Воспоминания о прoшлом 6

Анатолий Шалаев
               

В Инстотуте металлофизики я работал в отделе проф.И.Я.Дехтяря.Чудесный человек и
крупныё учёный.У него я делал дипломную работу и по ней учитель написал статью,где
была и моя фамилия.Это была большая радость и гордость.Мне дали тему О поведении
вещества в поле мощного гамма-облучения.Тогда это было в новинку у нас в России.Да
и за границей было 10 – 15 работ.За три года я наработал массу материала.Защитил канн-
дидатскую диссертацию.Защита была в Киевском университете,так как шеф считал,что
в Институте меня не поймут.По ней написал маленькую монографию и послал в Москву
в Атомиздат.Шеф не захотел стать соавтором.Я думаю боялся,что в Москве книжку
отфутболят.Но её напечатали.Редактором был чл.-корр.АН  СССР Конобеевский.Он за-
нимался похожей проблемой и ему работа понравилась.За книжку я получил первый
гонорар.Где-то около 2 тысяч,но это были для меня огромные деньги.Мой друг В.В.Не-
мошкаленко по протекции нашего директора,кторый заметил его ещё в КПИ,поступил
на работу в Президиум АН УССР в должность зав.научно - организационного отдела.
Он позвал меня к себе в отдел на должность научного сотрудника – консультанта.Я сог-
ласился и перешёл в Президиум,но за мной оставили в Институте должность научного
сотрудника и мою группу.В Президиуме я проработал 5 лет на разных должностях.Был
учёным секретарём Отделения физики,зам.Главного учёного секретаря,и временно учёным
секретарём подкомитета по Гос.премиям Украины,учёным секретарём комиссии по ате-
стации кандидатов в член—корры и академики по Отделению физики.Одновременно я 
вёл научную работу а Институте.Работа в Президиуме хорошая школа по организации
науки.Кроме того я познакомился с работой всех Институтов Отделения Физики.Зна-
комился также с работой небольших предприятий,которые хотели влиться в Академию.
Работал некоторое время в аналитическом подотделе,который занимался прогнозирова-
нием и оценкой работ зарубежных институтов с целью определить ценность работ для
практики и военной промышленности.Объездил всю Украину с различными комиссиями.
В общем я не жалею потраченных лет,хотя это тормозило мою личную научную работу.
Единственный недостаток – я потерял уважение к новоизбранным членам Академии и
Лауреатам премий,так как видел всю подковёрную возню.Давление ЦК при продвижении
своих ставленников.Торговлю членов комиссии/а это как правило были старые заслуженные учёные/.Они продвигали своих талантливых друзей вопреки мнению партии.
В их силах было завалить любую бездарь даже поддерживаемую ЦК.Т.к.вакансий было в
обрез они заключали сделку с ЦК.Им дают нужную им вакансию,а они пропускают нуж-
ную для ЦК кандидатуру.Работа в Президиуме намного расширила мой кругозор.Может
я ещё вернусь к этому времени,но несколько позже.В конце концов мне надоела работа
чиновника,хотя и интересная и я вернулся в Институт к научной работе.Правда год я про-
работал по просьбе директора учёным секретарём Института.
Мой друг В.В.Немошкаленко стал академиком АНУССР и директором нашего Института.
Ещё один мой приятель по Президиуму пошёл в чиновники.Попал в Совет Министров
Украины и закончил карьеру заведующим оборонным отделом.Может и мне следовало
продолжить работу чиновника,но судьба играет с человеком,а человек играет на трубе.
Я не жалуюсь.У меня был прекрасный тыл,чудесная жена и сын.Хорошие жилищные
условия,благодаря работе в Президиуме и интересная работа,которая к сожалению за-
кончилась с приходам грёбанного капитализма и самостийностью Украины,так как мои
исследования были тесно связаны с Россией,ускорителями элементарных частиц,атом-
ными реактирами,оборонкой.За все исследования нужно было платить,а в институте не было денег.А внешние связи были разорваны.Но вернёмся к былой действительности.
Тема моей работы была по-прежнему связана с исследованием действия радиации на ме-
талы и сплавы.Работая в этом направлении,написал и опубликовал более 150 научных
работ и ещё 4 монографии.Длительное время
работал в содружестве с Отделом реакторного материаловедения,где начальником был
мой друг В.Карасёв.Отдел.этот в Институте ядерных исследований АН УССР.В Институте
был линейный ускоритель нейтронов и ядерный реактор.А также модельный маленький
реактор.Вокруг Института была так называемая зона отчуждения,где почти ничего не было.Окружена она была бетонным забором,который в некоторых местах искрошился из-за,как всегда паршивого качества.В зоне отчуждения всё таки был один объкет.На входе
в зону отчуждения была проходная с дежурным милиционером и бюро пропусков.Без
пропуска нни-ни не войти,но через дырку в заборе пожалуйста.Однажды там случилась почти трагедия.Этот один объект было подземное хранилище радиоактивных отходов и
твелов.Однажды пьяный техник забыл закрыть амбарный замок.А на хранилище не было
даже сигнализиции.В зону отчуждения забрались детишки,заглянули в открытое хранилище и вытащили пару деталей – отработанные твелы.Один сотрудник института
увидел страшные игрушки,отнял и поднял шум.Скандал был неимоверный.Дошло до ЦК.
После этого починили забор и установили согнализацию.Детишек обследовали.К счастью 
твелы были очень старые и дети играли ими недолго.Так что на этот раз обошлось.
Ещё один курьёз случился на модельном реакторе.Правда с тяжёлыми последствиями для
дурака.Реактор – обложенная бетоном яма,заполненная водой,диаметром около 15 метров.
Внутри механика,рельсы,по ним движутся твелы,меняя конфигурацию.Ещё графитовая защита в виде трубок.Они опускаются и поднимаются,регулируя взаимодействие твелов.
Но,почти по Задорнову.К защтите привязаны верёвки,которые через блок под потолком и
на рельсе попадают в руки оператора.Однажды в конце смены,когда физико-механики
заправляются спиртом,один из них решил не обходить реактор.а пошёл прямо по швеллеру,переброшенному через реактор.Где-то на середине он потерял равновесие и  схватив регулирующую верёвку рухнул в воду.При этом сорвал с твелов защиту.Реактор
заработал на полную мощность/хотя она была нулевая/,взвыли сирены затрещали счётчики.Обсуга из здания,где находился реактор,выбрасывались прямо в закрытые окна.
Благо здание было одноэтажное.В общем быстро разобрались учёные,ликвидировали ЧП,
но виновник получил лучевую болезнь и стал инвалидом.
Ещё один казус,связанный с безответственностью и дуростью.При реакторе были так на-
зываемые горячие камеры,в которых хранили облучённые образцы и объекты.Камеры были оборудованы манипуляторами и свинцовыми толстыми стёклами.Однажды прие-
хали командировочные за облучёнными образцами.Почему-то опоздали и прибыли в Ин-
ститут поздно/работа персонала пол обычного рабочего дня/. В отделе задержался один
оператор.Ну они к нему и пристали,чтобы он отгрузил им в контейнер образцы.Не хотелось ещё сутки торчать в Киеве.А оператор не умел работать с манипулятором да к
тому же был слегка выпивши.Ему дали литр спирта.За валюту он не сумяшась залез в камеру и почти в ручную загрузил контейнер.Ну и получил по дурости лучевую болезнь.
В целом техника безопасности была на высоком уровне и персонал хорошо обучен.На
Реакторе за много лет не было нештатных ситуаций.Но никакая техника безопасности не
спасёт от дурака,тем более на самом низу научной иерархии.
В Институте наш отдел,кроме фундаментальных проблем а области изучения электронной
структуры и электронных свойств.занимался и прикладными работами.Нужно было зара-
батывать хотя бы на новое оборудование.Сейчас я с лёгкой душой могу кое о чём рассказать.Гриф секретности был на 25 лет,о прошло уже около 50.Мы разрабатывали сплав для аккумуляторов,в которых электролит морская вода.Для торпед.Это удобно,так как снаряды можно хранить на складе сколько угодно,а источник энергии начинает работать как только попадает в воду.Мы разработали оптимальный сплав и хорошую технологию.Но технология не пошла.Завод,выделенные на ноухау деньги,пустил на технику безопасности,т.к.салавы содержали ртуть.А сплавы пошли.Потом разрабатывли термоэ-
лектрические преобразователи энергии для управления приборов подводных ракет.
Наш Инстиут почему то сделали головным по общей энергетике.А начинка ракет была
ядерный реактор.Были разные проекты в том числе,когда морская вода поступала в центр реактора,там она превращалась в пар и вырываясь через сопло двигало ракету с большой 
скоростью.Начинка ракеты была термоядерная.Предполагалось,что снаряд будет автоно-
мен,захоронен на дне океана и по сигналу извне может понестись к цели.Реакор как источник энергии или двигатель в заглушенном состоянии,а также термоэлектронные пре-
образователи энергии,в которых нагреватель был тепловыделяющий изотоп мог ожидать
пуска 50-100 лет.Такой же срок эксплуатации был и у оболочки объекта из сплавов титана.
Работу мы закончили.Были ли созданы эти монстры не знаю.Но где-то в 90 годах в газете
-Аргументы и факты- появилась заметка,что похожий проект научными эксперт-
ами был признан нецелесообразным.Но мало ли что пишут газеты.Оборонные ведомства
делают независимо от чьего-то мнения своё дело.И возможно что-то подобное где-то ждёт своего часа.Как сказал Проповедник:Ничего нет нового под Солнцем.То что есть уже когда-то уже было.