Матрёнина река

Лауреаты Фонда Всм
ВАСИЛИНА ГАЙ - http://www.proza.ru/avtor/wasilina - ПЕРВОЕ МЕСТО В ТЕМАТИЧЕСКОМ КОНКУРСЕ "ФАНТАСТИКА И ФЭНТЕЗИ" МЕЖДУНАРОДНОГО ФОНДА ВЕЛИКИЙ СТРАННИК МОЛОДЫМ

 Вера плескалась в зеленоватой воде неглубокой степной речушки. Из-за зарослей ольхи тянуло дымком — там священнодействовали над котелком муж и дети. Они отправили маму к заводи, наказав возвратиться не ранее, чем через час-полтора. Вера перешла по мелководью на противоположный берег, выбрала пологое место, сбросила одежду и поплыла. Мягкая речная вода ласкала ее тело, июльское солнце подумывало о том, чтобы начать путь к закату и немного умерило свой пыл, легкий ветер осторожно касался коротких рыжеватых волос. Постепенно и река, и солнце, и ветер, и она сама стали единым целым. Вера словно растворилась в этой блаженной тишине, нарушаемой лишь песнью кузнечиков и отдаленными голосами ее семейства. Как сказочная русалка, она полулежала в воде, прикрыв глаза, и наслаждалась покоем.

Внезапно что-то изменилось. Кузнечики смолкли, ветер тревожно потрепал ее по щеке, призывая проснуться, солнце испуганно спряталось за облако. Вера открыла глаза — к реке спускались трое мужчин весьма примечательной наружности: бритые затылки, мощные плечи, толстые цепи на шеях. Первой мыслью было: бежать! Доплыть до прибрежных зарослей камыша, выбраться на берег и к своим! Но тут же сработал какой-то компьютер в глубине парализованного страхом мозга: не выйдет! Там, на пологом берегу, осталась вся одежда и, самое главное, телефон, по которому они разговаривают со старшим сыном-новобранцем. Сегодня вечером он будет звонить. Да и потом, как она появится голая перед своим семейством? Муж сразу заподозрит неладное, ринется выяснять отношения с вспугнувшей ее троицей, и еще неизвестно, как все обернется. Может, просто спрятаться, переждать, авось не заметят?

Но мужчины уже обнаружили ее вещи и, бесцеремонно разглядывая брошенное поверх сарафана нижнее белье, строили предположения о прелестях его владелицы. Один из них заметил Веру:
- О, пацаны, гляди, русалка!
- Одна, без водяного? Скучно, небось?
- Русалка, айда к нам, мы ребята бравые, с нами не соскучишься!
Один из пацанов уже снимал бриджи, собираясь, видимо, плыть за ней.
«Утопят, - мелькнула мысль, - дети сиротами останутся!»

Она поплыла навстречу сама, пытаясь унять биение сердца. Когда ноги коснулись дна, вода едва прикрывала грудь. Дальше пошла пешком. Пацаны похохатывали, предвкушая нежданное развлечение на берегу. Когда Вера вышла из воды по пояс, раздались восхищенные возгласы, пошлые комментарии. Словно во сне, она продолжала идти вперед, прося помощи у неведомой силы: «Матушка-заступница, смилуйся надо мной, не оставь, защити...» Неожиданно нога попала в промоину. Взмахнув руками, женщина с головой ушла под воду.

Пацаны переглянулись, но не успели ничего предпринять. Вода на том месте, где русалка ушла под воду, забурлила и на поверхности показалась голова женщины. Она выходила из воды, но столь привлекательная нагота оказалась прикрытой странным полуистлевшим долгополым одеянием. Длинные, до пояса, распущенные волосы развевал ветер. Русалка встала в полный рост на воде, словно на твердой поверхности и протянула к ним руки. Небо потемнело, ветер донес запах тины, сырой земли и какой-то гнили. Видавших виды пацанов обуял ужас. Обгоняя друг друга, они рванули по тропинке вверх. Ветер, словно швыряя им вдогонку удушающие запахи, проводил их немного и вернулся, закружив смерч вокруг стоящей на воде фигуры.

Внутри водяного смерча стояли две женщины — одна нагая, с короткими рыжеватыми волосами, другая была одета в белую домотканую рубаху с простенькой вышивкой. На груди рубах была порвана, в разрыве виднелся старинный крестик.
- Спасибо тебе, заступница! Кто ты?
- Не за что. На меня вот так же трое напали, только ссильничать не смогли, я вырвалась и в реку прыгнула. Берег тогда выше был, круче, а здесь — омут глубокий.   Они испугались, что я в деревне расскажу, стали камни кидать. Одним камнем мне голову пробило, я и утонула. В деревне дочка осталась, Дунюшка. Ее чужие люди воспитали. Я, как могла, помогала: ночами к ней приходила, на ум наставляла. А потом из деревни люди ушли, и осталась я одна. Нельзя мне без реки, и одной не сладко. Может, останешься? Я тебя силой своей одарю, от старости избавлю. Здесь тихо, спокойно, никаких бед и забот.

Голос незнакомки журчал, как приветливый ручеек, водяная стена вокруг них шумела дождем, навевая дремоту. Вера вдруг почувствовала страшную усталость. Захотелось прилечь и спать, спать, спать.

Вдруг сквозь монотонный шум донесся детский голосок:
- Мама, где ты?
Вера встрепенулась:
- Извини, не могу. У меня семья: дети, муж, родители старые, я всем им нужна. Спасибо тебе за доброту, за помощь нежданную, но отпусти меня, пожалуйста.
Собеседница вздохнула:
- Ступай с миром. Просьба к тебе одна — поставь в церкви свечку за упокой невинно убиенной рабы Матрены.

Вера не успела ответить. Вода зашумела сильнее и накрыла ее с головой. Почувствовав под ногами дно, женщина оттолкнулась и вынырнула на поверхность. Ярко светило солнце, ветер шевелил заросли камыша, по мелководью бежали двойняшки Миша и Маша:
- Мама, папа спрашивает, ты тут, случайно, в русалку не превратилась? Уха готова, пойдем.
- Скажите папе, что со мной все в порядке. Сейчас оденусь и приду. Бегите!

Держась за руки, малыши пустились в обратный путь. Вера вышла на берег, неторопливо оделась, наклонилась, чтобы поднять телефон. Неподалеку от него среди камней блеснула в солнечном луче золотая цепь. Брезгливо взяв находку двумя пальцами, Вера швырнула ее в воду.
- Туда вам и дорога.

Она уже перешла на другой берег, когда зазвонил телефон:
- Привет, ма!
- Здравствуй, мой хороший! Как у тебя дела?
- Нормально! Солдат спит, служба идет. Как батя, мелкие?
- Батя с мелкими сварили уху, я иду ее пробовать.
- Вы на речке, что ли?
- Да, вырвались первый раз за лето.
- А с тобой все в порядке?
- Конечно!
- Что-то мне снилось сегодня нехорошее про тебя, про воду — то ли ты тонула, то ли еще что.
- Со мной все в порядке. Вот, уже дошла. Кто хочет с Никитой поговорить?
- Я! - крикнули в ответ три голоса.

Поздно вечером Вера закончила хлопотать по хозяйству и зашла в дом, где свекровь пыталась уложить внуков спать.
- Бабуль, расскажи что-нибудь.
- Что ж вам рассказать, пострелята? Сказку?
- Нет, что-нибудь настоящее, про старину.
- Про старину? Ну, слушайте. Мама моя, ваша прабабушка Евдокия, жила раньше в деревне, что стояла на берегу той речки, где вы нынче были. Росла она в семье дальней родички, потому что ее родная мама утонула, когда она еще крохой была, а отец годом раньше погиб...

Вера прошла в свою комнату и достала из шкафа платье и легкий шарф - утром ехать в церковь.

Через несколько дней муж, вернувшийся с работы, принес новость — мужики, выехавшие на сенокос, обнаружили в реке джип с тремя утонувшими  братками.