Исцеление

Михаил Зеленко
     Это  трагическое  для  меня  событие  произошло  в  конце  апреля  1956 года,  когда  мне  было  чуть  больше  трёх  лет.  Стояли   тёплые  солнечные  дни.  Взрослые,  родители  и  соседи,  сидели  на  завалинке  дома,  грелись  на  солнышке  и  о  чём-то  оживленно  разговаривали. Я  играл  около  своего  сарая.  Для  чего-то  они  меня  позвали,  и  я  побежал  к  ним. Пробежав  полпути,  я  увидел,   как  из  соседнего  сарая  выскочил  петух  и  кинулся  за  мной  вдогонку. Догнав,  он  запрыгнул  мне  на  голову  и  стал  клевать.  От  страха  я  закричал  и  упал.  С  тех  пор  стал  сильно  заикаться. Петуха,  конечно, зарубили,  но  мне  от  этого  легче  не  стало.               
     Мне  трудно  было  говорить,  а  во  время  волнения  речь  совсем  отказывала.  Ох,  и  натерпелся  же  я  тогда.  Недруги  обзывали   меня  заикой  и  передразнивали;  друзья  жалели  и  заступались… К  кому  и   куда  только  меня  мать  не  водила  и  не  возила:  ни  врачи,  ни  бабки-знахарки  вылечить  не  могли.  Помог  Чарыш!..
     В конце  пятидесятых - начале  шестидесятых  годов  прошедшего  века  при  строительстве  в  городе  Алейске  военного  городка,  ракетных  точек  и  дорог  потребовался  качественный  ПГС (смесь  гальки  с  песком). Привозить  его  откуда-то издалека  было  не  разумно - экономически  не  выгодно.  Поэтому  гравий  стали  брать  экскаваторами  прямо  с  перекатов  реки  Чарыш,  оставляя  огромные  котлованы  (надо  заметить,  что  чарышский  гравий  был  не  только  высококачественным,  но  и    дорогим,  поскольку  в  нем  содержалось  много  полудрагоценных  и  драгоценных  камней,  таких  как   кварц,  яшма,  порфир,  нефрит,  халцедон,  горный  хрусталь  и  других).   В  свободное  от  рыбалки  время  как  красивые  камушки  я  собирал   их  на  перекатах  и  привозил  домой,  одаривая  родственников  и  друзей.               
     Одни  котлованы,  заполняясь  (в  среднем - где-то  на  метр)  водой  и  затягиваясь, становились  изолированными  от  реки,  другие оставались  соединёнными  с  ней.  Вода  за  день  в  первых   котлованах  нагревалась  до  высоких температур,  во  вторых  же - в  зависимости  от  соединения  с  рекой -  от  чуть  тёплой  до  холодной.
     В  один  из  июльских  дней   отец  на  мотоцикле  М-72  повёз  нас  с  братом  Николаем  на  рыбалку,  на  реку  Чарыш  под  село  Самсоново. Рыбачить  остановились  за  перекатом.
     Проходящий   диагонально  реки  перекат  образовал  в  этом  месте  в  виде  затона  большую  заводь,  в  которой  хорошо  ловились  язь, щука,  крупные  окунь  и  чебак  (плотва).  Вода  в  заводе-затоне  хорошо  прогревалась  (до  котлованов  мы  купались  здесь),  а  в  вершине  даже  цвела.  Здесь  хорошо  росли  разнообразные  водоросли,  служащие  кормом  и  убежищем  для  мальков  и  щук-травянок,  а  падающая  в  заводь  вода  с  перекатов  приносила   много  разнообразного  корма,  который   и  привлекал   рыбу.               
     Дни  стояли  безветренные,  тихие  и  настолько  жаркие,  что  всё  живое  пряталось  и  замирало  до  вечера.  Листья  на  деревьях  и  трава  под  знойным  солнцем  жухли,  а  песок  и  камни  были  раскалены  настолько,  что  невозможно  было  ступить  босой  ногой. 
     Отец,  поставив  спальную  палатку,  подготавливал  рыболовные  снасти.  А  мы  с  братом,  надев  кирзовые  сапожки,  отправились  на  перекат,  где  нас  сразу  привлекли  прибрежные  котлованы.  Вода  в  них  была  хрустально  прозрачной  и  горячей.  Сбросив  с  себя  одежду  и   сапожки,  мы  стали  купаться.
     Горячая  вода  приятно  обжигало  тело.  Мы  блаженствовали.  Плескаясь,  играли  в  догонялки  и  в  прятки-куряшки,  плавали  наперегонки  и  ныряли  в  воду  с  берега.  Вымазавшись  береговой  грязью,  ложились  на  песок  и  ждали,  пока  она  «не  покроется  панцирем»,  затем   смывали  её  водой,  падая  в  котлован.  Доставали  со  дна  камешки   и  соревновались  кто  дальше  кинет.  При  этом  визжали,  кричали  и  смеялись  на  весь  Чарыш,  давая  полную  волю  своим  эмоциям.
     Когда  вода  в  котловане  становилась  очень  мутной,  мы  переходили  в  следующий  котлован,  таким  образом,  побывали  во  всех  водоёмах.               
     Потом  стали  чередовать  купание  в  котлованах, купаясь  то  в  горячей,  то  в  холодной  воде,  испытывая   при  этом  ещё  больше  восторга  и  наслаждения, пока  нас  с  братом  не  окликнул  на  полдник  стоящий  на  берегу  отец.            
     Мы  подбежали  к  нему  и  радостно  наперебой  стали  рассказывать  о  нашем  купании,  при  этом  я  говорил  совершенно  не  заикаясь. 
     Не  знаю,  что  испытывал  при  этом  отец,  но  вида  он  не  подал. А  вот  мать,  когда  мы  приехали  домой  и  поведали  ей  про чарышские  сказочные  котлованы  с  горячей  и  холодной  водой  и  как  в  них  было  хорошо  купаться,  качнулась,  обрадовано  схватилась  руками  за  голову,  и  у неё  из  глаз  потекли  слёзы. Она  молча  вытирала  их  фартуком,  слушала  нас  и,  торопливо  крестясь,  благодарила  бога.   
     С  тех  пор  я  не  заикаюсь  и  со  временем  совершенно  забыл  об  этом   коварном  и  жестоком  недуге.