Знай сверчок свой шесток...

Маргарита Вышенская
МОЯ ИСПОВЕДЬ ЧИТАТЕЛЮ

Что сделаю Я для людей?
Сильнее грома крикнул Данко
Он разорвал свою грудь,
вырвал пылающее сердце
и высоко поднял над головой... М.Горький
(за полную точность текста – не ручаюсь, простите меня М.Горький)

Он говорил жрецам: «Смешны мольбы каменьям...»
Он воину сказал: «Стыдись, - ты не герой...»
Он их отвергнул всех, исполненный презреньем, -
И сам отвергнут был невнемлющей толпой...
                С. Надсон, 16.09.1882г



     Ребёнок (дитя) не боится смерти и не знает, что такое любить, живёт ощущениями и своим плачем или криком объясняет матери, что ему надо...
Но это не значит, что он не разумный человек,  а главное ребёнок не является собственностью своей матери...
   
     Я была долгожданным ребёнком, но родилась болезненной, в ссылке, в городе Чимкенте. В детские годы, во время войны, мама не имела возможности ни баловать, ни лечить ребёнка.
     Мы с сестрёнкой были на бабушке, очень старой и больной, но грамотной и доброй. Она была глубоко верующим человеком и читала, вернее пересказывала Ветхий Завет и сказки А.Пушкина, Л.Толстого, Бажова. При этом она старалась объяснить что, как и почему...
    
      До сих пор помню рассказ Л.Толстого в котором родители маленького мальчика не приглашали деда к столу, а кормили из миски за печкой, как собаку. И маленький ребёнок решил выдолбить из бревна миску, чтобы их в старости кормить...

     Бабуля учила меня - какая рука правая, а какая левая, но я никак не могла понять и запомнить, и тогда бабушка поставила на указательном пальце правой руки мне точку.
     Со временем на месте точки образовалось маленькое родимое пятно, которым я пользуюсь до сей поры, чтобы определить какая рука у меня правая! Уже к концу жизни я нашла причину моего непонимания: вероятно, уже при рождении половинки моего мозга были развиты одинаково, так и прожила жизнь не мужчиной и не женщиной...

     Электроэнергию – лампочку Ильича в наш барак провели уже после окончания Войны, где-то в 1948 году. А до этого пользовались керосиновыми лампами, чистить и заправлять лампы было обязанностью бабушки. Может быть поэтому она очень любила керосин и даже его запах, нашу ангину лечила керосином, смазывая гланды тампоном ваты, а снаружи протирала горло пальцами, смоченными в керосине.
     Мне это очень не нравилось, но приходилось терпеть, боль в горле быстро утихала.
     Через наш двор проходил арык с постоянно текущей грязной водой, её отстаивали в бочках и применяли потом в душе и умывальниках. В средней части арыка отец сделал углубление, обил яму досками, и она служила  для нас бассейном. Все дети обожали лазить по деревьям, качаться на доске, положенной через бревно и прыгать на  панцирной сетке от старой бабушкиной кровати.
     Эта кровать в раннем детстве научила меня терпению на всю Жизнь. В памяти осталась только сильная боль, чёрное звездное небо над головой и добрые руки мамы, которая прикладывала к моей нижней челюсти тряпочку смоченную холодной колодезной водой. Я тогда была совсем маленькая, не более трёх лет и очень любила по рассказам мамы перед сном с разбегу запрыгивать на кровать бабули и качаться на животе на панцирной сетке. И вот однажды перед сном в полной темноте я с разбегу прыгнула на кровать, но промахнулась и попала нижней челюстью на острый край толстой железной балки. Это я знаю по рассказам и дневнику моей мамы, но до конца жизни в память о происшествии остался шрам под моим подбородком и зубные болезни, сопровождающие меня до сегодняшней поры.
    
      Моей бедной маме пришлось водить меня к стоматологу ещё с молочными зубами на месте которых потом появились и больные коренные... Первый мой коренной зуб, который врач предложила мне удалить, сказав, что не может вылечить добавил силы моему терпению к боли. Я было обрадовалась, что освобожусь от постоянной зубной боли, но когда после укола врач вырывала мой здоровенный коренной зуб я взвыла... Мне показалось, что переворачивается мой мозг, а врач спокойно сказала, что вероятно на меня новокаин не действует... К сорока годам половины зубов на моей нижней челюсти уже не было, удаляли мне их и стоматологи, и даже наш инженер гидротехник на полевых работах плоскогубцами...
       Удаление зубов в клинике проблем не вызывало, вероятно уколы были более качественные, чем первый раз, а мой зуб на полевых  работах в экспедиции гидротехник сломал, но боль утихла и я его поблагодарила. Однажды я и сама уже на старости лет сумела вырвать, а вернее вытащить свой предпоследний зуб на нижней челюсти... На последний зуб силы воли мне уже не хватило, и я пошла к частному стоматологу и попросила удалить зуб без укола, чем его очень удивила. Он, вероятно, решил, что у меня нет денег на обезболивающее...Самое интересное, что на верхней челюсти у меня сохранились здоровыми все мои зубы, чем очень удивляю стоматологов, изготавливающих протезы на нижнюю челюсть...

      В розовом детстве, я, как любой ребёнок считала, что всё в мире принадлежит только мне, тем более, что родители и бабушки меня очень любили и жалели и я быстро поняла, что добиться своего можно заплакав. Однажды, когда мама отказала мне в чём-то и первые слёзы не помогли, я впала в настоящую истерику и уже не могла остановиться. Мама испугалась, посадила меня к себе на колени и стала объяснять, что не может выполнить моё желание потому, что сейчас наступили трудные времена, идёт война и даже хлеб дают по карточкам, а  маме даже карточки не дают потому, что она не работает...
      Можно сказать, что я отрезвела и повзрослела в один момент и поняла, что мне никто не должен. Я приобрела чувство ответственности за себя и больше никогда не плакала и никогда ничего не просила. И когда я уже подросла и училась в школе, в ответ на замечание мамы, что неправильно себя веду, я сказала: - А я тебя не просила меня рожать! Моя умная мама после этого больше никогда не учила меня как жить, куда пойти учиться и выходить ли замуж и т.д и т.п...

      В семье я была средней среди детей: мой второй брат на 7 лет старше меня, а сестрёнка на 2 года моложе. Брат считал себя моим руководителем по жизни и любил поучать и даже объяснять, что я кривляка, некрасивая, капризная и избалованная родителями, которые носятся со мной как с писаной торбой, а я прикидываюсь больной... А сестрёнка здоровая, красивая и упрямая разделяла мнение брата всю жизнь и  считала меня эгоисткой. Вероятно, они ревновали меня к родителям и  считали, что и они и бабушки любят меня больше, чем их.
     Но нелюбовь со стороны брата и сестры сыграла в моей жизни положительную роль и закалила мою душу, научила терпению и терпимости, а главное лишила высокомерия и самовлюблённости, свойственной не только детям, но и взрослым. Со временем я придумала отговорку на замечания и указания брата и сестры: - «Не все люди такие умные, красивые и хорошие, как вы, но если бы не было таких  как я, то никто бы не увидел какие вы замечательные без фона нас – плохих...»

     После Войны и похорон обоих бабушек у родителей обострились сердечные болезни, о которых никто не думал в военное время. В Чимкенте практиковал на дому ссыльный и очень хороший врач из Ленинграда, который определил у мамы расширение аорты и гипертонию, а у отца – стенокардию и предупредил, что при наступлении приступа надо срочно принимать лекарство: Отцу – нитроглицерин, а маме посоветовал кристаллик камфары. После похорон бабушки в 1948г, мне досталась «работа» следить за началом приступа у мамы и приносить ей кристаллики камфары.
      Мама ощущая приближение приступа ложилась на кровать или на скамейку во дворе, на её бледном лице возникал синий треугольник от носа к подбородку – предвестник микроинфаркта и мне казалось, что сейчас мама умрёт... Я, положив на язык мамы кристалл камфары, становилась на колени у её изголовья и мысленно посылала мольбы Богу, в которого так сильно верила моя бабуля...
Я просила ЕГО спасти маму и давала обет никогда не выходить замуж, а любить и оберегать только свою маму...

     Господь услышал мои детские мольбы, мама дожила до 92-х лет и скончалась на моих руках. Уже после похорон отца в Алма-Ате в поликлинике врач - кардиолог обнаружила на сердце у мамы 8 рубцов от инфарктов.

     В настоящее время общество и даже церковь признали нетрадиционную сексуальную ориентацию и асексуалов, поняв, что всё зависит от мозгов. Вот и мне стало понятно, почему я никогда не задумывалась о замужестве и о сексуальных отношениях. В юности, когда отец однажды прокатил меня на служебной машине «Эмке» я заявила, что выйду замуж только за шофёра и буду с ним кататься... Но когда я подросла и поняла, что означает замужество, твёрдо решила, что замуж я никогда не выйду.
      
      До окончания срока ссылки родителей я училась в общёй школе до 5-ого класса и дружила не только с девочками, но и мальчишками. Родители увлекли нас фотографированием, кроме меня этим не занимался ни один школьник, поэтому я имела уважение не только среди девочек, но и мальчишки с удовольствием мне позировали. Брат фотографировал своих друзей и подруг из женской школы, а разводить химикаты, проявлять плёнки и печатать фотографии привлекал меня.
      
      В старших классах я училась уже в Алма-Ате, в женской школе, порядки тогда были строгие, школьницы не красились, не делали маникюр, не пудрили лица, носили строгую форму и стеснялись что-то обнажать. Мои подруги после занятий, бегали на танцы, применяли косметику, а кое-кто имел поклонников из соседней мужской школы. Когда я попробовала покрасить ногти и попудрить лицо по совету подруг и сестры, то очень удивилась, как они это терпят. Кожа и ногти не дышали, и мне показалось, что я задыхаюсь, а руки и лицо покрыты грязью.
      В школе ни на танцы, ни на вечера я не ходила и впервые встретилась с противоположным полом только при поступлении в Вуз. Сразу после зачисления всех студентов отправили на сельхозработы в табаксовхоз под Алма-Атой.
      Ребят и девчат на курсе оказалось примерно поровну. В первый же вечер после размещения студентов все девчонки  смылись на танцы, в женском бараке осталась только я и ещё одна маленькая девочка казашка по имени Зауре.
Я переместилась к ней с вопросом: - «А ты тоже на танцы не ходишь?».
      Наши судьбы оказались схожи, она тоже была средней дочкой, помогала матери в хозяйстве, училась в женской школе и не помышляла о дружбе с противоположным полом.
     За период учёбы в Вузе ни у меня, ни у Зауре дружка не появилось, хотя нас обоих очень уважали за хорошую учёбу, знания и умение кашеварить на сельхозработах и практике в лесхозах и все студенты были нашими хорошими друзьями с которыми до сей поры поддерживаем связь и встречаемся. В последнее время, к сожалению, в основном на похоронах своих прежних товарищей и учителей...
      
      После того, как скончался отец, а брат и сестра обзавелись семьями, я оказалась вдвоём с мамой в нашей большой трёхкомнатной квартире без современных удобств.
      Брат подарил маме первого внука в 1956г, я и сестрёнка ещё учились в школе, а брат и его жена – в аспирантуре. И я и сестра помогали маме – счастливой бабушке нянчить малыша буквально с первых дней. В 1962 году на руках у мамы появился второй внук, а в 1978 году младшей сестры в возрасте 38 лет родился третий внук. Маме было в то время уже под 80 лет, но она взяла на себя ответственность за выращивание и этого самого любимого «поскрёбыша».
     В это время первый внук мамы уже родил ей правнука и приехал из Москвы познакомить своего сына с любимой бабушкой и дядей практически того же возраста, как племянник.
      
     Чтобы моей сестре и последнему внуку было легче общаться с бабушкой, я обменяла нашу трёхкомнатную квартиру в старом доме на однокомнатную – улучшенной планировки рядом с квартирой сестры и местом своей работы.
       Так, благодаря заботе о внуках и осознанию своей необходимости для детей мама сумела продержаться на своих ногах, в своём уме и твёрдой памяти до 92-х лет.
      
       Наши мудрые родители научили нас – детей быть честными и благодарными и учителям и Государству, которое дало нам бесплатное образование. После того, как я окончила Вуз, мне и в ум не пришло остаться в Алма-Ате, а мама сказала, что я теперь отрезанный ломоть, как и мой брат.
 
      Пока я была молодая, мама вероятно страдала, что её дочь не обрела женского счастья и семьи, но потом поняла, что этого мне не надо и моё счастье состоит в другом.
      Свою жизнь я посвятила уходу за мамой, детьми брата и сестры, а также своей работе на ниве лесного хозяйства...

       В молодости лица сильного пола меня наверное просто ненавидели, потому что чувствовали, что не нужны мне.
       С раннего детства отец научил меня строгать, паять белить и строить. В связи с отсутствием в то время телевидения и развлекательных учреждений в Чимкенте мы с родителями играли в карты, шашки, шахматы, квартет писателей и композиторов, что способствовало развитию мозгов. Отец с братом научили меня даже игре в Преферанс, из-за любви к которому я чуть было не завалила сессию во время учёбы в Вузе.
        Ну а женщины всю жизнь относятся ко мне с некоторым снисхождением и превосходством, считая себя лучше, чем я.
      К старости, после похорон моей мамы, нашлось немало «сочувствующих» среди одиноких старых мужчин и бывших друзей, которые время от времени предлагали меня  «осчастливить»...

      Я решилась на эту «Исповедь», услышав по TV вздохи какого-то артиста мужского пола о Татьяне Лиозновой, что она не была счастливой женщиной...
      А вот ко мне полное всеобъемлющее счастье пришло с момента выхода на пенсию, уже после похорон моей мамы.
      Я обрела полную свободу и независимость, что и является главной составляющей счастья. Я довольна своей прожитой жизнью, не боюсь скорого конца потому, что совесть моя чиста, и я никого никогда не предала и расплатилась с долгами перед родителями и Государством.
       В одном подъезде со мной живёт семья последнего внука мамы и моего любимого племянника – сына моей младшей сестры. Недавно у них появился третий малыш.

       К сожалению, к 70 годам физические силы меня оставили и я больше не могла снабжать семьи сестры и брата малиной и яблоками с моей дачи в Пригородном лесхозе в горах Заилийского Ала-Тау, но зато у меня появился Компьютер, который я сумела освоить и обрести свою вторую творческую жизнь на Проза.ру.
      Самое интересное, что теперь меня не любят близкие мне люди и друзья и часто называют эгоисткой по причине зависти. Меня часто упрекают, что я не понимаю, что такое собственный ребёнок, как им трудно с «плохими», непослушными детьми и внуками, а ещё хуже с мужьями, которые не помогают и тоже эгоисты... Очень часто слышу упрёки в мою сторону: Хорошо тебе, ты можешь ходить, сидеть в Интернете, а нам - нЕкогда!

      Кроме ответа на реплику артиста по поводу счастья Татьяны Лиозновой, я хочу поделиться своими наблюдениями за уровнем счастья замужних женщин, включая мою сестру. Я не знаю ни одной своей замужней подруги довольной своей жизнью, несмотря на полное благополучие семейной жизни - верных мужей, достатка, прекрасных, образованных и умных детей и даже внуков.
Хочу завершить свою заметку стихотворением своего любимого и Великого Поэта Расула Гамзатова:

- Как живёте – можете, удальцы мужчины?
- Коль жена плохая, так судьбу клянём!
- Как живёте – можете, удальцы мужчины?
- Коль жена хорошая – хорошо живём.

- Как живёте – можете, женщины-голубки?
- Если муж недобрый – всё вокруг черно!
- Как живёте – можете, женщины-голубки?
- Если муж хороший – плохо всё равно!


        После того как собралась поставить жирную точку на своих прозаических произведениях и перейти на 100 процентное стихоплётство, прослушала по TV беседу известной и очень умной журналистки Э. Закамской с женой Великого писателя А. Солженицина, после которой решила дополнить свои рассуждения, вернее исповедь.
       Очень красивая, высокообразованная и успешная женщина позволила себе продолжить манеру своего супруга быть судьёй, а не писателем…

        Мой отец – офицер царской армии и участник Первой мировой войны по призыву В.Ленина, как образованный человек, возглавил советскую школу в Ашхабаде, где одновременно преподавал физику и математику и встретил свою вторую жену – мою маму, правнучатую племянницу Д.И.Менделеева. Великий учёный опекал семью моего деда, которому помог стать выдающимся экономистом – директором Национального банка Российской Империи.
       Мои родители были участниками Революции и оправдали советскую власть за гибель своих отцов, их предали люди из народа, которые мстили за их хорошую жизнь в детстве и возможность получить образование.
      До конца дней своих, моя мама сохранила имена и фамилии своих первых учеников из детей крестьян и рабочих и рассказывала нам об их сияющих счастьем глазах и жажде знаний.
      
       К сожалению, в тридцатых годах родители соблазнились предложением профессора М.Попова перейти на работу в Ленинградский ВИР, к Н.Вавилову...
       И тут уже мой отец пострадал от доноса своего товарища по работе, который написал анонимный донос, что он бывший царский офицер и немецкий шпион... В результате в 1935 году отца отправили на каторжные работы по добыче урана в местечке Чибью, а маму с двумя детьми и старой больной матерью – в ссылку в Астрахань.

      «Один день Ивана Денисовича» я прочитала в 1962 году. Понравилось, хотя потрясения, как у моих друзей у меня не было. Отец присылал своему младшему сыну в Астрахань с урановых рудников письма с картинками акварелью, полные смешных историй... мама потом переплела эти письма в книжечку и читала нам в детстве, показывая картинки.
     Потом я прочитала «Не хлебом единым жив человек» и другие произведения, которые мне уже не понравились, а уж «Архипелаг Гулаг» я бросила читать после первых страниц.

      Когда в семидесятых годах был реабилитирован Николай Вавилов и заклеймён Трофим Лысенко мой брат загорелся переехать в Ленинград, вернуть свою квартиру и восстановить имя отца на доске почёта в институте ВИР...
      Он в это время уже был кандидатом технических наук и доцентом КазГу и жил в прекрасной квартире с женой и двумя сыновьями. Мама посмеялась над его амбициями и сказала: от добра - добра не ищут! Она была мудрым человеком и не позволяла нам рассказывать о том, что являемся потомками старшей сестры Д.Менделеева – Екатерины.
        - Не стоит уподобляться гусям – «Наши предки Рим спасли», надо самому стать достойным человеком, нам никто ничего не должен! – говорила мама своему немного высокомерному сыну.

        В 90-х годах у нас в Казахстане установили добавку к пенсии людям, пострадавшим от Сталинских репрессий, и мой брат, получивший эту добавку, стал агитировать меня отнести в комиссию и свои документы и заявление...
        Я не очень-то хотела идти, но жадность пересилила и я пошла... Инспектор, разобравшись в моих документах сухо сказал: «Вам не положено! Жили прекрасно, учились, лечились бесплатно, замуж наверное повыходили, а теперь что-то ещё требуете?!» Я не обиделась, а совершенно искренне сказала, что он прав и я пришла с дуру, а вернее от жадности.
        Писатель не может быть судьёй власти и в своих произведениях он выражает своё отношение, к тем или другим историческим событиям.
       Великий Лев Толстой был предан анафеме и отлучён от церкви в 1901 году за «беспощадное разоблачение социальных и моральных устоев царской России».
       Великий Максим Горький  умел отражать исторические события, не оскорбляя и не унижая ни власть, ни народы...
      Я прочитала произведения Дины Рубинной, Людмилы Улицкой, знаю фантастику Рея Бредбери и братьев Стругатских, более глубоких с философской точки зрения по сравнению с произведениями Александра Исаевича...
       Моя мама, пошедшая все круги ада, восхищалась романом Чингиза Айтматова «Плаха» и сравнивала Писателя со Львом Толстым.
      А первая книга Хирурга Николая Амосова «Мысли и сердце», выпущенная издательством «Молодая гвардия» в 1969 году, по глубине мыслей превосходит «Раковый корпус» во много раз.

       Супруга Александра Исаевича позволила себе объяснять по каким книгам надо изучать историю и литературу и судить о школьных программах. Я в школе обожала математику, мне нравилось разгадывать теоремы, а литературу не любила. Все сочинения в школе и на вступительных экзаменах в Вуз я писала на вольную тему неизменно получая пятёрки. Задачей школьного образования является научить ребёнка думать и мыслить самостоятельно, а не зубрить наизусть чужое мнение.
       Многие «творческие» люди, особенно мужского пола слишком подвержены высокомерию и мнят себя пророками или самыми Главными на Земле.
      А.Солженицын из-за непризнания своего таланта и невозможности «издаваться» прЕдал СССР и продался Западу.
      В.Высоцкий, которого не признали Поэтом – спился.

      У каждого человека на Земле есть свой талант и своё предназначение. Руководитель или Власть огромной страны не может обойтись без жестокости. Что значит демократия – власть народа? Это полная чушь, сколько людей – столько мнений и каждый хочет жить лучше всех!
      
       Когда А.Солженицин вернулся в СССР в качестве Святого Мученика он объехал всю страну с лекциями и объяснением «основ» демократии и при этом не заметил, что своей статьёй «Как обустроить Россию» он подогрел в многих народах СССР  ненависть к русской нации и русскому языку.
       Александр Исаевич назвал Казахстан подбрюшьем России, украинскую мову искаженным русским языком...
       Казахи – очень гордый, умный, талантливый и щедрый народ, и не смог простить оскорбления и высокомерия какого-то «писателя». С той поры государственным языком у нас стал казахский, а русские – людьми второго сорта. Тоже самое произошло на Украине.
         
       Самое страшное для себя самого позволить себе думать, что ты – лучше, чем другой и знаешь, как кто-то жить, а какая Власть или Государство плохие.

       Какая может быть демократия в капиталистическом обществе, где средства производства и земля принадлежат кучке олигархов? Где погоня за прибылью лишают людей чести, совести и воли.
       Настоящая демократия была в СССР! Я более 40 лет работала в Государственном проектном институте, членом КПСС не была, на политучёбу не ходила и советскую власть не любила.
       Проектировщик – замечательная профессия, где просто невозможно быть бесчестным человеком потому что проектное решение не зависит от проектировщика и его надо доказать на основе своих знаний Законов, Гостов и СНиП.
       Я была Главным специалистом Института и Председателем Месткома предприятия.
       Несмотря на то, что я не шла ни на какие сделки с администрацией, как Председатель Местного комитета,  за что меня тихо ненавидели и директор и Парторг, и даже намекали на дессидентство,  сделать со мной они ничего не могли! Я им была нужна, как ведущий специалист и очень хороший работник с высокой производительностью труда. Меня пытался переманить к себе «Леспроект», соблазняя бОльшей зарплатой и дополнительным отпуском, но я не поддалась и не предала свой Казахский филиал ГПИ «Союзгипролесхоз» и своих учителей.
        Мои родители могли бы быть и выдающимися писателями и художниками, а отец доктором наук, но судьба и Время распорядились по - другому...
       
        Больше всего в беседе супруги А.Солженицына с журналистом мне задело сообщение, что фонд А.Солженицына помогает денежными средствами людям, пострадавшим от Сталинских репрессий. Если бы мой отец был жив он бы бросил подачку в лицо «дарителю», также как он сжёг справку о его реабилитации.
        Человек счастлив только тогда, когда доволен сам собой и своими делами. Мои родители до конца дней своих были счастливы, пели и радовались жизни.
         Я до сей поры осталась любознательной,  не поддаюсь гипнозу и понимаю, что счастье – мочь и всё делать самой, а не просить у мифического Бога или Власти, которая тоже человек.

Всё  равно,  где меня похоронят......
Можно сжечь, закопать на Планете.
Мне – не важно! А время не тронет
моих мыслей, свободных, как ветер

На иллюстрации - фотография моей мамы с первыми учениками, г.Ашхабад 1923год
Фото делал мой отец в то время директор школы.