Бряхимов Таланты и поклонники Четвертая серия

Александр Строганов
БРЯХИМОВ
(ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ)
ЧЕТВЕРТАЯ СЕРИЯ

Александр Строганов

Оригинальный сценарий


Строганов Александр
+7 9132152218
Jazz200261@mail.ru
656055
Россия, г. Барнаул, ул. Островского 40 – 35
www.stroganow.ru








БРЯХИМОВ (ТАЛАНТЫ И
ПОКЛОННИКИ)  -
ДАТА СЪЁМКИ:
СЮЖЕТЧИК: АЛЕКСАНДР СТРОГАНОВ ДАТА ЭФИРА:
ДИАЛОГИСТ: АЛЕКСАНДР СТРОГАНОВ ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ:

ПЕРСОНАЖИ:
СВЕТЛОВИДОВА
ШОРОХОВ
СМЫШЛЯЕВА
ГОРОХОВ
ЯБЛОНСКИЙ
ДРУНИНА
ЛЕЙДЕ
ГОРНИЧНАЯ
УДИЛЬЩИК
ПОЧТАЛЬОН
ИЗВОЗЧИК
ЖАНДАРМ
МАССОВКА:
НА УЛИЦЕ СОВР. БРЯХИМОВА
НА УЛИЦЕ БРЯХИМОВА XIX Века
БРОДЯГИ: МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА
МАЛЬЧИШКИ (XIX Век)
ПОНИ (ЖИВ.)
КОНЬ (ЖИВ.)
СОБАКИ (ЖИВ.)











ОБЪЕКТЫ:
ИНТЕРЬЕРЫ:
ТЕАТР
- СЦЕНА
- СЦЕНА С ДЕКОРАЦИЯМИ
- ГРИМУБОРНАЯ ЯБЛОНСКОГО
- КАБИНЕТ ЛЕЙДЕ
ГОСТИНИЦА В БРЯХИМОВЕ
- НОМЕР ЛЕЙДЕ
- НОМЕР СВЕТЛОВИДОВОЙ
- ВАННАЯ В НОМЕРЕ СВЕТЛОВИДОВОЙ
КВАРТИРА ЯБЛОНСКОГО
- СПАЛЬНЯ
- КУХНЯ
НАТУРА:
ПЛОЩАДЬ СОВРЕМЕННОГО БРЯХИМОВА
ПЛОЩАДЬ БРЯХИМОВА XIX Века
БРЯХИМОВСКИЙ ДВОРИК
БРЯХИМОВСКИЙ ПРУД


Оглавление


1 АКТ. ФИЗИКА.

1.1. НАТ. ПЛОЩАДЬ БРЯХИМОВА. РАННЕЕ УТРО.
(МАССОВКА, БРОДЯГИ: МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА, ПОНИ)………..……………..5

2 АКТ. ЖАНДАРМ.

2.1. НАТ. ПЛОЩАДЬ БРЯХИМОВА. ДЕНЬ. КОНЕЦ XIX ВЕКА. 
(ЖАНДАРМ, ИЗВОЗЧИК, МАССОВКА: ПРОХОЖИЕ, МАЛЬЧИШКИ, СОБАКИ)
………………………………………………………………………………………………………………………………………………..6

3 АКТ. ПЕРВОЕ УТРО.

3.1. ИНТ. КВАРТИРА ЯБЛОНСКОГО. СПАЛЬНЯ.(СВЕТЛОВИДОВА)…………………………………………………………………………………………7

3.2. НАТ. ДВОРИК. УТРО.(ЖАНДАРМ)………………………………………………………………7

3.3. ИНТ. КВАРТИРА ЯБЛОНСКОГО. СПАЛЬНЯ.
(СВЕТЛОВИДОВА, ДРУНИНА, ЯБЛОНСКИЙ)…………………………………………………………7

4 АКТ. ПУГОВКА.

4.1. ИНТ. КВАРТИРА ЯБЛОНСКОГО. КУХНЯ.
(СВЕТЛОВИДОВА, ЯБЛОНСКИЙ)……………………………………………………………………………….8

5 АКТ. ХОРОШО ТЕМПЕРИРОВАННЫЙ КЛАВИР.

5.1. ИНТ. ГРИМУБОРНАЯ ЯБЛОНСКОГО(ЯБЛОНСКИЙ)…………………………………19

6 АКТ. НАБОКОВ.

6.1. ИНТ. КАБИНЕТ ЛЕЙДЕ(ЛЕЙДЕ)………………………………………………………………..20

7 АКТ. БАБОЧКА.

7.1. ИНТ. СЦЕНА.(ДРУНИНА, ГОРОХОВ, ШОРОХОВ)……………………………….23

8 АКТ. СИНЕВА.

8.1. НАТ. ПРУД. ДЕНЬ.(СВЕТЛОВИДОВА, ПОЧТАЛЬОН)……………………….33

9 АКТ. ИНИЦИАЦИЯ.

9.1. ИНТ. СЦЕНА.(ДРУНИНА, ГОРОХОВ, ШОРОХОВ, ЛЕЙДЕ)…………….38

10 АКТ. А.Н. ОСТРОВСКИЙ. ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ. 

10.1. ИНТ. СЦЕНА. СПЕКТАКЛЬ. ДЕКОРАЦИИ  ПЕРВОГО ДЕЙСТВИЯ.   
(СВЕТЛОВИДОВА, СМЫШЛЯЕВА, ЛЕЙДЕ)…………………………………………………………..53

10.2. ИНТ. СЦЕНА. СПЕКТАКЛЬ. ДЕКОРАЦИИ  ПЕРВОГО ДЕЙСТВИЯ.   
(СВЕТЛОВИДОВА, СМЫШЛЯЕВА, ЛЕЙДЕ)…………………………………………………………….58

11 АКТ. ДУЭТ.

11.1. ИНТ. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР СВЕТЛОВИДОВОЙ. КОМНАТА. 
(СВЕТЛОВИДОВА)…………………………………………………………………………………………………………….61


11.2. ИНТ. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР СВЕТЛОВИДОВОЙ. ВАННАЯ. 
(СВЕТЛОВИДОВА)………………………………………………………………………………………………………………61

11.3. ИНТ. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР СВЕТЛОВИДОВОЙ. КОМНАТА. 
(СВЕТЛОВИДОВА)…………………………………………………………………………………………………………….61

11.4. ИНТ. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР ЛЕЙДЕ. КОМНАТА.(ЛЕЙДЕ)………….62

11.5. ИНТ. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР СВЕТЛОВИДОВОЙ. КОМНАТА.(СВЕТЛОВИДОВА, ГОРНИЧНАЯ)……………………………………………….….….62

11.6. ИНТ. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР ЛЕЙДЕ. КОМНАТА.(ЛЕЙДЕ)…....64

12 АКТ. УДИЛЬЩИК.

12.1. НАТ. ПРУД. ДЕНЬ(УДИЛЬЩИК)……………………………………………………………….64



НА ТИТРАХ СТАРИННЫЕ ФОТОГРАФИИ. ЖЕЛТЫЙ ВИРАЖ ПОДЧЕРКИВАЕТ ИХ ВОЗРАСТ. НА СНИМКАХ - ВИДЫ ТИПИЧНОГО РУССКОГО ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА, А ТАКЖЕ ПОРТРЕТЫ ЛЮДЕЙ ИЗ ДАЛЕКОГО ПРОШЛОГО.

1 акт

ФИЗИКА

1.1. НАТ. ПЛОЩАДЬ БРЯХИМОВА. РАННЕЕ УТРО.
(МАССОВКА, БРОДЯГИ: МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА, ПОНИ)

ПЛОЩАДЬ СОВРЕМЕННОГО БРЯХИМОВА.

Гаснут фонари.
Проезжает поливальная машина.
На лавочке пробуждаются уже знакомые нам бродяги, мужчина и женщина.
Девочка-подросток ведет пони, улыбается камере, машет рукой.
Первые прохожие: кто-то спешит, кто-то идет неспешно.

ГОЛОС РЕЖИССЕРА
Что бы там не говорили, от свечения города зависит многое, очень многое. Судьбы его обитателей, например.
Пауза.
Это – не мои фантазии. Самая, что ни на есть реальность. Свечение, свет, тень, тени, блики…
Пауза.
Хорошо, а в каком еще материале может обитать душа?
Пауза.
Свет, конечно же, свет. Свечение, тени, блики…
Пауза.
Вот почему Остров Мертвых, например, мог случиться только в Венеции. А Достоевский, к слову, мог появиться только в Петербурге. В Петербурге, и нигде больше.
Пауза.
Вы согласны с тем, что Остров мертвых может быть только в Венеции, и нигде больше?
Пауза.
Жизни человеческие пролетают скоротечно, как времена года. Для света это вообще мгновения.
Смех.
Изволите видеть, режиссер обладает целым рядом бесспорных преимуществ. Он может и физику с ног на голову перевернуть, если захочет. Ну, скажите на милость, кто еще может перевернуть физику с ног на голову? Физик – исключено. Даже если он очень хороший физик, Ландау, например. Или Эйнштейн.
Пауза.
Скажете, Эйнштейн перевернул? Иллюзия. Ньютоново яблоко как падало, так и падает сверху вниз. А у меня, если я захочу, упадет снизу вверх. И очень даже легко.
Пауза.
Ну что, дождиком, как будто, и не пахнет?
 
 
2 акт

ЖАНДАРМ

2.1. НАТ. ПЛОЩАДЬ БРЯХИМОВА. ДЕНЬ. КОНЕЦ XIX ВЕКА. 
(ЖАНДАРМ, ИЗВОЗЧИК, МАССОВКА: ПРОХОЖИЕ, МАЛЬЧИШКИ, СОБАКИ)

ТА ЖЕ ПЛОЩАДЬ, ЧТО И В ПЕРВОМ АКТЕ, НО УЖЕ XIX ВЕК.
 
В тополином пухе, как в снегу, редкие прохожие в одеждах того времени, собаки.
На облучке дремлет извозчик
Мальчишки играют в мяч.
Цокот копыт. Возникает степенная фигура жандарма на коне. Напоминает знаменитый памятник Александру III, некогда венчавший Невский проспект в Петербурге.
У жандарма грозный вид. В руке нагайка.
Есть во всаднике что-то необычное, нелепое.
Все дело в коне: его голову венчает султан, как в цирке.
Жандарм видит камеру, делает под козырек, улыбается и исчезает за поворотом, оставляя клубы пуха.

3 акт

ПЕРВОЕ УТРО

3.1. ИНТ. КВАРТИРА ЯБЛОНСКОГО. СПАЛЬНЯ).
(СВЕТЛОВИДОВА).

ХОД ЧАСОВ, МУЖСКОЙ И ЖЕНСКИЙ ГОЛОСА ЗА СТЕНОЙ. СЛОВ НЕ РАЗОБРАТЬ.
 
Светловидова в кровати.
Открывает глаза, потягивается.
Некоторое время лежит, улыбается, садится, прислушивается к разговору.
Встает, подходит к окну.

3.2. НАТ. ДВОРИК. УТРО.
(ЖАНДАРМ)

ВИД ИЗ ОКНА, С ВЫСОТЫ ПЯТОГО ЭТАЖА.

Знакомый жандарм на цирковом коне задирает голову, берет под козырек, исчезает за поворотом.

3.3. ИНТ. КВАРТИРА ЯБЛОНСКОГО. СПАЛЬНЯ).
(СВЕТЛОВИДОВА, ДРУНИНА, ЯБЛОНСКИЙ).

Светловидова смеется.
Вновь забирается в свое гнездышко, закрывает глаза.
 
В комнату осторожно заглядывает Друнина.
Изучает Светловидову.

ДРУНИНА
Шепотом невидимому Яблонскому.
Спит.
 
Друнина уходит.
Через минуту гремит входная дверь.
Светловидова открывает глаза и пищит тонким, как у мыши голоском.
В спальню заглядывает Яблонский.

СВЕТЛОВИДОВА
И-и-и-и!

ЯБЛОНСКИЙ
Ты кто?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Мышь, дядь Мишь, или ты не вишь?

ЯБЛОНСКИЙ
Ах, мышь? Так ты уже не спишь? Вставай, вставай, головка сыра на столе. И жизнь, мне кажется, прекрасна!

СВЕТЛОВИДОВА

Ах, сырная головка. А колбаска?
 
ЯБЛОНСКИЙ
И колбаска, и икорка, и петрушечки пучок!

СВЕТЛОВИДОВА
Ты меня балуешь, старичок!

Смеются.

СВЕТЛОВИДОВА
Вскакивает с кровати.
Веди, веди меня в свою мышеловку, старый греховодник.

ЯБЛОНСКИЙ
Что такое? Какой я греховодник?

СВЕТЛОВИДОВА
Я Фуфу видела, возлюбленную всю.

ЯБЛОНСКИЙ
Она прекрасна, не находишь?! Марш, марш на кухню.
 
Яблонский и Светловидова уходят.


4 акт

ПУГОВКА

4.1. ИНТ. КВАРТИРА ЯБЛОНСКОГО. КУХНЯ.
(СВЕТЛОВИДОВА, ЯБЛОНСКИЙ)

Яблонский, уже в фартуке, готовит яичницу.
Шипение масла смешивается с шумом воды, доносящимся из ванной комнаты по соседству с кухней.

ГОЛОС СВЕТЛОВИДОВОЙ
Из ванной
А вы где спали, дядь Миш?

ЯБЛОНСКИЙ
Громко
В шалаше.

Яблонский раскладывает яичницу по тарелкам, режет сыр.
 
ГОЛОС СВЕТЛОВИДОВОЙ
Из ванной
У вас любовь?
 
ЯБЛОНСКИЙ
Громко
У нас покой и воля.

Шум воды прекращается.
Входит Светловидова в цыплячьем махровом халатике, с полотенцем на голове.

ЯБЛОНСКИЙ
Господи, ребенок совсем!
 
СВЕТЛОВИДОВА
Усаживается за стол, пьет кофе.
А вы – ранние птахи.

ЯБЛОНСКИЙ
Разбудили тебя?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Нет. Я вас и не слышала.

ЯБЛОНСКИЙ
В этом доме все рано встают.
СВЕТЛОВИДОВА
А где вы спали?
 
ЯБЛОНСКИЙ
Здесь.

СВЕТЛОВИДОВА
Опечалившись
Ну, вот.

ЯБЛОНСКИЙ
А мы всегда здесь спим. У меня есть такие специальные перины. Пуховые, между прочим. И мы здесь спим. Всегда. Просторно, прохладно. Иллюзия молодости, романтика. Знаешь, девочка, очень важно для человека с годами не растерять чувство молодости. Мы очень стараемся. Нина стоит на голове. А я иногда впадаю в запой.
Смеется.
Шучу.

СВЕТЛОВИДОВА
Вы вместе живете?

ЯБЛОНСКИЙ
Нет, нет, нет. Что ты?!
Шепотом.
Мы встречаемся. Дружим.
Смеется.
Не вздумай где-нибудь проговориться. Это тайна.
Пауза.
А ты считаешь, что с Фуфой можно жить?

СВЕТЛОВИДОВА
Смеется.
По-моему, именно с такой женщиной и следует жить.

ЯБЛОНСКИЙ
Чтобы превратиться в шкодливого ребенка?
Нет уж, извините, свое обратное развитие мне хотелось бы остановить на уровне поздней молодости. Что-нибудь около тридцати. Не дальше.
Смеются.
Пауза.

ЯБЛОНСКИЙ
Когда поговорим?

СВЕТЛОВИДОВА
А оно нам нужно?
 
ЯБЛОНСКИЙ
Конечно. Я теперь в ответе за тебя. Ты теперь мне как дочка.

СВЕТЛОВИДОВА
Не повезло тебе.

ЯБЛОНСКИЙ
Еще как повезло.

СВЕТЛОВИДОВА
А сестрички мои где сейчас?

ЯБЛОНСКИЙ
Далеко. В разных королевствах.

СВЕТЛОВИДОВА
Пишут?

ЯБЛОНСКИЙ
Редко.
Пауза.
Вот, уйду на пенсию…

СВЕТЛОВИДОВА
Ты?! На пенсию?!

ЯБЛОНСКИЙ
Смеется.
Уйду, уйду.
Пауза. 
Камин затоплю, стану пить. Хорошо бы собаку купить.
Пауза.
Обязательно уйду на пенсию, и примусь разъезжать. Меня всю жизнь преследует тоска скитальца. Знаешь, что говорил Юрий Карлович Олеша по этому поводу?
Пауза.
Я бы хотел не славы, а путешествия по миру. Улавливаешь? А это был великий сочинитель, Юрий Карлович Олеша.
Пауза.
Так что я отправлюсь исполнять его мечту. Но прежде… прежде нужно хорошенько отрепетировать данную акцию.

СВЕТЛОВИДОВА
Улыбается.
И как ты собираешься это сделать?

ЯБЛОНСКИЙ
Все тайны из меня вытянешь сегодня. И, что характерно, без особенных усилий.
На излете юности герой-любовник сделался старым, слабым и болтливым.
Смеется.
В глазах занимается огонь.
Лир, девочка.

СВЕТЛОВИДОВА
Будешь играть Лира?!

ЯБЛОНСКИЙ
Лейде обещал.
Пауза.
Я уже потихонечку роль читаю.

СВЕТЛОВИДОВА
Ой, дядь Миш, поздравляю!

ЯБЛОНСКИЙ
Плюет через левое плечо.
Тут важно не сглазить!
Пауза.
Все. Забыли, забыли, забыли.
Пауза.
Так, возвращаемся на грешную землю. Как тебе у нас?

СВЕТЛОВИДОВА
Хорошо.

ЯБЛОНСКИЙ
Террариум не утомил.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Что ты? Такие славные все.

ЯБЛОНСКИЙ
Это – первое впечатление.

СВЕТЛОВИДОВА
Первое – значит верное.

ЯБЛОНСКИЙ
Ну, скажем, ядовитые зубки имеются.

СВЕТЛОВИДОВА
А без этого в наше время никак.
 
ЯБЛОНСКИЙ
То, что времена меняются, иллюзия, Пуговка. Меняются люди.
Пауза.
Да и люди, если вдуматься, не меняются. Просто, по воле предлагаемых обстоятельств то язык покажут, то задом повернутся.
Пауза.
Прожорливы. Самые прожорливые твари на земле. До чрезвычайности.
Усвоила, Пуговка? Нужно быть очень осторожной.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Пуговка. Неужели ты до сих пор помнишь, как меня дразнили в детстве?
 
ЯБЛОНСКИЙ
А как же?

СВЕТЛОВИДОВА
А меня и в Москве так дразнили.
Пауза.
Грустно.
Один очень хороший человек.
Пауза.
Ой, спасибо, дядь Миш. Очень вкусно.
Пауза.
А ты, оказывается, великий кулинар!
 
ЯБЛОНСКИЙ
А то! Серпентарий только у меня и собирается. Надоело, кто бы знал? кинжал в грудь по рукоятку!

СВЕТЛОВИДОВА
Врешь?

ЯБЛОНСКИЙ
Самую малость.

Смеются.
Светловидова закуривает.

СВЕТЛОВИДОВА
Ну что, дядь Миш, хорошо у тебя… но…
Пора и честь знать.
Пауза.
 
ЯБЛОНСКИЙ
С напускной суровостью
Ты это о чем это?
Пауза.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Видишь ли, дорогой, любимый, самый лучший на Свете, дядя Миша. Я ведь надолго приехала. По-моему я тебе еще вчера об этом сказала?

ЯБЛОНСКИЙ
А я не слышал, не слышу, и слышать не желаю.
Что значит «надолго»?
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Навсегда, дядь Миш.
Пауза.

ЯБЛОНСКИЙ
Я не стану расспрашивать тебя ни о чем.
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Я сама все расскажу, дядь Миш, ладно? Потом.
Пауза.

ЯБЛОНСКИЙ
Пуговка! Заявляю ответственно, жить ты будешь здесь.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Нет, прости.
Пауза.
Ты за меня не переживай. У меня много денег. И они имеют обыкновение не кончаться. Так уж сложилась жизнь.
Пауза.
На расстоянии мы будем нежно скучать друг по дружке. Будем ходить друг к дружке в гости.
Пауза.
Ну, дядь Миш, я уже взрослая женщина. Уже замужем еще.
Пауза.
У меня может случиться роман. А вдруг?
Пауза.
Хотя, откровенно говоря, мне того не надо бы. Отдохнуть бы от того бы.
Пауза.
Так что, не обижайся, дядь Миш, лучше тебя никого нет, но…
Но… Но…
Пауза.

ЯБЛОНСКИЙ
Все сказала?
Пауза. Строго.
Жить ты будешь здесь и только здесь!
Пауза.
Вопросы есть? Вопросов нет.
Пауза.
Какие планы на сегодня?

СВЕТЛОВИДОВА
Театр. Какие же еще могут быть планы?
 
ЯБЛОНСКИЙ
Зачем тебе театр?
Пауза.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Дядь Миш, Я НАВСЕГДА ПРИЕХАЛА.
Пауза.

ЯБЛОНСКИЙ
Усвоил.
Пауза.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Я – актриса, дядь Миш.

ЯБЛОНСКИЙ
Что с того?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Я работать хочу.

ЯБЛОНСКИЙ
Где?

СВЕТЛОВИДОВА
В театре.
 
ЯБЛОНСКИЙ
В каком театре?
 
СВЕТЛОВИДОВА
В твоем, учитель.
Пауза.

ЯБЛОНСКИЙ
Тогда уже в нашем.
Пауза.
На глазах слезы. 
Если помнишь…
когда ты была маленькой, и здесь работали твои родители, ты…

СВЕТЛОВИДОВА
Давай не будем об этом.

ЯБЛОНСКИЙ
Хорошо, хорошо.
Пауза.
Прости.
Пауза.
Час от часу не легче. Работать в этом, в этом…
Что за фантазии?

Яблонский подходит к шкафчику, достает бутылку сухого вина.

СВЕТЛОВИДОВА
Может быть, не надо?
 
ЯБЛОНСКИЙ
Цыц!
Достает бокал.

СВЕТЛОВИДОВА
Тогда уж и мне.

ЯБЛОНСКИЙ
А тебе – не положено.
 
Яблонский достает второй бокал. Разливает вино. Выпивает, не чокаясь.
Светловидова выпивает следом.
 
ЯБЛОНСКИЙ
Актриса, говоришь?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Актриса.
Пауза.

ЯБЛОНСКИЙ
Да нет, деточка! Ты – очень хорошая актриса, кинжал в грудь по рукоятку. А это две большие разницы, как говорят…

СВЕТЛОВИДОВА
В Одесе. Ты знаешь, что правильно говорить мягко, в Одессе, с одним «с»? «В Одесе».

ЯБЛОНСКИЙ
Я все знаю.
Пауза.
Значится так. Неделю тебе гостить, а дальше – с глаз долой.
Пауза.
Да как же ты не понимаешь, ты погибнешь здесь?! Нельзя тебе здесь, дорогой мой человек, никак нельзя!
Пауза.
Это место, как бы тебе помягче сказать, это место опасно, чрезвычайно опасно.
Пауза.
Понимаешь, если, предположим, пианиста, настоящего, классного пианиста, виртуоза посадить в кабак на год, другой, за разбитое пианино, он потеряет форму.
Пауза.
Или оперную певицу, солистку La Scala, предположим, заставить петь в том же кабаке «Листья желтые над городом кружатся», Бог отнимет у нее голос.
Пауза.
Млечный путь и листья желтые, чувствуешь разницу?
Пауза.
А зависть, Саша? Ты знаешь, что такое зависть?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Смеется. 
Все не так, все не так, дядь Миш. Не совсем так, совсем не так.

ЯБЛОНСКИЙ
Так, именно так, девочка.
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Сам говорил, у вас хороший режиссер, да я и сама знаю, о нем легенды ходят. 

ЯБЛОНСКИЙ
Через год, это - самое позднее, здесь его след простынет.

СВЕТЛОВИДОВА
Ну, так еще целый год! Веди меня к нему, учитель!

ЯБЛОНСКИЙ
Тьфу!

Яблонский разливает вино по бокалам.

5 акт

ХОРОШО ТЕМПЕРИРОВАННЫЙ КЛАВИР

5.1. ИНТ. ГРИМУБОРНАЯ ЯБЛОНСКОГО
(ЯБЛОНСКИЙ)

Яблонский в пенсне перед зеркалом прикладывает чеховскую бородку.

ГОЛОС РЕЖИССЕРА
Нет, нет. Не то.
Я бы оставил только пенсне.

Яблонский откладывает бороду.
Пенсне сваливается у него с носа, он вновь водворяет его на место.

ГОЛОС РЕЖИССЕРА
Да. Пожалуй. Так много лучше.
Определенно, так лучше.

Яблонский вынимает папиросу из портсигара, закуривает, поворачивается к объективу камеры.

ЯБЛОНСКИЙ
На камеру. 
Хорошо темперированная страсть.
Пауза.
Как там у Баха, Иоганна Себастьяна – «Хорошо темперированный клавир»?
А в данном случае – хорошо темперированная страсть. Бряхимов – это хорошо темперированная страсть. При внешней сдержанности… внешней сдержанности образов… походок, одежды… интерьеров… При внешней сдержанности, которая может запутать, исказить впечатление… вызвать умиление… быть может, даже восторг… Там, в глубине - сильные, чрезвычайно жизнеспособные пороки. Пороки, над которыми можно было бы и посмеяться, когда бы… когда бы у них не наблюдался столь строгий вид, и, в то же время, когда бы они не были… не были столь притягательны.
Пауза.
И так коварны… так коварны.
Возвращается к зеркалу.
Зеркалу.
Отчего? Вы не задавали себе вопроса, отчего о провинции не принято говорить дурно? Стесняются ее? А может быть, боятся?


6 акт

НАБОКОВ

5.1. ИНТ. КАБИНЕТ ЛЕЙДЕ
(ЛЕЙДЕ)

Лейде за столом, заваленным книгами. Перелистывает одну из них.

ЛЕЙДЕ
Про себя.
Где же это место?

Лейде временно останавливает поиски.

ЛЕЙДЕ
На камеру.
Смеется.
Видите ли, здесь, на театре все устроено таким образом, что слышно все.
И дело не в акустике. То, о чем я говорю – над законами физики и логикой.
Слышно буквально всё. Даже мысли.
Пауза.
Раньше мне казалось, что это у меня открылись такие особенные способности. Как это называется? Экстрасенс? Да, экстрасенс. Оракул.
Пауза. 
Ничего похожего. Этот фокус замечают многие. Те, кто достаточно долго проработал на… подмостках… напрашивается другое слово, «галеры», прошу прощения… Галеры, да.
Пауза.
Так вот, многие из тех, кто погрузился в это… озеро… пусть будет озеро, в память об Антоне Павловиче…
Так вот, многие из рабов сцены отмечают - слышимость феноменальная, метафизическая слышимость.
Пауза.
Значит, господа актеры не верят, что я приведу их прямиком в рай? Так?
Пауза.
Так. Ну, что же?
Пауза.
А почему, собственно говоря, за какие заслуги и подвиги я должен тащить их туда? Не знаете?
И я не знаю.
Вновь роется в книге.
Где же это место? Надо же, спрятал от меня. Набоков Владимир Владимирович, непревзойденный мастер по части пряток…
Ага, вот.
Смеется.
Конечно, удивительное, потрясающее чувство юмора.
Читает нараспев, то и дело, превозмогая приступы подкатывающегося смеха.
 
Суть времени – преемственность, а значит,
Его отсутствие должно переиначить
Весь распорядок чувств. Советы мы даем,
Как быть вдовцу. Он потерял двух жен.

Любимых, любящих, - он их встречает, остро
Ревнующих его друг к дружке. Время – рост.
Чему ж расти в Раю? В копне льняных волос
Над памятным прудом, где небо заспалось,
Качая неизменное дитя,
 
Жена печалится. От той отворотясь,
Другая, также светлая (с оттенком
Заметным рыжины), поджав коленки,
Сидит на балюстраде, влажный взор
Уставя в синий и пустой простор.

Смеется.
Здесь, и только здесь, в помещении театра я смеюсь над этим отрывком. Только здесь и сейчас я могу чувствовать, сколько иронии Набоков вложил в этот отрывок…
Мне даже кажется, я слышу, как он хохочет, погоняя строчки.
Пауза.
В другом месте, на озере, в метро, в кровати я не испытаю ничего подобного. Ладный ряд слов - да, может статься, грусть, но иронию? Исключено.
Пауза.
В другом месте я могу даже удивиться теперешнему своему смеху, - что же здесь смешного. Понимаете?
Пауза.
Что же здесь смешного?
Понимаете, что я имею в виду?      


7 акт

БАБОЧКА

7.1. ИНТ. СЦЕНА. 
(ДРУНИНА, ГОРОХОВ, ШОРОХОВ)

АКТЕРЫ В ОЖИДАНИИ РЕПЕТИЦИИ.
Работает невидимый художник по свету.
Освещение как будто играет с актерами, реагируя на их реплики.
Шорохов в парадном костюме вельможи галантного века восседает на троне. 
Друнина и Горохов в повседневном расположились на сцене, прямо на досках.
Друнина перебирает сумочку.
Горохов потягивает из фляжки. Судя по тому, как он морщится каждый раз, потягивает что-то до озноба неприятное.


ГОРОХОВ
Интонирует.
Лейде.
Лейде.
Лейде.
Кто? Лейде.
Кто? Лейде.
Лейде.
Артур Янович Лейде.
Пауза.
Лейде.
Лейде.

ШОРОХОВ
Плохо.

ГОРОХОВ
Андрей Николаевич, умоляю, и без того тошно.
Пауза.
 
ГОРОХОВ
Интонирует. 
Кто?
Лейде.
Кто?
 
ШОРОХОВ
Никуда не годится.
Пауза.
 
ГОРОХОВ
Да и черт с ним! Послушайте-ка, кто-нибудь знает, зачем он запер нас здесь?

ДРУНИНА
Никто никого не запирал. Он попросил нас прийти пораньше, поработать над вокалом. Сам будет позже.

ГОРОХОВ
Да, попросил прийти пораньше, поработать над вокалом, а когда мы пришли, тихонечко запер нас, и был таков.

ДРУНИНА

Ты в своем уме, Вася? В театре тысяча дверей. Он, что же запер все двери?

ГОРОХОВ
Все.
Пауза. 

ДРУНИНА
Ты что же, проверял?

ГОРОХОВ
Проверял.

ДРУНИНА
И что?

ГОРОХОВ
Все двери заперты.
Пауза.
Кто-нибудь знает, чего он хочет? Он что хочет убить нас? Конечно. Мы его критикуем, высказываем недовольство, вот он и решил похоронить нас здесь.

ДРУНИНА
Смеется.
Вася, честное слово, надо тебе с горячительными напитками немножечко притормозить.

ГОРОХОВ
При чем здесь горячительные напитки?

ШОРОХОВ
Мечтательно.
Умереть на сцене. Во время репетиции. Об этом мечтали все великие!

ГОРОХОВ
Нет, мне, конечно, по большому счету, все равно. Мне и здесь хорошо. Как пробраться в буфет, я знаю. Там надолго хватит.

ШОРОХОВ
И умирали-таки! Вот что это – загадка или закономерность?

ГОРОХОВ
Шорохову.
Кто умирал-то?

ШОРОХОВ
Мечтательно.
Великие!

ГОРОХОВ
Кому, что, а вшивому всё – баня.
Пауза.
 
ДРУНИНА
Дисконтом.
Артур Янович Лейде.
Сопрано.
Металлический режиссер.
Меццо-сопрано.
Металлический режиссер. Металлический…

ШОРОХОВ
Больше металла.

ДРУНИНА
Переходит на мужской бас.
Металлический. Металлический.
Закашливается.
 
ШОРОХОВ
Учись, Горохов.
 
Горохов закатывается, ложится на спину, бьется головой об пол.
 
ДРУНИНА
Имитирует назревающий плач.
Больно! Больно, Васенька!

ГОРОХОВ
Что случилось, Нина Ивановна?

ДРУНИНА
Всегда, слышишь, всегда тысячу раз подумай, прежде чем засмеяться!
Пауза.
Смех, Васенька – не всегда смех! Смех, знаешь ли, тогда смех, когда ты знаешь всё. ВСЁ!
А когда сомневаешься, и сомневаешься не без оснований, смеяться, Вася, не нужно. Таким своим смехом ты способен вызвать у окружающих близких тебе людей только боль!
Пауза.
Боль, больше ничего.
Пауза.
Цунами не вызовешь.
Пауза.
Цунами, можешь не сомневаться, не вызовешь.
Пауза.
Даже сквознячка не накличешь.
Пауза.
И вообще, знаешь, Вася… давно хотела тебе сказать… прежде чем смеяться вот так, не помешало бы восстановить в памяти весь цикл. Если, конечно, он еще не стерся в твоей потускневшей памяти. Иными словами, восстанови цикл, Вася, а потом уже смейся. Ты пойми, прежде, чем смеяться, нужно во всем разобраться. Разложить, как говорится, по полочкам. Вспомни все, оцени, сделай выводы, определи задачи, а уже после всего этого прими решение. Смеяться тебе или не смеяться.

ШОРОХОВ
Со значением.
Станиславский.

ДРУНИНА
Горохову.
Нет, конечно, если ты во всем разобрался, отсортировал и систематизировал, иными словами, восстановил цикл, можно и посмеяться. Почему бы не посмеяться?.. Если, конечно, после проделанной работы над собой, то, что так порадовало тебя на первом этапе, все еще будет казаться тебе достаточно смешным, чтобы поделиться этим с нами.
Пауза.
С нами, со зрителем.
Пауза.
Вот ведь в чем соль, Василий.
Пауза.
Лейде здесь.
 
ГОРОХОВ
Вскакивает, прячет флягу в карман.
Где?!
Озирается по сторонам.
 
ДРУНИНА
Вот – опять паническая реакция. Вскочил, запсиховал. Подставился. Погиб. Пропал. Понимаешь? Цикл не пройден – исход печален.
 
ШОРОХОВ
Со значением.
Станиславский.
 
Друнина не выдерживает, смеется.
 
ГОРОХОВ
Вы разыграли меня? Вы меня разыграли?! Нельзя, нельзя так, Нина Ивановна! Вы же знаете, в каком я нынче нежном состоянии души, нельзя, нельзя, честное слово…
Вытирает пот, прикладывается к фляжке, делает несколько глотков.
Уф! Ужас, ужас!

ШОРОХОВ
Еще какой ужас!
 
ГОРОХОВ
Андрей Николаевич, умоляю, пожалуйста...

ШОРОХОВ
Улыбается.
Водка – яд!

ГОРОХОВ
УМОЛЯЮ!
Пауза.
 
ШОРОХОВ
Ниночка, а цикл – это очень любопытно, очень, очень любопытно. Не могли бы вы осветить хотя бы в общих чертах?

ДРУНИНА
Отчего же не осветить. Да вы и сами прекрасно знаете эту цепочку. Кукла – ласточка.
Пауза.

ШОРОХОВ
Как вы сказали?
 
ДРУНИНА
Кукла – ласточка.
Пауза.

ШОРОХОВ
И всё?
 
ДРУНИНА
А разве этого мало?
 
ШОРОХОВ
Но какая же это цепочка? Это так, фук, Нина.
 
ДРУНИНА
Для вас, Андрей Николаевич, может быть. И фук, а для меня – целая жизнь, включая творческую биографию и одиннадцать, не к столу будь сказано, абортов.
Пауза.

ШОРОХОВ
Допустим, про аборты вы могли бы и умолчать.

ДРУНИНА
Прошу прощения, вырвалось.

ШОРОХОВ
Нет, нет, что-то такое интересное выстраивается, но, совершенно очевидно, не хватает некоторых звеньев.
Пауза.
Спешите, немного спешите, Нина.

ДРУНИНА
Да?

ШОРОХОВ
Несомненно.
Пауза.

ГОРОХОВ
Уже в игривом настроении.
А ведь Андрей Николаевич прав. Что же получается, кукла, ласточка, и все?
 
ДРУНИНА
В глазах пробуждается бесенок.
Думаете, я что-то пропустила?

ШОРОХОВ
Несомненно.
 
ДРУНИНА
Дайте подумать.
Пауза.
 
ГОРОХОВ
Может быть, стрекоза?

ДРУНИНА
Нет, стрекоза – другое. Стрекоз я знаю. Я их в детстве тоннами ловила. Протянешь пальчик. Она и сядет. Нет, стрекоза не подходит.
Пауза.
Бабочка! Вот, что я упустила, бабочку, конечно! Кукла – бабочка – ласточка.
 
ГОРОХОВ
Уже, мне кажется, лучше. А вы как думаете, Андрей Николаевич?

ШОРОХОВ
На вроде триумвирата?

ГОРОХОВ
Лучше не скажешь.

ШОРОХОВ
С бабочкой - заметно ближе к истине.

ГОРОХОВ
А вы знаете истину, Андрей Николаевич?

ШОРОХОВ
Молодой человек. Я прожил большую, полную треволнений и драм жизнь, прошел великий путь, который без преувеличения можно было бы назвать новым шелковым путем…
 
ГОРОХОВ
Ну, что же, раз, как говорится, пошла такая пьянка, я присовокупляю завершающее звено, и ставим точку.
Пауза.
Готовы?
Пауза.
Кукла – бабочка – ласточка - смерть.
Пауза.
Можно так, кукла – ласточка – старая, простите, пожилая ласточка… но потом… потом, все равно, смерть.
Увы.
Увы и ах. 
Пауза.
 
ДРУНИНА
Вот это и называется юмор висельника.
Пауза.

ШОРОХОВ
Смерти, откровенно говоря, пока не хотелось бы.

ГОРОХОВ
Но слов из песни не выбросишь, правда же, Нина Ивановна?
Пауза.

ДРУНИНА
Отомстил.

ГОРОХОВ
Отомстил?

ДРУНИНА
Отомстил.
Пауза.
Злой ты, Вася. Знаешь, у Андерсона есть сказочка, «Гадкий мальчик» называется. Так вот. Это про тебя, Вася.
Пауза.
А тебе не кажется иногда, Вася, что ты вообще случайный человек?

ГОРОХОВ
Что это такое?

ДРУНИНА
Случайный человек – это случайный человек. И больше ничего.

ШОРОХОВ
Бабочка.
Смеется.
 
ГОРОХОВ
Да ну вас.
    
8 акт

СИНЕВА

8.1. НАТ. ПРУД. ДЕНЬ.
(СВЕТЛОВИДОВА, ПОЧТАЛЬОН)

Светловидова, погружена в свои мысли, медленно идет по аллее вдоль василькового пруда.
Редкие прохожие, по большей части, узнают ее. Миновав, оборачиваются, перешептываются.
Светловидова на данное обстоятельство не обращает внимания.
Через некоторое время, позади Светловидовой возникает фигурка почтальона.
Почтальон идет пешком, придерживая сбоку велосипед.
Наконец, почтальон равняется со Светловидовой.

ПОЧТАЛЬОН
Запыхавшись
Добро пожаловать!
 
СВЕТЛОВИДОВА
Вздрагивает от неожиданности
Здравствуйте.
Пауза.

ПОЧТАЛЬОН
Я очень рад. Очень и очень рад.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Очень приятно.
Пауза.

ПОЧТАЛЬОН
Я узнал вас.

СВЕТЛОВИДОВА
Ну, что же? Наверное, хорошо, что узнали.
Пауза.

ПОЧТАЛЬОН
Пусть вас не обманывает эта синева. Это кажущаяся синева. Рыбы здесь давно нет.

СВЕТЛОВИДОВА
Вот как?

ПОЧТАЛЬОН
Теперь этот пруд только для красоты.

СВЕТЛОВИДОВА
Ну, что же?
Пауза.

ПОЧТАЛЬОН
А прежде было много рыбы.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Плохо.
Пауза.

ПОЧТАЛЬОН
Рыбаков не стало. Прежде было много рыбаков. А теперь, вот, ни одного.

СВЕТЛОВИДОВА
А, может быть, и к лучшему?

ПОЧТАЛЬОН
А, может быть.
Пауза.
А вы любите одиночество.

СВЕТЛОВИДОВА
Да.

ПОЧТАЛЬОН
А я сразу так и понял.
Пауза.
Но вы меня не гОните.
Видите, как получается. Мне захотелось с вами поговорить, а вам, не исключено, говорить со мной совсем не хочется. Однако вы не прогнали меня. Разговариваете.
Даже не знаю, как это понять. Почему так случилось?

СВЕТЛОВИДОВА
Ну, что же хорошего будет, если я прогоню вас? Неучтиво как-то.
 
ПОЧТАЛЬОН
Да. Согласен. Учтивость имеет значение. И вообще важно производить на окружающих хорошее, приятное впечатление.
Пауза.
Вот лично я всегда стараюсь производить на окружающих хорошее, приятное впечатление.
Как это говорят?
Пауза.
Сейчас вспомню.
Пауза.
Креативное, вот. Знаете такое слово?

СВЕТЛОВИДОВА
Улыбается.
Знаю.
 
ПОЧТАЛЬОН
Потом, знаете, я – не самый последний человек в этом городе. Если не сказать больше.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Вот как?

ПОЧТАЛЬОН
Конечно.
Пауза.
А вы сразу-то не поняли, кто я?

СВЕТЛОВИДОВА
Человек.

ПОЧТАЛЬОН
Ну, просто сказать «человек» – это не сказать ничего.

СВЕТЛОВИДОВА
Кто же вы?
 
ПОЧТАЛЬОН
Я – почтальон здешний.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Замечательно.
Пауза.
 
ПОЧТАЛЬОН
И единственный. Больше почтальонов нет.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Понятно.
Пауза.

ПОЧТАЛЬОН
Так что, от меня зависит, практически, всё.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Что же о вас зависит?

ПОЧТАЛЬОН
Всё. Вплоть до вопросов жизни и смерти.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Неужели?

ПОЧТАЛЬОН
Что касается общения. Я научу вас, хотите?

СВЕТЛОВИДОВА
Даже не знаю.
 
ПОЧТАЛЬОН
Перед вами значительный и очень-очень опытный человек. Вообще вы встретите здесь много опытных людей, но не всякому захочется раскрыть вам какую-нибудь тайну. А я, кроме того, что креативный, еще и доброжелательный человек.
Итак, что же получается?.. не запутаться бы… получается значительный, очень-очень опытный, креативный и доброжелательный человек. Просто подарок судьбы. Ну, что скажете?

Светловидова смеется.

ПОЧТАЛЬОН
Вот и хорошо. Ну, так слушайте, внимательно.
Самое трудное - контакт с людьми, окружающими нас в повседневной жизни.
Я пришел к следующему выводу. Нет никакого смысла в общении с ними в самом банальном значении этого слова. То есть вовсе не нужно поддерживать с ними разговор, касаться тем, не имеющих отношения к нашей идее, просить, выслушивать их просьбы.
Надобно твердо усвоить, что все эти контакты разрушают главное - обладание истиной.
Эти контакты уводят в сторону, приглашают следовать по пути лжи, недомолвок и мелочности.
Это вовсе не значит, что Вам нужно проявлять недоброжелательность или непочтительность. Будем улыбаться, смотреть людям в лицо желательно чуть выше глаз. При небольшой тренировке мы научимся понимать их, а они станут понимать нас.
Каково?

СВЕТЛОВИДОВА
Да-а-а!
 
ПОЧТАЛЬОН
Подумайте хорошенько над моими словами. Не дайте им вас разрушить. Договорились?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Смеется.
Договорились.
 
Почтальон садится на велосипед и удаляется.
 
ПОЧТАЛЬОН
Уже на ходу.
А вы мне понравились.

СВЕТЛОВИДОВА
Спасибо.


9 акт

ИНИЦИАЦИЯ

9.1. ИНТ. СЦЕНА. 
(ДРУНИНА, ГОРОХОВ, ШОРОХОВ, ЛЕЙДЕ)

ГОРОХОВ
Пьян.
Я в тупике, Нина Ивановна.

Прежде суровая Друнина неожиданно расплывается в добрейшей, лучезарнейшей улыбке.

ДРУНИНА
Не в тупике, Васенька. Не в тупике, а в новом космосе. Это чрезвычайно полезно, посетить иногда новый космос.
Пауза.
 
ГОРОХОВ
Да, новый космос – это, наверное, хорошо. Когда ты молод - да, наверное.
И в другую всякую пору жизни хочется посещать новые пространства.
А ведь это вовсе и не сложно. Только кажется, что к этому нужно готовиться. А готовиться к этому не нужно. Нужно быть просто внимательным. Нужно просто видеть. Уметь видеть. Уметь ощущать эти неуловимые, эти как бы неуловимые… вот вы, Нина Ивановна сейчас улыбнулись, сменили, так сказать, гнев на милость, вот я уже и в новом космосе, вот мне уже и хорошо.
Пауза.
Ах, если бы вы знали, как мне хорошо с вами! Вы такие замечательные, такие прекрасные люди!
Пауза.
А то, что касается безусловной, бессмысленной, безумной случайности моего пребывания здесь… случайности того, что я с вами, великими людьми, хотите честно?
Пауза.
А хотите честно, Нина Валерьевна?
Пауза.
Андрей Николаевич?
Пауза.
А, может быть, вы и правы?!

ШОРОХОВ
Надо же! Дошло.
Пауза.

ГОРОХОВ
Простите меня великодушно, я, наверное, опять что-нибудь не то наговорил? Со мной это часто… несет, знаете… еще мама говорила всегда… а что, собственно, вы смотрите на меня так?!
Пауза.
А почему вы так на меня смотрите?! Во-первых вы не выслушали меня до конца, дальше следовал комплимент вам. Вы сами не захотели комплимента, перебили меня!
Пауза.
Что же, если я молод, если не такой как вы можно и перебивать меня? Можно и не считаться…
И потом, - он же растворился, исчез этот ваш металлический, золотой, платиновый Лейде!
Пауза.
Вот сколько сейчас времени? Сколько времени: у вас есть часы? У вас тоже нет часов? Понятно, счастливые часов не наблюдают.
Пауза.
Словом, он исчез!
Оставил нас здесь на вечные времена, закрыл, можно сказать замуровал, а сам исчез!
Пауза.
А зачем это ему нужно, как вы думаете? Зачем ему все это нужно проделывать с нами?!
Пауза.
Должна быть какая-то цель? Как вы думаете?
Пауза.
Ну что вы смотрите на меня так?! Что, что, что, что?..
Пауза.
Да разве сами вы не допускаете мысли, что всех нас просто-напросто надули?
Пауза.
А что, разве у вас… у нас… не могут возникать сомнения?
Пауза.
Что? Что, что, что?…
Пауза.

ДРУНИНА
Может быть тебе просто не интересно, Васенька?
 
ГОРОХОВ
Интересно! Интересно, интересно, интересно, интересно! Пропадите вы все пропадом!
Долгая пауза.

ДРУНИНА
Кукла – ласточка – Электра!
Игриво.
А знаешь, Васенька, я ведь просто пошутила.
 
ГОРОХОВ
Насчет чего? Насчет Электры пошутили?

ДРУНИНА
Нет, насчет того, что ты среди нас случайно.
Пауза.
Случайных людей, Васенька, здесь нет. Здесь заблудиться, Вася, не получается. Заблудиться здесь можно только намеренно.
Пауза.

ГОРОХОВ
Мне на самом деле, интересно, Нина Ивановна.

ДРУНИНА
Выход отсюда только один, Вася, смерть.

ШОРОХОВ
Значительно.
Да.
Пауза.
 
ГОРОХОВ
Ну, знаете, этак мы далеко зайдем, знаете.
Пауза.
Это уж вы того. Это уж вы что-то комическое… что-то такое комическое…

ДРУНИНА
А все потому, Васенька, что жизнь-то - здесь. На репетиции. На кухоньке, так сказать. И нужно, дружочек, пропахнуть ею до самых костей.
Пауза.
Нужно провонять ею, если хочешь остаться собой. Хотя бы для себя. Это – самое важное, попытаться сохранить в себе себя для себя.
Пауза.
Здесь - всё, Вася, слова, поступки, запои, предательство, болезни, долги, долговые ямы, всё-всё-всё.

ШОРОХОВ
В особенности любовь.
 
ДРУНИНА
Ну и смерть, конечно, тоже здесь.
Пауза.
А где же ей быть? Там? Вне репетиции?
Пауза.
То, что там – не смерть, а так, распад на молекулы.
Пауза.

ШОРОХОВ
Горохову.
Между прочим, о смерти ты первый заговорил., Василий. Такая неприятность. Зачем. итак в голову черт знает что лезет.
Пауза.
 
ГОРОХОВ
Да, но не о смерти! То есть о смерти, но не о СМЕРТИ же! Это, знаете ли… а зачем вообще смаковать все эти ужасные вещи? Какая-то обреченность! Действительно всякие глупости в голову приходят… и не всегда, знаете ли, шутки.
Пауза.
Прежде преимущественно, шутки приходили в голову, а теперь уже не шутки, теперь уже всякое другое.
Пауза.
А, может быть, это вы так шутите? Если это так, если только это так, вы шутите плохо, неудачно. Я понимаю, что вам хочется быть современными… Людям, возросшим на греках всегда хочется прикоснуться к новому…

ШОРОХОВ
Не трогать Софокла, не сметь! Софокла, не трогать!
Пауза.
 
ГОРОХОВ
А…

ДРУНИНА
Не трогай, и все!
Пауза.
 
ГОРОХОВ
Прошу прощения, а при чем чем здесь Софокл вообще?
 
ШОРОХОВ
А тебе не понятно?

ГОРОХОВ
Нет, если быть честным.
 
ШОРОХОВ
Это называется профессионализмом, сынок.
Долгая пауза.
 
ГОРОХОВ
А можно повторить фокус, чтобы кто-нибудь из вас улыбнулся?
 
ШОРОХОВ
Зачем?
Пауза.

ГОРОХОВ
Ну, не знаю, мне кажется, так было бы лучше.
 
ШОРОХОВ
Кому лучше?
Пауза.

ГОРОХОВ
Думаю, что всем.

ШОРОХОВ
Так не бывает.
Пауза.

ДРУНИНА
Слова сказаны! Произнесены, понимаешь?
Назад вернуть ничего нельзя.
Пауза.
Все что сказано – уже текст! ТЕКСТ, Васенька - закон для таких, как мы с тобой!
Пауза. 
Набирай интерес! Здесь.
Пауза.
Набирай полные легкие интереса! Ты должен наполниться им до краев, чтобы интерес сочился бы из тебя, юный Васенька. Такой интерес, что бы покажи тебе кукиш, и ты тотчас лопнешь, разлетишься на тысячу маленьких Васенек!

ШОРОХОВ
Конфетти, одним словом.
 
ДРУНИНА
Да, конфетти. Почему бы и нет?

ГОРОХОВ
Грустно.
Вы голодны?
Пауза.
Лейде знал, что вы придете на репетицию голодными, вот и закрыл нас, как паучков в банке, чтобы вы сожрали самого слабого.
Пауза.

ШОРОХОВ
Горохову.
У меня есть ключи. Так что знай, для тебя, Вася, двери всегда открыты. Это я не позволю себе предать, и покинуть святое место. Для тебя же, Вася, двери открыты, ступай хоть сейчас. Никто не держит тебя.
Пауза.
 
ГОРОХОВ
Вообще я и не собирался…

ШОРОХОВ
Не собирался?

ГОРОХОВ
Конечно! А вы уже и обрадовались?
Пауза.
А вы знаете, что я дал согласие Лейде и подписал бумаги?
Пауза.
 
ШОРОХОВ
Кому дал ты согласие?

ГОРОХОВ
Лейде.
Пауза.

ШОРОХОВ
Ты дал согласие Лейде?! ТЫ дал согласие ЛЕЙДЕ?!
Гомерический смех.
Ты слышишь, Нина, он дал согласие Лейде! Как тебе это нравится?!

ГОРОХОВ
А что здесь такого?
 
ШОРОХОВ
Горохову.
Ты хочешь сказать, что Лейде ангажировал тебя?
Пауза.
ЛЕЙДЕ ТЕБЯ?
Пауза.
 
ГОРОХОВ
Не знаю, может быть, это называется и по-другому.
 
ШОРОХОВ
Сам Лейде?!
Пауза.
 
ГОРОХОВ
Я уже и не знаю, что говорить.

ДРУНИНА
Скажи правду, Васенька. Всегда лучше сказать правду.
Пауза.

ГОРОХОВ
Я… я пообещал… одним словом… я дал слово… ну… то есть… я решил остаться здесь, в театре, навсегда, позабыв обо всем, что связывает меня с внешним миром… бред, конечно, какой-то. Когда это не на бумаге, а просто так говоришь, кажется полным бредом…

ШОРОХОВ
Не отвлекайся.
 
ГОРОХОВ
Одним словом, я здесь навсегда.
Пауза.

ШОРОХОВ
Еще раз.

ГОРОХОВ
Я здесь навсегда.
Пауза.

ШОРОХОВ
Еще раз.
 
ГОРОХОВ
НАВСЕГДА!

Горохов прикладывается к фляжке и пьет долго.
Долгая пауза.

ШОРОХОВ
Ну и дурак.

ГОРОХОВ
Поперхнувшись.
Что, простите?

ШОРОХОВ
Дурак, говорю.
Пауза.

ГОРОХОВ
Как вас понимать?
Пауза.

ШОРОХОВ
Нина, объясни ему.

ДРУНИНА
Понимаешь, Васенька, в этом мире «навсегда» ничего не бывает.
Пауза.
Как только ты говоришь «навсегда», так тотчас же заставляешь окружающих невольно, невольно, я подчеркиваю, не предумышленно, но невольно усомниться в своих умственных способностях.
Пауза.
И тот, кто только что нахваливал тебя, заявлял о том какой необыкновенный, какой фантастический умница ты есть, может горько разочароваться. Ладно бы разочароваться, он может просто-напросто сесть в лужу.
Пауза.
До сиреневых брызг!
Пауза.
Особенно, если у этого разговора есть свидетели, а у всякого разговора, уж ты поверь мне, Димочка, свидетели всегда есть.
Пауза.
Это великое везение, что в настоящий момент зритель как будто отсутствует. Хотя об этом можно еще очень и очень поспорить. Ни один настоящий актер никогда с уверенностью не скажет, что вот теперь, вот в это именно мгновение зритель отсутствует.
Пауза.
Вот откуда это мое «как будто»? Из того, что вообще-то, по моему глубокому убеждению, зритель присутствуют всегда. Он может скрыться в темноте, притаиться, но присутствует он всегда. И везде.
Пауза.
Вот почему, Вася, Анрей Николаевич назвал тебя дураком.
Не обижайся. Ты, вероятно, просто, в силу возраста, еще не понимаешь, какое это счастье, что ты здесь, что Лейде протянул тебе руку, что он оставил тебя.
Пауза.
Ты понимаешь, о чем я говорю?
Пауза.
 
ГОРОХОВ
А зачем Лейде придумал это? Зачем ему нужно, чтобы мы жили здесь, не выходили никуда? Пусть, даже, понарошку? Зачем Лейде это понадобилось?
 
ШОРОХОВ
Вне себя.
Какое это имеет значение?! Ты ищешь смысла?! Так это не твоя работа, это – как раз его работа!
Пауза.
Тебе что, действительно нужно разобраться в этом? Ты уверен, что тебе это нужно? Уверен?!
Пауза.
Сомневаюсь. Точнее, не сомневаюсь, что это не так. Иначе, какой ты, к черту, актер?
Пауза.
Но ты – актер, иначе Лейде не оставил бы тебя здесь. Лейде не ошибается. Он никогда не ошибается.
Пауза.
Если он ошибается, какой он, к черту, Лейде? Нет, он не ошибся. Ты – актер. Просто ты еще не осознаешь этого.
Пауза.
Лейде знает, а ты еще нет. А раз уж ты актер, тебе смысл не нужен. Мало того, вреден.
Пауза.
В поисках смысла ты всегда будешь испытывать этакий неприятный привкус. Как будто тебе в рот вставили револьвер.

Шорохов поднимается, извлекает из кармана револьвер, и некоторое время держит его у самого носа Горохова.
 
ШОРОХОВ
Опускает револьвер.
Или другое. Или же, как будто ты зевнул, а у тебя ангина.
Пауза.
Так или иначе – слезы из глаз. Зачем тебе слезы? Пусть зритель плачет.
Пауза.
А вообще, задумывался ли ты когда-нибудь, Василий, кто такой – режиссер?
Пауза.
Нет?
Пауза.
Изволь, я пролью свет на этот вопрос, - режиссер – это отвергнутый ухажер.
Пауза.
Всегда. В каждый момент его жизни.
Пауза.
А, стало быть, ты, актер и фаворит, всегда можешь рассчитывать на то, что курок будет спущен.
Прячет револьвер в карман.
Долгая пауза.

ДРУНИНА
Выходя из некоторого оцепенения, вызванного видом оружия, несколько фальшиво.
Как весело становится!
 
ШОРОХОВ
Отвергнутый ухажер! Всегда!

ДРУНИНА
Или стеклодув.

ШОРОХОВ
Смеется.
Да, да, да, да, да…
 
ДРУНИНА
Шорохову.
Зачем ты смеешься?
 
ШОРОХОВ
Ухватил. Благодаря тебе, Нина, я теперь, кажется, ухватил более подходящее для бедной васенькиной судьбы объяснение.
Горохову.
Есть, Василий, и второй план твоего добровольного, надеюсь, заключения.
Пауза.
Безопасность.
Пауза.

ГОРОХОВ
Безопасность?

ШОРОХОВ
Да, безопасность. Твоя безопасность.
Пауза.
 
ГОРОХОВ
То есть?..

ШОРОХОВ
Не кантовать.
Пауза.
Стекло, Васенька. Ты – стекло.
 
ГОРОХОВ
Я стекло?
 
ДРУНИНА
Да. Именно так. Легко бьешься, очень легко, поверь мне, а так же имеешь свойство давать трещины.
Пауза.

ГОРОХОВ
А вы?
 
ШОРОХОВ
И мы.
Пауза.

ГОРОХОВ
А нельзя ли?..

ШОРОХОВ
Что?

ГОРОХОВ
Да нет, это глупость какая-то…

ДРУНИНА
Нет, нет, говори, Васенька.
Пауза.

ГОРОХОВ
Да нет, это – невообразимая глупость.
 
ДРУНИНА
И прекрасно, и замечательно, настоящий талант должен быть немного глуповат.

ШОРОХОВ
И глуховат.

ДРУНИНА
Это у Васеньки наступит позже. А сейчас хотелось бы прослушать глупость.
 
ГОРОХОВ
Я просто подумал…

ДРУНИНА
Ну?!
Пауза.
Это и для нас важно. Мы же все из одной коробки.
Пауза.

ГОРОХОВ
А нельзя ли, нельзя ли изменить текст?

ШОРОХОВ
Правильно! Ату его!

ГОРОХОВ
Кого?

ШОРОХОВ
Автора, Васенька, автора! Кого же еще!
Долгая пауза.

ДРУНИНА
Вообще-то это я попросила Лейде оставить нас здесь навсегда.
Пауза.
 
ГОРОХОВ
Зачем, Нина Ивановна?
Пауза.

ДРУНИНА
Я уже не могу без вас.
Смеется.

Вслед за Друниной смеется Шорохов.
К ним присоединяется Горохов.

Входит Лейде.
 
ЛЕЙДЕ
Очень рад застать вас в добром расположении духа, господа актеры.




10 акт.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ. ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ.

10.1. ИНТ. СЦЕНА. СПЕКТАКЛЬ. ДЕКОРАЦИИ  ПЕРВОГО ДЕЙСТВИЯ.   
(СВЕТЛОВИДОВА, СМЫШЛЯЕВА, ЛЕЙДЕ)


НА СЦЕНЕ АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВНА СВЕТЛОВИДОВА (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ НЕГИНОЙ), АРТУР ЯНОВИЧ ЛЕЙДЕ (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ МЕЛУЗОВА) И АНЖЕЛИКА СМЫШЛЯЕВА (В ОРБРАЗЕ И КОСТЮМЕ СМЕЛЬСКОЙ).


НЕГИНА
у окна.
Как покатили! Что за прелесть! Счастливая эта Нина; вот характер завидный!

Мелузов обнимает ее.

НЕГИНА
Ах, медвежьи объятья!.. До смерти не люблю. Нет, Петя, оставь меня!

МЕЛУЗОВ
Саша, да ведь я от тебя еще ни одной ла¬ски не видал. Хороши жених с невестой!

НЕГИНА
После, Петя, после. Дай мне немного успо¬коиться! Мне теперь не до того.

МЕЛУЗОВ
А коли не до того, так давай учиться!

НЕГИНА
Какое ученье! У меня бенефис из головы ней¬дет; платья нет, вот моя беда.

МЕЛУЗОВ
Не о платье же мы будем говорить, это не мой предмет; по этой части я в преподаватели не гожусь.

НЕГИНА
Ох, мне теперь не преподавание нужно, а деньги.

МЕЛУЗОВ
Ну, и по этой части я тоже швах. Вот по¬лучу место, запрягусь; тогда будем жить безбедно. Ну, что ж мы будем делать? А вот что, Саша: давай примемся за исповедь!

НЕГИНА
Ах, мне всегда это как-то неловко!

МЕЛУЗОВ
Ты меня стыдишься?

НЕГИНА
Нет, а как-то вот тяжело... неприятно.

МЕЛУЗОВ
Надо побороть в себе это неприятное чув¬ство. Ведь ты меня просила учить тебя жить; ну, как же я стану тебя учить, не лекции же читать? А вот ты мне го-воришь, что ты чувствовала, говорила и делала; а я тебе го¬ворю, как надо чувствовать, говорить и поступать. Так ты постепенно и улучшаешься и со временем будешь...

НЕГИНА
Что буду, милый мой?

МЕЛУЗОВ
Будешь совсем хорошей женщиной, такой, какой надо, как это нынче требуется от вашего брата.

НЕГИНА
Да, я тебе благодарна. Я уж и так много лучше стала, я сама это чувствую... А все тебе обязана, го¬лубчик... Ну, изволь.

МЕЛУЗОВ
Садится у стола.
Садись со мной рядом!

НЕГИНА
Садится подле, Мелузов обнимает ее одной рукой.
Ну, вот слушай! Нынче утром заезжал ко мне князь Дулебов. Говорил, что у меня квартира не хороша, что так жить неприлично; ну, я немножко обиделась, ска¬зала, что коли моя квартира ему не нравится, так никто его не принуждает бывать здесь.

МЕЛУЗОВ
Молодец, Саша! Далее!

НЕГИНА
Далее, предложил мне переехать на другую квартиру, хорошую.

МЕЛУЗОВ
Зачем это ему?

НЕГИНА
А затем, что у него очень много нежности в душе, и что ему, видишь ты, ласкать некого.

МЕЛУЗОВ
Хохочет.
Вот силлогизм неожиданный! Так как мне ласкать некого, а ласкать нужно, то эта квар¬тира не хороша, и вы должны переехать на новую квартиру.
Хохочет.
Аи да князь! Одолжил.

НЕГИНА
Ты вот смеешься, тебе весело, а я расплака¬лась.

МЕЛУЗОВ
Так и надо: мне смеяться, а тебе плакать.

НЕГИНА
Да почему же это?

МЕЛУЗОВ
Да ты подумай! Если бы от таких разго¬воров тебе очень весело было, а я бы заплакал, хорошо ли бы это было?

НЕГИНА
Подумав
Да, уж это было бы очень нехо¬рошо. Ах ты, головка!
Гладит его по голове.
Скажи мне, Петя, отчего ты такой умный?

МЕЛУЗОВ
Умный или нет, еще это вопрос; но что я умней многих вас, в этом нет сомнения. И умней оттого, что я больше думаю, чем говорю; а вы больше говорите, чем думаете.

НЕГИНА
Ну, теперь уж я тебе скажу самую сокро¬венную вещь... Только ты, пожалуйста, не сердись! Это уж наш порок женский. Я сегодня позавидовала.

МЕЛУЗОВ
Кому ты можешь завидовать, милая? В чем?

НЕГИНА
Да только ты не сердяоь! Смельской… что она так весело живет, катается на таких лошадях. Дурно, знаю, что дурно.

МЕЛУЗОВ
Зависть да ревность — опасные чувства: мужчины это знают хорошо и пользуются вашей слабостью. Из зависти да из ревности женщина много дурного способ¬на натворить.

НЕГИНА
Знаю, знаю, видала примеры. Мне так это на минуту в голову пришло, я потом одумалась.

МЕЛУЗОВ
Надо уж что-нибудь одно, Саша. Мы с то¬бой хотим честную, трудовую жизнь вести, так об лошадях ли нам думать!

HЕГИНА
Да, конечно! Ведь и в трудовой жизни есть свои удовольствия, Петя? Ведь бывают?

МЕЛУЗОВ
Еще бы!

НЕГИНА
Ты у нас пообедай! После обеда я тебе роль почитаю, так и проведем целый день вместе. Будем привы¬кать к тихой семейной жизни.

МЕЛУЗОВ
Бесподобно!

НЕГИНА
Прислушиваясь
Это что такое? Подъехал кто-то.

Входит Смельская с двумя свертками в руках.

10.2. ИНТ. СЦЕНА. СПЕКТАКЛЬ. ДЕКОРАЦИИ  ПЕРВОГО ДЕЙСТВИЯ.   
(СВЕТЛОВИДОВА, СМЫШЛЯЕВА, ЛЕЙДЕ)


НА СЦЕНЕ АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВНА СВЕТЛОВИДОВА (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ НЕГИНОЙ), АРТУР ЯНОВИЧ ЛЕЙДЕ (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ МЕЛУЗОВА)И АНЖЕЛИКА СМЫШЛЯЕВА (В ОРБРАЗЕ И КОСТЮМЕ СМЕЛЬСКОЙ).

СМЕЛЬСКАЯ
Вот, Саша, на!
Подает один сверток.
Это Иван Семеныч купил нам по платью. Это тебе, а это мне.

Развертывают и смотрят оба куска.

МЕЛУЗОВ
Да какое же он имеет право делать подарки Александре Николавне?

СМЕЛЬСКАЯ
Ах, оставьте, пожалуйста, ваши рас¬суждения! Ваша философия теперь не к месту. Это совсем не подарок, это он ей за билет в бенефис.

МЕЛУЗОВ
А вам за что?

СМЕЛЬСКАЯ
А вам какое дело! За то, что любит меня.

НЕГИНА
Именно то, что мне нужно, Нина, Ах, как мило!

СМЕЛЬСКАЯ
Ведь я выбирала; уж я знаю, что тебе требуется. Ну, едем, Саша, едем скорей!

НЕГИНА
Куда?

СМЕЛЬСКАЯ
Кататься, я на лошадях Ивана Семеныча, а потом обедать в вокзал. Он звал всю труппу, хочет проститься со всеми; он скоро уезжает.

НЕГИНА
Задумчиво.
Право, не знаю.

СМЕЛЬСКАЯ
Да что ты, помилуй! Об чем тут ду¬мать! Разве отказаться можно? Должна же ты поблагода¬рить его.

МЕЛУЗОВ
Весьма любопытно, как вы поступите в этом случае?

НЕГИНА
Знаете что, Петр Егорыч? Я думаю, что мне надо ехать, а то неучтиво. Можно вооружить против себя всю публику: князь уж сердится, да и Великатов может обидеться.

МЕЛУЗОВ
А когда же мы будем к тихой семейной жизни привыкать?

СМЕЛЬСКАЯ
Это уж после бенефиса, Петр Егорыч. Время ли теперь о семейной жизни думать. Это смешно даже. Еще семейная-то жизнь успеет надоесть; а теперь нужно пользоваться случаем.

НЕГИНА
Решительно.
Нет, Петр Егорыч, я поеду. В самом деле, отказываться нехорошо.

МЕЛУЗОВ
Как вам угодно; это ваше дело.

НЕГИНА
Тут не в том дело, угодно ли мне; может быть, мне и неугодно, а необходимо ехать; конечно, необхо¬димо, и рассуждать нечего.

МЕЛУЗОВ
Так поезжайте!

СМЕЛЬСКАЯ
Сбирайся, сбирайся!

НЕГИНА
Я сейчас.
Уходит за перегородку со сверт¬ком.

СМЕЛЬСКАЯ
Вы не ревновать ли вздумали? Так успокойтесь, он через день уезжает, да я и не уступлю его Саше.

МЕЛУЗОВ
«Не уступлю». Вы меня извините, я та¬ких отношений между мужчинами и женщинами не по¬нимаю.

СМЕЛЬСКАЯ
Да где же еще вам понимать! Ведь вы жизни совсем не знаете. А вот поживите между нами, так научитесь все понимать.

Входит Негина одетая.

СМЕЛЬСКАЯ
Ну, идем! Прощайте!
Уходит.

НЕГИНА
Петя, ты приходи вечером; мы будем учиться; я буду умница; я буду тебя слушаться всегда во всем, а теперь прости меня! Ну, прости, милый!
Целует его и убегает.

МЕЛУЗОВ
нахлобучивает шляпу.
Гм!
Подумав.
Зашагаем ко дворам! Ничего не поделаешь!


11 акт

ДУЭТ

11.1. ИНТ. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР СВЕТЛОВИДОВОЙ. КОМНАТА. 
(СВЕТЛОВИДОВА)

ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ МЕСТОМ ПРОЖИВАНИЯ.
ДОРОЖНАЯ СУМКА ПРОСТОДУШНО ОТКРЫТА И ГОТОВА ПОДЕЛИТЬСЯ ВСЕМИ СВОИМИ СЕКРЕТАМИ.
СВЕТЛОВИДОВА В КОМНАТЕ.

Открывает и закрывает окно.
Открывает и закрывает створки платяного шкафа.
Выдвигает и задвигает ящички тумбочки.

11.2. ИНТ. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР СВЕТЛОВИДОВОЙ. ВАННАЯ. 
(СВЕТЛОВИДОВА)

СВЕТЛОВИДОВА В ВАННОЙ.

Открывает и закрывает кран холодной воды.
Открывает и закрывает кран горячей воды.
Пробует душ.

11.3. ИНТ. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР СВЕТЛОВИДОВОЙ. КОМНАТА. 
(СВЕТЛОВИДОВА)
СВЕТЛОВИДОВА В КОМНАТЕ.
 
С размаху бросается на кровать.
Роется в сумочке.
Закуривает.
Ложится на спину.
Пускает кольца дыма к потолку.

11.4. ИНТ. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР ЛЕЙДЕ. КОМНАТА. 
(ЛЕЙДЕ)
 
ЛЕЙДЕ НА КРОВАТИ.

Курит, лежа на спине, пускает кольца дыма к потолку.

11.5. ИНТ. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР СВЕТЛОВИДОВОЙ. КОМНАТА. 
(СВЕТЛОВИДОВА, ГОРНИЧНАЯ)

СВЕТЛОВИДОВА НА КРОВАТИ.

Пускает кольца дыма к потолку.
Раздается звук открываемого замка.
Отворяется дверь.
В комнату неуклюже проникает горничная, вносит огромную корзину цветов.
Видит Светловидову, смущается.

ГОРНИЧНАЯ
Простите. Я не знала, что вы здесь.
Пауза.
Вам дана бирочка. Когда дома, так вы вешайте ее на ручку снаружи.
Пауза.
Тогда я буду знать, что вы дома.
Пауза.
Тогда я не буду являться.
Пауза.
А так, разве могу я уследить, кто дома, кого нет.
Ставит корзину на пол.
Корзина.
Пауза.
Вам.
Пауза.
Хорошие цветы.
Пауза.
Правда. Жить нужно среди цветов.
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
От кого?
 
ГОРНИЧНАЯ
Что же, я, по-вашему, спрашивать буду?
Пауза.
А если человек не хочет?
Пауза.
Что же я стану спрашивать?
Пауза.

СВЕТЛОВИДОВА
Мужчина?
 
ГОРНИЧНАЯ
Пойди, пойми их теперь!
Пауза.
Да и не видала я.
Пауза.
Она, корзинка эта, как из земли выросла.
Пауза.
 
СВЕТЛОВИДОВА
А почему вы думаете, что это – мне?
 
ГОРНИЧНАЯ
А кому же еще? Знамо – вам.
Пауза.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Спасибо.
Пауза.

ГОРНИЧНАЯ
Чего нужно, зовите.


Светловидова забирается в сумочку, извлекает долларовую бумажку.

СВЕТЛОВИДОВА
Вот, возьмите, спасибо.
 
ГОРНИЧНАЯ
Вот еще.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Убирает купюру в сумочку
Спасибо.
Пауза.

ГОРНИЧНАЯ
Смотрите, пожара не наделайте. Пепельница есть.
Пауза. Про себя, но довольно громко.
Не успеют приехать, уже корзины…
Уходит.
 
Раздается телефонный звонок.
Светловидова встревожена.
Берет трубку.

СВЕТЛОВИДОВА
Алле.
Пауза.
Алле!
Кладет трубку.

Некоторое время Светловидова стоит, недоуменно взирая на телефон, затем возвращается к тахте.
Ложится на спину.
Закрывает глаза.
Улыбается.

11.6. ИНТ. ГОСТИНИЧНЫЙ НОМЕР ЛЕЙДЕ. КОМНАТА. 
(ЛЕЙДЕ)
 
Лейде некоторое время прижимает к уху телефонную трубку.
Кладет на аппарат.
Укладывается на кровать.
Закрывает глаза.
Улыбается.


13 акт

УДИЛЬЩИК

13.1. НАТ. ПРУД. ДЕНЬ.
(УДИЛЬЩИК)


ПАНОРАМА ВАСИЛЬКОВОГО ПРУДА.
ОДИНОКАЯ ЛОДЧОНКА С УДИЛЬЩИКОМ.

ГОЛОС РЕЖИССЕРА
Хорошо, да.
Пауза.

Ну, что? Вам все ясно?
Вот откуда у Бряхимова это голубоватое свечение.
Пауза.
Отчаянно васильковый пруд.
Пауза.
Вообще, по логике вещей удильщик не может быть один.
Кричит.
Вы здесь один, молодой человек?

Удильщик отрывается от наблюдения за поплавком и всматривается в объектив камеры.

ГОЛОС РЕЖИССЕРА
Кричит.
Вы здесь один?

Удильщик жестами показывает, что не слышит, разводит руками.
 
РЕЖИССЕР
Кричит удильщику.
Извините.
Обычным голосом.
Как там?
Сейчас, вспомню.

Простое необъяснимо. У ветреной шляпы удильщика

Лучей ровно столько, чтобы сплести любовь.

Сам же он терпок и терпелив, что фитиль, щекой

К щеке с бесконечностью вспыхивающий вновь и вновь.


Отражение его доверчиво как жизнь, подаренная спине с поклоном,

Шепот его без следов на свете белом как несбывшаяся мечта,

Круги от лодчонки его беспробудны как бутыль с вином зеленым,

Думы его трудны и горьки как чтение Библии с листа.


Запах реки. О, запах реки! Здесь вздох, и прохлада, и молоко.

Тени морщинками рассеялись от лица по воде и на ту сторону.

На той стороне еще удильщики и дальше, и совсем далеко.

Красных как кровь удилищ не счесть, а все равно поровну.