Эпизод моего участия в Великой Войне!

Вадим Фомченко
   22 июня 1941 года шёл четвёртый год моего пребывания на этой Земле. Я встретил этот день в городе Лодейное Поле Ленинградской области. Бомбить там стали с первых дней войны. Почему? Вплотную к городу примыкал военный аэродром, и там был желедорожный узел, переправа через реку Свирь и вообще связь с Карелией. Налеты происходили почти исключительно в тёмное время суток. Несмотря на это (как я понял много лет спустя) лётчики были очень опытными, бомбы ложились почти исключительно на аэродром и на железную дорогу. Лодейное Поле было  деревянным городом. Несколько россыпей зажигалок могли превратить его в сплошной костёр. Но никаких зажигалок на него не сбрасывали. Наш дом стоял неудачно: вплотную к железной дороге. Никакая бомба в него не попала, но осколки от близких разрывов и взрывные волны поливали его неоднократно. Мой брат был даже ранен: осколок на излёте ударил его в ногу. Впрочем была только лёгкая царапина.

   В нашей семье было трое детей. Но всё-таки нам "повезло": отец из-за травмы в детстве был слеп на один глаз, да и вторым он плохо видел. Конечно он написал заявление с просьбой призвать его в армию - все писали. Я помню, как переживала мать в страхе, что его призовут. Но тут ещё сыграло роль одно обстоятельство: отец был преподаватем (даже завучем) Железнодорожного техникума, а все железнодорожники были переведены на военное положение и им предоставлялась "броня".

   Выяснилось что у меня довольно много детских воспоминаний о "настоящей" войне. Но приведу только последнее. Техникум отправляли в эвакуацию. Развернулась даже настоящая война между эшелонами из-за зенитной установки. Мы проиграли. И действительно над нами пролетел немецкий самолёт. Затем он вернулся, пролетел ещё раз ... и улетел навсегда.  Когда мы прибыли уже в тыловой пункт остановки, мы узнали, что предыдущий эшелон, снабженный зениткой, был атакован и были серьёзные потери. И я помню, как взрослые говорили: Как хорошо, что нас никто не защищал!