Гл. 3. Взвод

Владимир Озерянин
см.ФОТО: Шиферные домики для курсантов, на полевой базе академии, в Красном селе.
      



   До первого сентября времени оставалось с гулькин нос. Продолжалось, так называемое, сколачивание и сплачивание взводов, отделений- формальных коллективов. Взвод уже существовал до меня, пока я резвился на Ютер-богзком полигоне, минимум месяц. Пацаны, естественно, давно перезнакомились еще во время вступительной сессии, которая происходила здесь же на академической базе Красного села.


            Состав взвода был крайне разношерстным по всем показателям. По социальному статусу и по возрасту. По образованию и национальности. По физическому и умственному развитию. И много еще всяких показателей можно перечислить, которые всплыли в течении шести совместно проведенных лет. А сколько еще осталось утаенных, и мне неизвестных. Прапора соседних взводов, естественно, имея время, подобрали себе более-менее адекватных подчиненных. Мне же, с учетом моего отсутствия, достались "сливки". Они сами скучковались так, как им хотелось.

        Семьдесят, примерно, процентов составляли вчерашние десятиклассники. Затем шли фельдшера, которые закончили медицинские училища, но еще не были в армии. За ними- фельдшера после срочной службы. И только я, который и с медучилищем, и со срочной, и с контрактной службой за спиной. По возрасту все десятиклассники были на пять-шесть лет меня моложе.

 
          Взвод в общей массе встретил меня настороженно. Новоиспеченные курсанты уже прекрасно чувствовали себя и без меня. Все у них более – менее устаканилось. Было разложено по полочкам. Они давно и быстро навели справки о том, кто есть кто среди них. Взводом до меня заправлял фельдшер, на год меня моложе, после срочной службы, в звании «старшина».


      Репаный хохол из центрального региона Украины, Коля Тригуб. Увалень с корявой мордой и медвежьими повадками, не избавившийся от украинского акцента даже за годы пребывания в армии. Речь у него была такая же замедленная и корявая, как и телодвижения. Из-за чего «золотая» молодежь взвода постоянно над ним подтрунивала, и хихикала.


             В третьем взводе был еще один фельдшер с лычкой вдоль погона, Яремчук. Так как на всем курсе было их двое в старшинских званиях, то они периодически по очереди водили курс или полукурс на различные мероприятия. Разумеется, с разрешения Песенко.


            Когда строй вел Тригуб, то в задних рядах периодически творилось безобразие. Вчерашние школьники норовили идти не в ногу, шумели. И тут звучала команда от Мыколы.
-Ну! Вы! Там в заду, разберитесь!

Весь строй взрывался вспышкой смеха, а Тригуб искренне недоумевал, от чего это происходит. И продолжал рулить в том же духе. Можете не сомневаться, что и до конца шестого года обучения он произносил эту же фразу, и с тем же недоумением.


          Взвод, двадцать четыре курсанта, как и положено делился на два отделения. Отделениями тоже формально руководили сержанты. Первое отделение возглавлял сержант Тицкий, а второе младший сержант Дидора. Где и как они получили свои звания при прохождении срочной службы я могу только догадываться. Но будь их командиром в армии, прежде чем присвоить им звание ефрейтора, я еще сильно задумался бы. Это были именно то, что называется ни рыба, ни мясо.

        Возможно, что в иной ситуации-обстановке, в серой солдатской массе они и проявили бы себя, но не здесь. Здесь были иные лидеры, мажоры. Группка вчерашних школьников, которые с детства привыкли повелевать. Сынки полковников, генералов и министров. Или на худой конец детеныши родителей, прочно усевшихся на очень жирных, гражданских  должностях.

         Нет, они никогда даже не и думали о такой перспективе, как срочная армейская служба. А если и избрали армейскую службу, то только в офицерских погонах. И только на высоких должностях. Но вот незадача, нужно пройти довольно несладкий курсантский период. Вот эта,  внешне не отличимая от остальных, кучка «элитных» отпрысков, реально и создавала погоду во взводе, потому что они считали себя неприкасаемыми.

          Тригубы, Дидоры, Тицкие и им подобные, быстро смирились с таким положением дел. А некоторые старались и заискивать перед ними, и при случае стать на их сторону, потому что они могут все. Один звонок маме-папе, и сам начальник академии может застыть по стойке смирно. Дабы не таить правды для истории, перечислю их фамилии…с маленькой буквы: фролов, дмитриев, скибро, жовмир, федун, зимин…


      Нет, надо отдать должное, что не все сынки вели себя вызывающе. Были во взводе и настоящие парни, несмотря на то, что и у них родители были не лыком шиты. И они в перспективе стали и сержантами, и реальными лидерами в коллективе. Их перечислю с удовольствием, потому что именно они были опорой в моей работе. Это Сергей Сидоркевич, Юрий Мукоед, Айвар Нагимзянов, и Николай Михайлов.

     Меня ведь самого - то никто и нигде не готовил на командира взвода. Тем более взвода курсантского. Я даже завалящей школы прапорщиков не проходил. Спасибо Донике, моему бывшему НМС* полка. Во первых, именно у него я много чему научился, а во вторых, он поставил меня старшиной ПМП*, и там я немного поварился в соку по работе с личным составом. Иначе было бы совсем не сладко теперь, в «высокой» должности взводного. Добавлю, что должность эта была нештатная. А так, что - то типа общественной нагрузки.


       Но шкуру с нас снимал начальник курса и все вышестоящие, за все  действия-злодействия подчиненных, как со штатных.  И нужно признать, что мне и мне подобным, казна исправно продолжала платить денежное содержание. Сто восемьдесят рублей денежного содержания, и тридцать рэ пайковых. Итого двести десять в месяц, по советским меркам, было как раз, чтобы даже пару раз в месяц пива попить. И так полвзвода я уже назвал пофамильно. Осталась еще половина. Остальные «золотая середина», или если кому угодно-болото..

        Эти, глядя на меня выжидали, чтобы исходя из ситуации занять мою сторону или примкнуть к агрессивному меньшинству. Никитишин, Лесниченко, Бузель, Дьячек, Беляев,Скоробогатько, Цымбалов, Дербеко, Баранов, Малиновский, Лищук- в последствии- Давыдов, Сластиенко. Старались по возможности вести себя индифферентно, не нарываться. Но и при случае показывать мажорам, что они не на моей стороне.

     Но было трое и таких, как Герасимов, Ясенчук, и Секретарев. Эти так прямо из шкуры лезли на рожон, чтобы показать какие они независимые. И что я им и не командир, и вообще никто. Какие- то они были психически ущербные, что ли. Как говорят в таких случаях, Богом обиженные. Забегая далеко наперед могу сказать, что до финиша-выпуска они, да и некоторые вышеперечисленные не дотянули.


    Должен заметить, что и в других взводах ситуация и расклад, были примерно те же. Но там командиры были назначены или в период абитуры, или прибыли сразу же после нее. И уже успели более-менее подмять строптивых под себя.  Никто меня не вводил в курс дела. Я поначалу понятия не имел, что оказывается, каждый взвод готовился для определенного вида, или рода войск.


      Оказалось, что еще и отдельные факультеты тоже имеют свою специфику. И так для не изощренного читателя кратко поясню то, что я узнавал только по ходу учебы и в процессе набивания шишек, с течением времени. Меня зачислили на второй –СУХОПУТНЫЙ- факультет. А параллельно были факультеты по подготовке врачей для ВМФ и ВВС. То есть МОРСКОЙ и ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЙ. Оказывается, мне без моего ведома еще и «повезло» в какой - то мере. Большинство абитуриентов мечтало попасть в АРМИЮ СУХОПУТНУЮ!


       Но отбор был строг и бескомпромиссен. Если, конечно, не было т.н. «волосатой» лапы. Все без исключения перед поступлением проходили жесткую медицинскую комиссию. Для определения состояния здоровья. И уже там, в медицинских карточках выставляли гриф на пригодность в те или иные войска. А после поступления и зачисления происходило укомплектование курсов по факультетам. Проводилась так называемая, мандатная комиссия.


      -Итак, молодой человек, вас , после успешного прохождения вступительной сессии зачислили в ряды курсантов самого лучшего военно-медицинского ВУЗа СССР. По состоянию здоровья вы годны для службы в военно-морском флоте. Куда мы вас и определяем. Вы согласны?
-Так точно!

- Ну вот и хорошо. Следующий!
 Или:
-Да вы что? Я не желаю служить на море! Я не хочу туда! Я хочу в сухопутные войска!
-Ах вы не хотите в ВМФ? Ну и ладно. Тогда мы вас отчисляем из академии. На ваше место есть огромное количество желающих, но не добравших полбалла. Они с удовольствием пойдут служить туда, куда Родина прикажет.

    -Ой извините…, а можно я подумаю? Или сразу, я согласен!

 Так, или примерно так комплектовались факультеты, куда шли без особой охоты. Я не вникал, оно мне было ни к чему. Но на всех факультетах были свои взвода. И они тоже как - то выделялись особо. А по своему, второму факу*, я только со временем сориентировался. Так вот у нас был взвод №1. В нем готовили врачей для ВДВ. Увы, в десантники набирали примерно также, как и в моряки.


      В основном, по принуждению. Во всех остальных взводах официально готовили специалистов для ракетно-артиллерийских и сухопутных войск. Хотя были разнарядки на отдельных личностей и для других силовых структур. Типа КГБ, МВД, ВВ.  Соответственно, на каждый взвод был назначен свой командир. И так на первом взводе был тот самый Песенко. Но так как он еще и старшина курса, и ему было не до взвода, то реально взводом командовал старший сержант Слободян.


     Вторым взводом командовал прапорщик Игорь Егельский. В штате третьего взвода числился прапорщик Александр Пермяков. Но!, он исполнял на курсе роль парторга, несмотря на то, что парторганизация была еще очень малочисленной, но на перспективу! А фактически взводом командовал сержант, Богдан Цыганчук. Туда же, пятым колесом к телеге, был приписан вам уже известный Якименко.

    
       В пятый взвод органически вписался классический прапор, Валерий Савчук.
Итак вернемся пока в мой, теперь уже типа родной, четвертый взвод. В ходу оставалась поговорка- девиз: «Конкурс продолжается!». Это, видимо, было взято из абитуриентского времени, да так и сохранилось до конца…жизни последних участников курса. К моему появлению на курсе и во взводе, основные вопросы по поступлению, зачислению и т.п. уже были утрясены. Народ потихоньку начал расслабляться. Без дела конечно никто не сидел.


    На базе, как и в любом полевом лагере всегда хватает работы. Это и наряды по курсу, уборка помещений и огромная, всегда засоренная, территория. Это и масса других, складских и прочих помещений. И естественно, расписание занятий. Это и строевая подготовка, и упражнения со стрелковым оружием. А спортивные, а политические занятия! В армии всегда есть место для того, чтобы напахаться на голом месте.

 
    Большинство личного состава взвода беспрекословно выполняла все мои распоряжения. И не потому, что я владел какими - то непревзойденными командирскими качествами. Они понимали, что я всего лишь передаточное звено. А выполняют они приказы и распоряжения вышестоящих командиров и начальников. Но тем не менее, пятерка отщепенцев и примкнувшие к ним «отрицалы», старались найти малейший повод, самые узкие щели и лазейки, чтобы, по возможности, проигнорировать мои команды.


     И, естественно, за счет своих же товарищей. Пытались держать себя эти щенки спесиво и высокомерно. На мордочках было крупным шрифтом написано: «Не тронь дерьмо, вонять не будет!», и «Заденешь-пожалеешь!».

 Первые среди первых: Фролов, Фведун, Дмитриев. Им, бедолагам, здесь в лагере впервые в жизни пришлось столкнуться с такими предметами, как швабра, ведро и половая тряпка. Скребок, совок и грабли. Они же держали их в руках, поначалу, как ядовитых змей. Со сморщенными носами, выпученными моргалами, брезгливо и двумя пальцами.


    Постоянные опоздания в строй, неряшливый внешний вид, ношение военной формы с нарушениями, пререкания на каждом шагу. Утром, с подъема их было не поднять, вечером не уложить. Попытки отлынивать от работы и перекладывать свою вину на товарищей, -это и была их повседневная жизнь. Но все, что происходило на базе, это еще были цветочки. Здесь мы еще не приступали к основным занятиям.

            
     Ягодки меня ожидали впереди. Девять дней в Красном Селе пролетели мигом. Наступило время собираться на зимние квартиры. Ну, лично мне собраться, это ремнем подпоясаться. Да и у подопечных пожитков было, в руках унести. Сдали имущество, какое числилось за взводом, и пехом на ж.д. платформу. Прибыли в расположение, типа казармы, но с немного улучшенными условиями. Казарма, но курсантская. Я подошел к шефу. Он меня понял без слов.

 -У вас сутки времени. Туда и назад. За это время подыщем вам какое - то жилье, здесь, на улице Боткинской.
 Я ни с кем не прощаясь, предупредил только своего зама, что на сутки отлучаюсь, молча убыл. Снова такси, и в Пулково. Брест, роддом. Выставил медперсоналу традиционное шампанское с конфетами. И вот он заветный кулек-конверт с новорожденной, у меня на руках. Не теряя ни минуты, снова такси, аэропорт. И свой первый полет моя дочь совершила в десятидневном возрасте.


      Можно, конечно, было предупредить моих родителей или родителей жены о нашем положении. И нам бы помогли. Тем более, что от Бреста домой совсем не далеко, но я сразу предупредил супругу, что до поры до времени не хочу ставить в известность родственников о наших перемещениях. Я все еще не был уверен в том, что смогу прочно закрепиться в этом учебном заведении.


       И вот мы в Пулково. Но на этот раз уже втроем. Находим комнату «Матери и ребенка». Оставляю семью на вокзале. А сам снова мчусь на такси. Теперь уже в штаб факультета, чтобы раздобыть ключи от предполагаемой комнаты. Уточняю у дежурного по факультету, кто у них занимается квартирным вопросом.
- Майор Коклюшин. Вон там , по коридору до конца, последняя дверь налево. Нахожу, стучу, захожу, представляюсь. Маленький кабинетик. Молодой, с претензией на щегольство майор.


    -Ах, да, проходите. Я в курсе. Зайдите в кабинет напротив. Там у моей секретарши получите ключ. От тринадцатой комнаты.

 Благодарю. И перехожу в кабинет напротив. Молодая женщина занята обычным секретарским делом. Стучит по клавишам печатной машинки. Снова представляюсь. Обращаю внимание на ее лице все в волдырях, но, естественно, причиной не интересуюсь. Она открыв ящик стола, подает мне ключ. И с сочувствием произносит:

- Я слышала, что у вас совсем маленький ребенок?

 Утвердительно киваю.
- Так вот дело в том, что эту комнату для вас сегодня освободила я. И переселилась в такую же, но этажом ниже.

 -И что? - интересуюсь я.
- Вы видите мое лицо?
-Да, конечно.
- Так вот это у меня все тело такое. Там огромное количество клопов. Это они меня так искусали. А у вас совсем маленький ребенок. Я бы вам не советовала туда заселяться. Там предварительно необходимо хоть какую -то дезинфекцию произвести.
-Спасибо за предупреждение,
 -как мог спокойнее ей, ответил, а сам мгновенно вскипел. И выскочил в коридор.

     "Так вот какую жилплощадь мне подсобил начальник! Так вот как он обо мне позаботился! "

От усталости в дороге, и избытка прочих эмоций кровь жилах закипела и требовала немедленного выхода наружу. Снова стучу в кабинет Коклюшина, но уже более нагло. Врываюсь в кабинет и уже без политеса, наезжаю на коммунального клерка.
- Так что это вы мне за пенаты, товарищ майор подсунули?! А!

    -А в чем дело, товарищ Озерянин?
-Вы в курсе что у меня десятидневный ребенок?! А вы в курсе, что в той комнате полно клопов?! Вы что же предлагаете мне заселиться в клоповник!? Чтобы я потерял ребенка!?
Майор опешил. Видимо, давно уже не встречался с подобным напором. Да еще со стороны намного младшего по званию. Да еще и бесправного курсанта первого курса.

      -Да вы что? Да мы и так с трудом подыскали вам эту комнатку. Это последнее что у нас еще было. У нас полный перегруз. С жильем для семейных огромная проблема. И если бы не маленький ребенок, вы бы вообще еще не скоро что- либо получили в общежитии, -майор с большим сочувствием меня убеждал. Я не поверил, но деваться было некуда.


Продолжение в следующей главе.