Я. Гашек. Швейк

Александр Дак
Это очень странное чувство, когда прочитываешь хорошую книгу и начинаешь размышлять о ней. Это похмелье, и чем лучше книга, тем это похмелье сильнее. Мучения, испытываемые в этот момент, словно порицают нас за то, что мы не ценили должным образом и героев, и все, что с ними случалось, принимая это как данность. Ведь герои умирают не в момент, в который с ними расправляется автор, а в момент, когда этот герой уже не может внезапно воскреснуть на следующей странице. Когда следующей страницы нет.
Впервые с этой книгой я познакомился давно, едва ли меньше четырех лет тому назад. Как сейчас помню, книгу эту не дочитал, что не удивительно - Ярослав Гашек и в более позднем возрасте не каждому покажется легким чтением.
К "Похождениям бравого солдата Швейка" я вернулся около недели назад, довольно быстро пройдя путь от Пражских кабаков до фронтов на границе враждующих государств вместе с главным героем.
По правде сказать, Швейк - персонаж не однозначный. Безусловно, он человек доброй души, наивный и откровенно глуповатый. Вместе с тем, он искренний, честный и не лишенный смекалки солдат.
Солдат, оно, пожалуй, не воин. Чего, спрашивается, вы хотите от человека, которого против воли тащат на фронт, словно пешку в игре императоров и царей? Однако, свою роль солдата Швейк готов выполнить - любое приказание он принимает с уважением, всегда готовый проявить свою не дюжую интуицию и умозрительную ловкость.
Война не по душе Швейку, и самим своим естеством он показывает весь идиотизм подобных мероприятий - несомненно, идиотов вокруг куда больше, чем заявлено. И лишь один готов в этом признаться.
"Действительно ли он идиот?" и "Откуда же он черпает свои бесконечные истории?" - те два вопроса, на которые можно долго искать ответ, изучая этого, как минимум, нескучного, персонажа. Есть ли ответ на этот вопрос? Думаю, даже если и так, то это не меняет сути.
Роман о " Похождениях бравого солдата Швейка" есть самая отмененная что ни на есть сатира. Нет пожалуй секунды, когда Гашек не клеймит кого-либо за глупость, надменность, похабность и полнейшее отсутствие самоконтроля. Эта сатира - камень преткновения романа, в котором заключается и уникальный авторский стиль, голос эпохи, так и груз, ложащийся на плечи читателю.
Роман не закончен. Все попытки продолжить роман, как мне кажется, не имеют смысла. В наиболее известном продолжении Карела Ванека я полностью разочаровался с первых строк. Швейка невозможно повторить, ведь он является, судя по всему, самой солью той сатирической нагрузки, которую в него вложил Гашек. В продолжении Швейк чужой, а все происходящее теряет щемящее напряжение, так беспокойно и так захватывающе сопровождавшее нас в оригинале.
Книга довольно велика, поэтому включает массу баек и историй, рассказаных персонажами и о персонажах. Большая часть персонажей(а возможно даже, историй) имеет реальные прототипы. Несомненно, книгу будет интересно перечитать. А как явление его обсудит, думаю, не одно поколение.