Бряхимов Таланты и поклонники Третья серия

Александр Строганов
БРЯХИМОВ
(ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ)
ТРЕТЬЯ СЕРИЯ

Александр Строганов

Оригинальный сценарий



Строганов Александр
+7 9132152218
Jazz200261@mail.ru
656055
Россия, г. Барнаул, ул. Островского 40 – 35
www.stroganow.ru







БРЯХИМОВ (ТАЛАНТЫ И
ПОКЛОННИКИ)  -
ДАТА СЪЁМКИ:
СЮЖЕТЧИК: АЛЕКСАНДР СТРОГАНОВ ДАТА ЭФИРА:
ДИАЛОГИСТ: АЛЕКСАНДР СТРОГАНОВ ВРЕМЯ ДЕЙСТВИЯ:

ПЕРСОНАЖИ:
СВЕТЛОВИДОВА
ШОРОХОВ
ЧИКИН
УШАКОВ
СМЫШЛЯЕВА
ЖОРЖ
БУЯНОВ
ГОРОХОВ
ЯБЛОНСКИЙ
ДРУНИНА
ЛЕЙДЕ
ПЕРВАЯ ХОХОТУШКА
ВТОРАЯ ХОХОТУШКА
БРОДЯЖКИ: МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА















ОБЪЕКТЫ:
ИНТЕРЬЕРЫ:
ТЕАТР
- СЦЕНА С ДЕКОРАЦИЯМИ
КВАРТИРА ЯБЛОНСКОГО
- ГОСТИНАЯ
- СПАЛЬНЯ
НАТУРА:
ДВОРИК В БРЯХИМОВЕ

Оглавление


1 АКТ. РЕЧЬ.

1-1. ХРОНИКА…………………………………………………………………………………………………………....5

2 АКТ. КУТЕЖ.

2-1. ИНТ. КВАРТИРА ЯБЛОНСКОГО. ГОСТИНАЯ. ЗАСТОЛЬЕ.
(ЯБЛОНСКИЙ, ДРУНИНА, СВЕТЛОВИДОВА, БУЯНОВ, ГОРОХОВ, ЧИКИН, БУЯНОВ, ПЕРВАЯ ХОХОТУШКА, ВТОРАЯ ХОХОТУШКА)……………………………….5

2-2. ИНТ. КВАРТИРА ЯБЛОНСКОГО. ГОСТИНАЯ. ЗАСТОЛЬЕ.
(ЯБЛОНСКИЙ, ДРУНИНА, СВЕТЛОВИДОВА, БУЯНОВ, ГОРОХОВ, ЧИКИН, БУЯНОВ, ПЕРВАЯ ХОХОТУШКА, ВТОРАЯ ХОХОТУШКА)……………………………….9

2-3. ИНТ. КВАРТИРА ЯБЛОНСКОГО. ГОСТИНАЯ. ЗАСТОЛЬЕ.
(ЯБЛОНСКИЙ, ДРУНИНА, СВЕТЛОВИДОВА, БУЯНОВ, ГОРОХОВ, ЧИКИН, БУЯНОВ, ПЕРВАЯ ХОХОТУШКА, ВТОРАЯ ХОХОТУШКА)……………………………….12

2-4. ИНТ. КВАРТИРА ЯБЛОНСКОГО. ГОСТИНАЯ. ЗАСТОЛЬЕ.
(ЯБЛОНСКИЙ, ДРУНИНА, СВЕТЛОВИДОВА, БУЯНОВ, ГОРОХОВ, ЧИКИН, БУЯНОВ, ПЕРВАЯ ХОХОТУШКА, ВТОРАЯ ХОХОТУШКА)……………………………….14

2-5. ИНТ. КВАРТИРА ЯБЛОНСКОГО. ГОСТИНАЯ. ЗАСТОЛЬЕ.
(ЯБЛОНСКИЙ, ДРУНИНА, СВЕТЛОВИДОВА, БУЯНОВ, ГОРОХОВ, ЧИКИН, БУЯНОВ, ПЕРВАЯ ХОХОТУШКА, ВТОРАЯ ХОХОТУШКА)……………………………….18


3 АКТ. БРОДЯЖКИ.

3-1. НАТ. ДВОРИК. НОЧЬ.(БРОДЯЖКИ: МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА)……….27


4 АКТ. СУГЛОБ.

2-1. ИНТ. КВАРТИРА ЯБЛОНСКОГО. ГОСТИНАЯ. ЗАСТОЛЬЕ.
 (ЯБЛОНСКИЙ, ДРУНИНА, СВЕТЛОВИДОВА, БУЯНОВ, ГОРОХОВ, ЧИКИН, БУЯНОВ, ПЕРВАЯ ХОХОТУШКА, ВТОРАЯ ХОХОТУШКА)…………….28

2-1. ИНТ. КВАРТИРА ЯБЛОНСКОГО. ГОСТИНАЯ. ЗАСТОЛЬЕ.
 (ЯБЛОНСКИЙ, ДРУНИНА, СВЕТЛОВИДОВА, БУЯНОВ, ГОРОХОВ, ЧИКИН, БУЯНОВ, ПЕРВАЯ ХОХОТУШКА, ВТОРАЯ ХОХОТУШКА, ЖОРЖ)…………………………………………………………………………………………………………………………..…….49
5 АКТ. АЛИСА.

5-1. НАТ. ДВОРИК. НОЧЬ.(УШАКОВ)……………………………………………………..….52


6 акт. А.Н. ОСТРОВСКИЙ. ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ.

6-1. ИНТ. СЦЕНА. СПЕКТАКЛЬ. ДЕКОРАЦИИ  ПЕРВОГО ДЕЙСТВИЯ.   
(СВЕТЛОВИДОВА, ДРУНИНА, СМЫШЛЯЕВА, УШАКОВ, ЛЕЙДЕ)…………..54

6.2. ИНТ. СЦЕНА. СПЕКТАКЛЬ. ДЕКОРАЦИИ  ПЕРВОГО ДЕЙСТВИЯ.   
(СВЕТЛОВИДОВА, ДРУНИНА, СМЫШЛЯЕВА, УШАКОВ, ЛЕЙДЕ)………………57

6.3. ИНТ. СЦЕНА. СПЕКТАКЛЬ. ДЕКОРАЦИИ  ПЕРВОГО ДЕЙСТВИЯ.   
(СВЕТЛОВИДОВА, ДРУНИНА, СМЫШЛЯЕВА, УШАКОВ, ЛЕЙДЕ)………………58

6.4. ИНТ. СЦЕНА. СПЕКТАКЛЬ. ДЕКОРАЦИИ  ПЕРВОГО ДЕЙСТВИЯ.   
(СВЕТЛОВИДОВА, ДРУНИНА, СМЫШЛЯЕВА, УШАКОВ, ЛЕЙДЕ)………………60

7 АКТ. АНЕКДОТ.

7.1. ИНТ. КВАРТИРА ЯБЛОНСКОГО. СПАЛЬНЯ).(СВЕТЛОВИДОВА,  ЯБЛОНСКИЙ)…………………………………………………………………………………………………………………….62














НА ТИТРАХ СТАРИННЫЕ ФОТОГРАФИИ. ЖЕЛТЫЙ ВИРАЖ ПОДЧЕРКИВАЕТ ИХ ВОЗРАСТ. НА СНИМКАХ - ВИДЫ ТИПИЧНОГО РУССКОГО ПРОВИНЦИАЛЬНОГО ГОРОДА, А ТАКЖЕ ПОРТРЕТЫ ЛЮДЕЙ ИЗ ДАЛЕКОГО ПРОШЛОГО.

1 акт

РЕЧЬ

1.1. ХРОНИКА 

СОБРАНИЕ ДОКУМЕНИАЛЬНЫХ КАДРОВ РАЗГОВОРОВ.

Беседа старушек на лавочке во дворе.
Разговоры в очереди в магазине.
Разговоры в кафе.
Митинг на площади.
Рыбы в аквариуме шевелят ртами.
Лающий пес.



ГОЛОС РЕЖИССЕРА
Повседневная речь - всего лишь звуковое сопровождение событий. Приблизительно, то же самое, что стон Шараповой на теннисном корте.
Если записать нашу повседневную речь, предположим в течение суток, и после дать нам все это прослушать, первое, что придет в голову, - А кто это говорит? Уж, во всяком случае, не я.
Точно, не я.
Другой человек.
Мы одиноки на протяжении всей своей жизни.
От рождения до самой смерти.
Если найти минутку-другую, чтобы прислушаться к себе, можно уловить это состояние.

2 акт

КУТЕЖ

2.1. ИНТ. КВАРТИРА ЯБЛОНСКОГО. ГОСТИНАЯ. ЗАСТОЛЬЕ.
(ЯБЛОНСКИЙ, ДРУНИНА, СВЕТЛОВИДОВА, БУЯНОВ, ГОРОХОВ, ЧИКИН, ПЕРВАЯ ХОХОТУШКА, ВТОРАЯ ХОХОТУШКА)

СТОЛ ПОД АБАЖУРОМ ПОЛОН ЯСТВ И ВИН.
ДЫМ ДО ПОТОЛКА.

Яблонский ухаживает за гостями.
Шорохов важен, молчалив, не сводит глаз со Светловидовой.
Буянов перебирает струны гитары.
Хохотушки перешептываются. 
Общий шум, смех.

ЧИКИН
Светловидовой
Всё, Саша - в копилку, буквально все. Любая каверза и жуть, любой изъян и закавыка, всякая загогулина и запятая, всякая мелочь… хромота и прочее… родимец и прочее… все нам годится.
Я по улицам просто так никогда не слоняюсь… все подмечаю, все - в копилку.
Потому хожу медленно. А оне говорят, гнать его пора, старого мерина, дескать уже и ходить не может.
Может, еще как может! Просто душа моя никогда не отдыхает.
А что, Сашенька, этот наш новый Вахтангов, Лейде действительно из балетных?

СВЕТЛОВИДОВА
Я точно не знаю, но что-то такое слышала.

ЧИКИН
Раз слышала, так оно и есть. Ой, пропадем.

СВЕТЛОВИДОВА
Не пропадем, Павел Иванович, прославимся.

ЧИКИН
Вот это верно сказано. Прославимся. На весь мир.

Светловидова смеется. 

ЧИКИН
Теперь, конечно, внимание уже не то. Скажу по секрету, только ты - молчок, старею.

СВЕТЛОВИДОВА
С укором.
Па-а-ал Иваныч! Что вы такое говорите?

ЧИКИН
Старею, старею. Только ты никому не говори.
Я же, Саша, Бакина играю. Бакину у Островского тридцать лет.
Переходит на шепот.
Вахтангов моего подлинного возраста не угадал. Распределил.
А у балетных, Саша, глаз цепкий. О чем это говорит? Вот и делай выводы.
И то, сказать, в гриме – мне и тридцати не дашь.   
Но на штампы, знаешь ли, уже тянет. 
Пауза.
А и то сказать, Тарасовой сколько было, когда она Каренину играла?
Пауза.
Вообще штамп штампу рознь.
А если в тебе накоплено?! На две – три жизни?!
Если ты в юные годы не водку пил, а наблюдал, как учили, оно и штампы получаются очень и очень съедобные.
 
СВЕТЛОВИДОВА
У всех штампы. Не все признаются. Штамп – это не грех.

ЧИКИН
Себя ведь играем, Саша.
Потому роли не отскакивают, а въедаются, как сажа в трубочистов и судьбы наши устраивают.
И говорим мы как наши персонажи, и поступки совершаем…
Так что еще неизвестно, у персонажей наши штампы, или мы их штампы на себя собираем.

БУЯНОВ
Смеется.
Дайте мне Отелло. Страсть как задушить кого-нибудь хочется.

ЧИКИН
Буянову
Ты, Ваня, не ерничай. Я всерьез говорю. Очень важные и поучительные вещи говорю. Скоро такие, как я вымрем, и останетесь вы как блохи без присмотру. Так что слушай, и мотай на ус, пока есть такая возможность.
Я тут Ваня, о штампах рассуждаю. 
Штамп – это, как ни крути, клеймо. Принято так считать.
Один оболтус ляпнет, не проспавшись, какой-нибудь горе-Вахтангов…

БУЯНОВ
Дался тебе Вахтангов!

ЧИКИН
Спиноза какой-нибудь, что только и умеет кренделя ногами выписывать, ляпнет, а все за ним повторяют. Своим-то умишкой не богаты.
А я штамп почитаю за опыт. Я и слова этого не боюсь. Я вообще слов не боюсь.
 
СВЕТЛОВИДОВА
А я побаиваюсь.

ЧИКИН
Напрасно, Сашенька, совершенно напрасно. Слов не нужно бояться. Слова обесценились, дорогая моя, уже давно обесценились. Большинство и представления не имеет о том, какое у какого слова значение.
Пауза.
А вот я, как раз, весьма любопытствую. У меня, знаешь, невозможное количество словарей дома. Я их не только читаю. Спать люблю повыше, так один словарь под подушку подкладываю. И, между прочим, обратил внимание, с тех пор как подкладывать его стал, сны диковинные пошли. Слоны снятся, жирафы.

БУЯНОВ
Африка наступает, Павел Иванович. Глобальное потепление.

ЧИКИН
Балабол!
Я со словарями беспрестанно работаю. Вот, к примеру…
Громко, призывая всеобщее внимание.
Господа! Минуточку внимания, господа! Знает ли кто-нибудь из присутствующих, что такое или кто такой сагуин?
Пауза.
Не знаете. И не слыхали даже. А это – когтистая обезьяна.

Смех.

БУЯНОВ
Говорю же, Африка наступает.

Смех, шум.

2.2. ИНТ. КВАРТИРА ЯБЛОНСКОГО. ГОСТИНАЯ. ЗАСТОЛЬЕ.
(ЯБЛОНСКИЙ, ДРУНИНА, СВЕТЛОВИДОВА, ГОРОХОВ, ЧИКИН, БУЯНОВ, ПЕРВАЯ ХОХОТУШКА, ВТОРАЯ ХОХОТУШКА)

  ШОРОХОВ
Вот, кстати, некоторые соображения по этому поводу.
Во всем мире справедливо отмечают талант русских людей, в особенности парадоксальный строй мышления. Откуда что берется? Казалось бы, такие же люди, как и в Швеции, и в Америке, да где угодно. Однако же, обратите внимание, чему учат те же англичане своих английских ребятишек.

Why do you cry, Willie?
Why do you cry?
Why, Willie? Why, Willie?
Why, Willie? Why?

ПХ
Смеется.
Или Августин! Ах, мой милый Августин…

ШОРОХОВ
Строго.
Августин здесь ни при чем, деточка.

ПХ
Простите, Андрей Николаевич. Больше не повторится.
Пауза.

ШОРОХОВ
И что за манеры у молодых? Все никак не могу понять, наносное или природное?

ПХ
Больше не повторится, Андрей Николаевич.
Пауза.

ШОРОХОВ
Первой хохотушке.
Завтра зайдите ко мне в гримуборную, лапочка. Мне хочется с вами поговорить.

ПХ
Хорошо, Андрей Николаевич.
Пауза.
ШОРОХОВ
С вашего позволения, я продолжу господа.
Так вот, нашего короеда пяти лет от роду, в Новый год ставят на табурет под елочку. И он ладненько так, с полным пониманием, декламирует:

Ехали медведи
На велосипеде.

А за ними кот
Задом наперёд.

А за ним комарики
На воздушном шарике.

А за ними раки
На хромой собаке.

Волки на кобыле.
Львы в автомобиле.

Зайчики
В трамвайчике.
Жаба на метле...

Едут и смеются,
Пряники жуют.
Смех.

ШОРОХОВ
Помните?
Пауза. 
А теперь попытайтесь представить себе эту процессию.

Смех.

ШОРОХОВ
Вот вам и парадоксальное мышление.

Смех.

ШОРОХОВ
Кстати, когда Юрий Алексеевич Гагарин встретился с Корнеем Ивановичем Чуковским, он, не в силах сдержать восторга, поцеловал ему руку.

Смех, шум.

2.3. ИНТ. КВАРТИРА ЯБЛОНСКОГО. ГОСТИНАЯ. ЗАСТОЛЬЕ.
(ЯБЛОНСКИЙ, ДРУНИНА, СВЕТЛОВИДОВА, ГОРОХОВ, ЧИКИН, БУЯНОВ, ПЕРВАЯ ХОХОТУШКА, ВТОРАЯ ХОХОТУШКА)

ПХ
А я узнала вас.
Смеется.

СВЕТЛОВИДОВА
Правда?
 
ПХ
Узнала, да.
Смеется.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Мы, наверное, встречались с вами раньше?

ПХ
Нет.
Смеется.

СВЕТЛОВИДОВА
Не удерживается от смеха.
Где же вы меня видели?

ПХ
В кино.
Смеется.
И в антрепризе.
Смеется.
В Саратове.
Смеется.
Вы приезжали в Саратов с антрепризой?
Смеется.

СВЕТЛОВИДОВА
Да.

ПХ
Вот я вас там и видела.
Смеется.

СВЕТЛОВИДОВА
Если честно, я всегда немного смущаюсь, когда обо мне говорят как об актрисе.
 
ПХ
Это была такая феня! Меня час из-под кресла выковыривали.
Смеется.

СВЕТЛОВИДОВА
Вам было плохо?
 
ПХ
Да я ухохоталась до колик!
Смеется.
Пауза.
ВХ
Светловидовой.
Ну, вы и замутили!
Смеется.

СВЕТЛОВИДОВА
Смеется.
Что я сделала?
 
ВХ
Замутили.
«Я всегда смущаюсь, когда обо мне говорят как об актрисе». Надо же такое придумать?
Смеется.

СВЕТЛОВИДОВА
Смеется.
Почему замутила?
 
ВХ
Захлебываясь смехом.
Да потому что вы гениальная!
 
ВХ закатывается так, что могут возникнуть опасения за ее здоровье.

Шум.

2.4. ИНТ. КВАРТИРА ЯБЛОНСКОГО. ГОСТИНАЯ. ЗАСТОЛЬЕ.
(ЯБЛОНСКИЙ, ДРУНИНА, СВЕТЛОВИДОВА, ГОРОХОВ, ЧИКИН, БУЯНОВ, ПЕРВАЯ ХОХОТУШКА, ВТОРАЯ ХОХОТУШКА)
 
ДРУНИНА
…да он ровным счетом ничего из себя не представляет! Выскочка! Танцор!
 
ЯБЛОНСКИЙ
Нет, нет, Нина. Он – одаренный малый.

ДРУНИНА
Что?!
Пауза.
Этот хлюст?!
Пауза.
Гнется через палочку.
Пауза.
Островского он ставит! Да что он в Островском понимает?!
Прежде чем за Островского браться, надобно жизнь прожить!..
И по-русски как следует говорить научиться.

ЯБЛОНСКИЙ
Его акцента почти не слышно. Даже некоторый шарм придает.

ДРУНИНА
Какой шарм, какой шарм?!

ЯБЛОНСКИЙ
Ниночка, ты не права, он очень тонкий… Такой деликатный разбор.

ДРУНИНА
Это то, что он с Людочкой Игумновой вытворил?! Это ты называешь деликатным разбором?! Бедная девочка после его деликатного разбора два часа в истерике билась!
Пауза.
Теперь хочет отдаться ему или умертвить!
Пауза.
Сначала себя, потом – его!

ЯБЛОНСКИЙ
Ты же хотела ее пригласить?
 
ДРУНИНА
Куда там! У нее до сих пор конвульсии!
 
ЯБЛОНСКИЙ
Как это?

ДРУНИНА
Не берет трубку.
Пауза.
 
ЯБЛОНСКИЙ
Что ни говори, Негина – не ее роль…
ДРУНИНА
Кто?! Негина?!
Пауза.
Негина не ее роль?!
Пауза.
Да, это не ее роль.
Пауза. 
Пока не ее роль.
Но на то ты и режиссер, чтобы слепить из актрисы то, что тебе нужно.

ЯБЛОНСКИЙ
Нина, Нина, Негина – звездочка! Маленькая звездочка.
Пауза.
Она рождена звездочкой, понимаешь?
Она светится вся. И все вокруг чувствуют это ее свечение.
От такого свечения голова кругом идет. От этого свечения мужское население постепенно сходит с ума. Медленно, но верно.
Это – природное, Нина.
А у Людочки - собачьи глаза. Грустные собачьи глаза.
 
ДРУНИНА
Так ты дай ей кость, черт возьми. Дай ей сахарную косточку.

ЯБЛОНСКИЙ
Если бы все было так просто.

ДРУНИНА
На самом деле все изумительно просто, Мишель.
Пауза.

ЯБЛОНСКИЙ
А Лейде – режиссер, хоть что говори! У меня нюх на талант, ты знаешь. Вот увидишь, он далеко пойдет. О нем уже говорят, еще не так заговорят.
ДРУНИНА
В нашей дыре?

ЯБЛОНСКИЙ
Вот терпеть не могу это пижонство. Дешевый снобизм.
 
ДРУНИНА
Просто я называю вещи своими именами.

ЯБЛОНСКИЙ
Брызжешь ядом. Как всегда.
 
ДРУНИНА
Змеи, между прочим, самые мудрые животные. У них самый высокий интеллектуальный коэффициент.

ЯБЛОНСКИЙ
Смеется.
Как же его, интересно определяли?

ДРУНИНА
Нашли способ. Профессионал всегда найдет способ получить желаемый результат.
Пауза.
Постой, постой. Что это ты его нахваливаешь? Он что, тебе о Лире заикался?

ЯБЛОНСКИЙ
Смущенно.
При чем здесь Лир?
 
ДРУНИНА
Он что, собрался-таки Лира ставить?

ЯБЛОНСКИЙ
Старается не смотреть на Друнину.
Откуда мне знать?

ДРУНИНА
Но он говорил с тобой о Лире?

ЯБЛОНСКИЙ
Не помню. Ты же знаешь, у меня память шалит…

ДРУНИНА
Был разговор? Честно!
Пауза.

ЯБЛОНСКИЙ
Какой разговор? При чем здесь разговор?

ДРУНИНА
Вот же оно, вот оно! Теперь мне все ясно!
 
ЯБЛОНСКИЙ
Лир здесь не при чем!
 
ДРУНИНА
Конечно, Островского можно и завалить! А что ему Островский?! Так, второсортный писателишко. Другое дело – Шекспир!
 
ЯБЛОНСКИЙ
Нина, ты не справедлива.
 
ДРУНИНА
Вот только не надо, не на-а-адо!..

 
2.5. ИНТ. КВАРТИРА ЯБЛОНСКОГО. ГОСТИНАЯ. ЗАСТОЛЬЕ.
(ЯБЛОНСКИЙ, ДРУНИНА, СВЕТЛОВИДОВА, ГОРОХОВ, ЧИКИН, БУЯНОВ, ПЕРВАЯ ХОХОТУШКА, ВТОРАЯ ХОХОТУШКА)

ГОРОХОВ
Обращается ко всем. 
А эта сцена с топорами?.. Что вы на это скажете?
Пауза.
Нет, что не говорите, Някрошюс – это Някрошюс! Это вам не провинциальные забавы.

БУЯНОВ
Кто на провинцию хвост поднял?
 
ГОРОХОВ
Ничего не имею против провинции. Мало того, горжусь тем, что работаю именно здесь…

БУЯНОВ
Гордишься?!

ГОРОХОВ
Именно так. В провинции нет ничего плохого. Однако речь шла не о том.
 
БУЯНОВ
Не егози! О том! О том самом!
 
ГОРОХОВ
Я говорил о Някрошюсе!
 
БУЯНОВ
И что же такого любопытного ты поведал нам о Някрошюсе?

ГОРОХОВ
У него есть одна сцена. С топорами…

БУЯНОВ
А сам-то Някрошюс откуда, позволь тебя спросить?
 
ГОРОХОВ
Ну, при чем здесь это?

БУЯНОВ
А при том!
Пауза.
 
ГОРОХОВ
Когда я увидел эту сцену… случайно… фрагмент спектакля…

БУЯНОВ
Не увиливай! Откуда Някрошюс есть?!

ГОРОХОВ
Из Литвы, вестимо!

БУЯНОВ
Передразнивает Горохова.
Из Литвы. Вестимо.
Пауза.
А Литва-то – что такое?!
 
ГОРОХОВ
Литва – это Литва!
 
БУЯНОВ
Ну, что это, что?!
Пауза.

ГОРОХОВ
Государство.

БУЯНОВ
Государство! На задворках Европы! Та же провинция!

ГОРОХОВ
Не скажи!
 
БУЯНОВ
Провинция, и ничего боле!
 
ГОРОХОВ
Не скажи!
Пауза.

БУЯНОВ
А в ухо?!

ГОРОХОВ
А это от бессилия! Крыть нечем!
 
БУЯНОВ
Провинция!
 
ГОРОХОВ
Хорошо, пусть будет по-твоему, ты же все одно, не отступишься!
 
БУЯНОВ
А кабы не была провинцией, и Някрошюса твоего не было бы!
Пауза.
Для того, что бы топор придумать – сосредоточение нужно. А сосредоточение где?
Пауза.
Во-от!

ШОРОХОВ
Да, братцы, провинция – это провинция! Здесь подлинная Россия. Все чинно, подробно, и тысячу раз прав Павел Иванович, подчас совершенно невозможно понять, сколько человеку лет.
В провинции не ходят. Нет, не ходят, шествуют.
Пауза.
Удивительное дело: даже бегают по-другому.
 
ДРУНИНА
Что значит «по-другому»?
 
ШОРОХОВ
По-другому и все.
Пауза.

ДРУНИНА
Медленнее, что ли?
Пауза.
 
ШОРОХОВ
Раздражен.
Нет, не медленнее.
 
ДРУНИНА
А как?

ШОРОХОВ
Значительно, Нина. Знаешь такое слово?
Пауза.
Как будто на некоторое время зависают в воздухе.
Пауза.
Потому опаздывают всегда.

ГОРОХОВ
Изрядно захмелевший. 
Да, совсем другой мир, другая страна.

ЧИКИН
Шорохову.
Складывается такое впечатление, Андрей Николаевич, прости, конечно, что ты живешь в столице, притом не в Москве, а, где-нибудь в Париже.

ЯБЛОНСКИЙ
Чикину.
Паша, зачем?

ШОРОХОВ
А что, он верно говорит. Хотел съязвить, а выдал правду.
Зачем лицемерить? Я в душе так и остался столичным актером. Пытался привыкнуть, раствориться, как говорится, но ничего не вышло. И это не гордыня, друзья мои, если хотите знать, это – горе мое.
Пауза.
 
БУЯНОВ
Что с вами сегодня, Андрей Николаевич? Вы, как будто, не в себе.
 
ШОРОХОВ
Не сметь!
Пауза.

ДРУНИНА
Шорохову.
Правда, Дронт, что с тобой нынче?!

ШОРОХОВ
Взрывается. 
Довольно! Терпел, сколько мог!
Ну что, в самом деле?! Пустая болтовня. Кругом одна пустая болтовня!
Пауза. 
Теперь это прозвище?! Дронт?!
Детский сад, Нина.
Пауза.
Все менять, все надобно менять.
Меняет гнев на милость. 
Я духовно юн, друзья. Бесконечно юн. Горы свернуть готов. И горы надобно сворачивать. Но силы уже не те. Увы и ах!

ДРУНИНА
Жениться тебе нужно, Андрей Николаевич.

ШОРОХОВ
И это примечание стерплю. Русский актер терпелив.
Пауза.
Говорю же, устал. Ото всего устал.
Пауза.
От женщин – в первую очередь.
Пауза. 
Голова болит вдобавок ко всему.

БУЯНОВ
Осмелюсь заметить, выпивать нужно правильно. Вот вы, Андрей Николаевич, только вид делаете, что выпиваете. А сами лизнете рюмку и на место ставите. От того голова и болит. При таком питие даже у меня голова заболит.
 
Смех.

ШОРОХОВ
Как это грубо, плоско!

ДРУНИНА
Да, плохи дела.

ШОРОХОВ
Есть немного.

ГОРОХОВ
Вот зачем вы наговариваете на себя, Андрей Николаевич? Вы думаете, нам не больно за вас, когда вы так вот наговариваете на себя? Все время наговариваете и наговариваете, наговариваете и наговариваете, наговариваете и наговариваете… на себя… Андрей Николаевич!
Пауза.
Народный артист, лауреат, орденоносец, почетный стипендиат и гражданин, а наговариваете на себя… зачем?
Пауза.
Зачем вы делаете это, Андрей Николаевич? Умоляете, так сказать, когда все знают, все и так знают, да кого не спроси, все знают, что вы - великий актер… Андрей Николаевич! И это не то, что я придумал, не то, чтобы я, или кто-нибудь придумал, не то, чтобы фантазия чья-нибудь, это - истинная правда… великий актер, один из самых великих актеров… Андрей Николаевич!
Пауза.

ДРУНИНА
Не вздумай ляпнуть при Лейде.

ГОРОХОВ
А я и при Лейде!..

ШОРОХОВ
Не нужно, Василий. Здесь зависть правит балом. И не без успеха.
Уважать, Василий, нужно тихо, без экзальтации.
Уважительному человеку кричать не нужно, чтобы его отметили. Он и так будет узнан.
Наполняет бокал до краев.
За провинцию, что ли? За великий русский провинциальный театр!
Выпивает.

Аплодисменты.

ШОРОХОВ
А теперь, Вася, изволь ответить на следующий вопрос. На вопрос, что так взволновал и взбудоражил всех нас.
Пауза.
 
ГОРОХОВ
Легко.

ШОРОХОВ
Легко? Чудесно.
Изволь доказать мне, выходцу из провинции, что я родился в другой стране.
Пауза.
ГОРОХОВ
Вот это поворот. А вы, разве, Андрей Николаевич?..

ШОРОХОВ
Да! Актером я стал в столице, но родился в провинции!
Пауза.
Ну же?! Нам хочется знать!
Пауза.
 
ГОРОХОВ
А из каких краев, Андрей Николаевич, если не секрет?

ШОРОХОВ
Из Суглоба.
Пауза.

БУЯНОВ
Откуда, простите?
 
ШОРОХОВ
Из Суглоба!
Пауза.
 
БУЯНОВ
Явно не имея представления о таком населенном пункте.
Да разве Суглоб это провинция?! Креста на вас нет, Андрей Николаевич! Какая же Суглоб провинция? Суглоб – совсем другое дело. Суглоб – совсем отдельный город. Его нельзя сравнивать ни с чем! (Пауза.) Да разве можно с чем-нибудь сравнить Суглоб? Да у кого повернется язык?..
Пауза.

ШОРОХОВ
А тебе приходилось там бывать?
Пауза.

БУЯНОВ
Кому? Мне?

ШОРОХОВ
Да, тебе! Приходилось бывать там?
Пауза.

БУЯНОВ
Где?
 
ШОРОХОВ
В Суглобе, где же еще?
Пауза.
 
БУЯНОВ
В Суглобе?
 
ШОРОХОВ
Да, да, да, в Суглобе!
 
БУЯНОВ
Нет.
Пауза.
 
ШОРОХОВ
А тебе, Горохов?

ГОРОХОВ
Нет.

ШОРОХОВ
И ты назвал это другой страной?

Буянов беззвучно смеется.

ГОРОХОВ
Что «это»?!

ШОРОХОВ
Суглоб!
Пауза.

ГОРОХОВ
Я назвал другой страной?

ШОРОХОВ
Да!
Пауза.
 
ГОРОХОВ
Суглоб?
 
ШОРОХОВ
Да, черт тебя дери!
Пауза.
 
ГОРОХОВ
Что, я прямо так и сказал?

ШОРОХОВ
А ты не помнишь?
Пауза.
 
ГОРОХОВ
Суглоб?

ДРУНИНА
Дался вам этот Суглоб?..

ШОРОХОВ
Хочу знать!

ДРУНИНА
Мечтательно
Ах, господа, оставьте провинцию. Провинция прекрасна. Сирень…

Светловидова направляется к окну.

3 акт

БРОДЯЖКИ


3.1. НАТ. ДВОРИК. НОЧЬ.
(БРОДЯЖКИ: МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА)

ВИД ИЗ ОКНА, С ВЫСОТЫ ПЯТОГО ЭТАЖА.

БРОДЯЖКИ В СВЕТЕ УЛИЧНОГО ФОНАРЯ.

Женщина сидит прямо на асфальте в окружении внушительных пакетов с барахлом.
Мужчина, забравшись на сломанную карусель с единственной уцелевшей лошадкой, с трудом удерживая равновесие, катается, отталкиваясь ногой.
Женщина смеется и аплодирует своему спутнику.
Падают первые тяжелые капли, занимается дождь.

4 акт

СУГЛОБ

4.1. ИНТ. КВАРТИРА ЯБЛОНСКОГО. ГОСТИНАЯ. ЗАСТОЛЬЕ.
(ЯБЛОНСКИЙ, ДРУНИНА, СВЕТЛОВИДОВА, ГОРОХОВ, ЧИКИН, БУЯНОВ, ПЕРВАЯ ХОХОТУШКА, ВТОРАЯ ХОХОТУШКА)

ШОРОХОВ
Горохову.
Хочу знать! И тебе придется ответить мне!
Пауза.
 
БУЯНОВ
Опьянел.
Дозвольте вступиться за друга, Андрей Николаевич! Вы же знаете, что сценическая дружба…

ШОРОХОВ
Мне – все одно. Лишь бы кто-нибудь дал внятный ответ на вопрос, поставленный мною ребром.

БУЯНОВ
Да, но прошу учесть, что это не будет иметь отношение к Суглобу.
 
ШОРОХОВ
Почему?!
Пауза.
 
БУЯНОВ
Да потому что Суглоб, именно Суглоб, это – совсем другое. Город – исключение. Как, если вдуматься, большинство провинциальных русских городов.
 
ШОРОХОВ
Почему?!
Пауза.

БУЯНОВ
Да хотя бы потому, что вы там родились.
Пауза.

ШОРОХОВ
Загадочно.
Не только я.
Пауза.
В Суглобе еще кое-кто родился.

БУЯНОВ
Тем более. Так вот…

ШОРОХОВ
А вам не любопытно, уважаемый оппонент, кто же еще родился в Суглобе?
Пауза.

БУЯНОВ
Это имеет значение?

ШОРОХОВ
Загадочно.
Очень может быть.

БУЯНОВ
Ну так скажите, и дело с концом.

ШОРОХОВ
Лейде из Суглоба.
Пауза.
 
ГОРОХОВ
Отчего-то шепотом.
Лейде из Суглоба?!
 
ШОРОХОВ
Представь себе.
 
ГОРОХОВ
Он же прибалт!
 
БУЯНОВ
Ну и что же, ну и ничего удивительного. Разве мало прибалтов в Суглобах? Я хотел сказать, в городах-исключениях. На то они и города-исключения.

ШОРОХОВ
Буянову.
Ничего удивительного, говорите?

БУЯНОВ
Очень даже логично. Если вы из Суглобы, вполне закономерно…

ШОРОХОВ
Перестань паясничать!
Пауза.
 
БУЯНОВ
Честное слово, не хотелось бы касаться Суглоба, честное слово...
Сталкивается с неумолимым взглядом Шорохова.
Хорошо.
Пауза.
Не взирая на то, что Суглоб как будто бы и не столица, а значит, условно, очень условно и несправедливо, да, именно, несправедливо и условно его, Суглоб, можно было бы сравнить с провинцией… если подходить к этому формально… чисто формально… Но, немедленно возникает следующий вопрос.
Пауза.
Можно ли?
Пауза.
 
ШОРОХОВ
Что «можно ли»? Ничего не могу понять!

Буянов припадает к бутылке, пьет прямо из горлышка.
 
БУЯНОВ
Переведя дух.
Без Суглоба можно?

ШОРОХОВ
Ну, давай без Суглоба. Хотя, без Суглоба уже не объективно.

БУЯНОВ
Ну, не могу я говорить о Суглобе, Андрей Николаевич! Не могу и все! Не могу идти против совести и не считаться с велениями сердца.
 
ШОРОХОВ
Ох, ехидна ты, сдается мне, Ванечка!
 
БУЯНОВ
Давайте возьмем Сибирь! Что скажете?
Пауза.
Ну, я прошу вас, я вас умоляю, давайте ее возьмем. Мне Сибирь знакома, сам Бог велел… Суглоб не в Сибири?
Пауза.
Нет?
Пауза.
Ну, пожалуйста! Давайте, Сибирь! Можно?!
Пусть будет Сибирь!
 
ШОРОХОВ
Да хоть Греция!
Пауза.

БУЯНОВ
Что вы сказали, простите?
 
ШОРОХОВ
«Хоть Греция», сказал.

БУЯНОВ
А Греция – очень хорошо.
Пауза.
О! Греция! Точно, Греция! Греция - еще лучше! По-моему ни в ком из присутствующих, а также значимо отсутствующих нет капли греческой крови? Кроме Софокла, разумеется? Но он, сдается мне, не так уже опасен.

ШОРОХОВ
Опасен, опасен, не в меньшей степени, чем Лейде. Можешь мне поверить на слово.
 
ЧИКИН
Все мы из Греции вышли, если шире посмотреть.
 
БУЯНОВ
И все же я выбираю Грецию.

ШОРОХОВ
Хорошо, Греция! И что?!
Пауза.
 
БУЯНОВ
Что - «что»?!

ШОРОХОВ
Что там с Грецией?!

БУЯНОВ
С Грецией, как и с любой другой пустыней все очень просто.

ШОРОХОВ
Вот как?
 
БУЯНОВ
С Грецией, как и с любой другой пустыней, а также тропиками, субтропиками и вечной мерзлотой, вывод один. Мы уже не перевариваем собственные территории.
Пауза.

ШОРОХОВ
Как?

БУЯНОВ
А так!
Пауза.

ШОРОХОВ
Кто это, «мы»?

БУЯНОВ
Мы!
Пауза.

ШОРОХОВ
Кто, конкретно?

БУЯНОВ
Человечество!

ШОРОХОВ
Человечество?

БУЯНОВ
Да, человечество! Образно говоря, как…
Едва сдерживает смех.
…как белый кролик, поедающий собственную голову.
Пауза.
 
ШОРОХОВ
Типичный бред! При чем здесь белый кролик?

БУЯНОВ
Смеется.
Это был такой фильм…

ШОРОХОВ
Молодой человек! Возьмите себя в руки и извольте отвечать, при чем здесь белый кролик?!

Общий смех.

БУЯНОВ
Вот почему мы говорим «за границей»? «Был за границей», «уехал за границу», «заграничные шмотки»...

ЧИКИН
Подразумевается граница России.
 
БУЯНОВ
Я же смотрю иначе. «За границей», по-моему, означает «за гранью».
Пауза.

ШОРОХОВ
За гранью чего?
Пауза.

БУЯНОВ
За гранью всего!
Пауза.
За гранью. Точнее не скажешь. Уж вы поверьте мне, я провел там столько лет, я столько лет… Боже правый, сколько же лет я?.. Да – а – а, подумать только…
Пауза.
 
ШОРОХОВ
Сколько лет?

БУЯНОВ
Целую жизнь…
Пауза.

ШОРОХОВ
А сколько ты прожил то, собственно?

БУЯНОВ
О – о – о… так долго, что научился беседовать с покойным…
О, эти беседы с покойным… Зимними вечерами они вели долгие беседы с покойным… Они были ровесниками… они даже походили друг на друга как братья близнецы…

ШОРОХОВ
При чем здесь покойники?

ГОРОХОВ
Ассоциативный ряд.
 
ШОРОХОВ
Что?

ГОРОХОВ
Ассоциативный ряд.
Пауза.

БУЯНОВ
…прожил целую жизнь… и еще одну.
ГОРОХОВ
Где, Ваня?
БУЯНОВ
ТАМ, если это мое ТАМ что-нибудь значит для вас.
Пауза.
Год… не знаю точно… нет, больше года… нет, год… ТАМ совсем другое время. Это здесь - год, а там… кажется, год… год.
Пауза.
Точно, год.
Пауза.
Год - по нашим меркам. Но этого достаточно! Этого с лихвой любому, каждому, даже и не такому как я, даже такому как, ну, я не знаю, да, даже такому как…
На глазах слезы.
Мне, во всяком случае, хватило…
Пауза.

ШОРОХОВ
Чтобы что?
Пауза.
 
БУЯНОВ
припадает к бутылке, пьет.
Чтобы что?

ШОРОХОВ
Чтобы что? Черт, голова окончательно разболелась. Отвечай быстро, и закончим этот разговор, Иван.
Пауза.

ДРУНИНА
Чтобы спиться, Ваня?
Пауза.
 
БУЯНОВ
Оскорблен.
А вот что касается вашего последнего примечания, Нина Ивановна…

ДРУНИНА
Ну-ну, это же я так, любя.
Пауза.
 
БУЯНОВ
Однако странная у вас любовь, Нина Ивановна. Странная и тревожная какая-то.
Пауза.
Какая-то, ей Богу, чуднАя любовь.
 
ДРУНИНА
Ты не обращай на меня внимания, я что-то сегодня не слышу себя.
Пауза.
И, вообще, Ванечка, я ведь тоже, если вдуматься, за гранью.
 
БУЯНОВ
Это вы-то за гранью?
 
ДРУНИНА
Конечно. А разве это еще не бросается в глаза? Нет? Не заметно?

БУЯНОВ
Никак нет.
Пауза.
И вы кокетничаете, Нина Ивановна.
При «тем» обилии поклонников…

ДРУНИНА
Смеется
При «тем» обилии? Ванечка, голубчик, поклонники давно уже выпили меня, к ассоциативному ряду, а теперь наслаждаются воспоминаниями, разглядывая пустой сосуд. Я, Ваня, всего лишь, одинокая женщина, отказавшаяся от дальнейшего поиска несчастий.
Пауза
А как бы хотелось? Ах, как хотелось бы, хоть разик еще…

БУЯНОВ
Чего, Нина Ивановна?
Пауза.
 
ДРУНИНА
Игриво.
Да так, фантазия одна.

БУЯНОВ
Скажите.
Пауза.

ДРУНИНА
Смеется
Нет, не скажу. Это очень смешная фантазия.
 
БУЯНОВ
Ну, пожалуйста, Нина Валерьевна!
Пауза.
 
ДРУНИНА
А ты не станешь смеяться надо мной?
 
БУЯНОВ
Клянусь!
Пауза.

ДРУНИНА
Так хотелось бы покататься на ком-нибудь!

БУЯНОВ
Смеется.
Покататься?

ДРУНИНА
Но ты же обещал не смеяться!
 
БУЯНОВ
Это не тот смех.

ДРУНИНА
Не тот?
 
БУЯНОВ
Нет.

ДРУНИНА
Тогда я прощаю тебя. Да, хочется, еще хоть разик, на ком-нибудь покататься.

БУЯНОВ
«На ком-нибудь»?

ДРУНИНА
Ну, да, на скакуне, рысаке, жеребце, хоть на пони, как в детстве.
Пауза.
Рай для меня, Ванечка – это детство.
Пауза.
А потом наступило изгнание из рая. Но не на грешную землю, а сюда.
Пауза.
В детстве я каталась на пони. У этого пони в гриву были вплетены пестрые такие ленточки. И пахло от него, не поверишь, земляничным мылом.
Пауза.
Ах, как хотелось бы мне, хоть разик еще прокатиться на пони с пестрыми ленточками в гриве.
Пауза.
Пусть даже и без ленточек. Просто прокатиться…

БУЯНОВ
Нет ничего проще!

Буянов становится на четвереньки и похлопывает себя по плечу.

ДРУНИНА
Встань. Встань, Ванечка, прошу.
 
Буянов повинуется.

ДРУНИНА
Грустно улыбается.
Это только так кажется. Близок локоток, да не укусишь.
Пауза
Совсем вчера это было еще просто. А теперь, Ваня, знаешь ли ты, что происходит теперь?
Пауза.
Теперь я ловлю себя на сходствах.
 
БУЯНОВ
Ловите себя на сходствах?
 
ДРУНИНА
Да, я могу назвать, как минимум, пять человек, безумно похожих на меня. А может быть и больше. Ах, как это страшно для актрисы!
Пауза.
 
БУЯНОВ
На глазах слезы вселенского сочувствия.
То же самое касается и пития. Друзья, честное слово, все же должно иметь какие-нибудь критерии… Я размышляю… ну, вот, к примеру, если я говорю, что человек – провинциал… Я теперь о новых драматургах. Это – понятно. Не может же меня интересовать пожарник или ветеринар? Это очевидно и понятно.
Пауза.
Так вот, если уж я говорю, что человек – драматург, то есть, что драматург – провинциал… здесь главное не потерять мысль… значит я, как актер могу с точностью описать для себя приметы его провинциализма, угол, с которым он носит шапку или характер облысения, если он лысоват.
Пауза.
А он непременно и обязательно лысоват.
Пауза.
Лысоватость для литературной провинции непременна и обязательна, подчеркиваю, речь идет о драматургах.
Пауза.
О чем я? Да. Я могу и должен описать степень оттопыренности карманов, то, как он кашляет.
Пауза.
У них при кашле появляется такая кричащая нотка…

ГОРОХОВ
Какая нотка появляется? Прости, Ваня, не расслышал.
 
БУЯНОВ
Я, Вася, не о музыке!
Громко всем.
Господа! Да знаете ли вы, как это страшно – мороз?! Настоящая стужа, градусов, этак, в пятьдесят! У вас, Андрей Николаевич, в Суглобе бывают такие морозы?! Что?! И не слыхивали о таких?! И зал не топят! И дома иней на потолке! И все плюют на пол. Простите за прозу, но просто плюют на пол! Вот, там, где стоит, там и плюнет! Там стоит – там плюнет! Здесь стоит – здесь плюнет!
Пауза.
А водку не пьют только пингвины!
Пауза.
Нет, собаки тоже не пьют.
Смеется.
Без пельменей!
Пауза.
Пельмени, пельмени, пельмени, пельмени и водка! И мороз – пятьдесят градусов! Плевок в две секунды замерзает и делается звездой, полярной звездой. Целые созвездия на полу, хоть астрономию изучай! Тут уж, знаете ли, не до музыки!
Пауза.
Да ну вас!
Выпивает.
В общем, я вам описал, описал, доложил, передал свои, так сказать, ощущения, которые вы можете презирать, с которыми вы можете соглашаться или же не соглашаться, хотя, безусловно, для этого нужен кое-какой опыт… прежде всего и превыше всего…
Пауза.
А «спиться»?.. что означает это самое «спиться»?
Пауза.
Вот, говорят, - «он спивается». Как это понять?
Пауза.
«Спивается». Что это значит? Что он, например, делает в этот момент, в это время, кроме того, разумеется, что он пьет? А пьют, согласитесь, все, что там, что здесь… за редким исключением… да, за редким исключением. Что с ним, спивающимся, происходит такое?.. и как отличить его, скажем, от просто-напросто крепко выпившего человека? Или, скажем, просто выпившего человека, который обычно не пьет, а тут вот, как раз, взял, да и надрался, крепко надрался и… и… и счастлив, между прочим.
Пауза.
Да, кстати, и как отличить опьянение от счастья?
Пауза.
Что скажете?
Пауза.
А счастье, предположим, от хороших стихов? Да! Вот и именно, а счастье от хороших стихов?!
Пауза.
Мне, лично, кажется, да нет, даже не кажется, я могу с определенной степенью уверенности сказать, в моем представлении, поэзия – это… это… поэзия - это…
Роняет голову на руки.
Пауза.
 
ШОРОХОВ
Все. Иссяк. Кончился, сдается мне.
Пауза.
Сколько, Ванечка, голова твоя хранит вздора? И ведь он там не просто хранятся как на складе. Он живет, передвигается, растет, размножается.
Друниной.
Нина Ивановна, очень вас попрошу. Завтра попросите Ивана заглянуть ко мне в гримуборную. Мне хотелось бы продолжить эту увлекательную беседу.
Пауза.
Лучше всего прямо с утра, до репетиции.
Пауза.

БУЯНОВ
Восстает из сна.
…или вот, например, Лейде, человек, законопативший нас всех в своих талантах?
Пауза.
При всем уважении. При всем и особом уважении. Простаки взявший, да и замуровавший всех нас человек. Человек и режиссер. И актер. И, почти что, почти что уже, без пяти минут… нет, без четырех минут… без трех с половиной минут… нет, без трех… без двух минут, простите, пароход.
Пауза.
ПА – РО – ХОДс!
Пауза.
Простите великодушно! Весь день крутится в голове Маяковский, революционный поэт. Зачем пришел в меня? Вы не знаете?
Пауза.
Да! Именно что законопатил!
Пауза.
И, вероятно, навсегда!
Вновь погружается в небытие. Уже засыпая
И хорошо, и очень хорошо, и замечательно! Можно было только мечтать!
Пауза.
Так вот, при всем уважении… Лейде ведь, кажется, не особенно пьет? Мне только один раз довелось выпить с ним, но…
Пауза.

ШОРОХОВ
И, прошу заметить, вздор в его голове испытывает постоянную жажду. Целый ворох! Вавилон! Космос вздора!
 
ГОРОХОВ
Почему же «вздор», Андрей Николаевич? Что сказал он такого, что не укладывалось бы в «очевидное»?
Пауза.
Разве мы не в башне? Разве не в толще океанических вод? Разве Лейде не надел нас на себя как тряпье в стужу?
Пауза.

ДРУНИНА
Нет, Вася, Лейде наг как морской слон.
 
ГОРОХОВ
Лейде наг? Лейде наг? Это Лейде-то наг? Кто наг? Лейде?!
Пауза.
Да Лейде – с ног до головы в броне, как римский легионер!
Пауза.

ЯБЛОНСКИЙ
Вася, оставь Лейде в покое, не гневи Бога! Он бьет тебя за лень.
 
ГОРОХОВ
Именно, что ПА – РО – ХОДс! Бронированный…
Пауза.
 
ЯБЛОНСКИЙ
Бьет за лень и глупость.

ГОРОХОВ
Пусть бьет, пусть, и замечательно, что бьет!
Пауза.
Но, как сказал классик, дайте мне смеяться!
Пауза.
И дайте мне самому подставлять шею. Сколько захочу и когда захочу!
Пауза.
Я отличаюсь от вас?! Плох я?! Однако же я здесь, с вами? А его нет, как нет.
Пауза.
Что вы на это скажете?
Пауза.
Где он отсутствует, где, где, где, почему, где он отсутствует? Что-нибудь случилось?
Пауза.
И потом, если уж я так плох, что же он не расстанется со мной?! Или таких дураков, способных добровольно проститься с собой в расцвете лет мало?
Плачет.
Пауза.

ШОРОХОВ
Я тебе, Василий, отвечу. По-дружески, как старший товарищ младшему товарищу.
Пауза.
Лейде немножечко устал. Умаялся немного. Но вот, пройдет время, наберется сил и выбросит тебя.

ГОРОХОВ
Всхлипывает.
Куда?
 
ШОРОХОВ
На улицу, в подворотню.

ГОРОХОВ
Уступит конкурирующей организации?

ШОРОХОВ
Что?
 
ГОРОХОВ
Из огня да в полымя.

ШОРОХОВ
Что?

ГОРОХОВ
Театр или подворотня, суть – одно и то же. Улица да-авно уже театр. А театр – подворотня.

ШОРОХОВ
И здесь океан вздора!
 
ГОРОХОВ
Между тем, устами младенца глаголит…

ШОРОХОВ
Виселица!

ГОРОХОВ
Вот – типичные обороты подворотен.

ШОРОХОВ
Ты не младенец, Вася, ты – Ганимед.
Пауза.

ДРУНИНА
Дронт, ты несправедлив к Васеньке.

ГОРОХОВ
Спасибо, Нина Ивановна!
Пауза.
 
ДРУНИНА
Дронт, ты несправедлив к Васеньке. Он – филосОф.
А Лейде? Что сделал Лейде? Что сделал этот волшебник со всеми нами?
Наигрывает романтические интонации.
Лейде позвал нас! Лейде сказал,- «Хотите?»
Пауза.
И больше ничего. И больше, ведь, ничего!
Пауза.
И сразу все стало понятно. Все сразу встало с ног на голову, то есть с головы на ноги, я оговорилась, простите.
Пауза.
«Хотите?»
Пауза.
И все.
Пауза.
 
ШОРОХОВ
Ну, не трудно догадаться, что за этим «хотите» кроется.
 
ДРУНИНА
А ничего не кроется. Самое интересное, что ничего за этим «хотите» и не кроется. То есть. Ровным счетом ничего. В этом то и фокус, в этом то и фокус, в этом то…

ГОРОХОВ
А если, предположим, ответ «не хочу»?
Пауза.
 
ДРУНИНА
Ничего.
Пауза.
Просто ничего не будет. Совсем ничего.
Пауза.
Ничего – это так страшно, Вася. Ты знаешь это.
Лик светлеет.
А он… он пригласил нас собирать камни.

ГОРОХОВ
Для возведения своими же собственными руками тюрьмы себе самим?
 
ДРУНИНА
Ты так не думаешь! Язык твой спешит! Лейде тюрьмы не хочет! Лейде хочет не тюрьмы!
 
ГОРОХОВ
Что же хочет Лейде?

ДРУНИНА
Лейде хочет… рая.
Пауза.
Да. А почему и не назвать это раем? Что в этом плохого? Да, вот именно, Лейде хочет рая.

ГОРОХОВ
Вот как?
 
ДРУНИНА
Да, он пригласил собирать камни, предполагая, что откликнется тот, кто уже, к этому времени, сам по себе подошел…

ГОРОХОВ
К собиранию камней?
Пауза.
 
ДРУНИНА
К собиранию камней, Васенька, к собиранию камней.
Пауза.
 
ЧИКИН
А каковы, Нина, хотелось бы знать, сроки? Он не делился с тобой?

ДРУНИНА
Как долго мы будем репетировать?

ГОРОХОВ
Да с этим-то все ясно. Павел Иванович интересуется, когда покажутся первые ангелы?
Пауза.
Вообще в его раю предполагаются ангелы?
Без ангелов я не согласен. Я понимаю, стереотип, но он у меня так связан с детством, а без детства, что же я за поэт?
Да и какой я алкоголик без детства?
Пауза.
Говорил ли Лейде вам о предполагаемых сроках вступления в блаженное состояние?

ДРУНИНА
Нет, к сожалению. А разве это важно?


4.2. ИНТ. КВАРТИРА ЯБЛОНСКОГО. ГОСТИНАЯ. ЗАСТОЛЬЕ.
(ЯБЛОНСКИЙ, ДРУНИНА, СВЕТЛОВИДОВА, ГОРОХОВ, ЧИКИН, БУЯНОВ, ПЕРВАЯ ХОХОТУШКА, ВТОРАЯ ХОХОТУШКА, ЖОРЖ)

Звонок в дверь. Звонок протяжный.
Воцаряется тишина.
Звонят еще раз.

ДРУНИНА
Яблонскому.
Миша, не открывай. Никого нет дома. Это какие-нибудь соседи, все расстроится, не открывай.

ЯБЛОНСКИЙ
А если кто-нибудь из наших?

ДРУНИНА
Наши все здесь.

ЯБЛОНСКИЙ
А если Людочка?

ДРУНИНА
До Людочки я не дозвонилась.
Не хочу чужих людей.


Звонок.
Пробуждается Буянов.

БУЯНОВ
Что? Звонок?

ДРУНИНА
Третий звонок, Ванечка. Твой выход.

БУЯНОВ
Нина, что? Что случилось?

ДРУНИНА
Спой, светик.

Буянов выпивает рюмку, берет гитару, поет. 

БУЯНОВ
Закончился летний сезон в Эрмитаже,
Там бродит ноябрь – водолей,
И небо повисло подобие сажи
Над сеткою голых аллей…

ДРУНИНА
Да что же это такое? Пойду, открою.

Друнина отправляется в коридор, возвращается с Жоржем и огромным букетом роз.

ДРУНИНА
Светловидовой.
Гостя к вам привела, прошу любить и жаловать.
Саша, это к тебе.

СВЕТЛОВИДОВА
В полном недоумении.
Здравствуйте.

ЖОРЖ
Волнуется, протягивает букет.
Александра Сергеевна. Это вам… Великая и… неожиданная… неожиданно… приезд… ваш… Андрей Алексеевич Неваляев… оценщик… ценитель… Уф, Ваш талант, Александра Сергеевна… большая любовь…

СВЕТЛОВИДОВА
А что же сам Андрей Алексеевич?

ЖОРЖ
Велено мне… Сам… Позже, что ли?.. Не сегодня… Обязательно, обязательно. Жаждет.

СВЕТЛОВИДОВА
Смеется.
Жаждет.

ЖОРЖ
Жаждет.
Пауза.
Можно я уже пойду?

ЯБЛОНСКИЙ
На посошок?

ЖОРЖ
При исполнении.

ЯБЛОНСКИЙ
Понятно.

ЖОРЖ
В дверях Светловидовой.
Позже.

СВЕТЛОВИДОВА
Условились.

Жорж уходит.
Смех.

СВЕТЛОВИДОВА
В недоумении.
Кто это, Андрей Алексеевич Неваляев?

ДРУНИНА
Неваляшка. Спонсёр наш. Очень, очень богатый человек. Синяя борода. Саша, берегись.

Светловидова смеется.

ДРУНИНА
Буянову.
Ну же, Ванечка.

БУЯНОВ
Вновь принимеается петь.

 
Закончился летний сезон в Эрмитаже,
Там бродит ноябрь – водолей,
И небо повисло подобие сажи
Над сеткою голых аллей…

Шуршат под ногами обрывки афиш,
Убрать их никто почему-то не хочет,
И ветер их гонит, и дождик их мочит,
И время их точит, как мышь.

Пятнает веселое имя артиста
Подошвы разлапистой след,
Как пусто в саду, как в нем зябко и мглисто,
И скуден естественный свет.

А мы всё поём, лицедействуем, пишем,
Во власти той вечной тщеты,
Что каждой весной выставляет афишам
Фанерные эти щиты.

Шуршат под ногами обрывки афиш,
Убрать их никто почему-то не хочет,
И ветер их гонит, и дождик их мочит,
И время их точит, как мышь…

Лирическое молчание.
Аплодисменты.

5 акт

АЛИСА

5.1. НАТ. ДВОРИК. НОЧЬ.
(УШАКОВ)


УШАКОВ.
В СВЕТЕ УЛИЧНОГО ФОНАРЯ.

Сидит на сломанной карусели, с трудом удерживая равновесие. Пьет вино. Говорит в объектив камеры. 

УШАКОВ
Вечное стремление спрятаться, затаиться, забиться в угол… Живем в море предубеждений, океане предубеждений.
Пауза.
Все эти наития, предчувствия - чепуха на постном масле. Однако мешает жить.
Пауза.
Этот сказал, тот сказал. Боже мой, да зачем мне все это знать? Я говорю им, - не желаю знать всего этого. Все вокруг нас, и мы сами - чаепитие.
Пауза.
Вот дивное слово. Чаепитие. Во время чаепития совершенно все равно, кто с тобой и о чем беседовать.
О чем молчать, точнее.
Умный человек всегда замолчит в нужный момент. Мудрый человек и рта не раскроет.
Пауза.
Разве чаепитие не венец человеческой мысли? Зачем нужны словесные добавки? Тем более, все уже сказано. Льюисом Кэрроллом.
Пауза.
Эта Алиса - еще та штучка. Представляю себе, что из нее вырастет. Что-то наподобие Лолиты. Уж если она своим любопытством камня на камне не оставила от мира иррационального, представляю, что, при ее появлении, ожидает наш по швам трещащий мир простых соблазнов.
Пауза.
Молодое поколение остро почувствовало этот треск и избавляется от слов с космической скоростью. Избавляется от балласта как при путешествии на воздушном шаре.
Пауза.
И они правы, черт возьми! Они, будучи еще маленькими, просили нас, - помолчите, хотя бы иногда.

   
6 акт.

А.Н. ОСТРОВСКИЙ. ТАЛАНТЫ И ПОКЛОННИКИ.

6.1. ИНТ. СЦЕНА. СПЕКТАКЛЬ. ДЕКОРАЦИИ  ПЕРВОГО ДЕЙСТВИЯ.   
(СВЕТЛОВИДОВА, ДРУНИНА, СМЫШЛЯЕВА, УШАКОВ, ЛЕЙДЕ)


НА СЦЕНЕ АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВНА СВЕТЛОВИДОВА (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ НЕГИНОЙ) НИНА ИВАНОВНА ДРУНИНА (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ ДОМНЫ ПАНТЕЛЕЕВНЫ), АНЖЕЛИКА СМЫШЛЯЕВА (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ СМЕЛЬСКОЙ), СТАНИСЛАВ АНДРЕЕВИЧ УШАКОВ (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ ВЕЛИКАТОВА)И АРТУР ЯНОВИЧ ЛЕЙДЕ (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ МЕЛУЗОВА).

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Пожалуйте, пожалуйте, Нина Васильевна!

СМЕЛЬСКАЯ
Здравствуйте, Домна Пантелевна! Го¬стя к вам привезла, Ивана Семеныча Великатова.

Великатов кланяется.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Ах, очень приятно познако-миться. Давно я вас знаю, в театре часто видала, а позна¬комиться не приводилось.

СМЕЛЬСКАЯ
Здравствуй, Саша! Я сбиралась к тебе, уж и шляпку надела, а Иван Семеныч и заехал; ну, и увя¬зался со мной. Ты не сердишься? Она ведь у нас затвор¬ница.

НЕГИНА
подает руку Великатову.
Ах, что ты! Я очень рада. Вам бы давно догадаться, Иван Семеныч.

ВЕЛИКАТОВ
Не смел, Александра Николавна; я че¬ловек робкий.

СМЕЛЬСКАЯ
Да, уж робкий — похоже!

НЕГИНА
Скажите лучше, гордый.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Вот уж это ты напрасно; Иван Семеныч человек обходительный со всеми, я сама это видала. Гордости этой в них совсем нет.

ВЕЛИКАТОВ
Совсем нет, Домна Пантелевна.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Я люблю правду говорить.

ВЕЛИКАТОВ
Я тоже, Домна Пантелевна.

НЕГИНА
Садитесь, Иван Семеныч!

ВЕЛИКАТОВ
Не беспокойтесь, сделайте одолжение! У вас, вероятно, какие-нибудь дела есть; вы на нас не обращайте внимания. Я с Домной Пантелевной побеседую.

Садятся у стола.
Негина и Смельская говорят шепотом.

НЕГИНА
Смельской.
Вот что, Нина...

СМЕЛЬСКАЯ
Неужели?

НЕГИНА
Да. Не знаю, что и делать.

СМЕЛЬСКАЯ
Как же быть-то? Да ты бы...
Говорит, шепотом.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Да что вы, в самом деле, шепчетесь? Нешто это учтиво?

ВЕЛИКАТОВ
Не мешайте им! У всякого свои дела.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Какие дела! Всё пустяки. Ведь я знаю, про что говорят. О тряпках. Вот у них дела-то какие!

ВЕЛИКАТОВ
Для нас с вами тряпки — пустяки, а для них — важное дело.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Платьишка нет к бенефисту, да и денег-то.

ВЕЛИКАТОВ
Ну, вот видите! А вы говорите, что пустяки.
Взглянув в окно.
Курочки-то это ваши?

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Которые?

ВЕЛИКАТОВ
А вот кохинхинские.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Нет, где уж нам кохетинских разводить! Были две гилянки да две шпанки, а петух рус-ский; орел, а не петух — да всех разворовали.

ВЕЛИКАТОВ
А вы любите курочек-то, Домна Панте¬левна?

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
До страсти, батюшка, вся¬кую птицу люблю.

Входит Мелузов.

6.2. ИНТ. СЦЕНА. СПЕКТАКЛЬ. ДЕКОРАЦИИ  ПЕРВОГО ДЕЙСТВИЯ.   
(СВЕТЛОВИДОВА, ДРУНИНА, СМЫШЛЯЕВА, УШАКОВ, ЛЕЙДЕ)



НА СЦЕНЕ АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВНА СВЕТЛОВИДОВА (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ НЕГИНОЙ) НИНА ИВАНОВНА ДРУНИНА (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ ДОМНЫ ПАНТЕЛЕЕВНЫ), АНЖЕЛИКА СМЫШЛЯЕВА (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ СМЕЛЬСКОЙ), СТАНИСЛАВ АНДРЕЕВИЧ УШАКОВ (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ ВЕЛИКАТОВА)И АРТУР ЯНОВИЧ ЛЕЙДЕ (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ МЕЛУЗОВА).

НЕГИНА
Великатову.
Позвольте вас познакомить! Петр Егорыч Мелузов. Иван Семеныч Великатов.

СМЕЛЬСКАЯ
Ах, знаете ли, Иван Семеныч, ведь Петр Егорыч — студент; он жених Сашин.

ВЕЛИКАТОВ
Подавая руку.
Очень приятно с вами познакомиться.

МЕЛУЗОВ
Что же тут приятного для вас? Ведь это фраза. Ну, познакомились, так и будем знакомы. Вот и все.

ВЕЛИКАТОВ
почтительно.
Совершенно справедливо: очень много говорится пустых фраз, я с вами согласен; но то что я сказал, извините, не фраза. Мне приятно, что артистки выходят замуж за порядочных людей.

МЕЛУЗОВ
Да, коли так... благодарю вас!
Подходит и горячо жмет руку Великатову.

НЕГИНА
Пойдем, Нина, я тебе покажу платье! По¬смотри, можно ли из него сделать что-нибудь!
Великатову.
Извините, что мы вас оставляем! Но я знаю, что вам не будет скучно: вы будете разговаривать с образованным че¬ловеком, это не то, что с нами. Маменька, пойдемте! Ото-прите шкаф!

Уходят Негина, Смельская и Домна Пантелевна.

6.3. ИНТ. СЦЕНА. СПЕКТАКЛЬ. ДЕКОРАЦИИ  ПЕРВОГО ДЕЙСТВИЯ.   
(СВЕТЛОВИДОВА, ДРУНИНА, СМЫШЛЯЕВА, УШАКОВ, ЛЕЙДЕ)
 

НА СЦЕНЕ СТАНИСЛАВ АНДРЕЕВИЧ УШАКОВ (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ ВЕЛИКАТОВА)И АРТУР ЯНОВИЧ ЛЕЙДЕ (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ МЕЛУЗОВА).

ВЕЛИКАТОВ
заметив на столе книги.
Книжки и те¬традки.

МЕЛУЗОВ
Да, учимся понемножку.

ВЕЛИКАТОВ
И успехи есть?

МЕЛУЗОВ
Некоторые, так сказать, относительные.

ВЕЛИКАТОВ
И того довольно. Времени у Александры Николавны мало: чуть не каждый день новая пьеса, надо и рольку подготовить, и о костюме подумать. Не знаю, как вы полагаете, а мне кажется, что это довольно затрудни-тельно: учить и роли и грамматику вместе.

МЕЛУЗОВ
Да, удобств больших не представляет.

ВЕЛИКАТОВ
По крайней мере есть стремление, есть охота, и то уж великое дело. Честь вам и слава.

МЕЛУЗОВ
Да за что же слава-то, например?

ВЕЛИКАТОВ
За благородные намерения. Кому же в голову придет актрису грамматике учить!

МЕЛУЗОВ
Да вы смеетесь, может быть?

ВЕЛИКАТОВ
Нисколько, помилуйте; я никогда себе не позволю. Я очень люблю молодых людей.

МЕЛУЗОВ
Уж будто?

ВЕЛИКАТОВ
Очень люблю их слушать... это освежает душу. Такие благородные, высокие замыслы... даже завидно.

МЕЛУЗОВ
Чему же тут завидовать? Кто ж вам ме¬шает иметь благородные, высокие замыслы?

ВЕЛИКАТОВ
Нет, где же нам, помилуйте! Нас проза жизни одолела. И рад бы в рай, да грехи не пускают.

МЕЛУЗОВ
Какие же за вами грехи водятся?

ВЕЛИКАТОВ
Тяжкие. Практические соображения, материальные расчеты — вот наши грехи. Постоянно вра¬щаешься в сфере возможного, достижимого; ну, душа-то и мельчает, уж высоких, благородных замыслов и не приходит в голову.

МЕЛУЗОВ
Да что вы называете благородными замыслами?

ВЕЛИКАТОВ
А такие замыслы, в которых очень много благородства и очень мало шансов на успех.

Входят Негина, Смельская и Домна Пантелеева.


6.4. ИНТ. СЦЕНА. СПЕКТАКЛЬ. ДЕКОРАЦИИ  ПЕРВОГО ДЕЙСТВИЯ.   
(СВЕТЛОВИДОВА, ДРУНИНА, СМЫШЛЯЕВА, УШАКОВ, ЛЕЙДЕ)

НА СЦЕНЕ АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВНА СВЕТЛОВИДОВА (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ НЕГИНОЙ) НИНА ИВАНОВНА ДРУНИНА (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ ДОМНЫ ПАНТЕЛЕЕВНЫ), АНЖЕЛИКА СМЫШЛЯЕВА (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ СМЕЛЬСКОЙ), СТАНИСЛАВ АНДРЕЕВИЧ УШАКОВ (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ ВЕЛИКАТОВА)И АРТУР ЯНОВИЧ ЛЕЙДЕ (В ОБРАЗЕ И КОСТЮМЕ МЕЛУЗОВА).

СМЕЛЬСКАЯ
Негиной.
Все это, душа моя, не годится.

НЕГИНА
Я и сама вижу. Новое делать — будет очень дорого.

СМЕЛЬСКАЯ
Да как же быть-то! Ведь нельзя же... Поедемте, Иван Семеныч!

ВЕЛИКАТОВ
К вашим услугам.
Подает руку Негиной.
Честь имею кланяться!

НЕГИНА
Какие у вас лошади! Вот бы прокатиться как-нибудь.

ВЕЛИКАТОВ
Когда вам угодно, прикажите только.
Подает руку Мелузову, потом Домне Пантелевне.
Домна Пантелевна, мое почтение! А как вы на мою тетеньку похожи!

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Да ужли?

ВЕЛИКАТОВ
Ведь это удивительно... такое сходство... Чуть не назвал вас тетенькой.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Да зовите... За чем дело стало!

СМЕЛЬСКАЯ
Ну, едемте! Прощай, Саша! Прощайте!
Кланяется всем.

ВЕЛИКАТОВ
Домне Пантелевне.
До свидания, те¬тенька!

Уходят Смельская и Великатов. Домна Пантелевна провожает их до двери.

ДОМНА ПАНТЕЛЕВНА
Ах, прокурат!
Негиной.
А ты говоришь, он гордый! Ничего не гордый. Уж на что еще обходительнее. Уходит.

7 акт

АНЕКДОТ

7.1. ИНТ. КВАРТИРА ЯБЛОНСКОГО. СПАЛЬНЯ).
(СВЕТЛОВИДОВА,  ЯБЛОНСКИЙ).
СПАЛЬНЯ.
НОЧНИК.
СВЕТЛОВИДОВА В ПОСТЕЛИ.

Пытается читать. Чтение не идет. Откладывает книгу. Закрывает глаза.

На цыпочках входит Яблонский.

Светловидова открывает глаза.

СВЕТЛОВИДОВА
Шепотом.
Ты чего, дядь Миш?

ЯБЛОНСКИЙ
Шепотом.
Пришел проверить, как ты устроилась.

СВЕТЛОВТДОВА
Шепотом.
Прекрасно. Как в раю.

ЯБЛОНСКИЙ
Шепотом.
Как они сегодня по раю прошлись?

СВЕТЛОВИДОВА
То – другой рай. Бутафорский.
 
ЯБЛОНСКИЙ
Тебе не кажется, что пахнет дымом?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Принюхивается.
Да нет.
Пауза.

ЯБЛОНСКИЙ
Как будто проводка горит?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Не слышу, дядь Миш. Накурили.
Пауза.

ЯБЛОНСКИЙ
А ты грустная. Весь вечер молча просидела.

СВЕТЛОВИДОВА
Нет, устала немного с дороги. Все было замечательно. Спасибо, дядь Миш.

ЯБЛОНСКИЙ
За что же, Господи? Это тебе спасибо, вот, приехала, порадовала старика.
Пауза.
Не переживай, все перемелется.
Пауза.   
Хочется как–то утешить тебя, подбодрить. Только утешать–то я, похоже, и не умею.

СВЕТЛОВИДОВА
Все не так страшно. Совсем не страшно.
 
ЯБЛОНСКИЙ
Нет?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Нет.
Пауза.
Все будет хорошо.

ЯБЛОНСКИЙ
Правда?

СВЕТЛОВИДОВА
Да.
Пауза.
 
ЯБЛОНСКИЙ
А вот скажи, Сашенька, тебе никогда не приходило в голову, что театр – живой?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Живой?

ЯБЛОНСКИЙ
Теперь это для меня – нечто само собой разумеющееся.
Пауза.
Понять это умом невозможно. Ясно, что так быть не может, но так есть.
Первоначально мне хотелось понять, что он пытается сказать, какой знак подает, может быть, предостеречь от чего-то пытается: зачем он, к примеру, крушит зеркала, напускает птиц, заливает сцену при исправной крыше и так далее. Но довольно скоро я отказался от этой затеи. В мироздании есть то, что относится к разряду необъяснимого, а раз уж оно есть, решил я, значит, ему положено быть, и нечего нарушать установленный порядок.
Пауза.
Саша, да что с тобой такое? Можешь ты мне рассказать или это тайна?

СВЕТЛОВИДОВА
Улыбается.
Нет никаких тайн. Это пройдет.
Пауза.

ЯБЛОНСКИЙ
Ну, тогда слушай анекдот. Любишь анекдоты?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Нет.
Пауза.

ЯБЛОНСКИЙ
А хорошие анекдоты?

СВЕТЛОВИДОВА
Смеется.
Хорошие люблю.
 
ЯБЛОНСКИЙ
Вот это очень хороший. И очень смешной. Настроение сию секунду взлетит до небес.
Пауза.
Сначала его можно не понять, но зато потом, когда дойдет, обхохочешься.
Пауза. 
Мне, когда первый раз рассказали, я удивился. С одной стороны, вроде бы анекдот, а, с другой стороны, совсем не анекдот. И зачем, думаю, он, рассказчик, все это мне рассказал? А уже потом, когда суть-то я понял, так смеялся, ребро за ребро заходило, честное слово.

Светловидова смеется.

ЯБЛОНСКИЙ
Вот видишь, я еще и рассказывать не начал, а ты уже смеешься. А я предупреждал, этот анекдот – всем анекдотам анекдот. В том смысле, что смешной очень.
Пауза. 
А теперь представь себе нору.

СВЕТЛОВИДОВА
Нору?

ЯБЛОНСКИЙ
Норку в земле. Средних размеров. Поменьше лисьей.
Пауза.
Итак. Норка в земле. Представила?

СВЕТЛОВИДОВА
Представила.

ЯБЛОНСКИЙ
И вот мышка.
Пауза.
Маленькая такая хорошенькая мышка.
Пауза.
Совсем еще юная.
Пауза.
Забирается в норку и видит перед собой физиономию крота.
Пауза.
Мышь - крохотная, а потому морда крота кажется огромной.
Пауза.
Хотя сами по себе кроты – средних размеров. Даже меньше, чем средних размеров.
Пауза.
Крот спрашивает у мышки – Ты не боишься?
Мышь, конечно напугана. Не исключено, что такую физиономию она видит впервые в жизни.
Пауза.
Напоминаю, мышь еще очень и очень молода.
Пауза.
Итак. Мышь напугана, но виду подать не хочет. Она знает, что выдавать свой страх в кругу зверей нельзя ни в коем случае.
Пауза.
Мышь отвечает, - Не боюсь. Нисколечко не боюсь. А почему, собственно я должна бояться, когда это мой дом?
Крот, - А ну, как я тебя съем?
Мышь, после непродолжительных раздумий, - Тогда ты станешь моим домом.
Смеется.
Тогда ты станешь моим домом.
Смеется.
Тогда ты станешь моим домом.
Пауза.
Не получилось?
Пауза.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Что?
 
ЯБЛОНСКИЙ
Не получилось у меня рассмешить тебя?
 
СВЕТЛОВИДОВА
Я не люблю анекдоты.
Пауза.

ЯБЛОНСКИЙ
Этот анекдот сначала кажется совсем не смешным. Но ты увидишь, пройдет совсем немного времени, и ты поймешь, что смешнее ничего в жизни ты еще не слышала.
 
СВЕТЛОВИДОВА
Смеется.
Не исключено.

ЯБЛОНСКИЙ
Ладно, спи. Меня старого болтуна не переслушаешь, а ты устала. Вон какие круги под глазами.

СВЕТЛОВИДОВА
А что, дядь Миш, Людочка Игумнова – хорошая актриса?

ЯБЛОНСКИЙ
Пока – так себе. Может быть, когда-нибудь, что-нибудь…

СВЕТЛОВИДОВА
Завтра к Лейде пойду.
 
ЯБЛОНСКИЙ
А вот Лейде – славный режиссер. Никого не слушай, славный режиссер. Спокойной ночи.

СВЕТЛОВИДОВА
Спокойной ночи.

Яблонский выключает ночник, уходит.