Письма из Сирии часть 5

Татьяна Ульянина-Васта
Молодая сирийка Джумана Мааруф дала согласие  на публикацию переписки, позволяющей оценить сомнения, эмоции и трудности сегодняшней Сирии, письма написаны к  одной из подруг и  названы: "Взгляд на Сирию".

перевод http://syrie.blog.lemonde.fr/2012/04/17/lettres-de-syrie/

ПИСЬМА ИЗ СИРИИ


27 мая 2012

Здравствуйте, дорогой друг.

Я расскажу вам про моего друга Mаан. В Дамаске он считался лучшим из учителей своего профиля не только по мнению учителей и учеников, но и по рейтингу  Министерства образования. Маан живет  в благополучном районе и там же имеет работу. Но для подработки он взялся вести курсы  в институте в  Дарайе, одном из пригородов Дамаска*, в которых репрессии носили наиболее жестокий характер. Это был настоящий геноцид мирного населения, направленный против молодых людей.

Маан долго колебался, не принимая политику ни одной из сторон. В начале это было несложно, хотя я и говорила, что он напоминает страуса.  Но начав преподавать в Дарайе, по мере общения с местными учащимися и преподавателями  - всё изменилось. Частые аресты коллег, семьи которых стали беднеть, изменили его.  Когда институт обанкротилась, он решил работать  бесплатно.

Но его тоже отстранили. В Управлении учебных дел  чиновник сказал, что не понимает причин его мутации: если бы преподаватели были профессионалами, их бы никто не отстранил, но непрофессионалы могут представлять опасность.

Маан кивает. Он рассказывает о директоре, менталитет которого является абсолютно  "безопасным".

В день визита министра иностранных дел России Сергея Лаврова все сотрудники и студенты в городе были направлены на южную кольцевую дорогу: приветствовать делегацию и махать российскими флагами. Менеджер просил учителей принять участие в этой демонстрации. Но большинство не послушалось. На следующий день каждому был выдан чистый лист бумаги для изложения причины невыхода.

Мой друг написал: "У меня было много семейных обязанностей, однако, раз уж ли  я не пошел праздновать его приезд, я, разумеется, отмечу свой уход" ...

С этого дня божий гнев обрушился на его голову.

Он рассказал о картонных панелях, которыми увешивались классы: "Шабиха - голодна, она собирается сожрать шпионов" или "Мы не девушки - мы шабихушки" . Или картина смеющегося  Президента на которой крупными буквами надпись:  "Даже ваш смех - смех льва" ... и "От твоего смеха дрожат престолы" ...

Один из заместителей директора школы поручил Маану убрать панели. Преподаватель подскользнулся, а руководитель прошептал: "Когда он будет уходить  - нас не будет с ним" ...


"Как получается, что вы все еще любите его?"

*в конец августа 2012 года в Дарайе случилась резня между силами правопорядка и сепаратистами.
=====

28 мая 2012

Здравствуйте, мой друг.

Сегодня студент четверокурсник опоздал на занятия на полчаса. На щеке трехпалый отпечаток, левый глаз красный, сам заплаканный.  По его словам, банда пыталась похитить его. Прежде чем ученик закончил свой рассказ - новость распространилась по всей школе. Все говорили про мальчика и вооруженную банду, которая пытался выкрасть его.

Я перходила с места на место, чтобы понять чем закончится история. Чиновник госнадзора,  бывший военный тренер, предупреждал студентов против похищений: "А вы еще ничего не видели ... Все это вина тех людей, которые утверждают, что хотят свободы!"

Уборщица рассказала, как люди в масках поймали мальчика и потребовали выкуп в размере одного миллиона от его отца, который считался богатым человеком ... профессор философии заговорил о людях, которые были похищены и забиты в стране, и он вспомнил резню в Хуле ... Учительница звонила мужу : "Обрати внимание на малышей, у нас в школе пытались похитить ребенка".

Я наблюдала за мальчиком, который никак не мог описать то, что с ним случилось, казалось, что напугавшее его событие стерло память.

- Сколько их было? -  спросила я.

- А?

- Они прятали лица? - спросил кто-то из  коллег.

- Нет, я видел его лицо.

- Ох ... И как это было?

- Он был стар ... Но он схватил меня сзади.  Поэтому я дал  локтем в пах, - заговорил мальчик, имитируя сцену.

- Браво, чемпион! - мы могли с коллегой поздравить дуг друга: мальчик приходил в себя.

На следующий день, директор школы остановил меня в коридоре. "Мадам, каждый день я вижу как вы идете утром по  улицам",  - сказал мне он, глядя на мои голые руки и мои джинсы.

- Я прихожу пораньше и отправляюсь на тренировку.

- Совет.  Не устраивайте пробежек на улицах. Женщинам рекомендуется носить покрывало. Таким как вы больше не рады на улицах.

Я проигнорировал это совет и продолжила ежедневную спортивную ходьбу по любимым улицам. Красота улиц Дамаска совсем не внушала мне страха. Мне не было известно ни одного случая нападения на женщин с открытым лицом.

И в день когда я видел этого безумца на улице, то вспомнила  слова мальчика и  историю похищения. Этот человек сидел на тротуаре. Он наблюдал за прохожими. Иногда, он бурчал несколько грубых фраз в адрес кого-то, но стоило прохожему ответить, как ненормальный бросался на обидчика, будто раненный тигр.

=====

29 мая 2012

Добрый вечер!

Вчера я навещал свою  бывшую соседку. Я слышала, что её выпустили  из тюрьмы. Это теперь называется "Мать революции". Она работала  акушеркой в  населенном пункте на окраине Дамаска. Свой бизнес она открыла в небольшом имении матери. От нее узнали, как помочь женщинам при родах, женщина  бесплатно принимала больных, перевязывала раны, назначала лекарственные травы против головокружений или болей в желудке, и даже от бесплодия. Из-за большого спектра услуг о ней знала вся округа.

Почему ей дали имя "Мать революции"? Это долгая история, но она не устаёт рассказывать.

Когда народ в этом пригороде  вышел на улицы в первый раз, протестующие были - как она говорит - неуверенными, они не знали какие собственно лозунги должны кричать.  Толпа чувствовала себя не в свой тарелке, и тогда она поднялась на возвышение на площади и стала скандировать:  "Смерть, а не унижения!" " Убийцы народа - предатели" ... ...

Когда она вышла перед толпой в другой раз, то  охранники открыли огонь. Они убили молодого человека  и ранили многих других. Она стала им  врачом, медсестрой  и матерью. Она превратила свой дом в импровизированный госпиталь.  Люди собрали материал, с которым она могла помогать раненным. Молодежь часто приходила с огнестрельными пулевыми  ранениями. И рискуя жизнью - она помогала им. Ей понадобилось не мало красноречия, чтобы на место медпункта не донесли службам безопасности.

В третий раз когда она скандировала лозунги, то попала на фотопленку.  [Доносчик  позже был убит пулей в голову. Подали жалобу на Х.  Но никто в городе не осудил преступника]. Сотрудники службы безопасности после этого провели у неё обыск. Они арестовали двух ее сына и зятя. Что касается её самой - то она сбежала со старшим сыном. Её обвинили в создании банды, а сына в принадлежности к сепаратистам.  "Мать революционера» две недели скрывалась, не появляясь дома, потому что боялась сексотов.

Она шутит, что прятаться было весело.  Когда на них вышли службы безопасности  она попросила молодую женщину,  с которым они вместе прятались: "Скажи им, что я твоя мать." Затем она спряталась в спальне, а  женщина открыла дверь  Мухабарата*. Женщина услышала вопрос:

- Кто с вами дома?

- Моя мама.

- А как ее зовут?

Девушка в замешательстве ... Она забыла имя своей матери ...!

Она смеется и добавляет: "Я  ожидаю:  она не сможет вспомнить, потому что я не называла имени".

Смех её как-то звякает, но все молчат.

"Мать революции" два месяца провела в подвалах  безопасности. Она говорит нам, что заключенные назвали её  бабушкой.

- Почему так много женщин-заключенных? - спросил Уилл.

- Много приходят, но много и уходит  во всех провинциях.

Затем она продолжила:

- ... А потом они привели меня к тому, кто ими командовал, когда они вели меня в автомобиль. Когда я увидела его - плюнула ему в лицо.  Они же посадили меня в коридор, с завязанными глазами. И приходилось сидеть там часами в ожидании допроса. Все молодые люди в коридоре, как и я, были с завязанными глазами. Они фотографировали нас. На одном из допросов вошедший в кабинет офицер пообещал меня ударить. И я сказал ему:  "Я старше твоей матери. Как можете видеть: у меня есть силы, не смотря, что больна диабетом.  Но, сын мой, если Бог посчитал, что мне умереть от рук ваших, то нет счастливее меня.  Потому что я стану мучеником! " ... И он ответил, что  рай  слишком хорош для меня."

Она смеется... Её оскорбляют - она смеется.  Сегодня она занята тем, что ходя от дома к дому помогает роженицам, травами лечит детей.  "Пусть растет смена тем, кто ушёл" - говорит  она!


* служба общей разведки
=====

3 июня 2012

"Каждую пятницу, сирийцы преподносят  дракону
частичку своей страны.
Каждую пятницу они рассеивают свет своей жизни,
чтобы возродить то, что они разорвали."
Зияд Маджид*


Добрый вечер!

Сегодня, когда президент выступал перед своими марионетками в парламенте, убили молодого парня, протестовавшего в  Алеппо**. Ему было двадцать лет. Он был призван на военную службу в регулярную армию. Он протянул там до приказа: стрелять в совой народ. Когда как и тысячи других его поставили перед страшной альтернативой: быть убийцей своего народа, или быть убитым. Дилемма, которая в наши дни нигде не встает чаще, чем у нас...

Он бежал и присоединился к армии Свободы. Там его  ранило  в плечо. Когда он поправился, то позвонил матери, что он в порядке, и он почти вылечился. Но лагерь стали бомбить, когда он ещё и не повесил трубку. Многие  его товарищи были убиты. Мы не не нашли его тело. Сегодня утром были  символические похороны.

В то время, когда  президент разглагольствовал  перед депутатами народа, как он их называет, шабаха ворвались в офис доктора Аднана Вахбеха, и он застрелился в голову.

Пока он что-то говорил без остановки, бесчисленные матери оплакивали своих детей, убитых тираном.

Возле моего дома молодежь, перехватывая с рук на руки, передавала деревянныый гроб. Многие люди стояли на балконах или на тротуарах, глядя на процессию. Рос звук барабанов, но эти прощальные мученические песни перекрывал другой шум: "Будь счастлив! Будь доволен!" Затем они направились к отцу молодого человека: «Вы отец мученика, держите выше голову - Вы отец мученика, мы все ваши дети!"

И все боялись, что появится автобус шабахи.

Между тем в Дамаске, ситуация в корне отличается.

Мой бедный Дамаск! Почему это не случится с вами, рядом с дворцом президента.  Они очистили улицы. Они окружили место, где он находится по периметру, не менее  трех километров ... Но кого это волнует? Именно там, он разговаривает сам с собой, а мы здесь с этим пустым гробом мальчишки, который физически исчез, но чей ум остался с нами и парит над окрестностями. Кого волнует, абракадабра исходящая от этого  человека, который утверждает, что наши дети являются террористами, безработными с пособием в двести  сирийских фунтов?

Честно говоря, кто обращает на него внимание?

*Зияд Маджид - ливанский политолог.


на иллюстрации плакат: "Я покажу!"