Моя школа. Учительские рассказы

Ева Олина
Сашка

После окончания школы я работала в своей родной школе старшей пионерской вожатой. Школа работала в две смены. Поэтому всегда в коридорах было шумно. Кто спешил на уроки, кто с уроков. Классы собирали Родине  макулатуру, сдавали металлом. Постоянно проводилась масса кружков и различных мероприятий: сборы пионерского звена, сборы отрядов.  В пионерской комнате постоянно толпились пионеры и комсомольцы. Занимались ребята за разными столами.  Отдельно, в центре комнаты  буквой «П»  стояли столы для членов комскомитета, советов отрядов и дружины. Все были заняты своим делом, стояла рабочая тихо шуршащая и шелестящая обстановка.
 Но это, если не было Сашки. Он учился в7 классе, во вторую смену, но приходил в школу часам к десяти, ибо учился с двойки на тройку и уроки дома не учил, само, собой.  Мальчик был суперактивный. Он брался за все дела сразу, и делал все четко и быстро, его слушались и малыши и одноклассники, и старшие ребята. Светловолосый живчик приводил в движение всех вокруг; озорства, кстати, ему было тоже не занимать. Я могла ему доверить возглавить прием металлолома или макулатуры у любого класса. Он выходил в школьный двор с горном, горнил отменно, строил отряд с песней и речевкой. Вел к складам, взвешивал, записывал результат, отмечал на «Доске соревнований». Затем приходил в пионерскую и докладывал. Затем он шел на уроки.
 Ему доверяли все, он добросовестно и честно относился к поручениям. Так же игру «Зарница» Сашка организовывал и проводил прекрасно, проявляя лучшие командирские качества.   После уроков второй смены снова пропадал в пионерской. Тут уж приходилось вести с ним ненавязчивые воспитательные, направляющие на ум беседы. Вообще-то у него больших проблем в поведении не было. Но ведь далеко не все  учителя любят, когда ребенок с чем- то не согласен или имеет свою точку зрения( может не всегда и верную).
Иные учителя бывают слишком категоричны, ибо вместо того , чтобы с ребенком побеседовать, требуют повиновения без разбора. Так быстрее. Так спокойнее!
  Именно такой была классный руководитель Сашки. Она преподавала немецкий язык. Ирен Аркадьевна была эффектной яркой черноглазой характерной женщиной, к тому же работала на полставки организатором по воспитательной работе.
  Сашка часто опаздывал на уроки, и к другим учителям тоже. Однажды он опоздал на урок немецкого языка к Ирен Аркадьевне. Учительница строго отругала в грубой форме мальчишку, заставила извиниться перед классом и выгнала за родителями со словами типа « пошел вон!» Сашка выкрикнул ей нецензурное слово и убежал…
Что же потом началось!
  У Саши в старшем классе училась сестра Софья. Отличница и активистка. Вызвали к директору девочку, через нее пригласили маму на педсовет.
   Школа была большая. Около семидесяти учителей и членов  родительского комитета    переполнили школьный класс. До сего дня я помню этот жуткий день.
В президиуме : директор, члены совета школы. Впереди, перед доской нервный красный Сашка, с не  менее алой мамой. Что тут началось! Директор басом объясняет суть дела, учителя как шмели жужжат, кричат. Ирен Аркадьевна визжит громче всех. Глядеть на это безумие не было сил, но уйти же нельзя. Как же мне было плохо- мне казалось, что я стою рядом с мальчиком и все безумные глаза и слова набросились на меня.  Я не смотрела на мальчика, что-то попыталась промямлить ( это ведь и мои учителя, они и  меня учили, еще в этом году)  в защиту мальчика.
   А Саша был добрым и отзывчивым, обычным мальчиком. Что же творилось в его маленьком сердечке? Как идти в эту же школу? Он привык быть лидером, а  тут его так…, под орех.
   Конечно, Сашу как подменили. Он стал пропускать уроки. Это был уже не тот жизнерадостный открытый ребенок. Потом его поставили на  учет.
   Для меня это был первый педагогический урок.  Очень отрицательный? Антиурок! Я изменила свое отношение ко многим учителям, не хотелось даже здороваться с ними ,будто это мне сделали не педагогическую выволочку. Умозаключение я себе сделала на всю жизнь: даже любую конфликтную ситуацию, если она случиться,  решать тихонько самой с ребенком, а не унижать в первую очередь себя(и ребенка, чужого ребенка, к тому же) перед всеми. А иначе – какой же ты учителяь!. Да, в наши времена педагоги с нами не церемонились

ВАЛЬС

В этот день уроки, как обычно, закончились в семь тридцать. В школе торопливо убирали классы, суетились. Сегодня должен был состояться первый в учебном году педсовет. Вопросов для обсуждения было много , а  это значило, что он закончится поздно. В классе, где проходил педсовет, было душно. Несмотря на то, что окна и двери были открыты. Для меня было тревожно впервые в жизни сидеть в святая святых моей школы. Еще недавно прозвенел мой последний звонок и вот я в  святых пенатах школы.
Обсудили доклад, приняли решение еще по какому-то вопросу. Встал директор и говорит, что так все устали и надо бы размяться и предложил всем подняться на второй этаж.
 Сергей Романович, так звали директора, был статным, крупным, очень красивым мужчиной. Он был очень строг  и его побаивались не только ученики н но и учителя. И вот все поднялись в актовый зал, а директор и говорит: 
- А что, Любовь Григорьевна! Сыграйте-ка нам вальс!
- Пожалуйста, коллеги, танцуйте, отдохнем немного.
Сказав это, мой директор направляется ко мне и с поклоном, сказав
- Разрешите пригласить,- берет  меня за руки и ведет в центр зала.
 Краснея, бледнея, наверное, наступая ему  на ноги, во всяком случае, так мне кажется и сейчас, я кружилась   в   ВАЛЬСЕ.  Сергей Романович что-то мне говорил, но что-либо соображать я не могла. Конечно же, как вожатая школы я боготворила и боялась Сергея Романовича. А тут такое- пригласил на вальс ! На мне лица , наверное, не было. Любовь Григорьевна играла вальсы Штрауса, и все учителя кружили  в вальсе, выделывая различные вензеля. Но музыка закончилась…
Педсовет продолжился. Но я уже ничего не слушала и не вникала.
  Я любила, танцевать вальсы. Да и танцевала хорошо, так как ходила в танцевальный кружок в школе и на бальные танцы во дворец культуры. Старших вожатых тоже учили танцам.
  Этот вальс я запомнила на всю свою жизнь. В дальнейшем никто и никогда не вспоминал об этом «событии» ,по- видимому оно было значимым только для меня ,а директор, как настоящий педагог, видимо ,таким образом поддержал молодого сотрудника, сам не зная того, какие « выросли» крылья за спиной  у молоденькой вожатой.