Хаим Сутин - счастливчик. Часть 3

Тина Гай 2
Хаим Сутин моментально становится знаменитым, цены на его картины быстро растут, особенно в Америке, куда его картины привозит странный фармацевт - доктор Барнс.


Он скупил за три тысячи долларов все картины этого очень странного художника. Поль Гийом пишет о Сутине большую статью в журнале «Искусство в Париже». Нищета отступила.


Зборовский начинает выплачивать на ежедневные расходы в пять раз больше и нанимает ему собственного водителя. У «эксперта по голоду», как Сутина назвал Шолом-Алейхем,   появились деньги, а на Монпарнасе Хаим становится героем.


Все деньги он тратит на одежду, постепенно превращаясь в модного денди. Друзья учат его, как носить костюм, что покупать,  как пользоваться носовым платком.


Сам Сутин любит маленькие серые шляпы, которые покупает в большом количестве. Элегантные рубашки, шелковые шейные платки, дорогие костюмы, красный шарф, дорогие галстуки...


Но в душе он остается тем же маленьким мальчиком из бедной Российской окраины, буржуа из него не получился. Все заводили кошечек или собак, он стал водить к себе многочисленных старушек, которых называл своими родственницами. Некоторые говорили, что он с ними спит, но он их просто кормил и рисовал.


Но, самое главное,наконец-то у него появилась  собственная студия на площади Клема, из окна которой открывался великолепный вид на Сену, напоминавший ему о Двине, реке его детства.


Он покупает большую бычью тушу, такую, какую видел, когда они с Осипом Цадкиным жили в подвале, на скотобойне. Она находилась прямо у них во дворе. Здесь художник мог наблюдать, как каждый день несчастных животных сначала ведут на убой, а потом разделывают их кровавые туши.

 
Свою тушу  Хаим подвешивал в мастерской и начинал ее рисовать. Когда туша теряла цвет, его подруга Пуалет Журден вкачивала шприцем в тушу порцию настоящей крови, чтобы она вновь стала кроваво-красной.


Вскоре вокруг туши начинали летать мухи, потому что художник писал медленно,  на улице стояла жара, соседи сбегали от смрада и запаха, посыпались жалобы в службу гигиены.


Однажды они пришли в мастерскую, Хаим испугался и спрятался, на защиту встала его верная Пуалет, которая объяснила, что художник еще не закончил работу.


Так в 1925 году Хаим Сутин создал серию «Битые животные», в том числе «Забитые быки», на создание которых его вдохновил Рембрандт.


Всего было создано шесть картин с бычьими тушами, пять из которых сегодня находятся в известных музеях мира, а шестая продана в 2006 году в частную коллекцию почти за четырнадцать млн долларов.


В этот же период у него появляется множество других натюрмортов с битой птицей («Курица», «Петух), мертвой рыбой, подвешенными за ноги и головы животными, которых он притаскивает себе в мастерскую. Запах стоял еще тот! За это его мастерскую прозвали «Бойня Сутина».


С женщинами, которые всегда опекали художника,  ему везло. Жить с таким странным человеком было нелегко. Пуалет рассказывала, что, кроме язвы желудка, Хаим страдал лунатизмом. Однажды ночью он встал и начал с ней танцевать. Потом также неожиданно снова лег.

 
Пуалет была помощницей и дальней родственницей  Зборовского. Сутин увидел ее в галерее коммерсанта и попросил стать его моделью. Девушка согласилась. До этого у Хаима были другие женщины, с которыми его знакомил Модильяни. Одна из них, самая полная,  ему особенно нравилась, потому что напоминала  о детстве, матери и родном доме: именно такие теплые женщины его окружали в далекой России.


Позднее у него появилась Дебора Мельник, давняя знакомая из Вильно, у которой родилась от него дочь, но он ее не признал. Перед самой войной Хаим Сутин познакомился с еврейкой, бежавшей из нацистской Германии, Гердой Грот.


Вместе они прожили три года. Правда, Герда говорила, что  он стал бы жить с любой женщиной, которая согласилась бы ухаживать за ним. Герда действительно стала ему хорошей помощницей, она заботилась обо всем, даже о том, чтобы у него всегда была натура.


Когда Хаим Сутин замыслил написать серию пейзажей с детьми, она им покупала шоколад и приводила к художнику, чтобы он мог с них писать. Герда оставила свои воспоминания о жизни с Сутиным.


Вскоре он сходится с Мари-Берт Орнеж, бывшей женой художника Макса Эрнст. С ней художник жил до самой смерти, она же его, смертельно больного, везла в Париж на операцию, но спасти его было уже невозможно.

 
В 1927 году, в тридцать три года,  проходит первая выставка Хаима Сутина в Париже, чуть позднее Барнс устраивает выставку его работ в Америке,  в 1928 году выходит первая монография о гениальном художнике XX века, написанная  Вальдемаром Джорджем.


С этого времени краски пейзажей Хаима Сутина светлеют, становятся не такими кроваво-красными, наступает лирический период его живописи. Наконец-то он может поехать на курорт подлечить свою язву.


В 1926-1927 годах художник живет в доме, который купил Зборовский специально для работы в нем художников, но отношения со Зборовским становятся все более и более напряженными. Ссоры  возникают из-за денег и происходят все чаще. Сутин вынужден переехать из своей мастерской в отель.

(Окончание следует)


Авторский блог
http://sotvori-sebia-sam.ru/xaim-sutin-3/