Письмо 8 Алле Корчак. Бессознательное ИМХО

Ольга Бран
Оля, а ты что видишь, глядя со своей древней "колокольни"?
                Алла Корчак               

Со своей скромной «древней колокольни» я тоже загляну в колодец… Колодец памяти и связи… В пьесе «Дети Ицхака» есть упоминание о колодце, Цитирую себя не от «чувства собственной важности», а потому что меня этот образ тоже привлекает:

Если очень захочешь
Судьбу свою встретить,
Выйди ночью к колодцу.
Там деревья, качая ветвями,
В исходящей воде отразились
В свете полной луны.
Загляни вместе с ней
В ту зеркальную гладь
Священной воды.

Вот и отразилось в том колодце прошлое, настоящее и будущее, не только собственное, всего народа. Но это был всего лишь сон, сон, который материализовался-таки. Песня должна закончиться словами:

Дивный сон он забудет,
Только  сладость от встречи
Сохранит на устах своих...

Колодец – лучший образ для бессознательного, потому и значение этого символа разнится в разных коллективах. Чаще всего это место судьбоносных встреч. Мужчины и Женщины. Может быть, поэтому Фрейд, улетевший «головой с крылышками» на почве секса, считает колодец символом исключительно женских половых органов. Символика мифов не ограничивается одной плоскостью восприятия. Поэтому здесь не только о встрече для последующего соития речь идет. Встреча Нагваля и Тонналя это не только на физическом этаже. Если в самый глубокий колодец заглянуть, то и с собственной Анимой или Анимусом встретишься.
В общем, ИМХО – пора поклониться в ноги нашему бессознательному.  Оно – наше все! Но наше бессознательное, оно такое несознательное, так не просто его на поверхность выманить. Внутрь оно даже нас самих не пускает.
Сон, это, пожалуй, и есть та единственная возможность, расшифровать его подспудную работу, дабы оценить его ответственную роль в жизни своей души, в ее саморегуляции. Это не просто. Именно поэтому Юнг говорит: «Я замечал, что сновиденья столь же сложны или просты, как и сам сновидец. Правда, его сознание всегда немного отстает от них. Свои собственные сны я понимаю не лучше, чем любой из вас, ибо они всегда в чем-то выше моего понимания, и они представляют для меня такую проблему, как и для всякого, кто ничего не знает о толковании снов». Сонников много, выбирай любой, толкователей тоже сонм. Но помочь человеку расшифровать его сон не подвластно простому смертному, если только это не он сам. Есть здесь одно маленькое «но». Для этого я должен быть честным с самим собой. Это самое сложное. Бессознательное – это родина лжи. Колодец со змеями. Какая прелесть: обманщик, обманываемый и обманутый – в одном лице. Кого обвинять, от кого защищать, кого спасать? Мне недавно приснился сон. Не уверена, что это был именно колодец, может быть, пещера или нечто среднее. Вот такой «митрариум», проходя мимо которого, я услышала шипение. Заглянула внутрь: а там кишит клубок змей, приглядевшись, увидела, что у каждой голова увенчана желтыми пятнышками. Успокоила сама себя – не опасны, и вдруг, из этого сплетения выскакивает огромная змея другой породы. Я отпрянула от этого места с мыслью: надо предупредить об опасности… В этот миг я проснулась. Кого предупредить? Кому угрожает опасность? Пока я не осознаю, что ложь не столько спасительна (хотя я буду пытаться оправдать собственную ложь её защитной функцией), но, в конце концов, она разрушительна. Прежде всего, ложь разрушает саму систему саморегуляции. Сбивает настройки. Говорят, легче всего обмануть того, кто верит в желаемое. «Ах, обмануть меня не сложно, я сам обманываться рад». Я называю такое явление «ложью второго порядка». Это когда человек сначала обманывает сам себя, а потом свято верит придуманному им самим, тогда ложь эта для него становится истиной. И выдает он ее за истину искренно, что называется: «на голубом глазу», потому что в сознание пока не поступает сигнал об опасности. Бессознательное пока не вступило в свои права, не продемонстрировало свою власть. Бессознательное всесильно. Подружитесь с ним, полюбите его, пока не поздно.
Недавно на глаза попался замечательный диалог двух врачей, который воспринимать вне больничных стен невозможно:
- бессознательное в человеке изначально позитивно и настроено на здоровье и нормальную жизнь.
-таким образом получается, что самые позитивные, нормально живущие и здоровые люди это – коматозники…, сплошное бессознательное… Только, блин, почему-то окружающие этого не понимают и всё тянут их обратно в «ненормальную» жизнь!