Значение религии в современном обществе

Власта Станкевич
Л.Н.Толстой писал, что «религия вообще была и есть необходимое условие жизни каждого человека. Религия не есть поклонение божествам, вызванное суеверным страхом перед неведомыми силами природы…Сущность всякой религии состоит только в ответе на вопрос: зачем я живу и какое моё отношение к окружающему меня бесконечному миру?».
Собственная практика и не малый опыт работы и общения с людьми, позволяют автору сделать вывод, что человек не может жить без веры. И это логично! Вера является своеобразным двигателем, ведущем человека по жизни. Консерватор и пессимист не стремятся идти вперёд, расти, а в природе, как известно «всё, что не растёт, то чахнет». Но человек должен иметь веру, прежде всего, чтобы не потерять себя, человеческое лицо.
Говоря непосредственно о религии, отметим, что вера и страх перед высшим – это несколько разные понятия, тем не менее, оба создают определённые границы (нормы).
Имея веру, человек способен анализировать собственные поступки и определять для себя нормы поведения, образ жизни. Ни один закон, по мнению автора, не может сравниться с суровостью самобичевания, угрызений и мук совести. Конечно, автор говорит только об истинных чувствах и истинной вере! Яркими примерами служат нам герои романов Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого.
Не имея веры, человек катится по наклонной и чаще всего, этого не понимает. Автор может привести множество примеров истинной веры человека, способности меняться через самоанализ, а не по указке кого-либо и противоположных примеров: угасание в человеке целеустремлённости, жизнерадостности и просто человеческого облика. Ни один из рассмотренных примеров не является вымышленным.
Е.добился не малых заслуг в области как педагогики, так и юриспруденции. У него была хорошая семья. Но оставалось какое-то горькое чувство. Не углубляясь в законодательства, отмечу лишь, что не всякий человек, даже за хорошие деньги, способен принять душой…нашу юриспруденцию. Его мучила тоска от этой грязи. Чтобы хоть как-то расслабиться Е. поехал в Ясную поляну на могилу к великому русскому писателю Л.Н.Толстому. «В Ясной меня особенно потрясла могила писателя. Обычный холмик, простота. Вот завещание писателя: «Чтобы никаких обрядов не производили при закопании в землю моего тела; деревянный гроб, и кто захочет, свезет или снесет в лес Старый Заказ, напротив оврага, на место зеленой палочки».
 

Я просто заболел Толстым! Мне кажется, что жизнь изменилась! Как я жил?!» Е. сменил профессию (сейчас у него более творческая работа: он снимает свадьбы), перестал есть мясо, пьёт только ключевую воду, за которой сам пешком ходит. Отмечу, что Е.живёт в крупном городе!
Вера заставляет нас задуматься, что позволяет провести анализ, посмотреть на себя и окружение с разных сторон.
А сколько молодёжи морально и физически гибнет? Во что сегодня можно верить? В кого? Что такое религия? Для чего нужны «так называемые – нормы»? Нужны ли сегодня эти нормы в политике?  Нравственности, человеколюбия, уважения к ближнему?
 Автор считает, что именно по причине сокрытия всех этих истин от молодого поколения, мы наблюдаем все катаклизмы, как в России, так и соседних странах. Высокие понятия, вера остаются на листах учебников и книг, не противостоя СМИ, Интернету, которые постепенно разрушают слабую человеческую душу. За вечной суетой и массой информации человеку просто …не до себя!
Но человек – это лишь частичка общества. Что может сплачивать общество где нет веры, а значит способности любить, понимать, прощать? Думаю, сегодня не требуются примеры ханжества и цинизма «Братьев Карамазовых». Сегодня есть яркий пример – Украина!
Человек становится не просто эгоистом, но всепоглотителем благ! Теряется вера в высшее, но появляется чувство вседозволенности, безнаказанности. Человек превращается в животноподобное существо, то есть живёт по принципу: «Выживает сильнейший!», заботясь при этом лишь о плотских потребностях. То есть, наблюдается «скольжение вниз».
Человека отличает от животного то, что он непременно задумывается о своём месте и роли в обществе. Данные проблемы ярко рассмотрены Л.Н.Толстым в книге «Религия и нравственность».
«Не нарушает ли борьба за существование нравственных законов?» Этот вопрос рассматривали и Бекетов, и Гексли. Совместимы ли нравственность и эволюция? Не снижение ли уровня нравственности ведёт к росту преступности, жестокости, равнодушию и бессилию законов?
Проблемы сегодняшнего общества, если рассматривать детально, несомненно связаны со снижением веры человека в мораль, правительство, завтра…Современный россиянин часто испытывает внутреннюю пустоту, брошенность, но к сожалению, не всегда понимает, что это за «тоска», а, главное, как с ней бороться, где искать защиты, утешения. И я говорю не только про «пенсионеров»! Нет! Сколько молодёжи душевно страдает! Об этом ярко свидетельствуют показатели суицида, преступности, наркомании и алкоголизма. Рост в разы! Чего ищет современный человек? Тепла! Понимания! Душевного равновесия!  Не «модные походы» в церковь, но тепла. «Человек без религии, то есть без какого-либо отношения к миру, так же невозможен, как без сердца. Он может не знать, что у него есть религия, как может человек не знать того, что у него есть сердце.
Религия есть то отношение, в котором признаёт себя человек к окружающему его бесконечному миру …», - писал Л.Н.Толстой.
"Религия – это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому, как она – дух бездушных порядков. Религия - есть опиум народа" (К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 1, с. 415).
Так может быть будет лучше, если молодёжь станет употреблять этот опиум, а не другую наркоту?
«Ваша так называемая религия действует как опий: она завлекает и приглушает боли вместо того, чтобы придать силу», — написал Новалис в 1798 году.
Но везде ли нужна сила? Разве только она делает человека человеком? Красивым человеком?
Так что же даёт человеку религия? Веру! Веру в то, что мир существует для него, что он любим Богом, защищён им.
Если перейти опять на жизненные примеры…Вы не сталкивались, хоть раз в жизни, как какая-нибудь сплетница, разнося зло по земле, вдруг вскрикивает: «Ой! Почему со мной такое случилось?! За что это мне?!». И таких примеров много: человек творя зло, не хочет видеть себя «в зеркале», бесстрастно оценивать свои поступки по отношению к семье, обществу и так далее. Но в определённый момент вырывается: «За что?». Кого он спрашивает, если ни в кого и ни во что не верить? Позволяет жить только ради самого себя и своих интересов.
С потерей (отсутствием) веры теряется и чувство меры. Отсюда открывается дорога так называемым «крайностям». И я не говорю непременно о преступлениях, достаточно взглянуть на такие факты, как фанатизм: драки, потасовки на стадионах, концертах, общественных местах.
Почему устраивает грязь, суета?
Убивает фраза: «Все так живут!». Разве ТЫ все?  Разве ТЕБЯ всё устраивает в сегодняшнем обществе? Уровне культуры и нравственности?
«Всякий людоед, перестающий есть себе подобных и поступающий сообразно с этим, нарушает порядок своего общества. И потому поступки, нарушающие порядок всякого общества, могут быть безнравственны, но несомненно и то, что всякий истинно нравственный поступок, двигающий вперёд нравственность, будет всегда нарушением привычек общества. И потому, если в обществе и появился  закон, по которому люди жертвуют своими выгодами для соблюдения целости своего общества, то этот закон не есть закон этический», - отмечал Л.Н.Толстой.
Поведение, место человека в мире может указывать только вера. Можно называть себя атеистом, но нельзя избавиться от чувств. Любой человек ищет лишь добрых чувств: понимания, доброты, тепла. Отсутствие нравственности в обществе напоминает драку: кого бы ещё посильнее ударить и как самому увернуться от удара?
Так с чего же начинается вера? С похода в церковь, с прочтения библии? С познания самого себя! С определения своего места в обществе и жизни! С понятия смысла жизни!
«Если религия есть установленное отношение человека к миру, определяющее смысл его жизни, то нравственность есть указание и разъяснение той деятельности человека, которая сама собой вытекает из того или другого отношения человека к миру»,- определяет Л.Н.Толстой.
Понимание позволит человеку не просто казаться нравственным человеком, но и быть таковым.
Сегодня почти все в нашем обществе носят кресты на груди, но является ли это показателем истинной веры? Автор не раз сталкивался с людьми корыстными, не порядочными, которые периодически ходят в церковь, читают библию и считают себя истинно верующими людьми. Пожалуй, многие бы даже обиделись искренне, если кто-то сказал им, что они живут только ради собственного блага, но не поиска смысла жизни. Будто совершая в суете жизни языческий обряд, но не выдвигая нравственных требований к себе.
«Нравственность христианская необходима - без неё жить нельзя!» - писал Л.Н.Толстой,- «Социальные же формы жизни производят нравственность только тогда, когда в эти формы жизни вложены последствия религиозного воздействия на людей – нравственность».
Отсюда лишь можно сделать вывод: чтобы научить общество нравственности, привить определённые нормы поведения, их надо ясно понимать и едино принимать, не меняя в зависимости от политики и науки. Как показывает практика, прививать единые нравственные нормы удавалось пока только религии.