Бряхимов Таланты и поклонники Восьмая серия

Александр Строганов
БРЯХИМОВ
(ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ)
ВОСЬМАЯ СЕРИЯ

Александр Строганов

Оригинальный сценарий

Строганов Александр
+7 9132152218
Jazz200261@mail.ru
656055
Россия, г. Барнаул, ул. Островского 40 – 35
www.stroganow.ru









БРЯХИМОВ (ТАЛАНТЫ И
ПОКЛОННИКИ)  -
ДАТА СЪЁМКИ:
СЮЖЕТЧИК: АЛЕКСАНДР СТРОГАНОВ ДАТА ЭФИРА:
ДИАЛОГИСТ: АЛЕКСАНДР СТРОГАНОВ ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ:

ПЕРСОНАЖИ:
СВЕТЛОВИДОВА
ШОРОХОВ
СМЫШЛЯЕВА
ГОРОХОВ
ЯБЛОНСКИЙ
ДРУНИНА
ЛЕЙДЕ
УШАКОВ
ГОРНИЧНАЯ
ИГУМНОВА
НЕВАЛЯЕВ
ЖОРЖ
НАРЯДОВ
ФОТОГРАФ
СЛЕПОЙ СТАРИК
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК
СОБАКА
МЕДВЕЖОНОК
МАССОВКА:
ЦЫГАНЕ
АКТЕРЫ











ОБЪЕКТЫ:
ИНТЕРЬЕРЫ:
ТЕАТР
- СЦЕНА
- СЦЕНА С ДЕКОРАЦИЯМИ
- АКТЕРСКИЙ БУФЕТ
ГОСТИНИЦА В БРЯХИМОВЕ
- НОМЕР ЛЕЙДЕ
- НОМЕР СВЕТЛОВИДОВОЙ
- ВАННАЯ В НОМЕРЕ СВЕТЛОВИДОВОЙ
НАТУРА:
УЛИЦА БРЯХИМОВА
ДВОРИК С ФОНТАНОМ
БРЯХИМОВСКИЙ ДВОРИК
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ СТАНЦИЯ



Оглавление


1 АКТ. ФОТОГРАФ.

1.1. НАТ. УЛИЦА БРЯХИМОВА. ДЕНЬ (ФОТОГРАФ)………………………………………………………………………………………………………………………….6
 
2 АКТ. ФАНАБЕРИЯ.

2.1. ИНТ. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР ЛЕЙДЕ. КОМНАТА. 
(ЛЕЙДЕ, ГОРНИЧНАЯ, ИГУМНОВА)……………………………………………………………………………8

3 АКТ. ШАМПАНСКОЕ.

3.1. НАТ. ДВОРИК С ФОНТАНОМ. ВЕЧЕР.
(УШАКОВ, СВЕТЛОВИДОВА)……………………………………………………………………………………..17

3.2. НАТ. ДВОРИК С ФОНТАНОМ. ВЕЧЕР.
(УШАКОВ, СВЕТЛОВИДОВА, ФОТОГРАФ)…………………………………………….…………..26

3.3. НАТ. ДВОРИК С ФОНТАНОМ. ВЕЧЕР.
(УШАКОВ, СВЕТЛОВИДОВА, ФОТОГРАФ)…………………………………..…………………..27


4 АКТ. КОНЦЕПЦИЯ.

4.1. ИНТ. СЦЕНА. (СВЕТЛОВТДОВА, ЛЕЙДЕ)………………………………………………35


5 АКТ. ТЕАТР.

5.1. ХРОНИКА…………………………………………………………………………………………………….……………41

6 АКТ. ПЕС-РЫЦАРЬ.

6.1. ИНТ. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР ЛЕЙДЕ. 
(ЛЕЙДЕ, СМЫШЛЯЕВА)………………………………………………………………………………………………..41

7 АКТ. ТАБОР.

7.1. НАТ. ДВОРИК. НОЧЬ. ВИД СВЕРХУ ИЗ ОКНА.
(МАССОВКА: ЦЫГАНЕ)……………………………………………………………………………………….……….43



8 АКТ. СТАРИК.

8.1. НАТ. СТАНЦИЯ. ДЕНЬ………………………………………………………….……………………….43

8.2. НАТ. СТАНЦИЯ. ДЕНЬ.
(СТАРИК, ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК, СОБАКА)………………………………………………………..44


9 АКТ. ОМУТ.

9.1. ИНТ. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР СВЕТЛОВИДОВОЙ. КОМНАТА. 
(СВЕТЛОВИДОВА, НЕВАЛЯЕВ)……………………………………………………………………………………44

9.2. ИНТ. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР СВЕТЛОВИДОВОЙ. КОМНАТА. 
(СВЕТЛОВИДОВА, НЕВАЛЯЕВ, ЖОРЖ)………………………………………….………………………45

9.3. ИНТ. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР СВЕТЛОВИДОВОЙ. КОМНАТА. 
(СВЕТЛОВИДОВА, НЕВАЛЯЕВ)………………………………………………………………….………………45

10 АКТ. МЕДВЕЖОНОК.

10.1. НАТ. ДВОРИК. НОЧЬ. ВИД СВЕРХУ ИЗ ОКНА.
(БУЯНОВ, МЕДВЕЖОНОК, МАССОВКА: ЦЫГАНЕ)…………………………….…………….48

11 АКТ. ХУДОЖНИК.

11.1. ИНТ. МАСТЕРСКАЯ ХУДОЖНИКА НАРЯДОВА.
(НАРЯДОВ, ИГУМНОВА)………………………………………………………………………….………………….49

12 АКТ. КОФЕ.

12.1. ИНТ. АКТЕРСКИЙ БУФЕТ. 
(БУЯНОВ, ГОРОХОВ, ШОРОХОВ, СВЕТЛОВИДОВА, МАССОВКА)…………..52

12.2. ИНТ. АКТЕРСКИЙ БУФЕТ. 
(ШОРОХОВ, СВЕТЛОВИДОВА, МАССОВКА)…………………………………………..……………56

13 АКТ. КУПАНИЕ НЕВАЛЯЕВА.

13.1. ИНТ. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР СВЕТЛОВИДОВОЙ. ВАННАЯ. 
(СВЕТЛОВИДОВА, НЕВАЛЯЕВ)……………………………………………………………………….……….62

13.2. ИНТ. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР СВЕТЛОВИДОВОЙ. КОМНАТА. 
(СВЕТЛОВИДОВА)…………………………………………………………………………………………….…………..63

14 АКТ. А.Н. ОСТРОВСКИЙ. ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ. 

14.1. ИНТ. СЦЕНА. СПЕКТАКЛЬ. ДЕКОРАЦИИ  ТРЕТЬЕГО ДЕЙСТВИЯ.
 
(ГОРНИЧНАЯ, ДРУНИНА, УШАКОВ)…………………………………………………………………………63

14.2. ИНТ. СЦЕНА. СПЕКТАКЛЬ. ДЕКОРАЦИИ  ТРЕТЬЕГО ДЕЙСТВИЯ.
 
(УШАКОВ, ДРУНИНА, ЯБЛОНСКИЙ)……………………….………………………………………………65

15 АКТ. СУД.

15.1. НАТ. СТАНЦИЯ. ДЕНЬ.
(СТАРИК, ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК, СОБАКА)………………………………………………………….71



 


НА ТИТРАХ СТАРИННЫЕ ФОТОГРАФИИ. ЖЕЛТЫЙ ВИРАЖ ПОДЧЕРКИВАЕТ ИХ ВОЗРАСТ. НА СНИМКАХ - ВИДЫ ТИПИЧНОГО РУССКОГО ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА, А ТАКЖЕ ПОРТРЕТЫ ЛЮДЕЙ ИЗ ДАЛЕКОГО ПРОШЛОГО.


1 акт

ФОТОГРАФ

1.1. НАТ. УЛИЦА БРЯХИМОВА. ДЕНЬ
(ФОТОГРАФ)

УЛИЦА СОВРЕМЕННОГО БРЯХИМОВА.
ДОЖДЬ. ПРОХОЖИХ НЕ НАБЛЮДАЕТСЯ.

ГОЛОС РЕЖИССЕРА
Ну, где же он?
Пауза.
Ага, давайте.

Появляется фотограф – нелепый человечек в берете, с огромной сумкой и треногой.


ФОТОГРАФ
На камеру
Мне бы хотелось…

ГОЛОС РЕЖИССЕРА
Нет, не так скоро. Сначала установите аппарат.

ФОТОГРАФ
Дождь.

ГОЛОС РЕЖИССЕРА
Ничего страшного.

ФОТОГРАФ
Как вам будет угодно, как вам будет угодно…

Фотограф устанавливает треногу, громоздкий аппарат со шторками.
 
ФОТОГРАФ
Улыбается
Птичку не обещаю. В дождь она вряд ли вылетит.
 
ГОЛОС РЕЖИССЕРА
Птички не надо.
Пауза.
Ну? Готовы?

ФОТОГРАФ
Всегда готов.

ГОЛОС РЕЖИССЕРА
Пожалуйста!
Пауза.
Можно!
 
ФОТОГРАФ
Можно?

ГОЛОС РЕЖИССЕРА
Можно.
Пауза.

ФОТОГРАФ
На камеру.
Меня просили… точнее мне самому хотелось бы… поделиться что ли. Рассказать об одном необычном, можно сказать, экстрасенсорном наблюдении, связанном с моей профессией, а по профессии я – фотограф.
Пауза.
Вот мой аппарат на треноге.
Пауза.
А все дело в том, что все мои клиенты, на фотографических пластинках выглядят значительно моложе, чем они есть на самом деле. Но, как выяснилось, это вовсе не значит, что я продлеваю их жизнь. Все же я не доктор и не ясновидящий, я всего лишь фотограф. Но, вот такой странный казус имеет место быть.
Пауза.
Вот, собственно и все.
Пауза.
Кто – на пять, кто не семь лет, все на снимках моложе.
Пауза.
Лично мне думается, что это указывает на приближающийся конец Света.
Пауза.
Кто на девять лет моложе.
Пауза.
Мое ателье располагается на улице Гоголя, дом пять. Приходите фотографироваться.
Пауза.
Всё.


2 акт

ФАНАБЕРИЯ

2.1. ИНТ. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР ЛЕЙДЕ. КОМНАТА. 
(ЛЕЙДЕ, ГОРНИЧНАЯ, ИГУМНОВА)


Лейде, взъерошен, небрит, отчего-то в женской кофте, на тахте, в окружении множества бумаг и книг, пишет.
Без стука входит Горничная.
Лейде с изумлением смотрит на нее.
Горничная с изумлением смотрит на Лейде. 

ГОРНИЧНАЯ
 
Батюшки светы, вы дома? Я думала, вас нет дома, а вы дома.

ЛЕЙДЕ
Слушаю вас.
Пауза.
Слушаю, слушаю вас.
 
ГОРНИЧНАЯ
Так вы дома?

ЛЕЙДЕ
Как видите.
 
ГОРНИЧНАЯ
А я была уверена…

ЛЕЙДЕ
Что вы хотели? Простите, я некоторым образом работаю…

ГОРНИЧНАЯ
Работайте на здоровье. Я вам долго не помешаю.
Пауза.
Мой вопрос немного щекотливый… Неловкость
Пауза.
 
ЛЕЙДЕ
Слушаю вас. Поскорее, пожалуйста. Что случилось?
 
ГОРНИЧНАЯ
Случилось?
Ну, да, случилось, думаю, что случилось.
Пауза.

ЛЕЙДЕ
Что же?

ГОРНИЧНАЯ

Не волнуйтесь так, я вас долго не задержу.
А вы знаете, что на вас женская кофта?

ЛЕЙДЕ
Может быть… наверное… да, знаю.
 
ГОРНИЧНАЯ
Ну, да, ну, да, конечно.
Пауза.
Вы уже меня простите, Арктур Янович… правильно вас назвала?.. Так долго запоминала ваши имена… правильно?..
Пауза.
Не хотела говорить, но уж что же, скажу… я – особа тактичная, просто так не являюсь.
Если бирочка висит – ни за что…
Я беззаветно уважаю людей… но в данном случае…
Впрочем, это ваш вопрос, вы человек молодой…
Однако не могу не заметить…
В общем так, докладываю: вынуждена была препроводить… а уж вы сами думайте… что я вам говорить буду?.. вы и сами все знаете, вы же режиссер?
Пауза.
Собственно, всё.
 
Горничная выходит из комнаты.
Пауза.
Горничная возвращается.

ГОРНИЧНАЯ
Тем не менее, вы уж меня, простите, Арктур Янович… только не подумайте, что в осуждение, или что-нибудь в этом роде, но…
Я многое повидала… многое понимать научилась, однако… хотя, вы и сами все знаете, вы же режиссер?

Горничная выходит из комнаты.
Пауза.
Горничная возвращается с Игумновой.
Горничная выходит из комнаты.

У Игумновой весьма нелепый вид: немыслимо короткое платье, которого она стесняется, то и дело, пытается подернуть вниз, дабы скрыть рвущуюся на волю наготу. Чрезмерно ярко накрашена, воинственная прическа.
Пауза.
Лейде потрясен.

ИГУМНОВА
Вот.
Пауза.
Я пришла.
Пауза.

ЛЕЙДЕ
Добрый вечер… или день, что там у нас?

ИГУМНОВА
День, да. Я не поздоровалась. Простите, это волнение. Добрый день, простите.
Пауза.

ЛЕЙДЕ
Слушаю вас, Людочка.
Пауза.
 
ИГУМНОВА
Я пришла.
Пауза.

ЛЕЙДЕ
Хорошо.
Пауза.
Слушаю вас, Людочка!
 
ИГУМНОВА
Я пришла сказать вам… что тоже обожаю голубей.

ЛЕЙДЕ
Улыбается
Замечательно.
Пауза.

ИГУМНОВА
Близка к истерике.
Ненавижу вас!

Игумнова выбегает из комнаты.
Пауза.
Игумнова возвращается.

ИГУМНОВА
Простите. Эмоции.
Пауза.
Я пришла.
Пауза.

ЛЕЙДЕ
Добрый день.

ИГУМНОВА
Добрый день, простите.
Пауза.

ЛЕЙДЕ
Вы что-то хотели, Людочка?
Пауза.

ИГУМНОВА
Я пришла.
Пауза.

ЛЕЙДЕ
Людочка, постарайтесь успокоиться.
 
ИГУМНОВА
На глазах слезы.
Хорошо, я постараюсь.
Пауза.
 
ЛЕЙДЕ
Людочка, вы пришли сказать мне?..
 
ИГУМНОВА
Я просто пришла.

ЛЕЙДЕ
Очень хорошо.
Пауза.
Молодец, что пришла.
Пауза.
И?

ИГУМНОВА
Я пришла. Чего же вы еще хотите?

ЛЕЙДЕ
Вы пришли, Людочка, я вижу… молодец.
 
ИГУМНОВА
Что же вам еще нужно?

ЛЕЙДЕ
Мне? Ничего.

ИГУМНОВА
Но почему, почему, почему?!

ЛЕЙДЕ
Я не знаю.

ИГУМНОВА
Чего вы не знаете?!
Пауза.
 
ЛЕЙДЕ
Простите, я может быть, чего-то не понимаю, я должен что-то хотеть?
Пауза.

ИГУМНОВА
Вы любите голубей?
 
ЛЕЙДЕ
Очень.

ИГУМНОВА
И я!
 
ЛЕЙДЕ
Прекрасно.
Пауза.
И что?
Пауза.

ИГУМНОВА
Я ненавижу вас!

Игумнова выбегает из комнаты.
Пауза.
Игумнова возвращается.

 
ИГУМНОВА
Я пришла, чтобы отдаться вам.
Пауза.

ЛЕЙДЕ
В каком смысле?
Пауза.

ИГУМНОВА
В каком смысле?! В каком смысле, спрашиваете вы меня?! Вы спрашиваете об этом?! Зачем же вы спрашиваете об этом? Разве об этом спрашивают? Что же вы такое, если спрашиваете об этом? У кого же вы?..

ЛЕЙДЕ
Тише, тише, Людочка.

ИГУМНОВА
А я не могу тише! Не могу и не хочу тише! Зачем тише, Артур Янович, мы будем громко, Артур Янович, я люблю, когда громко, Артур Янович! А ваша горничная мне нипочем! Такой я человек! Пусть их хоть сто придет, мне нипочем, вы меня еще не знаете!
Пауза.

ЛЕЙДЕ
Вы влюблены?
 
ИГУМНОВА
Я?

ЛЕЙДЕ
Да.
Пауза.


ИГУМНОВА
Да.
Пауза.
Да, конечно. Конечно, люблю!
Пауза.
Безумно, конечно же, люблю, безумно, да, я очень, очень люблю вас.
Пауза.
А вы меня не любите. Я знаю.
Пауза.
Но это – ничего, это не страшно, это совсем не страшно, просто вы меня не знаете, вот именно, вы меня не знаете, вот именно, а я не хочу, что бы вы меня не знали!
Пауза.

ЛЕЙДЕ
Теперь я узнал вас.

ИГУМНОВА
Нет.

ЛЕЙДЕ
Узнал.
Пауза.

ИГУМНОВА
Я неприятна вам.

ЛЕЙДЕ
Очень, очень приятна.
Пауза.
Хотите, я женюсь на вас?

ИГУМНОВА
Зачем это? Нет. Не то. Я совсем не то…
Зачем вы так?
 
ЛЕЙДЕ
Как?
Пауза.
Но если вы меня любите, Люда?
Вам не хочется замуж?
Пауза.

ИГУМНОВА
Это пошлость.

ЛЕЙДЕ
Да?

ИГУМНОВА
Да.
Пауза.
 
ЛЕЙДЕ
Плохо.
Пауза.
 
ИГУМНОВА
Я не правильно выразилась…

ЛЕЙДЕ
Нет, нет, все правильно.
Пауза.
Но, видите ли, Людочка, какая фанаберия получается? Дело в том, что я позволяю себе любить женщину только после того, как она выйдет за меня замуж.
Пауза.

ИГУМНОВА
Да-а-а?

ЛЕЙДЕ
Да.
Пауза.

ИГУМНОВА
Я не думала о замужестве.
 
ЛЕЙДЕ
Я тоже.
Пауза.

ИГУМНОВА
И что мне теперь делать?

ЛЕЙДЕ
Идти домой и учить роль.
Пауза.

ИГУМНОВА
Едва сдерживает радость.
Правда?
 
ЛЕЙДЕ
Да.

Игумнова уходт.
Лейде улыбается. 

3 акт

ШАМПАНСКОЕ

3.1. НАТ. ДВОРИК С ФОНТАНОМ. ВЕЧЕР.
(УШАКОВ, СВЕТЛОВИДОВА)

СТАРИННЫЙ БРЯХИМОВСКИЙ ДВОРИК С АРКОЙ, ОСЫПАЮЩИМСЯ ФОНТАНЧИКОМ  И ГОЛУБЯМИ.
НА ТЯЖЕЛОЙ СКАМЕЙКЕ СВЕТЛОВИДОВА И УШАКОВ.

СВЕТЛОВИДОВА
Ну, что тебе еще рассказать? Томский регулярно вспоминает тебя.
Пауза.
Вообще, ты у него – любимая тема для разговора. С языка не сходишь.
«Самый – самый!.. Таких больше нет и не будет!.. Вот Ушаков бы это сыграл!..»
Пауза.
Так что тебя нет, а легенда живет!

УШАКОВ
Грустно улыбается
Странно. Ты же помнишь, мы ругались с ним в хлам! Стоило мне попасться ему на глаза, у него случался тик!
 
СВЕТЛОВИДОВА
Это – любовь. Разве не понимаешь?
Обнимает Ушакова.
Господи, Стас! Ты жив! Уму непостижимо!
Пауза. 
Ты же знаешь, первое время все были абсолютно уверены… кто-то возмущался, почему не дали некролог? Плакали навзрыд. Все. И я три ночи не спала! В общем ты – гад, Стас!

УШАКОВ
Смеется.
Это – аксиома.

СВЕТЛОВИДОВА
Все-таки интересно, какая сволочь запустила эту утку?
Пауза.

УШАКОВ
Эта сволочь перед тобой!
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Ты?!
 
УШАКОВ
Что, на меня не похоже?

СВЕТЛОВИДОВА
Сумасшедший.

УШАКОВ
По-моему вы всегда считали меня таковым?

СВЕТЛОВИДОВА
Но зачем, почему?!
Пауза.
 
УШАКОВ
Там я бы спился. И точно сделал бы что-нибудь с собой.
Пауза.
Трудно объяснить.
Пауза.
Хотя, наверное, ты теперь способна понять меня. У тебя же, насколько я понимаю, похожая ситуация?

СВЕТЛОВИДОВА
Да, но я никогда не решилась бы.
Пауза.
Это – чудовищно!
Пауза.
Нет-нет, это страшно, Стас, объявить, что тебя больше нет.
Пауза.
А мама?
Нет, нет, ни за что!
Пауза.
 
УШАКОВ
Хитро сощурившись.
Не зарекайся. Всяко случается.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Бр-р-р!
Пауза.

УШАКОВ
Тебе уже звонят?

СВЕТЛОВИДОВА
Кто?

УШАКОВ
Кто-нибудь?
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Кто?
 
УШАКОВ
Муж, любовник, режиссер, продюсер, антрепренер - все равно кто. Звонят?

СВЕТЛОВИДОВА
Я симку сменила.

УШАКОВ
А по городскому?
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Слушай, звонки, правда, были, я трубку не брала.
Пауза.
Ты думаешь, что?..

УШАКОВ
Улыбается
И ты теперь так думаешь.
Это же элементарно, Ватсон.
Пауза.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Да ну тебя, Стас!
Пауза.
Да нет, это местные звонки. Я знаю, междугородние короткие.
 

УШАКОВ
Вычислили.
Пауза.
Быстро.
Пауза.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Нет, исключено.
 
УШАКОВ
Смеется.
И сама себе как бы веришь?
Пауза.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Прекрати, Стас! Да нет же!
 
УШАКОВ
А ты возьми трубку, проверь.

СВЕТЛОВИДОВА
Я брала.

УШАКОВ
И что?
Пауза.
Молчат?
Пауза.
Угадал?
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Ой, Стас! Зачем ты меня пугаешь? Никто не звонит.
Пауза.
Вернее, звонят, но не мне.
Пауза.
А, может быть, Неваляев. Он теперь каждый день посылает мне цветы.
Пауза.
Наверняка – он.
Пауза.

УШАКОВ
Смеется
Испугалась?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Конечно. Сбежала же.

УШАКОВ
Не бойся, мы тебя спрячем, если что.
Пауза.
Как личная жизнь?

СВЕТЛОВИДОВА
Никак. Я от Светловидова ушла.
 
УШАКОВ
Давно?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Месяца три назад.
Пауза.
Сказал, что будет ждать меня. Будет ждать, пока не перебешусь.
Пауза.
Сколько понадобится.
Пауза.
Счет на карточке растет регулярно. Выходит, ждет.
Пауза.

УШАКОВ
Хороший человек?

СВЕТЛОВИДОВА
Да, вроде, ничего.
Смеется.
Поколачивает меня. Легонько.

УШАКОВ
Это – любя.

СВЕТЛОВИДОВА
Любя.
 
УШАКОВ
Любя.
Пауза.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Только мы разные.
Отмахивается рукой.
А! Просто любви не было.
Пауза.
С самого начала.

УШАКОВ
Наш брат, в твоем случае – сестра, не умеет правильно любить. Увы и ах!
Пауза.
Наша любовь не всамделишная.
Пауза.
А всамделишная наша любовь спрятана глубоко, и почивать изволит.

СВЕТЛОВИДОВА
Я так не думаю.

УШАКОВ
Раньше или позже тебе придется это признать.
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Слушай, я обратила внимание, что ты за весь вечер к рюмке не прикоснулся?

УШАКОВ
А я, с того самого момента, как умер, пить бросил.
Смеется.
Да нет, просто не хочется что-то.

СВЕТЛОВИДОВА
Подожди. Сколько же времени прошло?
 
УШАКОВ
Не много, на самом деле. Два года всего.
Извлекает из сумки бутылку шампанского.
А вот теперь, с тобой, выпью.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Это уже лишняя будет. Знаешь, я стала так пьянеть, дурра дуррою делаюсь!

УШАКОВ
Цыц, пуговка! У нас все распланировано!
Открывает шампанское.
Ты пила когда-нибудь шампанское из горла?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Ты убиваешь меня, Стас! Хочешь моей смерти? Стас, перестань!

УШАКОВ
Извлекает бокал.
Не бойтесь, Маша. Вот, прихватил на бой!

СВЕТЛОВИДОВА
Может, все же, не надо?

УШАКОВ
Детский напиток!
Наполняет бокал.
За встречу! Как в старые добрые времена!
Пауза.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Черт с тобой!
Выпивает.

УШАКОВ
Вот, теперь – другое дело.
Пауза.
Ты, конечно, не поверишь, но я ждал тебя.

СВЕТЛОВИДОВА
Ну, это ты уже погнал пургу…

УШАКОВ
Нет-нет, не пургу, честно, честно. Почему-то чаще других вспоминал именно тебя.
Почему-то был уверен, что мы непременно должны встретиться. Почему? Не знаю.
Пауза.
Конечно, здесь дядя Миша, но, при тем феерическом успехе, возможность вашего, сударыня, визита в Бряхимов была равносильна перспективе визита королевы Англии. И все же некая внутренняя уверенность в том, что ты однажды появишься, жила во мне.
Пауза.
И мне очень хотелось, чтобы ты приехала.
Пауза.
Очень.
Пауза.
Думал, вот ты приедешь, все наладится, наступит ясность!
Пауза.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Смешной.
 
УШАКОВ
Может быть.
Пауза.
Наверняка.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Смеется
Ясность наступила?

УШАКОВ
Смеется. 
По-моему, процесс пошел.
Наполняет бокал.

Выпивают.

СВЕТЛОВИДОВА
Сдается мне, ты и здесь несчастлив, Стас.

УШАКОВ
Ну, что ты? Здесь очень хорошо! Здесь я принадлежу себе. Во всяком случае, мне так кажется.
Пауза.
Построил себе келью за городом. Своими руками построил. Можешь себе представить? Обязательно свожу тебя.
Пауза.
Читаю вволю. Никогда столько не читал. Я стал другим человеком, Пуговка!
Пауза.
Успокоился.

СВЕТЛОВИДОВА
Ой!
 
УШАКОВ
Честное слово. Внешне, может быть, и не заметно, но это так. Приобрел стержень, что ли. Понимаю, звучит пафосом, но, знаешь, я перестал бояться пафоса, я вообще перестал бояться.
Пауза.
И что я потерял? Да ничего, по большому счету. Даже на улице узнают. Масштаб, конечно, не тот, но узнают.
Пауза.
На сцену выхожу…

СВЕТЛОВИДОВА
Какая это сцена, Стас?! После того, что было...
 
УШАКОВ
Смеется.
Стоп, Пуговка! Подставляешься!
Пауза.
Стесняюсь спросить, ты теперь где?

СВЕТЛОВИДОВА
Смеется
Но я же не могу так быстро перестроиться?

УШАКОВ
Ничего. Это пройдет. Это очень скоро пройдет, девушка.
Пауза
Ты, наверное, в курсе, Бряхимов – такое место… выбраться отсюда много сложнее чем попасть! НАМНОГО!

В глазах Светловидовой появляется тревога.

УШАКОВ
Видит реакцию Светловидовой.
Ну что ты, это же хорошо! Это же прекрасно! Пройдет совсем немного времени, сомнения рассеются как дым. Выбор сделан. Счастливый выбор!
Пауза.
И страх здесь не живет.

СВЕТЛОВИДОВА
Серьезно. 
Живет, живет!
Пауза.

УШАКОВ
С тобой что-то случилось?
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Да нет, просто я еще не привыкла.

3.2. НАТ. ДВОРИК С ФОНТАНОМ. ВЕЧЕР.
(УШАКОВ, СВЕТЛОВИДОВА, ФОТОГРАФ)

Во дворе появляется фотограф. Рассматривает Светловидову и Ушакова, улыбается.

УШАКОВ
Вы хотели что-то спросить?

ФОТОГРАФ
Да.
Пауза.
 
УШАКОВ
Так спрашивайте же!

ФОТОГРАФ
Неловко.

УШАКОВ
Оставьте неловкость, господин фотограф – мы обожаем фотографов!
Пауза.
 
ФОТОГРАФ
Не найдется ли у вас и для меня глотка шампанского?

Все смеются.

3.3. НАТ. ДВОРИК С ФОНТАНОМ. ВЕЧЕР.
(УШАКОВ, СВЕТЛОВИДОВА, ФОТОГРАФ)

Ушаков и Светловидова на лавочке.
Фотограф возится со своим аппаратом.

ФОТОГРАФ
…хорошо, открываю секрет.
Пауза.
Представляю себе, как вам не терпится узнать, хотя вы и не подаете вида.
Шепотом.
Я единственный настоящий фотограф в Бряхимове. А, может быть, не смейтесь, и во всем мире.
Пауза.
Настоящий фотограф. Именно. В отличие от многих других. Милостью Божией, как говорят о таких людях. Сам не знаю, как у меня это выходит.
Пауза.
Не очень похож? Понимаю. Я ведь детство и юность провел богадельне. Так уж случилось. Болезнь. Там и начал фотографировать. Мой любимый дядя, мамин брат, подарил мне фотоаппарат. Подарил и исчез. Я его больше никогда не видел.
Пауза.
Странный такой дядя, надо сказать, был.
Пауза.
Ну, да ладно. Теперь я совершенно здоров.
Пауза.
Уверяю вас, вы бы нисколько не удивились моему заявлению, если бы я был правильно одет. Просто мне не на что купить костюм фотографа с помочами, чернильным беретом и красным шарфом.
Чернильный берет – главное. Как видите, я в курсе даже и таких деталей.
Удивлены?
Пауза.
Сам не знаю, кто дал мне все эти знания. Вернее, я догадываюсь, кто, но не упоминаю, как многие, этого имени всуе.
Удивлены?
Пауза.
Да. Мне удается делать снимки того, чего, как бы это лучше объяснить, чего вроде бы и нет на самом деле. Понимаете?

СВЕТЛОВИДОВА
Не очень.
 
ФОТОГРАФ
Настоящие снимки. Не те, что в каждом ателье вам предоставят за час. Другие. Настоящие. Снимки, на которых изображена суть.
Меня, например, очень интересует тишина. У тишины могут оказаться и чаще всего оказываются вполне реальные черты. Если честно, я интересуюсь тишиной ею даже больше, чем шампанским.
В богадельне нам шампанского не давали никогда.
Пауза.
Понимаете?

СВЕТЛОВИДОВА
Не совсем.
 
ФОТОГРАФ
Примеры? Вам хотелось бы примеров?

СВЕТЛОВИДОВА
Не знаю.
 
ФОТОГРАФ
Вот вам пример. В нашей богадельне работала медсестрой одна молоденькая женщина. Миловидная.
Смеется.
Привлекательная.
Смеется.
Разумеется, меня подмывало сфотографировать ее. Еще бы. Надо сказать, что, невзирая на обилие лекарств, обеспечивающих мою жизнедеятельность, волнение при виде женщин, все же посещало меня.
Я так думаю, что это связано с некоторой задержкой развития, подтверждаемой документально, а стало быть, хронической юношеской сексуальностью.
Пауза.
Отвлекся. Так вот. Молоденькая женщина. Не урод. Она исполняла всяческие вольности, вовсе не стесняясь нас, ребятишек. Бывало…
Не буду, не буду, нельзя мне.
Пауза.
Так или иначе, я решился сфотографировать ее. На этот раз она что-то надолго задержалась во дворе. Занята она была, кажется, разглядыванием окон. Мы все там, в богадельне, любили разглядывать окна. Это было у нас любимейшее занятие.
И она любила разглядывать наши окна, таким образом, обращена она была прямо ко мне, в свою очередь разглядывающему ее из окна. Мы по-дружески, демонстрировали друг другу языки. Как я уже заметил вам, продолжалось это достаточно долго, так что я, между тем, смог установить камеру, что тоже не десятиминутное дело и, не спеша сделать несколько снимков. При этом я размышлял о ней.
Пауза.
Когда я делаю снимки, я размышляю. Иногда фантазия уводит меня далеко. Фотографирование сути – длительный процесс. Но не буду утомлять вас деталями. Резюме. На проявленных мною, особым, разумеется, составом пластинках оказалась, кто бы вы думали?
Пауза.
Девочка лет пяти с леденцом в виде петушка. Теперь таких леденцов не продают, а прежде, когда я был маленьким, продавали и много. Девочка, лет пяти, в платьице, тоже из прошлых времен с леденцом.
Пауза.
Теперь таких леденцов не делают.
Пауза.
Да и девочек таких теперь нет.
Пауза.

УШАКОВ
А вы не показали ей снимки?
 
ФОТОГРАФ
Нет. Этого нельзя.

УШАКОВ
Почему?
 
ФОТОГРАФ
Это могло ее расстроить.

СВЕТЛОВИДОВА
Что же здесь такого, что могло бы расстроить?

ФОТОГРАФ
Каждый человек видит себя по-своему. И не желает, чтобы кто-то увидел его другим. Где гарантия, что она не представляла себе, будто бы она, скажем, сиамская кошка? Кстати у нее – голубые глаза. И некоторые повадки…
Но это - детали. Уж, во всяком случае, она представляла себе, что она – взрослая женщина. Пусть молоденькая, но все же – взрослая женщина.
Смеется.
Доктор. Наш доктор получился на фотографии с мокрыми штанами.
Смех прерывается.
Простите великодушно, это было лишним. Но из песни слов не выбросишь.
Пауза.
Вообще я редко снимаю людей.

УШАКОВ
Почему? Вы их не любите?

ФОТОГРАФ
Не в этом дело. Люди, после того, как я делаю эти снимки, меняются. Постепенно, не сразу, они становятся другими.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Лучше?

ФОТОГРАФ
Не знаю, лучше или хуже. Да и как нам узнать, что нам лучше, а что хуже. Другими. Не сразу. Постепенно. Например, наш доктор бросил пить. Этому никто, и он, в том числе, не может дать сколько-нибудь вразумительного объяснения. Никаких причин тому не было. Все шло как всегда удачно и сходило с рук. И вдруг, этот счастливейший из смертных, как-то посерьезнел и бросил пить. Некоторое время злился, а затем успокоился и увлекся астрономией.
Я ему построил подзорную трубу из подручного материала.
Он и теперь рассматривает звезды, угадывает их имена. Так что съемки людей, как видите, накладывают на меня определенную ответственность.
Но это не главное. Не так уж я, признаться, и боюсь ответственности. Тем более, что думаю я о людях, как правило, только хорошее. Во всем и всяком угадываю прелесть какую-нибудь, так что не это – главное. Просто-напросто, чаще всего, когда я снимаю людей, у меня получаются интерьеры. Да, да, интерьеры. Скажем, сидит себе человек в кресле, вот так же, как и мы с вами. А на снимке оказывается только кресло. Да еще и другого цвета. Другая обивка. А случается, что и вовсе без обивки. Грубая деревянная конструкция с клоками поролона, или какими-то перьями.
Неприятные снимки.
Пауза.
Или вот еще, стены с обоями, которые были наклеены прежде, или вовсе газеты на стене, или какая-нибудь надпись, хорошо, если приличная.
Пауза.
Но, зато, если я снимаю интерьеры!
Закатывает в удовольствии глаза.
Ах, интерьеры, любовь моя и страсть моя! Какие расчудесные чудеса происходят! Выбрав по своему усмотрению интерьер, я населяю его такими людьми! Необыкновенными, чистыми. Случается, что и в эполетах.
Пауза.
Любите вы военных тех времен?
Пауза.
Однажды в складском помещении мне удалось сфотографировать Михаила Васильевича Ломоносова.
Только он был с бородой.
Но я очень просто объяснил себе это. Попробуйте-ка угадать, где тут закавыка?
Пауза.
Не знаете? А задайтесь простым вопросом, да и ответьте на него, - Сколько уже времени он не имел возможности бриться?..
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Сфотографируйте, пожалуйста, Станислава Андреевича!
Пауза.
 
ФОТОГРАФ
Делая вид, что не расслышал слов Светловидовой.
Когда я снимаю интерьер…

СВЕТЛОВИДОВА
Ну, пожалуйста!

ФОТОГРАФ
Серьезно.
Теперь, когда вы все знаете? Зачем вам это?

СВЕТЛОВИДОВА
Просто, мне хочется иметь его фотографию. И всё.

ФОТОГРАФ
И всё?

СВЕТЛОВИДОВА
И всё.
Пауза.

ФОТОГРАФ
Вам хочется, чтобы я сделал его другим?

СВЕТЛОВИДОВА
Смеется.
Нет. Он и так хорош. Лучше всех.

ФОТОГРАФ
А если у нас выйдет лавочка?

СВЕТЛОВИДОВА
Смеется
А он после этого не пострадает?

ФОТОГРАФ
Да как же он может пострадать, если выяснится, что его просто нет?
Пауза.

УШАКОВ
А такое может быть?
 
ФОТОГРАФ
Но это же фотография.
Вот, когда бы я был художником, и мог бы изображать все, что придет мне в голову, любые глупости, был бы другой разговор. Но когда речь идет о фотографической пластинке, практически, документе, всякая самодеятельность исключается.
Пауза.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Да нет. Это – исключено. Такое не бывает. Я его знаю… мы с ним знакомы уже… Страшные вещи вы рассказываете.

ФОТОГРАФ
А хотите, я как-нибудь свожу вас в богадельню? Там хорошо. Там ласточки случаются. Вы любите ласточек?

4 акт

КОНЦЕПЦИЯ

4.1. ИНТ. СЦЕНА. (СВЕТЛОВТДОВА, ЛЕЙДЕ)

ЛЕЙДЕ НА СЦЕНЕ, СВЕТЛОВИДОВА – В ЗАЛЕ.

ЛЕЙДЕ
… ложь, ложь, ложь, все – ложь! Все здесь ложь!
Пауза.
Чтобы не поддаться и не погрязнуть во лжи вместе с персонажами, об этом нужно помнить каждую минуту.
Пауза.
Вот и вся недолга! Вот и вся концепция!
Пауза.
Смотрите-ка, конфликт: деньги и нравственность! Деньги и призвание! Ложь!
Пауза.
Нет никакого конфликта! Сей выбор не влечет за собой никакой трагедии!
Пауза.
Почему? Отвечайте.
Пауза.
Ну же? Почему?
Пауза.
Да потому что ЧЕЛОВЕК МНОГОСЛОЕН!
Пауза.
Попробуйте односложно ответить на вопрос, хороший человек Негина или плохой?! Да что, Негина? Любой человек, ваша сестра, хороший человек или плохой?
Пауза.
Или вам хочется играть жертву? Кстати, вам не хочется сыграть жертву?
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Улыбается.
Нет.

ЛЕЙДЕ
А почему?
Пауза.
Да потому что НЕИНТЕРЕСНО.
Пауза.
Сиро и скучно!
Пауза.
Или глупо. Вы же не думаете, вслед за вашим Ушаковым, что публика – дура.

СВЕТЛОВИДОВА
Ушаков так не думает.

ЛЕЙДЕ
Думает, думает. Он думает, что все люди – контингент богадельни.
А человек сложносочинен. И в каждой из своих ипостасей может чувствовать себя и превосходно и скверно, и комфортно и не комфортно. Вне морали, вне убеждений, вне мнений.
Пауза.
Мнение начинается там, где кончается знание. Кто сказал?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Не знаю.

ЛЕЙДЕ
И я не помню, но это не важно.
Пауза.
Если у него флюс, или, простите, геморрой, он будет чувствовать себя хреново как в одном, так и в ином проявлении своем.
Пауза.
Если же он влюблен, вдохновлен, в каждом из своих качеств, он будет совершать чудеса, а так же безумства.
Пауза.
Если у него сплин, депрессия, он и выгоду свою упустит и стихов в альбом не напишет. При чем же здесь конфликт между добром и злом?
Пауза.
Время – вот что нам интересно. Живая материя, предопределяющая состояние, диктующее поступки.
Пауза.
Любит Негина Мелузова?
Пауза.
Не знаю.
Пауза.
Сегодня любит, а завтра нет. Скажем однозначно «любит» – надуем и себя, и зрителя. Скажем однозначно «не любит» - надуем и себя, и зрителя.
Пауза.
С Великатовым – то же самое! Скорее всего, никого кроме себя не любит. Себя на сцене, себя на бенефисте, себя в новом платье, себя, себя, себя. Все остальное – приложение. Но это – на самом дне бездны. А в контексте дневника, наверное вспыхивают какие-то чувства, эмоции. Сегодня – одни, завтра – другие.
Да не тащил Островский морали! Ни один более или менее приличный автор морали не тащит. Она ему не интересна.
Пауза.
Мало того, она кажется ему наивной и смешной. Он смеется. Даже именами своих персонажей смеется. Манерой говорить смеется. Ржет.
Пауза.
И Достоевский, представьте себе.
Пауза.
И Чехов и Шекспир – комедиографы. Представьте себе.
Пауза. 
Возьмите любой текст и прочитайте внимательно под этим углом зрения. И сразу же вся шелуха улетит. Сбросите килограммов пять дури сразу же. И играть легко будет. И жизнь не таким адом покажется.
Пауза.
Островский моложе, много моложе, чем мы его себе представляем.
Пауза.
А названия чего стоят? Он же сразу дает ключ. Названия, басенный сюжет. Хотите скакать по верхам? – нате.
Пауза.
Разве в искусстве, в любом искусстве сюжет – главное? Достоевский писал криминальные романы.
Пауза.
А знаете что главное?
Пауза.
Музыка.
Пауза.
Ну, и игра, разумеется… если это настоящая игра, а не подкидной на нижней полке.
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Простите, мне бы хотелось спросить...

ЛЕЙДЕ
Спускается в зал.
Да нет, это вы меня простите, я что-то увлекся.
Пауза.
Я слушаю.

СВЕТЛОВИДОВА
Он может показаться вам глупым.

ЛЕЙДЕ
Не важно.
Пауза.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Обещайте, что не выгоните меня тотчас из театра?
 
ЛЕЙДЕ
Смеется.
Обещаю.

СВЕТЛОВИДОВА
Что бы я ни спросила?

ЛЕЙДЕ
Обещаю.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Скажите…

ЛЕЙДЕ
Да?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Как мне играть Негину?
Пауза.

ЛЕЙДЕ
Завтра на репетицию в трико.
Пауза.
Завтра буду вас разминать.
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Больно?
 
ЛЕЙДЕ
Больно.
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Спасибо.
 
ЛЕЙДЕ
Пожалуйста.
Пауза.
Сделаю из тебя идеальную женщину. Женщину–сказку, женщину–мечту.
Пауза.
Будешь играть Шахерезаду. 
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Про себя
В ресторан пойдем?
 
ЛЕЙДЕ
Вы что-то сказали?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Вспоминаю текст.

ЛЕЙДЕ
Ну, хорошо.
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Про себя.
Скажи мне, Петя, отчего ты такой умный?

ЛЕЙДЕ
Что говорите?

СВЕТЛОВИДОВА
Громко.
Скажи мне, Петя, отчего ты такой умный?
Пауза.

ЛЕЙДЕ
Хорошо.
 
5 акт

ТЕАТР

5.1. ХРОНИКА 

Архивные съемки театров.
Спектакли.
Репетиции.
Читки.
Гастроли.
Актеры и актрисы.
Актеры и публика.

6 акт

ПЕС-РЫЦАРЬ

6.1. ИНТ. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР ЛЕЙДЕ. 
(ЛЕЙДЕ, СМЫШЛЯЕВА)

СМЫШЛЯЕВА НА ТАХТЕ. ЧИТАЕТ.
ЛЕЙДЕ У ОКНА.

ЛЕЙДЕ
Что ты думаешь по поводу цыган?

СМЫШЛЯЕВА
Не знаю.
Пауза.

ЛЕЙДЕ
Цыгане должны быть настоящими.
 
СМЫШЛЯЕВА
Тебе виднее.

ЛЕЙДЕ
Настоящими.
Пауза.
Всё должно быть настоящим.
Пауза.
И актеры должны быть настоящими. А не ряженными.

СМЫШЛЯЕВА
Где же ты возьмешь настоящих актеров?
 
ЛЕЙДЕ
Пойду по улице собирать.
Пауза.
 
СМЫШЛЯЕВА
Премьера скоро. Успеешь?
 
ЛЕЙДЕ
Успею.
Пауза.

СМЫШЛЯЕВА
А ряженных куда?

ЛЕЙДЕ
На улицу.
Пауза.

СМЫШЛЯЕВА
И меня?
 
ЛЕЙДЕ
Тебя – в первую очередь.
Пауза.

СМЫШЛЯЕВА
Потягивается.
Погреться пускать будешь?

ЛЕЙДЕ
Нет.
Пауза.

СМЫШЛЯЕВА
И почему ты такой жестокий?
 
ЛЕЙДЕ
Пес-рыцарь.
 
СМЫШЛЯЕВА
Псы добрые, я знаю.
 
ЛЕЙДЕ
Значит, я не типичный пес.
Пауза.

СМЫШЛЯЕВА
Не повезло мне.
 
ЛЕЙДЕ
Сама напросилась. Зачем напросилась?
Пауза.

СМЫШЛЯЕВА
Замерзла.
 
ЛЕЙДЕ
Теперь - согрелась?
Пауза.

СМЫШЛЯЕВА
Нет.
 
Лейде смотрит в окно.

7 акт

ТАБОР

7.1. НАТ. ДВОРИК. НОЧЬ. ВИД СВЕРХУ ИЗ ОКНА.
(МАССОВКА: ЦЫГАНЕ)


Цыгане в свете уличного фонаря смотрят вверх, машут руками.

8 акт

СТАРИК

8.1. НАТ. СТАНЦИЯ. ДЕНЬ.

УЖЕ ЗНАКОМАЯ НАМ ПО ПЕРВОЙ СЕРИИ СТАНЦИЯ.
НИ ЛЮДЕЙ, НИ СОСТАВОВ.
ХЛОПЬЯ ТОПОЛИНОГО ПУХА.

8.2. НАТ. СТАНЦИЯ. ДЕНЬ.
(СТАРИК, ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК, СОБАКА)

На складном стульчике сидит слепой старик в длинном черном пальто. В руках у старик белесая трость.
У ног – собака.
Старик улыбается своим мыслям.

Вдалеке паровозный гудок.
Стук колес.
Стук колес нарастает.

К старику и собаке подходит человек в форме железнодорожника.
Становится рядом.
Кладет руку на плечо старику.
Вся троица будто позирует невидимому фотографу.
 
Стук колес делается нестерпимо громким.

 
9 акт

ОМУТ

9.1. ИНТ. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР СВЕТЛОВИДОВОЙ. КОМНАТА. 
(СВЕТЛОВИДОВА, НЕВАЛЯЕВ)


СТУК КОЛЕС ИЗ ПРЕДЫДУЩЕГО АКТА.

Сцена любви: ритм тел в унисон железнодорожному шуму. 
Лица и тела покрыты потом.
Неваляев – оскал,нечто звериное.
Светловидова – отрешенность.

Стук колес резко обрывается.

9.2. ИНТ. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР СВЕТЛОВИДОВОЙ. КОМНАТА. 
(СВЕТЛОВИДОВА, НЕВАЛЯЕВ, ЖОРЖ)

Светловидова и Неваляев без сил лежат на спине, не касаясь друг друга.
Глаза Неваляева закрыты.
Глаза Неваляевой открыты, остановившийся взгляд.

Входит Жорж.У гнего в руках плетеная корзинка, полная лепестков роз. 
Жорж извлекает лепестки из корзинки, посыпают ими Неваляева и Светловидову.
 
9.3. ИНТ. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР СВЕТЛОВИДОВОЙ. КОМНАТА. 
(СВЕТЛОВИДОВА, НЕВАЛЯЕВ)

Неваляев в постели. Глаза закрыты.
Светловидова – у окна, в махровом полотенце. Курит.

НЕВАЛЯЕВ
не открывая глаз
Мне совсем не нравится ваше настроение, Александра Сергеевна.
Пауза.
Я вижу, что вы киснете. Что случилось?
Открывает глаза, приподнимается на локте.
Вас кто-нибудь обидел, Сашенька?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Нет.
Пауза.
 
НЕВАЛЯЕВ
Дурные вести из дома?

СВЕТЛОВИДОВА
Все хорошо.
Пауза.
 
НЕВАЛЯЕВ
А это действительно так.
Я с супругом вашим встречался третьего дня. На ярмарке. Дома у вас все хорошо.
Пауза.
По-моему, Арсений Евгеньевич очень скучает.
Пауза.
Мы близко сошлись. Достойнейший человек.
Смеется.
Откровенно говоря, мне даже захотелось открыть ему место вашего пребывания.
Пауза.
Но, слово есть слово.
Пауза.
Я прав, что не выдал вас?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Да.
Пауза.
Спасибо.
Пауза.

НЕВАЛЯЕВ
Я вам добра желаю, Саша. Готов исполнять любые ваши прихоти.
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Любые?

НЕВАЛЯЕВ
Вне всякого сомнения.
Пауза.
 
СВЕТЛОВИДОВА
В таком случае, могу я попросить вас об одном одолжении?
 
НЕВАЛЯЕВ
Разумеется.

СВЕТЛОВИДОВА
Пожалуйста, не нужно больше посылать мне розы.
Пауза.

НЕВАЛЯЕВ
Прикажите, я буду посылать вам орхидеи.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Мне вообще цветов не нужно. Я не люблю цветы.
Пауза.
 
НЕВАЛЯЕВ
Рад бы, Александра Сергеевна. Только это – не я. Посылал один или два раза. Сам, знаете, считаю такие посылки формальностью.
Пауза.
Прикажите, узнаю, кто присылает?

СВЕТЛОВИДОВА
Нет, нет, не нужно.
Пауза.
А вы знаете, что в театре вас зовут Неваляшкой?
 
НЕВАЛЯЕВ
Смеется.
Знаю. По-моему забавно.
Пауза.
С неким интимным намеком. Не думали об этом?

СВЕТЛОВИДОВА
Не приходило в голову.
Пауза.
 
НЕВАЛЯЕВ
Не любите вы меня, Александра Сергеевна. Я к вам со всей душой, а от вас холод исходит.

СВЕТЛОВИДОВА
Да я, пожалуй, никого не люблю. Такие, как я любить по-настоящему, наверное, не умеют.

НЕВАЛЯЕВ
Умеют, еще как умеют. Просто ваше время, Сашенька еще не пришло.
Пауза.
Ничего, встретите и вы настоящую любовь.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Не хотелось бы.
 
НЕВАЛЯЕВ
Что так?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Боюсь с ума сойти.

НЕВАЛЯЕВ
Нет, Александра Сергеевна, вы с ума не сойдете. Вы – очень разумный человек. Все делаете правильно.
Пауза.
Мне нравятся такие люди как вы.
Пауза.
И я щедро награжу вас. Не сомневайтесь.
Пауза.
О какой награде вы подумали? Только честно?
Пауза.
Милая, милая Александра Сергеевна! Еще раз говорю вам. Вы совершенно свободны.
Пауза.
Если хотите, я больше никогда не приду.
Пауза.
Хотите?

Светловидова смотрит в окно.

10 акт

МЕДВЕЖОНОК

10.1. НАТ. ДВОРИК. НОЧЬ. ВИД СВЕРХУ ИЗ ОКНА.
(БУЯНОВ, МЕДВЕЖОНОК, МАССОВКА: ЦЫГАНЕ)


Буянов в окружении цыган.
Буянов играет на гитаре, цыгане поют.
С ними медвежонок на цепи.
 
Буянов видит Светловидову, машет ей рукой.

11 акт

ХУДОЖНИК

11.1. ИНТ. МАСТЕРСКАЯ ХУДОЖНИКА НАРЯДОВА.
(НАРЯДОВ, ИГУМНОВА)

Нарядов пьет вино, курит.
Игумнова лежит на диване с закрытыми глазами.
 
НАРЯДОВ
Нетрезв.
ХУДОЖНИК ДОЛЖЕН.
Художник.
Пауза.
Должен.
Пауза.
Несовместимо.
Пауза.
Художник и должен.
Несовместимо.
Пауза. 
Должен то, должен это… то, это… то и это…
Пауза.
Принято, принято, так принято.
Кем? Когда? Почему?
ОНИ, ОНИ думают, ОНИ так думают, они полагают…
пол, полог, полагать, полагают.
Тошнит ото всего этого. И вообще тошнит. Тебя не тошнит?
Пауза.
Понимаешь, никто никому ничего не должен. Доходит до тебя? Никто и никому.
Пауза.
Они думают. Думают они. Ты тоже думаешь? Знаешь ты, что все, то есть абсолютно все, а правильнее будет сказать – все, кому не лень, думают. Все.
Пауза.
А ты?
Пауза.
Вот мне до колик интересно, ты – думаешь? Или, правильнее будет сказать – ты думаешь, что думаешь? Или нет?
Или же нет?
Пауза.
А вот, что такое думать? Что это? А вот откуда берутся мысли? Как они появляются? Разве мы производим их? Разве мы способны рождать мысли?
Пауза.
Ой, вряд ли!
Ой, сомневаюсь! Ох, как я сомневаюсь, на сей счет!
Пауза.
Мысли. Мысли. Мысли, мысли, мысли, мысли, мысли, мысли, мысли, мысли.
Пауза.
Послушай-ка, а, может быть, они сами себя воспроизводят? Как кролики… ну, или люди. Суть – одно и то же, только кролики добрее и умнее.
Пауза.
И красивее. Много красивее. Как думаешь?
Могут мысли производить плодовитое потомство? Как считаешь? Нет?
Пауза.
Нет.
Пауза.
Человек - существо пустое. Сосуд. Кожаный сосуд. Его можно наполнить тем и этим. Наполнить. Извне. Этим и тем. Откуда-то извне. Некто наполняет сосуд. НЕКТО. Кто таков этот некто?
Пауза.
Ты думаешь, сейчас я ударюсь в теософию? Нет, нет.
Пауза.
Совершенно не обязательно каждый день уверять себя и окружающих в том, что ОН есть. Это показывает слабость человеческой природы.
Неверие.
Убеждая других – убеждаю себя.
Пытаюсь убедить.
Пытаюсь заставить себя поверить не на словах, но всем сердцем. Что ОН есмь.
Нехорошо. Это нехорошо.
Пауза.
Так вот ОН, как раз, наполняет сосуд крайне редко. А, по преимуществу, этим занят всякий. ВСЯКИЙ, понимаешь?
Всякий, кто постарше, повыше положением, посильнее, и кто наслаждается тем, что он старше, выше положением, сильнее.
Пауза.
Понимаешь, как это страшно? Ведь это все остается. Ну, предположим не все, но осадок. Пусть крохотная частица, но остается же. НАВСЕГДА.
Пауза.
Зачем я все это говорю?
Зачем я все это тебе говорю? Или себе? Говорю ли я? Говорю, говорю.
Пауза.
Вот и я, видишь ты? пользуясь положением, делаю то же самое. Наполняю твой сосуд.
Пауза.
Ты меня не слушай. Уж будь так добра, не слушай меня. Иначе меня потом совесть замучает.
Пауза.
Ты – свое думай. Я говорю, а ты что-нибудь другое… не знаю, подумай, к примеру, как деньги потратишь. Купишь себе какое-нибудь платьице. Голубенькое.
Пауза.
Тебе голубенькое пойдет, летнее такое, необязательное, из юности или детства.


12 акт

КОФЕ

12.1. ИНТ. АКТЕРСКИЙ БУФЕТ. 
(БУЯНОВ, ГОРОХОВ, ШОРОХОВ, СВЕТЛОВИДОВА, МАССОВКА)


Актеры закусывают, разговаривают. За одним из столиков Шорохов, Буянов и Горохов. Пьют кофе.
Входит Светловидова.

БУЯНОВ
Поднимается из-за стола, Горохову
Вася, ты только посмотри, кто к нам пришел.

Светловидова попадает в объятия Буянова.

БУЯНОВ
Мы, Александра Сергеевна, актеры, наше место в буфете. Присоединяйтесь к нашей полной здоровья и удивительных открытий компании!

Буянов увлекает Светловидову к своему столику.

БУЯНОВ
Вася, организуй Александре Сергеевне кофею-с.

Горохов направляется к бару.
 
БУЯНОВ
Вслед Горохову
Да самого лучшего! Скажи – для меня.
Светловидовой.
Тебе с сахаром, Сашенька?

СВЕТЛОВИДОВА
Нет, спасибо.
 
БУЯНОВ
кричит Горохову
Без сахара!

СВЕТЛОВИДОВА
Шорохову.
Андрей Николаевич! Что-то вы бледный сегодня.

БУЯНОВ
Приступ. Сердца не чувствует.

СВЕТЛОВИДОВА
Как это?
 
БУЯНОВ
Вот такая редкая болезнь - не слышит сердца и все!
Пауза.
Проснулся, прислушался. Нет – ни жжения, ни колотия, ни боли, ни перебоев. Первое, что приходит в голову – наверное, умер! Ну, думает, наконец-то, товарищи мои хоть отдохнут от меня. И тут! В этот самый благостный момент – возьми, да засверби в носу, да так, что и удержаться нет сил!
Пауза.
Чихнул - все насмарку! Заработало. Опять копти небо, товарищам глаза мозоль.

Светловидова смеется.

БУЯНОВ
Вот вы, Александра Сергеевна, смеетесь, а это - трагедия!
Пауза.
Почему трагедия? Да потому что нужно опять вставать, тащиться в театр. Болтать без умолку. Да еще, не ровен час, танцевать заставят! А танцевать не хочется. Сколько же можно?! Поскачи-ка пятьдесят лет на одной ножке!

ШОРОХОВ
Тебе бы, Ваня – в клоуны.
 
БУЯНОВ
А что, приличная профессия. Мне нравится.

Возвращается Горохов с кофе.

СВЕТЛОВИДОВА
Горохову
Спасибо. А вы тоже грустите?

БУЯНОВ
А здесь – другая болезнь! Разнообразные и многочисленные мысли покоя не дают. В научном мире распад личности называется.

ГОРОХОВ
Я действительно много размышляю. Может быть, Вася и прав, слишком много.
 
БУЯНОВ
Горохову
Над чем, позвольте полюбопытствовать, теперь работаете?

ГОРОХОВ
Над игрою судеб.

БУЯНОВ
Во как!
Несколько отвлеклись от театрального производства?

ГОРОХОВ
Робертино Лоретти из головы не выходит.
 
БУЯНОВ
Чего он туда забрался?
 
ГОРОХОВ
Какая любопытная судьба!
 
ШОРОХОВ
Погружается в реминисценции.
Потрясающий, потрясающий!

БУЯНОВ
Горохову
Этот-то мальчонка чем провинился перед вами, друг мой?

ГОРОХОВ
Уже не мальчонка.

ШОРОХОВ
Ах, какой голос!
 
ГОРОХОВ
И ничем не провинился. Просто его путь лежит в обратном направлении. Мы, большинство, идем как будто в одну сторону, а он – навстречу нам. Возвращается как будто.

БУЯНОВ
Глубоко копнул.

ШОРОХОВ
Удивительный голос!
 
ГОРОХОВ
Я совсем недавно был на его концерте. В Сорине.

ШОРОХОВ
Боже, что он там делал? Это же такая глушь!
 
БУЯНОВ
Похлеще Саратова будет.

ШОРОХОВ
Что ты, какой там Саратов?!
 
ГОРОХОВ
Я увидел нежного, открытого, по-моему одинокого и очень-очень спокойного человека. От него исходила такая удивительная… удивительная теплая волна. Солнце Италии.
Пауза.
Голос другой, конечно. Но очень хороший голос.
Пауза.
В зале плакали.
Пауза.
А он был совершенно спокоен. Спокон, одинок и, кажется, счастлив.
Пауза.
Никакого надрыва, следов разрушенной жизни.
 
БУЯНОВ
А кто сказал тебе, что его жизнь разрушена?
 
ГОРОХОВ
Не знаю. Разрушена, и все.

БУЯНОВ
Это неоспоримый аргумент.
Пауза. 
 
ШОРОХОВ
Потрясающий, потрясающий!
Пауза.
Нет, что не говорите, такого голоса больше не будет! Нам посчастливилось слышать ангела.

12.2. ИНТ. АКТЕРСКИЙ БУФЕТ. 
(ШОРОХОВ, СВЕТЛОВИДОВА, МАССОВКА)

ЗА ТЕМ ЖЕ СТОЛИКОМ СВЕТЛОВИДОВА И ШОРОХОВ.

ШОРОХОВ
…вы же, Сашенька, живете совсем рядом со мной. Наверное, у вас из окна мои окна видны.

СВЕТЛОВИДОВА
Разве я против, Андрей Николаевич? Я с удовольствием.
 
ШОРОХОВ
Видите ли, когда человека видят каждый день, на определенном этапе его просто перестают замечать. Как будто и нет человека.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Да, к сожалению, вы правы.

ШОРОХОВ
И это – в лучшем случае. В худшем же, его начинают преследовать, стремиться избавиться от него любыми способами.

СВЕТЛОВИДОВА
Да, да.
Пауза.

ШОРОХОВ
Шепотом
Скажу откровенно. Иногда у меня складывается впечатление, что они терпят меня только из-за моего умения танцевать. Я их обучаю. Теперь людей, владеющих этим искусством почти не осталось. Был здесь еще один танцор, Фокеев, но он теперь парализован. А в таком состоянии, как вы понимаете научить танцу трудно.Хотя…

СВЕТЛОВИДОВА
Да, конечно.
Пауза.

ШОРОХОВ
У меня дома хранится бесценный материал. Вы знаете, например, что первые годы после войны в нашем театре служил Бормотов?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Тот самый Бомотов?
 
ШОРОХОВ
Да, представьте себе, тот самый Бормотов, легенда немого кино, блистательный степист.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Я слышала, что он эмигрировал, сразу после революции.

ШОРОХОВ
Совершенно справедливо. Эмигрировал.
Пауза.
Так думают все.
Может быть, так и было. Короткое время жил в эмиграции. Возможно. Но затем вернулся в Бряхимов.
Пауза.
А, может быть, и не уезжал никуда, а сразу отправился в Бряхимов. Место здесь тихое, неприметное.
Пауза.
Долгое время работал сапожником. А уж потом, когда о нем фактически все забыли, вернулся к любимому делу, устроился в театр.
Пауза.
Правда, под другой фамилией.
Пауза.
Он и внешне очень изменился, стал выше ростом, потемнел.
Пауза.
Он же был блондином с голубыми глазами? А на хранящихся у меня фотографиях хорошо видно – стал жгучим брюнетом.
Пауза.
Правда, закончил все равно скверно.
В богадельне, иными словами, в сумасшедшем доме.
ПАУЗА
Он же всю жизнь любил Веру Холодную. А длительная и обреченная любовь – сами знаете, к чему приводит.

СВЕТЛОВИДОВА
Так, может быть, это был и не он вовсе?
 
ШОРОХОВ
Многие так и думают. А у меня – документы. Вплоть до трамвайных билетов. Можете представить себе какова их ценность?
Пауза.
Так что, если я не обнародую эти документы, для всех он так и останется эмигрантом.
Пауза.
А Герасимова?

СВЕТЛОВИДОВА
Что, и Герасимова работала здесь?

ШОРОХОВ
А вы не слышали?
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Я слышала, что она погибла во время бомбежки в оккупированном Ленинграде?

ШОРОХОВ
Утонула в ванне. Здесь.
Пауза.
Она, знаете, любила набрать полную ванну своих детских еще игрушек и так нежиться.
А Добронравов?

СВЕТЛОВИДОВА
Ну, уж нет, я знаю наверняка, Добронравов…

ШОРОХОВ
Попал под машину. Здесь.
Приезжал на один день, чтобы показаться в наш театр и…
Пауза.
Нелепая, нелепая смерть! В городе и теперь-то несколько машин, а по тем временам была одна или две. Так он умудрился попасть под нее.
Пауза.
Я разрабатываю версию самоубийства.
Пауза.
Над этим еще предстоит хорошенько подумать.
Пауза.
Надеюсь, что вместе, Саша. Благо, материала для раздумий предостаточно. Письма, истории болезни, фотографии, выписки из домовой книги, кое-какие личные вещи, трамвайные билеты, я уже упоминал, и прочее и прочее. Все, буквально все задокументировано.
Пауза.
А здоровья, Сашенька нет. Сердце совсем замучило.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Я помогу, конечно, я помогу вам.
Пауза.

ШОРОХОВ
Наверное, это – от одиночества?
Пауза.
Сердце. Как вы думаете? пропадает от одиночества?
Как Робертино?

СВЕТЛОВИДОВА
Улыбается.
Очень может быть.

ШОРОХОВ
Я живу с мамой и бабушкой. Но это – совсем другое, согласитесь.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Да, конечно.
Пауза.

ШОРОХОВ
Мужчина не может быть один.
Пауза.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Да.
Пауза.

ШОРОХОВ
Для мужчины одиночество – приговор. А, представьте, когда он еще молод? Чувствует себя молодым, и душой и телом?
Пауза.
И фактически сумел сохранить свою физическую и духовную молодость?

СВЕТЛОВИДОВА
Кошмар.
Пауза.

ШОРОХОВ
А я бы вас танцевать научил.

СВЕТЛОВИДОВА
Смеется
Обязательно.
Пауза.

ШОРОХОВ
Вы же видели, как я танцую?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Смеется
Прекрасно.
Пауза.

ШОРОХОВ
Нынешние так не умеют. Они вообще ничего не умеют.

СВЕТЛОВИДОВА
Смеется
Да, вы правы!
Пауза.

ШОРОХОВ
А вы не боитесь меня?
 
СВЕТЛОВИДОВА
А почему я должна вас бояться?

ШОРОХОВ
Масляно улыбается.
А вдруг, приставать начну? Я – мужчина одинокий.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Нет. У меня в таких случаях разговор короткий.
Пауза.

ШОРОХОВ
Лукаво прищуривается.
А вы не обманываете меня?

СВЕТЛОВИДОВА
Нет.
Пауза.

ШОРОХОВ
Неужели вы способны ударить старика?

СВЕТЛОВИДОВА
Смеется.
Нет.

13 акт

КУПАНИЕ НЕВАЛЯЕВА
 
13.1. ИНТ. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР СВЕТЛОВИДОВОЙ. ВАННАЯ. 
(СВЕТЛОВИДОВА, НЕВАЛЯЕВ)

Неваляев в ванной, в густой пене.
Светловидова моет ему голову.

НЕВАЛЯЕВ
Совсем как в детстве.
Пауза.
Мама всегда мне голову мыла.
Пауза.
Как хорошо, что ты приехала, Сашенька! Я бы никогда не узнал, что такое счастье.
Пауза.
Но все же ты кажешься мне немного печальной.
Пауза.
Что случилось?
Пауза.
 
Неваляев открывает глаза, приподнимается на локте.

 
НЕВАЛЯЕВ
Тебя кто-то обидел, Сашенька?

СВЕТЛОВИДОВА
Нет.
Пауза.

НЕВАЛЯЕВ
Дурные вести из дома?

СВЕТЛОВИДОВА
Все хорошо.

Светловидова изо всех сил двумя руками опускает голову Неваляева под воду.
Неваляев пытается отчаянно сопротивляться, но Светловидова оказывается сильнее.
Через некоторое время Неваляев затихает.

13.2. ИНТ. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР СВЕТЛОВИДОВОЙ. КОМНАТА. 
(СВЕТЛОВИДОВА)

Светловидова подходит к окну, закуривает.

14 акт.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ. ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ.

14.1. ИНТ. СЦЕНА. СПЕКТАКЛЬ. ДЕКОРАЦИИ  ТРЕТЬЕГО ДЕЙСТВИЯ.
 
(ГОРНИЧНАЯ, ДРУНИНА, УШАКОВ)

НА СЦЕНЕ ГОРНИЧНАЯ (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ МАТРЕНЫ) И НИНА ИВАНОВНА ДРУНИНА (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ ДОМНЫ ПАНТЕЛЕВНЫ). 

ВЕЧЕР, НА СТОЛЕ ДВЕ СВЕЧИ.

МАТРЕНА
у двери
Кто там?

За сценой голос Домны Пантелеевы: «Это я, Матрена!»


МАТРЕНА
Сейчас отпираю.

Входит Домна Пантелевна.

МАТРЕНА
Киатра-то разошлась?

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Нет еще, не совсем, с пол-часа пройдет. Я нарочно пораньше; надо чай приготовить. Саша приедет, так чтобы ей не дожидаться. Самовар-то го¬тов у тебя?

МАТРЕНА
Развела, гляди, зашумит скоро.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
А зашумит, так прикрой.

МАТРЕНА
Что его прикрывать-то! Наш самовар и за¬шумит, так не скоро кипеть-то сберется; уж он поет-поет на разные голоса, надсажается-надсажается, а все толку мало; а раздувать примешься, так он хуже, ровно тебе насмех. У меня с ним брани немало бывает.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Измучилась я в театре-то: жара, духота, радехонька, что выкатилась.

МАТРЕНА
Да, вестимо, летнее дело в четырех стенах сидеть; а народу, поди, много?

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Полнехонек театр, как есть; кажется, яблоку упасть негде.

МАТРЕНА
Ишь ты! Чай, в ладоши-то трепали-тре¬пали?

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Всего было. Поди-ка, по-гляди самовар-то, да сбери в ее комнате! Постой-ка, кто-то подъехал. Саше бы еще рано.

Матрена отворяет дверь, входит Великатов.
Матрена уходит.

14.2. ИНТ. СЦЕНА. СПЕКТАКЛЬ. ДЕКОРАЦИИ  ТРЕТЬЕГО ДЕЙСТВИЯ.
 
(УШАКОВ, ДРУНИНА, ЯБЛОНСКИЙ)

НА СЦЕНЕ НИНА ИВАНОВНА ДРУНИНА (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ ДОМНЫ ПАНТЕЛЕВНЫ) И СТАС УШАКОВ (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ ВЕЛИКАТОВА). 

ВЕЛИКАТОВ
Здравствуйте, Домна Пантелевна!

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Здравствуйте, Иван Семеныч! Что это вы вздумали...

ВЕЛИКАТОВ
Дело есть, Домна Пантелевна.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Так до завтра бы. А то поздно, неловко как-то, у нас об эту пору мужчины не бы¬вают.

ВЕЛИКАТОВ
Не беспокойтесь, Домна Пантелевна, я Александру Николавну дожидаться не стану; а про нас с вами никто дурного не скажет.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Ах вы, проказник!..

ВЕЛИКАТОВ
Стало быть, тетенька, вам и опасаться нечего.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Да какая я вам тетенька?

ВЕЛИКАТОВ
А что ж, разве бы я в племянники вам не годился?

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Да уж чего еще лучше! Совсем молодец, поискать этакого красавца!

ВЕЛИКАТОВ
А я вам, Домна Пантелевна, деньги при¬вез за бенефис.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Вот благодарю, вот уж по-корно благодарю! Самое это для нас нужное, самое необходимое; потому, Иван Семеныч, первое дело: долги. Как без них проживешь? Возможно ли?

ВЕЛИКАТОВ
Невозможно, Домна Пантелевна.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Все мы люди.

ВЕЛИКАТОВ
Все человеки, Домна Пантелевна.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Они, долги-то, у нас хоть и маленькие, а все-таки, ежели который человек с совестью, так беспокойство.

ВЕЛИКАТОВ
Беспокойство, Домна Пантелевна, бес¬покойство.
Передавая пакет с деньгами.
Вот, отдайте Але¬ксандре Николавне.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Благодарны, оченно вами благодарны, Иван Семеныч! Чаю не прикажете ли?

ВЕЛИКАТОВ
Покорно благодарю; не могу, увольте от чаю, Домна Пантелевна! Как-то в душу ничего нейдет, особенно чай; так все, словно, тоска какая-то, Домна Пан¬телевна; все, словно, я не в себе.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Пахондрия.

ВЕЛИКАТОВ
Действительно, Домна Пантелевна, пахондрия.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Денег много, а дела нет, вот она и привяжется.

ВЕЛИКАТОВ
Как раз угадали; от этого от самого.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
А то отчего ж бы вам тосковать-то.

ВЕЛИКАТОВ
Это точно, что не от чего. А тоскую, Домна Пантелевна; вот и мечешься на ярмарке-то из трак¬тира в трактир. Поверите ли, вот уж другую неделю все два раза в день пьян... Так думаю, Домна Пантелевна: либо это на меня напущено, либо уж богу так угодно.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Одиночество.

ВЕЛИКАТОВ
Одиночество, Домна Пантелевна; золо¬тые ваши слова; и разговору больше нет, что одиночество.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Изберите подругу жизни!

ВЕЛИКАТОВ
Где взять прикажете?

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Женитесь, возьмите барыш¬ню хорошую; за вас всякая пойдет, хоша бы самого высо¬кого роду.

ВЕЛИКАТОВ
Боюсь, тетенька.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Что вы, помилуйте, чего бояться, что тут страшного?

ВЕЛИКАТОВ
Скучнее станет.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Ах, нет, это вы напрасно. Как же можно! Совсем разница женатый человек, нежели холостой.

ВЕЛИКАТОВ
На фортепианах они очень любят играть; а я этого терпеть не могу.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Все-таки музыка. Ну, а холо¬стому какое удовольствие? Окромя, что выпить с прияте¬лями, никакой ему другой радости нет в жизни.

ВЕЛИКАТОВ
А хозяйство, Домна Пантелевна? Как вы об этом скажете?

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Ну, конечно, ежели кто хо-зяйство свое ведет...

ВЕЛИКАТОВ
За мной этот грех водится. У меня в де¬ревне домик хороший, комнат в сорок, лошадей довольно, са¬дик разведен чуть не на версту, с беседками, с прудами...

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Значит, все заведение впол-не, как следует быть у хорошего помещика?

ВЕЛИКАТОВ
Все вполне, Домна Пантелевна. Коли скучно, выдешь на крыльцо, индейские петухи по двору хо¬дят, все белые.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Белые! Ах, скажите, пожа-луйста!

ВЕЛИКАТОВ
Закричишь им: «Здорово, ребята!» Они тебе отвечают: «Здравия желаем, ваше благородие!»

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Приучены?

ВЕЛИКАТОВ
Приучены. Ну, и утешаешься. По кры¬шам, по заборам павлины сидят, хвосты-то на солнышке так и играют.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
И павлины? Ах, батюшки мои!

ВЕЛИКАТОВ
Выдешь в парк погулять, по озеру ле¬беди плавают, всё парочками, всё парочками, Домна Панте¬левна.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Да неужто лебеди? Вот рай-то! Хоть бы глазком взглянула.

ВЕЛИКАТОВ
взглянув на часы
Так мы хорошо, приятно с вами, тетенька, разговорились, что расставаться не хочется; поговорил бы и еще, да некогда, извините, дело есть.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Уж и я бы поговорила, такой вы для меня приятный... Этакого милого, обходительного человека я и в жизнь не видывала...

ВЕЛИКАТОВ
От бенефиса вашего я, Домна Пантелевна, деньги нажил, так позвольте вам подарочек предло¬жить.
Уходит в переднюю и выносит сверток в бумаге и подает Домне, Пантелевне.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Что же это такое?

ВЕЛИКАТОВ
Платочек.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
развернув бумагу
Да ка¬кой платочек, помилуйте — скажите, это целая шаль; я сроду такой и не нашивала. Да сколько ж она стоит-то?

ВЕЛИКАТОВ
Не знаю, мне даром досталась: у купца у знакомого взял по-приятельски.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Батюшка, да за что же это? Право, уж я и не знаю, что мне... Да уж я вас поцелую, уж позвольте, родной мой... душа моя не вытерпит.

ВЕЛИКАТОВ
Сделайте одолжение, сколько вам угодно.

Домна Пантелевна целует его.

ВЕЛИКАТОВ
Прощайте! Александре Николавне засвидетельствуйте мое почтение. Может быть, не увидимся.
Уходит.

Домна Пантелевна провожает его в переднюю, потом возвращается.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Откуда этакие люди бе¬рутся! Батюшки мои!
Надевает платок.
Да я его и не сниму теперь.
Смотрит в зеркало.
Барыня, ну, как есть барыня! Вот человек-то! А то что у нас за люди! Не гля¬дели б глаза мои на них. Ведь вот есть же люди.
Прислушивается.
Кто там еще?

Входит Нароков с венками и букетами.

15 акт

СУД

15.1. НАТ. СТАНЦИЯ. ДЕНЬ.
(СТАРИК, ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК, СОБАКА)

СЛЕПОЙ СТАРИК В ШЕЗЛОНГЕ.
СОБАКА.

СТАРИК
Чтец из меня никудышный. Не люблю я этого…
На людях.
Пауза.
Спеть, может быть, и спел бы, у меня слух хороший, а читать…
Пауза.
Ну, что, читать, что ли?
Пауза. 
Стих называется «Суд». Хотя при чем здесь суд, я не очень понимаю, но стихи – ничего себе.
Соответствуют. 
Пауза.
Суд.
Прокашливается.
Достает папиросу, закуривает.
Помогает сосредоточиться.
Пауза.   

Что там за черные пчелы чудят, Ваша честь?
Эскадра оставила Солнце, к чертям Вашу честь!

Дураки дурят, дурни,
Ярмарка, верно, приехала.
А черные пчелы таки чудят, Ваша честь.

Стирай не стирай, все сносилось, сестрица.
Балуют, будут ли биты окна, сестрица?

Дураки дурят, дурни,
Ярмарка, верно, приехала.
Стирай не стирай, все сносилось, сестрица.

У рукокрылого голова кровью мазана, Вань?
Кровь пустили, Вань, кровь пустили, Вань. Кровь пустили.

Дураки дурят, дурни,
Ярмарка, верно, приехала.
У рукокрылого голова кровью мазана, Вань?

А шуба на вешалке-то шевелится, бабушка!
Не мышь ли шуршит, послушай-ка, бабушка?

Дураки дурят, дурни,
Ярмарка, верно, приехала,
А шуба на вешалке-то шевелится, бабушка!

Не эти ли руки руки держали, родимец?
Что барахтаться, что рожать, все — родимец!

Дураки дурят, дурни,
Ярмарка, верно, приехала.
Не эти ли руки руки держали, родимец?

Солоно, поутру не разлепишь ресниц, Горюшко,
Что делает бритва в горнице, Горюшко?

Дураки дурят, дурни,
Ярмарка, верно, приехала.
Солоно, поутру не разлепишь ресниц, Горюшко.

Тихо-то как, петухи не ослепли ли, пан?
Пил, да плутал, да совсем потерялся пан,

Дураки дурят, дурни,
Ярмарка, верно, приехала.
Тихо-то как, петухи не ослепли ли, пан?

Долгая жизнь, ангелы все уж сожгли, Ваша честь.
А что за сполохи в степи, Ваша честь?

Дураки дурят, дурни,
Ярмарка, верно, приехала.
Долгая жизнь, ангелы все уж сожгли, Ваша честь.

Пауза.
Что-то в этом духе.

Старик улыбается.