Книга пророка Амоса

Арье Ротман
1.
Слово пророческое Амоса, что из пастырей Ткоа,
провидевшего об Израиле во дни Узии, царя иудейского,
и во дни Йаровама бен Йоаша, царя Израиля,
за два года до труса земного.

Как лев с Сиона взревет Господь
глас в Йерусалиме возвысит Сущий,
пастушьи пажити оголятся от трав,
главу обнажит Кармель цветущий.

Молвил Господь:
за три злодейства Дамаска не пощажу его и за четыре,
ибо цепами железными молотили Гильад.
Местью огненной полыхну на дом Хазаэля ,
пожрет пламя хоромы твои, бен-Хадад.
Вот сокрушу засовы ворот дамасских!
Истреблю живущих в Ливане – ущелье срама,
в Бейт-Эдене – почтенных, опирающихся на посох.
в страну Кир  изгоню племя Арама.
Господне слово.

Молвил Господь:
за три злодейства Газы не пощажу ее и за четыре,
ибо не привечали изгнанных,
искавших убежища выдавали Эдому.
За то огонь на стены Газы падет,
палаты пожрет, попалит хоромы.
Истреблю живущих в Ашдоде,
В Ашкелоне – опирающих на посох десницу.
На Экрон карающую длань обращу,
сгинут филистимляне безвестно,
остаток их истребится.
Всемогущего Господа слово.

Молвил Господь:
за три злодейства Цора  не пощажу его и за четыре,
ибо искавших убежища выдавали Эдому.
Заветом братства пренебрегли!
За то огонь на стены Цора падет,
пламя пожрет хоромы.

Молвил Господь:
за три злодейства Эдома не пощажу его и за четыре,
ибо от века не ведал жалости.
Лелеял гнев, лютую злобу хранил,
Израиль преследовал яростью,
меч терзающий обращал на брата.
За то огонь на Тейман  пошлю,
в Боцре пламя пожрет палаты.

Молвил Господь:
За три злодейства Амона не пощажу его и за четыре,
ибо беременных рассекали мечом,
утесняли межой Гильад.
Запалю пламя гнева в стенах Раббы  великой,
пожрет хоромы огонь, смерч засечет,
клики воинских труб сокрушат,
изгнанником станет владыка,
вельмож в неволю враг повлечет.
Господне слово.
2.
Молвил Господь:
За три злодейства Моава не пощажу его и за четыре,
ибо кости владыки Эдома сожгли в известковой пещи.
За то огонь нашлю на Моав,
в кликах трубных рушащийся вострепещет.
Пламя испепелит хоромы Крийот,
с воплем падет Моав, в шуме и гаме.
Власть предержащую из среды его истреблю –
царя с вельможами и князьями.
Господне слово.

Молвил Господь:
За три злодейства Иегуду не пощажу и за четыре,
ибо погнушались Торой Господней,
законов ее не блюли.
Сблудились за пророками ложными,
что еще отцов их во грех ввели.
За то пламя пожрет Йегуду,
чертоги Иерусалимские попалит.

Молвил Господь:
За три злодейства Израиля не пощажу его и за четыре,
ибо суды невинного извращали за грош,
страдальца – за цену сандалий.
Втаптывали в прах чело бедняка,
смиренному пути заграждали.
К одной жене блудодейной отец и сын,
наведывались, скверня святость Бога.
Платье, заклад нищеты, расстилали пред алтарем,
простереться ниц на залоге.

Из подкупа обвиненных покупали вино,
в Храме Господнем при возлияниях пили.
А Я эморийцев пред вашим лицом истребил,
что как дубы могучие,
как кедры высокие были.
Корни подсек им, плоды обобрал с ветвей,
а тебя из теснины Египетской взял, подъемля,
сорок лет по пустыне за Собою водил,
даровал в наследие эморийские земли.
Пророков Божьих восставил из ваших сынов,
избрал назареев,
отроков в наставленье народу.
Пустое ли говорю, Израиль? Обманываю тебя?
Скажешь, не бывало такого сроду?
Господне слово.

Вы же назареев опаивали вином,
рты затыкали пророкам Моим, угрожая.
Вот Я на вас! Каждого в землю вдавлю,
как арбу под тяжестью урожая.
Не вырваться огрузневшей, оцепенеть,
так мощному не поможет сила.
Душу от смерти богатырь не спасет,
могучий не избежит могилы.
День настанет – лучник не устоит,
легкость ног не выручит пешего.
Побросав доспехи, нагим побежит храбрец,
сбросит всадника конь его бешеный.
3.
Внимайте, сыны Израиля, слову, что молвил о вас Господь,
те, кого из Египта избавил Я, по родам и семействам.
Только вас признал Я из народов земли,
с вас одних и взыщу за ваши злодейства.
Не сговорившись, как двое друг с другом пойдут?
Лев ли взревет, в чаще не слыша дичи?
Грозный скимен, в укромье лесном таясь,
Рык свирепый издаст, не учуяв добычу?
Птица в силок угодит, коль не насторожен?
Взовьется ль из праха сеть, пока не уловит?
Рог, разбудивший ночь, не потревожит град?
Беды селению – не по Господню слову?
Но не свершит задуманного Господь,
прежде чем тайн не раскроет
верным Своим, провидцам.
Лев зарычит – кого не охватит страх?
Господь проречет –
от пророчества кто уклонится?

Возгласите, вестники, с кровель хором Ашдодских,
над дворцами Египта возвысьте глас:
Собирайтесь к горе Шомронской, угнетенных узрите,
притеснителей, бесчинствующих не таясь.
Забыли, забыли пути прямые,
чертоги неправой добычей полнят,
копят награбленное в запас.
Потому так говорит Господь:
Сомкнется вокруг страны твоей враг-отмститель,
совлечет мощь гордыни твоей, разграбит чертоги,
сокровища неправедные расхитит.
Господне слово.

Молвил Господь:
Как хрящ уха овечьего или голень
пастух вырывает из пасти львиной –
пред хозяином оправдать убыток,
так сыны Израиля уцелеют в Шомроне,
на одрах разлегшиеся лениво,
на ложах дамасских – в дремоте сытой.
Внемли, дом Якова, остерегись!
Слово Бога Воинств, Господа Всемогущего:
В день воздаяния попомню лжехрам Бейт Эля ,
рога алтарные преломлю, в прах обрушу их.
Терема летние сокрушу и зимние палаты,
Дворцы кости слоновой падут,
рухнут дома богатых.
Господне слово.
4.
Слушайте слово сие, коровища башанские,
внемлите, шомронские говяды,
грабители нищеты, отымщики голи,
– подай и напьемся! – зовущие ладу.
В святости Своей поклялся Господь:
Вот Я на вас! Грозные дни приближу!
На крючья насадят враги, повлекут,
как рыбари на крюки гибельные нанижут.
Умножат проломы в стенах – жене по бреши,
свой путь на позор каждой.
В место скверны их сгонят, Хармон,
на потеху похоти вражьей.
Господне слово.

Ступайте же в капище Бейт Эль согрешать,
умножать нечестие – к алтарю Гилгала.
Предваряй утро десятиною из скота,
на третий же день посвященное возноси,
не медли ни мало.
Жертвы благодарственные возлагай,
на квасных хлебах – всесожженье свое,
зычно дары доброхотные оглашай,
ибо любезно сынам Израиля служенье сие.
Господне слово.

Что ж, и Я дары вам преподносил:
добела вычистил зубы гладом,
все города и селения обошел,
бесхлебицу даровал в награду.
Но вы ко Мне не вернулись.
Господне слово

Небеса затворял посреди зимы,
за три месяца до ячменной жатвы.
Одно селение благодати лишал,
другому – ливень даровал благодатный.
Орошал ниву, а соседнюю изнурял,
тут выпадали дожди – рядом не лили.
К водопойному граду из обезводевших шли,
да иссякла влага, жажды не утолили.
Но вы ко Мне не вернулись.
Господне слово.

Ржою и суховеем посевы карал,
на сады-вертограды наслал саранчу тучею,
дерева плодовые во множестве пожирала,
смоковницы и оливы губила, летучая.
Но вы ко Мне не вернулись.
Господне слово.

Чумою египетской застиг вас в пути,
отроков мечами пронзил,
полонил скакунов ратных,
павших на поле бранном оставил гнить,
достиг обоняния вашего смрад их.
Но ко Мне вы не вернулись.
Господне слово.

Покарал вас как Содом и Гоморру,
казнью пламенной – прогневивших Меня.
Уцелевших головне пылающей уподобил,
угольям – спасшихся из огня.
Но ко Мне вы не вернулись.
Господне слово.

Потому так поступлю с тобою, Израиль,
таким воздам тебе побытом:
изготовься навстречу Господу твоему,
ибо явленьем Его будешь испытан.
Вот Он, создавший горы, грядет,
шествует, сотворивший стремленье ветра.
Человеку навевает Он слово Свое,
вспять, во мрак обращает сполох рассвета.
Поступь Его попирает высоты земные,
Бог Всемогущий,
Всесильный Господь Его имя.
5.
Слушай слово сие, Израиль,
плачевную песнь вознесу тебе ныне.
Пала дева Израиля, не восстанет,
наземь брошена, кто поднимет?

Ибо сказал Господь:
Из града, выставлявшего тысячу, выйдет сотня;
десять – там, где вставали сто по призыву.
Так он дому Израиля молвил:
взыщите Меня – и останетесь живы.
Не ищите Бога в Бейт Эле, в Гилгал не ходите,
не паломничайте к Беер Шеве!
Ибо вот, Гилгал оголит погибель,
Бейт Элю – разор и опустошенье.

Взыщите Господа и останетесь живы.
Дом Иосифа! Избегни огненной кары.
Ибо пламя гнева Бейт Эль охватит,
и никто не зальет пожара.
Вы, обращающие в плевел закон,
праведность повергшие ниц!
Бог созвездия сотворил, Кесиль и Кима,
теснины тьмы озарил лучами денниц,
ясный день помрачает внезапной мглой,
пучина по зову Его восстает на сушу.
Господь всемогущий – Имя Его,
Он – Бог Вечносущий.

Радует разбойников грабежом,
насылает разор на твердыни.
Презрели вы обличающего у врат вечевых,
словом истины погнушались в гордыне.
За то, что топчете бедняка,
поборами давите безвинного,
дом из тесаных глыб построишь – не обновишь,
вертоград отменный насадишь –
не вкусишь пития винного.
Ибо грехи ваши ведаю: тяжелы
преступления знаю: несметны.
У праведного вымогаешь выкуп, теснишь,
при вратах извращаешь суды бедных.

Потому онемеет советчик во время оно,
у разумного отнимется речь.
Творите добро, нечестия удаляйтесь,
дабы в злую пору жизни свои сберечь.
Возненавидьте злодейство, вершите благо,
во врата свои возврати закон,
и остаток Иосифа пощадит, быть может,
Господь, что твердите вы: «с нами Он».

Так молвил Бог Всемогущий:
Вот, на улицах поминальный плач,
на торжищах стоны и сокрушения.
Поселян в города призовут скорбеть,
заведут плакальщики голошения.
Рыдания виноградники огласят,
кручиною изойдут слезной.
Ибо так говорит Господь: во гневе пройду
среди вас карою грозной.

Горе вам, алчущие Господня дня,
поджидающие явление Божье!
Что вам день Господень? Взоры не просветит,
очи тьмою смертной заложит.
От пасти льва побежишь –
угодишь медведю лютому в пасть.
На стены ли упованье возложишь –
но и в доме не минует напасть:
змей ядовитый ужалит,
смертельной пронзит отравой.
Ибо Господень день не свет принесет, а мрак,
мглу непроглядную,
а не сиянье славы.

Как ненавистны Мне жертвы ваши!
Омерзели празднества непотребные.
Воскурений в собраньях молитвенных не обоняю.
Всесожжения Мне не угодны и дарения хлебные.
От мирных жертв отвернусь – бычищ тучных,
гомон песен твоих уйми, нежеланный.
к гласу струн ваших
слуха склонять не стану.

Пусть добро и правда рекой потекут,
справедливость – полноводным потоком хлынет.
Дом Израиля!
Странствовал ты сорок лет.
Разве жертвы и хлебодаренья приносил Мне в пустыне?
Для чего ж воцарили Сикута,
истуканам Киюна  служите ныне?
Для чего поклонились светилам,
божествами своими назвали?
Потому от Себя изгоню вас,
за пределы Дамаска пойдете и дале.
Так молвил Господь,
Бог небесных сил – Его имя.
6.
О безмятежные в Сионе!
На горе Шомронской не ведающие тревоги!
Цвет народа, избранные из племен!
Весь Израиль стекается к вам,
поучений ждет на пороге.
в Хамат Раббу ступай, сойди в Гат филистимский,
направь в Халне шаги, узри в ней:
с вашими царствами сравнятся ли благом сии?
Землями благодатными разве они обширней?
Мысль о бедствие гоните: «день воздаяния не настанет!»
Но власть нечестивых не вы ль навлекаете сами?
Разлеглись на ложах кости слоновой,
нежитесь в ленивой истоме часами.

Ублажаете чрево лакомством бараньим,
филеями раскормленными,
тельцами тучными.
Перебором струн услаждаете пированье:
«Давиду-де уподобились песнями сладкозвучными».
Вино неразбавленное лакаете как из корыт,
умащаетесь отборным елеем,
что вам крушение царства Иосифа,
близящейся бедой его кто болеет?
Потому первыми вас погонит враг
в изгнании мыкать горе,
Пиры возлежащих в роскоши не продлятся,
оборвут их недруги вскоре.

Ибо поклялся всемогущий Господь в душе Своей,
молвил Бог воинств небесных, Господь Цваот:
«Возненавидел я хоромы гордыни твоей, Яков,
погнушался дворцами и башнями у ворот.
Выдал град твой недругу беспощадному,
что сынов его и сокровища заберет.
Спасется десяток в прибежище уцелевшем –
но и там их погибель отыщет.
За останками с погребением огненным явится родич,
последнего из живых застанет в недрах жилища,
спросит: – «Есть ли с тобою кто?» –
Ответит спасшийся: – «Я один в ночи».
Взмолится к спасителю в страхе:
«Только имя Господа не поминай,
молчи».

Так заповедал о вас Господь:
Дворцы и хижины враг разгромит,
истолчет в щебень, сотрет в прах.
Ибо утесами помчит ли конь?
Поведет пахарь борозду в камнях?
А вы правосудие обратили в яд,
в полынь – справедливость,
законы – в отравную зелень.
Бахвалитесь попусту, говоря:
«Рог наш высок,
всех врагов на него возденем!»
Но так молвил о вас Всемогущий Бог:
Дом Израиля!
Вот что тобою свершится:
племя, чья длань жестока
во всех пределах твоих тебя утеснит,
от Лево Хамат
до степного потока.
7.
Видение, что явил мне Господь:
Вот, саранчу Он навел при начале поздней косьбы.
Царскую пожню убрали,
прочие не успели.
Узрел я крылатую смерть:
пажить пожрет без остатка!
Взмолился: О Господи, неужели?
Заклинал о пощаде:
Боже Всесильный, все в Твоей воле!
Смилуйся, ибо мал и слаб Яков,
в бедствии как устоит?
падет – не поднимется боле.
Внял Господь, отрешился от намерения Своего:
«Да не случится сего» –
молвил.

Видение, что явил мне Господь:
Вот, губителей Он наслал палить Израиль огнем.
Бездну великую пламя пожрало,
земель плодородных приволье.
Взмолился я:
Смилуйся, Господи, ибо мал и слаб Яков,
падет – не поднимется боле!
Внял Господь, отрешился от намерения Своего:
«И сего не случится», –
молвил.

Видение, что явил мне Господь:
Вот Он над крутой стеною встал с отвесом в деснице,
вопрошает: что видишь, Амос-пророк?
– Отвес, – отвечаю.
– Сим отвесом, – молвил Господь – поверю народ мой, Израиль.
Ибо терпенья окончен срок.
Капища на холмах Исаака опустошу,
прощать Израилю грех не стану:
Сам лже-святилища идольские сокрушу,
с мечом на дом Йоровама восстану.

Тогда послал Амация, священнослужитель Бейт Эля, к Йороваму-царю,
сказать: заговор затевает против тебя Амос во Израиле. Земля не в силах
снести бунтовских речей его, ибо так возглашает Амос:

«Падет от меча Йоровам,
Израиль, с земли своей изгнанный,
будет отправлен в скитанье».
Молвил Амация Амосу:
– Ступай, спасайся, провидец, беги в Иегуду,
там пророчеством снищи себе пропитанье.
А здесь, в Бейт Эле,
предвещать не продолжишь нам бедствий.
Ибо Бейт Эль – святилище царское,
царского дома удел и наследство.

Отвечал Амос Амации и сказал:
– Нет, не пророк я, не сын пророческий:
овчар и плодов сикоморовых резчик .
Взят я Господом от отар овечьих.
Так мне молвил Господь:
«Ступай к Моему народу
к Израилю с пророческой речью».
Ныне же внемли приговору Господню:
Сказал ты: «Об Израиле не пророчествуй,
дом Исаака не увещай речами».
За то жену твою в блудницу захватчики обратят,
сыны и дочери падут под мечами.
Вервиями именье твое поделят враги,
ты сам умрешь на чужбине, в земле нечистой,
куда уведет Израиль из отчего края гонитель,
куда ненавистники изгонят его с отчизны.
8.
Видение, что явил мне Господь:
Вот, полна корзина фиг перезрелых.
Вопросил меня:
– Что видишь, Амос?
Плоды урожая – какими узрел их?
Ответил я: «Полон короб смокв гниющих».
Молвил Господь:
Таков Израиль.
Ибо спускать греха больше не станет Сущий.
Конец,
конец Моему народу ныне.
Песни чертогов ликующих в вой и рыдания обращу,
в горы гниющих тел на немых руинах.
Господне слово.

Внимайте, топчущие бедняков,
губители нищеты смиренной,
ждущие в новомесячье: скоро ль безделью исход ?
В субботу томящиеся по хлебному торгу:
– Когда, наконец, отворим амбары,
час наживы скоро ль придет?
Гири отяжелим, умалим хлебные меры,
чаши весов к обману понудим.
Поработим разоренного за серебро,
бедняка – за пару сандалий,
сорный хлеб за отборный сбудем.

Оплотом Якова поклялся Господь,
твердынею упований:
вовек не забуду твои прегрешенья.
Как от мерзости не содрогнется земля?
Жителей ее не постигнет опустошенье?
Рекой Египетской вспучится, паводком грозным,
забурлит грязью и илом,
подобно Нилу
широко растечется
половодьем могучей силы.
И будет в тот день – молвил Господь, –
солнцу велю закатиться в полдень,
денное сиянье небес помрачу,
праздники ваши обращу в тризны,
распев ликующий – в скорбную песнь обращу.
Всякие чресла вретищем облеку,
заставлю рвать власы безутешных,
как по сыну единственному в рыданиях изойдешь,
но забвением не помилую грешных.

Вот, настают дни, – молвил Господь, –
взыщу землю гладом великим:
не хлеба взалкает и не влаги возжаждет,
а истины от Господня лика.
От моря до моря алчущие пройдут,
с немого восхода к полуночи безгласной,
но слова Божьего не обретут,
скитанья их будут напрасны.
В тот день изнемогут души от жажды духовной,
красавицы-девы падут в беспамятстве,
юноши в забытьи.
Все клянущиеся идолом шомронским,
заклинающие: как жив! – о святом Беер-Шевском пути ;
как жив бог твой, Дан! – говорящие о тельце златом –
В тот день падут они все,
не поднимется боле никто.
9.
Видел я Господа над капищами Бейт Эля.
Молвил Он: рухните, косяки,
притолока надвратная, преломись!
На головы грешников, круша их, падите!
Уцелевших мечом настигну,
рукою врага отниму жизнь,
бегущий – верной гибели не избежит,
спасения ищущий – не снищет покоя.
В землю зароется – из-под земли извлеку,
в небеса взовьется – низрину Своей рукою.
На главу Кармеля взойди, запрячься в чаще –
там изыщу, заберу оттуда.
В пучину с глаз Моих сгинь, на дне затаись –
уязвить заповедаю змею, морскому чуду.
В плен погонят враги – прикажу, и настигнет меч.
Во зло, не во благо падет
взор Мой на вас повсюду.

Бог воинств небесных, всемогущий Господь!
Коснется тверди земной – и растает твердь,
все живое на ней в ужасе содрогнется.
Вздыбится суша, подобно великой реке,
и, как река Египетская, в русло свое вернется.
Возводящий чертоги вышние в небесах,
на земле основавший Свою твердыню,
воззовет Он к водам морским – и покроют лицо земли,
Бог Всемогущий,
Всесильный Господь Его имя.

Молвил Господь:
Кто вы Мне, израилевы сыны?
Что вы, что кушияне – никому не смягчу приговора.
Вывел Я из Египта тебя, Израиль;
а сынов Арама – из Кира и филистимлян с Кафтора.
На царство колен злодейских Господь воззрит:
Сотру с лица земли его, искореню жестоко.
Но на семя Якова не прострет руки,
не народ покарает, а власть греха и порока.
Господне слово.

Повелю племенам – и станут тебя трясти,
дом Израиля встряхивать ситом
как сеют зерно – и наземь не упадет
сор, что был в народах испытан.
Так от меча погибнут в народе Моем
все беззаконники, преступный род,
хвалившиеся: бедствия не увидим,
зло к нам приблизиться не дерзнет.
В тот день кущу клонящуюся подниму,
восставлю славу давидова дома.
Заделаю бреши, обрушенное обновлю,
как древле царские отстрою хоромы.
И те, на ком Имя Мое наречено,
сыны Израиля – наследие возвратят свое.
Захваченное Эдомом и племенами вернут.
Ибо так говорит Господь:
исполню предречение сие.

Молвил Господь:
Вот, наступают изобильные дни:
жнец еще жнет – а уже пахоте сроки.
Еще виноград в давильне – а время сева идет,
на склонах сады плодовые источают соки,
холмы, изнемогшие сладостью,
истаивают как мед.
Народ Мой, Израиль, из чужбины верну.
Города покинутые поднимут,
населится вновь страна.
Разобьют сады свои –
вкусят плоды сладости,
вертограды насадят – пригубят вина.
В земле дарованной Мною насажу их навек,
и не оставят ее –
отныне на все времена.

Слово Господа, Бога твоего слово.