Как сестра меня развлекала

Александра Мазманиди
КАК СЕСТРА   Глава из "Воспоминаний о послевоенном детстве"

                Наша семья потихоньку выбивалась из жизненных трудностей, и мои родители купили радиоприёмник с проигрывателем. Весь наш этаж поначалу вечерами собирался у нас слушать радиопередачи, новости, концерты.

                Я болела сухим плевритом, меня поили то ли белым, то ли красным стрептоцидом, кололи антибиотик. Галя решила меня развлечь – сначала она читала мне вслух, а потом включила пластинки: Владимир Нечаев,  Пётр Лещенко, Клавдия Шульженко, Александр Вертинский, Сергей Лемешев. Короче, от такого шумного развлечения у меня опять подскочила температура, разболелась голова, я уже была не рада развлечению. И Гале попало за это  по первое число, хотя она хотела меня только развлечь, а не навредить.
 
                Папа  из командировок привозил шоколад (видимо, это был дефицит) и я должна была  съедать его по кусочку  каждый день, а меня грызла совесть, что я  ем, а сёстры – нет, и я  втихушку им шоколад давала тоже. Галя сначала отказывалась, понимая, что для меня это лекарство, но запах шоколада манил, и рука сама тянулась к плитке. Да, теперешним детям не понять этого, сейчас есть всё, купить можно всё что угодно, были бы только деньги. А у нас было так.

                Шоколад лежал на гардеробе, а гардероб наш был с отметиной от бомбежки, как говорила бабушка Клава. Его « ранило» осколком от снаряда или бомбы, которая попала в дом, где они жили тогда, до войны.

                Сверху, на гардеробе, лежали большие головки сахара в полотняном мешочке, башка брала такой комок-грудку и маленькими щипчиками колола его, складывая в маленькую вазочку, а крошки с фартука отдавала нам, детям, полакомиться сразу, не дожидаясь чаепития.
 
                Это была подготовка к ритуалу чаепития. Сахар был различный: комковой, (головками, грудками) кусковой и песок, желтоватого цвета. Сахар был не чисто белый, не рафинированный как сейчас. Тот был более полезен.  Интересно, что Смоленской области и сейчас говорят (я слышала) в магазине: «Дайте мне песку», имея в виду сахар. Ещё здесь говорят вместо слова  воду – водУ, вместо  слова  голову – головУ. Ударение на последнем слоге почему-то в этой местности, диалект такой, господа-товарищи.


                ЧАЕПИТИЕ.

           Большой самовар разжигали во дворе маленькими щепочками-лучинами, которые мы с дедом готовили заблаговременно. Кипящий, гудящий самовар заносили в дом, ставили на стол с накрахмаленной  скатертью. Почему-то всё крахмалили: скатерки, накидки на подушки, салфетки и т.д. Так вот, самовар – на столе, ещё шумит, на самоваре стоит заварной чайничек. Рядом с самоваром стоит вазочка с колотым сахаром.

           А по большим праздникам – ещё и, вазочка с   каким- либо вареньем: клубничным, вишнёвым, сливовым и т.д. Бывали на столе печение, пряники и другие печёные дома или покупные сласти.

           Чай пили: вприкуску, вприглядку и  в накладку. Наливали чай  из чашки в блюдце, дули на него, чтобы остыл, а сахар сосали или откусывали по чуть- чуть – это называлось  вприкуску. В накладку сахар клали прямо в чай, а вприглядку – пили чай, а на сахар смотрели. Потому что сахар съели до того, а больше – брать не разрешали. А иногда сахара просто не было, а  чай пили с сахарином - заменителем сахара.

           Взрослые пили чай и вели неспешные тихие разговоры. Если чаепитие было вечерним, то на столе стояла керосиновая лампа или каганец, иногда -  свеча. Что такое каганец? Это стеклянная баночка,  с керосином, сверху на ней лежал железный кружочек с дырочкой посередине. В дырку просовывался фитилёк, одной стороной он был в керосине, а другая поджигалась. Заведовал, следил за этим  наш дедушка. Лампа стояли в зале, каганец – на кухне, а свечка по вечерам временно освещала спальню.

           Электрический свет появился значительно позже, когда была восстановлена электростанция. Про электростанцию было очень много разговоров, все взрослые ждали с нетерпением её восстановления. Что-то там не ладилось с какой-то трубой. Мы не понимали этого, но было любопытно, что же произойдёт со стеклянной грушей, что висит под потолком в розовом абажуре в зале. Появился долгожданный свет  неожиданно. К какому-то празднику. Но керосиновая лампа ещё долго хранилась в доме на всякий случай. А случаи такие были, перебои с электричеством не были редкостью, да и свет поначалу давали только в определенные часы. Потом лампа благополучно перекочевала на чердак.

           Чердак - это  пыльное помещение под крышей, это  отдельный мир, отдельное государство. Он жил своей жизнью. Там было столько раньше нужных -  теперь ненужных вещей, от которых отказались хозяева, но они (вещи) смирно лежали и ждали: возьмут их в новую жизнь или отправят, в конце концов, на свалку. Это были разного размера утюги, самовары, иконы различных видов, шкатулки и шкатулочки, какой-то шлем то ли лётчика, то ли танкиста, поломанные зонтики, прялка, труба от граммофона, патефон, перекочевавший сюда после покупки радиоприёмника, какая-то обувь и многие другие вещи. Все в паутине и пыли. Иногда мы по лестнице забирались на чердак и играли там, выискивая диковинные вещички. Мне их было жалко, даже не знаю почему. Из чердачного окошка мы обозревали окрестные дома и огороды, наблюдая неторопливую повседневную обыденную жизнь в других  соседских дворах.               

  продолжение следует