Письма из Сирии часть 10

Татьяна Ульянина-Васта
Молодая сирийка Джумана Мааруф дала согласие  на публикацию переписки, позволяющей оценить сомнения, эмоции и трудности сегодняшней Сирии, письма написаны к  одной из подруг и  названы: "Взгляд на Сирию".

перевод http://syrie.blog.lemonde.fr/2012/04/17/lettres-de-syrie/

ПИСЬМА ИЗ СИРИИ


27 июля 2012

Привет, мой дорогой.

Дамаск сильно изменился в последние недели. Осталось только одно безопасное место. Любой район, любой квартал,  любая улица теперь, по-моему, укрывают снайперов, ни с того ни с сего  они, вдруг,  становятся полем боя, могут быть атакованы  Мухабарата и шабиха.

Город устал, заставленный невероятным количеством баррикад, он жаждал  Рамадана даже резче, чем в другие годы.

Дамаск известный блестящими изречениями: "Начнётся потоп - взбирайся на плечи сына", или "Женившийся на моей маме - мне дядя," или, "Когда видишь слепого, аллилуй Богу, что с тобой он поступил более справедливо" - этот  Дамаск сегодня презрев чувство опасности  обвиняет  шабиха в разграблении  домов собственных и своих близких, осуждает коррумпированных офицеров, которые вымогают деньги в пунктах пропуска. Они возмущены вандализмом обрушившимся на их головы, беженцами, растущим числом убитых в  их семьях в Мадамие, , Дарайе, Кадаме, , Мидан аль Аме, Куйя ... а список только с кадым днем становится длиннее.

Их угнетает католичество блок-постов на всех улицах города, где они сталкиваются с унижением и агрессией, исходящей от солдат.  Да в городе и раньше были пробки, но они занимали по полчаса, теперь же пробки увеличились в продолжительности  до двух, трех часов, иногда занимают  полдня.

Друг рассказывал, как несколько дней назад его машину остановили среди бела дня на одном из КПП на въезде в Дамаск. Солдату не было и двадцати. В одной руке - Калашников. Другой он останавливал автомобили. Нехорошо ругаясь, он не пропускал автомобили:  "Грязные  приспешники Ар'ура*! Трусы! Я вас проучу!" Потребовав удостоверение личности водителя, долго его изучал, пока не взорвался снова: «Я научу тебя, приспешник  Ар'ура! Салафит!" Мужчины, которые обливались потом так долго  в этот праздничный  день Рамадана, были в ярости от этой сектантского мальчишки ... да ещё и вооруженного.

Мой друг готов был сорваться, да и его пассажиры тоже, но Калашников, безусловно, был готов к стрельбе, да и снайперы, прислонившиеся к цементной баррикаде в теньке, дали  им понять -  любая реакция станет самоубийством.

В конце концов, после получасового изматывания нервов на солнцепеке, старшая женщина  подняла свой голос: "Храни тебя бог, сын мой, я очень устала ... От юности твоей, позволь нам пройти ..."

Тогда он крикнул, показывая на автомобиль, возглавлявший колонну: "Хорошо ради  нее я пропущу вас.  Но я клянусь, что я вас уделаю! Грязные  собаки продажного Ар'ура!  Хотите создать эмират салафитов? Я растопчу ваши черепа по одному! "

Такого  зрелища достаточно многим, чтобы отказаться от своего нейтралитета.  Эти сцены одинаковы, что в Дамаске, что в иных городах ...?


Кто знает, где похоронена Организацию по правам человека. Мы просто хотим, выразить наши ей  соболезнования.


* Сирийский суннитский шейх Adnan Al-'Ar'our.
=====

28 июля 2012

Через  некоторое время,  я планирую написать на тему, которая стала нашей повседневностью: конфессионализм (деноминационализм). Я действительно не понимаю, как тебе далекому от всего происходящего объяснить эту тему. Поднятие данного вопроса требует такого мужества, которого у меня нет, посему опишу несколько сцен, свидетелем которых мне пришлось стать: не пытаясь интерпретировать или анализировать. Извини, не привожу ни  название мест, ни имена людей.

Как вы знаете, я живу на стыке двух зон, в которых идет ожесточенная война. Одна из них - революционным область, находящаяся на стороне освободительной  армии, а другая -  площадь сторонников режима, охраняемая со всех сторон регулярной армией, шабаха, и тем , что называется "народными  комитетами".

Я в ужасе, что каждая половина может заподозрить себе, что я поддерживаю их неприятелей. Я боюсь стать жертвой мести, чисто из-за моего местожительства. Можно представить мои мучения в течении этих 1,5 лет.

Мой дом находится на улице, которая как раз разделяет  два лагеря. Все, что происходит вокруг меня сегодня -  результат этого экстравагантного географического расположения и сектантской борьбы, вызвавшей жестокие репрессии.

До недавнего времени эта улица была слишком эклектичной:  семья  друзов, семья шиитов, суннитские семьи ... а на  прилегающей территории преимущественно алавиты.

Несколько месяцев назад, наша соседка дамаска  ... Она была очень приметной в своем необычном манто и элегантном покрывале.  Она стала бояться своих соседей. Она собрала свои вещи и сбежала.  Это случилось  на следующий день после того, как  перед её домом остановился микроавтобус с правительственными госзнаками.  Прибыла достаточно бедная семья с пожитками ... Но дамаску ужаснула надпись: "Силы охраны режима". На задней части автомобиля каллиграфически был выведен плохого качества слоган: "Защита семей сторонников Асада"....

Вторая сунитская семья на улице - Умм Амро.  Она купила свой дом два года назад. Всем известно, что ее муж бьет ее, не перестает разводиться с нею, но потом возвращает назад.  Двое её  сыновей - это "все, что есть для неё в мире", как она говорит. Вчера, во время скудного ужина, который постники принимают до рассвета,  патруль безопасности ворвался в это жилище, обыскали дом и арестовали обоих  мальчиков.

Соседи, которые в основном работают в спецслужбах, пришли семьями к Амро -  утешить ...

Одна из соседок, Рим, наверное, никогда не устает рассказывать, что произошло: "Я очень печалюсь за нее ... Но  то, как я испугалась  вчера, когда услышала шум! Середина ночи, я подумала, что происходит обычный скандал в семье  Умм Амро, которая не ладит  мужем, как всегда, но открыв дверь натолкнулась на вооруженных людей, и спросила: "Вы кто?" Ответили, что агенты безопасности.  Уф!  Это успокоило меня ... Они поинтересовались: что у меня за семья? "Мы из деревни Жабле", а когда они услышали, что мой муж работает в президентской гвардии, то успокоили меня: « Мы  пришли не за тобой. Ищем дом   ваших соседей. Нам сообщили: у них имеется  оружие ".

Она продолжает свой рассказ, получая удовольствие от упоминания всех деталей: "Они обыскали дом, и они ничего не нашли, но они всё ж таки  арестовали двух мальчиков Амро Умм. Та рыдала ... Все что им удалось -  подняться напряжение... Боже Мой, это было зрелище, разорвать сердце..." - рассказывает  она.

"Как жаль, что ее муж хочет продать теперь дом ..., " - добавляет кто-то другой. И тогда третий интересуется без нотки страдания: "И сколько он хочет, сколько?"

Да, Абу Амро решил продать  дом.

Завтра, кто-то пожалуется службе  безопасности, что у тебя в доме спрятано оружие, а послезавтра ты продашь дом...

Район станет " островом " алавитов в окружении баррикад из мешков с песком, групп  из вооруженных молодых людей. Сердце его жителей будет наполнено страхом.

Увеличение страха уничтожает в нас идею родины. Какое будущее ожидает Сирию? Я тоже  боюсь.



=====

1 августа 2012

Сегодня, 1 августа 2012, моя подруга Рула позвонила мне из пригорода Дамаска - Жиайдот'Артуз*. История Рула очень существенна. Расскажу только за один день. Ей пришлось оставить  Баб Фадмор в Хомсе. Вначале она остановилась в Берзе  в Дамаске. Потом она осела в пригороде, Жиайдот'Артуз.

Так что сегодня мой телефон разрывался от слёз: "Они постучались  в дверь в семь утра, а когда мой муж открыл им, они бросили его на землю, кинулись по комнатам, угрожая автоматами   Калашникова, и требуя дать ответ на вопрос: " Где молодые люди? " Мой муж сказал: "У нас нет никаких мальчиков. Только лишь две маленькие девочки, которые спят в комнате."  Яростно толкнув дверь они ворвались в указанную комнату. Меньшая  проснулась. Как вы знаете, она еще не оправилась от того, что случилось с нами  в Хомсе. Слава Богу, старшая спит очень тяжело. Они обыскали каждый уголок дома. Они перепотрошили  нашу одежду, наши личные вещи. Они разграбили припасы, прихватив и джем и оливки ...

В конце концов, офицер спросил удостоверение личности моего мужа. "Ты  из  Масьяф**..." -  воскликнул страж порядка и потребовал описать подробно происходение, семью, деревню. После этого все покинули наш дом с многочисленными извинениями:  "Разумеется, мы не хотели..."

Мой муж закрыл за ними дверь, проклиная тот день, когда родился алавитом.

Затем они вторглись в другие квартиры в корпусе и в соседних зданиях, всегда задавая один вопрос: "Где молодые люди?" Они, наконец, арестовали тринадцатилетнего мальчишку ... В глазок входной двери, я видела, как они волокли его за собой. Его мать вцепилась в сына и упала на землю.  Они заставили нас закрыть наши двери и ставни. "Мы вырвем вам глаза, ели заметим, что смотрите в окна," - кричали они. Плачущие дети и стоны женщин все громче слышались из соседних домов. Как же это унизительно для мужчин - быть не в состоянии защитить свое потомство! До 11:00 утра все были не в  состоянии двигаться или открывать  окна, - даже говорить. Никто не знал ни того, что происходит снаружи, ни того, что они делали с молодежью.

В  5:00 вечера  танки, которые окружили площадь перед облавой,  снялись. Услышав их, люди начали выходить из своих домов.  Они направились в соседние сады в надежде узнать о судьбе своих детей.

Если бы вы знали, что случилось! Я видела это своими собственными глазами. Они выносили  трупы из садов и клали рядом друг с другом на тротуаре. Всех  зарезали ножами ... Если бы вы видели их. Молодежь в самом расцвете сил ... Это трудно описать! Я перешла на сторону матерей, которые рыдали в голос. Когда б ты слышала их плач, и их слова... Если бы там действительно был Бог, то услышав эти молитвы - он бы парализовал руки тиранов на поле... Я на пределе. Я не могу этого вынести. "

Она немного помолчала, а потом добавила, словно её ум внезапно озарило... "Они отрезали электричество с утра. Нас окружили. Мы не можем выйти из города. Нет еды.  Надо, чтобы вы нам помогли.  Надо, чтобы вы знали, что жители Жиайдот'Артуз сегодня похоронили пятьдесят молодых людей, в  двадцати семи - это единственные дети. Похоронили их в общей могиле, где они могут плакать в тишине."...

"Нам нужно терпение, и помощь с едой от вас. Есть дети, которые голодают. Там ..." Она больше не могла говорить. А мне на другом конце не было чем её утешить.  Когда я услышал ее крик, смогла сказать лишь пару слов: "Будь осторожна, моя дорогая, тебе бы лучше остерегаться ..."


* Более 180 сирийцев были убиты вчера, 1 августа 2012, в том числе не менее 50 в резне со стороны режима Асада в Jdaydet Artouz, в юго-западной окраине Дамаска. Тела были сброшены в различных местах и ;;большинство было в наручниках перед казнью (сайт "Глядя на Сирию" http://seesyria.wordpress.com/2012/08/01/)

** древнесирийский город, входил в состав сектантского государства, тесно связанного с Ираном, населен преимущественно алавитами.
=====

4 августа 2012

Мой дядя Абу Хасан должен был бросить свою квартиру в районе Тадамон неделю назад, когда ситуация ухудшилась, а  армия начала вести беспорядочный обстрел домов.

Он говорит, что покинул квартал по сценарию  приключенческого фильма. В деревне, где он сейчас пребывает с родственниками, он следит за новостями  из Тадамона,  палестинского лагеря и дё Диф эль Шук. Он всматривается в экран, в надежде убедиться, что его квартира, "приобретенная в поте лица своего" не входит в число разрушенных домов. Но он часто говорит, что если Свободная сирийская армия  сможет удержать окрестности и режим  падет - можно будет не беспокоиться о своем доме.

Большинство членов семьи являются сторонниками режима. Кое-кто даже принадлежит шабиха. Поскольку все свои речи Абу Хасан не скрывает, то родственники отвернулись от него. В их домах ему не рады.

Его дочь сказала мне, что ему как-то позвонили утром. Когда разговор закончился, он помрачнел и опечалился.  Потому дочь пыталась успокоить отца, приготовив хороший кофе. Он поведал, что человек, который позвонил ему, это их родственник.  Агент безопасности проводящий выявление домов активистов.  Он хотел сообщить, что солдаты президентской армии вторглись Тадамон  в этот  день. Они обыскали дома. Они искали молодых людей.  Родственник добавил, что они пытались взломать и дверь в дом Хасана, чтобы и там провести обыск, как и у других. Но он  сказал, что владелец этой квартиры был "хорошим гражданином."

"О, если бы они сломали дверь и  обыскали и мой дом среди прочих..." - посетовал мой дядя в конце своего рассказа. "По крайней мере, я бы не оказался в долгу  перед Джамилем, презирая его. И мои соседи не считали бы  меня врагом ... В их глазах, я, конечно, стал "друзом - сторонником режима"...

- Вы боитесь их? - спросила я.

- Когда они видят, что их дома разрушены и разграблены, а мой без единой царапины, это может помешать им думать, что я не на стороне шабиха, что не оказывал им поддержку, и что только моя национальность - друза - спасла меня, а мы знаем, как с они ними обращаются ... "

Он закончил свое выступление, как обычно, проклиная этот мир ...


на картинке:

Город-призрак голосом: " Гер такси?"
Водитель: "Хорошего Рамадана!"
Житель: "Здравствуйте сосед"
 (Jwan Zero)