Урок шестой

Алексей Филиппов 3
                Урок  шестой


                Учитель :


Сегоняшнее  занятие  посвящено  организации  плоскости  формата  цветом.  Цветовой  этап  композиции  включает  в  себя  решение  двух  больших  задач : создания  цветового  равновесия  и  движения  цвета.
На  прошлом  занятии  вы  подобрали  цветовой  аккорд  красного  синего  и  желтого  коллеров,  включающий  в  себя  три  основных  типа  контрастов :  по  интенсивности,  по  теплохолодности  и  по  тону.
Работа    будет  продолжаться  на  вашем  эскизе  10х10,  на котором    вами уже выстроена линейная  композиция  на  силовых  линиях.  В  эту  композицию  включены  основные  три  типа  форм:  круга,  треугольника  и  прямоугольника.  Теперь  нужно  раскрасить  эту  выстроенную  вами  композицию  таким  образом,  чтобы  в  ней  в  различной  степени  проходили  только  эти  три  вами  подобранные  коллера.
Здесь  следует  обратить  внимание  на  то,  что  задача  цвета  -  не  сделать  ваши  формы  более  читаемыми,  а  скорее :  формы  являются  лишь  предлогом  для  цветового  решения.
Работая  всего  лишь  тремя  коллерами,  вы  неизбежно  будете  вынуждены  дробить  ваши  формы,  так  как  нельзя  допустить  соприкосновения  одинаковых  коллеров.  Линии,  по  которым  пройдет  необходимое  дробление,  могут  быть  завязаны  силовыми  сопряжениями  на  линии  или  точки  фигур,  находящиеся,  минимум  через  шаг  от  дробящейся  формы.
Дробления  фигур  носят,  естественно,  не декоративный  характер,  а  необходимо – композиционный.
Раздробленные  на  части  формы  создают  сложные  куски  в  вашем  формате. Старайтесь  наиболее  сложный  кусок   делать  в  верхней  левой  части  формата  и,  в  правой  нижней  создавать  меньшее  дробление  или  же,  вообще  обходиться  без  него.
В  результате,  в  вашем  формате  возникнут  сложные,  дробные  и  простые  -  цельные  куски  форм,  создавая  сгущенные  и  разряженные  пространства.  Пространства  эти  должны  чередоваться. 
Напряженные,  то  есть  -  дробные  пространства  должны  в  композиции  быть  в  отношениях  разной  сложности  и  дробности.

Теперь :  о  двух  основных  задачах  цветового  решения :

Цветовое  равновесие.
Все  линии,  проходящие  через  центр  вашего  квадрата ,  являются  осями,  визуально  опираясь  на  которые,  вы   должны  создавать  равновесие  цвета.  Такие  оси  можно  воспринимать  как  рычаги  весов,  а  пятна  цвета  -  как  гири.  В  декоративных  композициях,  задачей  которых  является  мантровость  восприятия  обычно  друг  друга  уравновешивают  одинаковые  по  площадям  пятна  одинаковых  коллеров.  У  вас  -  композиция  динамическая,  и  в  этом  случае,  скажем :  одно  красное  пятно,  находящееся  в  левой  верхней  части  формата,  могут  уравновесить  несколько  маленьких  пятен  красного,  находящихся  в  диагонально  противоположной,  то  есть  -  в  правой  нижней  его  части.
При  этом,  важна  также  удаленность  цветового  пятна  от  центра  формата.  Закон  рычага  в  физике  распространяется  и  на  организацию  плоскости.  Чем  дальше  цветовое  пятно  от  центра  формата,  тем  больший  вес  оно  набирает.  Например :  одно  большое  пятно  желтого,  находящееся  рядом  с  центром  формата  ,  может  уравновесить  одно  маленькое  пятно  того  же  желтого,  находящееся  по  диагональной  оси  -  в  противоположной  части  формата,  далеко  от  центра.  И  так  далее…
Когда  вы  создаете  одно  пятно,  всегда  ищите  его  антагониста  по  диагональной  оси,  в  противоположной  части  формата.  Ваша  задача  -  создать  общее  большое  равновесие  всех  трех  коллеров  в  вашей  композиции.

Движение  цвета.

Глаз  человека  так  устроен,  что  он  не  только  разбегается  по  реальным  линиям  и  какое-то  время  продолжает  их  в  пространстве  визуально,  но  он  и  соединяет  похожие  или  одинаковые  цвета,  прокладывая  по  ним  свою  траекторию.  Задача  художника  -  научиться  руководить   движением  глаза  зрителя,  приглашать  его  к  путешествию  по  плоскости  картины  и  не  выпускать  его  за  пределы  формата,  возвращая  всегда  обратно,  в  картину. 
В  цветовом  эскизе  вы  должны  добиться  того,  чтобы  каждый  ваш  коллер  имел  как  бы  свою  индивидуальную  траекторию  в  космосе  формата.  Траектории  коллеров  могут  быть  простыми  и  очень  сложными.  Лучше  всего  прибегать  опять  к  треугольнику  контрастов :  траектория  одного  коллера  -  простая,  почти  круг,  второго  -  уже  сложнее ( эллипс,  восьмерка ),  и  третьего  -  очень  сложная.  Иерархия  траекторий  даст  более  выразительную  динамику  вашей  композиции. 
Таким  образом,  создавая  цветовой  эскиз,  вы  создаете  движения  коллеров,  уравновешивая  их  массы  в  формате.
Начать  лучше  с  фона.  Из  вашей  тройки  коллеров  цветом  фона  должен  быть  самый  пассивный,  который  будет  аккомпонировать  драмматургии  двух  остальных.  Например,  это  будет  синий.  Вы  закрашиваете  весь  фон  синим  и,  затем  даете  поддержку  этому  синему  внутри  ваших  фигур.  Вы  рисовали  ваши  геометрические  фигуры  так,  будто  они  прозрачны.  Так  как  они  у  вас  в  сцеплениях,  то  естественное  дробление  уже  получилось.  Ищите  куски,  которые  не  прикасаются  к  фону  и  закрашивайте  их  синим,  далее  -  вводите  новые,  дробя  формы  там,  где  это  необходимо,  чтобы  они  уравновешивали  эти  пятна  естественного  дробления.  Если  вы  не  знаете,  где  еще   ввести  коллер,  лучше  остановитесь  и  возьмитесь  за  другой,  потом  вернетесь  к  предыдущему.  Работа  выстраивается  не  от  куска,  а  периодами  приложения  коллеров  последовательно.  Потом  возьмитесь,  например,  за  красный  начиная,  скажем,  с  большого  цельного  пятна  в  левом  верху  или  центре,   и  двигайтесь,  выстраивая  его  орбиту  и  уравновешивая  в  формате.  Напоминаю :  главная  задача  -  не  читаемость  ваших  геометрических  форм,  а  создание  уравновешенной  цветовой  ткани  плоскости  формата.  Формы  -  лишь  предлог  к  такому  уравновешиванию.  Не  знаете :  где  еще  применить  красный,  остановитесь.  Поработайте  с  желтым,  решая  те  же  задачи.  Потом  опять  вернитесь  к  синему  и  красному.  Так  постепенно  и  соберете  целое.  Дробление  форм  следует  делать  таким  образом,  чтобы  внутри  ваших  геометрических  форм  не  возникали  новые  геометрические  автономные  формы.  То  есть  пятно,  образованное  в  результате  дробления  не  должно  стать  автономно  от  всех  линий  геометрической  формы,  оно  должно  быть  привязано  хотя  бы  к  одной  из  ее  сторон.  Например,  чтобы  в  вашем  главном  треугольнике  не  появился  новый  маленький  треугольник   и  т.  д. 
Техника  темперы  дает  вам  возможность  перекрывать  до  тех  пор,  пока  вы  в  должной  степени  не  выполните  поставленных  перед  вами  задач.  Не  забывайте  при  этом,  что  перекрытие  ведется  по  высохшему  предыдущему  слою  и  каждый  последующий  слой  гуще  предыдущего. 
Когда  ваш  цветовой  эскиз  состоялся,  нужно  замешать  коллера  в  специальных  закрывающихся  емкостях,  консистенция  коллеров  должна  быть  чуть  жиже  сметаны.  И  после  этого  у  вас  остается  последний  этап  -  подача.  Нужно  очень  ровно  покрасить  ваш  большой  формат  20х20,  используя  тонкие  беличьи  кисти  №1  и  №3.  Вначале  маленькими  кистями  ведите  коллер  вдоль  линий  форм,  потом  большей  кистью  закрашивайте  формы  внутри. 
Линии  не  должны  быть  рваными.  Естественное  движение  кисти  -  сверху  вниз  и  справа  от  линии.  Поворачивайте  ваш  лист  под  кисть,  чтобы  были  всегда  эти  движения.
Вашими  замешанными  коллерами  можно  править,  причесывать  работу  до  тех  пор,  пока  она  не  приобретет    должный  аккуратный  вид.  Геометрические  формы  должны  смотреться   очень  заточенно.  Работайте  !


                Спустя  время :


Вы  вроде  бы  выполнили  задачи  уравновешивания,  но  за  счет  простоты.  Ваша  композиция  смотрится  раскрашенной,  не  хватает  сложных  мест,  все  состоит  из  простого.  Не  бойтесь  где-то  создать  сложный  напряженный  очаг.  Старайтесь,  чтобы  несмотря  на  простоту  форм,  вашу  композицию  хотелось  долго  разглядывать.




                Хор :


                Вот  цвет  пятном
                Смишенил  гладь  листа
                На  пулю  взгляда,
                Смешал  у  зрителя  -  стрелка
                Все  прежние  его  стремленья.
                И  двинулся,  с  собратьями  в  формате.
                И,  увлекая  взгляд  поймал
                В  ловушку  цикла.