конец мая - начало июня 1908г

Маргарита Школьниксон-Смишко
Мучения от разлуки продолжаются:

„                25.05.1908
Сладкий, любимый, единственное сердце!
Вчера было печальное воскресенье. От Ниуниу ничего не было. И я не смогла тебе написать пару строк, потому что весь день у меня были люди..»

«                26.05., вторник
Сладкий дорогуля, сегодня получила твоё вчерашнее письмо (Я на всякий случай каждый день спрашиваю). Я тебе не писала, потому что не знала, когда ты вернёшься, и любишь ли ты ещё меня.И ты же  хотел только во вторник вернуться. Я была так рада, что ты выбрался! ..Если вылазка тебя хотя бы проветрила, уже тогда для меня это большая радость.
И со мной здесь то же самое: если мне нужно в чём-то участвовать, природа, музыка, тогда я вдвойне чувствую, как мне тебя не хватает. О, Диудиу, когда мы с тобой отправимся в поход, я думаю, будет чудесно! Между тем я пробую работать, но не очень-то получается...
Ниуниу, ты простудился? Почему у тебя жар, мой маленький буб?
Ты уже опять здоров? Целую тебя, мой сладкий дорогуля..»

Костя спрашивал у Розы, увидятся ли они на Троицу, но опять не получается:

«                29.05.
Дуду, любимый, сегодня было ужасно жарко и душно, так что я превратилась в ничто. И мне кажется: был бы ты здесь, сладкий Костя, тогда бы и воздух был прохладнее и свежее. А теперь слушай, Гугу: когда я тебе писала о Троице, я не представляла, когда же она будет, как  всегда у меня: временные и пространственные отношения я представляю расплывчато. Ну, а теперь я знаю, чтоТроица будет в первую неделю июня. Это значит за месяц перед нашими каникулами... Должна я рискнуть и поехать на два дня? Потому что дольше я не могу остаться, ведь мне до каникул нужно ещё многое сделать: я должна работу за июль для польского журнала заранее выполнить, и ещё я хотела, наконец, закончить экономическую работу. Поэтому мне нельзя в июне особо отдыхать. Получается грустно, и я уже так радовалась Троице, но скажи мне, что же мне делать. Если ты скажешь, я должна приехать, тогда разумеется я приеду, и мы порадуемся, если и только два дня. Ответь сразу, Дуду..»

Насилие над собой и для Розы не осталось без последствия:

«                5.06. пятница вечером
Чувствую себя ужасно, депрессия меня душит, я задыхаюсь. О, теперь бы хотя бы одного человека увидеть — никого нет, о, теперь бы иметь крылья и полететь к Ниуниу, но нет крыльев, хотя бы иметь пару свободных дней лично для себя, тогда бы сегодня села в ночной поезд и завтра утром была бы у тебя. Но ничего невозможно. О это ужасное давление на мозг и сердце! Я знаю, что я сделаю: я сяду и напишу любимому, моему дорогому другу, который всегда окружал меня своей любовью, когда  заботы впивались в меня своими когтями.
Дуду, сладкий утешитель, со вчерашнего дня мне пришлось пережить так много ужасного. Утром ко мне пришёл, специально для меня посланный из Варшавы самый важный адвокат по политическим процессам. Он и его коллеги призвали меня, поднять протест «Европы» против ужаса, который господствует там в военном суде и в тюрьмах с камерами пыток. Он расказывал, я записывала с 10 утра до 7 вечера, до того как ему нужно было уезжать, чтобы сегодня утром опять быть в суде. При работе мы оба плакали. Тако ужас: каждый день многие смертные приговоры; в тюрьмах такое творится, волосы дыбом встают. Можешь себе представить, какого мне стало. Чтобы ещё немного всё приукрасить произошло ещё следущее: он рассказывал мне о различных арестованных, при этом, не подозревая, упамянул моего юношу*. Я спросила:»как у него дела?» -«О» , - сказал он, »с ним совсем плохо». -Почему?- «Как раз перед отъездом я был у него. Сам жандарм позвал меня, обязательно к нему зайти; и, действительно, когда я его увидел, я испугался: жёлтый, исхудавший, уже не может даже сидеть и говорит так тихо, что мне пришлось держать своё ухо почти у его рта..Я думаю, у него чахотка..»
Ниуниу, можешь себе представить, какого мне было? Потом нужно было писать, бегать, чтобы это сообщение телеграфировать в различные газеты. Я всю ночь не спала, и сегодня весь день этим занималась. Чувствую себя теперь совсем сломанной. О. Мой любимый друг, если бы я тебя сейчас могла увидеть...
Пиши мне ещё, не оставляй меня без письма. Сегодня твоё сладкое письмецо было моим утешением.
Но, пожалуйста, не грусти, мой маленький любимый, может быть мне нужно было обо всём этом тебе промолчать, но я не могу представляться.
Луна уже появилась и вечерняя звезда. Приветствую тебя через них, мой дорогой...

* история с этим юношей — польским революционером ещё продолжится