Письма Алексея Михайловича

Кузьма Калабашкин
Семье:
26 мая 1654 г., Можайск

Государыне моей матушке благоверной царевне и великой княжне Ирине Михайловне и государыням моим сестрам — царевне и великой княжне Анне Михайловне, царевне и великой княжне Татияне Михайловне.

Радуйтеся и веселитеся и уповайте крепко на Господа!
Той да соблюдет, Той да укрепит вас в молитве и в посте, Той да сподобит вас, светов своих, нам видить в радость.

Брат ваш царь Алексей челом бьет.

Изволите про меня ведать, и я пришел со всеми людми в Можяеск майя 26 день и буду стоять один день, суботу, для кормов лошядиных.
А из Можяйска пойдем 28 день в неделю, а стан будет в петинатцати верстах на реке Ельне; а спешю, государыни мои, для тово, что сказывают, людей в Смоленске и около Смоленска нет никово, чтобы поскорее захватить.

Да пожялуйте, государыни мои, пишите о своем здоровье, а мне бы слышя про ваше здоровья радоватися.
Да не кручинтеся для Христа, уповайте для Бога.
Да пожялуйте не покиньте моей жены, а вашей невестки и своих племянника и племянниц, а моих детей.

А потом всем с любовию поклон и челом бью всею душею и со всем сердечным своим хотением и радостию.
Многолетствуйте, светы мои, на многие лета.


Сокольнику П.Тоболину:
20 апреля 1655 г., Смоленск

От царя и великаго князя Алексея Михайловича всеа Великия и Малыя Росии самодержца, соколнику Паршутке Тоболину.
Приказано тебе словом говорить Ивану Шарапову.

И ты, враг, злодей окоянной (зачеркнуто: "б***ин сын, сукин сын") к нам не писывал ничево, говорил ли ему или не говорил и што он тебе сказал.
Писано в нашей отчине, во граде Смоленске, лета 7163, апреля в 20 день.