Черненькая курочка протопопа Аввакума

Александр Волков 8
Передо мной стопа книг – готовлюсь к экзамену по древнерусской литературе. Книг много, а ночь впереди одна – привычная ситуация. Привычно и читаю - «по диагонали». Это теперь специально учат методу быстрого чтения, но задолго до того его стихийно изобрели студенты: листаешь страницы одну за другой, пробегая их взглядом наискосок сверху вниз, и что-то ведь в голове остается.

Дошел до Жития протопопа Аввакума. Интересное, надо сказать,
произведение, но глянул на часы – да, успею только по диагонали. И едва ли это достанется на экзамене, там ведь больше любят спрашивать про Слово о полку Игореве, а я его, как надо, проштудировал.

Экзаменационных билетов, помнится, не было. Экзамен принимал аспирант и строил его по принципу свободной беседы. Но надо же - предлагает мне:

- Что вы могли бы рассказать нам о Житии протопопа Аввакума? Ну, скажем, что вам особенно запомнилось, понравилось?

В голове стремительно проносятся диагонали прочтенной ночью книги, ни за что не цепляясь. Быстро, быстро вперед, как при чтении… И – вот оно! Слегка даже откашливаюсь, готовясь к обоснованию своей точки зрения.


- Видите ли, я проходил практику в сельскохозяйственном отделе «Калининградской правды». Меня эта тематика заинтересовала, думаю, что при распределении попрошу направить меня на Алтай, край с развитым сельским хозяйством, в сельхозотделе газеты и буду работать . Поэтому у протопопа Аввакума мое внимание привлек рассказ о черненькой курочке, которая несла по два яичка в день. Представляете, какая производительность!

Мой экзаменатор замер и секунду смотрел на меня. И вдруг, многозначительно подняв кверху палец,  обратился ко всей аудитории, ко всем ожидающим своей очереди студентам:

- Товарищи! Обратите внимание…Какое тонкое знание текста! Какое внимательное прочтение! И замечательное восприятие произведения в связи с жизненной практикой! Со своей профессией, со своей будущей работой! Это замечательный пример для всех! Пять, несомненные пять, товарищ Волков!

А вы говорите «по диагонали»!