Гений психологического портрета- Веласкес

Юрий Жданов 2
                Умер только тот, кто забыт
                К 400-летию со дня рождения
                Диего Веласкеса (1599-1660)

ГЕНИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА


Этот испанский художник, в совершенстве овладевший всеми тайнами живописи и искусством постижения тайн человеческой души, создал первые в европейской живописи психологические портреты.
XVII век Испании назван «золотым веком испанской литературы и искусства».
В литературе эту славу создавали Сервантес, Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Кальдерон, а в живописи- больше всего- Веласкес.
Он родился в Севилье в семье обедневшего дворянина Хуана Родригеса де Сильва и его жены, носившей фамилию Веласкес. Мальчику дали имя Диего. Став взрослым, он возьмет фамилию матери и полным его именем станет Диего де Сильва Веласкес.
Склонность к живописи у него появилась рано. Отец старался сделать все, чтобы развить это дарование сына.
Севилья в это время была одним из главных художественных центров Испании (наряду с Валенсией и позднее Мадридом).
В мастерскую одного из талантливых художников- Эрреры Старшего- и привел Диего отец. Но скромный и тихий юноша не смог выдержать необузданного нрава учителя. Пришлось перейти к другому художнику- Франческо Пачеко. Его дом называли «Академией», так как у него встречались лучшие представители интеллигенции: писатели, ученые, художники, археологи, теоретики искусства.
Очень многому научился здесь Диего, и уже в возрасте восемнадцати лет получил звание мастера искусства и стал самостоятельным художником. С учителем его связали и родственные узы: он женился на дочери Пачеко- Хуане.
В то время в испанской живописи господствовала религиозная тематика. Но Веласкес сразу же отошел от условностей этого жанра. Его интересовала окружающая жизнь, простые люди с их повседневными заботами. Этой дорогой он и будет идти всю жизнь, создавая галерею своих современников, независимо от того, каковы будут сюжеты его картин: религиозные, мифологические, бытовые или исторические. Новизну в его творчестве сразу оценили не только коллеги, но и молодой король Филипп IV. Он пресытился скучной живописью своих придворных художников. Живопись Веласкеса так ему понравилась, что он сделал его придворным живописцем. Веласкесу в это время было всего 24 года. Жизнь его с этого момента будет проходить в замкнутом круге при дворе. Правда, это не очень мешало ему творить так, как хотелось. Да и его несколько флегматичный характер помогал приспособиться к новой обстановке. Всего два раза покинет он Севилью, когда поедет в Италию: первый раз для изучения итальянской живописи, а второй- для приобретения полотен мастеров для королевской галереи.
Казалось, что должность придворного художника должна была сделать его угодливым к высоким заказчикам. Но этого не случилось. Кого бы он не изображал, главным было желание понять внутренний мир оригинала и передать его на полотне.
И это ему блестяще удавалось.
Особенно глубоким психологизмом отличаются портреты близких ему и простых людей, друзей юности, скульптора Хуана Мартинеса, живописца Алонсо Кано и других. Прославились его портреты так называемых «труанес»- придворных карликов, шутов и уродцев. В этих обездоленных природой людях он видел за их уродливой внешностью большую человечность и силу духа.
Ему, конечно, приходилось писать много парадных портретов короля, его семьи и приближенных. Он с упоением рисует тончайшие переливы атласа, шелка, изысканные позы, изящные прически…
Наиболее известные его произведения: «Портрет Иннокентия X», «Вакх» (позже переименованный в «Пьяницы»), «Завтрак», «Сдача Бреды» (взятие испанцами голландской крепости), «Кузница Вулкана», «Венера», «Эзоп», «Портрет инфанты Маргариты», «Портрет дамы с веером».
Портрет папы Иннокентия X- один из лучших реалистических портретов в мировом искусстве. Давайте внимательно всмотримся в него. Что мы можем сказать об изображенном человеке? Лицо некрасивое, взгляд хитрый (себе на уме), характер скрытный. Этот человек, думается, лицемер, утонченный политик, очень тщеславный, надменный, проницательный, жестокий (не остановится ни перед чем в достижении своих целей), очень самоуверенный, не терпящий возражений (диктатор по сути), решительный, недоверчивый к людям, очень умный, волевой. В общем, лучше бы с ним в жизни не встречаться. А каким представляется он вам?
Говорят, когда папа Иннокентий X увидел свой портрет законченным, он сказал Веласкесу: «Троппо веро», то есть- слишком верно, слишком похоже.
Папа не обиделся на художника за такой беспощадный реализм.
Он отдал должное смелости Веласкеса, наградив его золотой цепью и медальоном.
А человечество наградило художника своей непреходящей любовью за его высочайшее мастерство.
                Юрий Жданов   1999 г.

Рассказ Юрия Жданова «Гений психологического портрета- Веласкес» опубликован:
1. Юрий Жданов. Гений психологического портрета. Газета «Радость» № 6, 1999. Стр. 14- 15
2. Юрий Жданов. Великие имена. Сборник статей. М. Изд-во МХШ «Радость». 2005.  140 с. Стр. 50- 54 (Гений психологического портрета.
3. Юрий Жданов. Великие имена. Сборник статей. М. Изд-во МХШ «Радость». 2009.  184с. Стр. 50- 54 (Гений психологического портрета)
4. Юрий Жданов. Великие имена. Сборник статей. М. Изд-во МХШ «Радость». 2012.  184 с. Стр. 50- 54 (Гений психологического портрета)

Газета «Радость» издается с 1993 года Центром творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» (ЦТРиМЭО «Радость»).
Начиная с 2009 года полное содержание газеты «Радость» размещается также на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость»): www.radost-moscow.ru

Перечень рассказов Юрия Жданова, размещенных на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость») смотрите на сайте: проза.ру Юрий Жданов 2 (Рассказ «Рассказы Юрия Жданова на сайте ЦТРиМЭО «Радость»)