Яся Романовска

Светлана Шок
Я открываю новую страницу из своего рукописного журнала "Я родом из войны", который писала (с большим опозданием) по просьбе коллег и Вас, дорогие мои ученики. Общаясь с Вами, я никогда не говорила о своем военном детстве, о школьных годах, которые проходили в тяжелом военном времени, хотя вы часто об этом спрашивали. А теперь прочитав мои сочинения-воспоминания, вы узнаете все, что хотели знать, так как я писала их для Вас, по Вашей просьбе и назвала ее: II часть "О друзьях - товарищах". Читайте, дорогие мои друзья, читайте.
Я снимаю шляпу с благодарностью перед теми, кто читал мои сочинения из рубрики "Война глазами ребенка четырех-семи лет", и очень тепло и сердечно отозвался о них. Большое спасибо Вам, дорогие читатели и тоже мои друзья.



Яся - девочка, моя ровесница, жила с отцом и братом в деревянном одноэтажном доме, который примыкал к детскому дому (приюту). И поскольку дом их был рядом с приютом, отец устроился туда на работу ночным сторожем и определил туда же своих детей, мать которых умерла еще в первый месяц войны. Брат, Болек, приходил в приют, чтобы поесть, Яся же, находилась в нем целый день. Встречались и проводили все трое время вечером в субботу и воскресенье.
Яся была девочкой доброй, отзывчивой, с мягким характером. Она по воскресениям приглашала меня к себе в гости, где сидя за столом, мы рассматривали рисунки Болека, которыми были увешены все стены. Брат мечтал стать моряком, поэтому тематика картин была морская: можно было увидеть то бушующее море, то мальчика в матроске, стоящего на палубе корабля с биноклем в руке, то военный корабль у причала. Но чаще всего изображались парусники: их было великое множество. И так сложилась судьба этого мальчика, что уже после войны он был призван на службу в Красную Армию, и именно, в морской флот. Отец целыми днями занимался хозяйственными делами, а Яся, придя из школы, ждала меня. Мы обедали, выполняли домашнее задание, а потом уходили в городской парк, который был рядом с приютом, садились на скамейку и долго-долго разговаривали, делясь радостями и горестями прожитого дня. А потом мечтали.
Яся мечтала о большой семье, в которой обязательно должны были быть мама и папа и, конечно, дети, которых она будет любить крепко-крепко, о том, как встретит брата, который уже будет капитаном на корабле, и как будет любовно ухаживать за своим стареньким отцом - вообщем, о семье, где будет царить забота друг о друге и большая любовь.
Моя мечта была о другом: то мне хотелось стать портнихой, чтобы шить себе такие красивые платья, какие носили в то время жены советских офицеров; то хотелось быть парикмахером, чтобы моими прическами восхищались все люди; то я видела себя в белом халате и шапочке, похожую на пилотку, в аптеке, куда бы приходили люди за лекарствами; то геологом, чтобы узнать, какие ценности хранит наша Земля, разведывать искать их, чтобы потом отдать людям. Очень уж хотелось стать "хозяйкой медной горы". И долго не мешкая, я стала собирать камни и складывать в свой шкафчик. В нем можно было найти и полевой шпат, и слюду, но больше всего набралось гранита. Он был разный: один играл всеми цветами радуги на солнце, другой - отблесками "золотых" вкраплений, третий был почти черным. Но после того, как комиссией была устроена проверка содержимого наших шкафчиков и на ноги проверяющих обрушился настоящий камнепад, с мечтой геолога пришлось расстаться.
Однажды, бродя по разрушенным войной улицам нашего города, я прочла: "Детская библиотека А.С. Пушкина". Я поднялась по полуразрушенной лестнице на второй этаж и попала в небольшую комнату со стенами полными книг. За столом сидела средних лет женщина, улыбнулась мне и спросила:
- Что, девочка, читать пришла?
-Да, - тихо ответила я.
С этого дня читальный зал стал для меня второй школой на долгие годы. И тогда же у меня родилась мечта стать библиотекарем.
Новая мечта у меня появилась, когда мы с Ясей зимой, вечером, выходили во двор и долго всматривались в бездонное темно-синее небо, на котором блестели крупные золотые звезды. Так хотелось взлететь в эту ввысь и узнать, могут ли жить там люди. Но ничего не могло сравниться с августовским вечерним небом, которое мы наблюдали,отдыхая на лесной детдомовской даче. Оно было особенно красиво: среди множество звезд промчится одна, оставив за собой золотой след и погаснет. И только погаснет она, как другая вспыхнет, как спичка, осветит собою небо и тоже погаснет. И так третья, четвертая, пятая - до бесконечности, пока не осветит небо первый луч солнца.
В народе есть поверье, что каждая погасшая звезда - это чья-то ушедшая человеческая жизнь. Но в то время мы с Ясей не очень верили в это. Мы мечтали о долгой и счастливой жизни, красивой, как это звездное небо. Мне захотелось стать астрономом.
Сбылись ли наши мечты? Я думаю, что мои почти сбылись.
Я не стала портнихой, но в моем гардеробе можно было найти современное новое платье.
Я не стала парикмахером, потому что другие могли делать это лучше меня.
Я не стала библиотекарем, хотя в моем доме всегда было много книг и любовь к ним я сохраняла на всю жизнь.
Я не стала "хозяйкой медной горы" и не стала астрономом.
Я стала учителем.
Все о чем я мечтала, старалась воплотить в моих учениках. Для некоторых я была парикмахером, причесывая их ершистый характер. Для других геологом, открывая в их душах те лучшие качества, которые человека делают человеком. Старалась быть библиотекарем, прививая любовь к литературе. Но больше всего хотелось быть астрономом, чтобы во свей Вселенной, среди огромного количества звезд помочь найти им свою, единственную звезду, которая светила бы им всю жизнь.
А сбылась ли твоя мечта, моя дорогая подружка? Ведь с тех пор, как ты уехал в Польшу, я получила одно письмо и то без обратного адреса. А хотелось бы узнать, как сложилась твоя судьба. Но ты молчишь. Может мой рассказ прочитают твои внуки и расскажут о сбывшейся твоей мечте и о детской дружбе, память о которой пронесли мы с тобой через всю свою жизнь.