Чёрная магия или Свидание с дьяволом. О фильме

Аэлло
Первое, что бросилось в глаза во время просмотра киноленты - её "перестроечность". И дело тут даже не в дате выпуска.  Чернушные нотки, квазисоциальная проблематика, а главное - напитанность эсхатологическими мотивами (зима-смерть, огненная гибель и т.д.) - вот черты, определилившие мой взгляд на картину, как на произведение переходного периода. На этом фоне вполне эзоповским приёмом выглядит перенесение времени действия в прошлое, пусть и не такое уж далёкое (1946 год). Ушедшее, поднимающее все "проклятые вопросы" современности - наверное самая удобная форма для художника, желающего высказать своё "накипевшее".  И в этом кипящем котле разыгрывается сюжет притчи о том, что Бог и дьявол совсем не внешние отвлечённые категории или образы легенд, а то, что живёт внутри нас.

Обездоленные молдавские крестьяне, как следует помятые и поломанные мясорубкой истории, изверившись в Провидение и не питая иллюзий на предмет "небожьей" советской власти, хотят поправить свои дела, заключив сделку с дьяволом. Причём весь этот "чудесный" замысел обыгран в фильме на фоне такой  сюрреалистической бытовухи, что поневоле возникает мысль о превращении соцреализма в реализм мистический, вполне в духе Мирчи Элиаде. Но румынского классика тянуть сюда за хвост я не буду, а продолжу своё духоискательство.  Персонажи "Свидания с дьяволом" очень похожи на ту бабу из сказки, что ставила по свечке "и Георгию, и змию". Их вера не имеет прочной духовной опоры, во многом она продиктована суеверием и вековой традицией, доставшейся им от предков как сундук без ключа. Тут очень забавен статус "пионера", на который постоянно ссылается мальчик Петрике, ставящий его вне божеского закона, а следовательно вне категорий зла и добра в мистическом понимании. Кстати, от этого статуса немного и серой попахивает (учитывая как в фильме вообще мелкими штрихами демонизируется коммунизм).  Но не смотря на все свои невыясненные отношения с духовностью, герои фильма весьма симпатичны и ярко выраженных злодеев среди них нет.  Дьявол просыпается в них не столько от великих потрясений, сколько от почти комичного стечения пустяковых обстоятельств, вроде находки на чердаке бывшего барского особняка книги по чёрной магии. Это и не дьявол ещё, а так - вредный бесёнок, который помаленьку вырастает в большое-пребольшое зло, задолго до кульминационной сцены ритуала в лесу. Поэтому, зрителю (мне) бессмысленными кажутся вопли "Явись", к нему обращенные. Зачем искать чёрта тому, у кого он за плечами, как заповедал нам Николай Васильевич Гоголь. Но ведь и Бог тоже за плечами. И, кажется, пионер Петрике, во всей этой ситуации нашёл для себя именно Бога, хоть вовсе его и не искал. А кого уж найдём мы с вами... Только Богу, пожалуй, и известно.

В плюс фильму без сомнения идут сочный, но не теряющий от сочности своей тонкости, чёрный юмор,  хорошая, "с изюминкой", операторская работа и так ценящееся нынче качество "атмосферность", роднящее его со стилистикой Акиры Куросава и современным артхаусом.

Короче, мне было что посмотреть и над чем подумать. А вам?

И. Мудриченко