Гений универсального мышления- Павел Флоренский

Юрий Жданов 2
                Памятные даты
                К 120-летию П.А. Флоренского (1882-1937)

ГЕНИЙ УНИВЕРСАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ


                Из убеждений своих ничем никогда не поступаться.
                Помни, уступка ведет за собой новую уступку, и так-
                до бесконечности.
                П. Флоренский

                Как всегда в моей жизни, трудность работы лишь привлекала меня…»
                П. Флоренский

Леонардо XX века

Его часто сравнивают с Леонардо да Винчи. И заслуженно. По многогранности таланта, энциклопедичности и системности знаний, творческой плодовитости и опережению возможностей своего времени- они величины одного порядка.
Хотя их разделяют более четырех веков, есть человеческая черта, независимая от времени- это жажда познания окружающего мира. И в этом они- родственные души. И Леонардо и Флоренский всю жизнь испытывали ненасытную жажду познания.
Флоренскому не удалось полностью реализовать свои возможности. В 1933 году он был арестован и сослан в восточносибирский, в 1934 году переведен в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН) и в 1937 году расстрелян. Он- одна из многочисленных жертв террора. Но даже то, что он успел сделать- грандиозно.

«Детям моим»

Он родился 9 января 1882 года около местечка Евлах Елисаветпольской губернии (ныне Азербайджан). О своей жизни он поведал в мемуарах «Детям моим». Вот некоторые фрагменты его воспоминаний: «Отец мой, инженер путей сообщения… строил участок Закавказской железной дороги. И вся семья жила в товарных вагонах железной дороги на месте будущей станции. Отец мой в раннем детстве потерял своих родителей и еще маленьким мальчиком должен был существовать собственным заработком. Родители матери тоже скончались до моего рождения… Семья наша была велика (7 детей и несколько теток) и жила исключительно на жалованье отца. Материальное положение стало улучшаться лишь в последние годы жизни отца, который умер в 1908 году…Отчасти по недостаточной обеспеченности, отчасти по убеждению родителей семья жила очень замкнуто и серьезно… в доме было много книг и журналов, на что урезывалось от необходимого… Детство я провел сперва в Тифлисе и в Батуми, где отец строил Ахалцыхскую дорогу, затем снова в Тифлисе.
Почти все, что приобрел я в интеллектуальном отношении, получено не от школы, а скорее вопреки ей. Много дал мне отец лично. Но главным образом я учился у природы, куда старался выбраться, наскоро отделавшись от уроков. Тут я рисовал, фотографировал, занимался. Это были наблюдения характера геологического, метеорологического и т.д., но всегда на почве физики. Читал я и писал тоже нередко среди природы. Страсть к знанию поглощала все мое внимание и время. Я составил себе стенное расписание занятий по часам… В чтении моем, несомненно, была система… чутьем я угадывал, что мне нужно и что не нужно».

Жажда знаний

Эту зародившуюся в раннем детстве жажду знаний он будет утолять всю жизнь.
И успехи на этом пути кажутся неправдоподобными. Окончив гимназию в Тифлисе, поступил в 1900 году на физико-математический факультет Московского университета. Но и здесь главным для него были не лекции, а самостоятельные занятия в библиотеке. Он так говорит об этом: «… в каждом вопросе моим стремлением было углубится в него до конца наличных возможностей».
Одним из его руководителей в университете был будущий «отец русской авиации» Николай Егорович Жуковский (1847-1921). Но не только математикой и физикой занимался Флоренский. Он посещал также в университете лекции по философии и работал на философских семинарах. Но и этого ему было мало. Он участвовал в организации историко-философического общества на историко-филологическом факультете университета. После окончания университета Н.Е. Жуковский оставил его на кафедре математики. До сих пор важны его работы в области математики «О символах бесконечности» (1904)- это первая в России публикация по теории множеств; «Мнимости в геометрии».

Поиски истины продолжаются…

Вы думаете, что это все, чем занимался во время учебы Флоренский? Еще в гимназии он наметил себе программу познания. И вот с целью познания истории мировоззрения народов он, не прерывая занятий математикой, поступил в Московскую духовную Академию. И здесь он погрузился в библиотеку, которая по своему профилю считалась лучшей в мире. Здесь, в Сергиевом Посаде, он занимался и научной работой. Написал кандидатское сочинение «О религиозной истине» и стал доцентом, а затем профессором кафедры, которая сначала называлась историей философии, а затем историей мировоззрения.
В 1908-1919 годы он преподавал в Московской духовной Академии, создал интереснейшие курсы по истории философии, философии культуры и культа. В 1911 году он стал священником. В 1912-1917 годах был редактором журнала «Богословский вестник». В 1914 году Флоренский защитил магистерскую диссертацию под названием «Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи». Теодицея (от греческого «теос»- бог и «дикэ»- справедливость) переводится как «богооправдание», то есть объяснение вопроса: почему так много зла на земле, созданной Богом. За эту работу Флоренскому присудили ученую степень магистра богословия.
Эти его успехи в области богословия были бы невозможны без глубоких знаний в области философии, истории… Флоренский не был бы Флоренским без своих успехов в других областях познания…

После 1917…

После Октябрьской революции 1917 года Флоренского пригласили работать в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры. Он спасал от уничтожения ценнейшие памятники отечественной культуры, передавая их в Государственный Исторический музей. Художник М.В. Нестеров в своей картине «Философы», написанной в 1917 году, дает нам возможность увидеть Флоренского тех лет, беседующего с философом С.Н. Булгаковым.
В 1921 году Флоренского избрали профессором Высших художественных мастерских (ВХУТЕМАС). Здесь он занимался вопросами перспективы в живописи и вел занятия.
С 1920 года служил на Московском заводе «Карболит», руководил испытаниями заводской продукции. С 1922 года перешел на работу в Главэлектро.

Флоренский и… электротехника

В Главэлектро он проводил исследования по электроизолирующим материалам- диэлектрикам. Сделал в этой области важные открытия. Как крупного специалиста в области электротехники, его пригласили участвовать в разработке плана государственной электрификации России (ГОЭЛРО). Вот свидетельство одного из участников этой работы, крупного ученого, академика Н.Н. Семенова: «Прихожу в Главэлектро. Огромная комната- зал, где сидят за столами человек пятьдесят. Вдруг замечаю среди работающих тут инженеров необычайную фигуру- монах в черной рясе с крестом на груди… Спрашиваю: что это значит? Кто это? Говорят, занятная личность: окончил блестяще электротехнический институт, а потом неожиданно пошел в духовную академию и, окончив ее, постригся в монахи. А вот недавно опять стала манить электротехника. Пришел в Главэлектро, работает хорошо, владеет теорией электричества прекрасно, а рясы снимать не хочет». (В этих воспоминаниях две неточности: Флоренский учился в университете, а не в электротехническом институте; он был священником, а не монахом.)
Флоренский работал также в одной из комиссий Высшего Совета народного хозяйства. С 1927 года был соредактором «Технической энциклопедии». Написал для нее более ста статей. Его многочисленные изобретения в различных областях науки и техники применялись в народном хозяйстве. Он, энциклопедически образованный человек, умевший универсально мыслить, сказал свое важное слово во многих областях знаний.
Математик, физик, инженер-изобретатель, философ, историк, теоретик искусства, богослов, лингвист, этнограф… Свое слово он сказал и в только зарождавшихся науках: кибернетике, семиотике (наука о знаковых системах). Он собирал и записывал фольклор, выпустил сборник частушек, собранных им в Костромской губернии. Публиковал рецензии на учебники грамматики. Даже находясь в Соловецком лагере, он до самой смерти продолжал заниматься научными исследованиями (в частности, свойства йода), писал литературные произведения.  На такое способен только очень мужественный волевой человек. Его наследие изучено пока лишь частично. Опубликована значительная часть его работ. Но полное постижение вклада Флоренского в мировую культуру еще впереди.
                Юрий Жданов       2002 г.

П. Флоренский.    Иконостас (фрагмент)

…В основе иконы лежит духовный опыт. Соответственно этому, по источнику возникновения, иконы могли бы быть подразделены на четыре разряда, а именно: 1) библейские, опирающиеся на реальность, данную Словом Божиим; 2) портретные, опирающиеся на собственный опыт и память иконописца- современника изображаемым им лицам и событиям, которые ему привелось видеть не только как внешне-фактические, но и как духовные, просветленные; 3)писанные по преданию, опирающиеся на устно или письменно сообщаемый чужой духовный опыт, бывший некогда, во времена предыдущие; 4) и наконец, иконы явленные, писанные по собственному духовному опыту иконописца, по видению или таинственному сновидению.
Не только в Восточной Церкви, во времена ее внутренней устойчивости, это понимание икон, как писанных по видениям, было существенным, но даже на Западе и притом во времена, наиболее далекие от мистических созерцаний, тайно жила вера в явленность икон, как норму иконописания; и то, что признавалось и признается воистину достойным благоговения и поклонения, производилось не от земли, а из небесного источника.
Разительный пример тому- Рафаэль. В письме к другу своему графу Бальдассаре Кастильоне он оставил несколько загадочных слов, разгадка которых сохранена в рукописях другого его друга- Донато д` Анжело Браманте:
«В мире так мало изображений прелести женской; посему-то я прилепился к одному тайному образу, который иногда навещает мою душу». Что значит зто «навещает мою душу»? А вот параллельное сообщение Браманте: «Для памяти и для собственного удовольствия здесь я хочу сохранить чудо, которое доверил мне дорогой друг мой Рафаэль и приказал таить под печатью молчания. Однажды, когда я ему с открытым и полным сердцем выражал удивление над прелестными образами Мадонны и Святого Семейства и убедительно просил его, чтобы он  разгадал мне: где, в каком мире он видел эту несравненную красоту, трогательный взгляд и выражение неподражаемое в образе Пресвятой Девы? С юношеской стыдливостью, со скромностью, ему свойственной, Рафаэль несколько времени хранил молчание, потом, сильно тронутый, со слезами бросился мне на шею и открыл свою тайну. Он рассказал, что от самой нежной юности всегда пламенело в душе его особенное святое чувство к Матери Божией; даже иногда громко произнося Ее имя, он ощущал грусть душевную. От самого первого побуждения к живописи он питал внутри себя необоримое желание- живописать Деву Марию в небесном Ее совершенстве. И ночь и день беспрестанно неутомимый дух его трудился в мыслях над образом Девы, но никогда не был в силах удовлетворить самому себе; ему казалось, что этот образ все еще отуманен каким-то мраком перед взорами фантазии. Однако иногда будто небесная искра заранивалась в его душу, и образ в светлых очертаниях являлся перед ним так, как хотелось бы ему написать его; но это было одно летучее мгновение: он не мог удерживать мечты в душе своей. Непрестанное беспокойство волновало дух Рафаэля; он только мимоходом взирал на черты своего идеала, и темное чувство души никогда не хотело преобразиться в светлое явление; наконец, он не мог удерживаться долее, трепетной рукою принялся живописать Мадонну; во время работы внутренний дух его более и более распламенялся. Однажды ночью, когда он во сне молился Пресвятой Деве, что бывало с ним часто, вдруг, от сильного волнения, воспрянул от сна. Во мраке ночи взор Рафаэля привлечен был светлым видением на стене против самого его ложа; он взглянул в него и увидел, что висевший на стене, еще недоконченный образ Мадонны  блистал кротким сиянием и казался совершенным и будто живым образом. Он так выражал свою божественность, что градом покатились слезы из очей  изумленного Рафаэля. С каким неизъяснимо-трогательным видом он смотрел на него очами слезными, и каждую минуту, казалось ему, этот образ хотел уже двигаться; даже мнилось, что он двигается в самом деле. Но чудеснее всего, что Рафаэль нашел в нем именно то, чего искал всю жизнь и о чем имел темное и смутное предчувствие. Он не мог припомнить, как заснул опять; но вставши утром, будто вновь переродился: видение навеки врезалось в его душу и чувства, и вот почему удалось ему живописать Матерь Божию в том образе, в каком он носил Ее в душе своей, и с тех пор всегда с благоговейным трепетом смотрел на изображение своей Мадонны.- Вот что мне рассказал друг мой, дорогой Рафаэль, и я почел это чудо столь важным  и замечательным, что для собственного наслаждения сохранил его на бумаге».
Так объясняются слова Рафаэля о тайном образе, иногда навещающем его душу.

Рассказ Юрия Жданова «Гений универсального мышления- Павел Флоренский» опубликован:
1. Юрий Жданов. Гений универсального мышления. Газета «Радость» № 1, 2002. Стр. 20- 22
2. Юрий Жданов. Великие имена. Сборник статей. М. Изд-во МХШ «Радость». 2005. 140 с. Стр. 120- 126 (Гений универсального мышления)
3. Юрий Жданов. Великие имена. Сборник статей. М. Изд-во МХШ «Радость». 2009.   184с. Стр. 120- 126 (Гений универсального мышления)
4. Юрий Жданов. Великие имена. Сборник статей. М. Изд-во МХШ «Радость». 2012.    184 с. Стр. 120- 126 (Гений универсального мышления)
5. Юрий Жданов. Гений универсального мышления Павел Флоренский. «Детская Роман-газета» № 2, 2008. Стр.22- 23

Газета «Радость» издается с 1993 года Центром творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» (ЦТРиМЭО «Радость»).
Начиная с 2009 года полное содержание газеты «Радость» размещается также на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость»): www.radost-moscow.ru

Перечень рассказов Юрия Жданова, размещенных на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость») смотрите на сайте: проза.ру Юрий Жданов 2 (Рассказ «Рассказы Юрия Жданова на сайте ЦТРиМЭО «Радость»)

Перечень рассказов Юрия Жданова, опубликованных в «Детской Роман-газете», смотрите на сайте: проза.ру Юрий Жданов 2 (Рассказ «Рассказы Юрия Жданова в «Детской Роман-газете»)