Бряхимов Таланты и поклонники Девятая серия

Александр Строганов
БРЯХИМОВ
(ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ)
ДЕВЯТАЯ СЕРИЯ

Александр Строганов

Оригинальный сценарий

Строганов Александр
+7 9132152218
Jazz200261@mail.ru
656055
Россия, г. Барнаул, ул. Островского 40 – 35
www.stroganow.ru









БРЯХИМОВ (ТАЛАНТЫ И
ПОКЛОННИКИ)  -
ДАТА СЪЁМКИ:
СЮЖЕТЧИК: АЛЕКСАНДР СТРОГАНОВ ДАТА ЭФИРА:
ДИАЛОГИСТ: АЛЕКСАНДР СТРОГАНОВ ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ:

ПЕРСОНАЖИ:
СВЕТЛОВИДОВА
СМЫШЛЯЕВА
БУЯНОВ
ЯБЛОНСКИЙ
ДРУНИНА
ЛЕЙДЕ
УШАКОВ
ИГУМНОВА
НЕВАЛЯЕВ
ПЕРВАЯ ХОХОТУШКА
ВТОРАЯ ХОХОТУШКА
ЖОРЖ
НАРЯДОВ
КУПАЛЬЩИЦА
ПЕРВЫЙ КУПАЛЬЩИК
ВТОРОЙ КУПАЛЬЩИК
СЛЕПОЙ СТАРИК
СОБАКА
МАССОВКА:
ОФИЦИАНТЫ
ПОСЕТИТЕЛИ РЕСТОРАНА
ОФИЦЕРЫ
ГОРЦЫ
СЕСТРЫ МИЛОСЕРДИЯ
РАНЕНЫЕ
ДЕКОРАТОРЫ











ОБЪЕКТЫ:
ИНТЕРЬЕРЫ:
ТЕАТР
- СЦЕНА
- СЦЕНА С ДЕКОРАЦИЯМИ
- СТОЛЯРНАЯ МАСТЕРСКАЯ
КВАРТИРА УШАКОВА
- ГОСТИНАЯ
МАСТЕРСКАЯ ХУДОЖНИКА НАРЯДОВА
РЕСТОРАН
РЕСТОРАН XIX ВЕКА
ГОСТИНИЦА В БРЯХИМОВЕ
- НОМЕР СВЕТЛОВИДОВОЙ
НАТУРА:
РЕКА
ПЛОЩАДЬ БРЯХИМОВА НАЧ. XX ВЕКА
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СТАНЦИЯ



Оглавление


1 АКТ. РЕКА.

1.1. НАТ. РЕКА. ДЕНЬ.
(КУПАЛЬЩИЦА, ПЕРВЫЙ КУПАЛЬЩИК, ВТОРОЙ КУПАЛЬЩИК)…………………….6


2 АКТ. МАСТЕРСКАЯ.

2.1. ИНТ. ТЕАТР. СТОЛЯРНАЯ МАСТЕРСКАЯ
(ПЕРВЫЙ ДЕКОРАТОР, МАССОВКА: ДЕКОРАТОРЫ)………………………………………..7


3 АКТ. ЯГУАР.

3.1. ИНТ. КВАРТИРА УШАКОВА. ГОСТИНАЯ.
 (УШАКОВ, СМЫШЛЯЕВА, БУЯНОВ)………………………………………………………………….………9

3.2. ИНТ. КВАРТИРА УШАКОВА. ГОСТИНАЯ.
(УШАКОВ, СМЫШЛЯЕВА, БУЯНОВ)………………………………………………………………………..14

3.3. ИНТ. КВАРТИРА УШАКОВА. ГОСТИНАЯ.
(УШАКОВ, СМЫШЛЯЕВА, БУЯНОВ.)……………………………………………………..………………16


4 АКТ. СЕССИЯ.

4.1. НАТ. РЕКА. ДЕНЬ(КУПАЛЬЩИЦА)…………………………………………………………..18


5 АКТ. АНТОНОВ ОГОНЬ.

5.1. ИНТ. МАСТЕРСКАЯ ХУДОЖНИКА НАРЯДОВА.
(НАРЯДОВ, ИГУМНОВА)…………………………………………………………………….……………………..20


6 АКТ. КАШТАНКА.

6.1. ИНТ. СЦЕНА.(СВЕТЛОВИДОВА, ЛЕЙДЕ)……………………………………….………22

7 АКТ. ЛАТИМЕРИЯ.

7.1. ИНТ. МАСТЕРСКАЯ ХУДОЖНИКА НАРЯДОВА.
(НАРЯДОВ, ИГУМНОВА)……………………………………………………………………………………………….30


8 АКТ. ПЕТЯ.

8.1. НАТ. РЕКА. ДЕНЬ(КУПАЛЬЩИЦА)…………………………………………..………………33

8.2. НАТ. РЕКА. ВИД С ОБРЫВА. ДЕНЬ
(КУПАЛЬЩИЦА, ПЕРВЫЙ КУПАЛЬЩИК, ВТОРОЙ КУПАЛЬЩИК)………………….35

8.3. НАТ. РЕКА. СУМЕРКИ.(СВЕТЛОВИДОВА, ЛЕЙДЕ)………………………..35

9 АКТ. ДУШ.

9.1. ИНТ. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР СВЕТЛОВИДОВОЙ. КОМНАТА. 
(СВЕТЛОВИДОВА, ЖОРЖ)………………………………………………………………………………………………40

10 АКТ. КУРАЖ.

10.1. ИНТ. РЕСТОРАН.   
(СВЕТЛОВИДОВА, НЕВАЛЯЕВ, ПЕРВАЯ ХОХОТУШКА, ВТОРАЯ ХОХОТУШКА, ВТОРОЙ ОФИЦИАНТ, МАССОВКА: ОФИЦИАНТЫ, ПОСЕТИТЕЛИ РЕСТОРАНА)………………………………………………...........………………………………………….44

10.2. ИНТ. РЕСТОРАН.   
(СВЕТЛОВИДОВА, НЕВАЛЯЕВ, ПЕРВАЯ ХОХОТУШКА, ВТОРАЯ ХОХОТУШКА, ВТОРОЙ ОФИЦИАНТ, МАССОВКА: ОФИЦИАНТЫ, ПОСЕТИТЕЛИ РЕСТОРАНА)……………………………….…………………………………………………………52

10.3. ИНТ. РЕСТОРАН.   
(СВЕТЛОВИДОВА, НЕВАЛЯЕВ, ПЕРВАЯ ХОХОТУШКА, ВТОРАЯ ХОХОТУШКА, ВТОРОЙ ОФИЦИАНТ, МАССОВКА: ОФИЦИАНТЫ, ПОСЕТИТЕЛИ РЕСТОРАНА)………………………………….…………………………………………………..52

10.4. ИНТ. РЕСТОРАН. КОНЕЦ XIX ВЕКА   
(СВЕТЛОВИДОВА, МАССОВКА: ОФИЦИАНТЫ, ПОСЕТИТЕЛИ РЕСТОРАНА, ОФИЦЕРЫ, ГОРЦЫ)………………………………………………………………………………………..…………….56

11 АКТ. ЗОЛОТО НОЧИ.

11.1. ИНТ. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР СВЕТЛОВИДОВОЙ. КОМНАТА. 
(СВЕТЛОВИДОВА)…………………………………………………………………………………………………………….56

12 АКТ. ПАМЯТЬ.
12.1. НАТ. СТАНЦИЯ. ДЕНЬ.(СТАРИК, СОБАКА)………………………….…………57

13 АКТ. ДЕКОРАЦИИ.

13.1. ИНТ. СЦЕНА.(ПЕРВЫЙ ДЕКОРАТОР, МАССОВКА)…………….………..59


14 АКТ. А.Н. ОСТРОВСКИЙ. ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ. 

14.1. ИНТ. СЦЕНА. СПЕКТАКЛЬ. ДЕКОРАЦИИ  ТРЕТЬЕГО ДЕЙСТВИЯ.   
(ДРУНИНА, ЯБЛОНСКИЙ, СВЕТЛОВИДОВА)……………………………………………..…..59

14.2. ИНТ. СЦЕНА. СПЕКТАКЛЬ. ДЕКОРАЦИИ  ТРЕТЬЕГО ДЕЙСТВИЯ.   
(ДРУНИНА, СВЕТЛОВИДОВА)…………………………………………………………………………….…..62

15 АКТ. ГОЛУБЬ.

15.1. ИНТ. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР СВЕТЛОВИДОВОЙ. КОМНАТА. 
(СВЕТЛОВИДОВА)…………………………………………………………………………………………………………….65

16 АКТ. ВОЙНА.

16.1. НАТ. ПЛОЩАДЬ. ДЕНЬ. НАЧАЛО XX ВЕКА.
(МАССОВКА: СЕСТРЫ МИЛОСЕРДИЯ, РАНЕНЫЕ)…………………………………………..65




 


НА ТИТРАХ СТАРИННЫЕ ФОТОГРАФИИ. ЖЕЛТЫЙ ВИРАЖ ПОДЧЕРКИВАЕТ ИХ ВОЗРАСТ. НА СНИМКАХ - ВИДЫ ТИПИЧНОГО РУССКОГО ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА, А ТАКЖЕ ПОРТРЕТЫ ЛЮДЕЙ ИЗ ДАЛЕКОГО ПРОШЛОГО.

1 акт

РЕКА

1.1. НАТ. РЕКА. ДЕНЬ.
(КУПАЛЬЩИЦА, ПЕРВЫЙ КУПАЛЬЩИК, ВТОРОЙ КУПАЛЬЩИК)

Невидимая рука, освобождая путь, раздвигает высокую траву, кустарник.
Шелест травы, шаги. 

ГОЛОС РЕЖИССЕРА
Одышка от ходьбы.
Сейчас, сейчас…
Шаги.
…Еще немного и вы увидите. Вы все увидите своими глазами.
Шаги
Почти пришли…
Шаги
А вот и речка.

КРАЙ ОБРЫВА.
ВИД РЕКИ.
ПЕСЧАНЫЙ БЕРЕГ. 
ПАРА БРОШЕННЫХ ЛОДОК.
ХРАМ, НАПОЛОВИНУ ПОГРУЖЕННЫЙ В ВОДУ.

ГОЛОС РЕЖИССЕРА
Немножечко перевести дух.
Пауза.
Хорошо, правда?
Пауза.
Речка.
Пауза.
Ах, сколько воздуха! (Пауза.) Какой запах!

Речной пароходик неспешно выполняет свой рейд.
Чайки.
На пляже три фигуры: женщина и двое мужчин, купальщица и купальщики.
Каждый, как будто, сам по себе.
Купальщица, соломенная шляпа, легкий белый сарафан, солнцезащитные очки, в цветастом шезлонге, наблюдает за пароходом.
Первый купальщик на мангале готовит шашлыки.
От мангала исходит голубоватый дымок.
Второй купальщик сидит на кромке воды, в ожидании волн от парохода.
Сверху хорошо видно, как волны совершают путешествие к берегу.
Когда первая волна накрывает Второго купальщика, он кричит, будто ребенок и размахивает руками.
Новая волна – Второй купальщик кричит.
Еще волна – Второй купальщик кричит.
Купальщица неподвижна.
 
Первый купальщик наклоняется к вороху тряпья, извлекает оттуда ружье, стреляет в воздух.
Второй купальщик не обращает на выстрел никакого внимания. Он занят волнами.
И женщина по-прежнему неподвижна.

2 акт

МАСТЕРСКАЯ

2.1. ИНТ. ТЕАТР. СТОЛЯРНАЯ МАСТЕРСКАЯ
(ПЕРВЫЙ ДЕКОРАТОР, МАССОВКА: ДЕКОРАТОРЫ)

РАЗНООБРАЗНЫЕ ПРЕДМЕТЫ, СТАНКИ, ОБЛОМКИ ДЕКОРАЦИЙ, ДОСКИ, ИНСТРУМЕНТ. ДЕРЕВЬЯ, ПРОИЗРАСТАЮЩИЕ, КАЖЕТСЯ, ПРЯМО ИЗ ПОЛА, ФРАГМЕНТ ДЕРЕВЯННОГО ДОМА, БАЛКОНЧИК ИЗ ВТОРОГО ДЕЙСТВИЯ «ТАЛАНТОВ».
ЦИРКУЛЯРНАЯ ПИЛА.

Голоса и смех декораторов.
В те минуты, когда включается циркулярная пила, смех и голоса пропадают.

Декораторы, их четверо, закусывают. Кефир, сдоба.
Первый декоратор работает на циркулярной пиле.
Мистер Икс: у него огромные чудные очки, закрывающие половину лица.

Заметив камеру, декораторы прерывают трапезу.
Первый декоратор продолжает работу.
Фонтаны стружки.

ГОЛОС РЕЖИССЕРА
Пользуясь паузой.
Можно вас на минуточку?

Первый декоратор, не снимая очков, подходит к камере.

ГОЛОС РЕЖИССЕРА
Над чем вы сейчас работаете?

ДЕКОРАТОР
Кричит, как обыкновенно кричат глухие люди.
В каком смысле?

ГОЛОС РЕЖИССЕРА
Что вы делаете?

ДЕКОРАТОР
Театр.
Пауза.

ГОЛОС РЕЖИССЕРА
Декорации к спектаклю?

ДЕКОРАТОР
Да.

ГОЛОС РЕЖИССЕРА
А какой спектакль?

ДЕКОРАТОР
Не знаю. Островский, кажется.

ГОЛОС РЕЖИССЕРА
Любите Островского?

ДЕКОРАТОР
Не знаю, не думал об этом.
Пауза.

ГОЛОС РЕЖИССЕРА
А работа нравится?

ДЕКОРАТОР
Да.
Пауза.
Я давно в театре. Прежде – в кукольном бутафором работал.
Пауза.
Но теперь кукольного театра нет. Сгорел.
Пауза.
Вы, наверное, слышали?
Пауза.
А я плохо слышать стал.
Пауза.
Всю жизнь при театре.

ГОЛОС РЕЖИССЕРА
А чем вам нравится работа в театре?

ДЕКОРАТОР
Запах.
Пауза.
Запах дерева.
Пауза.
Сосны.
Улыбается.
Я бы вообще хотел жить в лесу. Или где-нибудь на реке.
Пауза.
Люблю запах сосен.
Пауза.
Ель люблю, пихту.
Пауза.
Можно идти?
Не дожидаясь ответа, возвращается к пиле.
 
ЗВУК ПИЛЫ.

3 АКТ

ЯГУАР

3.1. ИНТ. КВАРТИРА УШАКОВА. ГОСТИНАЯ.
 (УШАКОВ, СМЫШЛЯЕВА, БУЯНОВ)

В кромешной темноте грохот, звон бьющегося стекла, крик Смышляевой. 

СМЫШЛЯЕВА
Ой, Ванечка, миленький, скорей! Ой, что он делает, Ваня!

Загорается свет.

ЗА СТОЛОМ, ЗАСТАВЛЕННЫМ ПУСТЫМИ БУТЫЛКАМИ, УШАКОВ. В РУКАХ РУЖЬЕ.
В ДВЕРЯХ СМЫШЛЯЕВА И БУЯНОВ.

СМЫШЛЯЕВА
Буянову
Смотри, что удумал!
 
УШАКОВ
Пьян
Ваня!
 
БУЯНОВ
Ты что делаешь?

УШАКОВ
Ружье чищу.
 
СМЫШЛЯЕВА
Буянову
Ружье чистит! Видишь что? ружье чистит! Ружье он чистит! Ваня, миленький, сделай что-нибудь! Ваня!

БУЯНОВ
Ушакову
А чего ты его чистишь?
 
УШАКОВ
На охоту пойду.

СМЫШЛЯЕВА
На охоту он собрался! Ты слышал, на охоту! На какую охоту?! Какая еще охота?!.. Ваня, сделай что-нибудь! Ваня, он сделает что-нибудь! Ваня, пожалуйста, сделай что-нибудь, сделай, Ваня!

БУЯНОВ
Смышляевой.
А ты чего орешь?

СМЫШЛЯЕВА
Да как же не орать-то, Ваня, как же не орать - то?! Ты видишь, что он творит, Ваня?!

БУЯНОВ
Ружье чистит.
 
УШАКОВ
Ружье чищу.
Пауза.
Зилов.

БУЯНОВ
Что, Зилов?

УШАКОВ
Ты видел, как я Зилова играл?

БУЯНОВ
Нет. Но мне понравилось.

УШАКОВ
Врешь.

БУЯНОВ
Вру.

УШАКОВ
Молодец.

БУЯНОВ
Знаю.
Пауза.

УШАКОВ
Он не сделал, а я сделаю.

БУЯНОВ
Кто?

УШАКОВ
Зилов.

БУЯНОВ
Что он не сделал?

УШАКОВ
То.
Пауза.
Не выстрелил.
Пауза.

БУЯНОВ
Так ты самоубийца?

УШАКОВ
Кто?

БУЯНОВ
Не знаю, кто из вас? А кто кстати?

УШАКОВ
Что значит?

БУЯНОВ
Кто из вас самоубийца-то? Зилов или ты?
Пауза.

УШАКОВ
Я Зилова играл.

БУЯНОВ
Или Зилов тебя?
Пауза.

УШАКОВ
Вздыхает.
Не знаю.
Пауза.
Я запутался.
Пауза. 
Стержня нет, понимаешь?

БУЯНОВ
Понимаю.
Пауза.

УШАКОВ
На глазах слезы
Люблю тебя.

БУЯНОВ
А уж как я тебя люблю.
Пауза.

УШАКОВ
Мир?

БУЯНОВ
Мир.

УШАКОВ
Знаешь, как страшно?

БУЯНОВ
Догадываюсь.
Пауза.
Дашь ружье подержать?

УШАКОВ
На охоту пойдешь?

БУЯНОВ
Я охоту не люблю. Зверушек жалко.

УШАКОВ
Мне тоже.

Ушаков отдает Буянову ружье.

БУЯНОВ
Смышляевой
А ты чего орешь?
Пауза.

СМЫШЛЯЕВА
Всхлипывает
Испугалась.
Пауза.

БУЯНОВ
Ушакову
Пьешь?

УШАКОВ
Пью.
Пауза.

БУЯНОВ
Смышляевой
Неси бутылку.
 
СМЫШЛЯЕВА
Господи, как я испугалась, как я испугалась!..
Выходит из комнаты.

3.2. ИНТ. КВАРТИРА УШАКОВА. ГОСТИНАЯ.
(УШАКОВ, СМЫШЛЯЕВА, БУЯНОВ)

УШАКОВ, СМЫШЛЯЕВА, БУЯНОВ ЗА СТОЛОМ.
НЕПОЧАТАЯ БУТЫЛКА ВИНА.

БУЯНОВ
… редкий доктор, именно, что редкий. Я таких докторов больше не встречал, да и не встречу. Из породы людей доисторических, тех, что вымерли безвозвратно.
Пауза.
Он тогда уже стареньким был, ничего не видел, ничего не слышал… Вместе с тем
знал такое, что нам и не снилось… Ничего удивительного – всю жизнь с алкоголиками, да сумасшедшими.
Пауза.
Так вот. Это называется - дыхание ягуара.
К самому хищнику не имеет никакого отношения. Только к его глубинной сущности. Я понятно излагаю?
Пауза.
Молчание – знак согласия. Итак. Мы имеем дело с особым состоянием сознания, позволяющим свободно путешествовать во времени и пространстве.
В этом особенном состоянии у человека как будто включается генетическая память…
Пауза. 
Включается генетическая память, и все люди, равно как и предметы вокруг становятся как бы другими.
Пауза. 
То есть в подлинной объективной реальности они все те же… а вот с новым дыханием происходят удивительные метаморфозы. Трамвай становится конкой, газовая плита – камином, дом – дворцом…
Иными словами, человек-ягуар попадает не только в другое время, но и в другое пространство.
Пауза. 
Тебе говорят, к примеру, - Пошел ты…! А ты слышишь, - Позвольте вам выйти вон.
Пауза.
Смягчение происходит, понимаете? Галантность нарастает с чудовищным ускорением.
Пауза.
Ну, если конечно, ягуар оказывается совсем далеко, где-нибудь в каменном веке, тогда, естественно, окружающие только мычат и рычат, говорить то они не умеют. Но суть та же - рычат ласково и нежно.
Пауза.
При этом никаких приборов и уколов. Несколько специальных физкультурных упражнений и всё.
Пауза.
Одновременно наступает окончательное и бесповоротное излечение от пагубных пристрастий.
Пауза. 
Единственная неприятность – окружающие воспринимают человека-ягуара как сумасшедшего.
Пауза.
Доктор Цундер говорил, никогда не спешите записывать пациента в алкоголики или сумасшедшие. Не исключено, что перед вами ягуар.
Пауза.
Никому не говорил, вам скажу, раз пошла такая пьянка. Он показал мне пару упражнений из своего комплекса, но велел хранить секрет.
Ушакову.
И я честно хранил молчание все эти годы.
И дальше молчал бы, но теперь, когда на кону жизнь, Стас, я готов… исключительно для тебя приоткрыть завесу тайны.
Пауза.
Скажи, Стас, только предельно честно, хотел бы ты стать ягуаром?

УШАКОВ
Да.
Плачет навзрыд.

БУЯНОВ
Ну, вот…   
 
3.3. ИНТ. КВАРТИРА УШАКОВА. ГОСТИНАЯ.
(УШАКОВ, СМЫШЛЯЕВА, БУЯНОВ.)

Ушаков и Смышляева за столом.
Буянов ворочается на диване.
 
СМЫШЛЯЕВА
Ты хочешь, чтобы я от него ушла?
Пауза.
 
УШАКОВ
Зачем?
Пауза.
 
СМЫШЛЯЕВ
Я вижу, что тебе плохо.

УШАКОВ
Грустно улыбается
Что же ты думаешь, если ты вернешься ко мне, мне станет хорошо?
Пауза.
И потом, почему ты думаешь, что ушла от меня?
Пауза.
Да, ты не со мной, но ты и не с ним.
Пауза.
Ты сладко спишь, моя радость. Тебе с нами скучно.
Пауза.
И мне с вами скучно.
Пауза.
А знаешь, почему нам так скучно?
Пауза.
Мы – ленивые. Нам даже врать лень.
Пауза.

СМЫШЛЯЕВА
У нас с тобой не всегда было так.

УШАКОВ
Всегда. И ты знаешь это.
Пауза.
 
СМЫШЛЯЕВА
Ягуар. Сволочь.
Пауза.
Что делать? К кому прислониться бедной девушке?
 
УШАКОВ
Негде котику издохти.

СМЫШЛЯЕВА
Что-то в этом роде.
Пауза.
Вообще-то я женщина, Ушаков.

УШАКОВ
В каком смысле?

СМЫШЛЯЕВА
Во всех смыслах.
 
УШАКОВ
Во всех, да не во всех.
Пауза.
А знаешь, Лика, мне иногда кажется, что мы с тобой самые близкие люди на этом свете.
Пауза. 
Близняшки, мать-перемать.
 
СМЫШЛЯЕВА
Похоже на то.
Пауза.
Слушай, ты что, действительно хотел покончить с собой?
Пауза.
 
УШАКОВ
Слишком люблю себя.

СМЫШЛЯЕВА
Нет, не любишь.
 
УШАКОВ
Об этом никто не должен знать.
Пауза.
Даже я.

4 акт

СЕССИЯ

4.1. НАТ. РЕКА. ДЕНЬ
(КУПАЛЬЩИЦА)
 
КУПАЛЬЩИЦА
Снимает очки. На камеру.
Вы – шутники… вы – большие шутники, я знаю.
Пауза.
Вы это не просто так… вы задумали что-то, что, не пойму… Вам непременно хотелось сфотографировать меня, я сразу поняла… вы давно замыслили это.
Пауза.
Вы давно замыслили это?.. А я совсем не люблю фотографироваться, чтобы вы знали.
Пауза.
Но я сразу разгадала ваш план. Я же не маленький ребенок. Если хотите знать, я взрослая женщина, и уже давно, знаете ли. Взрослая женщина детородного возраста.
Пауза.
Я, конечно, понимаю, что вы люди высокообразованные, а потому – большие шутники… где образование, там и шуточки. Меня не проведешь.
Пауза.
И, потом, меня предупреждали. Кто предупреждал? Люди предупреждали.
Пауза.
Я, конечно, простая женщина, я бы даже сказала, слишком простая женщина, чем вы и пользуетесь… да пользуйтесь, пользуйтесь, но я вас совсем не боюсь.
Пауза.
Вы же не только меня, вы и речку фотографируете, например… и многих других женщин…
Пауза.
Только я окончательно раздеваться не буду, если вы это имели в виду! И не упрашивайте, и не говорите мне ничего. Этого не будет!
Пауза.
И не намекайте! И не намекайте и не уговаривайте! Я в жизни никогда не раздевалась!
Пауза.
Тем более перед фотоаппаратом!
Пауза.
А я знаю, что худосочные женщины теперь выходят из моды.
Пауза.
А вы, можно подумать, не знали? Знали, знали, знаете, конечно.
Пауза.
Да, вышли из моды…
Уже выходят...
Практически, вышли.
Пауза. Смеется.
А вы видели голубей величиной с индюка? Только читали, наверное? А я видала! У нас был один такой!
Пауза.
Это все от благополучия. Благополучие растет.
Пауза.
Животных стали сладким кормить. Домашних животных, кошечек, собачек. Сами теперь много сладкого едят, и кошечек кормить стали.
Пауза.
И собачек.
Пауза.
Они теперь говорить стали, разговаривать, кошечки, собачки.
«Мама», «папа» говорят…
На французский манер - «мамА», «папА»…
Одна собачка на рынке привязалась ко мне – «дай сто рублей, дай сто рублей»… Откуда-то узнала, что у меня деньги.
Пауза.
Нюх, наверное.
Долго смеется.
Такой вот голубь, величиной с доброго индюка!
Пауза.
А вы сами-то птичку ту видели? Ну, птичку, которая из фотоаппарата вылетает?
Пауза.
Должны были видеть. Вы же фотографы, господа, фотографы?
Пауза.
Вы же господа?

5 акт

АНТОНОВ ОГОНЬ

5.1. ИНТ. МАСТЕРСКАЯ ХУДОЖНИКА НАРЯДОВА.
(НАРЯДОВ, ИГУМНОВА)

Нарядов пьет вино, курит.
Игумнова лежит на диване с закрытыми глазами.
 
НАРЯДОВ
Нетрезв.
Ты так на меня не смотри. Ты вообще старайся на меня не смотреть. Самое лучшее для меня, да и для тебя – представить себе, что меня нет вовсе. Ты это умеешь. У тебя это хорошо получается, много лучше, чем у других.
Пауза.
Я не обязан тебя рисовать, понимаешь? Вот, ты убеждена, что рисовать – означает водить карандашом по бумаге? Так ты думаешь? Вот видишь, я говорю, думаешь. А ты не думаешь. И я не думаю. Тьфу, ты. Опять та же песенка. Прочь глупые мысли! Кыш! Этак можно свихнуться.
Пауза.
Думать. Думает. Человек думает. Человек думает, мыслит. И хорошо. И очень хорошо. Пусть так и будет. Никаких открытий, перемен и революций. В переменах прячется смерть. Всякая перемена – гибель надежды. А без надежды-то – никак. Правильно говорю? Что мы без надежды? Без надежды мы ничто.
Пауза.
Вот, взять, к примеру, меня. Законченный человек. Ветошь. Уже не червь, но то, что остается от червя, после того, как его снимут с крючка. Приходилось видеть?
Пауза.
Рыбу никогда не удила? Блаженство! Не знаю, за какие подвиги человеку спущено такое блаженство. А знаешь, в чем это блаженство? Не в охоте за безмолвными тварями, нет. А в том блаженство, что на час или два дарована возможность слиться с дыханием вселенским. Вот как. Охладить взор душой мировой. Душа-то мировая – это вода. Не задумывалась над этим?
Пауза.
Ты же меня не слушаешь. Молодец. Очень даже молодец. На чем я остановился? Ах, да. Итак, я – законченный человек. На самом деле – один из многих. Нас большинство сегодня. Это не скепсис и не уныние – нет, нет, я всего лишь свидетельствую. Я пребываю в ясном сознании, память пока еще не изменяет. А песенка моя спета потому, что лично я - ни на что не надеюсь. Следовательно – живой покойник. Как это у классика? живой труп. Очень образно и точно. Живой труп.
Пауза.
Вот уже и пятна пошли, и запашок. Не слышишь? Запаха не слышишь? Пахнет как в овощной лавке.
Пауза.
А руки? Посмотри-ка на мои руки. Антоновы огни, видишь? Вот, вот. Смотришь? Не смотришь.
Пауза.
Вот – на запястье. Э-э, несерьезный ты человек. Натурщица – одно слово. Шучу.
Пауза.
Шучу, шучу, шучу, шучу, шучу, шучу, шучу…
6 акт

КАШТАНКА

6.1. ИНТ. СЦЕНА. 
(СВЕТЛОВИДОВА, ЛЕЙДЕ)

ЛЕЙДЕ
Мальчик Федюшка выделывал с Каштанкой такие фокусы, что у нее зеленело в глазах и болело во всех суставах. Федюшка привязывал на ниточку кусочек мяса и давал его Каштанке, потом же, когда она проглатывала, он с громким смехом вытаскивал его обратно из ее желудка.
Пауза.
Помните?
Пауза.
«Каштанка».

СВЕТЛОВИДОВА
Какой ужас!

ЛЕЙДЕ
Что так потрясло вас? Федюшка? Но он же ребенок.

СВЕТЛОВИДОВА
Очень жестокий ребенок.

ЛЕЙДЕ
А дети всегда жестоки. Вам это не приходило в голову?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Нет.
 
ЛЕЙДЕ
Но их все равно любят. Все любят – родители, старики, собаки. Особенно собаки. Думаете, лукавят?

СВЕТЛОВИДОВА
Не все дети жестоки.

ЛЕЙДЕ
Все, без исключения. Иначе на сцене или на экране они бы не переигрывали с такой легкостью взрослых.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Наверное.
 
ЛЕЙДЕ
И Каштанка все равно любила Федюшку. Не смотря ни на что.
Как думаете?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Наверное.
Пауза.

ЛЕЙДЕ
Вы получаете удовольствие, когда поете?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Я люблю петь.
 
ЛЕЙДЕ
«Люблю петь» - это другое. Речь – об удовольствии. Получаете ли вы удовольствие, когда поете?
Пауза.
У вас два варианта ответа.
Да и нет.
Что скажете?

СВЕТЛОВИДОВА
Нет.
Пауза.
 
ЛЕЙДЕ
А вообще случается, что вам, совершенно неожиданно, вдруг, как наваждение, во что бы то ни стало, сей момент хочется получить удовольствие?
Пауза.
Не важно, о каком удовольствии идет речь. Но теперь же, сию секунду? Безотлагательно.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Я не так импульсивна.

ЛЕЙДЕ
Разве?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Да.

ЛЕЙДЕ
А мне кажется, в вас бродят страсти, стихии. Только вы это тщательно скрываете. Я думаю даже, что именно в этом фокус вашего актерского таланта.

СВЕТЛОВИДОВА
Улыбается.
Не знаю.

ЛЕЙДЕ
А я часто мечтаю об удовольствиях. Но, в большинстве случаев у меня ничего не выходит.
Пауза.
Либо нет времени. Либо что-нибудь мешает.
Пауза.
Чаще всего сам себе мешаю. Я, в сущности – нелепый человек.
Нелюдимый.
Да, да.
Живу скучно, однообразно. А так иногда хочется удовольствий! Не празднеств, а именно удовольствий.
Пауза.
Вот интересно, отчего мы так стесняемся этого понятия? Что в этом порочного? Разве удовольствие – порок?

СВЕТЛОВИДОВА
Нет.
 
ЛЕЙДЕ
В таком случае, почему мы так шарахаемся от этого слова?
Пауза.
Ханжество?

СВЕТЛОВИДОВА
Не знаю.
Пауза.

ЛЕЙДЕ
А вам не кажется, что во мне есть что-то от того мальчика?

СВЕТЛОВИДОВА
Какого мальчика?

ЛЕЙДЕ
Федюшки.

СВЕТЛОВИДОВА
Я вас еще плохо знаю.

ЛЕЙДЕ
Поверьте, Александра Сергеевна, Федюшка не хотел Каштанке зла. Он просто играл. Он искренне думал, что так можно играть. Думал, что играет правильно.
Пауза.
Вот и я искренне думаю, что играю правильно.
Пауза.
Тут вот в чем закавыка. Видите ли, и он, и я наделены властью. Я – над актерами, бутафорами, монтировщиками и прочим златокудрым людом, он – над собакой. У него, наверное, кроме этой самой Каштанки и не было никого, по большому счету. Во всяком случае, всерьез, будьте уверены, его воспринимала только она.
Пауза.
И она любила его. Не смотря ни на что.

СВЕТЛОВИДОВА
Очень может быть.
Пауза.

ЛЕЙДЕ
А знаете что, Саша? когда вы вошли, я не с собой – я с вами разговаривал. Да, да, Саша, именно с вами.
Пауза.
В сущности, я робкий человек. Мне достаточно трудно решиться на откровения. А выговориться хочется смертельно. Поплакаться.
Пауза.
Вам.
Я выбрал вас.
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Вы увлечены мной?
Пауза.

ЛЕЙДЕ
С какой целью вы задали мне этот вопрос?
Пауза.
Что это? Любопытство? Проверка моей искренности?
Пауза.
Провокация?
Пауза.
Я вам уже, кажется, докладывал, Александра Сергеевна, что вижу ваше будущее. Вижу в вас совершенную актрису.
Пауза.
Лучше всего, что когда-либо видела сцена.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Смеется.
Маленькая ложь?
 
ЛЕЙДЕ
Ложь?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Ложь, ложь.
 
ЛЕЙДЕ
Интересно.
Пауза.
 
СВЕТЛОВИДОВА
И вы, и я отлично знаем, что актрисы во мне уже нет.
Пауза.
Больше нет.
Пауза.
И не будет никогда.
Пауза.
Все, Артур Янович, осталось там, в прошлом.
Пауза.
А вы – гениальный режиссер. Говорят, что самый лучший из режиссеров на сегодняшний день.
Смеется.
Девушек повидали на своем веку великое множество. Да вам, Артур Янович, одного взгляда на человека достаточно, чтобы всю биографию его, всю подноготную узнать. И вы приказываете мне верить вам?
Я-то себя знаю.
Пауза.

ЛЕЙДЕ
Провокация.
Так я и думал.
Вы, Саша, играете со мной. Ну что же? Я люблю играть.
Пауза.
Итак. Еще раз со всей ответственностью провозглашаю: вы – совершенная, почти совершенная актриса, Александра Сергеевна.
Пауза.
Ваш ход.
 
СВЕТЛОВИДОВА
А как быть с любовью?
 
ЛЕЙДЕ
Смущен.
С чем, простите?

СВЕТЛОВИДОВА
С любовью?
Пауза.
 
ЛЕЙДЕ
Что вы имеете в виду?

СВЕТЛОВИДОВА
Как по–вашему? Актриса должна страдать этим недугом?
 
ЛЕЙДЕ
Непременно.
 
СВЕТЛОВИДОВА
А во мне этого нет.

ЛЕЙДЕ
Исключено.
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Только вам скажу. По большому секрету.
Шепотом.
Я восхищена Шороховым.

ЛЕЙДЕ
Вот оно что?
У вас для меня заготовлен экспромт? Этюд, так сказать.
Напрасный труд. Уровень второго курса. В лучшем случае.
В моем театре капустников не бывает.

СВЕТЛОВИДОВА
Почему второй курс? Почему сразу капустник?

ЛЕЙДЕ
Потому, что кончается на «у».
Пауза.
Видите ли, Александра Сергеевна, я не успел посвятить вас в тонкости, но это только от того, что у нас с вами совсем не было времени.
Пауза.
Моя вина. Я, видите ли, очень спешил. Не терпелось увидеть вас в деле…
Пауза.
А что я хотел вам сказать?
Пауза.
Не помню.
Пауза.
Ах, да, наверное это.
Не обольщайтесь, Саша, теорией нелюбви.
Это приводит к плачевным результатам.
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Я…

ЛЕЙДЕ
Вспомнил! Вспомнил, что хотел вам сказать.
Пауза.
Саша!
Дорогая Александра Сергеевна!
Пауза.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Я слушаю вас, Артур Янович.

ЛЕЙДЕ
Я намерен напоить вас.
В стельку.
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Но это – насилие.

ЛЕЙДЕ
В этом, гуманнейшем из миров  всё - насилие.

 
7 акт

ЛАТИМЕРИЯ

7.1. ИНТ. МАСТЕРСКАЯ ХУДОЖНИКА НАРЯДОВА.
(НАРЯДОВ, ИГУМНОВА)

Нарядов пьет вино, курит.
Игумнова лежит на диване с закрытыми глазами.
 
НАРЯДОВ
Нетрезв.

Факт остается фактом, я – ничто. Ну, что же? Ничто и ничто. Вообще - так дОлжно оценивать себя. ДОлжно. Да.
Пауза.
Нет. Не так. Не так. Это не так.
Пауза.
О чем я?
Пауза. 
Ах, да. Ты убеждена в том, что рисовать – означает водить карандашом по бумаге? А вот я, видишь ли, не вожу карандашом по бумаге. Однако же рисую. Понимаешь? карандашом не вожу, а рисую.
Пауза.
А, собственно… а, собственно, какая тебе разница? Я заплатил деньги…
Пауза.
Ужас, ужас. Прости. Хам.
Пауза.
Прости. Хам. Прости.
Пауза.
Это не я говорю. Кто-то другой, плешивый с синим языком.
Как у чау-чау.
Куплю кролика и больше не стану тебя звать.
Хочу кролика.
Пауза.
Нет, не хочу. Он все изгадит. Никто никому не должен. Представляешь?
Пауза.
Эпоха – как рыба. Латимерия. Моя любимая рыба – Латимерия.
Умерла.
Вымерла.
Говорят.
Так говорят.
Но мне, откровенно говоря, не верится. Не может такое достойное существо умереть. Бог с ней.
Пауза.
Нашли. Вспомнил. Нашли ее все же, латимерию-то. Кто бы сомневался. Бог с ней.
Пауза.
А ты вдумайся – никто не обязан. Ничем. И никому.
То есть вообще никому.
Такое благодатное время. Благодатное, чешуйчатое. Переливается. Переливы. Все цвета палитры. Глаза режет. И там – наверху режет. До слепоты.
Пауза.
Где уж нам со своими пейзажами и голыми задницами?
Куда нам с мокрыми носками и сломанными стульями?
И рыжей прожорливой печенью.
Пауза.
Печень всеядна. Ты знаешь, что печень всеядна?
Пауза.
Нас не видно!
Нет, конечно, сквозь слепоту можно различать что-нибудь яркое, синтетическое. Бирюзовые галифе с алыми лампасами, рот раненого солдатика или вольтову дугу. Но, по большому счету, оттуда сверху нас уже не видно. Вдобавок ко всему и сами мы слепнем.
Пауза.
Уже ослепли. И все равно, и все равно - какое блаженство!
Пауза.
Этак раскинуть руки и лежать на льду не совершая движений.
Пауза.
Никаких движений, включая зуд, глотание и движения совести.
Пауза.
Соленый покой. Усыпающее совершенство. Египет и стекло. И, главное, не больно, совсем не больно. Прежде как бывало, помнишь?
Пауза.
Или ты не застала? Наверное, наверняка не застала. Было весьма чувствительно. А теперь – нисколько. Нисколечко!
Пауза.
Но… возвращаемся к латимерии, жизнь – аквариум. Ныне жизнь – гигантский аквариум. Наблюдаем тени и стоны сквозь мутное стекло. Изнутри.
Мы – внутри.
В иле.
В иле и тишине.
Ил.
Или спирт.
Согласен, вещества совсем разные. Спирт прозрачен. Но белок в спирте денатурирует, и, в конечном итоге, получаем что? получаем приблизительно тот же внешний, подчеркиваю, внешний эффект. Слова не ученого, но художника, бывшего художника. Ибо настаиваю, что если, предположим, алкоголик или врач бывшим не бывает, художник – очень даже бывает бывшим, прошу прощения за тавтологию. В данном случае нахожу тавтологию уместной, и, даже целесообразной.
Пауза.
Попробуй, возрази. Я так хочу, и на том стоять буду.


8 акт

ПЕТЯ

8.1. НАТ. РЕКА. ДЕНЬ
(КУПАЛЬЩИЦА)

У КУПАЛЬЩИЦЫ НОВЫЙ САРАФАН И ДРУГИЕ ОЧКИ.

КУПАЛЬЩИЦА
Снимает очки.
Вы находите, что здесь именно то место, где имеет смысл говорить о насилии?
Пауза.

Побойтесь Бога, господа, такая тишина! Здесь, мне кажется лучше говорить о любви. Или помолчать.
Пауза.
Любовь – не всегда насилие, поверьте, далеко не всегда. Я – любвеобильная женщина, мне можно верить.
Пауза.
Что-то же подвигло вас на такую кошмарную тему.  Может быть, этот разрушенный храм?
Смеется.
Но, вы же все одно, не отстанете от меня?
Пауза.
Да, теперь настали такие времена, что говорить можно о чем угодно и где угодно.
Пауза.
А здесь нет никакой провокации?  Или розыгрыша? Иногда розыгрыш бывает еще хуже провокации. Вы согласны со мной?
Пауза.
Насилие, насилие…
Кому-то, между прочим, даже нравится.
Пауза.
А чего о нем говорить? Оно было, есть и будет всегда.
Каждый день, каждый час, если вдуматься.
Пауза.
Вот если бы у меня отсутствовала интуиция, я бы подумала, что вы насильники.
Но у меня очень хорошая интуиция.
Пауза.
Вы же не насильники?


8.2. НАТ. РЕКА. ВИД С ОБРЫВА. ДЕНЬ
(КУПАЛЬЩИЦА, ПЕРВЫЙ КУПАЛЬЩИК, ВТОРОЙ КУПАЛЬЩИК)

На реку надвигается туча.
Первый купальщик, не обращая внимания на грядущую стихию, готовит шашлыки.
Второй купальщик ходит вдоль берега и бросает камушки в воду.
Ливень.
Переполох.


8.3. НАТ. РЕКА. СУМЕРКИ.
(СВЕТЛОВИДОВА, ЛЕЙДЕ)

СВЕТЛОВИДОВА В ШЕЗЛОНГЕ, ЛЕЙДЕ ПОДЛЕ НЕЕ НА ПЕСКЕ.
Пьют вино.

ЛЕЙДЕ
Ай, какой запах! Какие мы молодцы, что вырвались к реке!
Пауза.
Вообще я считаю, что театр должен быть деревянным. Исключительно деревянным. Как шкатулка.
Пауза.
Театр – это всегда деревянная шкатулка.
Пауза.
Если не шкатулка, для меня это уже не театр.
Все, что угодно, только не театр.
Пауза.
И на Островском в зале должен витать запах хвои.
Пауза.
Саша, вы согласны, что на Островском должен витать запах хвои?

СВЕТЛОВИДОВА
Непременно.
Пауза.

ЛЕЙДЕ
А вы согласны, что театр должен быть деревянным?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Вне всяких сомнений.
Чтобы лучше гореть.
Прошу прощения. Никого не хотела задеть.

ЛЕЙДЕ
Саша, деревянный театр – главная и единственная моя мечта.

СВЕТЛОВИДОВА
И все?

ЛЕЙДЕ
И все.
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Прошу обосновать.
 
ЛЕЙДЕ
К черту обоснования! Слишком много обоснований!
Пауза.
Шерстим, шныряем, копаемся, роемся, ищем что-то! Суета, Саша, адская суета!
Пауза.
Поясняем, объясняем, доказываем что-то. Дни пролетают со свистом, а мы все хлопочем, мышкуем…
Тьфу!
Пауза.
Я так хочу! Вот – единственное, чем должен руководствоваться художник! Это, между прочим, кто-то из великих сказал.
Пауза.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Еще недавно я так и жила.
 
ЛЕЙДЕ
Ах, как я завидую вам! Расскажите! Это так интересно! Я так не жил никогда!
 
СВЕТЛОВИДОВА
Это длилось очень недолго, Артур Янович!

ЛЕЙДЕ
Вот что, Саша. Вне стен театра я запрещаю вам называть меня Артуром Яновичем. Зовите меня Артур.
Пауза.
Ну, уж если вам не нравится мое имя, можете называть Лейде, как все.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Не хочу как все. А можно я буду называть вас Петей? Как в спектакле.
Пауза.

ЛЕЙДЕ
Что, я похож на Петю?

СВЕТЛОВИДОВА
Безумно.

ЛЕЙДЕ
Не знаю. Я вообще очень переживаю за то, что взялся за эту роль. Глупость сделал. Но назад пути нет.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Кроме того, Артур – это же Петя по-нашему?
 
ЛЕЙДЕ
Петя – это Петер.

СВЕТЛОВИДОВА
И Артур тоже! Просто вы забыли, Петя!

ЛЕЙДЕ
Смеется
Ну, хорошо.
 
СВЕТЛОВИДОВА
А чтобы вы не обижались, я открою вам, как меня звали в детстве. В детстве меня звали Пуговкой.
 
ЛЕЙДЕ
Пуговкой?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Пуговкой.
Пауза.

ЛЕЙДЕ
Пуговка?!

СВЕТЛОВИДОВА
Пуговка.
 
ЛЕЙДЕ
Нет, Пуговка вам нисколько не подходит. Я протестую! Что это за Пуговка? Какая же вы Пуговка? Вы – Саша. Сашенька.
 
СВЕТЛОВИДОВА
О-о! Дальше последуют объяснения в любви?
 
ЛЕЙДЕ
Пока – нет, но такая возможность не исключена.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Вы же робкий, Петя?
 
ЛЕЙДЕ
Просто вы меня плохо знаете.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Да вы и сами говорили.

ЛЕЙДЕ
Просто я плохо себя знаю.
 
СВЕТЛОВИДОВА
А мне нравится, что вы – робкий.

ЛЕЙДЕ
Хорошо, буду робким.
Пауза.
Ну, Саша, ну, пожалуйста, не уходите в сторону, расскажите же мне о свободной жизни!
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Свободная жизнь это, Петенька – поиски капкана.
Пауза.
Или бомбы.
Пауза.
Что-то одно из двух.
Пауза.
Радость длится секунды.
От десяти до тридцати.
Пауза.
Поймай свободную девушку на лету, за подол на полдороге и спроси, - Радостно тебе, девушка?
Девушка немедленно ответит - Радостно и очень.
Пауза.
А раньше, вчера, было тебе радостно, девушка? – Не знаю.
Пауза.
А завтра? – Не знаю.
Пауза.
Вот и вся свободная жизнь, Петя!
Пауза.

ЛЕЙДЕ
Я, конечно, ничего не понял, но это же очень грустно.

СВЕТЛОВИДОВА
Еще как грустно.
Пауза.
А вообще вы хороший режиссер, Петя?
Пауза.
 
ЛЕЙДЕ
Честно?

СВЕТЛОВИДОВА
Честно.
Пауза.

ЛЕЙДЕ
Очень.
   
9 акт

ДУШ

9.1. ИНТ. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР СВЕТЛОВИДОВОЙ. КОМНАТА. 
(СВЕТЛОВИДОВА, ЖОРЖ)

Светловидова сидит на полу, курит.
Взъерошенный вид.
Подле нее бутылка водки, бокал.
Звонит телефон.

СВЕТЛОВИДОВА
Обращается к телефону
Да пошел ты к черту!

Телефон звонит несколько раз.
Умолкает.

СВЕТЛОВИДОВА
Обращается к телефону
Угомонился?

Светловидова наполняет бокал, выпивает.
Стук в дверь.

СВЕТЛОВИДОВА
Громко
Никого нет дома!
 
Стук прекращается.
Звонит телефон.

СВЕТЛОВИДОВА
Нам решительно не о чем говорить, Арсений Евгеньевич.
Пауза.
Ваша жена в запое. Так уж случилось.
Пауза.
Вообще-то вы сами отпустили меня. Разве можно отпускать жену? Да еще такую жену?
Пауза.
Да, она со странностями… тем более что она со странностями.
Пауза.
Это опасно, Арсений Евгеньевич.
И для вас тоже, не думайте, что выберетесь сухим. Как говорится. 
Прислушивается.
Правильно говоришь. Удержать меня невозможно. Но знай, дорога вниз коротка. Мгновение какое-то.
Даже смешно.
Смешно и щекотно.
Пауза.
Ах, вы не желаете со мной говорить, Арсений Евгеньевич? Очень хорошо. И я не желаю говорить с вами.
Пауза.
Patria o muerte! Родина или смерть!

Звонит телефон.

СВЕТЛОВИДОВА
Неужели, вам действительно наскучила моя ссылка?!

Звонит телефон.

СВЕТЛОВИДОВА
Смеется
Вам хочется, чтобы пуговка вернулась вам на воротничок? Вы очень смешной, смешной и глупый человек, Арсений Евгеньевич.
Я презираю ваши деньги.
Пауза.
Нет, не так.
Придает голосу пафоса.
Я презираю ваши деньги.
Интонирует.
Презираю ваши деньги…
Я презираю ваши деньги…
 
Звонит телефон.
Умолкает.

СВЕТЛОВИДОВА
Я бы рада вернуться, но вот какая неприятность. Представьте себе, у меня здесь вдруг случилась большая любовь. Пришла, пришла, долгожданная! Ничто не предвещало.
Пауза.
Кто?
Ты все равно не знаешь. Студентик один.
Пауза.
Недавний.
Смеется.
Свежеиспеченный студентик. Молоденький – молоденький.
Учит меня.
Пауза.
Учили, учил, и выучил.
Пауза.
Как звать? А тебе зачем?
Пауза.
Петя.
Пауза.
Да, Петя, да.
 
Звонит телефон.

 
СВЕТЛОВИДОВА
Обращается к телефону.
Достал.
Берет трубку.
Алло!
Наигрывает.
Андрей Алексеевич?
Ах, это вы, Андрей Алексеевич?! Вы живы?
Пауза.
Живой, спрашиваю? Безумно, безумно рада!
Пауза.
Ну, что вы, Андрей Алексеевич, конечно.
Пауза.
Да, Андрей Алексеевич!
Пауза.
Да, Андрей Алексеевич!
Пауза.
Черное? А почему черное? Кто-то умер?
Надеюсь, вы живы, Андрей Алексеевич?
Пауза. 
Слава Богу. А вот черного платья-то у меня как раз нет. Осталось, знаете ли, в той жизни. Там, далеко, в Москве.
Пауза.
Нет, не надумала!
Пауза.
А мне здесь очень нравится, Андрей Алексеевич! Сегодня совсем другое настроение. Повышенное настроение. Просто зашкаливает. Не знаю, как с этим бороться.
Пауза.
Театр? Потрясающий!
Труппа потрясающая! Костюмеры потрясающие! Спонсор потрясающий!
Пауза.
Да, да, о вас, Андрей Алексеевич.
Пауза.
Благодарю, благодарю. Но! Увы! К сожалению, у меня мученическая головная боль!
Пауза.
В висках и затылке.
Пауза.
Да, очень сильная мигрень!
Пауза.
Что?!
Да, кто-то стучался, но я думала, что это горничная.
Пауза.
Хорошо, Андрей Алексеевич.
Хорошо, хорошо.
Но это странно, согласитесь…
Пауза.
Кладет трубку.

Светловидова подходит к двери, открывает ее.
В дверях стоит Жорж с черным платьем на плечиках. Неловко улыбается.
 
ЖОРЖ
Здравствуйте, Александра Сергеевна.

СВЕТЛОВИДОВА
Удивлена
Здравствуйте.
Пауза.

ЖОРЖ
Вы меня, Александра Сергеевна, простите, я человек подневольный.
 
Жорж отвешивает Светловидовой увесистую пощечину, хватает за шею и волочит в ванную.
Через секунду из ванной доносится шум воды.

10 акт

КУРАЖ

10.1. ИНТ. РЕСТОРАН.   
(СВЕТЛОВИДОВА, НЕВАЛЯЕВ, ПЕРВАЯ ХОХОТУШКА, ВТОРАЯ ХОХОТУШКА, ВТОРОЙ ОФИЦИАНТ, МАССОВКА: ОФИЦИАНТЫ, ПОСЕТИТЕЛИ РЕСТОРАНА)


КЛАССИЧЕСКИЙ КАБАЦКИЙ ШУМ С ШИПЕНИЕМ И МЕТАЛЛИЧЕСКИМ ЛЯЗГОМ.

СВЕТЛОВИДОВА, НЕВАЛЯЕВ И ДВЕ АКТРИСЫ-ХОХОТУШКИ ЗА СТОЛИКОМ.
СВЕТЛОВИДОВА В ЧЕРНОМ ПЛАТЬЕ. ПОДАВЛЕНА.
НА НЕВАЛЯЕВЕ НЕЛЕПАЯ РУБАХА В ПЕТУХАХ.
ХОХОТУШКИ В РУСАЛОЧЬИХ НАРЯДАХ.

Хохотушки то и дело они переговариваются между собой и смеются.

ВТОРОЙ ОФИЦИАНТ
Боже мой, какое общество!
 
Смех хохотушек.

ВТОРОЙ ОФИЦИАНТ
Как мы рады Вас видеть, Андрей Алексеевич!
Светловидовой
Мое почтение, Александра Сергеевна! Давненько вас не было!
 
Смех хохотушек.

ВТОРОЙ ОФИЦИАНТ
Так редко заходите к нам! А мы скучаем!
Пауза.
Без вас дни тянутся - потянутся, нет сердцу бедному отдохновенья.
 
Смех хохотушек.
 
НЕВАЛЯЕВ
Что будете заказывать, Александра Сергеевна?

СВЕТЛОВИДОВА
Я сыта.
Смех хохотушек.
 
НЕВАЛЯЕВ
Официанту
Ступай, пока, голубчик. Мы чуть позже сделаем заказ.

Смех хохотушек.
Официант удаляется.
 
НЕВАЛЯЕВ
Светловидовой
Что случилось, Александра Сергеевна?

СВЕТЛОВИДОВА
Вы отлично знаете.
Пауза.

НЕВАЛЯЕВ
Жорж?

СВЕТЛОВИДОВА
Что, Жорж?
 
НЕВАЛЯЕВ
Перестарался?

СВЕТЛОВИДОВА
Все хорошо.
 
НЕВАЛЯЕВ
Где там хорошо? Я же все вижу.
Пауза.
Вот, сволочь!

Смех хохотушек.

НЕВАЛЯЕВ
Простите! Простите меня, Сашенька!
Пауза.
Поверьте, мне все это неприятно не меньшей степени.
Пауза.
Он за все ответит.
Пауза.
Надеюсь, это было в последний раз.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Все хорошо.
Пауза.

НЕВАЛЯЕВ
Да я просто убью его! И не отговаривайте меня, я должен буду убить его. Это мой долг.
Пауза.
Это мой долг!

Смех хохотушек.

НЕВАЛЯЕВ
По крайней мере, уволю.
Пауза.
К сожалению, не уволю. Виноват. Он мне пока очень и очень нужен.

Смех хохотушек.

НЕВАЛЯЕВ
Но, как только надобность в нем пропадет, он будет незамедлительно уволен.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Я вас ни о чем не прошу.
Пауза.

НЕВАЛЯЕВ
Так бывает, Саша. Обстоятельства выше нас. Вам ли мне об этом говорить?
Пауза.
Не всегда, к сожалению, наши желания и возможности совпадают.
Пауза.
Да что я вам рассказываю? вы это знаете лучше меня.
Пауза.
Да?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Да.
Пауза.

НЕВАЛЯЕВ
Нет, не могу успокоиться. Скотина!
 
Смех хохотушек.

НЕВАЛЯЕВ
Сатрап!
 
Смех хохотушек.


НЕВАЛЯЕВ
Шепотом.
Он надругался над вами?!
 
Смех хохотушек.

НЕВАЛЯЕВ
Животное. Ему нет оправдания.
Пауза.
Я все понимаю, здоровый одинокий мужик. Можно сказать, от сохи. Силы не меряно. Кровь с молоком. У меня постоянно фемиды. Красивые. Он все это наблюдает, а жить приходится затворником. Конечно, нелегко. Но есть же какие-то вещи!
Пауза.
Нет, такого прощать нельзя. Я прав?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Мне все равно.
Пауза.
 
НЕВАЛЯЕВ
За ним еще кое-какие грешки числятся. Я надеюсь, кредитную карточку он у вас не украл?

Светловидова открывает сумочку, некоторое время роется там, столбенеет.

НЕВАЛЯЕВ
Что?! Что?!
Пауза.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Карточек нет.
 
НЕВАЛЯЕВ
Ну, вот. Так я и знал!
Пауза.
Сволочь!
Пауза.
И ведь не спросишь! Пользуется тем, что не пойман – не вор!

Смех хохотушек.

СВЕТЛОВИДОВА
Но как же я?..
 
НЕВАЛЯЕВ
Успокойтесь! Нет безвыходных ситуаций, Саша. Что-нибудь придумаем.
Пауза.
А, может быть, вы ее дома оставили?
Пауза.
Нет, я слишком хорошо знаю этого мерзавца. Обратили внимание, я сразу же спросил вас о кредитной карточке.
Пауза.
Его рук дело.
Пауза.
Ну, ничего, отольются кошке мышкины слезки.
 
Смех хохотушек.

НЕВАЛЯЕВ
Будет и на нашей улице праздник.

Смех хохотушек.
Светловидова закрывает лицо руками.
 
НЕВАЛЯЕВ
Успокойтесь, Саша, вы же сильная женщина!
Пауза.
И ну расстраиваться из -за ерунды?
Пауза.
У вас есть я. Неужели вы думаете, что я вас оставлю в беде?
Пауза.
Завтра же пойдете в бухгалтерию и получите аванс. Вы же работаете в нашем театре! И что переживать?
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Пожалуй, мне нужно идти домой.
Пауза.

НЕВАЛЯЕВ
А вот это уже неучтиво с вашей стороны.
Пауза.
Только поймите меня правильно, я вас не неволю. Я к вам со всей душой, а вы так ведете себя!
Пауза.
Сашенька, простите, но я вас давно хотел попросить, пожалуйста, будьте внимательнее к людям, что окружают вас здесь.
Пауза.
Видите ли, это – глубокая провинция.
 
Смех хохотушек.

НЕВАЛЯЕВ
Люди здесь чрезвычайно ранимы.
 
Смех хохотушек.
 
НЕВАЛЯЕВ
И особенно внимательны они к гостям из столицы.
 
Смех хохотушек.
 
НЕВАЛЯЕВ
Хохотушкам.
Цыц!
Пауза.
Я речь произношу.

Смех хохотушек.

 
НЕВАЛЯЕВ
Всякое социальное неравенство, несправедливость, эти уже отживающие свой век понятия, здесь все еще актуальны. Весьма и весьма.
Пауза.
Здесь очень добрые люди. Пожалуй, таких добрых людей больше и нет нигде. Но… до поры – до времени.
Пауза.
Это, Саша, покуда не затронешь их самолюбия. Когда же обидишь их, они очень даже обозлиться могут.
Пауза.
Я не просто так ветер гоняю, по себе знаю.
Пауза.
А какие жизнерадостные? Вы только посмотрите на этих юных аонид? Ну, где, скажите на милость, вы еще найдете таких?

Смех хохотушек.

 
НЕВАЛЯЕВ
Вы на меня, Сашенька, не обижайтесь. Я вам по-дружески все это рассказываю, чтобы уберечь от разных подводных камушков, о которые можно ножку поранить.
 
Смех хохотушек.


НЕВАЛЯЕВ
А зачем нам больные ножки?
 
Смех хохотушек.


НЕВАЛЯЕВ
Вас ждут большие и интересные роли. Покончим с Островским, примемся за Шекспира.

Смех хохотушек.


НЕВАЛЯЕВ
Лейде еще не выбрал для вас роль? Выберет, непременно выберет самую лучшую.
Пауза.
Такие актрисы на дороге, знаете ли – не валяются!

Смех хохотушек.

НЕВАЛЯЕВ
Хохотушкам.
Дурочки маленькие.

Смех хохотушек.

НЕВАЛЯЕВ
Официант!

Подходит вереница официантов.
Подают яства.
Ритуал накрывания стола.

10.2. ИНТ. РЕСТОРАН.   
(СВЕТЛОВИДОВА, НЕВАЛЯЕВ, ПЕРВАЯ ХОХОТУШКА, ВТОРАЯ ХОХОТУШКА, ВТОРОЙ ОФИЦИАНТ, МАССОВКА: ОФИЦИАНТЫ, ПОСЕТИТЕЛИ РЕСТОРАНА)

ОГЛУШИТЕЛЬНАЯ ТАНЦЕВАЛЬНАЯ МУЗЫКА.
Неваляев с хохотушками выходит в середину танцевальной площадки.
Танец.
Танцуют вполне профессионально, с очевидным намерением рассмешить зрителей.
Это им удается, по столикам то и дело прокатываются волны смеха.
Танец окончен.
Овации.

10.3. ИНТ. РЕСТОРАН.   
(СВЕТЛОВИДОВА, НЕВАЛЯЕВ, ПЕРВАЯ ХОХОТУШКА, ВТОРАЯ ХОХОТУШКА, ВТОРОЙ ОФИЦИАНТ, МАССОВКА: ОФИЦИАНТЫ, ПОСЕТИТЕЛИ РЕСТОРАНА)

Танцоры возвращаются к своему столику.
 
НЕВАЛЯЕВ
Еще с одышкой
А кто же, как вы думаете, Александра Сергеевна, научил нас так дивно танцевать?
Пауза.
Ну, конечно же, он, наш царь и Бог, Андрей Николаевич Шорохов!
 
Смех хохотушек.

НЕВАЛЯЕВ
Он вообще всех в Бряхимове научил танцевать!
 
Смех хохотушек.

НЕВАЛЯЕВ
У нас, если хотите, я это говорю вполне серьезно, Сашенька, самый танцующий город в Европе!
Пауза.
Не берусь соревноваться с Кубой или Бразилией, но в Европе наш город – самый танцующий!
Пауза.
Вот увидите, мы еще прогремим!

Смех хохотушек.

 
НЕВАЛЯЕВ
Светловидовой
Сомневаетесь?

СВЕТЛОВИДОВА
Нет.
Пауза.

НЕВАЛЯЕВ
Кстати, что там у вас с ним произошло?

СВЕТЛОВИДОВА
С кем?

НЕВАЛЯЕВ
С Шороховым?
 
СВЕТЛОВИДОВА
А что произошло?

НЕВАЛЯЕВ
Он, кажется, просил вас помочь ему в составлении мемуаров?

СВЕТЛОВИДОВА
Да.

НЕВАЛЯЕВА
Вы отказали ему?

СВЕТЛОВИДОВА
Удивленно
Нет.

НЕВАЛЯЕВ
Тогда я спокоен, тогда все в порядке.
Пауза.
Значит, наговорили на вас.
Пауза.
Вот видите? Очень, очень внимательной нужно быть.
Пауза.
И вообще, пожалуйста, поласковее с ним.

Смех хохотушек.
 
НЕВАЛЯЕВ
Он – заслуженный человек. Но очень и очень положительный человек! Одинокий человек.
Пауза.
В его возрасте ему разумеется, не хватает женского внимания. А к женскому вниманию он привык. Понимаете?
 
Смех хохотушек.

НЕВАЛЯЕВ
Ну да ладно! Сами разберетесь.
Пауза.
Какой-то день сегодня ужасный! Давайте, выпьем?
Чокается со Светловидовой и хохотушками, выпивает.
Я очень болею и переживаю за вас, поверьте, Саша! Так что, это не на вашу, это – на наши с вами головы сыплются несчастья одно за другим.
Пауза.
Я сегодня, пожалуй, даже уснуть не смогу.
 
Смех хохотушек.

НЕВАЛЯЕВ
Ваш муж пропал, вы знаете?
Пауза.
Исчез.
Растворился.
Не могут найти.
Пауза.
Уже трое суток.
Пауза.
Так что, теперь можете смело брать телефон.
Пауза.
Не переживайте. Все обойдется, рассосется, перемелется.
Пауза.
Еще раз. Финансовые вопросы не должны вас волновать. Мои актеры зарабатывают неплохо, по меркам провинции, конечно. Гостиница оплачена на год вперед.
Пауза.
Ну что? я вижу, вы не настроены на общение. Так что я покидаю вас.
Пауза.
Мы с русалками теперь намерены отправиться во дворец…

Хохотушки визжат от восторга и хлопают в ладоши.


НЕВАЛЯЕВ
Светловидовой
Конечно, мы были бы рады видеть и вас в своей компании. Но, как говорится, насильно мил не будешь.
 
ПЕРВАЯ ХОХОТУШКА
Едемте, Александра Сергеевна!

ВТОРАЯ ХОХОТУШКА
Конечно, едемте с нами!
 
НЕВАЛЯЕВ
Светловидовой
А вы спокойно ужинайте. Размышляйте. Все оплачено.
Пауза.
Конечно, вам теперь нужно побыть одной, я все понимаю.
Пауза.
Хотел повеселиться, видите, какую рубаху надел?
 
Смех хохотушек.

НЕВАЛЯЕВ
Светловидовой
А вам очень идет черный цвет. Согласитесь, в другом платье вы выглядели бы сегодня нелепо.

Неваляев и хохотушки уходят.
Светловидова наполняет свой бокал до краев, выпивает.

 
10.4. ИНТ. РЕСТОРАН. КОНЕЦ XIX ВЕКА   
(СВЕТЛОВИДОВА, МАССОВКА: ОФИЦИАНТЫ, ПОСЕТИТЕЛИ РЕСТОРАНА, ОФИЦЕРЫ, ГОРЦЫ)

По одежде посетителей, костюмам офицеров, мы понимаем, что вновь оказались в конце девятнадцатого века.
За одним из столиков мужчина неловко открывает шампанское и обливает им окружающих.
За другим столиком мужчина показывает фокус, опуская в цилиндр салфетку и извлекая оттуда кролика.
Первый офицер нюхает кокаин.
Второго офицера друзья уводят за руки от намечающейся драки.
Танцуют горцы.
Третий офицер извлекает из кобуры наган и стреляет в воздух.
Огромная хрустальная люстра устремляется вниз.
 
11 акт

ЗОЛОТО НОЧИ
 
11.1. ИНТ. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР СВЕТЛОВИДОВОЙ. КОМНАТА. 
(СВЕТЛОВИДОВА)
    
Светловидова в черном платье лежит на кровати.
В комнате темно.
За окном идет дождь.
В свете уличного фонаря он кажется золотым.
Кажется, что вся комната покрыта золотом.
Светловидова закрывает глаза.


12 акт

ПАМЯТЬ

12.1. НАТ. СТАНЦИЯ. ДЕНЬ.
(СТАРИК, СОБАКА)

Уже знакомый слепой старик в длинном черном пальто на складном стульчике. В руках трость. У ног – собака.


ГОЛОС РЕЖИССЕРА
…постарайтесь вспомнить.

СТАРИК
Не знаю, получится или нет.
 
ГОЛОС РЕЖИССЕРА
Должно получиться. Вы же мне рассказывали.

СТАРИК
Рассказывал. Да.
Пауза.
Много танцевали, вот что.
Пауза.
Дома, на улицах. Везде.
Пауза.
И запах сосны. Город был пропитан запахом сосны…
Пауза.

ГОЛОС РЕЖИССЕРА
Это было до войны?
Пауза.

СТАРИК
До первой войны, да.

ГОЛОС РЕЖИССЕРА
Вы помните и то время?
 
СТАРИК
До первой войны, да.
Как же не помнить? Отлично помню. Я еще убиенного императора Александра Второго Освободителя помню.
Пауза.
Театр по тем временам был деревянным.
И госпиталь был деревянным.
Пахло сосной.
Пауза.
И танцевали! Очень много танцевали.
Все.
Пауза.
 
ГОЛОС РЕЖИССЕРА
А война?

СТАРИК
А что война?
Вы первую войну имеете в виду?
Пауза.
Отлично помню.
Никто не помнит, а я помню.
Пауза.
Как такое может быть? Не знаю.
Войну помню. Стихи помню.
Как танцевали.
Пауза.
Вы, наверное, уже обратили внимание, что я слеп. Может быть, потому моя память работает таким-то образом?
Пауза.
Иногда помню и то, чего не было. Чего никак быть не могло.
Но было. Я-то знаю.
Пауза.
Так что это – не то, что вам нужно.
Пауза.
Вы уж меня простите.
Пауза.
Врачи ничего объяснить не могут. Почему так?
Пауза.
Вы не знаете?
Пауза.
Нет?

13 акт

ДЕКОРАЦИИ

13.1. ИНТ. СЦЕНА.
(ПЕРВЫЙ ДЕКОРАТОР, МАССОВКА)

УСТАНОВКА ДЕКОРАЦИЙ ТРЕТЬЕГО ДЕЙСТВИЯ СПЕКТАКЛЯ ПО ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ».
СТУК МОЛОТКОВ, ШАГИ, НЕВНЯТНЫЕ РАЗГОВОРЫ, ПОКАШЛИВАНИЕ.

Священнодействуют рабочие сцены, декораторы.
Работами руководит первый декоратор.


14 акт.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ. ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ.

14.1. ИНТ. СЦЕНА. СПЕКТАКЛЬ. ДЕКОРАЦИИ  ТРЕТЬЕГО ДЕЙСТВИЯ.   
(ДРУНИНА, ЯБЛОНСКИЙ, СВЕТЛОВИДОВА)

НА СЦЕНЕ НИНА ИВАНОВНА ДРУНИНА (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ ДОМНЫ ПАНТЕЛЕВНЫ), МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ЯБЛОНСКИЙ (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ НАРОКОВА) И АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВНА СВЕТЛОВИДОВА (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ НЕГИНОЙ). 

НАРОКОВ
Вот бери, на! Вот лавры твоей дочери! Гордись!

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Эка невидаль! Куда нам эти веники-то! На что они!

НАРОКОВ
Невежество! Эти венки — знак восторга, знак признательности таланту за счастие, которое он до-ставляет. Лавры — это диплом на почет, на уважение.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Сколько, небось, истрачено на этот хворост! Лучше бы деньгами. Деньгам-то уж, мы бы место нашли, а этот ворох... куда его? В печку, только и всего.

НАРОКОВ
Деньги-то ты проживешь, а это у тебя всегда на память останется.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Ну, да, как же, нужно очень всякий хлам беречь! Нынче же за окно выкину. Ты вот смотри!
Показывает ему шаль и поворачивается перед ним.
Вот это подарок! Мило, прелестно, деликатно.

НАРОКОВ
Ну, всякому свое, я тебе не завидую; вот дочери твоей завидую. Я себе несколько листиков на память возьму.
Отрывает несколько листков.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Да хоть все бери, не за-плачу.

НАРОКОВ
вынимает из кармана лист бумаги
А вот это передай Александре Николавне.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Что еще? Записка от кого-нибудь? Уж и так надоели с этими глупостями.

НАРОКОВ
Это от меня... это стихи... стихи... И я в Аркадии родился.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Где, Прокофьич, где?

НАРОКОВ
Далеко: ты там не бывала и не будешь ни¬когда.
Показывает Домне Пантелевне стихи свои
Вот ви¬дишь, бордюрчик: незабудки, анютины глазки, васильки, колосья. Видишь вот: пчелка сидит, бабочка летает... Я це¬лую неделю рисовал.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Так ты бы сам и отдал.

НАРОКОВ
Стыдно. Вот смотри!
Указывает на свою голову.
Седая, лысая! А тут чувства молодые, свежие, юношеские, вот и стыдно. Вот, отдай! Да только ты не брось! Ведь ты грубая женщина, в тебе чувства нет. Для вас, грубых людей, удовольствие бросить, растоптать но¬гами все нежное, все изящное.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Да ну тебя! Ишь ты какой чувствительный. Не всем таким быть. Вот положи на стол; она приедет и увидит.

НАРОКОВ
кладет бумагу на стол
Да, я чувствитель¬ный, я чувствительный. Прощай!
Уходит.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Вот сумасшедший-то! А ни-чего, добрый, я его не боюсь. Другие хуже чудят: кто посуду бьет, кто на людей мечется, кусается, а этот смирный. Подъехал кто-то. Вот это Саша, должно быть.
Идет к Двери.
Входит Негина с букетом и коробочкой в руках.

14.2. ИНТ. СЦЕНА. СПЕКТАКЛЬ. ДЕКОРАЦИИ  ТРЕТЬЕГО ДЕЙСТВИЯ.   
(ДРУНИНА, СВЕТЛОВИДОВА)

НА СЦЕНЕ НИНА ИВАНОВНА ДРУНИНА (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ ДОМНЫ ПАНТЕЛЕВНЫ) И АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВНА СВЕТЛОВИДОВА (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ НЕГИНОЙ). 

НЕГИНА
кладет букет и коробочку на стол
Ох, уста¬ла!
Садится у стола.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Извозчика-то отпустить?

НЕГИНА
Нет, зачем! Я вот отдохну, да прокатиться поедемте, подышать свежим воздухом. Еще не поздно. Ведь он на весь вечер нанят.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
И то, что ж, пусть подождет; не задаром же деньги-то платить!

НЕГИНА
Что это на вас за шаль?

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Великатов подарил; от бенефиста, говорит, деньги нажил. А что, хороша?

НЕГИНА
Отличная шаль, дорогая.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Он говорит, что даром до-сталась.

НЕГИНА
Верьте вы ему! Он все так говорит. Так он был здесь?

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Да, заезжал и деньги привез.

НЕГИНА
Что ж он со мной не повидался?

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Не знаю, торопится куда-то, уж не уезжает ли.

НЕГИНА
Может быть. Какой он странный, не пой¬мешь его никак.
Задумчиво.
А вот этакий мужчина, кабы захотел, кажется, сразу мог бы увлечь женщину.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Ну, да что уж толковать! Да и не осудишь женщину-то. Как ее осудить! Сердце-то не камень; а таких молодцов немного, пожалуй, другого-то такого и всю жизнь не встретишь. Смиренничай да смирен¬ничай — и проживешь всю свою жизнь так, ни за что; и вспомянуть будет нечем. Он мне про свою усадьбу расска¬зывал. Какое у него хозяйство диковинное!

НЕГИНА
Что ж мудреного; он очень богат.
 
ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Ты чаю не хочешь ли?

НЕГИНА
Нет, погодите немного.
Взглянув на стол.
А это что такое?

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Это Прокофьич принес тебе на знак памяти.

НЕГИНА
рассматривая бумагу
Ах, как мило! Какой он добрый, милый старик!

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Да, добрый, хороший чело-век; да вот опанкрутился и свихнулся. Ну, как же мы с то¬бой теперь об деньгах рассудим?

НЕГИНА
Что рассуждать-то! Прежде всего надо долги заплатить, а что останется, на то и жить.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Да немного останется-то, не разживешься.

НЕГИНА
Да, теперь труднее будет, без жалованья-то. А куда поедешь, кого я знаю? Опять же гардеробу у меня нет.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Сотни две, а то и полторы, больше не останется, вот ты их и повертывай, как знаешь. Надо на них все лето прожить. По три денежки в день, куда хочешь, туда день. Осенью-то нас в Москву зовут, там актрисы нужны стали.

НЕГИНА
Бросить разве сцену да вытти замуж, — так Петр Егорыч еще места не нашел. Кабы работать что-ни¬будь.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Ну вот еще, бросить сцену! Ты вот в один день получила, чего в три года не вырабо¬таешь.

НЕГИНА
Много мы получаем, да и проживать много надо.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Эх, как ни кинь, Саша, а все жизнь-то наша с тобой не сладка. Уж, признаться сказать, надоело нищенство-то.

НЕГИНА
Надоело... да... надоело... Я думала, думала, да уж и думать перестала. Ну, утро вечера мудренее, завтра потолкуем.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Само собой; а теперь давай чай пить.
Прислушивается.
Кого это еще бог несет?

15 акт

ГОЛУБЬ
 
15.1. ИНТ. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР СВЕТЛОВИДОВОЙ. КОМНАТА. 
(СВЕТЛОВИДОВА)

Светловидова в постели. Открывает глаза.
Комната освещена уличным фонарем.
За окном крупными хлопьями – тополиный пух.
На карнизе голубь. Кажется, будто заглядывает в комнату.
Светловидова улыбается, закрывает глаза.

16 акт

ВОЙНА

16.1. НАТ. ПЛОЩАДЬ. ДЕНЬ. НАЧАЛО XX ВЕКА.
(МАССОВКА: СЕСТРЫ МИЛОСЕРДИЯ, РАНЕНЫЕ)

БРЯХИМОВСКАЯ ПЛОЩАДЬ ВРЕМЕН ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.
ТОПОЛИНЫЙ ПУХ.
 
На площади вальсируют несколько пар.
Сестры милосердия танцуют с раненными военными.
У военных перебинтованы головы, руки.
У одного из партнеров нет ноги.