Зачем нужна сказка

Виктория Луч
Скажите, пожалуйста, какая важность, эти ваши сказки! Что в них полезного? Ну что может быть важного в пустой, никому не нужной болтавне?

Наверное, кто-нибудь из вас, особенно те, кому случалось изучать психологию, слышал  о такой науке, как сказко-терапия. Казалось бы, пустая наука, а между тем, человек, пусть не каждый, приходит к своим суждениям еще в детстве, как раз через сказку. Ведь незря раньше сказка была одним из самых лучших развлечений и для детей, и для взрослых. Сказка каждого народа - это образчик народной мудрости. Авторская сказка - это мудрость автора, которую он выводит на бумагу, отправляя ее в путь вместе со своей жизнью.

Вот, к примеру, взять сказку пушкина "О золотом петушке". Сюжет всем известен, но мало кто задумывался о том, что такое  этот золотой петушок, кто такой мудрец, к которому ходил царь выпрашивать стража для своих границ, кто такая, наконец, эта самая шамаханская царица. А  между прочем, если разобрать эту сказку, как говорится, по винтикам, выходит, что золотой петушок - это судья и одновременно исполнитель приговора, мудрец, звездочет и скопец - посторонний человек, который выступает в сказке просто связующим звеном между золотым петушком и царем, а шамаханская царица - это заманчиво прекрасный свет, который навязывает царю свою волю.

Вдумайтесь в то, как красива царица, как она легко заставляет забыть царя и о погибших сыновьях, и о стране, которая, может быть, уже гибнет под натиском неприятеля. Подумайте, какпросто царь соглашается исполнять первую волю скопца, как свою, а потом с такой же легкостью отказывается от своего слова под влиянием красоты шамаханской царицы! Значит не так уж была дорога царю судьба его государства, или, все-таки, дорога, раз он просил хорошего стража для границ.

Почему золотой петушок - это исполнитель приговора, потому что он, пусть косвенно, но знает слово, которое дал царь скопцу, но когда настоящий хозяин золотого петушка умирает, эта удивительная птица как будто знает, что слово не было исполнено. Значит нужно наказать вероломного царя.

Таким образом, если разбирать каждую сказку не так, как дети, а по-настоящему, как взрослые, то, что раньше казалось добром, становится злом, потому что так и задумывал автор. Конечно, мы можем додумать за автора его мысль, и это не говорит о том, что мы поняли ее, но мы можем на основе прочитанного составить какое-то суждение о жизни, приобщив его к личному опыту.

На этом и основывается наука сказко-терапия. Она помогает человеку отдохнуть, развлечься, сделать какие-то выводы относительно своей ситуации. Главное в сказко-терапии - это подбор сказки или технологии к определенной ситуации. Человек прорабатывает технологию и в соответствии с ситуацией, делает какой-то вывод о себе, своих действиях и приходит к правильному для себя решению.

И все-таки, нужна сказка, или нет? Ведь глупо сочинять истории, в которых звери разговаривают, или происходят какие-то чудеса? Нужна ли сказка взрослым, или это мешает человеку сосредоточиться на своих делах, которые, порой, важнее каких-то сказок? Нужна ли эта новомодная наука, или это просто очередное психологическое нововведение?!