Бряхимов таланты и поклонники Пятая серия

Александр Строганов
БРЯХИМОВ
(ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ)
ПЯТАЯ СЕРИЯ

Александр Строганов

Оригинальный сценарий


Строганов Александр
+7 9132152218
Jazz200261@mail.ru
656055
Россия, г. Барнаул, ул. Островского 40 – 35
www.stroganow.ru








БРЯХИМОВ (ТАЛАНТЫ И
ПОКЛОННИКИ)  -
ДАТА СЪЁМКИ:
СЮЖЕТЧИК: АЛЕКСАНДР СТРОГАНОВ ДАТА ЭФИРА:
ДИАЛОГИСТ: АЛЕКСАНДР СТРОГАНОВ ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ:

ПЕРСОНАЖИ:
СВЕТЛОВИДОВА
ШОРОХОВ
СМЫШЛЯЕВА
ПЕЛАГЕЯ КУЗЬМИНИЧНА
ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА
БУЯНОВ
ЯБЛОНСКИЙ
ЧИКИН
НЕВАЛЯЕВ
ЛЕЙДЕ
ИГУМНОВА
ПОЧТАЛЬОН
ПЕРВЫЙ ОФИЦИАНТ
ВТОРОЙ ОФИЦИАНТ
МАССОВКА:
НА УЛИЦЕ БРЯХИМОВА XIX Века
ПОСЕТИТЕЛИ РЕСТОРАНА
ПОСЕТИТЕЛИ РЕСТОРАНА XIX Век
ОФИЦИАНТЫ
ГОРЦЫ











ОБЪЕКТЫ:
ИНТЕРЬЕРЫ:
ТЕАТР
- СЦЕНА
- СЦЕНА С ДЕКОРАЦИЯМИ
- ГРИМУБОРНАЯ ШОРОХОВА
ГОСТИНИЦА В БРЯХИМОВЕ
- НОМЕР ЛЕЙДЕ
КВАРТИРА ШОРОХОВА
- ГОСТИНАЯ
НАТУРА:
БРЯХИМОВСКИЙ ПРУД
УЛИЦА БРЯХИМОВА XIX Века
БРЯХИМОВСКИЙ ДВОРИК
БРЯХИМОВСКИЙ ПРУД


Оглавление


1 АКТ. ГЛАЗА.

1.1. ИНТ. СЦЕНА.(ИГУМНОВА, ЛЕЙДЕ)…………………………………………………………….5

2 АКТ. ТЕЛЕФОН.

2.1. НАТ. ПРУД. ДЕНЬ.(ЛЕЙДЕ, ПОЧТАЛЬОН, МАССОВКА: УДИЛЬЩИКИ)……………………………………………………………………………………………………………………..12

3 АКТ. АРРАБАЛЬ.

3.1.ИНТ. ТЕАТР. ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ.(ЛЕЙДЕ, СВЕТЛОВИДОВА)…..…16


4 АКТ. ЛИПКИ.

4.1. ИНТ. ГОСТИНАЯ В КВАРТИРЕ ШОРОХОВА. 
(ПЕЛАГЕЯ КУЗЬМИНИЧНА, ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА)…………………………………..26

5 АКТ. ДОЖДЬ.

5.1. ИНТ. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР ЛЕЙДЕ.(ЛЕЙДЕ, СМЫШЛЯЕВА)……..44

6 АКТ. ТАНЦЫ.

6.1. ХРОНИКА……………………………………………………………………………………………………..……..46

7 АКТ. ГОЛУБИНАЯ ОХОТА.

7.1. ИНТ. ГРИМУБОРНАЯ ШОРОХОВА(ШОРОХОВ, ЧИКИН, ЯБЛОНСКИЙ)……………………………………………………………………………………………………………………….46

7.2. ИНТ. ГРИМУБОРНАЯ ШОРОХОВА(ШОРОХОВ)………………………………………..53

8 АКТ. ФРЕД АСТОР.

8.1. ИНТ. СЦЕНА.(ШОРОХОВ)……………………………………………………………………………….54

9 АКТ. ГОРЦЫ.

9.1. ИНТ. РЕСТОРАН.(МАССОВКА: ОФИЦИАНТЫ, ПОСЕТИТЕЛИ РЕСТОРАНА, ГОРЦЫ)………………………………………….……………………………………………………..54

9.2. ИНТ. РЕСТОРАН.   
(СВЕТЛОВИДОВА, НЕВАЛЯЕВ, ПЕРВЫЙ ОФИЦИАНТ, МАССОВКА: ПОСЕТИТЕЛИ РЕСТОРАНА, ОФИЦИАНТЫ, ГОРЦЫ)………………………………………..54

9.3. ИНТ. РЕСТОРАН.   
(СВЕТЛОВИДОВА, НЕВАЛЯЕВ, ВТОРОЙ ОФИЦИАНТ, МАССОВКА: ОФИЦИАНТЫ, ПОСЕТИТЕЛИ РЕСТОРАНА, ГОРЦЫ)……………………………………………56

9.4. ИНТ. РЕСТОРАН.КОНЕЦ XIX ВЕКА.   
(СВЕТЛОВИДОВА, НЕВАЛЯЕВ, МАССОВКА: ОФИЦИАНТЫ, ПОСЕТИТЕЛИ РЕСТОРАНА, ОФИЦЕРЫ, ГОРЦЫ)…………………………………………………………………………..62

9.5. ИНТ. РЕСТОРАН.КОНЕЦ XIX ВЕКА. ВИД СВЕРХУ.   
(МАССОВКА: ОФИЦИАНТЫ, ПОСЕТИТЕЛИ РЕСТОРАНА, ОФИЦЕРЫ, ГОРЦЫ)………………………………………………………………………………………………………………………………..62

10 АКТ. А.Н. ОСТРОВСКИЙ. ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ. 

10.1. ИНТ. СЦЕНА. СПЕКТАКЛЬ. ДЕКОРАЦИИ  ВТОРОГО ДЕЙСТВИЯ.   
(БУЯНОВ, ЯБЛОНСКИЙ, СВЕТЛОВИДОВА)………………………………………………………..62

10.2. ИНТ. СЦЕНА. СПЕКТАКЛЬ. ДЕКОРАЦИИ  ВТОРОГО ДЕЙСТВИЯ.(БУЯНОВ, ЯБЛОНСКИЙ, СВЕТЛОВИДОВА)………………………………….66


11 АКТ. СТОЛ.

11.1. НАТ. УЛИЦА БРЯХИМОВА. ДЕНЬ. КОНЕЦ XIX ВЕКА. 
(МАССОВКА: ГОРЦЫ, ПРОХОЖИЕ)………………………………………………………………………..68





 


НА ТИТРАХ СТАРИННЫЕ ФОТОГРАФИИ. ЖЕЛТЫЙ ВИРАЖ ПОДЧЕРКИВАЕТ ИХ ВОЗРАСТ. НА СНИМКАХ - ВИДЫ ТИПИЧНОГО РУССКОГО ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА, А ТАКЖЕ ПОРТРЕТЫ ЛЮДЕЙ ИЗ ДАЛЕКОГО ПРОШЛОГО.

1 акт

ГЛАЗА

1.1. ИНТ. СЦЕНА. 
(ИГУМНОВА, ЛЕЙДЕ)

НА СЦЕНЕ ТОЛЬКО СТАРЕНЬКИЙ БУТАФОРСКИЙ ДИВАНЧИК.

Кромешная темнота. Раздается щелчок. Вырвав из мрака фрагмент лица Лейде, на режиссерском столике зажигается лампа. Следом и сцена занимается светом.
На сцену, ни жива - не мертва, выходит Игумнова. Стоит молча. На глазах слезы.

ЛЕЙДЕ
Вот что, Людочка. Вы присядьте. Видите диванчик? Очень удобный диванчик.
 
ИГУМНОВА
Ничего, я постою.
Пауза.
Мне так лучше.

ЛЕЙДЕ
Да где же лучше, когда вы упадете вот- вот?!
Пауза.

Игумнова не шелохнется.
 
ИГУМНОВА
Разве она сидит?
 
ЛЕЙДЕ
Кто?
ИГУМНОВА
Негина.

Лейде смеется. Взбирается на сцену. Берет за руку Игумнову, увлекая ее за собой, усаживается на диванчик.
 
ИГУМНОВА
Разве она сидит?

ЛЕЙДЕ
Кто?
 
ИГУМНОВА
Негина.
 
ЛЕЙДЕ
Да Бог с ней, с Негиной. Что мы с вами застряли на этой Негиной?

ИГУМНОВА
Вы нашли другую актрису?
 
ЛЕЙДЕ
Никого я не нашел. И не искал никого.
Пауза.
А, ну-ка, встаньте.
 
Лейде и Игумнова поднимаются. Лейде отходит от актрисы на несколько шагов, рассматривает ее, как скульптор рассматривает мраморную глыбу, раздумывая, с чего начать.

ИГУМНОВА
Вы нашли другую Негину.

ЛЕЙДЕ
Вот что, Людмила…
Ответьте мне на один вопрос… Только честно.
Пауза.
Вы можете предельно честно ответить на мой вопрос?

ИГУМНОВА
Не знаю.
 
ЛЕЙДЕ
Почему так?
 
ИГУМНОВА
Я боюсь вас.

ЛЕЙДЕ
Зачем же меня бояться?

ИГУМНОВА
Не знаю.
Пауза.
 
ЛЕЙДЕ
Ну что, попробуем?
 
ИГУМНОВА
Попробуем.
Пауза.

ЛЕЙДЕ
Вы – красивая девушка?

ИГУМНОВА
Что?
 
ЛЕЙДЕ
Вы – красивая девушка.
Пауза.
Вот когда вы смотритесь в зеркало, что вы думаете о себе? Хороши вы собой или не очень?
Пауза.
Или дурнушка?
Пауза.
Вот, когда вы один на один с собой. Больше нет никого. Только вы и вы в зеркале.
Пауза.
Легкость, свобода. Никто не зайдет. Вы это знаете.
Пауза.
Вы можете раздеться донага…
 
ИГУМНОВА
Зачем?

ЛЕЙДЕ
…можете петь, громко петь.
Пауза.
Можете плюнуть в это самое зеркало. Нет никого! СВОБОДА!
Пауза.
Размышляете о себе.
Пауза.
Как бы вы не относились к себе, что бы ни случилось с вами, какой бы фортель вы не выкинули, вы себе всегда прощаете.

ИГУМНОВА
Робко
Нет.

ЛЕЙДЕ
Прощаете.
Всегда.
Так поступают все люди.
Пауза.
Всегда.
Пауза.
Помучаются, помучаются, да и простят себя. Другого могут не простить, себя – всегда прощают.
Пауза.
Потому что очень, очень любят себя.
Пауза.
Все.
Пауза.
А те, кто болен, о них мы не говорим, потому что они, скорее, исключение из правила - те кончают жизнь самоубийством.
Пауза.
Но их единицы. И это – больные люди.
Пауза.
Вы не еще не размышляли на тему самоубийства?
Пауза.
 
ИГУМНОВА
Размышляла.
 
ЛЕЙДЕ
Каков результат?
Пауза.
 
ИГУМНОВА
Не решилась.

ЛЕЙДЕ
Получается, вы - нормальный здоровый человек.
 
ИГУМНОВА
Нет.
 
ЛЕЙДЕ
Нет?
 
ИГУМНОВА
Нет.
Пауза.
Я глупая.

ЛЕЙДЕ
Да, но красивая!
Пауза.
Простите.

ИГУМНОВА
Улыбается.
Вы находите?
 
ЛЕЙДЕ
Я?
 
ИГУМНОВА
Да.
 
ЛЕЙДЕ
Я нахожу. А вы?

ИГУМНОВА
Не знаю.

ЛЕЙДЕ
Как же это вы не знаете? Мы договаривались о честности.
Пауза.
Хотите, закройте глаза, чтобы меня не видеть. Закройте глаза, соберитесь духом и скажите. Только правду.
Пауза.
Мальчики в школе ухаживали за вами?

ИГУМНОВА
Ухаживали.

ЛЕЙДЕ
Дрались из-за вас?

ИГУМНОВА
Дрались.
ЛЕЙДЕ
Вам было приятно?

ИГУМНОВА
Что вы?!

ЛЕЙДЕ
Честно!
 
ИГУМНОВА
Я не люблю, когда дерутся, я боюсь.

ЛЕЙДЕ
Но вам было приятно, что на вас обращают внимание. И не один, а сразу несколько.

ИГУМНОВА
Два.

ЛЕЙДЕ
Два.
А о третьем вы просто не знали.

ИГУМНОВА
Кто это?

ЛЕЙДЕ
Не важно, был и третий. Закройте глаза.
 
Игумнова закрывает глаза.
 
ЛЕЙДЕ
Вам было приятно?

ИГУМНОВА
Да.

ЛЕЙДЕ
Вы гордились собой?

ИГУМНОВА
Не знаю…

ЛЕЙДЕ
Тогда вы осознавали, что хороши собой?

ИГУМНОВА
Не знаю…
Пауза.
 
ЛЕЙДЕ
Были девочки в классе, на которых мальчики не обращали внимание?

ИГУМНОВА
Да.

ЛЕЙДЕ
Вы понимали, что вы красивее их?
 
ИГУМНОВА
Да.

ЛЕЙДЕ
Вы осознавали, что хороши собой?

ИГУМНОВА
Да.
 
ЛЕЙДЕ
А сейчас?
 
ИГУМНОВА
Не знаю…
Пауза.

ЛЕЙДЕ
Давайте так, Людочка. Глаза закрыты, меня нет, вы один на один с собой!
Пауза.
Вы чувствуете, что вами любуются.
Зрительный зал.
Мужчины смотрят на вас.
После спектакля дарят вам цветы, говорят любезности.
Бывает, что вам дарят цветы?
 
ИГУМНОВА
Да.
 
ЛЕЙДЕ
Вы – хороши собой?
Пауза.
 
ИГУМНОВА
Да.
 
ЛЕЙДЕ
ЕЩЕ РАЗ!
 
ИГУМНОВА
Да.
 
ЛЕЙДЕ
ЕЩЕ РАЗ!
 
ИГУМНОВА
ДА! ДА! ДА!
Пауза.

ЛЕЙДЕ
А теперь откройте глаза.

Игумнова открывает глаза.

ЛЕЙДЕ
Знаете что произошло?
Пауза.
Они изменили цвет.
Ваши глаза изменили цвет.

В зале раздаются аплодисменты. Аплодирует один человек.
Игумнова в ужасе вскакивает и убегает со сцены.

ЛЕЙДЕ
Вне себя.
Кто здесь?! КТО ЗДЕСЬ!!! ДАЙТЕ БОЛЬШОЙ СВЕТ!

В зале зажигается большой свет.
Искомый поклонник отсутствует.


2 акт

ТЕЛЕФОН

2.1. НАТ. ПРУД. ДЕНЬ.
(ЛЕЙДЕ, ПОЧТАЛЬОН)


ПАНОРАМА ПРУДА.
ТОЧНО ОТРАЖАЯ ДРУГ ДРУГА ПО ВСЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ВОДЫ – ЛОДЧОНКИ С УДИЛЬЩИКАМИ.
 
Лейде, погружен в свои мысли, медленно идет вдоль берега.
Вдалеке возникает фигурка почтальона. Почтальон приближается к лейде, спешивается, идет рядом с режиссером.
Лейде, погружен в свои мысли, не замечает его.

ПОЧТАЛЬОН
А вам, простите, опять нет писем.

ЛЕЙДЕ
И не должно быть.
Пауза.

ПОЧТАЛЬОН
Без писем скучно.
 
ЛЕЙДЕ
Может быть, вы и правы.
Пауза.

ПОЧТАЛЬОН
Знаете, мир изменился до неузнаваемости.
Пауза. 
Тут вот какая история. Я спал. А пока я спал… как будто даже без сновидений… точно не помню, не важно, пронеслась вселенская буря. Пробудившись, я выглянул в окно и, вместо привычного старого дворика, обнаружил пустырь, холодный шершавый пустырь и самого себя голого на корточках, показывающего себе же самому в окне язык.
Пауза. 
Чрезвычайно неприятная история.
Хотя, на первый взгляд, довольно смешная.
Только представьте себе эту сцену!
Пауза.
Смешная история, не правда ли?
На первый взгляд.
Пауза.
Я вижу, вы не расположены к беседе?

ЛЕЙДЕ
Немного болит голова.
Пауза.

ПОЧТАЛЬОН
Пользуетесь телефоном, простите?

ЛЕЙДЕ
Иногда.
 
ПОЧТАЛЬОН
Это плохо.
 
ЛЕЙДЕ
Почему?

ПОЧТАЛЬОН
Вы человек пришлый, кое-что не знаете. Видите ли, здесь телефон не приносит удачи. Скорее наоборот.

ЛЕЙДЕ
Не замечал.
 
ПОЧТАЛЬОН
Ну, это понятно. Вы же здесь недавно. Обратите внимание, понаблюдайте.

ЛЕЙДЕ
Телефон как телефон.
Пауза.
 
ПОЧТАЛЬОН
До первого случая.

ЛЕЙДЕ
Что?

ПОЧТАЛЬОН
Я говорю, до первого случая.
Пауза.
Хотя, может быть, и пронесет.
Пауза.
Хотя навряд ли.
Пауза.
Указывает на удильщиков.
Вот странности. Рыбы нет, а они удят?

ЛЕЙДЕ
Есть здесь рыба, я видел.
Пауза.

ПОЧТАЛЬОН
Рыбы здесь нет.
 
ЛЕЙДЕ
Чего же они удят, в таком случае?

ПОЧТАЛЬОН
Обман зрения. Что-то наподобие отражения.

ЛЕЙДЕ
Насаживают червяка, забрасывают леску. Потом достают из воды рыбок. Серебристых.
Пауза.

ПОЧТАЛЬОН
Что, вы действительно видели это собственными глазами?

ЛЕЙДЕ
Видел.   
 
ПОЧТАЛЬОН
Говорю же, мир изменился.
Пауза.
Ой, какие странности!
 
Лейде смеется.

 
ПОЧТАЛЬОН
Почему вы смеетесь?

ЛЕЙДЕ
Смешно вы это сказали.
 
ПОЧТАЛЬОН
А-а, это конечно, это правильно, это очень смешно.
Пауза.
Только вы над чем-то другим, своим рассмеялись.
Пауза. 
Я, знаете, уже не молодой человек. Знаю, как над странностями смеются.
Да теперь уже и не смеются над странностями. Теперь странности – привычное дело.
Пауза.
Вам, вероятно, теперь не до меня?
 
ЛЕЙДЕ
Правда голова болит.
 
ПОЧТАЛЬОН
А вы примите аспирин. Из всех лекарств самое лучшее – аспирин.

ЛЕЙДЕ
Спасибо. Непременно воспользуюсь вашим советом.
Пауза.

ПОЧТАЛЬОН
Охотно поболтал бы еще с вами, развеял, как говорится, тоску. Но – служба. Не могу задерживаться.

Почтальон усаживается на велосипед и удаляется от Лейде.

ПОЧТАЛЬОН
Уже поодаль, громко.
Велите им писать! Пусть уже лучше пишут! Телефон не годится!
Слышите? ТЕЛЕФОН НЕ ГОДИТСЯ!

3 акт

АРРАБАЛЬ

3.1.ИНТ. ТЕАТР. ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ. 
(ЛЕЙДЕ, СВЕТЛОВИДОВА)

ТЕМНЫЙ ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ.

В свете лампы за режиссерским столиком Лейде. Склонился над кипой бумаги. Что-то пишет, вычеркивает, снова пишет.
Входит Светловидова. Старается ступать бесшумно.
Некоторое время Лейде не замечает ее. Наконец слышит шаги.
Оборачивается. Прищуривается, пытаясь понять, кому принадлежит потревоживший его силуэт.

ЛЕЙДЕ
Кто здесь?

СВЕТЛОВИДОВА
Здравствуйте, Артур Янович.
Пауза.
 
ЛЕЙДЕ
Здравствуйте. Кто это?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Я.

ЛЕЙДЕ
Кто это «я»?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Светловидова.
Пауза.

ЛЕЙДЕ
Вы от Ивана Сидоровича? Бутафор?

СВЕТЛОВИДОВА
Нет. Актриса.
Пауза.

ЛЕЙДЕ
Из народного театра?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Нет.

ЛЕЙДЕ
Осветителям громко.
Дайте свет в зал.
 
Зал освещается.

 
СВЕТЛОВИДОВА
Вы не узнаете меня?

ЛЕЙДЕ
Нет.
Пауза.
По-моему, мы прежде не встречались.
Пауза.
Что вы хотели? Я, видите ли, очень занят.
Пауза.
Простите.
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Вы на самом деле не узнаете меня?
 
ЛЕЙДЕ
Да нет же, я уже сказал.
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
А вот я вас хорошо помню.
Пауза.
По Кракову. Мы оба были там на фестивале.
Пауза.
Вы привозили Чехова. «Дядю Ваню».
 
ЛЕЙДЕ
«Дядю Ваню», да…
Да, было такое событие.
Пауза.
Теперь вот ставлю Островского. Здесь уже одиннадцать лет ставят только Островского.
Пауза.
А прежде давали Шекспира. Однократно.
«Двенадцатую ночь».
Пауза.
Шучу.
Пауза.
 
СВЕТЛОВИДОВА
У вас еще там пожар случился во время репетиции. Такой переполох!

ЛЕЙДЕ
А потом провал. Да, потрясающий был провал. Хотя никто, по-моему, не заметил.
Пауза.
 
СВЕТЛОВИДОВА
А мне ваш спектакль очень понравился.

ЛЕЙДЕ
Ужасающий спектакль. Так что вы хотели?
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Мне кажется, я расстроила вас. Простите, не хотела. Наверное, не стоило вспоминать.

ЛЕЙДЕ
Не страшно. Я люблю провалы. Итак?
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Я бы хотела работать в вашем театре.
Пауза.

ЛЕЙДЕ
Что?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Я бы хотела работать в вашем театре.
Пауза.
 
ЛЕЙДЕ
Зачем?

СВЕТЛОВИДОВА
Ну вот, а говорите – не узнали?
Пауза.
 
ЛЕЙДЕ
Это – к директору. Но, предупреждаю, в театре нет ставок.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Я, прежде, хотела встретиться с вами.

ЛЕЙДЕ
Зачем?
Пауза.
Ах, да.
Пауза.
Как же вам объяснить?
Пауза.
Это очень грустная история. Грустная, пошлая… не хочу даже тратить вашего времени…

СВЕТЛОВИДОВА
У меня много времени.
Пауза.

ЛЕЙДЕ
Хорошо.
Пауза.
На самом деле ни меня, ни директора в театре нет. Иллюзия. Зеро. Пустота. Понимаете?
Пауза.
Не понимаете. Это действительно трудно понять.
Пауза.
Этот театр целиком и полностью существует на средства некоего господина Неваляева, большого поклонника изящных искусств, в частности Мельпомены. Это, можно сказать, уже частный театр.
Пауза.
В городской казне нет денег.
Пауза.
Может быть, оно и к лучшему? Не знаю. Однако, факт остается фактом. Всем и всеми здесь, начиная с репертуара, заканчивая гардеробщиком, командует Андрей Алексеевич Неваляев, заводовладелец, земледелец, знаменосец и мильонэр.
Пауза.
Так что вы не по адресу. Прошу простить великодушно.
Пауза.
Актеров здесь немного, но они неплохо зарабатывают. И даже очень неплохо, по меркам провинции. Думаю, никто не заинтересован в новых персоналиях.
Пауза.
Попросту говоря, вас съедят. Скорее всего. Съедят и косточек не оставят.
Пауза.
Террариум. Меня ненавидят. Справедливо, надо сказать, ненавидят. Я от себя тоже не в восторге.
Пауза.
Я – человек наемный. Сегодня я здесь, а завтра меня уволили. Так что, уважаемая…

СВЕТЛОВИДОВА
Саша.

ЛЕЙДЕ
Нуте-с, нет. Что за Саша? Вы же, кажется, уже заслуженная?

СВЕТЛОВИДОВА
Узнали.

ЛЕЙДЕ
Узнал, узнал.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Александра Сергеевна.
Пауза.
 
ЛЕЙДЕ
Так что, дорогая Александра Сергеевна… это…
Это большое, огромное несчастье, то, что вы объявились, дорогая Александра Сергеевна.
Пауза.
Это - трагедия для театра, для всех его обитателей, для меня лично.
Пауза.
Вы не понимаете этого. И не поймете. Я тоже много чего не понимаю в современном мироустройстве.
Пауза.
Недавно один случайный человек сообщил, что мир изменился до неузнаваемости.
Пауза.
Однажды ему открылась эта истина, точно молнией поразило.
Он поделился со мной. Я задумался.
До меня дошло.
Пауза.
Точно молнией поразило.
Пауза.
И что прикажете делать с вами?
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Хотите, я вам покажусь?
Пауза.

ЛЕЙДЕ
Вы смеетесь, что ли, надо мной?
Пауза.
Господи, вы же все разрушите!
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Хотите, прочитаю басню.
Про слона.
Я замечательно хорошо читаю басни.
Пауза.

ЛЕЙДЕ
Саша, здесь все очень зыбко, поймите. Очень и очень зыбко.
Пауза.
Я – честный человек. Я долго мечтал о своем театре. Мне хочется чуда. Почему-то мне кажется, что здесь… не сразу, с годами… возможно чудо.
Пауза.
Я для этого работаю, много работаю.
Пауза.
Ругаюсь с актерами! Они ненавидят меня! Я уже говорил. Но это не суть важно. Так везде. Вы это не хуже моего знаете.
Пауза.
Когда вы появились на перроне, я понял – мне конец! Но теплилась еще надежда, что вы приехали погостить на пару дней. Отдохнуть, так сказать, от славы.
Пауза.
К дяде.
Пауза.
Желая остаться неузнанной. Желая отлежаться на пуховых перинах под часами с кукушкой. Желая побродить по песочку, полюбоваться утопающим в Лете храмом… здесь замечательный храм шестнадцатого века… кому я рассказываю? вы здесь выросли…
Пауза.
Желая помолиться, быть может, глядя на него. Желая спать, спать, спать, отоспаться, наконец, и вернуться в златогривую Москву…
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Успех и слава – явления временные…

ЛЕЙДЕ
Ой, только, пожалуйста, без этих банальностей!
Пауза.
С вами что-то случилось, не хочу знать, что… но вот, знайте, то, что случилось – пройдет, обязательно пройдет. Я вещаю, предвещаю, тьфу! Одним словом, все вернется на круги своя. Вы там нужны, не здесь.

СВЕТЛОВИДОВА
Я сменила орбиту.
Пауза.
Добровольно.

ЛЕЙДЕ
Ох уж мне эти добровольно павшие ангелы! Второй случай на мою бедную голову. За что, Господи?! Я с одной звездой не знаю, что делать, тут, на тебе, еще одна.
Пауза.
Вот, пожалуйста, скажите мне, что мне с вами делать, и я сам паду в ноги Неваляеву и призову вас в свой легион.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Работать.

ЛЕЙДЕ
Не верю. Та, первая звезда, к примеру, не желает работать. Так, как надобно режиссеру.
Пауза.
Ка-те-го-ри-чес-ки!
Пауза.
Вы думаете я не пытался убеждать его? Пытался. Бесполезно. Звезды работать не желают.
И, боюсь, уже не могут.
Впрочем, не звезды, тоже не усердствуют.

СВЕТЛОВИДОВА
А чего желает та, первая звезда?

ЛЕЙДЕ
Тлеть. Красиво и печально.

СВЕТЛОВИДОВА
И кто эта звезда?

ЛЕЙДЕ
Да какая разница? Все падшие звезды – на одно лицо. Знаете, что по этому поводу сказал Аррабаль?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Что сказал Аррабаль по этому поводу?

ЛЕЙДЕ
Жизнь - это память, а человек - случайность. Вот ведь какая штука.
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Я приняла решение и от своего решения не отступлюсь. Такие решения, как вы понимаете, Артур Янович, не принимаются легко.
Пауза.
 
ЛЕЙДЕ
Я не дам вам роли.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Почему?
 
ЛЕЙДЕ
Потому что это – каприз.

СВЕТЛОВИДОВА
Нет.
 
ЛЕЙДЕ
А я говорю, каприз.
Пауза.
Вы уедете через неделю, оставив по себе пепелище.

СВЕТЛОВИДОВА
Сгорю заживо вместе с вами.
Пауза.
Красиво гореть будем!
Пауза.

ЛЕЙДЕ
Я не дам вам роли.
Пауза.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Хотите, лягу с вами в койку?

ЛЕЙДЕ
Хочу. Но роли не дам.
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Где мне искать Неваляева?

ЛЕЙДЕ
Роли не дам.

Светловидова направляется к выходу.

ЛЕЙДЕ
Вслед, громко.
Роли не дам!
 
Лейде закрывает лицо руками.
 
ЛЕЙДЕ
Это - конец!


4 акт

ЛИПКИ

4.1. ИНТ. ГОСТИНАЯ В КВАРТИРЕ ШОРОХОВА. 
(ПЕЛАГЕЯ КУЗЬМИНИЧНА, ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА)

Старушки сидят на стульях, не касаясь пола ногами, едят черешни.


ЕП
Пелагея, дружочек, я вчера была в Липках.
Пауза.

ПК
Где ты была, мамочка?

ЕП
В Липках, дружочек.
Пауза.

ПК
Мамочка, ты вчера никуда не выходила из дома.

ЕП
Пелагея, дружочек, я вчера была в Липках. И мне там очень понравилось.

ПК
Что же тебе понравилось в Липках, мамочка?

ЕП
Если выразить все одним коротким словом – всё, дружочек. И на следующей неделе, во вторник, я переезжаю туда жить.
Пауза.

ПК
Мамочка, мне бы хотелось узнать подробнее о Липках, мамочка.

ЕП
И я надеюсь, что ты не будешь возражать против моего переезда.
Пауза.
 
ПК
Мамочка, мне бы хотелось узнать подробнее о Липках, мамочка.

ЕП
Тебе хотелось бы узнать подробнее о Липках, дружочек?

ПК
Мне очень хотелось бы узнать подробнее о Липках, мамочка.
Пауза.
 
ЕП
Ну, во-первых, там очень светлые комнаты. С высокими потолками, дорогими обоями, дорогой мебелью, такие очень высокие шкафы, под стать потолкам. Из орехового дерева, дружочек, ты можешь мне не верить, но шкафы действительно из орехового дерева. В каждой комнате светлая уборная и светлая ванная. Вообще, там можно ослепнуть от света. Откровенно говоря, я, за всю свою жизнь никогда не видела так много света. Даже в коридоре, даже в коридоре, можешь верить, можешь не верить.

ПК
Я верю тебе, мамочка.

ЕП
Белье белоснежное. С легким радужным отливом.
 
ПК
Замечательно.

ЕП
И это – далеко не все чудеса.

ПК
Правда?

ЕП
Представь себе, там есть зимний сад. С бассейном. В зимнем саду я насчитала около ста разнообразных экзотических растений. Это и рододендроны, и кипарисы, о пальмах и говорить нечего… да, апельсиновые деревья. Можешь себе представить? Апельсиновые деревья.
Пауза.
Кроме того, мною были обнаружены алоказия, бальзамин, бегония, глоксиния, драцена, кордилина, жасмин сомбак, зигокактус, калатея, колеус, кургулито, монстера, панкратиум, циперус, традесканция, фикус, хойя, эпифиллюм, эухарис, абутилон, амариллис, араукария, аспсрагус, аспидистра, аукуба, белокрыльник, гибискус, гортензия, зефирантес, иглица, инжир, камелия, камнеломка, кливия, лавр, лигиструм, мирт, олеандр, пеларгония, плектрантус, хедера, примула, самшит, спармания, трахикарпус, туя, узамбарская фиалка, фатсия, фуксия, хамеропс, хлорофитум, циссус. Не стану перечислять всего, одним словом не менее ста растений. Можешь представить себе все это богатство?

ПК
Откровенно говоря, с трудом.
Пауза.
 
ЕП
Я ахнула!
 
ПК
Ничего удивительного.
Пауза.

ЕП
Теперь представь себе, что все это зеленое великолепие наполнено звуками.
Пауза.
Сначала я не слышала ничего. Это естественно - я находилась под впечатлением. Но постепенно я стала различать, хотела сказать «звуки», нет, не звуки. Мелодии. Самые разнообразные мелодии. Представь себе, если бы одновременно собрали сотню музыкантов с разных концов света, и каждый из них стал бы исполнять, каждый на своем инструменте свою мелодию.
Пауза.
Представила?

ПК
Мамочка, ты же знаешь, я, к сожалению, не обладаю таким слухом, как у вас с Андрюшей.
Пауза.

ЕП
Бедный Андрюша, что с ним будет? Он так талантлив, так талантлив. Теперь актеру нельзя иметь талант. Расклюют, как черешню.
 
ПК
Все будет хорошо, мама.
Пауза.

ЕП
Может быть, мне взять его с собой? Ты знаешь, в Липках живут не только пожилые люди, там много молодых, и даже юных.

ПК
Кому же не хочется попасть в рай?
Пауза.

ЕП
Только бы его не закружили беспутные женщины. Беспутниц в раю, думается, пруд пруди.
Пауза.
Да я сама видела.
 
ПК
Мамочка, я прослежу за этим.
Пауза.

ЕП
Отвлеклись.

ПК
Да.
Пауза.

ЕП
О чем я говорила?
Пауза.
Знаешь, в последнее время с моей памятью стали происходить чудовищные вещи. Я, в буквальном смысле, ничего не помню. Вот, когда я просыпаюсь утром, ты можешь мне не верить, первое, о чем я начинаю думать - как меня зовут. Честное слово.
Пауза.
Почему-то последнее время мне являются невообразимые имена. Не то, чтобы имена родственников, совсем другие, даже чужеземные.
Переходит на шепот.
Иногда мужские.

ПК
Со мной такое случается.

ЕП
Правда?

ПК
Честное слово.

ЕП
Но ты еще совсем ребенок.

ПК
Мамочка, это, к сожалению, не связано с возрастом.
Пауза.

ЕП
Полагаешь, что это – наследственное?

ПК
Скорее всего.

ЕП
Тяжело вздыхает.
Да. Так на чем я остановилась?
 
ПК
На музыкантах.

ЕП
Ах, да, музыканты. Так вот, это оказались вовсе не музыканты.

ПК
Правда?

ЕП
Представь себе.
Пауза.
А сколько тебе теперь лет?

ПК
Двадцать четыре.
 
ЕП
Вот видишь? Ничего не помню.

ПК
Мамочка, я пошутила.

ЕП
Шути на здоровье.
Пауза.
Так вот, вся эта музыка исполнялась животными.

ПК
С ума сойти! Должно быть, опасно находиться там?
ЕП
Где?
 
ПК
В зимнем саду.
 
ЕП
Смеется.
Местные, местное население, называет его просто Зимний. Как тот дворец, откуда нас выселили в семнадцатом году. Помнишь?
Пауза.
Вряд ли помнишь, ты тогда была еще совсем маленькой.
Пауза.
Помнишь хоть что-нибудь?

ПК
Отдельные фрагменты.

ЕП
Все же что-то осталось в памяти?

ПК
Кадка с фикусом.
Пауза.
 
ЕП
Довольно странное воспоминание для дворца, не находишь?
Пауза.
Боже, как непочтительно они себя вели!

ПК
Кого ты имеешь в виду, мамочка?

ЕП
Да, эти конные матросы.
Пауза.
Послушай, что-то последнее время их не стало видно. Куда он пропали?

ПК
Все вернулось на круги своя.
Пауза.
 
ЕП
Что, конных матросов больше нет?
 
ПК
Нет, мамочка.

ЕП
Куда же они пропали?

ПК
Вернулись на корабли и конюшни.
Пауза.
 
ЕП
Кто же охраняет двор?

ПК
Клоуны, акробаты и танцоры.

ЕП
Слава Богу, слава Богу!
Пауза.
Ну, так вот. Никакой опасности животные в Липках не представляют. Действительно, первоначально я испугалась, но, обратившись к сопровождению, а это были очень милые люди, судя по светлым одеждам, индусы или алеуты, я тотчас получила успокоение. Оказалось, что все животные в Липках живут в полном согласии с собой и местным населением.
Пауза.
Меня обманывают, - мелькнуло у меня в голове, но через некоторое время из чащ стали появляться мордочки, одна другой милее, и вот они уже подходят ко мне, ластятся, лижут мне колени и щеки, и так смешно мне сделалось.
Пауза.
Нет, не смешно, радостно скорее. Человек от избытка радости, бывает, засмеется. То произошло и со мной.
Пауза.
Кто же населяет Зимний? возник у тебя естественный вопрос.
Пауза.
Возник у тебя этот естественный вопрос?
Пауза.
Тебе интересно?
 
ПК
Любопытно.
Пауза.

ЕП
Тебе действительно, интересно, то, о чем я рассказываю?
 
ПК
Ну, конечно же, мама, я-то в Липках не бывала!
 
ЕП
Ты не была в Липках?!
 
ПК
Нет.

ЕП
Дружочек, завтра же утром отправляйся. Четырнадцатый трамвай, прямо без пересадок. Минут семь, от силы восемь – и ты на месте.
 
ПК
Хотелось бы.

ЕП
Не «хотелось бы», а поезжай в обязательном порядке.
Пауза.
Вот что, поезжайте с внучком Андрюшей. Андрюша там не был?

ПК
Об Андрюше с уверенностью сказать не могу.
 
ЕП
В любом случае поезжайте. Обещай мне.

ПК
Обещаю.
Пауза.
 
ЕП
Итак. Кто же населяет Зимний? Я насчитала около ста разновидностей животных и птиц.
 
ПК
Кто же это, мамочка? с кем довелось тебе встретиться?

ЕП
Ко мне подходили крокодилы, кайманы, узконосые и широконосые обезьяны, ленивцы, дикобразы, малые и большие муравьеды, медвежата кинкажу, сумчатые опоссумы, тапиры, свиньи-пекари, обычные броненосцы и броненосцы-гиганты, ягуары, пумы, оцелоты, страусы эму и нанду, гигантские олени и олени, едва достигающие величины зайца, олени мунтжак и замбар, малый и большой оленьки, гривистые волки, жарараки, гремучники, боа, анаконды, черепахи, попугаи, туканы, гоацины, мириады колибри, парочка слонов, тигры, леопарды, белогрудый и малайский медведи, быки гаур и бантенг, буйволы, сероу, чепрачный тапир, белорукие гиббоны, макаки, орангутаны, лангуры, антилопы, кенгуру, валлаби, бандикуты, поссумы, вомбаты и коалы. Да разве всех упомнишь, с моей-то памятью?
Пауза.
Но тасманийский дьявол запомнился. По неизвестной пока мне причине все в Зимнем относятся к нему с особенной почтительностью.
Пауза.
Почему бы тебе не купить ему новый фрак?

ПК
Кому?
 
ЕП
Андрюше, кому же еще?
Пауза.
 
ПК
Какой в этом смысл? Ему уже давно пора на пенсию.
 
ЕП
Быть может, он начнет петь? Быть может, на вокальном поприще внучку повезет немного больше, чем на театре. Уж там его точно не заставят исполнять партии вождей.

ПК
Интересная мысль, мамочка.
Пауза.
 
ЕП
Я понимаю, что это может выглядеть нескромным, дружочек, но твоя мать всегда была очень и очень мудрым человеком. Только вы этого не видите. Не желаете видеть.

ПК
Мама, мы знаем это, ценим это.
Пауза.
ЕП
Продолжение истории. Итак, меня пригласили на обед.

ПК
Что подавали?

ЕП
Смеется.
Винегрет.
 
ПК
Смеется.
А если серьезно?
 
ЕП
А если серьезно, я выхожу замуж. Вот где кроется подлинная причина принятого мною решения.
Пауза.

ПК
Кто он?

ЕП
Игорь Дмитриевич Светлицкий.
Пауза.
Маршал авиации в отставке.
Пауза.
В годы войны я была его пианисткой. Последний раз мы виделись во время фейерверка по случаю Победы.
Пауза.
Дым рассеялся, и он исчез.
Пауза.
Как думаешь, мы действительно победили, или моя память вновь шалит?
 
ПК
Победили.
 
ЕП
Неуверенно.
Да, да, конечно.
Пауза.
В противном случае, откуда бы взяться этому раю?
 
ПК
Что ты имеешь в виду, мамочка?

ЕП
Липки, разумеется, что же еще?
Пауза.

ПК
Мамочка, мне хочется как можно больше узнать о маршале.

ЕП
Да, да, эта персона и теперь волнует многих.
Шепотом.
Но он все еще засекречен.
Пауза.
Ты не выдашь меня, дочка?

ПК
О чем ты?
Пауза.

ЕП
За прошедшие годы он нисколько не изменился.
Пауза.
Когда я поняла, что он узнал меня, я прослезилась.
Пауза.
И он прослезился.
Пауза.
Все прослезились.
Пауза.
Он подошел ко мне, преклонил колено, вынул саблю из ножен и склонил предо мной. Все прослезились… и осознали, и оценили. И это была подлинная оценка.
Пауза.
Ты завидуешь мне?
 
ПК
Да, мама.
Пауза.

ЕП
Шепотом.
Он хочет ребенка.
Пауза.
 
ПК
Кто?

ЕП
Маршал. О ком я неустанно рассказываю тебе вот уже два часа кряду?
Пауза.

ПК
Мамочка, но в твоем возрасте…

ЕП
Что – «в моем возрасте»?! что – «в моем возрасте»?!

ПК
Мамочка, рожать в твоем возрасте, мягко говоря, небезопасно.

ЕП
А разве я сказала тебе, что собираюсь рожать?
 
ПК
Мне показалось…

ЕП
Я выразилась вполне определенно, - Игорь Дмитриевич хочет ребенка. Это вовсе не значит, что я собралась рожать.
 
ПК
Это разумно.

ЕП
Безусловно. Но что с этим делать?

ПК
Не знаю.

ЕП
Вот и я – в растерянности.
Пауза.
Ты же понимаешь, если маршал авиации хочет, это практически приказ.
Пауза.

ПК
Мне страшно за тебя, мамочка.

ЕП
Глупенькая. Не бойся. Уж если я умудрилась отказаться от родов в молодости, и это, заметь, при абсолютной плодовитости вашего отца, в преклонные-то годы…

ПК
Мамочка, возникает вопрос…

ЕП
Вот именно.
 
ПК
Мамочка, возникает вопрос. Если ты не рожала меня, как я появилась на свет?

ЕП
Но у тебя очень хитрая мать. Я тотчас все придумала. После той сцены с саблей, получившей, как я уже тебе докладывала, высшую оценку присутствующих, мы с маршалом Игорем Дмитриевичем, разумеется, принялись строить наши планы на будущее. И знаешь, что я предложила ему?
Пауза.
Разводить свиней.
Смеется.
Каково?!
Пауза.
Можешь ты хотя бы на минуточку представить себе, какие в таком-то раю будут свиньи?
Пауза.
Свиноводство – чрезвычайно ответственное, в какой-то мере государственное дело. Маршал Игорь Дмитриевич, как и положено, серьезно подошел к моему ответному предложению. Кстати и мое ответное маршалу Игорю Дмитриевичу предложение было оценено и одобрено окружающими.
Пауза.
Так вот, когда маршал Игорь Дмитриевич увлечется новым делом, а он чрезвычайно увлекающийся человек, вспомни его исчезновение во время фейерверка, он и думать забудет о детках. Свиньи станут его главными и любимейшими детками.
Пауза.
Каково?!
Пауза.
Он уже приступил к строительству свинарника. Ко вторнику, на следующей неделе, свинарник будет готов.
Теперь ты понимаешь, почему я переезжаю в Липки именно на следующей неделе и именно во вторник?
Пауза.
 
ПК
Мамочка, возникает вопрос. Если ты не рожала меня, как я появилась на свет?
Пауза.
 
ЕП
А как дети появляются на свет?
Разве ты не знаешь?
Разве не этому учили вас в школе?
Пауза.
Дети, дружочек, появляются сами по себе. Нет, безусловно, не в том смысле, что их находят в капусте, в данном случае я намекаю на Промысел Божий. С годами ты все-все поймешь.
Смеется.
Знаешь, что он мне заявил, когда мы уже привыкли друг к другу и запросто болтали в баньке?
Закатывается от смеха.
Ни с того, ни с сего он возьми, да и ляпни, - Всю жизнь мечтал собирать колокольчики.
Пауза.
Представляешь? Оказывается, он всю жизнь обожал колокольчики.

ПК
С ума сойти.
Пауза.

ЕП
Ты находишь, что это характеризует его положительно?

ПК
Высшей степени положительно.

ЕП
А я так не думаю. Я думаю, что колокольчики – знак слабости.
 
ПК
Просто ты не любишь Игоря Дмитриевича.
 
ЕП
Не знаю. Откровенно говоря, я еще не разобралась в своих чувствах. Очень смущают колокольчики. Есть в этом что-то глубоко периферийное.
Пауза.
Еще неизвестно, как к этому отнесется Андрюша.
Пауза.
А в Липки жуть как хочется.
А тебе хочется в Липки?

ПК
Очень.

5 акт

ДОЖДЬ

5.1. ИНТ. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР ЛЕЙДЕ. 
(ЛЕЙДЕ, СМЫШЛЯЕВА)

НОЧНИК.
ЛЕЙДЕ У ОКНА. НАБЛЮДАЕТ ДОЖДЬ.
СМЫШЛЯЕВА В ПОСТЕЛИ. ЛЕЖИТ С ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ.

СМЫШЛЯЕВА
Ты не спишь?
 
ЛЕЙДЕ
Нет.
Пауза.

Смышляева, укрываясь простыней, подходит к Лейде, обнимает его сзади.

 
ЛЕЙДЕ
А ты почему не спишь?

СМЫШЛЯЕВА
Без тебя не получается.
Пауза.

ЛЕЙДЕ
Пойди, ляг. Здесь холодно.

СМЫШЛЯЕВА
Нет. Только с тобой.
Пауза.
Что – то случилось?

ЛЕЙДЕ
Ничего не случилось.

Поваляева возвращается в кровать.

ЛЕЙДЕ
Случилось.
Пауза.

СМЫШЛЯЕВА
Что случилось?
Пауза.

ЛЕЙДЕ
Кажется, не люблю тебя.
Пауза.

СМЫШЛЯЕВА
Очень спокойно.
Я знаю.
Пауза.
Это ничего не меняет.
Пауза.

ЛЕЙДЕ
И ты не уйдешь от меня?

СМЫШЛЯЕВА
Очень спокойно.
Нет.
Пауза.

ЛЕЙДЕ
А если я изменю тебе.

СМЫШЛЯЕВА
Нет.
Пауза.

ЛЕЙДЕ
Почему?
 
СМЫШЛЯЕВА
Потому что ты все равно никого не любишь, а я лучше всех.
Пауза.

ЛЕЙДЕ
А если я полюблю другую?
 
СМЫШЛЯЕВА
Очень спокойно.
Тогда я превращу твою жизнь в кошмар.
Пауза.
Я пошутила. Мне уже лень заниматься этим.
Пауза.
Все. Ложись. Поздно.

Лейде ложится к Смышляевой.
Смышляева выключает ночник.

6 акт

ТАНЦЫ

6.1. ХРОНИКА 

СОБРАНИЕ УНИКАЛЬНЫХ КАДРОВ ТАНЦЕВ.

Шимми.
Фокстрот.
Муллен Руж.
Горцы.
Вальс.
Чаплин.
Рок-н-ролл.
Мальчик с собакой
Собачья свадьба.
Фламинго.
Сальса.

7 акт

ГОЛУБИНАЯ ОХОТА

7.1. ИНТ. ГРИМУБОРНАЯ ШОРОХОВА
(ШОРОХОВ, ЧИКИН, ЯБЛОНСКИЙ)

ПОЧЕТНОЕ МЕСТО ЗАНИМАЕТ УЖЕ ЗНАКОМЫЙ ПО СЦЕНАМ СО СТАРУШКАМИ ПОРТРЕТ ХОЗЯИНА ГРИМЕРКИ.
 
Невообразимый переполох: залетел голубь.
Окно открыто. Яблонский и Чикин пытаются выгнать птицу на улицу. Их движения комичны.
Чикин, то и дело роняет предметы, что болью отзывается в глазах Шорохова.
Сам Шорохов, смертельно бледный, сидит на диванчике, рукою держась за сердце.
Наконец, голубь изгнан.
Без сил охотники опускаются на диван рядом с Шороховым.
Пауза с одышкой.

ШОРОХОВ
Это – конец.
 
ЧИКИН
Типун тебе на язык, дурак!

ШОРОХОВ
С самого утра дурные предчувствия.

ЧИКИН
Пить меньше надо было. Уже не молоденький.
 
ШОРОХОВ
Да знаешь ты, какая это примета?
 
ЧИКИН
Хорошая примета.

ЯБЛОНСКИЙ
Шорохову
Андрюша, у тебя что, сердце болит?

ШОРОХОВ
Болит.

ЯБЛОНСКИЙ
Как болит?

ШОРОХОВ
Как будто онемело. Я его не чувствую.

ЯБЛОНСКИЙ
Болит или онемело?
 
ШОРОХОВ
Я же говорю, не чувствую сердцебиения.

ЧИКИН
Это же прекрасно! В норме человек не должен слышать сердцебиения.

ШОРОХОВ
Откуда тебе знать? Вот, откуда ТЕБЕ знать? Ты что фельдшер или врач?
 
ЧИКИН
Не фельдшер, но ветеринар. Притом знатный. Еще в детстве в деревне лошадей лечил.
Пауза.
Самое - для тебя.
 
ШОРОХОВ
Ты – балабол, вот кто ты!
Пауза.
Вот когда ты станешь помирать, а это, уверяю тебя, произойдет очень и очень скоро, я буду вести себя в точности также, как ты со мной в канун смерти.

ЧИКИН
Не дождешься. Я меру знаю. Лишнего не выпью.

ШОРОХОВ
Да что ты за человек? Кто тебе сказал, что я лишнего пил?
 
ЧИКИН
Все я видел.
Пауза.
Ты и говорил мало.
Пауза.
Я еще удивился, что это он помалкивает, думаю? А потом дошло. Помалкивает, чтобы, стало быть, рта не занимать.
Пауза.
Чтобы не дай Бог, не пропустить тост.

ШОРОХОВ
Тостов-то не было. Все ты врешь.

ЧИКИН
Весь напрягся!
Пауза.
Что, Сашенька понравилась тебе, пеньку?
Что же ты ее на танец не пригласил? Ты ведь знаменитый танцор!
 
ШОРОХОВ
Дурак ты!
Пауза.
Умру я скоро, вот что я вам скажу.
Пауза.
Вот и голубь этот не зря прилетел! Не к добру.
Пауза.
Слушайте, их до чертовой матери развелось! Раньше такого отродясь не было!
 
ЧИКИН
А я голубей люблю. Самая, что ни на есть православная птица.

ШОРОХОВ
Яблонскому
Я тебе Миша, вот что скажу, и твоя пташка Сашенька - не к добру.

ЧИКИН
О-о, завел волынку…
 
ШОРОХОВ
Да, да. Я ее внимательно изучил, прости Миша, но добра от нее не жди.

ЯБЛОНСКИЙ
Господь с тобой, Андрей, что ты городишь? Да Сашенька – ангел.
Она у меня с рождения с рук не сходила.
Она здесь в театре и выросла.
Да ты же помнишь ее родителей покойных.
 
ШОРОХОВ
Меня в те годы здесь еще не было. Я, если помнишь, работал в столицах. Больших и малых. Союзных республик, стало быть. И вот что замечу. Там такой пропасти с голубями нет! А места случались плодородные!

ЧИКИН
Тьфу ты, ей Богу! Андрюша, ты знаешь что, ты опохмеляйся! Если накануне перебрал, проснулся - первым делом опохмелись. Не мной придумано.
Пауза.
Тогда и люди к тебе, Андрюша, потянутся.
 
ШОРОХОВ
Яблонскому
Так вот, Миша. Что было в давние года, то было. Было и сплыло. Теперь она уже не девочка. Я, Миша, в ее глазах такие огни рассмотрел.
Пауза.
Миша, ты помни, тебя на звание подали…
 
ЯБЛОНСКИЙ
Да что ты, в самом деле?!

ШОРОХОВ
Чую, Миша, чую! Я же тебе друг! Сколько лет мы с тобой в одной упряжке! Сволочью был бы последней, когда бы не сказал. Миша, это – такие глаза! Все огнем покроется, и сами – огнем покроемся! Потом вспомнишь!
Пауза.

ЯБЛОНСКИЙ
Ты вот что, Андрюша, ты больше дурного о ней в моем присутствии не говори.
Пауза.
Очень тебя прошу.
Пауза.
Мне неприятно. Я не хочу ссориться с тобой. Она мне как дочь.
Пауза.

ШОРОХОВ
Ну и черт с тобой! Мое дело предупредить.
Пауза.
А что, вы говорите, она хорошо танцует?
 
ЧИКИН
А ты что же, не видел ее в «Пигмалионе»? Танцует божественно! А как поет!
Пауза.
 
ШОРОХОВ
Интересно было бы посмотреть.
Пауза.
Да она бы со мной, стариком, наверное, и не стала танцевать?

ЧИКИН
Подмигивает Яблонскому.
Какой же ты старик, Шорохов?! Такая спина как у тебя только у Кторова была, и все, пожалуй.
Пауза.
Больше не знаю, кого назвать.
 
ШОРОХОВ
Астор. Фред Астор. Меня с Фредом Астором сравнивали.
 
ЧИКИН
Точно. Совсем вылетел из головы. Слушай, а память-то у тебя, как у молодого!

ШОРОХОВ
Многим молодым фору дам. И в танце, и по части памяти. Душа-то юная! Да.
Пауза.
Я и теперь люблю танцевать.
Хитро улыбается.
Знаете с кем?

ЧИКИН
Откуда? Ты же - тихушник! Молча свои донжуанские делишки обтяпываешь.

ШОРОХОВ
С Ликой Смышляевой.

ЧИКИН
Не при главном режиссере будь сказано.

ШОРОХОВ
А он не любит ее.
 
ЧИКИН
А ты?

ШОРОХОВ
Волнуюсь немного, когда танцуем.
Пауза.
Сдается мне, что и она немного волнуется.

ЧИКИН
Что за язык у тебя, Шорохов? молчишь, молчишь, потом как выдашь?!..

ШОРОХОВ
Откровенно говоря, иногда мне кажется… подчеркиваю, кажется… может быть оно, конечно и не так, но иногда складывается впечатление…
Пауза.
Нет, не стану говорить. Вам ничего нельзя говорить. Тут же разнесете как сороки…

ЧИКИН
Нет уж, сказал А, говори и Б.
Пауза.
 
ШОРОХОВ
Иногда складывается впечатления, что она немного влюблена в меня.

Всеобщий смех.
 
ШОРОХОВ
Ну вот, я же говорил! Идиоты!

7.2. ИНТ. ГРИМУБОРНАЯ ШОРОХОВА
(ШОРОХОВ)

Шорохов говорит в камеру, как обыкновенно дают интервью.

ШОРОХОВ
По моему разумению, люди перестали понимать друг друга только по одной причине. Погибла культура танца.
Пауза.
Да, танец – отдельная культура. В танце люди могут выразить то, что теряется при разговоре.
Пауза.
Теперь этого не стало. А то, что образовалось на месте танцев, в физике называется вакуум.
Пауза.
Очень волнуюсь. Это такое… такое сокровенное….
В танце, в одном, как говорится у профессионалов, прыжке, как-то незаметно промелькнула вся моя жизнь.
Пауза.
Всё было – война, неудачная женитьба, поиски святого искусства, поиски любви… редкое заболевание сердца. Но танец помог мне. Как видите, я не собираюсь умирать. Моя спина сохраняет удивительную прямизну. Говорят, что такая стать была только у актера Кторова.
Пауза. Улыбается.
Частенько меня сравнивали и с Фредом Астором. Но вы теперь, наверное, и не знаете этого имени.
Пауза. 
Неловко говорить, но молодые актрисы и теперь оказывают мне признаки внимания.
Пауза.
Хорошая пластика также и у нашего молодого талантливого режиссера Артура Яновича Лейде. Это очень молодой и очень талантливый режиссер. Мы все очень рассчитываем на его молодость и талант.
Пауза.
Также мне бы хотелось несколько слов добавить о голубях.
Пауза.
Нет? Хорошо.

8 акт

ФРЕД АСТОР

8.1. ИНТ. СЦЕНА. 
(ШОРОХОВ)
 
ШОРОХОВ НА СЦЕНЕ ВО ФРАКЕ И ЦИЛИНДРЕ.

Подается свет, звучит музыка.
Шорохов исполняет уморительный танец, подражая Фреду Астору.


9 акт

ГОРЦЫ

9.1. ИНТ. РЕСТОРАН.   
(МАССОВКА: ОФИЦИАНТЫ, ПОСЕТИТЕЛИ РЕСТОРАНА, ГОРЦЫ)

ПАНОРАМА РЕСТОРАНА.
КЛАССИЧЕСКИЙ КАБАЦКИЙ ШУМ С ГОЛОСАМИ, ПРИГЛУШЕННЫМ СМЕХОМ, ШИПЕНИЕМ И МЕТАЛЛИЧЕСКИМ ЛЯЗГОМ.

Снуют официанты, в углу толпятся горцы в национальных костюмах.
 

9.2. ИНТ. РЕСТОРАН.   
(СВЕТЛОВИДОВА, НЕВАЛЯЕВ, ПЕРВЫЙ ОФИЦИАНТ, МАССОВКА: ПОСЕТИТЕЛИ РЕСТОРАНА, ОФИЦИАНТЫ, ГОРЦЫ)

ОСЛЕПИТЕЛЬНЫЙ ВЗМАХ СКАТЕРТИ.
 
СВЕТЛОВИДОВА И НЕВАЛЯЕВ ЗА СТОЛИКОМ. 

У столика Неваляева возникает первый официант.
 
ПЕРВЫЙ ОФИЦИАНТ
Боже мой, какое общество! Как мы рады Вас видеть, Андрей Алексеевич!
Светловидовой
Мое почтение.
Неваляеву.
Давненько вас не было видно, Андрей Алексеевич. Забыли нас, а мы скучаем! Без вас и кавказцы не так пляшут. Совсем бросили дом родной. Этак мы у вас совсем от рук отобьемся.

НЕВАЛЯЕВ
А посмотри-ка с кем я пришел?

ПЕРВЫЙ ОФИЦИАНТ
Светловидовой
Глазам не верю. Не могу, не могу поверить! Боже мой, какое общество! Какие люди!
Сегодня…
Наклоняется к уху Неваляева и что- то шепчет.

НЕВАЛЯЕВ
Бесстрастно.
Да.
Пауза.
Да.
Пауза.
Разумеется.

Официант выпрямляется.

ПЕРВЫЙ ОФИЦИАНТ
Но заказывает дама? Боже, какое общество! Мне никто не поверит.

НЕВАЛЯЕВ
Александра Сергеевна будет служить в нашем театре.

ПЕРВЫЙ ОФИЦИАНТ
Как?! Не может быть!

НЕВАЛЯЕВ
То-то и оно. Нет ничего невозможного в нашем случае.

ПЕРВЫЙ ОФИЦИАНТ
Да! Но такое!
Неваляеву.
Чудо, чудо, Андрей Алексеевич!
Светловидовой
Поздравляю! Поздравляю! Не пожалеете. Это лучший театр! Что будете заказывать?

СВЕТЛОВИДОВА
На усмотрение Андрея Алексеевича.

Неваляев привлекает к себе официанта, негромко делает заказ, слов не разобрать.

ПЕРВЫЙ ОФИЦИАНТ
Слушаю-с… слушаю-с.

Первый официант исчезает.
К столику Неваляева подходят горцы. Молча выстраиваются в ряд. В их глазах не читается обожание.   
 
НЕВАЛЯЕВ
Чуть позже.
 
Горцы уходят.

9.3. ИНТ. РЕСТОРАН.   
(СВЕТЛОВИДОВА, НЕВАЛЯЕВ, ВТОРОЙ ОФИЦИАНТ, МАССОВКА: ОФИЦИАНТЫ, ПОСЕТИТЕЛИ РЕСТОРАНА, ГОРЦЫ)

Несколько официантов накрывают стол Неваляева.

НЕВАЛЯЕВ
Светловидовой
Таких горцев уже и в горах нет. А в Москве-то и подавно.
Пауза.
Вы сегодня сможете познакомиться с их талантом. Любите кавказское песнопение?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Да, наверное.

НЕВАЛЯЕВ
Тоскуют по горам.
Пауза.
Сильные люди, поэтому очень тоскуют.
Пауза.
Я им хорошо плачу, а они все равно тоскуют. Очень хорошо плачу.
Пауза.
И по ночам поют.
Пауза.
Если как-нибудь ночью вдруг услышите кавказское песнопение, знайте – мои горцы поют.
Пауза.
Так что теперь в Бряхимове поют. Правда, горцы, но, главное, что поют.
Пауза.
Такого больше нигде не встретишь.
Только на Кавказе и в Бряхимове.
Пауза.
Справедливости ради, первоначально среди них только два настоящих кавказца были. И тех теперь уже нет.
Пауза. 
Вернулись к себе, в горы.
Пауза. 
Но я подбирал певцов, очень похожих на кавказцев. Скажите честно, разве вы хотя бы на секунду усомнились в их подлинности?

СВЕТЛОВИДОВА
Улыбается
Нет.
 
НЕВАЛЯЕВ
В Москве такого не услышите.
Пауза.
Но больше всего на свете я люблю театр.
Это у меня с раннего детства.
Пауза.
Мама театралкой была. Вот и меня приучила.
Пауза.
Вы приняли правильное решение. Я устрою вам роскошную жизнь. Обещаю.
Пауза.
В Москве вам и не снилось, какую жизнь я вам устрою.
Пауза.
Где? В Бряхимове.
Фантастика. Просто фантастика!
Вот уж, как говорится, не знаешь, где найдешь – где потеряешь.
Пауза.
Вы согласны?

СВЕТЛОВИДОВА
На что?
 
НЕВАЛЯЕВ
На роскошную жизнь?

СВЕТЛОВИДОВА
А какого вы ждете ответа?
Пауза.
 
НЕВАЛЯЕВ
Собственно, это был риторический вопрос.
Пауза. 
Здесь вы будете иметь всё.
Пауза.
Если, конечно, не обманете… моих ожиданий.
Пауза.
А вы не обманете моих ожиданий. Потому что вы – безумно талантливы. И умная женщина. Вы – очень умная женщина. Поверьте, я умею различить умную женщину.

К столику подходит второй официант.
      
ВТОРОЙ ОФИЦИАНТ
Неваляеву, разливая вино, с лукавым прищуром.
Вновь свободны, Андрей Алексеевич?

НЕВАЛЯЕВ
В каком смысле?

ВТОРОЙ ОФИЦИАНТ
Известно, в каком!
Подмигивает Светловидовой.
Развелись?

НЕВАЛЯЕВ
Улыбается.
Почему так решил?

ВТОРОЙ ОФИЦИАНТ
Как правило, вы начинаете приходить к нам… хочется сказать домой… когда разведетесь.
 
Неваляев смеется.
Второй официант смеется.
 
НЕВАЛЯЕВ
Дурак ты, братец!
 
ВТОРОЙ ОФИЦИАНТ
Чего доброго, а уж это – имеется!
Пауза. 
Обратите внимание, дураки в наше время делаются большой редкостью. У нас, простите, не к столу, третьего дня сволочь одна так прямо и начертала: «Дураков нет».

Неваляев смеется.
Второй официант смеется.

ВТОРОЙ ОФИЦИАНТ
Вздыхает.
А в остальном – тоска-с.
Как обычно!

Неваляев смеется.
Второй официант смеется.

НЕВАЛЯЕВ
Официанту
Ну, довольно. Оставь нас.

Официанты разлетаются, точно стая птиц.
Вновь подходят горцы, выстраиваются в ряд.


НЕВАЛЯЕВ
Горцам.
Я дам знать.

Горцы уходят.

НЕВАЛЯЕВ
Светловидовой.
Дураков нет. Как вам это понравилось, Александра Сергеевна?

СВЕТЛОВИДОВА
Оценила.
Пауза.
Жду.

НЕВАЛЯЕВ
Чего ждете, Александра Сергеевна?

СВЕТЛОВИДОВА
Можно просто Саша. Я очень, очень молода. Точнее так, я все еще очень, очень молода.

НЕВАЛЯЕВ
Чего же вы ждете, просто Саша?

СВЕТЛОВИДОВА
Когда начнется опасный разговор.

НЕВАЛЯЕВ
Так уж и опасный?

СВЕТЛОВИДОВА
Опасный, опасный, Андрей Алексеевич.

НЕВАЛЯЕВ
Смеется.
Что же мне так везет на умных женщин? И за какие такие грехи?
Пауза.
Нет предположений по этому поводу, Саша?

СВЕТЛОВИДОВА
А женщины, Андрей Алексеевич, вообще народец не глупый. Просто среди нас есть способные актрисы, а есть – не очень.

НЕВАЛЯЕВ
А вы?

СВЕТЛОВИДОВА
Я – плохая актриса. Вы меня сразу раскусили.

НЕВАЛЯЕВ
Ой, ли?

СВЕТЛОВИДОВА
Раскусили, раскусили.

НЕВАЛЯЕВ
Вы моих горцев тоже сразу раскусили. Раскусили же?

СВЕТЛОВИДОВА
Смеется.
Раскусила.   

НЕВАЛЯЕВ
Так что я тоже Богом не поцелован.
Ну, что же? Тем лучше.
Пауза.
Вообще убедительная пара.   

Смеются.   
 

9.4. ИНТ. РЕСТОРАН.КОНЕЦ XIX ВЕКА.   
(СВЕТЛОВИДОВА, НЕВАЛЯЕВ, МАССОВКА: ОФИЦИАНТЫ, ПОСЕТИТЕЛИ РЕСТОРАНА, ОФИЦЕРЫ, ГОРЦЫ)

ПАНОРАМА РЕСТОРАНА: СТОЛИКИ, СТОЛИКИ, И ЕЩЕ СТОЛИКИ, И НЕСТЬ ЧИСЛА ИМ. ПО ОДЕЖДЕ ПОСЕТИТЕЛЕЙ, ОСОБЕННО ПО КОСТЮМАМ ОФИЦЕРОВ, МЫ ПОНИМАЕМ, ЧТО ВНОВЬ ОКАЗАЛИСЬ  В КОНЦЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО ВЕКА. НЕКОТОРЫХ ПОСЕТИТЕЛЕЙ МЫ УЗНАЕМ. ОНИ ПРИСУТСТВОВАЛИ НА ПЕРРОНЕ В СЦЕНЕ «СТАНЦИЯ» XIX ВЕКА В ПЕРВОЙ СЕРИИ.

Неваляев говорит что-то Светловидовой, слов не слышно.

9.5. ИНТ. РЕСТОРАН.КОНЕЦ XIX ВЕКА. ВИД СВЕРХУ.   
(МАССОВКА: ОФИЦИАНТЫ, ПОСЕТИТЕЛИ РЕСТОРАНА, ОФИЦЕРЫ, ГОРЦЫ)
 
КРОХОТНЫЕ ЛЮДИ ЗА КРОХОТНЫМИ СТОЛИКАМИ.

Один из крохотных этих человечков достает из кармана револьвер и приставляет его к виску.
Если бы не возникшая внезапно театральная статичность остальных человечков, мы бы не обратили внимания на самоубийцу.
Приставив револьвер к виску, и этот человечек замирает.


10 акт.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ. ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ.

10.1. ИНТ. СЦЕНА. СПЕКТАКЛЬ. ДЕКОРАЦИИ  ВТОРОГО ДЕЙСТВИЯ.   
(БУЯНОВ, ЯБЛОНСКИЙ, СВЕТЛОВИДОВА)


ГОРОДСКОЙ САД. НАПРАВО ОТ АКТЕРОВ  ЗАДНИЙ УГОЛ ТЕАТРА (ДЕРЕВЯННОГО) С ВХОДНОЙ ДВЕРЬЮ НА СЦЕНУ; БЛИЖЕ К АВАНСЦЕНЕ САДОВАЯ СКАМЬЯ; НАЛЕВО, НА ПЕРВОМ ПЛАНЕ, ПОД ДЕРЕВЬЯМИ,  СКАМЕЙКА И СТОЛ; В ГЛУБИНЕ ПОД ДЕРЕВЬЯМИ СТОЛИКИ И  САДОВАЯ МЕБЕЛЬ.


На сцене Михаил Михайлович Яблонский (в образе и костюме Нарокова), Иван Петрович Буянов (в образе и костюме Ераста Громилова, трагика и Александра Сергеевна Светловидова в образе и костюме Негиной).

Трагик сидит у стола, опустив голову на руки; из театра выходит Нароков.

ТРАГИК
Мартын, антракт?

НАРОКОВ
Антракт. А ты уж опять «за Уралом за рекой»?

ТРАГИК
Где мой Вася? Где мой Вася?

НАРОКОВ
А я почем знаю?

ТРАГИК
Мартын, поди сюда!

НАРОКОВ
Подходя
Ну, пришел сюда, ну, что?

ТРАГИК
Деньги есть?

НАРОКОВ
Ни крейцера.

ТРАГИК
Мартын... для друга! Велико это слово!

НАРОКОВ
Pas un sou, хоть вывороти карманы.

ТРАГИК
Скверно.

НАРОКОВ
На что хуже.

ТРАГИК
покачав головой
О люди, люди!..

Молчание.

ТРАГИК
Мартын!

НАРОКОВ
Что еще?

ТРАГИК
Займи поди!

НАРОКОВ
У кого прикажете? Кредит-то у нас с тобой необширный.

ТРАГИК
О люди, люди!

НАРОКОВ
Да, уж действительно «о люди, люди»!

ТРАГИК
И ты, Мартын, возроптал?

НАРОКОВ
Какая-то гнусная, дьявольская интрига за-тевается.

ТРАГИК
Грозно
Интрига? Где? Против кого?
 
НАРОКОВ
Против Александры Николавны.

ТРАГИК
еще грознее
Кто он? Где он? Скажи ему от меня, что он со мной будет иметь дело, с Ерастом Громиловым!

НАРОКОВ
Ничего ты не сделаешь. Замолчи! Не раз¬дражай меня! Я и так расстроен, а ты шумишь бестолку. Мука мне с вами! У всех у вас и много лишнего, и многого нехватает. Я измаялся, глядя на вас. У комиков много лиш¬него комизма, а у тебя много лишнего трагизма; а не хватает у вас грации... грации, меры. А мера-то и есть искусство... Вы не актеры, вы шуты гороховые!

ТРАГИК
Нет, Мартын, я благороден... Ах, как я бла¬городен! Одно, брат Мартын, обидно, что благороден-то я только в пьяном виде...
Опускает голову и трагически рыдает.

НАРОКОВ
Ну, вот и шут, ну, вот и шут!

ТРАГИК
Мартын! Говорят, что ты сумасшедший; скажи мне, правда это или нет?

НАРОКОВ
Правда, я согласен; но только с одним условием: если вы все здесь умные, так я сумасшедший, я тогда спорить не стану.

ТРАГИК
Знаешь, Мартын, на что мы с тобой похожи?

НАРОКОВ
На что?

ТРАГИК
Ты знаешь Лира?

НАРОКОВ
Знаю.

ТРАГИК
Так помнишь, там, в лесу, в бурю... Я — Лир, а ты — мой дурак.

НАРОКОВ
Нет, не заблуждайся, Лиров нет меж на¬ми а кто из нас дурак, это я предоставляю тебе самому до¬гадаться.

Из театра выходит Негина.

10.2. ИНТ. СЦЕНА. СПЕКТАКЛЬ. ДЕКОРАЦИИ  ВТОРОГО ДЕЙСТВИЯ.(БУЯНОВ, ЯБЛОНСКИЙ, СВЕТЛОВИДОВА)

НЕГИНА
Что ж это такое, Мартын Прокофьич? Что они со мной делают?

НАРОКОВ
хватаясь за голову
Не знаю, не знаю, не спрашивайте меня.

НЕГИНА
Да ведь это обидно до слез.

НАРОКОВ
О, не плачьте; они не стоят ваших слез. Вы белый голубь в черной стае грачей, вот они и клюют вас. Белизна, чистота ваша им обидна.

НЕГИНА
сквозь слезы
Послушайте, Мартын Про-кофьич, ведь при вас, при вас, помните, он обещал дать мне сыграть перед бенефисом. Я жду, я целую неделю не играла, сегодня последний спектакль перед бенефисом; а он, против¬ный, что же делает! Назначает «Фру-фру» со Смельской.

НАРОКОВ
Кинжал в грудь по рукоятку!

НЕГИНА
Устраивают ей овации накануне моего бене¬фиса, подносят букеты; а меня публика и забыла совсем. Какой же у меня может быть сбор!

ТРАГИК
Офелия, удались от людей!

НЕГИНА
Я стала ему говорить, он только шутит да смеется в глаза.

НАРОКОВ
Дерево он у нас, дерево, дуб, осина.

ТРАГИК
Офелия, удались от людей!

НЕГИНА
Мартын Прокофьич, вы только одни меня любите.

НАРОКОВ
О да, больше жизни, больше света.

НЕГИНА
Я вас понимаю и сама люблю.

НАРОКОВ
Понимаете, любите? Ну, вот я и счастлив, Да, да...
Тихо смеется.
Как ребенок, счастлив.

НЕГИНА
Мартын Прокофьич, сделайте одолжение, поищите Петра Егорыча; скажите ему, чтобы он ко мне на сцену пришел.

НАРОКОВ
Я так счастлив, что с удовольствием по¬зову и приведу к вам вашего любовника.

НЕГИНА
Он жених, Мартын Прокофьич, а не лю¬бовник.

НАРОКОВ
Все равно, все равно, голубь мой белый! Жених, муж; но если вы его любите, так он ваш любовник. Но я ему не завидую, я сам счастлив.

НЕГИНА
Да зайдите в кассу, узнайте, берут ли на мой бенефис. Я подожду вас в уборной: будем чай пить.

Нароков уходит.

ТРАГИК
Коли с ромом, так и я буду.

НЕГИНА
Нет, без рому.
Уходит на сцену.

ТРАГИК
Где мой Вася? Где мой Вася?
Уходит в глубину сада.

11 акт

СТОЛ

11.1. НАТ. УЛИЦА БРЯХИМОВА. ДЕНЬ. КОНЕЦ XIX ВЕКА. 
(МАССОВКА: ГОРЦЫ)

На улице накрыт стол. Яства, бурдюки с вином.
За столом горцы. Поют.
Никто не обращает внимания на мелкий, моросящий дождь.