Деловой протокол и этикет Индии 21. 05. 2014

Ярослав Баранов
ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время Индия играет значительную роль в международных отношениях, как в рамках международных организаций, так и двусторонних связей. Являясь стратегическим партнером таких ведущих стран мира, как Россия и США, Индия представляет особый интерес для экономического взаимодействия. В связи с этим, для развития деловых связей и дипломатических отношений с Индией, следует особое внимание обратить на деловой протокол и этикет данной страны.
С одной стороны, деловой протокол по большей части осуществляется в рамках общепринятых норм, но с другой стороны, принимая во внимание разрозненный состав индийского общества, отличающегося сочетанием представителей различных этносов, культур, конфессий и других дифференцируемых групп, следует учитывать некоторую специфику исторически сложившихся норм этикета.
В данной работе особое внимание уделено таким важным аспектам индийского этикета, как приветствие и прощание, важные индийские праздники, значение религии, роль семьи в менталитете индийцев, отношение к иностранным гражданам. Кроме того, в статье рассматривается концепция «чистой руки», а также специфические нормы этикета.

ПРИВЕТСТВИЕ И ПРОЩАНИЕ

Культурная жизнь в Индии и деловой протокол, который является ее отражением, очень многообразная и разносторонняя. Границы внутри государства делят общество по различным признакам, в том числе по социальному, религиозному, этническому, кастовому, имущественному, образовательному, половому, возрастному и т.д. Многие факторы принадлежности к той или иной группе населения на основе вышеперечисленных признаков сказываются на выражении приветствия и прощания, одних из основных элементов этикета. Помимо совмещения этнокультурных и племенных традиций в Индии можно встретить представителей различных хронологических уровней общения, что подчеркивает значимость времени и типа культуры. К таким представителям можно отнести людей, вступающих в отношения, которые редко встречаются в современной культуре, например, отношения ученика и наставника (гуру – духовного наставника, разбирающегося в вопросах религии, философии и т.д.). Более того, важную роль играет количественное соотношение участников коммуникации.
Приветствие и прощание в Индии определяют начало и конец коммуникации, как правило, устного вербального общения. Для иллюстрации многообразия различных норм поведения в индийском обществе, следует рассмотреть правила этикета индусского населения Северной части Индии, в особенности таких городов, как Дели и Лакхнау, так как в них представлена относительно универсальная система общения, элементы которой с незначительными изменениями встречаются в остальных частях Индии.
Сигналы, отмечающие начало и конец коммуникации, подчеркивают распределение ролей между участниками, в соответствии с социальным статусом или личным представлением о месте в сложившейся иерархии. Также они определяют, какие отношения предпочтительнее – индивидуальные или социальные (формальные). Так, чем большее значение имеют официальные отношения, тем важнее точное соблюдение формальностей. От времени контакта также зависит его формализация, например, если контакт краткосрочный, то он ограничивается приветствием, причем прощание не предполагается.
Приветствия и прощания можно разделить на несколько групп: регламентированные и нерегламентированные, традиционные и нетрадиционные, с полной или редуцированной формой. Следует учесть, что в тех общественных отношениях, которые сформированы по западному образцу под влиянием колониального наследия Великобритании, там преобладают соответствующие правила поведения, зачастую в официальных и государственных структурах.
Приветствие, которое является неким вступлением к беседе, представляет собой формальную условность, зачастую не несущую напрямую реального лексического смысла. В зависимости от уровня общения длина словестной части приветствия различается от нулевой до трехчастной формы, включающей в себя приветственную формулу, пару вопросов о здоровье и благополучии самого собеседника, а в третьей части вопросы о семье. При прощании лексическая нагрузка снижается и компенсируется мимикой и жестикуляцией.
В полной приветственной форме вопросы, такие как «Как дела?», «Как здоровье?» и т.д. следуют за приветственными словами «намастэ» или «намаскар». Слова, заимствованы из санскрита и означают «поклон Вам», «совершение поклона». Причем слово «намастэ» используется и при приветствии, и при прощании. Эти слова сопровождаются особым жестом (мудрой) – анджали, хотя это и не исключает последующего рукопожатия, особенно при встрече на уровне министров. Этот жест, напоминающий традиционный «молельный жест» (руки соприкасаются распрямлёнными ладонями на уровне груди, ладони чуть наклонены вперёд) играет большое значение. Так чем выше подняты соединенные ладони, тем большее уважение проявляет собеседник. Наивысшим проявлением уважения при приветствии является уровень ладоней поднятых высоко над головой, что сопровождается наклоном корпуса и произнесением добавочного суффикса «джи», который означает «уважаемый». Так Махатму Ганди называли при приветствии (и даже после смерти часто называют) «Ганди-джи». Являясь своего рода продолжением британской традиции положительной оценки обстоятельств, индийские правила также предполагают закачивать разговор на позитивной ноте. Так же как британцы на вопрос “How are you?” отвечают обычно “I am fine, thank you”, индийцы на подобный вопрос отвечают «Все хорошо», даже если дела обстоят гораздо хуже. Однако при постоянном поддержании общения, у коллег по работе, друзей или родственников официальная форма приветствия сокращается или вовсе редуцируется. 
Важно также отметить, что в торжественных и официальных случаях у индийцев принято одевать на шею гостей гирлянду из цветов. После получения такого подарка, гостю или деловому партнеру следует поблагодарить хозяина за гостеприимность. Через некоторое время гирлянду можно снять и передать ее одному из сопровождающих, что считается проявлением должной скромности.

ЗНАЧЕНИЕ РЕЛИГИИ

Религия является важной частью общественной жизни в Индии. Помимо многоконфессионального состава населения, следует отметить, что у индусов (религиозного большинства населения) существует деление внутри индуизма. Во-первых, основные боги, такие как Шива, Вишну и др. имеют аватары или ипостаси (образы, проявления), которые могут быть представлены в виде животных. Например, бог Хануман представлен в обезьяноподобном виде, поэтому непочтительное отношение к этим животным может вызвать возмущение приверженцев данного религиозного культа. Это же относится и к другим священным животным. Во-вторых, помимо основных богов существует около «тридцати трех кроров» богов, что в пересчёте составляет около 330 миллионов (один крор равен десяти миллионам), поэтому у каждого индуса может быть свой собственный бог, почитание которого может представлять не меньшее значение для него. В-третьих, помимо религий и конфессий в Индии существует множество сект, а также святых и ученых людей или гуру, поклонение которым с религиозной точки зрения также важно для населения.
Особо стоить выделить концепцию священных животных. Так, самым почитаемым животным считается корова. Во времена голода на протяжении истории индийцы выживали за счет этих животных. В настоящее время, Индия занимает лидирующие места по производству молока и масла в мире. Отдельные породы коров также активно используют в сельском хозяйстве для перевозки грузов, обработки земли и прочих нужд. Поэтому не удивительно, что этих животных очень высоко ценят и почитают чуть ли не на уровне богов. Так, употреблять в пищу мясо этих животных строго запрещено, так же как и перевозить в самолете. Важно отметить, что из-за страха и благоговения перед коровами, индийцы не препятствуют их перемещению, поэтому их можно часто встретить на дороге, где они иногда перекрывают собой движение машин. При этом никто не станет пытаться прогнать этих животных или причинять им какой-либо вред. Особую опасность представляет неожиданное появление этих животных на шоссе вне города, где допускается движение на большой скорости. Нередко коровы становятся причинами автоаварий. Однако сбить корову считается тяжким грехом у индийцев, и помимо штрафа за это можно поплатиться расправой со стороны разгневанной толпы.
Стоит также отметить особое отношение к храмам и святыням в Индии. Так, посещение индуистских храмов допускается только без обуви, что также относится к важным усыпальницам и мавзолеям, таким как Тадж-Махал.

КОНЦЕПЦИЯ «ЧИСТОЙ РУКИ»

Важно отметить, что существуют различные специфические традиции и обычаи, присущие индийцам. Так, например, левая рука считается «нечистой», ее используют для омовений и осуществления туалета и личной гигиены. Поэтому, указывать левой рукой на других людей не рекомендуется, так как это может быть воспринято в качестве оскорбления. Правая рука, наоборот считается «чистой» и используется для приема пищи, рукопожатия, вручения подарков и прочих протокольных взаимодействий. Для приветствия можно использовать либо жест анджали, либо правую руку, в случае если люди придерживаются западных традиций. Во время приема пищи столовые приборы держат также в правой руке. Хотя традиционно индийцы не используют столовых приборов и едят руками. Более того, считается нормальным принимать пищу, сидя на полу. Но такие нормы этикета распространены в малых городах, деревнях или в консервативных семьях.
Из этой традиции проистекает правило, согласно которому подавать еду или подарки левой рукой не разрешается, так же, как и указывать на собеседника или дотрагиваться до него этой рукой. В случае необходимости допускается использование обеих рук вместе, однако при этом левая рука должна находиться ниже, чем правая.

РОЛЬ СЕМЬИ

Считается, что в странах Востока коллективизм преобладает над индивидуализмом, что также характерно для Индии. Практически вся жизнь индийцев до самой старости протекает в обществе семьи, исключая лишь физиологический аспект.
Индийским семьям помимо коллективизма присуща также некая патриархальная иерархичность. Это проявляется, например, в совместных прогулках, когда во главе идет отец, затем мать, после чего дети по старшинству. Для традиционно настроенных индийцев считается неприемлемым, если женщина идет впереди мужчины.
Подобно многим восточным странам, женщины не обладают такими широкими свободами и правами, как на Западе. Это проявляется и в одежде (сари или шали), которая позволяет скрывать практически все тело. Обнажать свое тело на виду у общества недопустимо, так же как и публичное проявление интимных отношений, даже если они и ограничиваются поцелуем. Никому (кроме мужа) не разрешается прикасаться к замужней женщине, что относится также к рукопожатию. Поэтому во избежание конфликтных ситуаций женщин стоит приветствовать жестом анджали. Хотя это касается в основном традиционно настроенных и консервативных индийцев. 
   
ОТНОШЕНИЕ К ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ

Среди других культурных особенностей стоит выделить отдельно отношение к иностранцам, в особенности к европейцам и белым людям в целом. Частично данное отношение сформировано во время колониального правления Великобритании. На современном этапе оно обоснованно поведением иностранных туристов, чем средний достаток значительно превышает уровень благосостояния местного населения. Поэтому если индийцы могут обращаться друг другу, используя слово «бхайсаб» («друг» или «равный»), то к белому человеку зачастую обращаются как к «господину» или «сэру», употребляя слово «саб». Также они обычно считают всех белых иностранцев состоятельными и даже богатыми, поэтому за те же самые услуги требуют больше денег, например за проезд на такси. Важно отметить среди индийцев огромное количество бедных и нищих, особенно на фоне совокупного населения превышающего миллиард триста миллионов человек. Нищие занимаются попрошайничеством не по отдельности, а целыми группами. Поэтому подавать милостыню прилюдно не рекомендуется, так как на смену одному нищему приходят сразу около десятка, если не больше. И узнав, что есть возможность получить милостыню, они могут начать вести себя нагло и даже агрессивно. Данное явление общественной жизни часто выражается в своеобразное вымогательство. Часто среди них можно услышать крики «бакшиш», что означает «плата». Однако при этом не подразумевается предоставление никаких услуг, по сути это плата за проход, то есть вымогательство. Поэтому если белые иностранцы и рискуют дать денег бедным, то обычно это следует делать незаметно для окружающих и после этого уходить в другое место.
Еще один способ выманивания денег у туристов заключается в навязывании им каких-либо товаров или услуг помимо их воли. Например, часто можно встретить (даже в столице) детей, прыгающих и исполняющих нечто похожее на акробатические трюки. После этого они пытаются получить плату за это своеобразное уличное «представление».
Стоит помнить, что индийцы ассоциируют белых иностранцев на ментальном уровне с богатством и удачей. Поэтому в толпе или в очереди индийцы не стесняются прикасаться к ним руками, так как считается, что прикосновение к белому человеку приносит удачу и достаток. Поэтому к такому поведению стоит относиться терпимо и без агрессии. Можно попробовать объяснить им свою позицию или попросить прекратить. В таких ситуациях, которые возникают особенно при просмотре достопримечательностей в выходные дни или праздники, нужно проявлять особую бдительность, так как этим пользуются воры-карманники.

ПРАЗДНИКИ

Весьма любопытными являются некоторые традиции, касающиеся национальных праздников. Среди прочих стоить отметить День Республики, проходящий 26 января. В этот день в Дели между Президентским дворцом и аркой Ворота Индии (India Gate) по улице «Раджпатх» (что означает «королевский путь») проходит парад, поэтому движение в центре города в это время обычно перекрыто.
Интересно заметить, что празднование таких международных праздников, как, например, Новый год, имеет меньшее значение, чем собственных, таких как праздник «Дивали», который означает «Праздник огней» и является своего рода аналогом Нового года. Он проходит в конце октября - начале ноября, сопровождается фейерверками и использованием прочих пиротехнических средств. Не рекомендуется в это время оставлять автомобиль в городе или на улице, так как велика вероятность, что машину может задеть запущенная петарда, ракета-фейерверк, или же просто частицы пепла, пороха или производственного мусора.
Весной проходит еще один специфический праздник, который называется «Холи», что означает «Праздник цветов, красок». Длится этот праздник два дня, в конце февраля – начале марта. В это время индийцы выходят на улицы и посыпают друг друга краской, иногда вместо краски выступают пакеты или воздушные шары наполненные водой. Этот ритуал часто сопровождается танцами и музыкой. Однако опасность может представлять сама краска, которая может иметь опасный химический состав и при попадании на кожу или в глаза вызывать раздражение или воспаление. Поэтому во избежание негативных последствий в этот день не рекомендуется выходить на улицу.
Также шумным и торжественным является празднование дня рождения или свадьбы. Традиционная свадьба, особенно среди богатых индийцев, представляет собой очень масштабное зрелище, которое может растянуться на целый день или даже на несколько дней, и может состоять из нескольких частей. Обычно в ней участвует очень большое количество людей, среди которых многочисленные родственники, друзья и деловые партнеры. Иногда важные договоренности и сделки заключаются именно на свадьбах. Отказ от посещения данного мероприятия может быть воспринят индийцами как оскорбление.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ НОРМЫ ЭТИКЕТА

В Индии существуют различные специфические нормы этикета, отличающиеся от общепринятых. В общении с ними можно заметить такую характерную особенность, как покачивание головой из стороны в сторону. Данный жест считается проявлением одобрения и удовлетворения. Также важно отметить, что в Индии считается неуважительным во время беседы сидеть, положив ногу на ногу. Хотя допускается сидеть в «позе лотоса», поджав ноги и скрестив их между собой, как правило, при этом, оба собеседника сидят или на ковре, или на специальных подушках.
Примечательно, что из-за специфического климата у индийцев сложилось своеобразное восприятие времени. Так, например, работа начинается поздним утром, ближе к 10-11 часам, что по британской временной шкале ближе к “noon”, “afternoon”, поэтому если какая-то договоренность назначена на “tomorrow morning”, то, скорее всего, это означает «никогда», так как в это время индийцы могут просто спать.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В завершении анализа делового протокола и этикета Индии стоит отметить следующую закономерность. Несмотря на появление новых тенденций, связанных с усилением международных позиций этой страны, увеличением ее международных связей и, как следствие, расширением влияния общепринятых протокольных норм, сформированных под влиянием западных ценностей, претендующих на универсальную роль, в Индии сохраняются традиционные правила поведения. Особенно это касается консервативных индийцев, а также жителей небольших городов и деревень.
Данные правила этикета присущи Индии, как государству региона Южной Азии, и во многом имеют сходные черты с этикетом других стран региона. Также можно отметить, что в дихотомии «Запад-Восток», нормы этикета Индии относятся к восточным, что проявляется в таких фундаментальных чертах индийского общества, как, например, коллективизм. Для эффективного осуществления международного взаимодействия, следует учитывать нормы делового протокола Индии, что позволит избежать негативных последствий, обретающих порой масштаб международных скандалов.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Этикет у народов Южной Азии: Сб. ст. / под ред. Н.Г. Краснодемьской. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 1999. — 304 с.
2. Ульциферов О.Г. Индия. Лингвострановедческий словарь /  О.Г. Ульциферов — М.: Рус.яз.-Медиа, 2003. — 584 с.
3. Индийская жена: исследования, эссе / под ред. И.П. Глушаковой. — М.: Восточная литература, 1996. — 247 с.
4. Холопова Т.И. Протокол и этикет для деловых людей / Т.И. Холопова, М.М. Лебедева. — М.: ИНФРА-М, 1995. — 366 с.
5. Котова М.А. Обслуживание по протоколу. — М.: Вече, 2007. — 240 с.