Бабушка

Азман Хасбулаева
               
               
Бабушка Захрат была удивительной женщиной: чуткой, любящей, щедрой, доброй, трудолюбивой. Именно  её трудолюбие поражало. Всегда при делах,
всегда занята. У бабушки было десять коров, двадцать баранов, много кур. Она владела лугами для покосов, находящихся в нескольких местах, примерно в сто сотых, огород был огромный, около тридцать четыре сотых.
Оставшись одна после смерти деда, она вся окунулась в работу, хотя до его смерти тоже трудилась, не покладая рук. Дед, Азим, насколько я помню, ходил всегда в военной форме , оставшейся у него ещё со времён  установления  советской власти. Он по хозяйству и дому ничего не делал, наверно, здоровье не позволяло. До выхода на пенсию занимал руководящие посты. Они имели несколько домов: один в центре села, там никто не жил, два дома в хуторе. В одном большом доме расположилась начальная школа.
В других двух, соединённых между собой домах, жили они с дочерью Патимат и внуками.
 Одна большая комната бабушки была отведена для сепарирования молока и молочных продуктов. Здесь хранились пять-шесть вёдер топлёного масла,
По двадцать больших кастрюль сметаны, ожидающих  переработки в масло и три огромные бочки для хранения сыра и солёного творога, который скупали у неё жители соседнего Цумадинского района.
 Вставала бабушка с рассветом, доила коров, отправляла их на пастбище, управлялась по хозяйству и отправлялась  косить сено вручную. Домой возвращалась почти затемно, доила коров.
Часто она закупала калоши, которые пользовались спросом у женщин в горах,  большие рулоны материй, чтобы раздавать по три метра, косынки и помогать бабушке приходили односельчанки по двадцать, а то и тридцать человек в день. Также приходили и пропалывать огромные участки огорода, на котором были посеяны, в основном, картошка и кукуруза. Матрас у бабушки был заполнен соломой, одеяло было из  шерсти. Остальные матрасы были из шерсти или из ваты.

Сколько я помню, она была всегда миниатюрной и красивой. Голубые глаза, не полная, но и не худая, с красивой фигуркой и добрым лицом, и выглядела всегда молодо, прожила она восемьдесят пять лет.
Бабушка выделяла  большую часть, заработанных ею денег,  для благотворительности в своём селе. Так она отдавала деньги для построения дорог в селе, которые часто размывало летом селевыми потоками, для построения мостов в селе и на проведение питьевой воды,  жертвовала бычками, коровами, чтобы накормить людей, строящих дороги и мосты. А однажды, я помню, она купила тринадцать больших откормленных бычков и устроила на лужайке при огороде раздачу мяса по три килограмма на каждое хозяйство односельчанам, даже внутренности бычков для приготовления горной колбасы, всё раздала мудрая и умная бабушка, приговаривая: «Пусть поедят все свежего мяса от меня бесплатно, ведь уйду я из жизни, когда наступит срок и вспомнить обо мне будет нечего, а так останутся мои добрые дела».
 Раздавала деньги сиротам, кормила многих родственников и просто односельчан, одаривала их. Детям своим тоже помогала, но в меру. Всё своё состояние она завещала на общественную благотворительность, а дети, считала она, пусть сами зарабатывают своим трудом.