Маманти, Небесный Ходок, вождь кайова

Григорий Коротков
*МАМАН-ТИ(ок. 1835-1875). Mama'nte, вождь и знахарь кайова известный также как ЛЕБЕДЬ, родился около 1835 года. Он имел таинственный и несколько зловещий характер, его имя по-разному переводится как НЕБЕСНЫЙ ХОДОК, ПРОГУЛИВАЮЩИЙСЯ В ВЫШИНЕ, ГУЛЯЮЩИЙ В НЕБЕ, и ЧЕЛОВЕК НА ОБЛАКЕ. Он якобы взял на себя власть, которая была когда-то  у ДОХАСАНА(Doh;san ) после смерти последнего в 1866 году. Первоначально был членом племенного культа бизоньей магии.
Затем, как сообщается, Маман-ти получил новые "магические средства", которые ему "передались" с криком ушастой совы, птицы, по мнению кайова, воплощающей дух умершего родственника. Однажды он обнаружил, что может понимать ее язык. Вскоре после этого, когда он заболел лихорадкой, ему приснился сон, видение, в котором он умер на некоторое время и отправился в мир духов, или "деревню мертвых". В результате, к началу 1870-х годов он стал не только жестоким и популярным военным вождём, но и мощным шаманом, или dohate (знахарь, "совиный пророк"). В этой роли он был почитаем среди своего народа (и команчи признали его главой знахарей), так как давал советы, основанные на духовных посланиях, полученных  от шкурки магической совы, которой он манипулировал, как ручной марионеткой. Маман-ти был дважды женат и имел троих детей от первой жены и еще несколько от второй. Кроме того, он принял в свою семью молодого белого пленника ТЕХАНА.
В бою Совиный Пророк выглядел страшным, раздетый до пояса и окрашенный в белый цвет по всему телу, с голубыми совами, нарисованными на груди и спине. Его боевой конь также был окрашен в этот мотив и украшен красным сукном. За ним ехали одетые так же как он ученики: Sankey-dotey, H-an-t'agai и Ho-ha-san.

 Маман-ти тайно участвовал в большинстве набегов кайова на Техас и вел некоторые из них сам. Он был реальной силой среди таких видных руководителей, как Одинокий Волк и Сатанта. 4 января 1871 г. он возглавил набег, в котором Бриттон (Брит) Джонсон и трое других чернокожих по-гонщиков фургонов были убиты и скальпированы около Флат Top-Маунтин в уезде Янг.
Затем Маман-ти  разработал план для большого рейда в окрестностях Джэксборо. Вскоре после полудня 18 мая, более 100 воинов кайова и кайова-апачей, скрытых скалистой местностью на холме с видом на дорогу Баттерфилд через долину Солт-Крик, увидели группу сопровождения генералов Уильяма Т. Шермана и Рэндольфа Б. Mерсея двигавшихся к Форту Ричардсон. Маман-ти, тем не менее, удержал своих последователей от нападения, заявив, что его магия сказала -  атакован должен быть второй проходящий отряд. Несколько часов спустя, индейцы напали на обоз Генри Уоррена, погибли семь извозчиков, сорок один мул захвачен, а вагоны уничтожены, погибли только два индейца. Впоследствии другие участвовавшие в нападении вожди, в частности, САТАНК, БОЛЬШОЕ ДЕРЕВО и САТАНТА, понесли наказание за этот эпизод; Маман-ти вышел сухим, так как  был практически неизвестен в то время белым (долгое время он был «серым кардиналом»).
 Он продолжал  свои оккультные практики, но число его последователей несколько уменьшилось, всё больше кайова присоединялись к мирной фракции ПИНАЮЩЕЙ ПТИЦЫ.

 Осенью 1873 года от рук солдат погибли сын и племянник ОДИНОКОГО ВОЛКА.  Одинокий  Волк  жаждавший мести призвал для этого несколько членов своей группы. Маман-ти помог Одинокому Волку вербовать воинов и предсказал через «совиную магию", что рейд будет успешным. Ночью перед набегом он предсказал, что ни одного индейца не убьют, погибнут два противника, и что главные герои битвы будут верхом на серой лошади. Он добавил, что молодой храбрец получит прекрасного гнедого как часть добычи. Сражение произошло как и было описано выше,  два молодых воина на серых конях сделали наибольшее количество ударов. Один из этих людей на охотничьей лошади, был самым младшим из пятидесяти воинов отряда. Это была стычка в Лост Валли с майором Джоном Б. Джонесом и  Техасскими рейнджерами 16 июля 1874 года,  прогнозы dohate сбылись и удовлетворили Одинокого Волка.

В пятницу 21 августа 1874, напряженное перемирие было нарушено, когда группа Красной Провизии из нокони- команчей и община кайова во главе с Одиноким Волком и его советником Маман-ти, совершили враждебные действия в Aнадарко, на Индейской Территорий, агентство Вичита. На следующий день после прибытия подполковника Джона У. Дэвидсона и небольшого отряда кавалерии, произошёл ряд стычек. В воскресенье после большой  стрельбы и попытки сжечь агентство, пять гражданских лиц и один команч были мертвы. Индейцы были рассеяны войскам, и в течение месяца 1370 из них сдались. Остальные, включая чуть более половины племён команчей, кайова и кайова-апачей  нашли убежище в дикой и необитаемой стране к западу, на горной равнине Техаса.

 Среди непокорных воинов фракционность стала более заметна, в частности, это были последователи БОЛЬШОГО ЛУКА, который презрительно относился к пророчествам  Маман-ти ; более месяца вожди ссорились по поводу того, чтобы остаться скрываться по реке Элк-Крик или двигаться на запад, в Ллано Эстакадо. Когда dohate использовал свою магическую совиную шкурку, чтобы гарантировать полную безопасность под стенами каньона Пало Дуро, военная фракция подавляющим большинством голосов приняла решение идти туда.
Во второй половине дня 7 сентября 1874, в районе, прилегающем к верховьям реки Уашита, лейтенант Фрэнк Болдуин и трое его разведчиков захватили приемного сына Маман-ти, Техана, а на следующий день доставили пленника капитану Виллису Лиману , который вел обоз из Кэмп Сапплай. 9 сентября на караван напали индейцы.
Маман-ти был участником этой пятидневной осады обоза Лимана  9-14 сентября 1874 года, в течение которой его племянник Botalye заслужил племенное признание за свою смелость. В этом бою участвовала вся военная аристократия племени, в том числе Маман-ти, Одинокий Волк, Сатанта, Большое Дерево и БЕДНЫЙ БУЙВОЛ. Тем не менее, магия Маман-Tи, очевидно иссякла, когда полковник Раналд С. Маккензи с четвертым кавалерийским полком уничтожили индейские деревни в каньоне Пало-Дуро 27 сентября. Зная, что их борьба безнадежна, Маман-ти и Одинокий Волк про-должали свою деятельность небольшими воинственными группами. Наконец, 6 февраля, они сообщили о готовности сдаться в Форт Силл Пинающей Птице, признанным  армией в качестве вождя кайова, который сказал им, что будет неустанно работать для их освобождения.  Небесный Ходок был одним из лидеров кайова, которые сдались властям в Форте Силл 26 февраля 1875 года.

 Маман-ти находился среди тех, кого выделил Пинающая Птица, в числе соперников из племенного руководства, для отправки в тюрьму в Санкт-Августин, штат Флорида, за его роль в грабежах  на границе Техаса. Маманти обвиняли в следующих преступлениях:
Во главе отряда убил двух цветных мужчин в Солт-Крик между Джексборо и Белкнап, штат Техас.
Убил человека на дороге к югу от Форта Гриффин. Двое мужчин ехали на одиноком фургоне, Maманти лежал в засаде  и выстрелил в одного.
Во главе отряда украл крупную партию мулов в стране Бразос.
Убил белую женщину и ребенка в отместку за потерю двух своих людей во время рейда на юго-западе Техаса.
С Одиноким Волком убили двух охотников на бизонов, Дадли и Уоллеса.

28 апреля Маман-ти и другие арестованные в кандалах сели в вагон, Пинающая Птица настолько тесно сотрудничал с белыми, что dohate проклял его и пообещал устроить для него смерть с помощью колдовства. Он сказал ему: «Ты не будешь долго жить ... Я позабочусь об этом». Вскоре после отъезда заключенных, Пинающаяся Птица умер, очевидно - от отравления. Отчет хирурга форта утверждает, что вождь «скоропостижно скончался 4 мая, как предполагается, был отравлен стрихнином ...».  Маман-ти, полагая, что это была его заслуга, заявил - так как он уничтожил соплеменника, его собственная жизнь должна быть отдана в качестве наказания.
Вскоре после прибытия арестованных в Форт Марион, где они были заключены в тюрьму, Маман-ти заболел, видимо,  дизентерией. 28 июля 1875 года он призвал других заключенных кайова и сказал им, что скоро улетит из этой жизни. На следующее утро, в соответствии с источниками кайова, он обменялся рукопожатием со своими друзьями, слег в больничную казарму и умер. Его похоронили на местном кладбище.
 Дочь и старший ребенок Маман-ти , Hoodle-tau-goodle (Красное Платье), впоследствии стала важным источником информации о совином пророке, его семье, и его подвигах в мире духов. Она была среди тех, кто разоблачил претензии преподобного Иосифа Гриффиса, который представлял себя давно потерянным молочным братом, Техана. Ее младший брат, который, по сообщениям на вид на-поминал Маман-ти , был известен в последующие годы как Рейни Маунтин Чарли.
 http://www.tshaonline.org/handbook/online/articles/fmacz