Художник с цветами в сердце

Валентин Баюканский
Работы художника Сергея Шестопалова ежегодно экспонируются на областных выставках наряду с картинами других мастеров, а недавно в большом количестве были представлены в Липецком областном выставочном зале на его  персональной экспозиции. Казалось бы, что здесь удивительного, но… автора этих работ уже несколько лет нет в живых, да и членом Союза художников он никогда не являлся.
Его не стало в пятьдесят четыре. Видимо предчувствуя свой уход, Сергей активно творил, создав за два последних года жизни более трехсот акварельных работ.
Инициатором персональной выставки стали мать и друзья художника. Ее проведение поддержал и председатель правления Липецкой организации Союза художников Александр Вагнер.
На суд зрителей было представлено 120 работ, и почти на всех были изображены всевозможные цветы и растения. Шестопалов увлекался их выращиванием и с любовью отображал в своих акварелях.

ЖЕНЩИНЫ И ЦВЕТЫ МЕНЯ ВОЗБУЖДАЮТ

Не каждый бедный художник может подарить своей любимой миллион алых роз, но для  Сергея Шестопалова такой проблемы не существовало. Он предлагал нарисованные в большом количестве цветы не только своим любимым женщинам, но даже тем, с кем лично не был знаком. Хотя на первый взгляд художник не производил впечатления мечтательного, сентиментального человека, а наоборот, казался весьма суровым, даже мрачноватым, чем-то, напоминая Владимира Маяковского. Как и поэт, Сергей был высокого роста, с дерзким взглядом темных глаз и неизменной сигаретой в руках. В последние годы, его густые иссине-черные волосы покрылись сединой, а на лице появились глубокие морщины. Несмотря на внешнюю суровость, Сергей был ранимым человеком – художником с цветами в душе. Шестопалов высоко ценил изысканность и индивидуальность, может быть, поэтому его так тянуло к женщинам и цветам.
– Понимаешь, любая женщина, как и растение, всегда неповторима, нужно только научиться, это замечать, – делился своими откровениями Шестопалов. И хотя он всегда умел привлечь внимание женского пола, никогда не хвастался своими победами, как это делали другие. Сергей старался даже не осуждать тех женщин, с которыми расставался, хотя некоторые этого вполне заслуживали. Вообще о своих близких он почти никогда ничего не рассказывал, но с удовольствием говорил об искусстве, о том каково предназначение художника. 
Шестопалов считал, что самыми приятными подарками для женщин являются цветы, пусть даже и нарисованные. Неудивительно, что свою первую персональную выставку, он специально приурочил к женскому празднику 8 марта: представительницы прекрасного пола увидели двести пятьдесят акварелей Сергея, на которых были изображены цветы на любой вкус.

РОС В МИРЕ ПРЕКРАСНОГО

Цветочная тема появилась у Шестопалова не вдруг и не сразу. Его любовь к флористике продолжалась несколько десятилетий. А все началось с детства, так же как и тяга к изобразительному искусству. Мальчик начал рисовать с четырехлетнего возраста. Как вспоминает его мама Валентина Сергеевна: «сын тянулся к карандашам с раннего детства». Отец Сергея был учителем и на его столе всегда лежали тетради, ручки и карандаши. Маленький Сережа подставлял к столу стульчик и, взяв карандаш, рисовал человечков. В пятом классе он написал в сочинении, что хочет стать художником.
Сергей родился в тайге, где жил Дерсу Узала. Школьный преподаватель рисования и черчения Виталий Щербанос часто водил мальчика в походы по маршрутам знаменитого проводника. Увлекательные и познавательные рассказы учителя о травах и цветах настраивали Сергея, уважительно относится к природе, а она, как известно, в Приморском крае особая.
– Таких больших размеров грибов, цветов и растений, как там, в Центральной России не найти, – рассказывал мне в свое время Сергей. – Я с ребятами ходил собирать грибы. Два, три белых еле вмещались в ведре, а сорванные шляпки с мухоморов мы, ради шутки, одевали на голову вместо кепок, – с усмешкой вспоминал художник.
Особое впечатление на Сергея произвели местные приморские цветы. Они были яркими, необычных расцветок, но почему-то без запаха. Слово «икебана» тогда ему было еще незнакомо, хотя подростком он уже умел составлять композиции из цветов. Особенно удачно получался букет «Радуга», цветы которого образовывали семь разноцветных кругов.

СОБАКА И КОШКА ДРУЗЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Восхищаясь красотой растительного мира, Сергей также с большой любовью относился и к животным.
Несколько лет назад в сад к Шестопаловым прибежал щенок. Стояла осень, большинство садоводов уже завершили сезон, и в соседних домиках уже никого не было. Сергей покормил собачку, и когда они с матерью еще несколько раз приезжали в сад, та вновь прибегала. Наступили ноябрьские холода, и Шестопалов привез ее к себе домой. Будучи уже неизлечимо больным Сергей все время беспокоился: что будет с Белкой, так они назвали собаку, и его акварелями. Валентина Сергеевна пообещала: «Пока я жива, буду за ней ухаживать. А что касается твоих работ, я проведу выставку».
До Белки у Сергея была еще кошка – черная с золотистыми глазами. Он ее всегда баловал и по простоте души закармливал. Это привело к ожирению, и кошка не могла разродиться. В то время в Липецке еще не было ветеринарной клиники и Сергей повез кошку в соседний Воронеж. Там ей сделали операцию, но через несколько часов она умерла. Сергей сильно плакал и еще очень долго переживал. В память о любимой кошке написал несколько полотен.

В МАСТЕРСКОЙ СТОЯЛО ДЕРЕВО 

Восхищение многообразным растительным миром, полученное в детстве, сохранилось у Шестопалова и во взрослой жизни. В мастерской художника, куда я изредка заходил, везде были необычные изделия из дерева. Это изготовленные Сергеем оригинальные подставки под кисти, подсвечники, пепельница. Кухонные шкафы Шестопалов покрыл толстой корой липы, а стены украсил корнями сосны, которые из-за своей необычной формы были похожи на причудливые восточные орнаменты или застывшие брызги морской волны. Покрытая причудливыми наростами нижняя часть дерева, была увенчанная стеклянным кругом, и сразу же привлекала внимание. Это была гордость художника – его журнальный стол. Но самое интересное в мастерской, конечно же, было дерево, возвышающееся от пола до самого потолка, с веток которого, свешивались пучки трав: душицы, чабреца, ромашки. Захотел попить чаю, нужно лишь протянуть руку и… целебная заварка готова. В Приморье Валентина Сергеевна работала сестрой милосердия, так там называли медсестер. Она и приучила сына пить травяной чай. Необычную обстановку интерьера органично дополняли небольшие букеты сухих одуванчиков и множество акварелей, на которых были изображены травы и цветы. 
Сергей не оставил без внимания и интерьер квартиры, в которой жил. Причудливые корни до сих пор украшают стены кухни. Там же висит и необычное кашпо сделанное из нароста дерева – капа, внутрь которого вставлены засушенные стебли маков с головками. Увидев однажды, я навсегда запомнил и его каштановую занавеску в коридоре. Несколько сот каштанов равномерно нанизанные на бельевые шнуры красного цвета, приятно постукивали друг о друга, когда сквозь них приходилось входить и выходить. Самое интересное, что Сергей все эти каштаны почему-то собрал в Крыму и прислал их домой посылкой. Любовь к корням и корягам ему привила одна знакомая женщина. Они вместе ходили в лес в поисках подходящих экземпляров. Сергей всегда радовался, если находил что-то необычное. Принеся «добычу» домой, добросовестно отмывал от земли и грязи, тщательно отчищал от застывшей древесной смолы. Порядочно поколдовав над корягами, с довольным видом показывал их матери:
 – Смотри, какая красота! Все-таки природа самый мудрый и талантливый художник. 

ЭТА ДАМА ТРЕБУЕТ К СЕБЕ УВАЖЕНИЯ

За шесть лет Шестопалов написал несколько сотен акварелей, но на выставку отобрал двести пятьдесят. Они все для него были любимыми, так как большинство изображенных цветов и трав Сергей вырастил в собственном саду.
Художник был убежден, что если выращивать их с любовью, то они наградят ярким цветом и необыкновенным запахом.
– Для меня самый приятный запах, когда цветет «тещин язык». Запах цветущего растения на уровне изысканных французских духов, – уверял Сергей. 
Недавно я пришел в гости к матери Шестопалова и сразу же обратил внимание на горшки с этим растением, которое хорошо знал по его акварелям. К сожалению, увидеть, как цветет «тещин язык», по-научному Сансевиерия, не пришлось. 
Шестопалов старался не просто перенести изображение цветка на бумагу, а пытался раскрыть и показать зрителю образ, увиденный им в растении. По словам художника, когда он пишет цветы, то чувствует, как они общаются между собой. Сергей утверждал, что у цветов, как и людей, есть своя душа, и свой характер. Например, роза, для него представлялась дамой, которая требует к себе уважения, и с ней нужно разговаривать только на Вы. Ирис – это пиковый валет, молодой, тридцатилетний мужчина в смокинге. Через одуванчик Сергею виделась эволюция звезды. Сначала она яркая – молодая, потом становится хрупкой и разлетается на многочисленные осколки, которые уносятся вдаль.
Но есть один цветок, написать который Сергей давно хотел, но так и не решился.
– Я хочу изобразить Аленький цветочек, краше которого, нет на свете, – признался мне однажды художник. – Когда это будет, не знаю. Может быть завтра, а может быть через несколько лет. Главное, есть желание, поэтому и продолжаю работать.   
Неудивительно, что особым символом для Шестопалова являлся паучок – трудяга и созидатель. С ним у Сергея была связана необычная история. Как-то художник писал букет цветов, на котором изобразил паучка. Когда работа была почти завершена, Шестопалов положил ее на пол, чтобы краска окончательно высохла. Когда он через полчаса подошел к акварели, то увидел настоящего паучка, который пристроился около нарисованного и плел паутину. Художник посчитал это особым знаком.
– Чтобы добиться совершенства, – говорил Сергей, необходимо непрестанно трудиться.
Этот девиз Сергей активно использовал в жизни и, не признавая отдыха, каждый день писал цветы. Обычно его распорядок выглядел так: позавтракав, художник несколько часов писал акварели, потом вместе с матерью уезжал в сад, где наводил порядок: пропалывал грядки и цветочные клумбы. Достопримечательностью сада были ирисы: фиолетовые, голубые, малиновые, желтые. Домой он приезжал около одиннадцати вечера и наскоро перекусив, опять принимался за акварели, благо всегда привозил с собой букеты живых цветов или охапку сухоцвета. Чаще всего Сергей рисовал свои любимые ирисы и розы.
– Розы не каждый художник может нарисовать, потому что не каждый понимает их сущность, говорил мне Шестопалов. К сожалению, среди оставшихся акварелей их почти не осталось: написанные Сергеем розы нравились заказчикам и их быстро раскупали.  Особый интерес проявлял к шестопаловским цветам и известный тележурналист Сергей Доренко. Увидев их однажды в московском художественном салоне, сразу же приобрел несколько работ и заказал еще. 
Любил Шестопалов и растения: больше всего его привлекал татарник колючий. Видимо Сергей чувствовал с ним некую связь: тот имел нежные цветки, но был хорошо защищен шипами.   
– Творческий труд для меня физиологическая потребность, это как дышать воздухом. Не говоря о том, что для меня это большая радость, которой я хочу поделиться в первую очередь с женщинами, потому что меня, как и их, цветы возбуждают, – улыбаясь, говорил Шестопалов.
Художник старался не просто перенести изображение цветка на бумагу, а пытался раскрыть и показать зрителю образ, увиденный им в растении.
Сергей не раз говорил, что когда пишет цветы, то чувствует, как они общаются между собой. По его мнению, у растений, как и людей, есть своя душа, и свой характер.
Работы Сергея Шестопалова наполнены романтизмом и восхищением к земной красоте: создают хорошее настроение. В свою очередь благодарные зрители хранят память о художнике, которого с нами уже нет несколько лет.