Мой первый персональный компьютер

Виктор Кон
Мой первый персональный компьютер был маленький и весь помещался в толстой клавиатуре. Это было в конце 1980-х годов, а точнее в конце 1988 года. Тогда такие были у всех, но обладателей таких компьютеров было немного. Шесть лет спустя я отдал его брату, который живет в другом городе, и что с ним стало уже не знаю. Хороших фотоаппаратов тогда не было, поэтому и фотография не сохранилась. Но через много лет я нашел в интернете приличную фотографию этого компьютера, и решил написать о нем. Я недавно коротко описал эту историю в седьмой части своей книги "Моя жизнь". Этот текст я тоже использую, но копировать не стану.

История была такая. Осенью 1988 года мой сын перешел в 9-й класс. И хотя школа находилась прямо перед окнами нашей квартиры, но он в ней учиться больше не хотел, ему понадобилась физико-математическая школа при МИФИ. Правда в эту школу он так и не попал, не прошел по конкурсу на экзаменах, но попал, не без моей помощи, в другую школу, чисто математическую, которая только что начала обучать в такой форме. Находилась она на другом конце Москвы, то есть недалеко от станции метро "Багратионовская", а мы жили недалеко от станции "Кунцевская".

Уже через несколько недель после начала учебы, он стал просить меня купить персональный компьютер домой. Он узнал, что у многих учеников в его классе уже есть такие. Деньги на компьютер у меня были, я ведь копил на машину, но так и не купил ее. Но купить такой компьютер было нереально. В то время советская электронная промышленность уже начала продавать компьютеры БК-0010 в виде толстой клавиатуры с 8-мибитным процессором внутри.

Но их выпускалось очень мало, продавались они недорого, и в магазине "Электроника" на Ленинском проспекте на них была огромная очередь. Записаться, конечно, было можно, а купить -- нет. Игорь стал все свое свободное время проводить в этом магазине, чтобы понять как двигается очередь, и что можно сделать. Через какое-то время он выяснил, что около магазина есть свой магазин, точнее торговые агенты спекулянтов.

В то время уже были люди, которые привозили электронную технику из-за границы, но в комиссионные магазины ее еще не принимали. Или принимали, но я об этом не знал. Некоторые "бизнесмены" искали покупателей прямо в магазине "Электроника", где проводилась продажа советских компьютеров БК-0010. Через какое-то время Игорь изучил эту систему и даже вышел на такого человека.

Кончилось все тем, что в один прекрасный день Игорь привез меня на квартиру по одному адресу, и там по твердой, но спекулятивной цене нам выдали немецкий компьютер фирмы Schnider. Вот он и показан на картинке. Я даже забыл уже сколько он стоил, да это и не имеет большого значения. Стоил он немало, но меньше, чем автомобиль. Я запомнил, что в квартире этого парня было много компьютеров такого типа. Это был как бы небольшой магазин на дому.

Компьютер представлял собой толстую клавиатуру с кассетным магнитофоном для записи и считывания программ, но экрана не было. Относительно молодой парень, который продал нам компьютер, спросил: "Какой у нас есть цветной телевизор". У нас в то время уже был телевизор Рубин советского производства. Мы очень долго пользовались черно-белым телевизором, а на цветной перешли с большим опозданием. Почему-то нам его не хотелось. В результате мы купили уже довольно стабильный телевизор, и он отлично работал.

Парень нам дал адрес и телефон и сказал, чтобы мы позвонили и договорились с владельцем телефона, и он нам в телевизор вставит приставку, после чего компьютер будет использовать телевизор как экран. Так оно и получилось. Мы съездили к этому парню, привезли его на такси к нам домой, и он нам все сделал. А сколько это стоило тоже было не важно, денег у меня было достаточно.

И мы получили очень интересную игрушку. Вместе с компьютером нам дали несколько западных журналов, в которых были напечатаны коды программ каких-то игр. И мы записали и довели до рабочего состояния какие-то игры, даже купили джойстик, чтобы было удобнее играть. В компьютер был встроен интерпретатор языка Бейсик, и я кое-какие программы расчетов на нем пробовал писать. Но это было не очень удобно, потому что не было принтера. Все тексты программ и все результаты надо было записывать на бумаге, глядя на экран.

То есть расчет, результатом которого было одно или несколько чисел еще можно было делать, а вот кривые вычислять -- уже нет. Но важно другое. Я впервые познакомился с цветным программированием именно дома. На работе все мониторы были монохромные. Компьютер еще не годился для нормальной работы, но для обучения программированию он годился вполне. Ну и компьютерные игры в то время -- это был совершенно новый мир.

Сын в то время возился около компьютера часами, и ему удалось не только установить кое-какие программы, но и очень хорошо научиться ими пользоваться. Мне тоже нравилась одна игра, и я потом захотел ее восстановить на современных компьютерах. Но это так и не получилось. Код программы может быть и не пропал, но найти его в старых бумагах я не смог.

У меня за все время накопилось очень много бумаг, я старался ничего не выкидывать, но и искать среди них нужную бумагу очень сложно. А вот старые кассеты и дискеты все пропали. Но проблема даже не в этом. Если бы они и сохранились, их нечем прочитать, нет приборов. В этом плане бумажные носители до сих пор являются самыми надежными. Впрочем было нетрудно перезаписать информацию на новых носителях, если один прибор умел читать старые и новые носители одновременно.

Так какое-то время были компьютеры, которые читали и 5" и 3" дискеты. Но не всегда так получалось. Кассеты для Шнайдера никто читать не мог. Да я ведь отдал все брату. В то время ностальгии по истории еще не было. Впрочем я знаю одного своего соавтора, у которого есть дом, и который сохранил все приборы, какие у него были. У нас квартира была небольшая и она бы такую нагрузку не выдержала.