начало 1908 года

Маргарита Школьниксон-Смишко
Очевидно, Костя после Рождества отправился в путешествие:

«                1.01.1908
Ниуниу, любимый, оба твои письма получила и рассчитываю,  что это тебя застанет при возвращении из путешествия. С Новым годом,  дорогуля!..
Прилагаю три новогодние открытки, которые, не знаю кто, мне прислал . Костюша, мне здесь не хватает моего маленького солнечного лучика.
                Р!»

До конца апреля им придётся ограничиться письменной связью, да и тогда встреча будет краткой и не наедине. Такова судьба. Пока же Роза из последних сил продолжает работу в партийной школе, пишет статьи в польскую газету и письма друзьям: Луизе Каутски, которая уехала в Вену и от туда посылает написанные по просьбе Розы статьи для польской печати, Матильде Зайдель в Швейцарию:

«                3.02. 1908
Моя дорогая Матильда!
…..Чтобы я сейчас отправилась в Швейцарию, об этом, к сожалению, нельзя и подумать; я прикована к партийной школе, где каждый день  у меня лекции. Но с какой радостью я бы это сделала! Однако, чего нет, то может наступить. Пока же сердечно тебя приветствую и желаю скорейшего улучшения здоровья и весёлого настроения!
                Твоя Р. Люксембург»

Роза пишет Хансу Каутскому:

"29.02.
Дорогой Ханс, пересылаю вам по просьбе "привет ко дню рождения из далека"*. От себя также сердечный привет. Надеюсь, через пару недель, наконец, немного от  моего египетского рабства освободиться и тогда с вами повидаться.
                Пока же сердечно Ваша Р.Л." 


* от Луизы из Австрии

Клара Цеткин просит Розу выступить в Штуттгарте с речью на 1-ое мая. Роза отговаривается:

»                Начало апреля
...Поверь мне, с моего рождения мартовские и первомайские речи были для меня мучением. Я пригодна к торжественным речам как корова к менуэту. Я не умею зажечь массы, в лучшем случае спокойно что-то проанализировать, но это же не годится по такому случаю.
Подытожим: если я не соглашусь, навлеку на мою голову твоё раздражение и мою больную совесть; соглашусь, майский праздник провалится вместе с моей речью в тар тарары, а вместе с ними и мои каникулы, которые будут окрашены этим провалом.
Между прочим: я не поеду в Италию...»

4-ого апреля Роза пишет Косте:

«Ниуниу, сладкий маленький буб, что ты там делаешь без Ниуниа? ..
Вчера я ещё не могла писать, потому что не знала о своих планах на путешествие. Пошла к К(аутским), но разговоры туда-сюда, ничего не дали. Она вдруг решила никуда не ехать, зато он, представь себе, он взял меня в оборот и хочет уехать со мной, всё равно куда. Он оставляет Лауру Л* и готов поехать, куда я захочу. Я не могла ему отказать, и теперь мы, вероятно, поедем с ним к Женевскому озеру. Я хотела хотя бы, чтобы мы поехали через Штуттгарт, но он уже узнал, что через Франкфурт — Базель гораздо удобнее, зато он хочет на обратном пути к вам заехать. Тогда мы, м.б. все вместе поедем в Берлин. Это моё утешение...
Ну, что ты скажешь на это? С одной стороны он приятный попутчик и bon garson, с другой стороны я всё же испытываю неловкость и некоторую напряжённость. 
Диудиу, тебе нужно писать мне ещё сюда, потому что раньше 10-го или 11-го мы не уедем..Ах, если бы ты захотел с нами поехать в Швейцарию! Карл бы нам не помешал! Может быть ты возьмёшь туда своего «мастера»**? О, Диудиу, тебе там бы так понравилось!...» 

*Дочь Карла Маркса и жена Ляфаргэ
**Хуго Фаисст — адвокат и меценат композитора Хуго Вольфа.

Читая Розины письма, складывается впечатление, что «мастер» финансировал все Костины путешествия. Вообще же их дружба кажется весьма странной, ведь он был даже старше Розы на 9 лет. Не была ли эта дружба с самого начала связана с тайной симпатией Фаисста по отношению в Розе?