Бряхимов Таланты и поклонники Седьмая серия

Александр Строганов
БРЯХИМОВ
(ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ)
СЕДЬМАЯ СЕРИЯ

Александр Строганов

Оригинальный сценарий



Строганов Александр
+7 9132152218
Jazz200261@mail.ru
656055
Россия, г. Барнаул, ул. Островского 40 – 35
www.stroganow.ru






БРЯХИМОВ (ТАЛАНТЫ И
ПОКЛОННИКИ)  -
ДАТА СЪЁМКИ:
СЮЖЕТЧИК: АЛЕКСАНДР СТРОГАНОВ ДАТА ЭФИРА:
ДИАЛОГИСТ: АЛЕКСАНДР СТРОГАНОВ ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ:

ПЕРСОНАЖИ:
СВЕТЛОВИДОВА
ШОРОХОВ
ЧИКИН
УШАКОВ
СМЫШЛЯЕВА
ЖОРЖ
БУЯНОВ
ГОРОХОВ
ЯБЛОНСКИЙ
ДРУНИНА
ЛЕЙДЕ
ЗАТЕЕВ
ЗИНАИДА
ДРЕССИРОВЩИК
СЛОН
МАССОВКА:
ПУБЛИКА В СПЕКТАКЛЕ
ПУБЛИКА НА БАЛУ
СОБАКИ

















ОБЪЕКТЫ:
ИНТЕРЬЕРЫ:
ТЕАТР
- СЦЕНА С ДЕКОРАЦИЯМИ
КВАРТИРА ЯБЛОНСКОГО
- ГОСТИНАЯ
БАЛЬНАЯ ЗАЛА КОН. XIX ВЕКА
НАТУРА:
УЛИЦА БРЯХИМОВА КОН. XIX ВЕКА

Оглавление


1 АКТ. БАСНЯ.

1.1. НАТ. УЛИЦА БРЯХИМОВА. КОНЕЦ XIX ВЕКА. ДЕНЬ
(МАССОВКА,ДРЕССИРОВЩИК, СЛОН, СОБАКИ)…………………………….………………….5

2 АКТ. МУРАВЕЙНИК.

2.1. ИНТ. КВАРТИРА ЯБЛОНСКОГО. ГОСТИНАЯ.
(ЯБЛОНСКИЙ, ДРУНИНА, ЗАТЕЕВ, ЗИНАИДА)……………………………….…………………6

2.2. ИНТ. КВАРТИРА ЯБЛОНСКОГО. ГОСТИНАЯ.
(ДРУНИНА, ЯБЛОНСКИЙ, ЧИКИН, ШОРОХОВ, БУЯНОВ, ГОРОХОВ, ИГУМНОВА, СМЫШЛЯЕВА, СВЕТЛОВИДОВА)…………………………………………………….…18

2.3. ИНТ. КВАРТИРА ЯБЛОНСКОГО. ГОСТИНАЯ.
(ДРУНИНА, ЯБЛОНСКИЙ, ЧИКИН, ШОРОХОВ, БУЯНОВ, ГОРОХОВ, ИГУМНОВА, СМЫШЛЯЕВА, СВЕТЛОВИДОВА)………………………………………………….….22

2.4. ИНТ. КВАРТИРА ЯБЛОНСКОГО. ГОСТИНАЯ.
(ДРУНИНА, ЯБЛОНСКИЙ, ЧИКИН, ШОРОХОВ, БУЯНОВ, ГОРОХОВ, ИГУМНОВА, СМЫШЛЯЕВА, СВЕТЛОВИДОВА, ЗАТЕЕВ)………………………………..24
 
2.5. ИНТ. КВАРТИРА ЯБЛОНСКОГО. ГОСТИНАЯ.
(ДРУНИНА, ЯБЛОНСКИЙ, ЧИКИН, ШОРОХОВ, БУЯНОВ, ГОРОХОВ, ИГУМНОВА, СМЫШЛЯЕВА, СВЕТЛОВИДОВА)…………………………………………………...34

2.6. ИНТ. КВАРТИРА ЯБЛОНСКОГО. ГОСТИНАЯ.
(ДРУНИНА, ЯБЛОНСКИЙ, ЧИКИН, ШОРОХОВ, БУЯНОВ, ГОРОХОВ, ИГУМНОВА, СМЫШЛЯЕВА, СВЕТЛОВИДОВА, ЗАТЕЕВ)…………………………….….39

2.7. ИНТ. КВАРТИРА ЯБЛОНСКОГО. ГОСТИНАЯ.
(ДРУНИНА, ЯБЛОНСКИЙ, ЧИКИН, ШОРОХОВ, БУЯНОВ, ГОРОХОВ, ИГУМНОВА, СМЫШЛЯЕВА, СВЕТЛОВИДОВА, ЗАТЕЕВ, УШАКОВ)…………..54

3 АКТ. ВАЛЬС.

3.1. ИНТ. БАЛЬНАЯ ЗАЛА. КОНЕЦ XIX ВЕКА.
(ДРУНИНА, ЯБЛОНСКИЙ, ЧИКИН, ШОРОХОВ, БУЯНОВ, ГОРОХОВ, ИГУМНОВА, СМЫШЛЯЕВА, СВЕТЛОВИДОВА, ЗАТЕЕВ, МАССОВКА)……..56

4 акт. А.Н. ОСТРОВСКИЙ. ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ.

4.1. ИНТ. СЦЕНА. СПЕКТАКЛЬ. ДЕКОРАЦИИ  ВТОРОГО ДЕЙСТВИЯ.   
(БУЯНОВ, ШОРОХОВ, УШАКОВ, ЧИКИН, ГОРОХОВ, СВЕТЛОВИДОВА, СМЫШЛЯЕВА, ЛЕЙДЕ)………………………………………………………………………………………………………56

4.2. ИНТ. СЦЕНА. СПЕКТАКЛЬ. ДЕКОРАЦИИ  ВТОРОГО ДЕЙСТВИЯ.   
(БУЯНОВ, ШОРОХОВ, УШАКОВ, ЧИКИН, ГОРОХОВ, СВЕТЛОВИДОВА, СМЫШЛЯЕВА, ЛЕЙДЕ, ЖОРЖ, МАССОВКА)……………………………………………………………62

4.3. ИНТ. СЦЕНА. СПЕКТАКЛЬ. ДЕКОРАЦИИ ВТОРОГО ДЕЙСТВИЯ.   
(БУЯНОВ, ШОРОХОВ, УШАКОВ, ЧИКИН, ГОРОХОВ, СВЕТЛОВИДОВА, СМЫШЛЯЕВА, ЛЕЙДЕ, НЕВАЛЯЕВ, ЖОРЖ, МАССОВКА)……………………………….65






 


НА ТИТРАХ СТАРИННЫЕ ФОТОГРАФИИ. ЖЕЛТЫЙ ВИРАЖ ПОДЧЕРКИВАЕТ ИХ ВОЗРАСТ. НА СНИМКАХ - ВИДЫ ТИПИЧНОГО РУССКОГО ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА, А ТАКЖЕ ПОРТРЕТЫ ЛЮДЕЙ ИЗ ДАЛЕКОГО ПРОШЛОГО.

1 акт

БАСНЯ

1.1. НАТ. УЛИЦА БРЯХИМОВА. КОНЕЦ XIX ВЕКА. ДЕНЬ
(МАССОВКА,ДРЕССИРОВЩИК, СЛОН, СОБАКИ)


По улицам Бряхимова, утопающим в тополином пухе, дрессировщик в костюме индуса ведет слона.
Зеваки.
Уличные собаки заходятся от лая.

ГОЛОС РЕЖИССЕРА
По улицам Слона водили, как видно, напоказ…
Сашенька, пожалуйста. 

СМЕХ СВЕТЛОВИДОВОЙ

ГОЛОС РЕЖИССЕРА
Ну, что ты? Пожалуйста, посерьезнее.

ГОЛОС СВЕТЛОВИДОВОЙ
По улицам Слона водили,
Как видно, напоказ…
Известно, что Слоны в диковинку у нас,
Так за Слоном толпы зевак ходили.
Пауза.
Отколе ни возьмись, навстречу Моська им…
Смеется.
Не могу.

ГОЛОС РЕЖИССЕРА
Ну, в чем дело? Настоящий слон. Ты думаешь, так просто раздобыть настоящего слона? Не знаю, о чем ты думаешь? 

2 акт

МУРАВЕЙНИК

2.1. ИНТ. КВАРТИРА ЯБЛОНСКОГО. ГОСТИНАЯ.
(ЯБЛОНСКИЙ, ДРУНИНА, ЗАТЕЕВ)


Яблонский в углу, мрачен, сам с собой играет в шахматы.
Друнина накрывает стол.

ДРУНИНА
Ты как себя чувствуешь?
Пауза.
Так и будешь молчать?
Пауза.
Послушай, она уже очень взрослая девочка. То есть очень-очень взрослая.
Пауза.
Замужем.
Пауза.
Кто у нее муж?
То-то.
Пауза.
И вообще, тебе не кажется, что в отличие от нас, чудаков, она отлично знает, что и как нужно делать?
Пауза. 
А ты отстал от жизни.
Пауза.
Эй!
Пауза.
Ну, и черт с тобой.

Входит Затеев.

ЗАТЕЕВ
Дело, конечно, не мое, но… Ниночка, у вас не закрыта входная дверь. Не страшно вам?
Пауза.
Я понимаю, что-то нужно менять, и кто-то первым должен сделать шаг или несколько шагов, но… Может быть, вы, конечно, не слышите, наверное, у вас крепкий сон, но у меня сон не так крепок и… знаете… иногда… да что там иногда? часто по вечерам… и ночью, случается, такой шум.
Пауза.
Смех, знаете… не смех, хохот… потом звон, стрельба, взрывы. Да, да… уже два раза что-то взрывали.
Пауза.
Что-то или кого-то.
Пауза.
Думаю, саперы отмечали свой праздник. Вы не знаете, когда день сапера?
Пауза.
С другой стороны взрывали два раза. Не может день сапера отмечаться два раза в году.
Пауза.
С другой стороны, у кого-нибудь из них мог быть день рождения. Один раз, предположим, отмечали день сапера, а другой раз – день рождения кого-нибудь из саперов. Тогда все складывается.
Пауза.
Подрывникам может надоесть так-то в подъезде все время… в особенности зимой. Зимой в подъезде достаточно холодно. Постоят, постоят, и зайдут.
Пауза.
Постоят, постоят, и зайдут как-нибудь.
Пауза.
Хотя, могут и не зайти. Они жгут костры.
Пауза.
Ниночка, скажите, вам не страшно?
Пауза.
Михаил Михайлович? Как-никак вы заметный актер, популярное лицо, не боитесь саперов?
Пауза.
Очевидно, вы теперь заняты? не буду вам мешать.

Затеев уходит.

ДРУНИНА
Яблонскому
Скажи, почему бы тебе не умереть? От любви?
Пауза.
Нет ответа. Прямо как в Томе Сойере.
Пауза.
Как-нибудь подкрался бы, прижался бы как-нибудь сзади, сказал, люблю тебя… как Том Сойер.
Пауза.
Сказал бы, немедленно, просто немедленно убей меня, не могу терпеть этой любовной муки!
Пауза.
Другой муж, бывает, подкрадется сзади, прижмется, просто так скажет, «люблю тебя». Ты же?! никогда.
Пауза.
Вот я могла бы убить себя ради тебя, а ты?
Пауза.
И не вздумай говорить с ней на эту тему, слышишь?

Входит Затеев.

ЗАТЕЕВ
В очередной раз отметил для себя, что дверь у вас настежь, и, представьте себе, мысленно рукоплещу вам!
Пауза.
Вместе с тем, Михаил Михайлович, не могу не заметить, что вы, Михаил Михайлович, общенародное достояние, и мне не кажется логичным этот ваш протест. По крайней мере, он кажется МНЕ не логичным.
Пауза.
Я понимаю, всеобщая депрессия и умственное обнищание достигли того уровня, что протест распространяется как чума. Не щадит ни детей, ни хозяев, ни их бесконечных собак… одна из них укусила меня прямо во сне… у телевизора… телевизионная собака. Ничего удивительного.
Пауза.
Вы же, Миша - здравомыслящий человек. Шахматы изучаете, умеете промолчать!..
Пауза.
С другой стороны, вы правы, друзья мои, тысячу раз правы! Уж лучше одним, как говорится, махом. Будь, что будет, как говорится! Еще припоминается такое выражение – «как оно было так оно и будет».
Пауза.
Будет – не будет, с нас не убудет.
Наиграно смеется.
Не самая удачная шутка, но…
Пауза.
Все это, друзья мои, не - пустяковые фразочки! Далеко не пустяковые! Древние знали, что говорили и, самое главное – умели. Я древних чувствительно уважаю. Древние – это, я вам доложу…
Пауза.
Только что на площадке встретил одного. Стоит с компьютером, на кнопочки нажимает. Лик собачий, взгляд бессмысленный. Того и гляди, укусит за спину. Компьютеры у них! Интернат этот… Коллективный детдом. Да плохо там, в интернате-то! Там – порок! Знаете, где порок гнездится? Там.
Пауза.
Почему все так плохо? Почему тошнит? Почему глаз открывать не хочется? Откуда все эти морды повыскакивали? Откуда? Откуда вся эта чума? Знамо дело. Кнопочки, кнопочки, кнопочки, кнопочки, кнопочки… Знаете, друзья, научиться нажимать на кнопки – это еще не все, далеко не все! А вот вы мне скажите, кто-то из этих бездомных хотя бы раз задался вопросом? - Зачем я это делаю? Отдаю ли я себе отчет в том, что я делаю? и где я в конечном итоге окажусь, все это вытворяя?
Пауза.
А если в трубе, прости Господи?
Пауза.
Интернат не вечен.
Пауза. 
Древние без компьютеров как-то обходились! Да если бы им показали этот самый компьютер, они, больше чем уверен, со смеху умерли бы.
Пауза.
Вообще, я так думаю, посмеяться можно над чем угодно и над кем угодно, а ты попробуй, воздержись! Это - посложнее будет! Это вам – не кнопки нажимать!
Пауза.
А скалить зубы мы все мастаки. Я вот всю жизнь зубоскалил, и где результат? Как не было ничего, так и нет. Хотя и выбрит гладко, и прибран. Не в пример отдельно взятым умникам… с компьютерами.
 
Затеев уходит.
Затеев возвращается альбомом в руках.


ЗАТЕЕВ
Действительно, какая разница, сегодня это случится или завтра? Все там будем. Хоть закрывай дверь, хоть не закрывай. Добрый вечер, Ниночка.
Пауза.
Знаешь, Ниночка, я тут зачем-то древних вспомнил. Я древних обожаю. В прежние времена их на каждом углу можно было встретить. В каждом приличном доме. А сейчас?
Пауза.
Скажу так - напрасно, незаслуженно забыли. Это ещё икнется. Обязательно икнется.
Пауза.
Вижу – накрываете стол. Ожидаете?
Пауза.
Очевидно, я не к месту?

ДРУНИНА
Вы всегда к месту, Артур Аркадьевич.
Пауза.

ЗАТЕЕВ
Не обманываешь старика?
 
ДРУНИНА
Как можно?!
Пауза.

ЗАТЕЕВ
На глазах слезы.
Теперь так привечаете меня только вы, Ниночка.
Пауза.
Кто теперь вспомнит, что еще недавно меня со сцены выносили на руках? Сначала - в зрительный зал… дальше – к страждущим на улице… с рук на руки, с рук на руки… и так дальше, и дальше… цветы, цветы, овации!.. Да что там говорить? в прежние времена престидижитаторы были властителями дум! В прежние времена обманывать как-то не принято было, порицалось. Хотелось многим, иногда просто до зуда в конечностях, а разрешалось только нам. Фокусник был что-то наподобие пророка, мессии!.. А я был лучшим из всех. У меня только в сорок шестом году во время исполнения номера «Переход Суворова через Альпы» бесследно исчезли четырнадцать человек. А в сорок седьмом… не хочу, расплачусь.
 
ДРУНИНА
Вы – наша легенда и спасение, Артур Аркадьевич.

ЗАТЕЕВ
Никому больше не нужен, кроме вас, Ниночка.
Пауза.
Готовитесь?
 
Яблонский чихает.

ЗАТЕЕВ
Верно… правильно. Как это правильно, Михаил Михайлович. Вы мудрый человек, Михаил Михайлович.
Пауза.
Ниночка, я, собственно, вот, что, я вас долго не задержу, буквально на минутку, на одну минуточку. Вот, Нинуля, наткнулся на семейный альбом. Расчувствовался, вспомнил давно ушедших от нас. С гордостью могу доложить - вспомнил практически всех.
Пауза.
Ниночка, здесь все корифеи вашего театра. Я с ними дружил. Точнее так, они дружили со мной. Вы же знаете – я был своего рода Новохудоносором, это был такой древний… к слову сказать, весь покрылся густой шерстью, но его просто обожали…. прости, отвлекся. Вот. Ангелина Федотова, Крыжевич... А ты Крыжевича то застала?

ДРУНИНА
Нет, Артур Аркадьевич, он умер лет за пятнадцать до того, как я пришла в театр.
Пауза.

ЗАТЕЕВ
Зина, он жив!

ДРУНИНА
Как?!
 
ЗАТЕЕВ
Третьего дня встретил его в магазине.
Пауза.
 
ДРУНИНА
Не может быть!
Пауза.

ЯБЛОНСКИЙ
Не отрываясь от шахмат
Ничего удивительного.

ЗИНАИДА
Яблонскому
Ну что ты такое говоришь?
 
ЯБЛОНСКИЙ
Не отрываясь от шахмат
Нужно внимательнее читать.

ЗАТЕЕВ
Что читать, Михаил Михайлович?

ЯБЛОНСКИЙ
А что вы теперь все читаете или делаете вид, что читаете? Писание, Артур Аркадьевич, Писание.

ЗАТЕЕВ
Ну да, ну да… и что там?
 
ЯБЛОНСКИЙ
Они возвращаются.
 
ДРУНИНА
Кто? Ушедшие? прости Господи.

ЯБЛОНСКИЙ
Возвращаются потихоньку. Но исключительно хорошие люди. Подлецов и негодяев просили не беспокоиться. Ваш Крыжевич был хорошим человеком, Артур Аркадьевич?

ЗАТЕЕВ
Крыжевич?! О, Крыжевич был замечательным человеком! В юности перегрызал зубами металлический кабель. Когда умер, у него не обнаружили ни одного больного зуба. Я сейчас хлопочу, чтобы в его честь назвали одну из улиц родного города.
Пауза.
А как он пел «Шумел камыш…»?! Зиночка, ты помнишь? Ах, ты же его не застала! В его исполнении это была самая настоящая песня протеста! Это в те-то времена! Как только затянет, мы немедленно собирались и уходили. Все - и друзья, и родственники, соседи, весь дом уходил. Шли куда глаза глядят. Только бы подальше от этого бархатного голоса. У него был бархатный голос. Боялись. Ареста боялись. Такие времена были. Кому же хочется на Колыму? А он ни черта не боялся. Стало быть, уже тогда предвидел, чувствовал.
Пауза.
Что-то во внешности его было от древних.

ЯБЛОНСКИЙ
Не отрываясь от шахмат.
И древние скоро подтянутся.

ЗАТЕЕВ
Ой, хорошо бы!
Пауза.
Осмелюсь спросить, а Владимир Ильич?

ЯБЛОНСКИЙ
Не отрываясь от шахмат.
А он никуда и не уходил.

ЗАТЕЕВ
Так я и предполагал. Так я и предполагал.
Пауза.
А началось все в аккурат с Крыжевича. Не желаете взглянуть на фотографию, Михаил Михзайлович?..
Пауза.
Ну, как хотите.
Понимаю, не смею отвлекать.
Изучает партию.
Кто побеждает?
Пауза.
Так у вас Лев Яковлевич, осмелюсь заметить, все фигуры на одно лицо.

ЛЕВ
Не отрываясь от шахмат.
Сейчас так играют.

ЗАТЕЕВ
Да?
Многозначительно.
Может быть, может быть…

Затеев направляется к Друниной. Любуется сервировкой.

ЗАТЕЕВ
Неплохая композиция.

ДРУНИНА
Спасибо.
Пауза.
 
ЗАТЕЕВ
Ниночка, хотите я вам помогу? Не могу оставаться равнодушным, когда вижу композицию. Руки так и чешутся.
 
ДРУНИНА
Спасибо, Артур Аркадьевич, если можно – в следующий раз. Ничего не успеваю.
Пауза.

ЗАТЕЕВ
Наверное, Ниночка, вы, как всегда, ждете от меня фокуса?

ДРУНИНА
Не искушайте, Артур Аркадьевич. Честное слово, ничего не успеваю.

ЗАТЕЕВ
Понимаю, понимаю, не смею мешать.
Хватается за сердце.
Ой, Ниночка, что-то мне нехорошо.

ДРУНИНА
Сердце?

ЗАТЕЕВ
Не пойму. Что-то расстроился.

ЯБЛОНСКИЙ
Не отрываясь от шахмат.
Вермут в шкафу.

ЗАТЕЕВ
Изображает замешательство.
Но Ниночке это может не понравиться…

ДРУНИНА
Что вы, Артур Аркадьевич?! Наш дом – уже давно и ваш дом…

ЗАТЕЕВ
Чувствительно благодарен.

Затеев направляется к шкафу.


ЗАТЕЕВ
Вы ангел, Нина Ивановна! Хотите, я превращу вас в настоящего ангела?

ЯБЛОНСКИЙ
Не отрываясь от шахмат.
У меня аллергия на птичье перо.

ЗАТЕЕВ
Уже у цели.
Э-э, нет, Михаил Михайлович, то - совсем другие перья…

Затеев протягивает руки к шкафу…
Входит Зинаида.
 
ЗИНАИДА
Затееву.
Домой!
Пауза.

ЗАТЕЕВ
Зинаиде
Вот зачем ты явилась, несказанная? Что тебе я? Зачем тебе я? Кто призвал тебя? У меня здесь вдохновение, я здесь востребован, я!..

Зинаида берет Затеева за ворот и, не смотря на некоторое сопротивление, уводит.

ЯБЛОНСКИЙ
Жизнь артиста. Не вальс, но марш.

2.2. ИНТ. КВАРТИРА ЯБЛОНСКОГО. ГОСТИНАЯ.
(ДРУНИНА, ЯБЛОНСКИЙ, ЧИКИН, ШОРОХОВ, БУЯНОВ, ГОРОХОВ, ИГУМНОВА, СМЫШЛЯЕВА, СВЕТЛОВИДОВА)


Застолье.
Друнина, Яблонский, Чикин, Шорохов, Буянов, Горохов, Игумнова.
Друнина ухаживает за гостями. 
Чикин что-то шепчет на ухо Яблонскому, судя по выражениям лиц, утешает его, наполняет рюмки одну за другой.
Игумнова погружена в себя. 
Общий шум, иногда смех.

Входит Смышляева и Светловидова. Оживлены, смеются. В руках пакеты. Выгружают снедь на стол. 
 
БУЯНОВ
Вот уже и ананасы поспели.
 
ДРУНИНА
Откуда такое богатство?

СМЫШЛЯЕВА
Артур Янович распорядился.

ДРУНИНА
Вот как?

БУЯНОВ
Жалеет нас отец наш, дай Бог ему здоровья и разума побольше.

ДРУНИНА
А селедочка, роскошь какая - от Сашеньки, Александры Сергеевны.

ЯБЛОНСКИЙ
Пьян.
Саша, горе мое! Подать кинжал!
 
ДРУНИНА
Яблонскому
Цыть!

СВЕТЛОВИДОВА
Друниной
Нина, а что с дядь Мишей?

ДРУНИНА
Кручина, Сашенька. Проигрался в шахматы в дым.
Теперь вот зеленым змием утешается.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Ему же нельзя.

ДРУНИНА
А он и слышать ничего не желает.

ЯБЛОНСКИЙ
Но, Саш! Куда же тебя понесло, Саша, девочка?

ЧИКИН
Разверзлась бездна, звезд полна…

ЯБЛОНСКИЙ
Чикину
Молчи теперь…

СВЕТЛОВИДОВА
Яблонскому
Дядь Миш, миленький, что же ты делаешь?
 
БУЯНОВ
Попробовав селедки.
Нет, это – не селедочка, это полет в стратосферу.

СВЕТЛОВИДОВА
Я люблю готовить.
 
ШОРОХОВ
Пробует селедку.
Удивили, Сашенька, видит Бог! Просто во рту тает.
 
ЯБЛОНСКИЙ
Передразнивает Шорохова. 
«Удивили, Сашенька». Удивила, лучше не скажешь.
Пауза.
Удивляем, удивляем. Смешим и удивляем, удивляем и смешим.
Все никак не можем остановиться.
Слона привели, зачем?

ДРУНИНА
Какого слона, Миша?

ЯБЛОНСКИЙ
Индийского, наверное, откуда мне знать? Собаками стали. Все. Подумать только, что творим?
Зачем?
Суета же, кинжал в грудь…
Закрывает глаза, опускает голову.
 
ЧИКИН
На глазах слезы.
Как сказал!
Лир!
Старый мудрый Лир! Брошенный… брошенный…

ДРУНИНА
Садится к Яблонскому,  поправляет ему волосы.
Чикину.
А ты – старый пень!

ЧИКИН
Да где же пень? Я – вон какой молодец! Нина, ты же знаешь меня много лет. Что же я, по-твоему, так изменился?
 
ДРУНИНА
Да. Ты стал трухлявым пнем. Наверное, светишься по ночам!

ЧИКИН
Обидны слова ваши.

ДРУНИНА
Обидны поступки ваши! Напьетесь, а потом подыхаете!
Пауза.
Ты знаешь, что он после этой вашей голубиной охоты чуть Богу душу не отдал?!
Пауза.
Рвало всю ночь.

ЧИКИН
Никто ему в рот не заливал!

ЯБЛОНСКИЙ
Муравейник ядовитый!

ДРУНИНА
Заливал! Ты! Он тебе отказать не может, а ты и рад стараться! Погубишь дружка-то своего! У него уже один инфаркт был? Второй будет!

ЧИКИН
Недооценка старой гвардии!
 
ШОРОХОВ
Нина, готов свидетельствовать…

ДРУНИНА
Все, хватит!
 
ЧИКИН
Не застольный разговор. Застольный разговор – прежде всего тост! Тост на тост. Следом – тост…

ЯБЛОНСКИЙ
Муравейник, кинжал в грудь по рукоятку!

ДРУНИНА
Чикину
Значит так, слушай меня самым внимательным образом. Если еще раз ты напоишь мне Яблонского, тебе, Чикин, будет плохо, и очень плохо.
Пауза.
Возможен, даже летальный исход.
Пауза.
Я понимаю, что у вас дерби. Не на жизнь, а на смерть. Кто первый дуба даст. Угадала?

ЧИКИН
Ну, что ты такое говоришь?

ДРУНИНА
Рысаки, мать вашу!
Пауза.
Так вот. Я поставила на Яблонского. А потому, если уж смерти одного из вас не миновать, в списке живых я оставляю, извини, друг, Яблонского! Делай соответствующие выводы!
 
ЧИКИН
В недоумении
Ничего не понял! Нет, честное слово, ничего не понял! Нина, ты выпивать-то с нами будешь?
 
ДРУНИНА
Изображает голливудскую улыбку
Ну конечно, Чикин!
Только тело отнесу.
Сволочь!
 
Друнина обнимает Яблонского и уводит его из комнаты.
 
2.3. ИНТ. КВАРТИРА ЯБЛОНСКОГО. ГОСТИНАЯ.
(ДРУНИНА, ЯБЛОНСКИЙ, ЧИКИН, ШОРОХОВ, БУЯНОВ, ГОРОХОВ, ИГУМНОВА, СМЫШЛЯЕВА, СВЕТЛОВИДОВА)

ГОРОХОВ
А мне кажется, Лейде чувствует Островского.

БУЯНОВ
Кто? Лейде?! Да как он может чувствовать Островского, когда по определению бесчувственен сам есмь?! Человек без нервов и заповедей. Басурман.
 
ИГУМНОВА
Неправда. Ему сегодня плохо было.

БУЯНОВ
Кому, Лейде?! Я вас умоляю!

ШОРОХОВ
Между прочим, я обратил внимание, он всегда хватается за сердце с правой стороны.

ИГУМНОВА
Неправда. Вас не было на площадке, Андрей Николаевич, а я все видела. Он действительно сделался белым как бумага.

ШОРОХОВ
Это свет дали соответствующим образом, Людочка.

ИГУМНОВА
Не злитесь, Андрей Николаевич, вам это не идет.
 
ШОРОХОВ
Правда?

ИГУМНОВА
Да. Вы очень нежный и хороший человек.

ЧИКИН
Людочка, вы ошиблись. Это я нежный и хороший человек.
 
Друнина легонько бьет Чикина блюдом по голове. Чикин хватается за голову, кричит страшно и падает замертво.
Аплодисменты.

БУЯНОВ
Браво! Так даже у меня не получится никогда.

Чикин восстает, прикладывает к губам свернутую трубочкой ладонь и издает гортанные звуки.

 
БУЯНОВ
Это ангелы, слышите? наши ангелы трубят! Ура Чикину!

Всеобщее ликование.

2.4. ИНТ. КВАРТИРА ЯБЛОНСКОГО. ГОСТИНАЯ.
(ДРУНИНА, ЯБЛОНСКИЙ, ЧИКИН, ШОРОХОВ, БУЯНОВ, ГОРОХОВ, ИГУМНОВА, СМЫШЛЯЕВА, СВЕТЛОВИДОВА, ЗАТЕЕВ)

 
БУЯНОВ
Светловидовой
Спасибо вам, Сашенька! Вкуснее вашей селедочки в жизни ничего не едал.
 
ДРУНИНА
Саша, берегись его.
 
БУЯНОВ
Кого? Меня? Александра, это - бесполезно. Все одно, лучше меня здесь никого нет. С любой проблемой, в любое время дня и ночи – прошу немедленно ко мне. А в качестве серьезного аргумента в пользу своих слов тут же предлагаю вам лимон. Вы когда-нибудь пробовали лимон?
подает Светловидовой лимон.

СВЕТЛОВИДОВА
Спасибо, что-то не хочется.

БУЯНОВ
Напускная серьезность.
Ну, да ладно, шутки в сторону. Александра Сергеевна, можете вы предельно откровенно ответить мне на один вопрос? Заранее предупреждаю, вопрос - не из легких. Но мне чрезвычайно важно получить на него ответ.

СВЕТЛОВИДОВА
Конечно, Иван Петрович, спрашивайте.

БУЯНОВ
Скажите, Сашенька, вам доводилось встречать собак, обожающих лимоны?

Присутствующие, за исключением Шорохова смеются.


БУЯНОВ
А между тем вы напрасно смеетесь. У меня в приятелях был доберман, который охотно потреблял любые фрукты, включая лимоны и грейпфруты. Честное слово.
Водружает на столе бутылку водки.
Водку почему-то не любил. А что вы, Сашенька, скажете относительно рюмки исконно русского продукта?

СВЕТЛОВИДОВА
Нет, нет Иван Петрович. И вас буду просить отказаться.
Пауза.

БУЯНОВ
Отказаться?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Категорически.
Пауза.
 
БУЯНОВ
От водочки?
 
СВЕТЛОВИДОВА
От водочки.
Пауза.
 
БУЯНОВ
Нет ничего проще.
Прячет бутылку.
Я тоже водку никогда не любил.
Морщится.
Сладкая.
Пауза.
Потом в голове какое – то кружение. Хотя, кружение в голове случается и без нее.
Пауза.
Нет, дело не в головокружении. Позвольте, за что же не люблю-то я ее?
Пауза.
Только что сладкая. Другой причины не вижу, и придумать не могу.

Все, за исключением Шорохова смеются.


ШОРОХОВ
Болтун ты, Ваня. Болтун и есть. Балаболка.

БУЯНОВ
Однако, в отличие от вас, Андрей Николаевич, на иностранные разведки не работал.
 
ШОРОХОВ
Нет в тебе ни понимания, ни благородства.

БУЯНОВ
Тем не менее, обласкан режиссером и любим публикой. А в вас, Андрей Николаевич, говорит черная зависть. Вас публика боялась, как всякого вождя.
Светловидовой
Но огурчик–то, Александра Сергеевна, могу я себе позволить?

СВЕТЛОВИДОВА
Смеется.
Огурчик – можете.

ГОРОХОВ
Не знаю, мне кажется, у нас что–то получается.
 
БУЯНОВ
Вы, Василий Васильевич, всерьез заболели постановкой?
Пробует Горохову лоб.

ГОРОХОВ
Нет, правда. Появляется что-то такое, неуловимое…
Вот, буквально вчера я почувствовал что-то такое…

БУЯНОВ
Это когда тебя заперли?

ГОРОХОВ
Ваня, я серьезно…

БУЯНОВ
А если вам, господин актер, действительно хочется серьезного разговора – это к Андрею Николаевичу, будьте любезны. Он вообще очень серьезный человек.
 
ШОРОХОВ
Немыслимый пустозвон!
И ля-ля-ля, и ля-ля-ля!
Язык сотрешь, чем работать будешь?

БУЯНОВ
А я Андрей Николаевич, преимущественно танцую по жизни. Меня вообще балетные обещали к себе забрать. Вам не предлагали?
Светловидовой.
А создан я был, Александра Сергеевна, как вы уже, наверное, успели заметить – для Гамлета.

СВЕТЛОВИДОВА
Мне понравилось, как вы работаете.
Пауза.
БУЯНОВ
Явно смущен.
Правда?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Честное слово.
 
БУЯНОВ
Наигрывает иронию.
Если представится возможность, пожалуйста, скажите это режиссеру. Кто знает, может быть, это коренным образом переменит мою жизнь?

В комнату робко входит Затеев с альбомом.
Узнан, присутствующие встречают его овациями.
Звучит: «Артур Аркадьевич… К нам… пожалуйста… к нам, к нам…»


ЗАТЕЕВ
Приятная компания. Боже, какая приятная компания!
Между тем, обратно стреляли.
Вы не слышали?
Хотя, может статься, это у меня в голове стреляет?
А что? Вполне.
Пауза.
Вот – наткнулся на любопытнейший альбом с вырезками.
Шорохову
Здравия желаю, Андрей Николаевич.
Альбом с вырезками. Зинаида собирала еще в юности.
Пауза. 
Позвольте пройти в кресло?

Затеев направляется в кресло, усаживается, надевает очки, открывает альбом.
Наступает тишина, все в предвкушении представления.
Чикин подает Затееву водки.
Тот выпивает.


ЗАТЕЕВ
Благодарю покорно. Даст Бог, не последняя.
Так вот.
Альбом называется «Подвижные игры для взрослых».
 
БУЯНОВ
Дурдом.
 
ЗАТЕЕВ
Когда я наткнулся на этот альбом, первоначально подумал, Боже праведный, как это наивно, если не сказать, смешно! Подумал, что же это были за люди, что составляли эти рецепты? и какой была Зинаида в те годы? Какая-то всеобщая лыла, прости Господи! А потом, немножечко остыл, и меня осенило.
Пауза.
О, кажется, стих получился.
Пауза.
Ну, да Бог с ним. Почему же лыла? Очень даже не лыла. Напротив, чистота и радость. Игры-то все светлые!
Шорохову
Слышите, Андрей Николаевич?
Друниной
Игры-то, Ниночка, светлые, жизнеутверждающие.
Вот, послушайте. «Собачки». Все игроки, кроме ведущего, становятся в круг. Ведущий ходит снаружи круга и в какой-то момент дотрагивается до одного из стоящих в кругу. После этого ведущий бежит снаружи круга в одну сторону, а игрок, до которого дотронулись - в другую. Когда они встречаются, то должны встать напротив друг друга на колени и сказать «гав-гав» три раза.
Едва сдерживает смех.
После этого они продолжают бежать. Тот игрок, который занимает пустое место раньше другого, остается на этом месте, а другой становится водящим.
Пауза.
По-моему, очень современная и веселая игра. Игра эпохи перемен. Люди, собаки, всё в движении. Прелесть! Опять же собачки при деле. Кусаться не будут.
Снимает очки.

Аплодисменты присутствующих.
Интерес к Затееву пропадает. Гости возвращаются к застольным беседам.

ЗАТЕЕВ
Шорохову, на фоне общего шума.
Разводные ключи, ножовки, лерки, воротки, одноколонные и двухколонные трубные прижимы, чеки, зажимные призмы, колонны, скобы. Винты, рычаги, плиты и рукоятки, ролики-шаблоны, хомуты и трубы, фитинги, перчатки и горшки. Распродали все!
Пауза.
А, как, позвольте вас спросить, Андрей Николаевич, без тех же горшков сохранить материнство и детство? Надежда на чудо? А откуда ему, позвольте полюбопытствовать, чуду этому взяться?.. Когда престидижитаторы попраны и низложены?!
Пауза.
Но, ничего, мы еще живы. Мы, да саперы! А больше и нет никого.
Пауза.
Да, нас осталось мало, многие замерзли, многие привыкли к алкоголю, но настанет час, Андрей Николаевич, батюшка, и мы очнемся!
Пауза.
Как древние! Как Владимир Ильич! Да вы, как народный артист, сами видите - час настает.
Пауза.
Давайте грянем «Шумел камыш»! Вы знаете слова?

Шорохов не слушает Затеева, беседует о чем-то со Смышляевой.

ЗАТЕЕВ
Друниной
Стал храпеть по ночам.
Пауза.
А Зинаида меня бьет. Ниночка, ты поговорила бы с ней...

ДРУНИНА
Поговорю.
Пауза.

ЗАТЕЕВ
Скажи – бить старика не хорошо.
 
ДРУНИНА
Обязательно.
Пауза.
 
ЗАТЕЕВ
Я бы сам с ней поговорил, но меня она не слушает.
 
ДРУНИНА
Непременно, Артур Аркадьевич.
Пауза.

ЗАТЕЕВ
Я побаиваюсь ее.

ДРУНИНА
Да нет, она – хорошая женщина.
Пауза.

ЗАТЕЕВ
Заколдует меня еще, экстрасенс все же!

ДРУНИНА
Какой же она экстрасенс? На картах гадает, так все женщины гадают. Она вас любит.

ЗАТЕЕВ
Экстрасенс. Зиночка. Я их брата за версту чую. Да она в телевизоре угадывает буквально все. Предсказывает катаклизмы и другие нелепости.
Пауза.
К вам не пускает. Говорит – опасно.

ДРУНИНА
Это она зря.
Пауза.

ЗАТЕЕВ
Она же не знает, что самый опасный человек здесь я.

Друнина смеется.


ЗАТЕЕВ
Что?

ДРУНИНА
До слез рассмешили, Артур Аркадьевич.

ЗАТЕЕВ
Слезы – это хорошо. Это – полезно.
 
ДРУНИНА
Вздыхает.
Когда бы так было на самом деле!
Пауза.

ЗАТЕЕВ
Вообще она обычно молчит, Зинаида моя. Так, отдельные слова. (Пауза.) Давно бы уже ушел от нее, но боюсь.

ДРУНИНА
Зачем же уходить? столько лет вместе прожили!
Пауза.

ЗАТЕЕВ
Мог бы еще молодушку себе найти.

ДРУНИНА
А что с ней делать то, с молодушкой?
Пауза.

ЗАТЕЕВ
А пойдет со мной молодушка?

ДРУНИНА
Забудьте, Артур Аркадьевич!
Пауза.

ЗАТЕЕВ
Ты только скажи, пойдет ли, а я уж тотчас и забуду про нее.
 
ДРУНИНА
Пойдет.

ЗАТЕЕВ
Вот и хорошо. Вот и спасибо тебе, если не лукавишь.
 
ДРУНИНА
Я с вами никогда не лукавлю.
Пауза.

ЗАТЕЕВ
Какая же ты умница, Ниночка!
Пауза.
Все равно не могу забыть.
 
ДРУНИНА
Кого?
 
ЗАТЕЕВ
Молодушку.

ДРУНИНА
К черту вас, Артур Аркадьевич.

ЗАТЕЕВ
Да я сам – черт.
Смеется.

Входит Зинаида.
Затеев встает с кресла и безропотно следует за супругой на выход.

2.5. ИНТ. КВАРТИРА ЯБЛОНСКОГО. ГОСТИНАЯ.
(ДРУНИНА, ЯБЛОНСКИЙ, ЧИКИН, ШОРОХОВ, БУЯНОВ, ГОРОХОВ, ИГУМНОВА, СМЫШЛЯЕВА, СВЕТЛОВИДОВА)
 
На фоне общего шума диалог Смышляевой и Светловидовой.


СМЫШЛЯЕВА
Он совсем не умеет расслабиться. От этого все его проблемы.
Пауза.
Сомневающийся человек. Вида не подает, но он очень, очень сомневается в себе… в окружающих.
Параноик.
Смеется.
Осветители не слышат его, актеры не хотят понять… рабочие заявляются на сцену прямо посреди репетиции. Нарочно.
Пауза.
Затем вдруг является прозрение - ОН сам виноват во всем! Это ОН не умеет правильно объяснить.
Пауза.
Клянет свое косноязычие. Значит нужно владеть искусством оратора! А это не дано! Бормотание дано. А еще взялся сам играть. Клянет самонадеянность… И так - до бесконечности.
Пауза.
Внешне все это выглядит как чудовищная требовательность. А на самом деле это – не требовательность, это – мучительное выдавливание из себя и окружающих некоей истины, которую он чувствует, а сформулировать не может.
Пауза.
Чувствует, что я понимаю что-то про него, побаивается, держит дистанцию.
Пауза.
Боится быть застигнутым врасплох. Как ребенок. В сущности – он и есть ребенок. А я для него, соответственно, мамка.
Пауза.
Это – не то, что должно существовать между взрослым мужчиной и взрослой женщиной.
Пауза.
А знаешь, мне даже нравится моя роль. Во всяком случае, ничего лучшего на сегодняшний день я предложить себе не могу.
Пауза.
Да и не хочу, наверное.
Смеется.
Хотя, нет, хочу! Соврала, конечно, хочу!
 
СВЕТЛОВИДОВА
Чего?

СМЫШЛЯЕВА
Смеется.
В ресторан хочу!
Пауза.
Я знаю, что Неваляшка водил тебя в ресторан. Мы Неваляева Неваляшкой зовем. Еще не доложили?

СВЕТЛОВИДОВА
Смеется.
Доложили.
 
СМЫШЛЯЕВА
А он тебя во дворец к себе еще не звал?

СВЕТЛОВИДОВА
Звал.
 
СМЫШЛЯЕВА
А ты?

СВЕТЛОВИДОВА
Не пошла.
 
СМЫШЛЯЕВА
Испугалась?

СВЕТЛОВИДОВА
Да, наверное.

СМЫШЛЯЕВА
И напрасно. У него там интересно. Мы, кто помоложе, все там побывали.
Смеется.
На экскурсии. Не подумайте дурного.
Пауза.
Ковры, канделябры, угощения. Неваляшка щедрый. Дурак, конечно, но щедрый дурак.

СВЕТЛОВИДОВА
А приставать станет?

СМЫШЛЯЕВА
И что?
И пусть себе пристает.
Как пристанет, так и отстанет.
Что же ты, не знаешь, как с ними управляться?

СВЕТЛОВИДОВА
Смеется.
По-моему, не знаю.
 
СМЫШЛЯЕВА
О-о, девка, чует мое сердце…

СВЕТЛОВИДОВА
Что?
 
СМЫШЛЯЕВА
Да нет, просто так.
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Нет уж, ты говори.

СМЫШЛЯЕВА
Так, мысли разные.

СВЕТЛОВИДОВА
Да говори же ты, не тяни кота. О чем подумала?
 
СМЫШЛЯЕВА
Вот, думаю, что ты еще не потеряна для счастья. Завидую.
Пауза.
Белой завистью.
Пауза.
Пока белой. Мы же еще не начали работать?

Смеются.


СМЫШЛЯЕВА
Что Лейде? Роль пообещал?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Он меня не хочет.
 
СМЫШЛЯЕВА
НЕ ХОЧЕТ?!
Пауза.
Рисуется.
Что ты? Ты для него – подарок. Он же ТЕБЯ учить будет. А ты будешь его слушать.
Пауза.
Будешь? Будешь.
Пауза. 
Будешь с ним купаться в сомнениях, отчаянии. Меня разгрузишь мало-мало.
Смеется.
Вообще для меня все складывается удачно. Ты слушаешься его, он – меня.
Смеется.
В нем есть одно положительное качество – он не помнит зла. Это, согласись, редкое качество для мужчин.
Пауза.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Как Стас?

СМЫШЛЯЕВА
Стас, Стас… Стас – как Стас. Никаких новостей. Самолюбование, самокопание, самоедство и вселенская тоска. Поэт в опале, собственными руками себе организованной. Еще один психически нездоровый человек, я так думаю.
Вообще, в этом плане нашему театру везет. 

СВЕТЛОВИДОВА
А как он относится?..

СМЫШЛЯЕВА
Он знает все. У нас с ним нет секретов друг от друга.

СВЕТЛОВИДОВА
И?..
СМЫШЛЯЕВА
И не обращает на это внимания. Злопамятен, но не ревнив.
Пауза.
Его память вычеркнула меня из реестра зла.
Пауза.
У меня – Лейде, у него тоже кто-то есть.
Пауза.
Хочется надеяться.
Смеется.
Снежное королевство, одним словом.
Пауза. Улыбается.
Так что, недостатка в мужчинах я не испытываю.
А любовь? Для любви нужно быть чуточку глупее.
Смеется.
 
СВЕТЛОВИДОВА
По-моему, ты и не хочешь ее. Боишься.
Пауза.

СМЫШЛЯЕВА
А в эти угодья, Александра Сергеевна, простите, хода нет никому.
Смеется.

2.6. ИНТ. КВАРТИРА ЯБЛОНСКОГО. ГОСТИНАЯ.
(ДРУНИНА, ЯБЛОНСКИЙ, ЧИКИН, ШОРОХОВ, БУЯНОВ, ГОРОХОВ, ИГУМНОВА, СМЫШЛЯЕВА, СВЕТЛОВИДОВА, ЗАТЕЕВ)

ДРУНИНА
Буянову, который о чем-то оживленно беседует с Игумновой.
Ваня, ты хочешь, чтобы Людочка, слушая твои речи, умерла с голоду?

ИГУМНОВА
Ничего, ничего, я все успеваю, голодной не останусь.
Буянову.
Это, Иван Петрович, мой натуральный цвет.

БУЯНОВ
Не может быть!

ИГУМНОВА
Смеется.
На рыжик похожа, да?

БУЯНОВ
В таком случае подскажите, мне чрезвычайно важно знать, а что, рыжим действительно везет?
 
ИГУМНОВА
Смеется.
Представления не имею.
 
БУЯНОВ
Везет, везет. Не хочешь говорить, чтобы не спугнуть удачу.
Пауза.
Я почему интересуюсь-то? Мне в «Мудреце», впервые, заметь, в жизни по роли достался рыжий парик. Может так произойти, что фортуна, обыкновенно пребывавшая ко мне спиной, вдруг обернется, и я смогу увидеть ее прекрасные черты?

ИГУМНОВА
Смеется.
Непременно, непременно обернется, Иван Петрович.

ШОРОХОВ
Вот из-за таких болтунов и погиб театр.

БУЯНОВ
Шорохову.
Да что же вы мне, Андрей Николаевич, сегодня проходу не даете?

ИГУМНОВА
Шорохову.
Он – хороший, Андрей Николаевич.
 
БУЯНОВ
Шорохову.
Во-от!
 
ГОРОХОВ
Подходит к окну.
Скорее бы дождик пошел. Небо хмурится, хмурится, а дождика все нет.
 
БУЯНОВ
Осмелюсь заметить, Васенька, это – не настоящее окно. Это, Василий Васильевич, декорация.

ГОРОХОВ
Для меня нет существенной разницы. Я дождь сердцем чувствую. Когда идет дождь, на душе делается легко. Чувствуешь себя совсем другим, обновленным. Как будто детство вернулось.
 
БУЯНОВ
А когда дождя нет, ты, стало быть, представляешься себе таким удрученным опытом стареющим волком?

ГОРОХОВ
Это ты, Ваня, глупость сказал.

БУЯНОВ
Не исключено, звезд с неба и не хватаю, но извилин имею достаточно, дабы заметить, что со старым волком тебя, Вася, роднит только одно – отсутствие клыков. Вот Андрей Николаевич, к примеру, действительно старый волк, и отрицать это бессмысленно, однако же - его клыки на месте, как и семьдесят лет тому назад, а по моим наблюдениям, с годами они сделались еще крепче и острее.

ШОРОХОВ
Что верно, то верно. В отличие от многих лиц своего возраста, смело могу заявить, что знаю секрет долголетия. И, если оный понадобится кому-нибудь, смогу поделиться.

ДРУНИНА
Поделитесь, Андрей Николаевич.
 
ШОРОХОВ
Тебе–то это зачем, Нина?
 
ДРУНИНА
Мне – для Яблонского.

ИГУМНОВА
Андрей Николаевич, расскажите.

БУЯНОВ
И здесь настал его звездный час!

ШОРОХОВ
То, что я вам теперь скажу, может показаться вам парадоксом, однако же секрет моего долголетия – в следующем. Я никого не любил.
Пауза.
Да, да, все эти годы, с самого, пожалуй, раннего детства никого не любил.
Пауза.
Конечно же, я не признавался в этом. И как было можно? Люди буквально помешаны на чувствах. Только и разговоров, что о любви. Да от меня бы отвернулись и дело с концом. Однако же про себя всегда знал, - Я не люблю.
Пауза.
Вот вам и весь рецепт.
Пауза.
В тех местах, где прошла моя молодость, на что намекал опекаемый вами забулдыга и хулиган Ванька Буянов…

БУЯНОВ
Но - но…

ШОРОХОВ
Так вот, в тех прекрасных, но, подчас, суровых местах я наблюдал множество отчаянных судеб с неизменно печальным финалом. И все эти мертвые лица, точнее посмертные маски… то, во что лица на морозе превращались мгновенно, безо всякого гипса… так вот, эти посмертные маски обязательно хранили в своих чертах признаки чувства… читай, слабости.
Пауза.
Ревность, влюбленность… жалость… да, да, сострадание, жалость… на лбу, в уголках рта… все, все это – тропинки смерти.
Пауза.
Это, конечно дар, то, что я с детства был бесчувственным.
Пауза.
В юности я, пожалуй, расстраивался по этому поводу. А как же? Мои сверстники, когда никто не видел, рвали с клумб цветы, бродили под окнами ночи напролет, сочиняли стихи, я же в это время крепко спал.
Пауза.
Однако прошло совсем немного времени, и я, еще совсем молодой человек, сумел оценить свое преимущество.
Пауза.
Нелюбовь помогает переносить боль. Унижение. Помогает увидеть цель. Не ложную - истинную цель. Помогает достойно встретить старость, наконец.
Пауза.
Вот вам и весь секрет. Вот вам и зубы целы.
Пауза.
 
ДРУНИНА
Чудовищно!
Пауза.
То, что вы говорите – чудовищно, Андрей Николаевич. Я не верю вам.

ДУБИНИН
И напрасно, Нина Ивановна. Андрей Николаевич искренен.

ДРУНИНА
А я не верю.
Пауза.
Признайтесь, Андрей Николаевич, рассуждая таким образом вы боретесь с одиночеством?

ШОРОХОВ
Ни в коем разе. Я с одиночеством никак не борюсь. Не боролся никогда и теперь не борюсь.
Пауза.
 
СМЫШЛЯЕВА
А сколько у вас было жен, Андрей Николаевич?

ШОРОХОВ
Эта информация сокрыта. Жен у меня не было. В худшем случае одна. Как говорится, для прессы и парткома. Информация сокрыта.

СМЫШЛЯЕВА
Ну, пожалуйста, Андрей Николаевич.

ШОРОХОВ
Четыре. И все, к слову сказать, испытывали ко мне чувства.

БУЯНОВ
Здесь, предположим, Андрей Николаевич немножечко загибает.
 
ШОРОХОВ
Не загибает. Все четыре жены были влюблены в меня как кошки. Все до одной. У каждой в медальончике хранилась прядь моих волос и фотография. И всех я пережил.
Пауза.
И одному Господу известно, сколько я еще проживу. Потому что чувствую я себя бесповоротно молодым. Любые тексты запоминаю легко. Третьего дня фехтовал.
 
ЧИКИН
Пари. Пари, господа! Дорогой Андрей Николаевич, берусь без ваших иезуитских премудростей, в обожании, страсти и нежности прожить дольше вашего.
Пауза.
 
ШОРОХОВ
Как ты сказал?

ЧИКИН
Презрев волчью вашу философию, берусь прожить дольше вашего.
Пауза.
В любви и нежности.

ШОРОХОВ
Не проживешь.
ЧИКИН
А вот и проживу.
Пауза.

ШОРОХОВ
Не проживешь.

ЧИКИН
Проживу.
Пауза.
 
ШОРОХОВ
Глуп ты, братец.
ЧИКИН
А вот это уже тяжелая артиллерия. Это уже серьезный аргумент. Против такого аргумента я – пас.

Все, за исключением Шорохова смеются.


ЧИКИН
И что это все сегодня дурачить меня взялись?

ДРУНИНА
Чикину
Паша, прости, что касается меня, я - не со зла.
Пауза.
Паша, я теперь при всех скажу – ты великий актер, Паша.

ЧИКИН
Испугалась гнева моего?

СМЫШЛЯЕВА
Шорохову
Андрей Николаевич, а зачем вы женились?

БУЯНОВ
Интимная жизнь патриарха хранит множество тайн.
 
ШОРОХОВ
Смышляевой.
А вот на этот вопрос я, пожалуй, и не знаю ответа. Надо подумать.
 
БУЯНОВ
Подумайте Андрей Николаевич, непременно подумайте, крепко подумайте. Жаль, что задумаетесь вы об этом немного поздно. Загубленных душ уж не вернешь.
 
ШОРОХОВ
Это ты о женах, проходимец?

БУЯНОВ
О женах, любовницах, подругах.
 
ШОРОХОВ
А кто сказал тебе, что их души загублены? Все они умирали своей смертью…

БУЯНОВ
Ой ли?

ШОРОХОВ
Что такое?!
Их вскрывали.
По моему настоянию.
Каждую. Никаких признаков насильственной смерти.

БУЯНОВ
Умелец.
 
Все, за исключение Шорохова, смеются.

ШОРОХОВ
Они умирали своей смертью и в любви.
Пауза.
Чувств их я не отнимал.
Пауза.
Относился к ним с уважением.
Пауза.
Случалось, и ухаживал, когда обстоятельства того требовали. А чего же больше надобно человеку? Все эти ваши сантименты, по сути, гроша ломаного не стоят.

ЧИКИН
Макиавелли!
 
Все, за исключением Шорохова смеются.


СМЫШЛЯЕВА
А знаете, у Андрея Николаевича честная позиция. И я его, кажется, понимаю.
Пауза. Берет под руку Светловидову.
А вот вам, Андрей Николаевич, очередная жертва. Хороша собой.
Пауза.
Сашенька. С недавних пор пребывает в состоянии развода.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Не нужно, Лика, это нехорошо.
Пауза.
 
СМЫШЛЯЕВА
Да, это я что-то не того… расчувствовалась. С чего бы?
Пауза.

ШОРОХОВ
Светловидовой
А я, Саша, безо всякого смеха, сразу обратил внимание на то, что вы обладаете незаурядными способностями.

БУЯНОВ
Пошло – поехало. Всё! Пропала, тетка.

Все, за исключением Шорохова смеются

 
ШОРОХОВ
Смех, замечу, отнюдь не продлевает жизнь. Особенно, когда это – смех без причины.
Пауза.
Вы, действительно, заходите ко мне, Саша. Мне доставит большое удовольствие говорить с вами.
 
Взрыв смеха.


ШОРОХОВ
Я - не то, что эти олухи.
 
Взрыв смеха.


ШОРОХОВ
У меня есть хороший кофе.

Взрыв смеха.


ШОРОХОВ
И коньячок имеется.

Смех до изнеможения.
Пауза.

ДРУНИНА
Нет, так смеяться нельзя. Можно и умереть.
Пауза.

СМЫШЛЯЕВА
А мне, после такого смеха почему-то всегда грустно.

ИГУМНОВА
И мне. Я вообще безо всяких причин могу заплакать.
Пауза.
Я вообще часто плачу.
Пауза.

На цыпочках входит Затеев с альбомом, выпивает, садится в кресло.


ГОРОХОВ
У окна.
Все перемелется.

БУЯНОВ
Горохову
Вась, ты что, не пьешь что ли? Что с тобой?

ГОРОХОВ
Пью.
Пауза.
 
Смышляева и Светловидова подходят к окну, закуривают.

ДРУНИНА
Буянову
Ванечка, сделай мне массаж. У тебя так хорошо получается. Руки золотые.

СМЫШЛЯЕВА
Лапищи, как у медведя.

Буянов подходит к Друниной и принимается массировать ей шею.

ДРУНИНА
Зажмуривается от удовольствия.
Ах, по всей видимости, я создана для страданий. И все мне - камушки. И все-то у меня – не слава Богу.
Пауза.

ШОРОХОВ
Есть такие люди, созданные для страданий. Они – не редкость, я часто встречал их.

ДРУНИНА
Вот и в лотерею я никогда не выигрывала. Даже в транспорте, не поверите, за всю жизнь ни разу не попалось счастливого билета.
 
ЧИКИН
Высокая болезнь. Драма.
Пауза.
 
ГОРОХОВ
А вам хочется дождя, Нина Ивановна?
 
ДРУНИНА
Очень, Васенька, очень. А еще Нового года хочется. Елки, запаха мандаринов, бенгальских огней…
Пауза.

ГОРОХОВ
Я просто убежден, вся наша жизнь – ожидание дождя, дождя или снега, свежести.
Пауза.
Вот вам и вся загадка русской души.

ШОРОХОВ
Я вижу иначе…

ДРУНИНА
Андрей Николаевич, дорогой, полноте вам…

ШОРОХОВ
Мне представляется, что ваша, не наша, как вы изволили выразиться, а именно ваша жизнь – не что иное, как ожидание конфетти. Не дождя, не снега, Вася, а конфетти.
Пауза.
Ты меня прости, но ливня-то настоящего ты отродясь не видел. И не пошли тебе Господь увидеть.
Пауза.
Все вам пестроты подавай. Халвой мы вас перекормили, вот что.
Пауза.
Нас от этих сладостей времечко уберегло, а на вас отыгралось.
Пауза.
Вы все больны диатезом.
Пауза.
Детство -то, вроде бы, закончилось, а вы все ждете, когда это с неба цветные кружочки посыплются. И невдомек вам, что хлопушка напугать может.
 
ЧИКИН
Ну, все, Андрей, довольно уже!

ШОРОХОВ
А что такого нового я сказал?!
Долгая пауза.

ДРУНИНА
Совсем тихо стало.
Пауза.
 
Игумнова, покачиваясь, поднимается из-за стола, подходит к окну.
 
ИГУМНОВА
Смышляевой
Ненавижу тебя, Лика! Ненавижу!
Светловидовой.
И вас ненавижу! Я вас хорошо еще не знаю, но уже ненавижу!
Пауза.
Не удивляйтесь, Александра, здесь все ненавидят друг – друга! Такое страшное место! Лес!
Пауза.
И волки!
Пауза.
Как в сказке!
Пауза. Смышляевой.
А ты будь готова, бывшая подруга, мать режиссера.
Пауза.
Я… сперва покончу с собой!.. Затем покончу с тобой!
Пауза.
И только пото-о-ом с ним!
Пауза.
Так можешь ему и передать!
Пауза.
Ему мучиться дольше всех.
Пауза.

Игумнова раскланивается.
Пауза.
Аплодисменты.
Смех.


БУЯНОВ
Задыхаясь от смеха.
Вася, ты слышал?!
 
ГОРОХОВ
Отстань! Я размышляю.
Пауза.
 
ИГУМНОВА
Смышляевой.
Не бойся, подруга, я не буйная! Но я коварная!
Громко.
Предупреждаю всех! Чтобы разговоров позже не было. Казнь будет происходить в следующей последовательности…

СМЫШЛЯЕВА
Ты уже сообщила, Людочка.
Пауза.
 
ИГУМНОВА
Да?

СМЫШЛЯЕВА
Да.
Пауза.
 
ИГУМНОВА
И что?
 
СМЫШЛЯЕВА
Многие смеялись.
Пауза.
 
ИГУМНОВА
Правда?

СМЫШЛЯЕВА
Правда.
Пауза.

ИГУМНОВА
Выходит, в сущности, не такая уж я и плохая актриса.

Игумнову тошнит. Она закрывает рукой рот и устремляется к выходу.

СМЫШЛЯЕВА
Горохову
Вася, проводи Людочку.

ГОРОХОВ
Слушаюсь!
Следует за Игумновой.
Людочка, мне нужно с вами говорить!
Пауза.
 
ЗАТЕЕВ
Или вот. «Гонки шимпанзе».
Пауза.
Все игроки разделяются на две команды. Задача игроков – преодолеть препятствие в позе шимпанзе, то есть игроки наклоняются и держатся руками за щиколотки. Тот, кто отпустил руки, начинает с самого начала. Побеждает та команда, которая первой справится с этой дистанцией.

2.7. ИНТ. КВАРТИРА ЯБЛОНСКОГО. ГОСТИНАЯ.
(ДРУНИНА, ЯБЛОНСКИЙ, ЧИКИН, ШОРОХОВ, БУЯНОВ, ГОРОХОВ, ИГУМНОВА, СМЫШЛЯЕВА, СВЕТЛОВИДОВА, ЗАТЕЕВ, УШАКОВ)

На фоне общего шума беседа Шорохова и Светловидовой.

ШОРОХОВ
Я, Саша, давно всматриваюсь в вас.

СВЕТЛОВИДОВА
Что так?

ШОРОХОВ
Пытаюсь определить… но вы довольно закрыты.

СВЕТЛОВИДОВА
Что же вы пытаетесь определить?

ШОРОХОВ
Пытаюсь определить, хорошо ли вы танцуете?

СВЕТЛОВИДОВА
Разве можно определить, не совершив тур?

ШОРОХОВ
Отчего же не определить, когда богатый опыт?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Мне говорили, что вы хорошо танцуете, Андрей Николаевич.

ШОРОХОВ
Ну, знаете, сказать могут разное.

СВЕТЛОВИДОВА
Но это же правда?
 
ШОРОХОВ
Улыбается.
Бесспорно!
Пауза.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Я в детстве занималась в балетной студии.
 
ШОРОХОВ
Что – о – о?!
Хватается за сердце.
ВЫ ЗАНИМАЛИСЬ В БАЛЕТНОЙ ШТУДИИ?

СВЕТЛОВИДОВА
Улыбается.
У нас в школе все девочки занимались.
Пауза.
 
ШОРОХОВ
Вы не обманываете меня?

СВЕТЛОВИДОВА
Да нет же.
Пауза.

ШОРОХОВ
В связи с этим, мне хотелось бы…

СВЕТЛОВИДОВА
Так в чем же дело?

ШОРОХОВ
Буянову
Иван! Немедленно вальс!
 
Буянов на наигрывает вальс.
Входит Ушаков.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Не верит своим глазам.
СТАС!
Бежит к нему, бросается на шею.
УШАКОВ!

3 акт.

ВАЛЬС
3.1. ИНТ. БАЛЬНАЯ ЗАЛА. КОНЕЦ XIX ВЕКА.
(ДРУНИНА, ЯБЛОНСКИЙ, ЧИКИН, ШОРОХОВ, БУЯНОВ, ГОРОХОВ, ИГУМНОВА, СМЫШЛЯЕВА, СВЕТЛОВИДОВА, ЗАТЕЕВ)
Звучит буяновский вальс уже в симфоническом исполнении.

БАЛ. ТЕ ЖЕ ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА И МАССОВКА В ОБРАЗАХ И КОСТЮМАХ XIX ВЕКА
 
В луче прожектора Светловидова в бальном платье и Шорохов в костюме морского офицера танцуют.
Присутствующие заворожено смотрят на них.
 
4 акт.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ. ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ.

4.1. ИНТ. СЦЕНА. СПЕКТАКЛЬ. ДЕКОРАЦИИ  ВТОРОГО ДЕЙСТВИЯ.   
(БУЯНОВ, ШОРОХОВ, УШАКОВ, ЧИКИН, ГОРОХОВ, СВЕТЛОВИДОВА, СМЫШЛЯЕВА, ЛЕЙДЕ)

НА СЦЕНЕ ИВАН ПЕТРОВИЧ БУЯНОВ (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ ЕРАСТА ГРОМИЛОВА, ТРАГИКА), АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ШОРОХОВ (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ ДУЛЕБОВА), СТАНИСЛАВ УШАКОВ (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ ВЕЛИКАТОВА), ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ ЧИКИН (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ БАКИНА), ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОРОХОВ (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ ВАСИ). 

БАКИН
Это прекрасно; так их и надо учить, вперед умнее будут. Я в кассу заходил, справлялся; сбору четыр-надцать рублей.

ВАСЯ
Капитал небольшой-с. Еще завтра поторгуют утром да вечером; оно и понаберется.

БАКИН
Сто рублей. Больше не будет.

ВАСЯ
И то деньги-с.

БАКИН
Не велики. Ведь, чай, и должишки есть, за тряпочки за разные. Без этого актрисы не живут.
Васе.
Вам не должна?

ВАСЯ
Мы в кредит не отпускаем-с.

БАКИН
Скрываете. Я это люблю, это очень приятно, когда общественное мнение так дружно высказывается.
Великатову.
Как вы полагаете?

ВЕЛИКАТОВ
Совершенно согласен с вами.

БАКИН
Она в лице князя оскорбила наше общество; а общество платит ей за это равнодушием, дает ей понять, что оно забыло о ее существовании. Вот когда придется ей зубы на полку положить, так и выучится приличному об¬хождению.

ВАСЯ
Чем же госпожа Негина оскорбила его сиятель¬ство?

БАКИН
Да вы знаете князя Ираклия Стратоныча? Вот он!

ВАСЯ
Как же нам не знать-с, и кто ж в наших палестинах не знает их сиятельства!

ДУЛЕБОВ
Да, мы с ним знакомы давно, я еще и отца его...

БАКИН
Васе
Значит, вы знаете, что это за человек? Это человек в высшей степени почтенный, это наш аристарх, душа нашего общества, человек с большим вкусом, умеющий хорошо пожить, человек, любящий искусство и тонко его понимающий, покровитель всех художников, артистов, а преимущественно артисток...
 
ДУЛЕБОВ
Не довольно ли?

БАКИН
Каждому по заслугам, князь. И кроме того, человек щедрый, гостеприимный, отличный семьянин. Господа, заметьте это! Это редкость в наше время. Ну, одним словом, человек почтеннейший во всех отношениях. Так я говорю?

ВАСЯ
Точно так-с.

БАКИН
Великатову
Кажется, тут двух мнений быть не может?

ВЕЛИКАТОВ
Совершенно с вами согласен.

БАКИН
И этот, господа, почтеннейший во всех отно-шениях человек и отличный семьянин пожелал осчастливить своей благосклонностью девицу и именно Негину. Что тут дурного, я вас спрашиваю. Он очень учтиво говорит ей: «Хотите, душенька, итти ко мне на содержание?» А она изволила обидеться и расплакаться.

ДУЛЕБОВ
Нет, уж, Григорий Антоныч, оставьте, сделайте одолжение!

БАКИН
Почему же, князь?

ДУЛЕБОВ
Вы когда начнете хвалить кого-нибудь, так у вас выходит, что почтенный во всех отношениях человек оказывается совсем непочтенным.

БАКИН
Как вам угодно. Я не знаю... я всегда говорю правду. Позвольте, князь, я продолжу немножко. Так, из-волите видеть, госпожа Негина обиделась. Ей бы и в голову не пришло обижаться, по крайней мере своим умом ей бы никак до этого не дойти, потому что, в сущности, тут для нее нет ничего обидного. Оказывается постороннее влияние.

ДУЛЕБОВ
Да, я слышал.

БАКИН
У этой барышни нашелся наставник студент; значит, дело объясняется просто.

ДУЛЕБОВ
И в театр проникли.

БАКИН
Знали бы свое дело, резали бы собак да лягу¬шек; а то вздумали актрис просвещать. Ученая пропаганда между актрисами — дело опасное; против нее надо принять неотложные меры.

ДУЛЕБОВ
Конечно.

БАКИН
Ну, как они просветят их в самом деле, — куда ж нам тогда с князем деться?

ДУЛЕБОВ
Ну, уж довольно; прошу вас!

БАКИН
Извольте, я кончил.
Великатову.
Вы, ка¬жется, хотели уехать сегодня?

ВЕЛИКАТОВ
Не всегда можно рассчитывать навер¬ное. Я действительно хотел уехать сегодня; но теперь мне представляется одна операция, на которую я прежде не рассчитывал.

БАКИН
Нажива манит?

ВЕЛИКАТОВ
Это дело рискованное: можно и нажить, а очень легко и потерять.

БАКИН
Хорошо бы сегодня поужинать вместе.

ВЕЛИКАТОВ
Что ж, я не прочь.

БАКИН
Князь, как вы?

ДУЛЕБОВ
Да, пожалуй, поедемте.

БАКИН
Сойдемся здесь по окончании спектакля, да и поедем куда-нибудь! Теперь что там? Дивертисмент?

ВАСЯ
Рассказчик какой-то рассказывает.

ДУЛЕБОВ
Что ж, пойдемте посмеемтесь.

БАКИН
Коли есть чему, прибавьте, князь.

Бакин, Дулебов и Великатов уходят.

ТРАГИК
Где мой Вася?

ВАСЯ
Подходя
Здесь Вася. Что тебе?

ТРАГИК
Где ты, братец, пропадаешь?

ВАСЯ
Да тебе что нужно-то от меня, говори скорее!

ТРАГИК
Что нужно! Уважение нужно. Разве ты своей обязанности не знаешь?

ВАСЯ
Ну, подожди немножечко; уважу. Ведь уж долго ждал, так немножко-то подождать можешь. Я пойду рас¬сказчика послушаю: все наши там. Ну, будь друг, не держи меня!

ТРАГИК
Ступай! Я благороден.
Вася уходит.

Со сцены выходят Негина, Смельская и Мелузов; у него на руке плед и накидка Негиной.

4.2. ИНТ. СЦЕНА. СПЕКТАКЛЬ. ДЕКОРАЦИИ  ВТОРОГО ДЕЙСТВИЯ.   
(БУЯНОВ, ШОРОХОВ, УШАКОВ, ЧИКИН, ГОРОХОВ, СВЕТЛОВИДОВА, СМЫШЛЯЕВА, ЛЕЙДЕ, ЖОРЖ, МАССОВКА)

НА СЦЕНЕ ИВАН ПЕТРОВИЧ БУЯНОВ (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ ЕРАСТА ГРОМИЛОВА, ТРАГИКА), АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВНА СВЕТЛОВИДОВА (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ НЕГИНОЙ), АНЖЕЛИКА СМЫШЛЯЯЕВА (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ СМЕЛЬСКОЙ), АРТУР ЯНОВИЧ ЛЕЙДЕ (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ МЕЛУЗОВА), ЖОРЖ (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ ЛАКЕЯ). 

СМЕЛЬСКАЯ
Да, Саша, твое положение очень не¬приятное, я понимаю; только я тут ни в чем не виновата. Ах, Саша, и я в большом затруднении.

НЕГИНА
Не может быть, какие у тебя затруднения! Я не верю. Тебе так легко, хорошо живется на свете.

СМЕЛЬСКАЯ
А вот видишь...
Отводит Негину к сто¬роне
За мной очень ухаживает князь.

НЕГИНА
Так что ж! Уж это твое дело.

СМЕЛЬСКАЯ
Конечно, мое дело, я это знаю; но мне и Великатова не хочется упустить.

НЕГИНА
с некоторым волнением
А разве Великатов тоже за тобой ухаживает?

СМЕЛЬСКАЯ
Он странный какой-то: каждый день бывает у меня, исполняет все мои желания, а ничего не го¬ворит... Он робок, должно быть. Ведь бывают такие харак¬теры. Как мне теперь поступить, уж я и не знаю. Показать князю холодность — наживешь врага; а Великатов, пожа-луй, уедет завтра, и его потеряешь. Любезничать с князем будет и неблагодарно с моей стороны, да и Великатов мне гораздо больше нравится.

НЕГИНА
Еще бы! Конечно... Кому он не понравится!

СМЕЛЬСКАЯ
Ты находишь? А что я узнала про него! Ведь у него миллионное состояние; он только прикиды¬вается таким простым. Уж и не знаю, что мне делать. По¬веришь ли, Саша, измучилась.

НЕГИНА
Я ведь ничего не понимаю в этих делах; спроси вон Петра Егорыча.

СМЕЛЬСКАЯ
Что ты! А он-то что понимает? Он бу¬дет городить свою философию; нужно очень. И ты, милая Саша, напрасно его слушаешь! Не слушай, не слушай ты его, коли добра себе желаешь. Он тебя только с толку сби-вает. Философия-то хороша в книжках; а он поживи-ка, по¬пробуй, на нашем месте! Уж есть ли что хуже нашего жен¬ского положения! Ты домой, так пойдем!

НЕГИНА
Мне бы хотелось поговорить с Гаврилом Петровичем, я его дожидаюсь.

СМЕЛЬСКАЯ
Так и я подожду.
Подходят к Мелузову, который смотрит на Трагика.

ТРАГИК
поднимая голову, Мелузову
Кто ты такой? Зачем ты здесь?

НЕГИНА
Он со мной пришел.

ТРАГИК
Александра Николавна!.. Саша! Офелия! Зачем он здесь?

НЕГИНА
Это мой жених, мой учитель.

ТРАГИК
Учитель! Чему же он тебя учит?

НЕГИНА
Всему хорошему.

ТРАГИК
Мелузову
Ну, поди сюда!
 
Мелузов подходит.

ТРАГИК
Давай руку!

Мелузов подает руку.

ТРАГИК
Я сам тоже учитель, да, учитель. Что ты на меня смот¬ришь? Я учу богатого купца.

МЕЛУЗОВ
А позволено ли мне будет спросить?..

ТРАГИК
Спрашивай!

МЕЛУЗОВ
Чему, например, вы учите?

ТРАГИК
Благородству.

МЕЛУЗОВ
Предмет серьезный.

ТРАГИК
Я думаю, да-с... я думаю. Это не то, что твоя география какая-нибудь. Значит, мы с тобой учителя, ну, и прекрасно. По этому случаю пойдем в буфет, выпьем, и, разумеется, на твой счет.

МЕЛУЗОВ
Ну, уж извините! На этом поприще я вам не товарищ, я не пью.

ТРАГИК
Саша, Саша! Александра! К нам, к арти¬стам, в храм муз, кого ты водишь с собой!

МЕЛУЗОВ
Да пойдемте! Вы будете пить вино, а я стакан воды выпью.

ТРАГИК
Пошел ты к чорту! Уберите его!
Опускает голову
Где мой Вася?

Входят Дулебов, Великатов, Бакин, Вася, за ним лакей
из буфета с бутылкой портвейна и рюмками; несколько лиц из публики, которые остаются в глубине сцены.

4.3. ИНТ. СЦЕНА. СПЕКТАКЛЬ. ДЕКОРАЦИИ ВТОРОГО ДЕЙСТВИЯ.   
(БУЯНОВ, ШОРОХОВ, УШАКОВ, ЧИКИН, ГОРОХОВ, СВЕТЛОВИДОВА, СМЫШЛЯЕВА, ЛЕЙДЕ, НЕВАЛЯЕВ, ЖОРЖ, МАССОВКА)

НА СЦЕНЕ АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВНА СВЕТЛОВИДОВА (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ НЕГИНОЙ), АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ШОРОХОВ (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ ДУЛЕБОВА), АНЖЕЛИКА СМЫШЛЯЯЕВА (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ СМЕЛЬСКОЙ), АРТУР ЯНОВИЧ ЛЕЙДЕ (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ МЕЛУЗОВА), ИВАН ПЕТРОВИЧ БУЯНОВ (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ ЕРАСТА ГРОМИЛОВА, ТРАГИКА), ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОРОХОВ (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ ВАСИ), ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ ЧИКИН (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ БАКИНА), АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕВАЛЯЕВ (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ МИГАЕВА), СТАНИСЛАВ УШАКОВ (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ ВЕЛИКАТОВА), ЖОРЖ (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ ЛАКЕЯ). 

Дулебов садится на скамейку с правой стороны, с ним рядом садятся: Смельская, неподалеку от них Мелузов и Негина; к ним подходят с левой стороны Великатов и Бакин. Трагик сидит в прежнем положении, к нему подходят Вася и лакей из буфета, который ставит бутылку и рюмки на стол и отхо¬дит к стороне. Публика частью стоит, а частью садится за столики в глубине. Потом Мигаев.

ВАСЯ
Трагику, наливая рюмку вина
Покорнейше прошу, пожалуйте!

ТРАГИК
Не проси, и так выпью. К чему много слов: «Покорнейше прошу, пожалуйте!» Скажи: пей! Видишь, как просто всего только одно слово; а какая мысль глубокая.

Из театра выходит Мигаев.

НЕГИНА
Гаврило Петрович, пожалуйте сюда!

МИГАЕВ
подходя к Негиной
Что вам угодно?

НЕГИНА
На сцене вы всё бегали от меня; я желаю теперь поговорить с вами здесь, при посторонних.

МЕЛУЗОВ
Да, интересно будет выслушать от вас мо¬тивы ваших поступков.

МИГАЕВ
Каких поступков-с?

МЕЛУЗОВ
Вы назначили бенефис Александры Николавны в самом конце ярмарки.

МИГАЕВ
Самое лучшее время-с. По контракту я обя¬зан дать бенефис госпоже Негиной во время ярмарки; но там не сказано, в начале или в конце; это уж мое дело-с.

МЕЛУЗОВ
Вы стоите на почве закона; это я понимаю. Но, кроме закона, существуют еще для человека нравствен¬ные обязанности.

МИГАЕВ
Это какие же такие-с, и к чему весь этот разговор?

МЕЛУЗОВ
А вот послушайте: вы отодвинули бенефис до последнего дня, поздно выпустили афиши и не дали Александре Николавне сыграть перед бенефисом. Это ваши поступки.

МИГАЕВ
Точно так-с.

МЕЛУЗОВ
Но Александра Николавна этого не за¬служила, потому что в продолжение ярмарки доставляла вам всегда полные сборы, чего другие не делали. Вот и по-трудитесь оправдать свое поведение.

ТРАГИК
Ефиоп!

МИГАЕВ
Сколько мне известно, вы у нас в театре не служите; а посторонним я в своих делах отчета не даю-с.

ДУЛЕБОВ
Разумеется. Что за допрос! Он хозяин в театре, он поступает, соображаясь с своими расчетами и выгодами.

МЕЛУЗОВ
Тем не менее, такие поступки называются неблаговидными, и господин, позволяющий себе подобный образ действий, не имеет права считать себя честным чело¬веком. О чем я и имею честь объявить вам перед публикой. И затем мы считаем себя удовлетворенными.

МИГАЕВ
Как вам угодно-с, как вам угодно-с, мне все равно. У публики вкусы разные, на всех не угодишь: вам мои поступки не нравятся, а князь их одобряет.

МЕЛУЗОВ
Какое мне дело до князя! Нравственные-то законы для всех одинаковы.

Мигаев подходит к князю.

БАКИН
Вот охота людям даром терять красноречие, проповедывать Мигаеву об честности! Уж это очень наивно. Честность он давно считает предрассудком, и для него раз¬ницы между честным и бесчестным поступком не суще¬ствует, пока его не побили. А вот плюхи две-три влетит, тогда он задумается: должно быть, мол, я какую-нибудь мерзость сделал, коли меня бьют.

ТРАГИК
Да и влетит, и дождется, уж это я ему давно пророчу.

МИГАЕВ
подойдя к Негиной
Значит, вы, госпожа Негина, изволите быть на меня в претензии?

НЕГИНА
Конечно. И вы еще спрашиваете.

МИГАЕВ
В таком случае, что же вас заставляет слу¬жить у меня? Контракт ваш кончается.

НЕГИНА
Да, но ведь вы сами просили, чтоб я его возобновила.

МИГАЕВ
Извините, передумал-с. По требованию пуб¬лики, должен на ваше место пригласить другую артистку.

Негина стоит в изумлении.

ТРАГИК
Офелия, удались от людей! Негина. Вы должны были предупредить меня зара¬нее; у меня были приглашения от других антрепренеров; я всем отказывала, я верила вашему слову.

МИГАЕВ
Словам-то вы напрасно верите. Мы за каж¬дое свое слово отвечать никак не можем, — мы зависим от публики и должны исполнять ее желания.

НЕГИНА
Куда же мне теперь, я и не знаю; вы меня поставили в такое положение...

МИГАЕВ
Виноват-с. С другой бы артисткой я так и не сделал; но вы такой талант, для вас никакого ущерба не будет, вас везде примут с радостью.

НЕГИНА
сквозь слезы
Вы еще смеетесь надо мной... Но хорошо еще, что вы мне это сказали накануне моего бенефиса... Я завтра прощусь с публикой... которая меня так любит... Надо напечатать, что я играю в последний раз.

ВАСЯ
Мы и без афиш везде разблаговестим.

НЕГИНА
Великатову
Вы, Иван Семеныч, не уедете до завтра?

ВЕЛИКАТОВ
Нет, еще не уеду-с.

НЕГИНА
Значит, будете в театре?

ВЕЛИКАТОВ
Непременно.

БАКИН
Только вы этого на свой счет не принимайте: он остается не для вашего бенефиса, у него еще не кончены дела — есть в виду какая-то операция.

ВЕЛИКАТОВ
Действительно есть. Эта операция не секрет, господа; я ее не скрою от вас; я хочу купить бене¬фис у Александры Николавны. Может быть, и наживу что-нибудь.

НЕГИНА
Как? Вы хотите купить мой бенефис? Вы не шутите? Это еще новая обида, новая насмешка надо мной?

ВЕЛИКАТОВ
Нисколько не шучу. Как вы цените ваш бенефис, что вам угодно получить за него?

НЕГИНА
Я ни во что его не ценю; он ничего не стоит. Дай бог, чтобы убытку не было.

ВАСЯ
Напрасно изволите беспокоиться: ваш бенефис оченно можно купить-с.

ВЕЛИКАТОВ
Сколько может получить бенефициант, если театр полон и цены большие? Ведь брал же кто-нибудь очень хорошие бенефисы?

ТРАГИК
ударяя кулаком по столу
Я.

ВАСЯ
Мы с ним в начале ярмарки триста пятьдесят рублей взяли.

ВЕЛИКАТОВ
Угодно вам получить триста пятьдесят рублей?

НЕГИНА
Я не могу; это очень много, это подарок... Я не желаю получать подарков, это не в моих правилах.

ВЕЛИКАТОВ
Как приятно слышать такие речи от мо¬лодой артистки! Сейчас видно, что у вас есть хороший ру¬ководитель, человек с честными, благородными убежде¬ниями.

ВАСЯ
Да ничего не дорого, Александра Николавна, помилуйте-с! Уж коли Иван Семеныч берутся за это дело, так у вас завтра вся ярмарка будет. Я пятьдесят рубликов накину; угодно взять четыреста рублей?

ВЕЛИКАТОВ
Нет, извините, я не уступлю, я предлагаю Александре Николавне пятьсот рублей.

ВАСЯ
Шабаш, дальше не пойду; цена настоящая.

НЕГИНА
Да что вы делаете, господа? Ведь у меня бенефис половинный, да еще расходы.

ВАСЯ
В убытке не будем-с; люди коммерческие; завтра к одиннадцати часам ни одного билета не останется.
Великатову
Позвольте в долю войти! Пожалуйте два бель¬этажа и дюжину кресел!

ВЕЛИКАТОВА
Возьмите у кассира, да скажите ему, чтобы он деньги за билеты, которые продал, и все оставшиеся билеты, исключая верхних, доставил мне сейчас же! Я здесь подожду.

ВАСЯ
Хорошо, я скажу-с. Извольте получить за два бель-этажа и двенадцать кресел.
Отдает деньги.
 
ВЕЛИКАТОВ
принимая деньги
Тут сто рублей.

ВАСЯ
Так точно, в расчете-с. Позвольте, тут наших есть человека четыре, так, может, найдутся охотники; я сей¬час сбегаю.
Уходит в глубь сцены.

ВЕЛИКАТОВ
Я еще не получил вашего согласия, Але¬ксандра Николавна.

НЕГИНА
Мелузову
Как мне поступить, Петр Егорыч? Я не знаю; как вы скажете, так я и сделаю.

МЕЛУЗОВ
И я не знаю: я в таких вопросах не компе¬тентен. Покуда, кажется, все в законных формах. Согла-шайтесь.

НЕГИНА
Великатову
Я согласна, благодарю вас.

ВЕЛИКАТОВ
Благодарить не за что, я наживу день¬ги: я должен вас благодарить.

МИГАЕВ
Дулебову
А вы, ваше сиятельство, пари предлагали.

ДУЛЕБОВ
Ну, кто же мог ожидать. Это совсем особенный случай.

БАКИН
Великатову
Мне билетик оставьте! Любо-пытное это будет зрелище.

Вася возвращается.

ВАСЯ
Билеты и деньги кассир сейчас принесет, только кассу подсчитает. Я еще взял десять кресел по пяти руб¬лей. Извольте получить.
Отдает Великатову 50 рублей.

ВЕЛИКАТОВ
Не дорого ли это?

ВАСЯ
Ничего не дорого; сейчас четыре билета по пяти рублей продал, а завтра у меня пойдет первый ряд по де¬сяти, да на подарок беру по десяти рублей с рыла.

ДУЛЕБОВ
Уж это надо быть совсем дураком, чтобы в провинциальном театре платить по десяти рублей за кресло.

ВАСЯ
Да уж в первом-то ряду, ваше сиятельство, кассира только одно место осталось. Дулебов. В таком случае, Иван Семеныч, оставьте его за мной.

ВЕЛИКАТОВ
За десять рублей, князь?

ДУЛЕБОВ
Что ж делать, коли все с ума сошли.

ВАСЯ
Ну, Гаврило Петрович, закрывай лавочку! Как Александра Николавна уедет, тебе больше не торговать! Баста! Калачом в театр не заманишь. Так ты и ожидай!

HЕГИНА
Дайте мне пальто, Петр Егорыч! До сви¬данья, господа! Благодарю вас! Вы меня утешили, а уж я плакать собиралась; право, господа, так обидно, так обидно...

Мелузов подает ей пальто.
Негина надевает его.

ТРАГИК
Вася, спрашивай шампанского!

ВАСЯ
Да разве нужно?

ТРАГИК
Да как же, чудак: ты поступил благородно, так надо тебя поздравить, братец.

ВАСЯ
Так давно бы ты сказал. Человек, бутылку шам-панского!

НЕГИНА
Прощайте, господа!

ВЕЛИКАТОВ
Позвольте вам предложить мою коляску.

СМЕЛЬСКАЯ
Предлагаете коляску и себя, конечно, в провожатые?

ВЕЛИКАТОВ
Нет, зачем же! Александра Николавна поедет с своим женихом.
Мелузову
Кстати уж и вас кучер завезет домой, а потом вы его пришлите.

МЕЛУЗОВ
Обо мне-то уж ваши заботы я считаю, из¬вините, лишними.
Закутывается пледом, Великатов ему по¬могает
Вы напрасно беспокоитесь, я привык обходиться без чужой помощи. Это мой принцип.

ВЕЛИКАТОВ
Но его трудно выдержать: без взаимной помощи люди не обходятся.

НЕГИНА
Великатову
Вы такой благородный человек, такой деликатный... Я вам так благодарна, я не знаю, так и выразить... Я вас поцелую завтра.

ВЕЛИКАТОВ
Очень буду счастлив.

СМЕЛЬСКАЯ
Завтра? Это долго ждать.
Дулебову.
Князь, а я вас поцелую сегодня, сейчас.

ДУЛЕБОВ
Готов служить, моя прелесть. Распоряжай¬тесь мной как угодно!

Смельская целует Дулебова.

НЕГИНА
Ну, прощайте, господа, прощайте!
Досы¬лает рукой поцелуи

ТРАГИК
Офелия! О, нимфа! Помяни меня в твоих святых молитвах!