Зачем нам Мадагаскар?

Любовь Архипова-Уральцева
Впрочем, речь не о Мадаскаре, а о нашем, российском, социуме. О том, насколько комфортно чувствует себя в нём нормальный – с точки зрения морали и нравственности – человек. Сейчас часто говорят, что мы должны воспитывать патриотов. Но, согласитесь, мало любить родную природу, знать историю своей страны. Надо ещё быть носителем нашей культуры, нашей родной речи.
А часто ли мы слышим её сегодня? Нет, не подумайте, я не брюзга и не консерватор, но всё-таки становится не по себе, когда приходится слышать жалкое подобие того, что осталось от нашей родной русской речи, от её огромного словарного богатства.
Молодёжь говорит о том, что не любит русский язык как школьный предмет. Вероятно, потому, что не знает и не стремится знать. Почему? Школьники в большинстве своём выбирают из учителей пример для подражания. Наше поколение если не копировало манеру речи, то, во всяком случае, старалось говорить так же грамотно, как говорил учитель. В то время ещё было понятно, когда говорили «о врождённой грамотности». Сейчас её, похоже, нет в природе!
 Сегодня все -- от мала до велика, от колхозника до президента – говорят, то и дело употребляя в речи иностранные слова, сленги и жаргоны. Образчиком служит малограмотная реклама, а дети её впитывают с экранов телевизоров чуть ли не с молоком матери. Сейчас не осталось классических дикторов, а есть лишь телеведущие, которые не утруждают себя поисками русских слов и форм их употребления.
А что предлагает киноиндустрия? Что ни фильм – тюрьмы с её словесными «изысками», откровенная пошлость, потому что постановщики фильма не утруждают себя тем, чтобы поднять собственный интеллект выше пупка. Импортные «шедевры» тоже не блещут. Порой задумаешься: что это, перевод-калька с оригинала, или не нашлось слов, чтобы перевести на нормальный русский язык?
Недавно, прочитав с внуком «Алёнушкины сказки», отправилась на кухню, а он остался смотреть мультфильм «Мадакаскар». По долетавшим фразам поняла: перевод – не фонтан. В утешение себе подумала, ладно, зато увидит животных этого полуострова. Прошло минут семь, и внук, обожающий мультфильмы и передачи о живой природе, пришёл ко мне: «Бабушка, выключи эту гадость». Выключила. Достала альбом и краски – рисовать зебру и льва. В душе радовалась тому, что этот маленький человечек не стал смотреть то, что ему предлагало неразборчивое телевидение. И то верно: зачем нам Мадагаскар, если у нас самих всего хватает и достаточно слов, чтобы об этом интересно рассказать?