ЛЮСЯ

Леонид Патракеев
         Дверь старого деревенского дома, закрывалась с трудом. Прижав ее ногой, я продел замок в засов и закрыв его, спрятал ключ под коврик, как всегда делала моя мать. Прошло почти два года, как она умерла и дом, став вдруг никому не нужным, медленно разрушался.

Я приехал сюда на неделю, навестить могилы родителей и повидаться с младшим братом. Трещина в отношениях с ним, появившаяся давно, не зарастала, его отчужденность приносила мне боль, не найдя себя в жизни, он пил запоями, принося горе всем, кто его окружал. Разговаривать с ним пьяным –  было невозможно, а трезвым  на разговор, он не шел. Все мои попытки были бесполезны, брат не хотел меня ни слушать, ни слышать.   Зная, что я приеду, он накануне,  будучи сильно поддавшим, устроил  драку, где ему хорошенько попало и  теперь  с синяками на лице, сидел дома.    Взглянув на дом, где он жил,  я зашагал к разрушенной деревенской церкви.

 За последние годы, она еще более обветшала, кругом, зарастая бурьяном, лежала ржавая старая техника. Миновав церковь, я прошел сквозь заброшенное старое кладбище и вышел в лес, что окружал церковь с трех сторон. Где – то здесь была полянка с земляникой, куда мы приходили в детстве,  чтобы собрать несколько горсточек ягод. Я понимал, что за эти годы, изменившие все вокруг, поляна могла исчезнуть, но надежда найти ее жила и я ходил по лесу, далеко не уходя от ограды.  Отодвинув густо разросшиеся березки, я вдруг увидел девочку лет десяти, которая удивленно смотрела на меня.

- Здравствуйте, - поздоровалась она.
- Здравствуй,- ответил я, - ты местная?
- Нет, я к бабушке на лето приехала, вот наш дом,- и она показала рукой на первый от церкви дом.
- А я здесь родился и вырос, когда то давно  тут была полянка с земляникой, думал найти ее, да  никак не получается, наверное, заросло  все.
Девочка внимательно посмотрела на меня.   
-Здесь есть одна полянка, мне бабушка показала, я могу Вас отвести туда,- предложила она.
-Вот спасибо, - обрадовался я.

Мы пошли с ней, раздвигая густо поднявшуюся поросль, и вскоре вышли на полянку. Я не мог поверить своим глазам – она была точно такой, как я ее помнил. Небольшой клочок земли был усыпан ярко красными ягодами. Опустившись на колени, я набрал горсть ягод и опрокинул в рот. Вкус их словно перенес меня в детство. Я снова был на своей полянке, так же густо вокруг росла земляника и разогретые солнцем все так же стояли высокие сосны.

-Что же ты не ешь? – спросил  я девочку, заметив, что она так и не сорвала ни одной ягоды.
- Бабушка говорит, что ягоды здесь можно есть, если ты для церкви что – то хорошее сделала, так она тебя  благодарит. А я пока ничего хорошего не сделала.
Моя рука, протянутая за очередной ягодой, замерла на месте.

-Что же мы хорошее можем для нее сделать?   
-Я не знаю,- пожала девочка плечами, - только бабушка говорит, что поклоняться ей надо и помнить. А церковь тебя всегда отблагодарит.
- А  хочешь, я расскажу, какой она была  раньше? – спросил я.
- Хочу, а Вы, что, ее видели, когда она еще действовала?
-Нет,- рассмеялся я, - я думаю, даже твоя бабушка не видела действующую церковь, просто у меня есть последняя фотография, которую сделали перед тем, как ее разрушить. А ведь она у меня дома,  может лучше не рассказывать, а показать тебе. Можно,  я приду  к вам вечером?
-Приходите, а сейчас я пойду, а то бабушка будет беспокоиться.

Она пошла по тропинке.

-Подожди, - окликнул я ее, тебя как зовут?
- Люся,- отозвалась девочка и исчезла за деревьями. Я остался один на поляне, вдруг увидев ее по - другому и  неожиданно для себя почувствовал правоту в словах девочки.

Фотография церкви у меня действительно была. Несколько лет назад я нашел ее в интернете, а друзья, которые профессионально занимались фотографией, помогли качественно ее распечатать и даже сделали цветной. Собираясь в этот раз,  я случайно положил ее вместе с другими бумагами, которые брал с собой.   
 
Когда вечером я пришел к ним, Люся сидела на скамейке возле дома, поджидая меня.

-Ну вот,- я протянул ей фотографию,  такой ее построили почти 150 лет назад.
Девочка взяла фотографию и стала  рассматривать. Сзади скрипнула дверь, и на крыльцо вышла старая женщина. Мы поздоровались, а Люся протянула бабушке снимок. Подслеповато щурясь, женщина долго рассматривала фотографию.
-Восьмой десяток живу, а целой церкви и не видела, такой, как есть – с детства помню.  Только по рассказам мамы  и представляла, а тут сподобил Господь увидеть, спасибо тебе.

Что же мы на крыльце то стоим,- спохватилась она, пойдем в дом, чаю выпьем.
 
Мы прошли в дом, за чаем, женщина рассказывала о себе и расспрашивала меня. Уехав из села в 17 лет, я не помнил ее, а она меня помнила и прекрасно знала моих родителей. Люся в нашем разговоре не участвовала, стоя у окна, из которого была видна разрушенная церковь она, держа в руках фотографию, переводила взгляд со снимка на обвалившиеся стены, словно пыталась понять, как можно было уничтожить все это. Повернувшись к нам, она вдруг попросила:
-Подарите мне фотографию, пожалуйста.
Расставаться с фотографией мне не хотелось, но взглянув в умоляющие глаза девочки, я согласился.
- Хорошо, Люся, пусть снимок будет у тебя.
-Спасибо, - глаза девочки заблестели радостью,- бабушка, можно я фотографию повешу рядом с этим окном, тогда утром, когда проснусь, я буду сначала  видеть церковь такой, какой она была.
- Вешай, Люсенька, вешай.

Я помог  девочке кнопками прикрепить фотографию к стене и, сделав несколько шагов от окна, оглянулся. Две церкви были перед глазами – великолепие прошлого и разрушение настоящего соединились вместе, и не было здесь только одного – будущего.  И в этот миг луч уходящего солнца вырвался из-за  облаков, отразился в зеркале и вдруг ярко высветил церковь на фотографии.  В полумраке комнаты это было так неожиданно и вместе с тем потрясающе красиво, что мы, замерев, не отрываясь, смотрели на нее, как на чудо. 
Немного погодя, я попрощался с Люсей и ее бабушкой и пошел к себе. Возле дома меня ждал брат, и впервые за много лет нам удалось поговорить. Проводив его, я посмотрел в сторону разрушенного храма.

-Сделайте, что-нибудь хорошее для церкви, и она отблагодарит вас,- вспомнил я слова девочки и улыбнулся.

 Там, где стояла церковь,  было темно,  только светились окна дома, где, наверное, уже спала Люся, чтобы утром, проснувшись, первым делом увидеть не разрушенную, не забытую,  и не смотря ни на что живущую в памяти и сердцах людей, церковь.