у Балтийского моря

Маргарита Школьниксон-Смишко
Роза мучается, но изменить свой образ жизни — это ей в голову не приходит и не прийдёт.

„9.06.1908 вторник

Моё любимое сердечко, сегодня утром получила твоё письмо от воскресенья. Вчера не смогла выбраться на почту и тебе написать, потому что у меня после обеда и до самого вечера были Каутские и Ханнес (Дифенбах). Я старалась оставаться спокойной, но всё это не осталось без последствий: у меня болит печень и я очень ослабла. Но это пустяки и через пару дней пройдёт...
Дуду, моё утешение, я так тебя люблю»

11.6.Роза поехала со своей cтаршей сестрой к Балтийскому морю. Сестре прописали соляные ванны. Очевидно, никого не нашлось из родственников, кто бы её сопровождал, вот Роза и предложила себя. Из-за этого встреча с любимым опять была отложена, как предполагалось, на месяц.

«                Кольберг 13.06.
Моё сладкое сокровище! Какая вчера была радость, когда получила твоё первое письмо! Сначала  почтальонша сказала:»Ничего нет!» Но когда, погрустнев, я уже собиралась уйти, она позвала:»Стоп, как раз что-то пришло.» И дала мне твоё дорогое письмо.
Дуду, я сегодня грустная, потому что всю ночь у меня всё болело — невралгия. Здесь очень влажный воздух, и, очевидно, он мне не подходит..»

Луизе и Карлу Каутским она пишет:

«Балтийское море — ванна и Кольберг — паршивое место.»

И Косте 15.6:

"Балтийское море" отвратительно, я успокаиваю себя мыслью о горах и вижу нас там в лучах солнца на перевалах между снежными вершинами.."

Пройдут недели, прежде чем Балтийскому морю удастся в некоторой степени положительно повлиять на Розины расстроенные нервы.

«                22.06.
...Ниуниу может быть совершенно спокоен о моём здоровье. Я стала на лицо такой круглой и красной, что это почти неприлично, только не знаю почему, очень слабая и быстро устаю. Но если мы с тобой недельку побудем в горах, тогда увидишь, на что я способна..»

«                23.06.
...Наши планы срываются*, я должна здесь остаться до 8.07., но это ничего, ведь всё переносится только на недельку...
И так ещё две недели подождать! Вчера вечером я была такой грустной и тоскливой, хотела тебе многое написать, но не было мужества, когда бумага под рукой, не нахожу слов.
Серце моё, целую тебя»

*Сначала с родственниками договаривались, что с 1.07. за сестрой будет присматривать дочь её брата - Анни. Но Анни решила свалить всё на свою безотказную тётю.

Ждать встречи Розе с Костей пришлось дольше, ещё почти месяц.
Пока же Роза отвечает на Костин вопрос:

«                27.06.
Ты спрашивал, какая я и какая моя сестра.
Она гораздо легче возбудима, живее меня, жизнерадостнее и более непосредственная. У каждого цветка на лугу она останавливается и, хотя с трудом ходит, наклоняется, чтобы его сорвать, восхищается клевером и самыми маленькими и простыми растениями. Таким образом мы всегда продвигаемся к нашей скамейке, с бесчисленными остановками, так что у меня почти лопается терпение. Живую улитку она обязательно хочет взять с собой в Варшаву, и считает, что я из чистой злости считаю это сумашествием. Больше всего её радуют краски природы и она двадцать раз подряд обращает моё внимание на оттенки зелени в какой-либо группе деревьев.  Она очень мало знает о научном социализме, но с горечью возмущается, что мои братья такие трусливые и совершенно потеряли веру в революцию, тогда как она в неё твёрдо верит, как и я...Кроме того она такая болтушка и любит посмеяться, так что мы в ресторане беспрестанно смеёмся, для этого нам достаточно лишь друг на друга посмотреть. Здесь я первый раз с ней такая, как она этого заслуживает Раньше я всегда была раздражительна, нетерпелива, невыносима. Это потому что я теперь опять стала самой собой, после того как освободилась от Л(ео). А моя сестра всё никак не может поверить, что кто-то о ней может заботиться и желать её порадовать...
Дуду, я тебя люблю..»

И, наконец, Роза решается войти в воду:

"                6.07. понедельник
...Сегодня я не смогла удержаться призыву воды и внезапно пошла купаться, хотя врач советовал мне тёплые соляные ванны (которые я, естественно, не принимаю). Было чудесно, и я теперь до отъезда буду каждый день купаться..Я купаюсь на семейном пляже, потому что женский пляж далеко, и вижу издалека, как плавают "отцы семейств". Мне было грустно, что Дудук не может здесь каждый день плавать..Это было бы для тебя замечательно.."