Истоки ненависти

Александр Парицкий
Господи, прости их - ибо не ведают, что творят.

В начале 1944 года шестилетним ребенком я вернулся в родной Харьков из эвакуации. То были незабываемые дни и годы первых жизненных впечатлений. Улица кипела ненавистью к евреям. С ней заодно была черная радио-тарелка, вещавшая с 6 утра и до 12 ночи. Ей вторили газеты и книги, предававшие анафеме "безродных космополитов". Это не могло долго оставаться в подвешенном состоянии и пришло к логическому завершению: "Дело врачей" - кульминация окончательного решения еврейского вопроса. Но, воистину, пути господни неисповедимы. Идеолог "окончательного решения" ушел так и не решив вопрос окончательно. *)
С тех пор прошло 70 лет. Нельзя сказать, что все эти годы меня занимала лишь тайна той великой ненависти, что встретила меня на пороге жизни - тайна антисемитизма. Я рос, учился, мужал, боролся за кусок хлеба для себя и своей семьи, вырастил детей, состарился.  Все как обычно. Но ненависть, что обожгла меня в детстве, не исчезла. Все эти годы она лишь меняла свое обличье, переливаясь из одной формы в другую, оставаясь все той же.
Хотя, что такое 70 лет жизни одного человека? Ведь ненависть к евреям существует в мире свыше 3500 лет. Да, все эти столетия и тысячелетия она была разной, но неизменным был объект ненависти - евреи. Евреев ненавидели все, где бы они ни обитали: в Древней Иудее и в древнем Египте, в древнем Вавилоне, древнем Риме и его провинциях по всему миру, в средние века в Испании, Португалии,  Германии, Польше, Украине, России, в новые времена по всей Европе, в Российской империи, в Латинской и Северной Америке, а в 20-м веке по всей Европе. Сегодня в "эпоху глобализации" ненависть к евреям, к Израилю принимает уже "глобальные" формы.
Мудрецы и философы среди евреев и других народов, озадаченные этим странным "вечно живым" феноменом человечества, пытались в прошлом, пытаются сегодня найти его корень, его источник. Причинами ненависти назывались всевозможные конкретные обстоятельства той или иной страны в разное время. **)
Как пример приведем некоторые из этих причин антисемитизма и мест его проявления: обрезание, которое евреи делают своим младенцам (в Иудее); распятие Иисуса Христа (в Риме и провинциях); отрицание божественности Христа и отказ от поклонения ему (в средневековой Испании, Германии, Польше, Украине); отравление колодцев во время эпидемий (в средневековой Европе); спаивание и грабеж местного населения (Польша, Украина, Россия средних веков и поныне); организация большевистской революции (Россия), подрыв Советской власти (СССР); уничтожение русской культуры и традиций (современная России); захват банков и власти над миром, повсеместное развязывание войн (эпоха интернета и глобализации). Мир меняется, но ненависть к евреям остается. Она вне истории, вне цивилизации. Она поистине вечна, бессмертна.
В совсем уже свежей работе ненависть к евреям приписывается непосредственно генетике человеческого существа. ***)
Что же это за странный феномен, на чем основан его механизм?
Мне довелось прочесть множество работ, посвященных проблеме, от глубоко научных исследований до размышлений великих писателей, поэтов, философов. Все они пытались объяснить явление антисемитизма в их время и в истории. Я не буду утомлять читателя цитатами работ этих великих людей, а равно и цитатами антисемитов. И те и другие выхватывают из прошлой и современной действительности те или иные аргументы, которыми подкрепляют свои теории за и против евреев. Тот, кого интересуют взгляды обеих сторон без труда найдут их в Интернете. Прекрасный обзор этих работ читатель может найти в работе **).
Я взялся за эту статью чтобы выявить обнажить самый корень, то зерно, из которого произрастала в прошлом и продолжает расти в наши дни неистребимая в тысячелетиях ненависть к евреям. Она действительно вечна. Ее основу не следует искать в исторических или политических ситуациях той или иной страны.
И хотя ненависть к евреям почти всегда прикрыта материальными аргументами, но по сути материальная обстановка служит лишь спусковым механизмом для разрядки накопившейся ненависти, которая несет чисто духовные признаки.
Какова природа вечной ненависти? Где находится ее зерно в человеке? Каковы ее истоки и свойства?
Законы физического мира начали исследовать еще древние греки. Они создали основы современных наук: физики, математики, механики. Сегодня наука основа материальной жизни человечества. Ее успехи неоспоримы.
А вот духовный мир человека все еще "tera incognita" современной науки. Я не беру на себя смелость (пожалуй даже "наглость") раскрыть загадки духовного мира человека. Оставим это специалистам. Я пытаюсь лишь решить загадку антисемитизма.

Начнем с маленького отступления в глубины истории.
Человеческая цивилизация родилась около пяти тысяч лет назад в Междуречье у финикийцев. Судя по расшифрованным табличкам их библиотек им принадлежат "основы" всей современной цивилизации. Эти основы затем усвоили народы, вышедшие из финикийской культуры. Причем каждый народ усвоил и развил то, что было наиболее близко его глубинной сути. Так греки усвоили и развили начала законов материального мира, а евреи - начала законов духовного мира. ****)
Как известно, евреям принадлежит Библия - духовная основа цивилизации евреев, христиан, мусульман. Библия формулирует основные законы духовного мира. Часть этих законов проявляется в феномене антисемитизма, в ненависти к евреям.
Я тут связал законы Библии с ненавистью к евреям и это не удивительно. Ведь Библия и евреи находятся в тесной взаимной связи. Библия появилась на свет вместе с рождением еврейского народа - помните первые Десять Заповедей. А евреи оформились как народ только тогда, когда им вручили их удостоверение личности - Десять Заповедей и Библию, точнее Тору. Так что, евреи и Библия неотделимы друг от друга.

Итак, Библия.
Библия это физика, математика, механика и все прочие науки духовного мира человека. Да, в ней можно найти и некие исторические факты, но это лишь фон, на котором Библия преподает нам свои законы.

Но вернемся к ненависти и ... любви. Мы ведь помним слова поэта: "от любви до ненависти один шаг".

Чтобы исследовать ненависть обратимся к началам Библии. Первые пять книг Библии называются "Тора". В первой главе первой из этих книг (а в ней 50 глав) описано сотворение мира и человека. Во второй главе описан Рай, а в третьей - описан первый грех человека и изгнание его из Рая в "наказание" за грех.
В чем состоял грех человека в Раю?

Он нарушил запрет. Он не должен был есть яблоко (плод) "древа познания добра и зла", но съел его. И вот из-за этого "пустяка" (ну, подумаешь, одно яблоко сада с бесконечным числом деревьев и плодов) человек был изгнан из Рая и наказан навечно.

Такое жестокое наказание за "сущий пустяк"?!

Начнем с того, что никакого изгнания из Рая и наказания не было. И вообще, Господь Бог никогда никого не наказывает и ни откуда не изгоняет. Все речения, все слова Бога в Библии, в Торе это лишь предсказание, прогноз последствий поступков человека.

Так и в данном случае. Человек нарушил некий закон, запрет - съел раньше положенного незрелый плод, и изгнание из Рая это естественное следствие его поспешности, нетерпения. Никакого злого умысла и никакого наказания ни с чьей стороны: есть поступок человека и его следствие в соответствие с законами нашего мира. Господь Бог лишь предсказал человеку последствия его поступка: "не пей из копытца - козленочком станешь". Но, не послушал, выпил, стал козлом!

Последствия описаны в третьей главе Торы. Их там очень много. Но нас сейчас интересуют лишь те, что связаны с ненавистью.
А как связана ненависть с яблоком "древа познания"?

Да, кстати, помните легендарное "яблоко раздора", подброшенное в древнегреческой легенде Эридой на свадьбе Пелея и Фетиды. На яблоке была надпись «прекраснейшей», и оно стало причиной ссоры трех греческих красавиц-богинь Геры, Афины и Афродиты, привело к Троянской войне. Поэтому выражение "яблоко раздора" стало синонимом того, как незначительная вещь или событие ведет к непредсказуемым разрушительным последствиям. Такое же яблоко есть и в Торе. Легенда о яблоке пришла к народам (грекам и евреям) из Финикии.
Но если "яблоко раздора" у греков привело "лишь" к Троянской войне, то у евреев его последствия оказались гораздо ужасней. Они протянулись через всю историю человечества и уходят в его будущее.

Начнем с того, что это яблоко вынудило Господа Бога изгнать человека из Рая. Правда, мы помним, что не Он, а человек сам изгнал себя из Рая по законами собственной души. И у греков яблоко привело к ссоре всех со всеми, к убийственной войне. А ведь ссора это душевные порывы, законы духовного мира. Так что духовный мир греков в той легенде это те же духовные законы человека из еврейской Торы. Но в Торе все изложено более четко и упорядоченно.

Итак, узнав о проступке Адама и Евы в Раю, Бог предсказывает им будущее их потомков. Нет, Он не наказывает их. Они уже наказали себя сами. Он лишь рассказывает, чего им ждать в будущем, ту "троянскую войну", которая на тысячелетия охватит будущий мир.
Вот это предсказание:
"... и огненная (личная) ненависть между твоим потомством и его потомством... твое потомство будет разить его в голову, а его потомство будет разить твое в пяту".
А вот, кстати, и ахиллесова пята, из Троянской войны. 

Ну голова, ну пята, ну ненависть, а евреи где тут? Ведь в момент изгнания Адама и Евы из Рая евреев и в помине еще нет, кроме этих двоих в мире вообще не было людей?

Начнем с того, что здесь дан прогноз ненависти и войны.
Но почему ненависть, почему война?

Ненависть и война это не злой умысел Господа Бога. Это следствие проступка Адама и Евы. Они не послушали доброго совета. Нет не "назло", не из злого умысла. Это случилось из-за духовной ограниченности человека, которая породила ненависть и войны человечества. Творец, как психиатр, проанализировал их проступок (с яблоком) и предсказал будущее. И только.

Ну ладно! Ненависть, война это понятно. Но причем тут евреи?
Евреи имеют самое непосредственное отношение к этому прогнозу. Они прямо названы в нем.
Дело в том, что евреи это та самая пята, которую упомянул Господь Бог.
Напомним, что Тора, Библия изначально была написана на иврите, на языке евреев и Господа Бога. Евреи получили ее непосредственно из рук Автора у горы Синай.
А слово "пята" на иврите это "акев".
Ну ладно, ну "акев", но евреи-то причем?
Дело в том, что евреи это и есть "акев"! Да-да!
Напомню читателю, что "акев" это имя Патриарха евреев - Якова, что означает "будешь акев"! И все евреи в мире всегда называли себя "дети Якова", то есть "дети пяты".
Так что, евреи это та самая пята, которую будут разить все человечество вследствие неистребимой ненависти, "родившейся" в человеке из-за яблока (раздора) "древа познания Добра и Зла". Таково предсказание Торы, а, как известно, то, "что написано пером, не вырубить топором".
Это предсказание и есть основа, исток ненависти к евреям, исток антисемитизма.
Какова суть этого странного "акев"? Откуда оно взялось, почему?

Дело в том, что свобода всех живых существ на земле изначально ограничена врожденными инстинктами. Такова их природа. Инстинкты животных это свод неких (духовных) законов, который хранит их поведение в строго определенных рамках, не позволяющих нарушать строгий экологический порядок в природе, то есть нарушать весь мир природы как таковой.
 
Человек, в отличие от животных, лишен большинства этих инстинктов. Человек не вписан в экологию земли. Происшествие в Раю, так красочно описанное в главе 3 Торы, сообщило, что человек впервые среди животных порвал со своими инстинктами, с запретами и взял то, что было запрещено изначально, нарушил запрет, наложенный инстинктом - запрет на плод "древа познания".
Так он лишился инстинктов Господа Бога и стал свободен в своем поведении. Но при этом он превратился в ничем не ограниченного анархиста, способного разрушить весь мир. А это весьма нежелательно в первую очередь для него самого, ибо ведет его к гибели. Исчезнувшие природные инстинкты необходимо было заменить какими-то новыми законами, правилами, действующими в среде нарождавшегося человечества, ограничениями, которые бы сдерживали поведение человека в определенных рамках.
Поэтому Господь Бог вводит человеку новые устные, словесные ограничения, новые рамки взамен прежних животных инстинктов. Эти ограничения он назвал "акев" - установления, определения, законы. Это хорошо понятно для русского человека: ведь слово "акев" на иврите созвучно с русским словом "оковы, цепи". Да именно вот такие духовные оковы в виде ограничительных законов Господь Бог наложил на человека, освободившегося от инстинктов животных.

Но кто же добровольно согласится с "оковами", с новыми ограничениями? Никто!
Вот отсюда и возникла ненависть. Ненависть к этим ограничениям, к этим оковам. Ненависть из-за непонимания необходимости такого ограничения в поведении человека, если он собирается жить среди других людей.

Лишь один народ на земле согласился принять эти ограничения, осознал их необходимость. Этот народ называется "дети Якова" - "дети акев". 3600 лет назад они приняли из рук Господа Бога первые десять оков - Десять Заповедей, наложили их на себя, на свои душевные порывы и отныне пытаются жить в строгом соответствии с ними. Для глубоко религиозного еврея число таких добровольных оков достигает 613.

Но остальное человечество все еще никак не поймет необходимость и не примет на себя даже эти десять "оков" - "акев", и вследствие своего детского восприятия природы человека и общества поныне ненавидит и этот "акев" и его носителя - евреев, детей Якова. Разумеется это сопротивление, этот протест не чисто идейный, но глубоко врожденный, наследственный, на генетическом уровне.
Такова природа ненависти человечества к евреям.

А чтобы ни у кого не возникло сомнений по поводу этого предсказания, Тора сообщила каким образом возникло это странное имя Яков.
Ривка, мать будущего Якова родила близнецов. Первым вышел ребенок, которого назвали Исав. А вслед за ним родился его младший брат, который держал Исава, старшего брата за пятку. Поэтому его назвали Яков - будешь пятой. Так, что тут нет никаких домыслов. Тора четко поставила все "точки над "i"". 
Но может быть читатель не знает, кто такой Яков? 
У Якова есть еще одно имя, которым его наградил Господь Бог, и которое, наверняка, хорошо известно читателю. За победу Якова над ангелом Исава, которая произошла уже на склоне лет, Господь Бог наградил его новым именем: Израиль. Это имя, наверняка, известно всем.
Итак, при изгнании из Рая, которое произошло вследствие несовершенства духовного мира Адама и Евы, то есть всего будущего человечества, Господь Бог предсказал человечеству вечную и неистребимую ненависть к евреям, к потомкам Якова-Израиля. 

История человечества подтвердила это предсказание. Евреев, потомков Якова-Израиля все народы мира ненавидели вовсе времена и ненавидят поныне с неослабевающей силой.
Но за что евреям и всему человечеству эта страшная участь?
За что судьба уготовила одним быть вечной жертвой, а другим - быть вечным палачом?
Как уже сказано, это следствие духовного несовершенства человека, проверка которого состоялась в Райском саду плодом "древа познания". Этот плод не только "открыл глаза" человеку, но "открыл" Богу духовную незрелость человека.
Вся история человечества подтверждает эту гипотезу.
Но, возможно, это лишь случайное совпадение пяты из третьей главе Торы и исторической судьбы евреев. Может быть я просто "притянул за уши" эти два момента, ничем друг с другом не связанные? Да и зачем все эти жертвы? Что они дают человечеству, я уже не говорю евреям? Каков смысл всего этого?
Для ответа на этот вопрос обратимся к главе 22 Торы, в которой описано жертвоприношение Исаака. Напомним читателю, что Исаак сын Авраама и будущий отец Якова, отец обладателя той самой "пяты".
Итак, по приказу Господа Бога Авраам повел Исаака на гору Мория, связал его там и положил на костер, чтобы зарезать и сжечь как искупительную жертву. В последнее мгновение Господь Бог остановил руку Авраама, который поднес нож к горлу Исаака. Что искупал Авраам жертвой Исаака?
Если судить по фразам, описывающим этот эпизод, а они содержат все те слова и обороты, что и в предсказании о ненависти народов к потомкам "акев", то не вызывает никакого сомнения тот факт, что искупительная жертва Исааком, была попыткой Авраама искупить грех Адама и Евы в Раю.
Но в истории жертвоприношения Исаак остался жив. Господь Бог уберег его от смерти на костре и все обошлось.
Да все кончилось благополучно для Исаака, если не считать того, что он перетерпел, пока Авраам готовил его к сожжению. Но если бы Исаак был сожжен, то на этом бы закончилась вся история человечества, ибо не кого было бы сжигать в последующем. А ведь человек продолжал грешить и продолжает это делать поныне.
Убей Авраам Исаака и некого было бы приносить в жертву. Исаак был оставлен в живых, чтобы создать многочисленное потомство через Якова, которому он передал свою судьбу, свою миссию вечной жертвы человечества, во искупления грехов человека. 
Именно Исаак родил двух сыновей-близнецов, представляющих все человечество - Исава и Якова. Взаимоотношения этих братьев есть четкая модель взаимоотношений антисемит - еврей. Старший брат Исав лютой ненавистью ненавидит младшего -  Якова.

Можно спросить: за что эта ненависть? В чем провинился Яков перед Исавом?
Вы найдете в Торе много поводов для этой ненависти. Но главная ее основа ... природа этих двоих. Эти несчастные стали носителем и объектом ненависти - один (Исав) ненавидел второго, а другой (Яков) был ненавидим первым - еще до своего рождения, до появления в мире. Но как такое возможно? Кто об этом может знать? 

Об этом знает Тора. Она рассказывает нам, что борьба между братьями началась уже в утробе матери. Они дрались между собой еще в животе, что помимо физической боли вызвало глубокое беспокойство их матери. Она обратилась к мудрецам за советом и получила от них предсказание той будущей резни евреев антисемитами.

Уж так мне "повезло" в жизни, что многие вещи, описанные в Торе мне пришлось испытать на личном опыте. Возможно, мы сегодня живем в такое время, когда осуществляется многое из предсказанного в этой великой Книге. Вот так и в случае двух братьев-близнецов. Я очень близко знаком с семьей, в которое прямо перед моими глазами происходит этот феномен братьев-близнецов, один из которых ненавидит другого. Им сейчас по 14 лет и пока их жизнь и взаимоотношения разворачиваются в полном соответствие с описанием, данным в Торе. Я не знаю, как долго Господь Бог позволит мне следить за их развитием.

Но кто сегодня верит в эти «древние басни»: Рай, грех, искупительное жертвоприношение и тому подобное.
Конечно, можно не верить в предсказания Торы о грехе и искуплении. Но дело в том, что и тот древний грех и его искупление в веках и тысячелетиях, все это суть следствие духовной неполноценности человека, несовершенства его души, ведущее к вражде между людьми, к конфликтам, к ненависти и уничтожению. Не будь этой ненависти, никогда бы не было ни войн, ни уничтожения, ни страданий.

Ну зачем, например, было немцам, Германии бросится против всей Европы, против Польши, Франции, Англии, Чехословакии, Югославии, СССР? Зачем им понадобилось уничтожать 6 миллионов евреев? Чего им не хватало? А чего не хватало жителям оккупированных немцами стран, когда они с энтузиазмом помогали немцам в их черном деле уничтожения евреев?

Им не хватало покоя и мира в душе. Проявился переизбыток ненависти, толкнувшей народы к мировой катастрофе, к гибели миллионов.
Вот и сегодня народы мира то в одном конце мира, то в другом находят себе врагов, чтобы пролить кровь, совершить искупительное кровопускание и после этого успокоиться на время до следующего сеанса ненависти. А евреи - отличная мишень для всеобщей ненависти и кровопролития в полном соответствии с предсказанием Торы.

Но как же так? Неужели вся история человечества это лишь история ненависти?!
Нет, неверно!
Господь Бог создал этот мир для человека, из любви к нему. Он положил с основу мира любовь. А ненависть возникла в человеке из нежелания понять необходимость некоторых духовных ограничений, принять их. Вот почему, не смотря на все тысячелетия вражды к евреям, ненависть в душе человека является лишь временным отклонением - подростковой болезнью человечества, вроде юношеских прыщей на лице, которые пройдут по мере его взросления и возмужания и сменят ненависть на любовь к евреям, к Господу Богу, которого евреи физически представляют на земле, олицетворяют в человеческом обществе.
В своих благословениях Аврааму, Исааку и Якову Господь Бог неоднократно предсказывает их потомкам благословение со стороны народов мира.
Вот благословение Аврааму (22:18): "И благословятся в твоих потомках все народы земли..."
Вот благословение Исааку (25:4): "... и благословятся в твоих потомках все народы земли."
Вот благословение Якову (28:14): "... и благословятся тобой и твоим потомством все семьи земли."
Так, наряду с ненавистью народов к евреям Господь Бог предсказывает будущее благословение народами потомков Авраама, Исаака и Якова, того самого Якова, который "акев", к которому сегодня обращена вся ненависть народов мира.
Помните: "от любви до ненависти один шаг".
Да придет, обязательно придет любовь народов к евреям!
Когда?
Тогда, когда народы созреют и поймут духовные основы мира, поймут истоки своей ненависти, вообще, и к евреям, в частности. Это время не за горами. Уже возник в мире оплот любви - Израиль. Придет время и народы "перекуют ненависть к евреям на любовь и благословение Израиля ".

Итак, антисемитизм, ненависть к евреям в тысячелетиях истории человечества предсказаны в Торе в момент изгнания Адама и Евы из Рая и являются следствием исходного духовного несовершенства человека.

Тора предсказала ненависть человечества к евреям и так было в тысячелетиях.
Тора предсказала возрождение Израиля, и он родился 65 лет назад.
Тора предсказала благословение Израиля, надежду, символ любви всего человечества... и так будет.

*) Александр Парицкий: "Молитва", Иерусалим, Израиль, 2006, samlib.ru/p/parickij_a_s/
**) АБ МИШЕ:  "Черновой вариант", Россия, 1991, www.abmishe.com/
***) Грета Ионкис: "Евреи и немцы. В контексте истории и культуры", Россия, 2009.  /rus.ruvr.ru/2012_06_22/79012208/
****) Александр Парицкий: "Сайрус Гордон. "До библии"" (перевод на русский язык) samlib.ru/p/parickij_a_s/
*****) Александр Парицкий: "Тора Прошлого и Будущего" samlib.ru/p/parickij_a_s/