Оригамический экстаз

Евгений Габелев
Нет-нет, не оргазмический, а оригамический…




Еще раз вам говорю, читайте внимательно. Да-да, я знаю, вы прочитали так как прочитали, и имеете желание настаивать… но в мои планы не входит соответствовать вашим фантазиям. Ах, вы чувствуете себя обманутыми…


Ну а я-то здесь причем.




ФОРМА ХАОСА


Каждый из вас когда-то комкал бумажку… а затем решительным и точным броском отправлял ее в мусор… или не слишком точным, и тогда попытку приходилось повторять. Но многие ли из вас задумывались…


Что будет, если скомканную бумажку не бросать…? И не просто не бросать, а тщательно скомкав, поставить на постамент, повесить табличку, и объявить произведением искусства…? Думаете не прокатит…?


Должен вас обрадовать, такое искусство есть. Называется оно оригами, и состоит в искусном складывании бумажек… и под руками мастера чистый бумажный лист превращается в причудливые фигуры…


Кораблики и журавли, драконы и странные антропоморфные существа… и миллионы цветов, деревьев и представителей животного и растительного мира. И целые композиции из них, и города и страны…


А вы говорите, в ведро.

...


ЛЮДИ И ХУДОЖНИКИ


Каждый из вас когда-то рисовал… когда-то давно, когда деревья были большими, солнце светило ярче, трава была зеленей, а лето тянулось бесконечно долго… а потом как-то все выросли и перестали.


Немногие из нас каким-то чудом сохранили в себе этот удивительный, и казалось совершенно ненужный взрослому человеку навык. И настойчиво продолжают рисовать, хотя это совершенно не по-взрослому.


Прочие, навык письма утратившие, солидные и большие, спешат по делам, борются за власть, зарабатывают деньги, создают материальные ценности… и свысока смотрят на измазанных краской безумцев.


Общество, в лице своих лучших представителей, философов и моралистов, то осуждает последних, то восхищается, то милостиво позволяет жить, поскольку те, оставаясь детьми, приносят в мир красоту…


И те продолжают творить, несмотря ни на что.

..


ЕДИНСТВО ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ


Теперь обратите свой взор на экран, и внимательно смотрите за руками… то есть представьте, что мы совмещаем эти два процесса. Рисуем картину, а потом причудливо комкаем ее… и получаем новое качество.


Собственно, всякий художник так делает, если картина не удалась и он хочет уничтожить неудачный шедевр… а он работает на бумаге, естественно. Холст не сложить гармошкой, а если вы используете компьютер…


Либо представьте себе обратный процесс. Вы складываете из чистого бумажного листа причудливую фигурку… а затем раскрашиваете ее, сообразуясь как с собственным замыслом так и с формой листа.


Противоположности страстно соединяются… и возникает совершенно новое качество. Изображение, в равной степени отличное и от картины и от пространственной композиции. Гаштальт, переплетающий форму и содержание.


И ваш разум замирает в нетерпении...




ОБЕЩАННЫЙ ОРГАЗМ


Бразильский художник Marcelo Daldoce, ныне проживающий в Нью-Йорке, делает именно это… и в его работах соединяется настоящие картины и танец фигур сложной геометрической формы.


Удивительный мир, сотканный из других измерений и взбунтовавшихся красок. Мир торжествующих многогранников, слившихся с плавностью покрывающей их жизни… и это очень похоже на обещанный оргазм.


Соединение жесткости математики с неизмеримой нежностью цветущей живой природы. Удивительная метафора нашего мира… или как минимум нашего разума, давно разделившего мир на число и форму…


Сознание, разъединенное сотни лет назад соединилось вновь… и внезапное понимание единства бытия готово охватить нас… но мы вспоминаем, что все это игра, и современное искусство…


Ускользающее искусство невероятного…




Искусство… на миг приоткрывшее суть бытия... и закрывшее ее снова.