Школа-семилетка

Александра Мазманиди
 глава из"Воспоминаний о послевоенном детстве"

   

            В  новый дом, в новую квартиру на  улице имени  Нарского, где была аптека, мы переехали, когда я училась в четвёртом или пятом классе школы-семилетки  (романовской). В этой школе у нас   с Людой появилась новая подружка  - Анюта: курносая, рыженькая, веснушчатая, вся в светло-рыжих кудряшках.  Фантазёрка и выдумщица. Ничего не предвещало беды, пока в школу не пришла мама Ани  и в раз всё изменила.

           Надо сказать, что моя подружка с пелёнок – Люда была отличницей и очень красиво писала. Мы с ней  всегда сидели за одной партой. Всегда. Почерк  у неё  был и, есть, по сей день – каллиграфический, изумительно красивый. Поначалу мы писали почти одинаково на уроках чистописания, теперь таких уроков нет. К сожалению.
 И  т. Клава (мама Ани) попросила учительницу, чтобы Люду и Аню посадили вместе, а меня беспардонно пересадили к Дине Павловой. Нет, Дина нормальная обыкновенная, как и мы, девочка, но не моя подружка.
               
           Не знаю,  как Людичка, но для меня это была трагедия. Тем более что  жила я теперь в противоположной стороне, а они хоть полдороги, но шли вместе. Я злилась и на Аню, и на Люду, и заодно на себя, что такая рохля-размазня.

           Но время « лечит» и мы стали дружить втроём. Кстати, подчерк и успехи у Ани улучшились, а  у меня  наоборот – стресс сказался на всём. Но я никому не призналась, как горько было мне. Скрытная была я всегда – всё переживала в себе, как партизанка.
     Анна и её семья жили в собственном доме, у неё была своя, отдельная комната, о чём многие из нас могли только мечтать. Но даже не мечтали.

           А так как её дядя Саша (брат мамы) жил и работал в Китае, то и одежда Анюты отличалась  от той, которую носили мы. Импортная одежда, как  сказали бы теперь. Но дружба наша от этого не страдала.

           Мы собирались втроём: то у Люды,  у меня, то у Ани, чтобы поиграть, пообщаться. Как-то мы были у Анюты, уж не помню, чем занимались, но мне очень  понравились птички из крашеного пуха, которые привез дядя Саша из Китая. Я всё их рассматривала, гладила, короче была заворожена. Меня видно пожалели и разрешили взять любую на выбор себе на память. Я обалдела от неожиданного счастья  и  никак не могла решиться какую птичку взять или не брать вовсе.  Но все-таки взяла ярко-синюю птичку  и хранила её как талисман много лет.
 
           Видно Анина заморская птичка сослужила свою службу, привила любовь к птицам. Уже взрослой, будучи замужем, мы с Ваней разводили канареек: жёлтых, оранжевых, белых, зелёных. Даже чубатых. У нас было несколько клеток, гнёзда и выводились птенчики, которых дочь моя пеленала, пока никого не было дома. А я не могла понять, почему утром всё в порядке, а к вечеру какой-нибудь птенчик подыхал.

           Аня всегда была и есть лёгким человеком, артистичным, коммуникабельным, (быстро сходилась с людьми) мальчики это или девочки, без разницы. С ней всегда что-то приключалось, но она ко всему относилась с юмором. Помню, ей выдрал зачем-то зуб, а потом опять  вживлял этот же зуб  врач-стоматолог  Токарский,то ли Трасковский. Он же потом решил за ней приударить, поухаживать. Видно, посчитал её легкомысленной  простушкой-пустышкой, но он глубоко ошибся (она всегда отличалась умом и сообразительностью). Мы же с Людой были сдержанными в эмоциях и серьезными девочками, но в дружбе верными до самозабвения.

           В школе у нас бывали медицинские осмотры, и вот однажды нам проверяли зрение, оказалось, что у Люды самое плохое зрение (ей приписали очки для постоянного ношения), у меня - чуть лучше зрение   (очки для работы), а у Ани – стопроцентное. Это её несказанно огорчило, ей очень хотелось тоже носить очки, как  нам с Людой, она всё придумывала, как бы оказаться в очках. Кажется, она даже носила одну оправу, без стёкол. Очки мне надо было ехать покупать в Воронеж, потому что у меня оказались разные диоптрии на глазах. Мне приходилось носить очки в футляре, что было тоже не очень удобно. И вот однажды я стояла в очереди за билетами в кино и в этой толчее  у меня вытащили футляр с очками, думали, наверное, что это кошелёк с деньгами. Вот было огорчение! Так что большой радости от ношения очков я не ощущала и не понимала странного желания Анюты – носить очки. Позже она успокоилась и перестала страдать по поводу очков. Появились новые увлечения, они с Людой стали ходить в танцевальный кружок Дома пионеров, а позже -  городского Дома культуры. А я записалась в хоровой кружок и там даже солировала.

 продолжение следует