1.ИНТ. БОЛЬНИЦА. КОРРИДОР
(СВЕТЛОВИДОВА, СМЫШЛЯЕВА)……………………………………………………………………………..56



 


НА ТИТРАХ СТАРИННЫЕ ФОТОГРАФИИ. ЖЕЛТЫЙ ВИРАЖ ПОДЧЕРКИВАЕТ ИХ ВОЗРАСТ. НА СНИМКАХ - ВИДЫ ТИПИЧНОГО РУССКОГО ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА, А ТАКЖЕ ПОРТРЕТЫ ЛЮДЕЙ ИЗ ДАЛЕКОГО ПРОШЛОГО.

1 акт

БОЛЬНИЦА

1.1. ИНТ. БОЛЬНИЦА. КОРРИДОР.
(ХИРУРГ, МАССОВКА: МЕДСЕСТРЫ, ПАЦИЕНТЫ)


ГОЛОСА, СТОНЫ, ЗВУКИ КАТАЛКИ, ЗВОН СТЕКЛЯННЫХ ПРЕДМЕТОВ.
БОЛЬНИЧНЫЙ КОРИДОР.
ДВЕРИ ОПЕРАЦИОННОЙ.

Постовые сестры готовятся к процедурам.

Двери операционной отворяются.
Выходит хирург, пожилой человек.
Снимает маску.

ТИШИНА.
 
Хирург без сил опускается в кресло напротив операционной.
Некоторое время сидит с закрытыми глазами, затем достает сигарету, закуривает.
Мимо него проплывают пациенты, тихо переговариваются между собой.
Хирург поднимается.
Сутулясь, медленно идет вдоль коридора.
Хирург исчезает за одной из дверей.

2 акт.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ. ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ.

2.1. ИНТ. СЦЕНА. СПЕКТАКЛЬ. ДЕКОРАЦИИ  ТРЕТЬЕГО ДЕЙСТВИЯ.   
(ДРУНИНА, ЧИКИН, СВЕТЛОВИДОВА, БУЯНОВ, ГОРОХОВ)

НА СЦЕНЕ АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВНА СВЕТЛОВИДОВА (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ НЕГИНОЙ), НИНА ИВАНОВНА ДРУНИНА (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ ДОМНЫ ПАНТЕЛЕВНЫ) И ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ ЧИКИН (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ БАКИНА). 


БАКИН
Я к вам чай пить, Александра Николавна!

НЕГИНА
Ах, извините, я не могу вас принять, я очень устала, мне надо отдохнуть, я хочу одна быть, успо¬коиться.

БАКИН
Ну, полчаса, ну что такое полчаса!

НЕГИНА
Право, не могу, я так измучена.

БАКИН
Ну, я зайду минут через десять или через четверть часа, вы успеете отдохнуть.

НЕГИНА
Нет, нет, сделайте одолжение! Завтра при-езжайте, ну когда хотите, только не сегодня.

БАКИН
Александра Николавна, я как-то не люблю изменять свои намерения, мне всегда хочется испол¬нить то, что я задумал, и, с моей настойчивостью, мне удается.

НЕГИНА
Очень рада, что вам удается, но, извините, я вас оставлю, я очень устала.

БАКИН
Ну, уходите, а я здесь останусь, в этой ком¬нате, я вот на этом стуле всю ночь просижу.

НЕГИНА
Ну, перестаньте шутить! Довольно уж.

БАКИН
Не верите? Так я вам докажу, я человек реши-тельный.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
И я, батюшка, женщина ре-шительная, я ведь и караул закричу.

БАКИН
Негиной
Послушайте, вы боитесь, что меня у вас застанет кто-нибудь?

НЕГИНА
Никого и ничего я не боюсь.

БАКИН
Все ваши обожатели теперь ужинают в вок¬зале, и князь, и Великатов, и Смельская с ними, и проси¬дят там до утра.

НЕГИНА
Да что мне за дело!

БАКИН
А жених ваш спит, вероятно; да я и не верю, что вы его любите.

НЕГИНА
Ах, боже мой, это невыносимо! Я вас и не уверяю ни в чем.

БАКИН
Вы его держите при себе только для защиты от ухаживанья, а понравится вам кто-нибудь, ведь вы его бросите, это всегда так бывает.

НЕГИНА
Ну, хорошо, хорошо.

БАКИН
Вы уж очень разборчивы; чего вы дожидае¬тесь, какой благодати? Перед вами человек образованный, обеспеченный... Что я не ухаживаю за вами, не говорю неж¬ностей, не объясняюсь в любви, так это не в моих правилах. Мы не дети, зачем нам притворяться! Будем говорить, как совершеннолетние.

НЕГИНА
Прощайте.
Уходит.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Ну, батюшка, поговорили, да и будет. Пора людям покой дать! А то коли хотите разговаривать, так говорите со мной, я за словом в карман не полезу.

БАКИН
Громко
А я все-таки еще зайду.
Уходит.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Запру сени, уж теперь ни-кого не пущу, хоть умирай там.
Уходит.

За сценой слышен крупный разговор.
Выходит Негина.

НЕГИНА
Что там такое?

Входит Домна Пантелевна, Вася с бутылкой шампанского и Трагик.

2.2. ИНТ. СЦЕНА. СПЕКТАКЛЬ. ДЕКОРАЦИИ  ТРЕТЬЕГО ДЕЙСТВИЯ.   
(ДРУНИНА, СВЕТЛОВИДОВА, БУЯНОВ, ГОРОХОВ)

НА СЦЕНЕ АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВНА СВЕТЛОВИДОВА (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ НЕГИНОЙ), НИНА ИВАНОВНА ДРУНИНА (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ ДОМНЫ ПАНТЕЛЕВНЫ), ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОРОХОВ (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ ВАСИ), ИВАН ПЕТРОВИЧ БУЯНОВ (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ ТРАГИКА). 

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Вот беспутные, право, беспутные! Насильно вломились, никаких резонтов не слу¬шают.

ВАСЯ
Да нельзя, Домна Пантелевна, надо же за здо-ровье Александры Николавны выпить; уж миновать этого дела никак невозможно. А что ж такое! Мы честно, благо¬родно, со всем нашим уважением! Никакого безобразия, помилуйте!

ТРАГИК
Еще бы! Коли я тут.

НЕГИНА
Да напрасно вы беспокоитесь, я пить не стану.

ВАСЯ
Это как вам угодно-с. Нам больше останется, мы и одни выпьем.
Кричит за перегородку.
Милая, умница, дай-ка стаканчиков!

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Да давай уж, я откупорю.
Берет бутылку и уходит.

ТРАГИК
Негиной
Ты говоришь, что пить не ста¬нешь; а вот я посмотрю, как ты у меня не выпьешь!

ВАСЯ
Неволить не надо-с.

ТРАГИК
Я неволить не стану, я буду просить.

Выходит Домна Пантелевна, ставит бутылку и стаканы на стол.

ВАСЯ
Наливает
С вас и начинать, по старшинству-с.
 
ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Не знаю, пить ли, боюсь, захмелею.

ВАСЯ
А что ж такое! Чего бояться-то? Дело к ночи-с. Хоть и захмелеете, не велика беда. Мы вот с ним этого не боимся.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
берет стакан
Ну, Саша, поздравляю тебя!
Пьет.

ВАСЯ
подносит стакан Негиной
Теперь позвольте вас просить.

НЕГИНА
Уж я сказала, что не буду пить.

ВАСЯ
Нельзя-с, за что ж обижать? Мы со всем рас¬положением. Хоть половину-с!

ТРАГИК
падая на колени
Саша, Александра! Ты смотри, кто тебя просит! Смотри, кто у ног твоих! Громилов, сам Ераст Громилов!

НЕГИНА
Ну, извольте, я немного выпью, только уж больше ни за что не стану.
Пьет.

ВАСЯ
помогая Трагику подняться
Сколько угодно-с.
Берет стакан.
Остальное мы допьем и ваши мысли узнаем.
Наливает стаканы.
Теперь мы выпьем-с.
Подает стакан Трагику.

ТРАГИК
Поздравляй за двоих, у меня сегодня красно¬речие не в порядке.

ВАСЯ
Честь имею поздравить-с с успехом-с. Сто лет жизни и миллион денег-с!
Чокаются с Трагиком и пьют.

ТРАГИК
подавая стакан
Наливай еще!
Вася нали¬вает, Трагик пьет.
Вся?

ВАСЯ
показывая бутылку
Вся.

ТРАГИК
Ну, поедем!

ВАСЯ
Негиной
Прощенья просим! Пожалуйте ручку-с! Извините за невежество-с! Спасибо этому дому, те¬перь пойдем к другому.
Уходят.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Вот путаники! Точно их вихрем по городу-то носит. Теперь уж запру, одолели.
Уходит и скоро возвращается.

2.3. ИНТ. СЦЕНА. СПЕКТАКЛЬ. ДЕКОРАЦИИ  ТРЕТЬЕГО ДЕЙСТВИЯ.   
(ДРУНИНА, СВЕТЛОВИДОВА, ГОРНИЧНАЯ)

НА СЦЕНЕ АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВНА СВЕТЛОВИДОВА (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ НЕГИНОЙ), НИНА ИВАНОВНА ДРУНИНА (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ ДОМНЫ ПАНТЕЛЕЕВНЫ.) И ГОРНИЧНАЯ (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ МАТРЕНЫ).

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Ну, уж теперь давай чай пить!

НЕГИНА
Я выпью с удовольствием.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
у перегородки
Матрена, налей-ка нам по чашечке.
Негиной.
Дай-ка подарок-то!

НЕГИНА
подавая коробочку
Да ведь вы видели, серьги и брошка.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Да я убрать хочу. Ведь тоже не малых денег стоит.
Прячет в карман.
Тем эти вещи хороши, приятны, что, случись нужда, сейчас и зало¬жить можно. Не то что вот эти веники.

Матрена приносит две чашки чаю и уходит.

НЕГИНА
прихлебывая чай
А какой мне букет Великатов поднес. Посмотрите!

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Ну, что букет! Букет как букет. Даром деньги брошены, я так считаю.
Пьет чай.

НЕГИНА
Нет, вы посмотрите! Цветы всё дорогие, и где он их взял?

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
рассматривая букет
Да, хорош, уж нечего сказать.
Находит записку.
А это что ж такое?

НЕГИНА
читает про себя записку
Ах, ах!

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Что такое?

НЕГИНА
хватаясь за голову
Ах, нет, погоди! У ме¬ня другая есть. А я и забыла.
Достает из кармана записку.
Это от Петра Егорыча, он мне на подъезде дал.
Чи¬тает про себя.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Читай вслух! Что еще за секреты от матери!

НЕГИНА
Читает
«Да, милая Саша, искусство не вздор, я начинаю понимать это. Сегодня в игре твоей я на¬шел так много теплоты и искренности, что, просто тебе ска¬зать, пришел в удивление. Я очень рад за тебя. Это редкие и дорогие качества души. После спектакля у тебя, вероятно, будет кто-нибудь; при твоих гостях я всегда чувствую что-то неприятное, не то смущение, не то досаду, и вообще мне как-то неловко. Все они смотрят на меня или враждебно, или с насмешкой, чего я, как ты сама знаешь, не заслужи¬ваю. По всем этим соображениям я после театра к тебе не зайду, но если ты найдешь минуты две-три свободных, так выбеги в ваш садик, я там подожду тебя. Конечно, я мог бы зайти к тебе и завтра утром; но извини, душа полна через край, сердце хочет перелиться...»
Отирает слезы.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Ну-ка, прочти другое-то!
 
НЕГИНА
Да нет, маменька, не нужно, стыдно!

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Ну, вот еще, стыдно! Мало ли ты получаешь записок, которые читать стыдно, да ведь читаешь ты их мне.

НЕГИНА
Ну, ПК, соберись с силами.
Читает.
«Я полюбил вас с первого взгляда. Видеть и слышать вас для меня невыразимое наслаждение. Извините, что я объяс¬няюсь с вами на письме: по врожденной робости я никогда не осмелился бы передать вам мои чувства словами. Теперь мое счастье от вас зависит. А счастье мое, о котором я меч¬таю, обожаемая Александра Николаевна, вот какое: в моей усадьбе, в моем роскошном дворце, моих палатах есть мо¬лодая хозяйка, которой все поклоняется, все, начиная с меня, рабски повинуется. Так проходит лето. Осенью мы с оча¬ровательной хозяйкой едем в один из южных городов; она вступает на сцену в театре, который совершенно зависит от меня, вступает с полным блеском, я наслаждаюсь и гор¬жусь ее успехами. О дальнейшем я не мечтаю, поживем — увидим. Не сердитесь за мои мечты, мечтать каждому позволительно. Приговор мой я прочту завтра в ваших гла¬зах, если вы меня примете; если же не примете, я с разби¬тым сердцем, но безропотно удалюсь, наказанный вашим презрением за мою дерзость. Ваш Великатов».
Сквозь слезы.
ПК, да что же это такое? Что он, противный, пишет? Кто ж это ему позволил?

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Что позволил?

НЕГИНА
Да так... полюбить меня.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
А разве на это спрашивается позволенье-то, глупая!

НЕГИНА
Так бы вот и убила его.
Молчание.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
в задумчивости
Лебеди... Лебеди, говорит, плавают на озере.
 
НЕГИНА
Ах, да что мне за дело!
Молчание.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Саша, Сашутка, ведь никогда еще мы с тобой серьезно не говорили; вот он серьез-то на¬чинается. Живешь, бедствуешь, а тут богатство! Ах, ба¬тюшки мои, какая напасть! Вот соблазн-то, вот соблазн-то! Уж не дьявол ли он, прости господи, тут подвернулся? В самый-то вот раз... только что мы про свою нужду-то раздумывали. Ну, как есть дьявол. А уж что ласки-то в нем, что этой всякой добродетели! Да давай же говорить о деле-то серьезно, вертушка!

HЕГИНА
«Серьезно», об таком-то деле серьезно! Да за кого ж вы меня принимаете! Разве это «дело»? Ведь это позор! Ты помнишь, что он-то говорил, он, мой милый, мой Петя! Как тут думать, об чем думать, об чем разговари¬вать! А коли есть в тебе сомнение, так возьми что-нибудь, да и погадай! Ведь я твоя. Чет или нечет, вот и конец.
Берет записку Мелузова.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Да что ты! Как я могу!.. Это твое дело. Да сохрани меня господи! Да меня бог и люди...

НЕГИНА
дочитывает записку Мелузова
«Но если ты найдешь минуты две-три свободных, так выбеги в ваш садик, я там подожду тебя». Ах, бедный, бедный! Как я его мало любила! Вот когда я чувствую, что люблю его всей душой.
Берет письмо Нарокова.
Ах, вот и это! И это надо сохранить на всю жизнь! Уж так меня никто лю¬бить не будет. Дайте-ка шаль! Я пойду.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Куда ты? Куда ты? Что ты!

НЕГИНА
Ах, отстаньте, не ваше дело!

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Как не мое! Да и ты-то моя.

HЕГИНА
Ну, я ваша, что хотите со мной делайте; да душа у меня своя. Я к Пете. Ведь он меня любит, он меня жалеет, он нас с вами добру учил.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Да как же дело-то? Уж ска¬жи что-нибудь!

НЕГИНА
Ах, дело, дело! Ну, завтра, завтра, оставим до завтра. А теперь не мешайте мне. Я теперь такая доб¬рая, такая честная, какой никогда еще не была и, может быть, завтра уж не буду. На душе у меня теперь очень хо¬рошо, очень честно, не надо этому мешать.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Ну, ну, как хочешь, как хо-чешь.

НЕГИНА
покрываясь шалью
Я не знаю, может быть, сейчас ворочусь, может быть, до утра... Но чтоб ни словом, ни взглядом...

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Да что ты, разве я не мать тебе, разве я не женщина! Не понимаю я нешто, что мешать тебе нельзя; души, что ль, у меня нет?

НЕГИНА
Ну, я иду.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Да постой, покройся хорошенько, не простудись! Эко сердце-то у тебя золотое. А я все-таки запирать не стану, буду чай пить да тебя поджи¬дать.
Негина уходит.

Домна Пантелевна уходит за перегородку.



3 акт

АКВАРИУМ

3.1. ИНТ. МАСТЕРСКАЯ ХУДОЖНИКА НАРЯДОВА.
(НАРЯДОВ, ИГУМНОВА)

Нарядов пьет вино, курит.
Игумнова лежит на диване с закрытыми глазами.
 
НАРЯДОВ
Нетрезв.
Конечно, смола была бы несравненно лучшей средой, но мы выбираем спирт. Вот, ты, конечно, не знаешь, не помнишь, а я тебе расскажу. В прежние времена парикмахерских в спиртовках жил денатурат. Волшебное сказочное существо. Такого красивого свечения я не встречал. Может статься, именно благодаря этому свечению я и выбрал себе ремесло.
Пауза.
Несколько пафосно, согласен, но, знаешь, голубушка, в прежние времена не стеснялись фраз. Величие, видишь ли, еще помнилось. Ну, что было, то – было.
Пауза.
Итак, жизнь – аквариум. Наблюдаем сквозь мутное стекло. Изнутри. Мы – внутри. Наблюдаем за ними. А ОНИ себе путешествуют, снуют, проворят.
Пауза.
ОНИ – кто?
Пауза.
ОНИ – кто?
Пауза.
ОНИ – кто?
Пауза.
Незнамо.
Пауза. 
Тени и стоны.
Пауза.
ОНИ там, за стеклом, душат, пытают, расчленяют друг дружку, пожирают друг дружку.
Пауза.
Мы видим, нет, не видим, догадываемся, дорисовываем все это, с легкостью дорисовываем, ибо знаем все это, помним все это, все эти мерзости, все эти дыбы, виселицы, лотки для кишок, фартуки, узловатые руки в пятнах крови, и мягкие руки в пятнах крови, мелкие улыбки, сальные мелкие улыбки и дрожащие рты, дрожащие отверстия, все семь, двадцать семь, двести двадцать семь отверстий сквозь стекло, и ничто уже не волнует нас.
Пауза.
Мы – латимерии, редкостной безмятежности исполнены.
Пауза.
У аквариума стенки толстые, у латимерий чешуя толстая, одно движение в полторы минуты, по воле водорослей, по воле воды или водорослей, не по своей воле.
Пауза.
Воля – бред, воля – пустое, ничтожное понятие, придуманное для рабов, придуманное рабами и для рабов. Покой и счастье. Холодное солнце. Холодное цыганское солнце. Как блик на бидоне. Металлическом, казенном, металлическом бидоне со скисшимся молоком.
Пауза.
Молоко скисло, скисло, слышишь этот запах? Скисло молоко. В бидонах и грудях. Но – ничего, это – ничего. Кислое молоко полезно. Польза, польза. Все - на пользу. Только на пользу. Ничего кроме пользы. Польза и покой. Покой и счастье. Счастье, счастье, счастье.
Пауза.
Хотели счастья? Нате, кушайте. Сдачи не надо. Истерики - в прошлом. Счастье. Счастье, но… Счастье, но… это продлится недолго.
Мгновение.
Несколько минут. Секунд. Наверное. Нужно зажмуриться и получать удовольствие. Хотя, зачем зажмуриваться, когда итак слеп.
Пауза.
Слепы. Слеп. Слепа.
Пауза.
Вот интересно, ты, к примеру, слепа? Что скажешь?
Пауза.
Может быть, я заблуждаюсь? Что же, я не могу заблуждаться? Очень даже могу. Еще как могу. Но, мне кажется, да нет, я просто уверен в том, что я – слеп.
Пауза.
А ты? Слепа?
Пауза.
Что молчишь? Не знаешь, что сказать?
Пауза.
Имей в виду – слепота располагает рядом неоспоримых преимуществ. Да, да, да. Безусловно, многое можно не увидеть, когда слеп, но многое можно и увидеть. Понимаешь, о чем я?
Пауза.
Ну, что скажешь?
Пауза.
Ничего.

4 акт

ТОННЕЛЬ

4.1. ИНТ. БОЛЬНИЦА. КОРРИДОР

ДРОЖАЩИЙ В НЕОНОВОМ СВЕЧЕНИИ НЕМОЙ ТОННЕЛЬ ПУСТОГО БОЛЬНИЧНОГО КОРИДОРА.


5 акт

ПЕРСОНАЖИ

5.1. НАТ. ПРУД. ДЕНЬ.
(ЛЕЙДЕ, ПОЧТАЛЬОН)

Лейде, погружен в свои мысли, медленно идет по аллее вдоль василькового пруда.
Возникает фигурка почтальона.
Почтальон догоняет Лейде.
Теперь, стремясь находиться рядом с Лейде, он едет медленно, а от того не уверенно. То и дело останавливается и вновь возобновляет движение.

ПОЧТАЛЬОН
Вам не жаль ваших персонажей? здравствуйте…

ЛЕЙДЕ
Здравствуйте. Вы что-то спросили?
Пауза.
Простите, я немного задумался.
 
ПОЧТАЛЬОН
Я уже давно хотел спросить вас.
Еще при прошлой встрече.
И прежде.
Пауза. 
Вас или кого-нибудь еще из жителей театра…
 
ЛЕЙДЕ
Улыбается
«Жители театра».
Хорошо.

ПОЧТАЛЬОН
Ну, так как?

ЛЕЙДЕ
Что?
 
ПОЧТАЛЬОН
Не жаль вам их?

ЛЕЙДЕ
Кого?

ПОЧТАЛЬОН
Ваших персонажей. «Персонажи»? Я ничего не перепутал?
 
ЛЕЙДЕ
Улыбается.
Не знаю.
Пауза.

ПОЧТАЛЬОН
Я правильно их назвал?

ЛЕЙДЕ
Наверное. Если мы говорим об одном и том же.
 
ПОЧТАЛЬОН
Об одних и тех же.
 
ЛЕЙДЕ
Об одних и тех же.
Пауза.

ПОЧТАЛЬОН
Иногда важно уточнить.

ЛЕЙДЕ
Улыбается.
Согласен.
Пауза.
 
ПОЧТАЛЬОН
Жалеете их?
Пауза.

ЛЕЙДЕ
Нет, наверное.

ПОЧТАЛЬОН
А почему?
 
ЛЕЙДЕ
Ну, наверное, потому, что они придуманы, их жизни придуманы.
Пауза.
 
ПОЧТАЛЬОН
Думаете, придуманы?

ЛЕЙДЕ
Думаю, что так.
Пауза.

ПОЧТАЛЬОН
Не знаю, не знаю…
Пауза.
А жизни артистов?
 
ЛЕЙДЕ
А вот у артистов жизни настоящие.
Пауза.
 
ПОЧТАЛЬОН
А их жалеете?

ЛЕЙДЕ
Смеется.
Не знаю. Никогда не задумывался над этим.
 
ПОЧТАЛЬОН
А почему?
 
ЛЕЙДЕ
Почему что?
 
ПОЧТАЛЬОН
Почему не задумывались?
 
ЛЕЙДЕ
Не знаю.
Пауза.
 
ПОЧТАЛЬОН
А я знаю.
 
ЛЕЙДЕ
Улыбается.
Почему же?
 
ПОЧТАЛЬОН
Не умеете отсортировать. Отсортировать, разложить по полочкам. Рассортировать. Угадал?

ЛЕЙДЕ
Что рассортировать?
 
ПОЧТАЛЬОН
Где артисты, а где персонажи.
Не смущайтесь, это действительно трудно. Очень трудно.
Пауза.
А знаете что? Вы повязывайте персонажам на руку ленточки.
Лучше всего красные.
Тогда персонажи у вас будут с ленточкам, а артисты – без ленточек.
Пауза.
Ленточки повязывать лучше всего красные.
Так ярче.
 
ЛЕЙДЕ
Смеется.
Хорошо.
 
ПОЧТАЛЬОН
А вы не смейтесь. Очень дельное предложение. Потом вспомните меня.
 
ЛЕЙДЕ
Смеется.
Хорошо, спасибо.
Пауза.
 
ПОЧТАЛЬОН
Ну, что? Я, пожалуй, поеду? Мне еще многое успеть надо. Не возражаете?
 
ЛЕЙДЕ
Смеется.
Не возражаю.
 
ПОЧТАЛЬОН
Я нахожу свою работу полезной и увлекательной.
Пауза.
Берегите себя.
Жмет на педали и вскоре пропадает из вида.
 
6 акт

ТУРБУЛЕНТНОСТЬ

6.1. ИНТ. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР ЛЕЙДЕ. 
(ЛЕЙДЕ, СМЫШЛЯЕВА)

ЛЕЙДЕ НА ТАХТЕ.
СВЕТЛОВИДОВА У ОКНА.

ЛЕЙДЕ
Турбулентность. Чувствуешь?
Пауза.
Вступаем в зону турбулентности.
Пауза.
Дребезжит все. Винтики на честном слове.
Пауза.
Уже перья полетели.
 
СМЫШЛЯЕВА
Пух.
 
ЛЕЙДЕ
Что?
 
СМЫШЛЯЕВА
Это пух.
 
ЛЕЙДЕ
Может быть. Очень может быть.
И как-то вдруг скучно сделалось. Не скучно – все равно.
Пауза.
Это – перед бедой.
 
СМЫШЛЯЕВА
Так уж сразу?
Пауза.

ЛЕЙДЕ
Что будет дальше?

СМЫШЛЯЕВА
Ничего.
Ничего нового. Все по кругу. По кругу, по кругу, по кругу…

ЛЕЙДЕ
Такая перспектива меня не очень устраивает.
 
СМЫШЛЯЕВА
Закон мироздания.

ЛЕЙДЕ
Глупый закон.

СМЫШЛЯЕВА
Измените.
 
ЛЕЙДЕ
Не умею.

СМЫШЛЯЕВА
А тогда лежите и не пищите.
Пауза.

ЛЕЙДЕ
Все-таки не круг, спираль, наверное.

СМЫШЛЯЕВА
Это что-то меняет?
 
ЛЕЙДЕ
Ну, все-таки… надежда кое-какая.

СМЫШЛЯЕВА
Наивный юноша.
Пауза.
Ты изгнал из себя упоение жизнью, командор.

ЛЕЙДЕ
Как-то оно само…
 
СМЫШЛЯЕВА
Нет. Это – ты сам. Стареешь, скучнеешь.

ЛЕЙДЕ
А ты?
 
СМЫШЛЯЕВА
А я получаю удовольствие. Когда хочу и сколько хочу.
 
ЛЕЙДЕ
Все ты врешь.
 
СМЫШЛЯЕВА
Может быть, и вру. Но убедительно!
 
ЛЕЙДЕ
Нет. Отвратительно.
Пауза.
 
СМЫШЛЯЕВА
Прогонишь?
 
ЛЕЙДЕ
Да ты и сама ждешь, не дождешься. Только и думаешь, как бы смыться поскорее.
 
СМЫШЛЯЕВА
А не боитесь вы юноша, что я вот так, когда-нибудь, уйду и не вернусь больше?
 
ЛЕЙДЕ
Не боюсь.

СМЫШЛЯЕВА
Вот так, когда-нибудь, уйду и не вернусь больше.
 
ЛЕЙДЕ
Приду и приведу.
Пауза.

СМЫШЛЯЕВА
Ну, так что, я ухожу?
Пауза.
Не передумал?
Пауза.
Плакать не будешь?
 
ЛЕЙДЕ
Нет.
Пауза.
Что там Ушаков. Он вчера на репетицию не явился.

СМЫШЛЯЕВА
Болеет Ушаков.

ЛЕЙДЕ
Что с ним?

СМЫШЛЯЕВА
Высокая болезнь.

ЛЕЙДЕ
Выгоню.

СМЫШЛЯЕВА
Не выгонишь.
 Пауза.
Я ушла.

ЛЕЙДЕ
Ты мне его в строй верни.
СМЫШЛЯЕВА
Сам вернется.
Пауза.
Ушла.
 
ЛЕЙДЕ
Подозрительно долго прощаешься.
Пауза.
 
СМЫШЛЯЕВА
Все.

Смышляева соскакивает с подоконника, уходит.

7 акт

ПРИГЛАШЕНИЯ

7.1. ИНТ. АКТЕРСКИЙ БУФЕТ. 
(БУЯНОВ, ГОРОХОВ, ЧИКИН, ШОРОХОВ, СВЕТЛОВИДОВА, МАССОВКА)

Актеры пьют вино, балагурят.
Входит Светловидова.
Шум несколько затихает, многие пары глаз устремляются на нее.

БУЯНОВ
К нам, к нам, Александра Сергеевна, Саша!

Светловидова подсаживается к столику, где сидят Чикин, Шорохов, Буянов, и Горохов.


БУЯНОВ
Светловидовой в восхищении.
Несказанно.
Пауза.
Вы теперь в образе или со сквозняка?
Пауза. 
Вы, Саша, все больше и больше Негина. Так и хочется нарвать для вас полевых цветов.

ШОРОХОВ
Свежесть, да. Великое чудо!
 
ГОРОХОВ
Нет, Негина другая.
 
БУЯНОВ
Светловидовой
Ложка дегтя.
Вася как всегда не в духе. Но вы, Саша, не сердитесь на него. Он последнее время недопивает, а это, поверьте, чудовищное состояние. Мизантропия называется. Впрочем, он никогда гусаром не был.

ГОРОХОВ
Буянову
Но-но.

СВЕТЛОВИДОВА
Горохову.
Вы, Вася, кажетесь мне очень умным и проницательным человеком.
Скажите, чем я не подхожу Негиной? Мне это важно.
 
ГОРОХОВ
Нет, нет, зачем вам это, Александра Сергеевна? Мое мнение будет вам только мешать.

БУЯНОВ
Ай, молодца! Заманил женщину в тенета сомнений, а теперь глумится.
Арахний, чистой воды арахний.
Зловредный, кровожадный паук.
И нудный притом.
Светловидовой.
Саша, забудьте о нем. Навсегда.

ГОРОХОВ
Светловидовой
Вы слишком, как бы лучше сказать?.. Вы слишком строптивы для нее.

СВЕТЛОВИДОВА
Смеется.
Что вы, Вася, наоборот я здесь стала такой смирной, сама удивляюсь!
Честно, честно.
Смиренна и покойна как млекопитающее.
Смеется.
Вот, как раз, может быть, вы, Вася, мне объясните, что со мной происходит? Какая здесь магия в Бряхимове?

БУЯНОВ
Да уж, магия. На всех поглотит эта бездна!

ГОРОХОВ
Светловидовой.
А вам хочется сохранить себя?
 
ШОРОХОВ
Смирение – великая и редкостная добродетель.

БУЯНОВ
Кто бы это говорил?

ШОРОХОВ
Вся моя жизнь… и судьба…

БУЯНОВ
Долгая дорога в ад.
 
ШОРОХОВ
Тьфу!

СВЕТЛОВИДОВА
Горохову.
Я не знаю, Вася. Если честно, я растерялась.
Иногда я думаю, а, может быть, так и надо жить?

ШОРОХОВ
Так и только так, милая Саша.

БУЯНОВ
Ну что за похоронный чад? Друзья, мы молоды и жизнь полна чудес!
 
ЧИКИН
Да, молодость, как-то последнее время прогрессирует.
Пауза.
Нет, без дураков, у меня такое ощущение, в особенности по утрам, что началось обратное развитие.
Светловидовой
Знаете, Сашенька, я много лет исполнял роль Альмавивы…

ШОРОХОВ
Мне моя юность никогда не изменяла. И теперь не редко ловлю восторженные взгляды поклонниц, между прочим, всех возрастов и направлений.

ГОРОХОВ
Светловидовой
А как вы ощущаете свое смирение? В чем оно заключается? Можно его описать?
 
БУЯНОВ
Горохову
Вот же пристал как банный лист.
Чикину.
Павел Иванович, вы там поближе к Горохову, наполните его бокал, пожалуйста, quantum satis.

ЧИКИН
Пожалуйста.

Чикин наполняет полный бокал Горохова, тот выпивает.

БУЯНОВ
И еще, пожалуйста.

ЧИКИН
Пожалуйста.
 
Чикин наполняет новый бокал, Горохов выпивает.

БУЯНОВ
Вот, это хорошо.

СВЕТЛОВИДОВА
Горохову
Ко мне, Вася, липнут разные неприятности.
Маленькие и побольше.
В основном, по мелочам…
В любом случае раньше я бы расстраивалась, переживала… Еще недавно я была такой паникершей, а сейчас… Мне как-то все равно. Какая-то вата во мне.
 
ГОРОХОВ
Хмелеет.
Только бесенята в глазах, простите ради Бога.

СВЕТЛОВИДОВА
Смеется.
Нет, нет, все нормально. Только это не бесенята, это – блестки, точечки такие на радужке. Они у меня самого детства. А в душе я совершенно спокойна.

ШОРОХОВ
Благо. Это – благо. Вам и спутник такой нужен, спокойный, рассудительный человек.
 
БУЯНОВ
Иронизирует.
Основательный.
 
ШОРОХОВ
Да, вот именно, основательный.
 
ЧИКИН
Один только раз в жизни я встречал такие звездочки. У одной великой актрисы. Удивительного темперамента была актриса. Очень давно.
Еще в те времена, когда театр был на театр похож.
Так вот эта актриса своим партнерам в соответствующих сценах, там, где пощечина выдавалась, губы в кровь, случалось, разбивала.
Не со зла. Темперамент.
Так что, Саша, смотрите, с этими блестками осторожнее.
 
ШОРОХОВ
Чикину.
Я знаю, о ком ты говоришь.

ЧИКИН
О ком?
 
ШОРОХОВ
О Марьванне Сабакиной. Точно?

ЧИКИН
Точно.

ШОРОХОВ
Восторженно.
Я помню времена Марьванны Сабакиной.

ЧИКИН
И Петра Осича Забултыкина.
 
ШОРОХОВ
И Петра Осича Забултыкина помню.

ЧИКИН
А Матвей Соломоныч Тюкин?! Ты помнишь, как кашлял Матвей Соломоныч? Теперь так никто не кашляет!
 
БУЯНОВ
Ну, все, поехала деревня поперек мужика!
 
ШОРОХОВ
Буянову.
Молчи, байстрюк. И встань, когда такие имена гремят!
 
ЧИКИН
Светловидовой
Так что, Александра Сергеевна, смотрите, не поубивайте кого-нибудь с такими-то огоньками.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Смеется.
Да разве могу я убить? Да и кого я могу убить, Павел Иванович?

ЧИКИН
Кого угодно! Вот, хотя бы Шорохова!..

СВЕТЛОВИДОВА
Смеется.
Да за что же?

ЧИКИН
… или меня! Я тоже виды на вас имею!
Смеется.

ШОРОХОВ
Чикину
Что же ты такое говоришь, Паша?! Мы с Александрой Сергеевной просто большие друзья! Не более того! Правда, Александра Сергеевна?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Правда.

ШОРОХОВ
Мы с ней мемуар составлять будем.
Будем, Александра Сергеевна?

СВЕТЛОВИДОВА
Конечно.

ШОРОХОВ
Вот тогда-то, у камелька, как говорится, всех и вспомним поименно. И Марьванну, и Матвея Соломоныча.
Мне, Саша, ваша покорность очень по душе.

БУЯНОВ
Светловидовой!
Саша! Будьте бдительны.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Смеется.
С таким кавалером, как Андрей Николаевич, это очень трудно.
 
ШОРОХОВ
Я обещал Сашеньку обучить танцам.
 
БУЯНОВ
Пропала птичка.
Светловидовой.
А знаете, Александра Сергеевна, какую низость мы с Васей придумали? Замыслили мы с Василием вас на пикник пригласить! У нас здесь васильковый пруд, река. Вы же еще толком не знаете, в какой Аркадии очутились.
Пауза.
Что скажете?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Спасибо, мальчики, но… у меня сейчас с деньгами не очень.

БУЯНОВ
Зато у нас – очень! Мы с Васей одну халтурку сварганили, так что теперь – мильонщики, теперь – держись!
Пауза.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Откровенно говоря, я не очень люблю пикники.

ГОРОХОВ
Пьян.
А мильонщиков?

СВЕТЛОВИДОВА
Смеется.
И мильонщиков тоже.

ГОРОХОВ
Разве? А я слышал, что вы в ресторане каждый день бываете.
Пауза.
С Неваляшкой.
Пауза.
А мы чем же хуже?
Фальшиво смеется
Смотрите, устроим вам темную!
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Горохову
Как то вы это нехорошо сказали, Вася. Или мне показалось?
 
ГОРОХОВ
Показалось.
 
ЧИКИН
Шорохову
Ну, Андрей Николаевич, держись, молодые волки за дело принялись! Они теперь от нее не отстанут.
 
ШОРОХОВ
То, что они как бы молоды еще не о чем не говорит!
 
СВЕТЛОВИДОВА
Горохову
Я поеду с вами на пикник.

ГОРОХОВ
Только сдается мне, что вы говорите это, Александра Сергеевна, будто одолжение делаете?
Пауза.
Нам одолжений не надо!
Пауза.
Если хотите знать, нам придумать себе компанию труда не составит…

БУЯНОВ
Вася, прекрати!
 
ГОРОХОВ
Мы всегда на виду…

БУЯНОВ
Да что из тебя полезло?!
 
СВЕТЛОВИДОВА
Нет, нет, Вася прав! Я знаю, он во многом прав!
Пауза.
Он прав. Я знаю, что иногда веду себя высокомерно.
Пауза.
Но это получается без моего желания, что ли, само собой.

ГОРОХОВ
Все-то у вас само собой.
 
СВЕТЛОВИДОВА
А так и есть.
Пауза.
Это внешнее впечатление, поверьте.
Пауза.
Просто я еще, наверное, не привыкла к вам.

ГОРОХОВ
Так привыкайте, привыкайте, Александра Сергеевна! Мы вам все. Какие угодно, условия создадим. К нам в клетку отродясь такая птичка не залетало. А мы птичек обожаем. Играть с ними обожаем! Ну, и песенки когда послушать – не отказываемся.
Пауза.
А то, что же это получается? Мы все здесь – одна семья. Если у кого заболит – и другому плохо. У вас в столицах, наверное, такого нет?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Нет. Поэтому я и приехала к вам.
 
ГОРОХОВ
Хотите влиться в нашу семью?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Хочу.

ГОРОХОВ
А для этого постараться надобно. А как же без этого?
Пауза.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Я буду стараться.
 
ЧИКИН
Смеется
А мы, в свою очередь, ловим вас на слове, Сашенька!
 
ГОРОХОВ
И наблюдаем.
Пауза.
И не просто наблюдаем, ждем, Александра Сергеевна, вполне определенных движений.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Каких движений?
 
ГОРОХОВ
Движений навстречу.
 
ЧИКИН
Горохову
Ну, довольно, малый, что ты пристал к девушке?!
Пауза.
«Мы наблюдаем»! Кто это наблюдает? ты, что ли?

ГОРОХОВ
Да, хотя бы и я!
 
ЧИКИН
Выпил, так и сиди молча!
 
ГОРОХОВ
А почему это вы мне рот затыкаете?!

ЧИКИН
По-старшинству, Васенька! Или ты забыл хорошие манеры?
 
БУЯНОВ
А вот, мы ему сейчас, покажем Кузькину мать!

Буянов, шутя, набрасывается на Горохова, валит его с ног.
С рычанием и храпом, под общий смех, Буянов и Горохов катаются по полу, царапаясь и кусаясь как малые дети.

8 акт

ЗАВТРАК НА ТРАВЕ

8.1. НАТ. ПРУД. ДЕНЬ.
(ФОТОГРАФ, МАССОВКА: АКТЕРЫ)

Актеры выстраивают «живую картину» Э. Мане «Завтрак на траве».
Композиция закончена.
Фотограф делает снимок.
Актеры смеются, машут руками.

9 акт

КРОВЬ

9.1.ИНТ. БОЛЬНИЦА. КОРРИДОР
(ПАЦИЕНТ, МАССОВКА: САНИТАРЫ)

Двое санитаров с каталкой бегут в сторону операционной.
На каталке пациент. Укрыт простыней.
На простыне кровавое пятно.


10 акт

СМЫСЛЫ

10.1. ИНТ. МАСТЕРСКАЯ ХУДОЖНИКА НАРЯДОВА.
(НАРЯДОВ, ИГУМНОВА)

Нарядов пьет вино, курит.
Игумнова лежит на диване с закрытыми глазами.
 
НАРЯДОВ
Нетрезв.
Может быть, ты и права.
Пауза.
А, знаешь, может быть, ты и права, наверняка права.
Пауза.
Двух мнений быть не может. Права – и точка! Да!
Пауза.
Несколько секунд счастья. Глоток радости. Большой глоток радости и вдохновения. Так не было никогда, и никогда не будет.
Пауза.
Несколько секунд перед грозой. Последней грозой. Последней.
Наверное.
Наверняка.
Пауза.
Представляешь, какой, вслед за ангельской этой тишиной, будет бум! Бум, бум!
Или не будет.
Обидно, если не будет.
Тогда и эта затея теряет смысл.
Пауза.
Вот, кстати, на черта они нужны эти смыслы? Смыслы – это же привычка. Честное слово. Нам вбили в голову, что есть какие-то тяжелые бурые смыслы, вдалеке и позади, в глубинах и под самым носом одновременно. А ну, как их нет?
Пауза.
Кому-то с пьяных глаз пришло в голову, что есть смыслы. А их нет.
А жизнь просвистала мимо. Только брызги.
Пауза.
Нет, нет. Нет, нет, нет. Нельзя так говорить.
Вообще говорить теперь не нужно. Вот ты – не слушаешь, и ты не одинока.
Никто не слушает. Некому слушать.
Тишина.
Ах! Ах! Слышишь, какая тишина?

11 акт

ДЕЖАВЮ

11.1. НАТ. ПРУД. ДЕНЬ.
(СВЕТЛОВИДОВА, ПОЧТАЛЬОН)

Светловидова, погружена в свои мысли, медленно идет по аллее вдоль василькового пруда.
Возникает фигурка почтальона.
Почтальон догоняет Светловидову.
Теперь, стремясь находиться рядом с ней, он едет медленно, а от того не уверенно. То и дело останавливается и вновь возобновляет движение.

ПОЧТАЛЬОН
Вы велели, чтобы вам перестали звонить? здравствуйте…

СВЕТЛОВИДОВА
Здравствуйте. Вы что-то спросили?
Пауза.
Простите, я немного задумалась.
 
ПОЧТАЛЬОН
Вы велели, чтобы вам перестали звонить?

СВЕТЛОВИДОВА
Смеется.
Ах, это?
Велела.

ПОЧТАЛЬОН
И что они?

СВЕТЛОВИДОВА
А они все равно звонят.

ПОЧТАЛЬОН
То-то, я смотрю, писем вам так и нет.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Звонят, звонят.
Вытирает слезы.

ПОЧТАЛЬОН
Да вы не плачете ли?

СВЕТЛОВИДОВА
Смеется.
Плачу.
Пауза.

ПОЧТАЛЬОН
Все же они вас подмяли!

СВЕТЛОВИДОВА
Кто?

ПОЧТАЛЬОН
Откровенно говоря, я думал, что вы дольше продержитесь. Но… чудес не бывает. женщина, она и есть женщина.

СВЕТЛОВИДОВА
Да кто подмял? О ком речь?

ПОЧТАЛЬОН
Персонажи, кто же еще с вами справится?
Пауза.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Какие персонажи?

ПОЧТАЛЬОН
Родные наши, дорогие, драгоценные наши персонажи. Если, конечно, я их правильно называю.
Пауза.
Я правильно их называю?

СВЕТЛОВИДОВА
Правильно.
Пауза.
Но я, признаться, ничего не понимаю.

ПОЧТАЛЬОН
Как же так? Вы же – актриса! Чего тут понимать? Персонажи, они и есть персонажи.
Пауза.
А вы говорите, не понимаете. Примечание вам.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Смеется.
Понимать-то вроде, понимаю… а понять не могу.
Пауза.

ПОЧТАЛЬОН
Не шУтите со мной? Я шуток не люблю.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Не шучу.

ПОЧТАЛЬОН
Неужели в самом деле не разобрались?
Пауза.
Вас ведь кто окружает?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Кто?
 
ПОЧТАЛЬОН
Нет, это вы мне скажите, кто?
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Много кто.
Пауза.

ПОЧТАЛЬОН
А в большинстве?

СВЕТЛОВИДОВА
Не знаю, друзья, знакомые, прохожие, сослуживцы…

ПОЧТАЛЬОН
Вот-вот-вот, сослуживцы. Это кто?

СВЕТЛОВИДОВА
Актеры, гримеры…

ПОЧТАЛЬОН
Одним словом как вы их назовете?

СВЕТЛОВИДОВА
Люди театра.
 
ПОЧТАЛЬОН
Как?

СВЕТЛОВИДОВА
Люди театра.

ПОЧТАЛЬОН
Именно.
А люди театра – это кто?

СВЕТЛОВИДОВА
Я уже называла, актеры, гримеры…
Пауза.
 
ПОЧТАЛЬОН
Вы, действительно, так думаете?

СВЕТЛОВИДОВА
Конечно. По-моему, это простая задачка.

ПОЧТАЛЬОН
Простая, да не простая.
Пауза.
Ошиблись вы, Александра Сергеевна.
Пауза.
Актеры, гримеры, так называемые актеры и гримеры – какие же это люди театра? Так называемые актеры, гримеры – это те же знакомые, прохожие… могут даже родственниками вашими быть.
Пауза.
А вот кто – подлинные люди театра?

СВЕТЛОВИДОВА
Не знаю. Сдаюсь.
 
ПОЧТАЛЬОН
А подлинные люди театра как раз – персонажи, Алесандра Сергеевна. От них вся радость и весь вред.
Пауза.
Их понимать нужно. А вы их понять не можете, потому что не различаете. Путаете настоящих актеров с теми, что числятся актерами. А те, кого называют актерами – те же прохожие. Фук!
Пауза.
Вы их не понимаете, от того все ваши мученичества. И им – не сладко, вот они вас и подминают.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Кто?

ПОЧТАЛЬОН
Вы сегодня видимо очень устали, не в себе.
Говорю вам – подлинные люди театра, настоящие актеры.

СВЕТЛОВИДОВА
Кто это? Как их звать?
 
ПОЧТАЛЬОН
Как же кто? Смельская, к примеру, Нина Васильевна.
Пауза.
Ераст Громилов, бесподобный актер…

СВЕТЛОВИДОВА
Но это же персонажи!
Пауза.

ПОЧТАЛЬОН
Персонажи?

СВЕТЛОВИДОВА
Да.

ПОЧТАЛЬОН
Конечно, персонажи. В общем, заблудились вы, Александра Сергеевна! В трех соснах заблудились. Потому вам и писем нет.
Но вы не отчаивайтесь, скоро ваш режиссер им ленточки повяжет, и вам сразу же станет легче. Вот увидите.
Пауза.
Ну, что? Я, пожалуй, поеду? Мне еще многое успеть надо. Не возражаете?

 
СВЕТЛОВИДОВА
Смеется.
Не возражаю.

Почтальон жмет на педали, удаляется.

СВЕТЛОВИДОВА
Почтальону вслед.
А кому он ленточки-то повяжет?

Почтальон машет рукой и пропадает из вида.

12 акт

ГЮНТЕР ФОН ГАГЕНС

12.1. ХРОНИКА 


Очередь в музей.
Экспонаты музея пластинации профессора фон Хагенса.
Сам Гюнтер фон Хагенс без звука дает интервью.
Посетители.
Гюнтер фон Хагенс дает интервью.

13 акт

ЗАЛОЖНИЦА

13.1. ИНТ. ГОСТИНАЯ В КВАРТИРЕ ШОРОХОВА. 
(СВЕТЛОВИДОВА, ШОРОХОВ, ПЕЛАГЕЯ КУЗЬМИНИЧНА, ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА, ЖОРЖ)

Светловидова и Шорохов осматривают гостиную.
Шорохов одет в точности так же, что и на портрете.

СВЕТЛОВИДОВА
Закашливается.
У-у, сколько пыли у вас, Андрей Николаевич!
 
ШОРОХОВ
Да, это – факт, женской руки не хватает, Александра Сергеевна.

СВЕТЛОВИДОВА
Ну что вы всё меня навеличиваете, Андрей Николаевич? зовите запросто, Сашей.

ШОРОХОВ
Рад бы… Саша, да никак робость перешагнуть не могу. Вы – такая красавица, такая красавица! Я, пожалуй, таких красавиц, встречал за долгую жизнь свою один - два раза.
Пауза.
Верите – нет, как только увижу вас, сердце немеет! Я, наверное, уже рассказывал вам о своей болезни?

СВЕТЛОВИДОВА
Да, Андрей Николаевич. Это ужасно.

Будто из пыли материализуется мама Шорохова, Пелагея Кузьминична.

ШОРОХОВ
Мама моя. Пелагея Кузьминична.
Пауза.
Ста шести годов.

СВЕТЛОВИДОВА
Удивление с восхищением пополам.
Боже мой! Очень, очень приятно!
 
ПК
Да чего уж тут приятного, старуха и старуха. Помирать пора, никак Бог не забирает.

СВЕТЛОВИДОВА
Ну, что вы, разве можно так говорить? Живите на радость людям.

ПК
Думаете, люди заслужили радость? Очень сомневаюсь. А чувствую я себя действительно неплохо. Лет на сорок – сорок пять, может быть.
 
ШОРОХОВ
Горделиво
Да, да, Сашенька, мы – Шороховы долгожители.
Пауза.
Мамочка – генерал. Прежде она следила за порядком. Теперь, конечно, не может в полном объеме. Но всё контролирует, и командует мною… когда бабушка не видит.

СВЕТЛОВИДОВА
Как?! У вас еще и бабушка есть?
 
ШОРОХОВ
А как же без бабушки? А бабушка, если уж мы принялись с вами звания раздавать, бабушка – маршал.
Пауза.
Она чуть позже выйдет к вам познакомиться. Она обыкновенно выходит через какое-то время после мамы. Ну, чтобы мы могли подготовиться, сформулировать комплименты, так сказать.
Улыбается.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Сколько же лет бабушке, Андрей Николаевич?

ПК
Сто двадцать пять исполнится через неделю ровно.
Пауза.
Она сладенькое любит, вы уж, девушка, принесите ей конфеток, не забудьте, ей приятно будет.
 
ШОРОХОВ
Шепчет Светловидовой
Я сам куплю, а скажу, что вы.

ПК
Шорохову
Эй, это что за шепот?! Сколько раз я говорила тебе, шептаться в присутствии окружающих неприлично!
Светловидовой.
Он - из неподдающихся! Я таких как он неподдающимися называю!
Пауза.
Совершенно не умеет себя вести.
Пауза.
Может, к примеру, ветры пустить!

ШОРОХОВ
Укоризненно
Маман!

ПК
А что стесняться? Девушка, если я правильно, поняла, теперь своя?

СВЕТЛОВИДОВА
Улыбается.
В каком смысле?

ПК
В самом прямом! Она что же, Андрюша ничего не знает?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Шорохову
О чем идет речь, Андрей Николаевич?

Входит Елизавета Петровна, как и Пелагея Кузьминична, в капоре.

ШОРОХОВ
Бабушка моя, Елизавета Петровна, прошу любить и жаловать.
Елизавете Петровне.
А это, бабушка - Саша, Александра Сергеевна.
 
ЕП
Что это вы расшумелись как цыгане? Сна лишили.
 
ПК
Прости, мама, у нас событие. Не смогли удержаться.
 
ЕП
Какое событие?
 
ПК
У нас новая постоялица.
Пауза.
 
ЕП
И кто это?

ШОРОХОВ
Да вот же, бабушка. Саша, Сашенька.
 
ЕП
А ну-ка, Сашенька, поворотись к свету!

Светловидова не шелохнется. Пытается улыбаться.

ЕП
Светловидовой
Ты что, девушка недослышишь?
Пауза.
Сколько же тебе лет, что ты недослышишь?
Берет Светловидову за локоть и поворачивает к окну.
Ничего, ничего!
Пауза.
А зубки покажи?

СВЕТЛОВИДОВА
Андрей Николаевич!

ШОРОХОВ
Если просит, лучше покажите. Сашенька, иначе, греха не оберешься. Что старый – что малый.

Елизавета Петровна, не дожидаясь, раздвигает Светловидовой губы.

ЕП
Двое вставных.
Пауза.
Но, что делать? Экология – ни к черту стала.
Пауза.
Ничего, ничего, нынче не до выбора!
Шорохову
Она что, и жить здесь будет?

ШОРОХОВ
Некоторое время поживет.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Вы разыгрываете меня?
 
ШОРОХОВ
Тише, Саша, я потом все вам объясню.
Заговорщическим тоном.
Так надо.
 
ПК
Шорохову
Не вздумай обрюхатить ее, у на сейчас не та экономическая ситуация.
Пауза.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Ну, вот что!..

ШОРОХОВ
Шепотом
Потерпите, они уже уходят.

Старухи степенно покидают гостиную.

 
СВЕТЛОВИДОВА
Что происходит?!

ШОРОХОВ
А что происходит?
Пауза.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Что это было?

ШОРОХОВ
Это мои близкие.
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
А что вы говорили о моем пребывании здесь?

ШОРОХОВ
Ну не мог же я сказать им, что привел девушку на ночь? сами посудите.

СВЕТЛОВИДОВА
А вы привели девушку на ночь?
Пауза.

ШОРОХОВ
Строго.
У нас, Александра Сергеевна, очень много работы. И если быть честным до конца, думаю, одной ночью здесь не обойдется.
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
А репетиции?
 
ШОРОХОВ
На время работы с архивом вы освобождены от репетиций.
Улыбается.
Кроме того, вам обещана двойная оплата.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Но как же?..

ШОРОХОВ
Пока репетировать будет Людочка Игумнова.
Пауза.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Нет, я…

ШОРОХОВ
Это – Андрюшино распоряжение.

СВЕТЛОВИДОВА
Кто это, Андрюша?

ШОРОХОВ
Племянничек мой, Андрей Алексеевич Неваляев.
Пауза.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Так он – ваш племянник?!

ШОРОХОВ
Да. А вы, разве не знали?
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Вот оно что!
 
ШОРОХОВ
У нас в театре, почти что все – родственники. Хотя и дальние, но родственники!
Пауза.
Чикин Павел Иванович, к примеру – муж моей двоюродной сестры, Буянов – внучатый племянник, Вася – шурин ему… ну и так дальше.
Пауза.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Ну, что же, спасибо, Андрей Николаевич, все было очень интересно. За сим…

Шорохов достает из кармана револьвер.

ШОРОХОВ
Саша, нам нужно дружить. Честное слово.
Пауза.
Масса, масса преимуществ, подарков, карьерный рост и прочее, и прочее.
Пауза.
Господи, как глупо звучит! Просто водевиль какой-то!
Пауза.
Ну, что вы со мной делаете?
Пауза.
Роль мерзавца мне не подходит. Я мерзавцев никогда не играл, и мерзавцем не был.
Пауза.
Понимаю, все это для вас неожиданно, и звучит, повторюсь, некрасиво, нехорошо, но и вы поймите меня. Мне, признаюсь, немолодому человеку, равно как и всякому другому человеку, вот и старухам моим, всем, поймите, всем нужна любовь.
Пауза.
А любви нет.
Пауза.
А без любви мы гибнем.
Пауза.
Вы знаете, что такое гибель всерьез? Когда кровь горлом… что там? у Пастернака, кажется… кровь, строчки, кровь, что там?..
Пауза.
Ну же, Саша, вы – хорошая, замечательная актриса, красивая женщина. Вы молоды, молоды. И перед вами актер. И я – актер, Саша.
Пауза.
Ну, что делать, сейчас такие времена, Саша. Вы думаете, мне все это нравится? Нет, мне все это отвратительно, так же, как и вам. Но за жизнь, Саша, нужно бороться.
Пауза.
Этюд, Саша. Несколько этюдов. И покой, и мир, и...
Пауза.
Смирение, вы говорили о смирении.
Пауза.
Вас никто не найдет, понимаете? Вас же здесь никто не найдет.
Здесь всем распоряжается Неваляев. Все, буквально все подчинены ему.
Пауза.
Саша он страшный человек.
Пауза.
Саша, вы слышите меня?
Пауза.
Саша, вы слышите меня?!

Входит Жорж. Забирает револьвер у Шорохова, становится в дверях. 
 
14 акт

ВЫСТРЕЛ

14.1.ИНТ. БОЛЬНИЦА. КОРРИДОР
(СВЕТЛОВИДОВА, СМЫШЛЯЕВА)

По больничному коридору, запыхавшись, бегут Смышляева и Светловидова.

СМЫШЛЯЕВА
На ходу, в слезах.
… откуда мне знать?
Пауза.
Ружье чистил! На охоту собирался!
Пауза.
Все Зилова вспоминал.

СВЕТЛОВИДОВА
Какого Зилова?
 
СМЫШЛЯЕВА
Из «Утиной охоты».
 
СВЕТЛОВИДОВА
При чем здесь Зилов?
 
СМЫШЛЯЕВА
А мне почем знать?
Не знаю. Ничего не знаю.
Не знаю, как это могло получиться!
Пауза.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Куда попал-то, куда попал?!

СМЫШЛЯЕВА
Да откуда мне знать?
Пауза.
Столько крови было!
Пауза.
Господи, я так напугалась!
Пауза.
Что же будет, что же будет теперь?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Все обойдется! Все будет хорошо! Он сильный!
 
СМЫШЛЯЕВА
Да какой сильный?! Все время болел!
Пауза.
Еще шутил, вот видишь, пить бросил, теперь болеть начал!
Пауза.
Но, зато теперь отвел душу!
Пауза.
Господи, это же все – я!
 
СВЕТЛОВИДОВА
О чем ты?!
 
СМЫШЛЯЕВА
Это я, я, я!
 
СМЫШЛЯЕВА
Что ты такое говоришь?!

СВЕТЛОВИДОВА
Это же я, Я, Саша, убила его, разве ты не понимаешь?!

Смышляева спотыкается, падает.
Светловидова помогает Смышляевой подняться, и они вновь бегут по коридору.
Бесконечный больничный коридор.