Мои увлечения

Александра Мазманиди
  главы из "Воспоминаний о послевоенном детстве"
.
                Да, в школьные годы мы очень много читали, брали книги в библиотеках, обменивались своими различными книгами, делились мнениями о  прочитанных фолиантах. 
В домашней библиотечке я нашла « Фауста» и  «Белиндочку»,  написанные  ещё с « ятями» и даже сумела их прочитать. Читала я всё подряд: А. Л. Барто, А.Г. Короленко (Слепой музыкант), Л.Н. Толстой (повести и рассказы), И. С. Тургенев и многие др. Запоем.
 В более зрелом возрасте книгу « И один в поле воин» мне дали почитать на ночь. Прочитала, проглотила.  Успела.

               А ещё я очень любила слушать радио под маминой  кроватью. Почему под кроватью? Летом было часто грозы, очень сильные грозы. Я боялась гроз, очень боялась, потому что часто слышала, что кого-то из людей взрослых и детей, убила молния, убивала молния коров-кормилиц, горели дома (многие дома в то время были под камышовыми  крышами).  Такие дома горели как спички, люди  едва успевали выбежать из них, в чём стояли, оставаясь практически ни с чем. Вот я и пряталась под кроватью, святая простота, думая, что это безопасно.

               И слушала радио, пожалуй, лучшее развлечение того времени. Были интересные познавательные передачи,  которые я  слушала с упоением. Сначала была передача  «Угадай-ка», сказки, песни, романсы. Затем, в передаче «Театр у микрофона», транслировали по радио театральные постановки, концерты, оперы и оперетты. Я  много знала наизусть: «Не о том скорблю, подруженьки, я горюю не о том, что мне жалко волю девичью, что покину отчий дом» - ария Антониды  из исторической оперы « Иван Сусанин». Многого не понимала, но слушала, слушала.
          Очень популярными в то время были оперетты И. Дунаевского "Белая акация" и К. Листова "Севастопольский вальс".

              «Когда я пою о широком просторе, о море, зовущем в чужие края, о ласковом море, о счастье и горе. Пою о тебе я, Одесса  моя!» - оперетту я любила самозабвенно, представляя себя в роли главных героинь: Сильва, Тося, Чинита, Пипита и  прочие роли.
      Скажу по секрету, я пела  на концертах: «…. Ты в сердце моём, ты всюду со мной, Одесса, мой город родной».  В то время молодые Татьяна Шмыга и Герард Васильев только начинали свою карьеру в театре оперетты в Москве.
 
              В Воронежский драмтеатр мы не раз ездили со школой.  Первой смотрели пьесу « Деревья умирают стоя», впервые, что называется «живьём» -  я была заворожена. Эффект присутствия – это совсем не то, что прослушивание под маминой кроватью.               
      Воронеж не очень понравился: серый, много зданий, разрушенных бомбежкой, ещё не все были восстановлены. Не только люди, но и города, сёла долго «зализывали» раны, нанесённые  отечественной войной.

             По радио я прослушала, наверно, все пьесы А. Чехова,  А. Островского. Театры того времени ставили преимущественно русскую классику, мне кажется.
             Галя или  тётя Катя коллекционировали фотографии  певцов и артистов. Их продавали в газетных киосках « Союз печать» и на почте. Я до сих пор визуально помню, как выглядел певец Козловский, Клавдия Шульженко в широкополой шляпе с красивыми руками у лица. Оперный певец Сергей Лемешев, актрисы Любовь Орлова  в белой шубке, Валентина Серова в шляпе с круглыми маленькими полям, в белой или кремовой блузке.
 Владимир  Друженников в ослепительной  белозубой  улыбке,  Павел  Кадочников – на фотографии вокруг его портрета были фрагменты из фильмов в его участием  и другие известные в то время артисты.

             Появление первых телевизоров было событием наиважнейшим, главнейшим, знаковым, вехой в жизни человечества, как сейчас компьютеры, ноутбуки и мобильники. Первый  чёрно-белый телевизор  с малюсеньким экраном, кажется с линзой, мы  посмотрели в госбанке и потом часто ходили смотреть передачи (наша семья приобрела телевизор года через  два-три).
      
             Помню, мы с Людой очень хотели посмотреть какую-то телепередачу, или концерт в госбанке, время поджимало, пробегали мимо моего дома на улице Нарского (мы тогда жили над аптекой) из школы и я, чтобы не подниматься на второй этаж, не терять время даром, оставила свой портфель под лестницей. В темноте. И мы побежали дальше в банк смотреть телевизор.
 
            Посмотрели передачу и бегом домой, по дороге я споткнулась и упала,  сильно прокусив язык. Прибежала, стала шарить под лестницей, а портфеля нет. Вот я перетрусила. Пришла домой, папа спрашивает: « Где твой портфель?» Пришлось признаваться, что торопилась, что не хотелось опоздать на передачу по телевизору  и т.д., и т.п.

            Папа в этот раз пришёл домой раньше, увидел под лестницей знакомый  синий портфель и забрал его. Папенька был возмущён моим  вопиюще легкомысленным поведением: такого проступка от меня он не ожидал. Он объяснил, что это мои документы (дневник, учебники и тетради), я не должна была так делать. В душе я была согласна с ним, но я спешила, ведь очень хотелось посмотреть телепередачу. Раньше папа меня никогда не ругал, поэтому я забыла даже про «раненый» язык. Утром, когда я проснулась, язык сильно распух и болел ужасно, не давая говорить. И мне оказывали помощь, жалея меня (я думала про себя - бог наказал).  Хотя в бога я не верила.


                КАК СЕСТРА МЕНЯ РАЗВЛЕКАЛА.

                Семья потихоньку выбивалась из жизненных трудностей, и мои родители купили радиоприёмник с проигрывателем. Весь наш этаж поначалу вечерами собирался у нас слушать радиопередачи, новости, концерты.
 
                Я болела сухим плевритом, меня поили то ли белым, то ли красным стрептоцидом, кололи антибиотик. Галя решила меня развлечь – сначала она читала мне вслух, а потом включила пластинки: Владимир Нечаев,  Пётр Лещенко, Клавдия Шульженко, Александр Вертинский, Сергей Лемешев. Короче, от такого шумного развлечения у меня опять подскочила температура, разболелась голова, я уже была не рада развлечению. И Гале попало за это  по первое число, хотя она хотела меня только развлечь, а не навредить.
 
               Папа  из командировок привозил шоколад (видимо, это был дефицит) и я должна была  съедать его по кусочку  каждый день, а меня грызла совесть, что я  ем, а сёстры – нет, и я  втихушку им шоколад давала тоже. Галя сначала отказывалась, понимая, что для меня это лекарство, но запах шоколада манил, и рука сама тянулась к плитке. Да, теперешним детям не понять этого, сейчас есть всё, купить можно всё что угодно, были бы только деньги. А у нас было так.

              Шоколад лежал на гардеробе, а гардероб наш был с отметиной от бомбежки, как говорила бабушка Клава. Его « ранило» осколком от снаряда или бомбы, которая попала в дом, где они жили тогда, до войны.

             Сверху, на гардеробе, лежали большие головки сахара в полотняном мешочке, башка брала такой комок-грудку и маленькими щипчиками колола его, складывая в маленькую вазочку, а крошки с фартука отдавала нам, детям, полакомиться сразу, не дожидаясь чаепития.
 
             Это была подготовка к ритуалу чаепития. Сахар был различный: комковой, (головками, грудками) кусковой и песок, желтоватого цвета. Сахар был не чисто белый, не рафинированный как сейчас. Тот был более полезен.  Интересно, что Смоленской области и сейчас говорят (я слышала) в магазине: «Дайте мне песку», имея в виду сахар. Ещё здесь говорят вместо слова  воду – водУ, вместо  слова  голову – головУ. Ударение на последнем слоге почему-то в этой местности, диалект такой, господа-товарищи.

        продолжение следует