Закарпатье - гостеприимство и ноль бандеровцев

Мирон Веклюк
 (Закарпатская обл. (До 1945г. Подкарпатская Русь)

Рецензия на «А нас - рать! Дела минувших дней» (Мирон Веклюк)

1971г

4-я Под- Карпатская Русь.

Угорская Русь.

Прочитав исторические исследования автора Мирона Виклюк на сайте….сразу вспомни-лось былое…
А какое Там вино …..!
Из винограда «Лидия и Изабелла»
Вкус его и через 50-т лет остаётся на губах и в ….воспоминаньях о
Рахове, Иршаве, г.Мукачево, УЖ- Города, Воловце и др.
Помню….по 97к. за 0,75 – «бомба», первый раз попробовал и всё…обалдел. Такого вкуса я ещё не встречал. Открываешь бутылку и …в квартире( в Горьком)…запах винограда, а вкус…..н е к т а р.Я тогда привёз целый рюкзак этого дара..Угощал друзей..все пробовали и..вкушали.
Началась поездка с Воловца. Прибыли , стали готовится в горы. Отдыхали , ходили в цер-ковь( на румынском )…нас ни кто не прогнал. Тогда первый раз попробовал – купаты…и блюда из баранины. Очень вкусно, очень. Русины с юмором, этого не отнять, по Совет-ским меркам – жили, хорошо. Лучше чем мы в СССР. Огромные дома, виноградники и винные подвалы..Радушные хозяева..угощали нас вином и своей снедью..
Утро начиналось с того , что 3-и «инструктора» играли на 3-х аккордеонах и пели(орали)
-гуцульскую народную песню «Ты ж мэне подманула ,тыж мжне подвела» до тех пор по-ка мы не начинали просыпаться. Так то вообще не плохо ( но это в 5-00 ?)
-Потом плотный «брэкфаст» и кто куда, мы на тренировку на горных лыжах.
Вечером в кино или танцы. В кино всё время, удлинённый сеанс. Фильмы показывали те…которые мы в России и не видывали + журнал. Билет стоил 35к. +20к = журнал
Его показывали в конце…кому он нужен ?- А это уже не важно…конечно чувствовалось , что «Граница» где-то рядом. Столько «Импорта!» …Ужас.
-В ГОС. магазине , мне понравилось «ветровка»
-Элета кештуя ?- Прошу 20-ть.
Я остолбенел….просит 20-ть руб.( у нас немыслимо…просит ? –Ха ! А где ОБХСС ? )
Но это ещё камушки….решил запомнить как работает это заведение , читаю..
-Выходной день – н е д е л я , ни чего себе, а когда приходить ?
-На улице - « Коко хвелин до седмого року ?- Ась ?
Мне здорово помогло то , что я в память о бабушке Мотри, стал изучать Польский язык
Вскоре меня прозвали –«Пшеводник»…Как- то это вышло само собой..Стали инструкти-ровать нас как спускаться с горы на г. лыжах. –Что делать, чего не стоит делать..
-Что ОН говорит, что ?
-Во сколько обед ?
-Где «Дабл у си ?»
-Я невольно стал переводить…так и прилипло..-Олег, что они говорят ?- , Что это ?
Много позже в Горьком я легко стал переходить на закарпатский диалект, чем много смешил своих друзей..
А как Русины поют….заслушаешь..О родном крае , о судьбе, ...легенды и сказания о Этих прекрасных горах, местах , людях..переложенные на музыку .
Вечерами собирались бабушки , и ст. поколение ( молодёжи в деревнях давно нет, на за-работках в загранице…( это тогда…) Слушали и мы раскрыв рот, местные жители прино-сили певцам снедь, что нибудь вкусненькое и домашнего вина. Светлого.
«Есентуки» - в каждом уважающем себя дворе, небольшое углубление и в нём вода из под земли ( с газам ), рядом берестяная кружка…Пей не хочу. И Пили…
Однажды съехали не по тому склону и попали в незнакомы полу - станок. До электрички добрых 4-е часа , не тащится же в гору обратно ?- Решили перекусить.
-В местной столовой( для членов профсоюза ж\ д.) нам подали шикарный обед из 4-х блюд.
-За 17ть копеек, вместо компота …чуть кисловатое красное вино..
-Повторили, осоловели, раздобрели, расслабились…чуть поезд не про моргали.
Во время перегона к нам подсели в тамбур..крепкие, не бритые ребята в ватниках с «ППШ»..- Вот те на…
-Но это оказались не грабители , а охранники туннелей.( Их в Закарпатье – тысячи) и только 2- а Главных. Ну может сотни… Много.
Пост охранника – наследственный.
Очень много беседовал со смотрителями…Они одни живут в диких горах, и ждут нас путников (по графику)…Сегодня они,.. мы уходим , прибывают пешие ещё 30-ть человек и так весь сезон. Для нас готовят ночлег, дрова и огонь..Остальное у нас с собой, еда, сна-ряжение, рация, одно ружьё ( у старшего) и 2-а пистолета у инструкторов. Они я так по-нимаю были международного класса. Как ОНИ спускались…..сказка…нам было до них далека мы: -«чайники!». Р-а з.. и на склон и пошли в ..н и з, откос, не откос, спуск, скалы им всё равно…такие прыжки…перуэты..каскад финтов..поворотов, прыжков…голова кругом. Меня на этом и подловили..- альпинист Грязнов ! – Я ! – Вам нести ящик с тушёнкой .- Оля- ля, да вы чё ребята.. ? – Ну , ладно …до вершины МЫ донесём , я там ты ?
–Годится ? – А то… - Вот олухи..
-На горе меня ждал рюкзак килограмм 50-60, на пеньке..- Ну ..вниз то ..Хе ..Хе ! Как ни-будь. –Тут то и началось.
Все уже горячий «глин- твейн» в низу пьют , а я …всё ещё еду…
-Я на- лево…рюкзак – прямо, упал. Я на право ..рюкзак – прямо..Короче в низ прибыл не О.С. , а снежный ком…весь промок, хорошо ещё , что тушёнка была в жестяных банках…
А кино ?
Припёрлись в дальнее селение и пошли за 12-ть км. в клуб.
Встретили – хорошо..Купили билеты, начался сеанс..Нас было 4-е парня и 6-ть девушек..
Напала ржачка..ржут и ржут, потом динамики которые стояли на сцене , что-то хрипят –очень, ни чего не могу разобрать…о чём фильм ?
- Когда перестали шуметь…выяснилось , что фильм на- венгерском…-Вот- те на…
Им то ( местным) привычно а нам ?..Ушли, ещё назад в лагерь сколько топать..

Олег Грязнов   31.07.2014

))PS. Какие прекрасные города :

Рахов, Уж-город,Иршава, Мукачево....
Ресторан в скале.....
 
Рахов - это мой родной город. А в Ужгороде я жил. В ресторане Скала я бывал, но это было в 70-е годы прошлого века.(Господи, как давно это было.) Он оборудован в винных подвалах императора Франца-Иосифа. Иршава утопает в яблоневых садах  и виноградной  лозе, а Мукачево расположен у подножия вулканической горы и средневекового замка, и на берегу живописнейшей речки Латорицы. Нет сомнения в том, что Вы бывали там...

Мирон Веклюк   31.07.2014

Как же-с, милостевый государь !

Бывал !

И по долгу .........и так ...в ВОЛОВЦЕ отдыхал, а уж от туда ездили ...везде.

Молод был.......

На гору "Пикуй" и "Бэскиды" хаживали...чуть в Руманешты не уехали...

Был зачарован Этим народом, их бытом, гордостью, смекалкой, добротой и

открытостью...........

И только спустя много -лет ( с 1970г...) могу отплатить им и написать про

Этот удивительный народ" Русинов"...что-то хорошее

Спасибо и ВАМ и ИМ.....

Олег Грязнов   31.07.2014
Значит хаживали Вы не токмо по русинским городам, но и прочим весям ... А я там вырос, но судьбою мне был определен другой путь... Теперь живу на Кубани. Уверен, что за все время пребывания в За-Карпатье Вы не узрели ни одного злобного бандеровца, который с неистребимой яростью желал Вам плохого.

Мирон Веклюк   31.07.2014

Н Е Т !!!!!!!!!!!!!

Очень радушные и приветливые людины !

Особенно когда ты хоть 3- слова по их разумеешь.

Был один смотритель ,...пожилой, пристрастился он со мной играть в шахматы...

На сколько могли - сблизились...

В день рождения сразу 2-х дам и 3-х прне ( на 23-е февраля) я пригласил и ЕГО

Он быль польщён и очень доволен....

Одел выходной френчь с карманами и вышел

На груди : Словенская медаль, Венгерская, румынская и наша...

"За доблестный Труд"( или усердный...)

Вот и вся история человека.........

Олег Грязнов   31.07.2014

Фото из интернета: Закарпатье. На туристических маршрутах...