Автобиография

Николай Гребенщиков
 Я, Гребенщиков Николай Андреевич, родился 15 сентября 1943 года в селе
Николаевка Пономарёвского сельсовета Бирского района Башкирской АССР в семье советских крепостных колхозников,членов колхоза "Россия".
 Отец, Гребенщиков Андрей Евдокимович, выходец из беднейших слоёв
населения, окончив бухгалтерские курсы в Бирском реальном училище, работал в колхозе "Россия" сперва зав. свинотоварной фермой, потом учётчиком на молочнотоварной ферме, и, наконец, до самой смерти в 1958 году оставался кладовщиком на колхозном складе.
 Помер он от тяжелых ранений, полученных им на передовой во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Свои раны он залечивал в воинском госпитале в г. Фергане ( бывшая Узбекская ССР). Из 18 осколков хирурги удалили отцу только 11, а с остальными семью он трудился в колхозе, наотрез отказавшись от инвалидной пенсии по линии военкомата.
 Мать, Богомолова Наталья Феодоровна, также из беднейших слоев. С 12 лет работала конюхом в колхозе "Россия", а во взрослой жизни бригадиром
садоводо-овощеводческой бригады. Образование у мамы 2 класса церковно-приходской школы, но она бойко освоила арифметику и грамматику русского языка и писала почти без ошибок.
 Воспитывала меня бабушка по линии отца, вторая жена дедушки Евдокима
Петровича Гребенщикова Феодосия Ильинична. Дату своего рождения она не помнила, а документальных следов не сохранилось ни в каких источниках. Так что я бабушкин сынок, ибо родители уходили на работу ещё затемно и возвращались с работы в колхозе, когда я уже спал.
 Порядки при советском крепостном праве были ещё те. За опоздание на работу на 10 минут строгий выговор, за второе штраф, а за третье определяемый срок принудительных работ, по сути та же "химия", как теперь говорится. И выходные дни определялись собранием членов правления колхоза. О восьмичасовом рабочем дне и шестидневной неделе никто в пору даже и мечтать не смел.
 В первый класс начальной школы я пошел на две недели раньше, чем мне
исполнилось 7 лет, мог бы ещё годик погулять, но мне страстно хотелось учиться. В школу я пришел, умея читать и писать, петь и рисовать. Знал множество стихотворений как на русском, так и на немецком языке. И говорил одинаково хорошо на обоих языках, спасибо урокам бабушки Феодосии, поскольку она происходила из немцев Поволжья. Мама рассказывала, что дед Овдоня, мол, вторую жену купил себе на ярмарке в Нижнем Новгороде, куда ездил торговать корзинами или купить чего по хозяйству.
 Первой учительницей у меня была Анна Ивановна. Фамилию ее теперь точно не помню, кажется Гурьева. Она была приходящей, из Бирска. Дальнейшую судьбу ее, к сожалению, не знаю.
 Школа находилась возле расхристанной активистами села церкви, в реприированном у священника доме. При советской власти в ней была колхозная мельница. А священник, отец Леонтий (в миру Сатюков) вместе с матушкой и домочадцами был послан так далеко, что не может вернуться на малую родину с большой до сих пор.
 Его родная дочь Мария Леонтьевна Сатюкова извлекла уроки из родительской судьбы, стала атеисткой и до самой смерти активно участвовала в культурной жизни села, оставаясь учительницей. Похоронена она на Николаевском сельском кладбище.
 С Николаевской школой у меня была напряжёнка. Бабушка меня воспитала по-немецки, приучив к пунктуальной исполнительности и жизни без вранья. От этого я сильно страдал в своей среде не только сверстников, но и взрослых. Много позже я понял, что жизнь в Советском союзе замешана на вранье, на выдавании желаемого за действительное. Ещё в 1917 году В. И. Ленин писал и говорил, что, если мол, в любой заметке или корреспонденции, "поступившей с мест" есть доля правды процентов на десять, значит, уже можно публиковать в газете "Правда", что и делалось вплоть до 1985 года -  перестройки.
 Вернусь к школьным годам. Директор школы Михаил Иванович Безымянников однажды сказал мне, чтобы я передал бабушке, что "завтра будем вступать в пионеры, пусть сошьёт тебе красный галстук". Что я и сделал в точности, сохранив даже интонацию сказанного.
 Бабушка была, как и мама, глубоко верующей. Она аж возмутилась: "Вечно ты, Коля, во что-нибудь да ступишь: то в говно, то в пионеры! А красную тряпку на шею только овечкам повязывают, чтобы отличать своих от чужих".
 Всё это я передал директору, также сохранив интонацию. В пионеры мне всё же пришлось вступить, и ходить строем, и петь "Взвейтесь кострами", и отвечать на " Будь готов!" " Всегда готов!".
 В другой школе, в с. Пономарёвка, я проучился в 5 и 6 классах. И там такая же, как и во всем Советском союзе, атмосфера лицемерной жизни, двойных стандартов даже в мелочах. Хорошо, хоть пользование солнцем, воздухом и водой было ещё не под запретом и не дозировано, как сейчас, в XXI веке, в другой стране - России.
 Родители долго думали и придумали, выкупив меня из советского крепостничества, отправить учиться в г. Бирск.
 Отец, зарезав барана и прихватив с собой две бутылки самогона, поехал к своему другу тов. Ядренникову, работавшему председателем сельсовета, заранее подготовив справку о том, что колхоз "Россия" разрешает выезд на учебу в г. Бирск Гребенщикову Николаю Андреевичу.
 Уговорив председателя принять в дар тушу барана, пока тот перетаскивал ее из телеги в помещение, отец, взяв со стола сельсоветскую круглую печать, скорёхонько оттиснул-"проявил" ее на справке. А потом, обмыв сделку, отец отправился домой. А я навсегда теперь избавившийся от советского крепостного ярма, свободный! стал квартировать у тетки в г. Бирске, поступив учиться в 7-й класс городской школы №4.
 В 1960 году я, окончив среднюю школу, поступил в Бирское медицинское училище на фельдшерское отделение.
 В 1963 году, защитив диплом, я поступил 19 апреля на работу в Бирскую
райбольницу горздравотдела в качестве инструктора по охране детства и
младенчества детской консультации г. Бирска, затем работаю педиатром на 2-ом городском участке (ул. Советская и 2-ой Пятилетки).
 В 1964 году я поступаю в Башкирский госуниверситет (БГУ) на факультет
иностранных языков, немецко-французское отделение. Вскоре перевожусь на заочное отделение, и уже 7 декабря 1964 года начинается моя журналистская карьера.
 07.XII.1964 принят в редакцию Бирской районной газеты "Победа" на должность литературного сотрудника.
 12.IV.65 - 17.IX.66 работа в редакции газеты "Заря" Калтасинского района БашАССР на должности ответственного секретаря.
 15.X.66 - 05.VI.67 работа в "Башпотребсоюзе" (г. Уфа) на должности инструктора правления с исполнением обязанностей литературного сотрудника газеты "Кооператор Башкирии".
06.VI.67 - 17.IX.67 работа литсотрудником на гонораре в республиканской
молодежной газете "Ленинец" (г. Уфа).
 Потом начинается мое большое "ралли" по редакциям европейской территории Советского союза. Первой станцией был г. Калинин (ныне г. Тверь), где я трудился в редакции молодежной газеты "Смена" на должности младшего литсотрудника отдела учащейся молодежи.
 Именно там, в Калинине, я познакомился с поэтом А. Д. Дементьевым, со-трудником областной партийной газеты "Калининская правда", одновременно руководившим литобъединением местных молодых литераторов. Четыре месяца я с удовольствием ходил к нему на занятия, учился писать стихи.
 01.II.68 - 25.V.68 работа литсотрудником в редакции районной газеты "Родина" ( г. Чудово Новгородской области).
 А потом начинается мой карельский период журналистики. Первым пунктом пребывания у Полярного круга стал поселок Лоухи, где в газете "Коммунист" я проработал с 10.VI.68 по 23.II.70 в качестве ответственного секретаря.
 Затем наступил самый прекрасный период в моей журналистской и литературной деятельности.
 Ответственным секретарем в редакции районной газеты "Беломорская трибуна" я проработал с 10.III.70 по 11.VIII.78 года, одновременно руководил литобъединением молодых литераторов г. Беломорска. При местной райбиблиотеке создал и возглавил литературный клуб "Гармония", который существует и действует по сей день.
  В Беломорске, работая в газете, я написал свою первую поэтическую книгу
"Студёный причал", которая была выпущена в свет издательством "Карелия" (г.Петрозаводск ) в 1976 году.
  В 1972 году поступил на заочное отделение Литературного института им. А. М. Горького (г. Москва) на факультет литературного творчества.
 Работая в "Беломорской трибуне", в начале 70-х годов был принят в члены Союза Журналистов СССР.
 С 08.IX.78 года начинается мой петрозаводский период, когда по переводу из Беломорска был принят в качестве референта бюро пропаганды литературы СП КАССР, а 27.IX.78 был переведен на работу в Правление Союза писателей КАССР в качестве литконсультанта.
 С 24.VI.80 по 10.X.82 (опять же по переводу) занимал должность инструктора Карельского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИК).
 С 14.X.82 по 18.XII.86 работа в тресте "Петрозаводскстрой" на должности методиста учебного центра с исполнением обязанностей социолога НМЦ профориентации молодежи.
 В 1981 году в издательстве "Карелия" выходит второй поэтический сборник "Ветер над морем".
 Библиотечно-самиздатовские книги: "Яблоки Елабуги. Моление о Марине", поэма (2005 г.) ; "Le zero et l'infini " (Ноль и бесконечность) 2006 г. ; малый вариант "У Гандвика на бреге" 2007 г., все изданы в г. Беломорске.
 В 2008 году в издательстве "Периодика" (г. Петрозаводск) вышла (шестая по общему счету) книга стихов "У Гандвика на бреге".
 После принятия в члены СП Карельской АССР я работал профессионально, как говорится на "вольных хлебах", и одновременно в редакции республиканской молодежной газеты "Комсомолец". Почти пять лет моего труда по небрежности главного редактора газеты А. Фарутина не были зафиксированы в трудовой книжке и не вошли в общий стаж трудовой деятельности.
 В 1991 году, вернувшись на постоянное место жительства на "малую родину", я открыл "бирский период" своего творческого пути.
 В связи с дороговизной публикации очередных сборников стихов в бумажном варианте, я перешел на электронный вид публикаций. Я публикую свое творчество абсолютно бескорыстно и бесплатно, используя видео, аудио, и текстовые записи.
 В 2012 году опубликовал Вконтакте в своей группе видеозапись моего прочтения поэмы "Яблоки Елабуги. Моление о Марине", аудиозаписи многих моих стихотворений, в том числе и из новой, пока неизданной книги "Босиком по небу"; начал публиковать прозаические вещи из цикла "Записки кислого интеллигента" (рассказ "Кумир и фанаты"). Также мои стихотворения публикуются в моей группе в Одноклассниках, на моих личных страницах Вконтакте, в Facebook и Twitter. В LiveJournal мои дневниковые записи из "Поле жизни" и др.

P.S. В 2013 году были напечатаны в электронном виде 2 сборника стихов - "Долгий ящик" и "Босиком по небу"; часть стихов из этих сборников, в основном из первого, опубликованы на сайте www.stihi.ru . Начата работа над сборником прозы "Мамины рассказы", которые опубликованы здесь, на сайте www.proza.ru . А рассказ "Кумир и фанаты" взят из цикла "Записки кислого интеллигента", который написан ещё в советское время, но до сих пор нигде не опубликован.