Письма из Сирии часть 11

Татьяна Ульянина-Васта
Молодая сирийка Джумана Мааруф дала согласие  на публикацию переписки, позволяющей оценить сомнения, эмоции и трудности сегодняшней Сирии, письма написаны к  одной из подруг и  названы: "Взгляд на Сирию".

перевод http://syrie.blog.lemonde.fr/2012/04/17/lettres-de-syrie/

ПИСЬМА ИЗ СИРИИ


15 августа 2012

Привет. Как дела?


За последние несколько месяцев я слышал много комментариев, касающихся  стигматизации освободительной армии и революционеров. Но тема опасна.Потому  следует подходить к вопросу  навешивания социальных ярлыков с особой осторожностью. Противники могут легко перевести вас в класс предателя, и   экстремисты прольют вашу кровь. С другой стороны, режим может назначить вас своей легкой мишенью, потому как правящая верхушка и есть самый главный враг  правды.

Сегодня я говорю: боюсь.

А ведь наша революция начиналась как лекарство против страха. Теперь появился новый страх, и, возможно, потребуется новая революция, чтобы избавиться от этого чувства.

Освободительная армия действительно проповедует определенную веру? Или это гражданские лица, которые выбирают религию по сугубо личным мотивам? Можно ли считать, что нет никакой связи между названиями  бригад,  предполагающих определенный религиозный экстремизм, и поведение Освободительной армии в зонах конфликтов? Можно ли сказать, армия Libre была создана для защиты демонстрации, а теперь борется в целом с режимом из-за высокий целей, где каждый солдат чувствует служителем  благородной цели защиты революции и народа?

Сирийская оппозиция подходит к этом осторожно.

"В руках неумехи даже столовый нож - оружие" - говорят они. А что если он вооружен по-настоящему?

Захра говорит, что ее сын с голыми руками и широко отрытыми глазами бросался на входивший в Думмар танк.... "Я не могла поверить самой себе ... Откуда в нём столько храбрости? " Ее сын, которого она считала эгоистичным и инфантильным -  вдруг стал верующим. "Он отрастил бороду. Он сбрил усы, как салафит. Он начал молиться, чтобы выдать фетвы , заявив, что это является законном, говорил большей часть о Боге "...

Когда же она узнала, что он и его друзья напали на дом из информатора безопасности и разграбил его, она возмутилась: "Мой сын, ты революционер или вор?" Она кричала: "Твой поступок - постыден! Как ты теперь посмотришь в глаза жене и детям?"

Она говорит, что они не вернули награбленное хозяину, но пообещали всё раздать бедным ...

Сегодня, она сказала: "Покидаю твой дом, так как ты живешь в квартале сторонников режима. И когда придут революционеры они отомстят алавитам ... Я не хочу чтобы ты или дети пострадали ... "

Сын Захры, курит  гашиш, но это не помешало ему стать  стал влиятельным членом освободительной армии. Она же, забрав жену своего сына и их детей ушла от нас. Теперь они скитаются от дома к дому по родственникам.

"Я боюсь за дочь, когда они приходят с обысками, - объясняла  она, - красавица-дочь семьи  X вернулся в ужасе после вызова в тюрьму, где они держат её мужа. Чтобы добиться у того признания, его жену у него на глазах насиловали."

Между моей подругой, сбежавшей от ареста и изнасилования, как расправы за участие её сына в незаконной деятельности, и мною - нет по сути  никакой разницы. Наша судьба стать  удобрением нашей земли. Требуется клочок земли, чтобы зарыть все  наши тела ...

=====

19 августа 2012

История с Аль Талл ...

Едем на машине по шоссе Деръа. Мы движемся в Салайя в  Дамаск. Плотный дым поднимается из-за Кассиоун. Он поднимается от города Аль Талл, который бомбили в течение нескольких дней. Что он сделал бедняга, чтобы вызвать такую ненависть  регулярной армии и ее тяжелых вооружений?

Пару месяцев назад я столкнулась с одним из инженеров этого города. Он поражался, что режим снял все полицейские  блок-посты вокруг, и теперь оружие свободно проникает в город.

Он рассказывал: "С месяц назад по дороге на работу в Дамаске, мальчишка шестнадцати лет, перекрыл дорогу из города мусорными контейнерами и шинами,  никого не пропуская и требуя вернуться в город. Идиотизм длился несколько часов. Потом он изменил свое мнение и бросил все, оставив нам  разбирать его пикет.

И вот, чтобы мы слушались его достаточно было относиться к известным революционерам в наших окрестностях  и уметь  использовать пистолет" ...

"Я его знаю. И, честно говоря, мне жаль его. Он состоит в группе  очень молодых людей, которые были изнасилованы несколько раз во время их содержания под стражей на ВВС Мухабарата  в начале революции. Они были дети, но уже успели принять  одними из первых  участие в мирных демонстрациях в Аль Талл"...

"Теперь, самое ужасное, что они взяли на себя роль обвинителей и судей, кого считать сотрудником режима.  Они могут пойти к мяснику и повесить его у магазина на улице".

Этот человек, сокрушался, что перс тал понимать своего религиозного брата. Между ними нарастает разрыв:  "Я всегда напоминаю моему брату и его друзьям, что их действия подрывают революцию и служит интересам режима, но каждый раз, мой брат грозится мне, что если я буду продолжать нести подобную  ;;чушь, он перестанет общаться со мной. "

И он приходил к выводу: "Режим к чему-то готовится в Аль Талл, а эти дураки собственным поведением дают власти карт-бланш."

Вот и вся история инженера из Аль Талл. Может и не очень точно.

Но правда теперь в том, что военные самолеты ежедневно безжалостно бомбили этот город ракетами. Все окрестности могли это слышать. Жителям Аль Талл дали только полчаса, чтобы  покинуть город.  Те что ушли в ближайшее время не вернутся.

На самом деле, капризный мальчик, который отрезал путь однажды утром перед чиновниками Дамаска был убит из  пулемета боевым самолетом. Может быть, он пытался соорудить из тех же  мусорных контейнеров баррикаду, но  на этот раз, чтобы блокировать прохождение танков?



====

20 августа 2012

Привет.

Говорят, алавиты окрестности Хомса продолжать вести нормальную жизнь. Рабочие ходят на работу. Дети - в свои школы, тогда как дети сунитов ушли из города, а их школы переоборудованы в приемники-распределители для беженцев, когда тех не отправляют в тюрьмы.

Кто-то из Хомса рассказал мне пару дней назад: "Теперь мы можем увидеть мечеть Халед ибн Валида от площади Аль Зонбака - в радиусе около восьми километров, все здания рухнули."

Это, предыстория к сюжету о Хайам.

Она разведена. Одна с тремя детьми. За полтора прошедших года её жизнь изменилась мало. Она жила в районе сторонников режима и ежедневно ходила на роботу на обувную фабрику в другом районе, тоже благополучном по нынешним меркам. Детишки продолжали  ходить в школу рядом с домом. Но однажды утром, ракета упала на автобус, который вез её и еще одиннадцать рабочих на фабрику.

Никто не усомнился, что автобус рабочих Алави выбрали преднамеренно для проведения террористической операции. Хайам - единственная оставшаяся  в живых после бомбардировки, но теперь она парализованна.

Единственный её брат Афиф давно оставил родных в Баба Амро. Его жена-палестинка говорила мне о странной причине этого поступка:  "Если революционеры убьют  меня, потому что я алавит, устрой мне похороны в  Баба Амро, и говори всем, что убил меня именно этот режим."

На самом деле Афиф примкнул к революции. Его родственники отказались от него.  Он был вынужден покинуть Хомс в Дамаске, чтобы выражать свои взгляды свободно и от семьи и от шабиха. Теперь он вернулся в  Хомс, чтобы содержать свою бедную сестру и ее детей.

Я не знаю, что Афиф бы сказал сегодня.  Но представляю его метания между работой в   военном госпитале, где его сестра ведёт борьбу между жизнью и смертью, и домом, где несчастные дети, остались на его попечении. Я представляю себе как он держит голову в зажатых ладонях в этой казарме  Мухабарата, чтобы она не отвалилась от пережитого. А на за плане высятся руины города, слышны  выстрелы, рев самолетов, выпускающих  ракеты по всему, что движется в суннитских районах. Время от времени, он также должен поддерживать его родственников, которых повесил на себя, а потом еще и одобрять все эти акции возмездия революционерам.


иллюстрация: Плакат "Изгнание"